Рабочая программа учебного курса Практикум по биологии для учащихся 7-8 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Практикум по биологии» на уровне основного
общего образования составлена на основе:
•
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 №273- ФЗ;
•
Федерального закона от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и
статьи 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской
Федерации»;
•
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021
№ 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101)
•
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации № 568 от
18.07.2022 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт основного общего образования» (Зарегистрирован
17.08.2022 № 69675);
•
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023
№ 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного
общего образования» (Зарегистрирован 12.07.2023);
•
Требований к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования, представленных в ФГОС ООО;
•
Рабочей программы воспитания МБОУСОШ №1 с. Засечное;
•
Приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
•
СП
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
•
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от
28.01.2021 № 2
•
Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов, модулей,
курсов внеурочной деятельности МБОУСОШ №1 с. Засечное.
Согласно своему назначению рабочая программа даёт представление о целях обучения,
воспитания и развития обучающихся средствами учебного курса «Практикум по
биологии»; усиливает обязательное предметное содержание, предусматривает
распределение его по классам и структурирование его по разделам и темам; даёт
распределение учебных часов по тематическим разделам курса и последовательность их
изучения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного
процесса, возрастных особенностей обучающихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ПРАКТИКУМ ПО
БИОЛОГИИ»
Учебный курс «Практикум по биологии» на ступени основного общего образования

направлен на формирование у обучающихся:
•
понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной
грамотности человека для решения практических задач;
•
владение основополагающими понятиями и представлениями о живой
природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование
биологической терминологией и символикой;
•
владение основными методами научного познания, используемыми при
биологических исследованиях живых объектов и экосистем.
Отбор содержания проведен с учетом культурологического подхода, в соответствии с
которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования
познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды
и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к
обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения лабораторных и
практических работ с учащимися и составляет основу курса. В рамках реализации
программы учитываются психологические, возрастные особенности учащихся при
отборе содержания, методов и форм работы. Индивидуально подбирается объем учебной
нагрузки в зависимости от способностей и возможностей учащихся. Сочетаются
различные формы обучения (коллективные, групповые, индивидуальные, парные), что
позволяет развивать все виды коммуникативной деятельности учащихся.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ПРАКТИКУМ ПО БИОЛОГИИ»
Цели курса: систематизация и углубление знаний учащихся по разделам курса биологии
путем выполнения лабораторных и практических работ, решения разнообразных заданий
и биологических задач различного уровня сложности, формирование функциональной
грамотности обучающихся.
Задачи:
•
развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в
процессе самостоятельного приобретения знаний и умений по биологии с
использованием различных источников информации;
•
закрепить навыки использования приобретенных компетенций в
практической деятельности и повседневной жизни для приобретения опыта
деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит
биология как учебный предмет4
•
продолжить освоение приемов действий в нестандартных ситуациях,
овладение эвристическими методами решения проблем.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ПРАКТИЧЕСКАЯ БИОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Согласно учебному плану учебный курс «Практикум по биологии» является предметом
части, формируемой участниками образовательных отношений.
Программа учебного курса «Практикум по биологии» изучается в объёме 1 час в неделю
в течение учебного года с 7 по 8 класс. Всего на освоение программы отводится 68 часов
(1 час в неделю, 34 учебных недели).
I. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ПРАКТИЧЕСКАЯ БИОЛОГИЯ»
7
класс
Раздел 1. Методы исследования организмов

Содержание: увеличительные приборы: лупа (штативная, ручная) и микроскоп (световой
и электронный). Устройство светового микроскопа и правила работы с ним.
Лабораторное оборудование: покровное и предметное стёкла, препаровальная игла,
химический стакан, стеклянная палочка, спиртовка, держатель. Правила техники
безопасности при работе с лабораторным оборудованием.
Основные понятия: увеличительные приборы, микроскоп и его части (окуляр, объектив,
тубус, предметный столик, винты, штатив, зеркало), микропрепарат.
Раздел 2. Клеточное строение растений
Содержание: особенности строения растительной клетки, органоиды; вещества,
входящие в состав клетки и их значение; типы тканей организма растения.
Методическое обеспечение: мультимедийное приложение к уроку, компьютер,
проектор, экран, микроскопы, лабораторное оборудование, микропрепараты
растительных тканей, йод, семена подсолнечника, мука, сухие семена пшеницы,
пробирки, держатели, спиртовки.
Основные понятия: растительная клетка: плазматическая мембрана, клеточная стенка,
цитоплазма, ядро с ядрышком, митохондрии, вакуоли, пластиды (хлоропласты,
хромопласты, лейкопласты); неорганические вещества: вода, минеральные соли;
органические вещества: белки, жиры, углеводы; ткани растений: образовательная,
покровная, механическая, основная, проводящая. учёный: Роберт Гук.
Раздел 3. Строение и функции органов цветкового растения
Содержание: строение семян однодольных и двудольных растений; условия прорастания
семян; правила посева семян; строение корня; функции видоизмененных корней;
строение и значение побега; листорасположение; функции почки; значение и внутреннее
строение листа; типы жилкования листьев; условия для процесса фотосинтеза, значение
воздушного питания растений в природе; процесс дыхания у растений; транспирация;
внутреннее строение стебля; значение стебля в жизни растения; видоизменения побегов;
строение и значение цветка; соцветия и их значение; виды плодов.
Основные понятия: семя: зародыш, семядоли, эндосперм, семенная кожура; корень;
виды корней: главный, боковые, придаточные; зоны корня: деления, роста, всасывания,
проведения; видоизменения корней: дыхательные, прицепки, корнеплоды, подпорки,
корнеклубни; побег: стебель (узел, междоузлие), почки, листья; побеги: прямостоячие,
ползучие, приподнимающиеся, вьющиеся; листовая мозаика; листорасположение:
очередное, супротивное, мутовчатое, прикорневая розетка; почка: вегетативная,
генеративная; почка: верхушечная, боковая; лист: листовая пластинка, черешок; листья:
простые, сложные; жилкование листьев: сетчатое, дуговое, параллельное; хлорофилл;
устьица; видоизменения листьев: хвоя, колючки, чешуйки; стебель: сердцевина,
древесина, камбий, луб, кора (пробка, кожица); годичные кольца; видоизменения
побегов: надземные (столоны, усики, колючки), подземные (корневища, клубни,
луковицы); цветок: главные части (тычинки, пестики), околоцветник (лепестки,
чашелистики); растения: однодомные, двудомные; цветки: обоеполые, раздельнополые;
соцветия: простые (колос, кисть, корзинка, зонтик, початок, головка, щиток), сложные:
(сложный колос, сложный зонтик, метелка); плоды: сочные, сухие, односемянные,
многосемянные (ягода, костянка, орех, стручок, боб, коробочка, зерновка, семянка).
Раздел 4. Основные отделы царства растений
Содержание: строение водорослей согласно их среде обитания; признаки однодольных и
двудольных растений; семейства растений класса Двудольные; семейства растений

класса Однодольные.
Особенности строения и жизнедеятельности растительного организма: питание,
дыхание, обмен веществ, рост и развитие, размножение, раздражимость; главные органы
цветкового растения: корень, стебель, лист, цветок.
Основные понятия: подцарство Низшие растения (Водоросли): отдел Зеленые
водоросли, отдел Красные водоросли, отдел Бурые водоросли; подцарство Высшие
растения: отдел Моховидные, отдел Плауновидные, отдел Хвощевидные, отдел
Папоротниковидные, отдел Голосеменные, отдел Покрытосеменные (цветковые);
ризоиды; сорус; гаметофит; спорофит; заросток; фитонциды; класс Двудольные:
семейство Пасленовые, семейство Розоцветные, семейство Крестоцветные, семейство
Сложноцветные, семейство Бобовые; класс Однодольные: семейство Злаки, семейство
Лилейные; формула цветка. Учёный: Николай Иванович Вавилов
Раздел 5. Царство Бактерии. Царство грибы
Содержание: строение и форма клеток бактерий; отличие споры бактерии от спор
папоротников и грибов; строение тела гриба; наиболее известные представители царства
Грибы: одноклеточные, многоклеточные; состав и структура природных сообществ;
причины смены фитоценозов; меры по охраны редких и исчезающих видов растений.
Основные понятия: бактерии; форма бактериальной клетки: кокк, бацилла, вибрион,
спирилла; грибы: грибница (мицелий), гифы, плодовое тело; биоценоз (сообщество);
биогеоценоз; фитоценоз; ярусность; смена фитоценозов; редкие и исчезающие виды
растений.
8
класс
Раздел 1 Введение.
Методы научного познания. Различия между животными и растениями. Среды обитания
животных. Роль животных в природе и жизни человека. Взаимосвязи животных в
природе. Биоценоз. Пищевые связи. Практическая работа №1 «Составление цепей
питания».
Раздел 2. Одноклеточные животные
Организм как среда обитания. Простейшие - возбудители болезней человека.
Дизентерийная амеба. Паразитические жгутиконосцы, циклы развития. Малярийный
плазмодий, цикл развития. Профилактика заболеваний, вызываемых простейшими.
Защитные покровы простейших. Фораминиферы.
Практическая работа № 2 «Изучение одноклеточных под микроскопом»
Практическая работа № 3 «Изучение капли раствора мела под микроскопом
Раздел 3. Многоклеточные
животные Тема 1. Ядовитые
животные
Яды для защиты и нападения. Расположение ядовитых желез. Тип кишечнополостные.
Класс гидроидные. Медузы. Морская оса. Тип Членистоногие. Класс паукообразные.
Пауки и клещи. Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Пчелы. Осы. Тип хордовые.
Класс земноводные. Ядовитые лягушки. Тип Хордовые. Класс пресмыкающиеся. Змеи.
Меры предосторожности, первая помощь при попадании яда в организм человека.
Тема 2. Защитные покровы животных
Раковины моллюсков. Покровы рыб. Надежность и уязвимость защитных
покровов.
Панцири броненосцев и черепах.

Практическая работа №4 «Многообразие раковин моллюсков»
Практическая работа № 5 «Исследование строения чешуи разных классов рыб под
микроскопом».
Тема 3. Размножение и развитие животных.
Типы размножения животных: бесполое и половое. Типы развития животных.
Классификация насекомых по типу метаморфоза в жизненном цикле. Насекомые —
опылители и вредители сельскохозяйственных культур. Строение яйцеклеток анамний и
амниот. Защитные оболочки зародыша птицы и млекопитающего.
Тема 4. Экологические группы животных.
Животные водоемов различных типов. Приспособления к жизни в воде. Роль водных
животных в природе и в жизни человека. Строение и передвижение. Приспособления к
жизни в воде и к сезонным изменениям в жизни водоема. Местообитание, типы
питания, пищевые цепи. Роль хищных животных в ограничении численности жертв и
понятие биологического равновесия. Средообразующая роль водных беспозвоночных.
Биологическая очистка воды.
Население животных почвы. Роль животных в почвообразовании. Сезонные явления в
жизни лесных животных. Многообразие и характерные черты степных животных.
Многообразие и характерные черты пустынных животных. Характерные особенности
строения животных в связи с экстремальными условиями среды.
Тема 5. Роль животных в природе и жизни человека
Животные сельскохозяйственных угодий. Роль животных в регуляции численности
насекомых, распространении плодов и семян. Влияние человека на животный мир.
Методы создания многообразия пород. Бионика как наука. Красные книги
Международного союза охраны природы. Охраняемые животные региона.
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
«ПРАКТИКУМ ПО БИОЛОГИИ» ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Патриотическое воспитание:
•
отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за
вклад российских и советских учёных в развитие мировой биологической науки;
•
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
•
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому
и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране.
Гражданское воспитание:
•
готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении
исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
•
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
•
активное участие в жизни семьи, Организации, местного сообщества,
родного края, страны;
•
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
•
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
•
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и

многоконфессиональном обществе;
•
представление о способах противодействия коррупции;
•
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь
людям, нуждающимся в ней).
Духовно-нравственное воспитание:
•
готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных
норм и норм экологической культуры;
•
понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в
медицине и биологии;
•
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора;
•
готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания
последствий поступков;
•
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность
личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетическое воспитание:
•
понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности;
•
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего
и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание
важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения;
•
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества;
•
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
•
ориентация на современную систему научных представлений об основных
биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой;
•
понимание роли биологической науки в формировании научного
мировоззрения;
•
развитие научной любознательности, интереса к биологической науке,
навыков исследовательской деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
•
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
•
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья;
•
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного
поведения в природной среде;
•
сформированность навыка рефлексии, управление собственным
эмоциональным состоянием;
•
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся

социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
•
умение принимать себя и других, не осуждая;
•
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение
управлять собственным эмоциональным состоянием;
•
осознание ценности жизни.
Трудовое воспитание:
•
активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы,
города, края) биологической и экологической направленности;
•
интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией;
•
осознание важности обучения
на
протяжении всей
жизни
для
успешной профессиональной деятельности и
развитие необходимых умений для этого;
•
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
•
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
•
осознанный
выбор
и
построение индивидуальной
траектории
образования
и жизненных планов с учетом личных и
общественных интересов и потребностей. Экологическое воспитание:
•
ориентация на применение биологических знаний при решении задач
в области окружающей среды;
•
осознание экологических проблем и путей их решения;
•
повышение уровня экологической культуры, осознание
глобального характера экологических проблем и путей их решения;
•
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
•
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
•
готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды, включают:
•
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью,
группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках
социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
•
способность
обучающихся
во
взаимодействии
в
условиях
неопределенности, открытость опыту и знаниям других;
•
способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень
своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение
учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания,
навыки и компетенции из опыта других;
•
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых
знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об
объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты
собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие;

•
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным
признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими
свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать
понятие и его свойства при решении задач (далее - оперировать понятиями), а
также оперировать терминами и представлениями в области концепции
устойчивого развития;
•
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;
•
умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
•
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящие изменения и их последствия;
•
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
•
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и
действия;
•
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт,
уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
•
быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
•
выявлять и характеризовать существенные признаки биологических
объектов (явлений);
•
устанавливать существенный признак классификации биологических
объектов (явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии
проводимого анализа;
•
с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях;
•
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
•
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
•
выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических
явлений и процессов;
•
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
•
самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с
учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
•
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
•
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
•
формировать гипотезу об истинности собственных суждений,
аргументировать свою позицию, мнение;

•
проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение,
несложный биологический эксперимент, небольшое исследование по
установлению особенностей биологического объекта (процесса) изучения,
причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектов между
собой;
•
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в
ходе наблюдения и эксперимента;
•
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
•
прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов
и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
•
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
биологической информации или данных из источников с учётом предложенной
учебной биологической задачи;
•
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
биологическую информацию различных видов и форм представления;
•
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и
ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
•
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации
и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной
графикой и их комбинациями;
•
оценивать надёжность биологической информации по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
•
эффективно запоминать и систематизировать биологическую информацию.
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
•
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе
выполнения практических и лабораторных работ;
•
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
•
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты, вести переговоры;
•
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
•
в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической
задачи и поддержание благожелательности общения;
•
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
•
публично представлять результаты выполненного биологического опыта
(эксперимента, исследования, проекта);
•
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации
и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и

письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
•
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной биологической проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении
поставленной учебной задачи;
•
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по
её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
•
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
•
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах
работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
•
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими членами
команды;
•
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
•
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды
в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
•
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях,
используя биологические знания;
•
ориентироваться
в
различных
подходах
принятия
решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
•
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся
ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
•
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых
биологических знаний об изучаемом биологическом объекте;
•
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
•
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
•
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
•
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной биологической задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
•
объяснять причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное
в произошедшей ситуации;

•
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
•
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
•
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
•
выявлять и анализировать причины эмоций;
•
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;
•
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
•
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
•
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
•
открытость себе и другим;
•
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
7 класс
•
применять биологические термины и понятия клетка в соответствии с
поставленной задачей и в контексте;
•
описывать строение и жизнедеятельность растительного организма,
связь строения вегетативных и генеративных органов растений с их функциями;
•
различать и описывать живые и гербарные экземпляры растений по
заданному плану, части растений по изображениям, схемам, моделям, муляжам,
рельефным таблицам;
•
характеризовать признаки растений, уровни организации растительного
организма, части растений: клетки, ткани, органы, системы органов, организм;
•
сравнивать растительные ткани и органы растений между собой;
•
выполнять практические и лабораторные работы по морфологии и
физиологии растений, в том числе работы с микроскопом с постоянными
(фиксированными) и временными микропрепаратами, исследовательские работы
с использованием приборов и инструментов цифровой лаборатории;
•
применять полученные знания для выращивания и размножения культурных
растений;
•
использовать методы биологии: проводить наблюдения за растениями,
описывать растения и их части, ставить простейшие биологические опыты и
эксперименты;
•
соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и
лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с
инструкциями на уроке и во внеурочной деятельности;
•
характеризовать
принципы
классификации
растений,
основные
систематические группы растений (водоросли, мхи, плауны, хвощи, папоротники,
голосеменные, покрытосеменные или цветковые);
•
определять систематическое положение растительного организма (на
примере покрытосеменных, или цветковых) с помощью определительной
карточки;
•
выполнять практические и лабораторные работы по систематике растений,

микологии и микробиологии, в том числе работы с микроскопом с постоянными
(фиксированными) и временными микропрепаратами, исследовательские работы
с использованием приборов и инструментов цифровой лаборатории;
•
выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности растений,
бактерий, грибов, лишайников;
•
проводить описание и сравнивать между собой растения, грибы,
лишайники, бактерии по заданному плану; делать выводы на основе сравнения;
•
описывать усложнение организации растений в ходе эволюции
растительного мира на Земле;
•
выявлять черты приспособленности растений к среде обитания, значение
экологических факторов для растений;
•
характеризовать растительные сообщества, сезонные и поступательные
изменения растительных сообществ, растительность (растительный покров)
природных зон Земли;
•
приводить примеры культурных растений и их значение в жизни человека;
понимать причины и знать меры охраны растительного мира Земли;
•
раскрывать роль растений, грибов, лишайников, бактерий в природных
сообществах, в хозяйственной деятельности человека и его повседневной жизни;
•
соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и
лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с
инструкциями на уроке и во внеурочной деятельности;
•
владеть приёмами работы с биологической информацией: формулировать
основания для извлечения и обобщения информации из нескольких (2–3)
источников; преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую;
•
создавать письменные и устные сообщения, грамотно используя
понятийный аппарат изучаемого раздела биологии, сопровождать выступление
презентацией с учётом особенностей аудитории сверстников.
8 класс
•
характеризовать принципы классификации животных, вид как основную
систематическую категорию, основные систематические группы животных
(простейшие, кишечнополостные, плоские, круглые и кольчатые черви;
членистоногие, моллюски, хордовые);
•
выявлять
причинно-следственные
связи
между
строением,
жизнедеятельностью и средой обитания животных изучаемых систематических
групп;
•
различать и описывать животных изучаемых систематических групп,
отдельные органы и системы органов по схемам, моделям, муляжам, рельефным
таблицам; простейших – по изображениям;
•
выявлять признаки классов членистоногих и хордовых; отрядов насекомых
и млекопитающих;
•
выполнять практические и лабораторные работы по морфологии, анатомии,
физиологии и поведению животных, в том числе работы с микроскопом с
постоянными
(фиксированными)
и
временными
микропрепаратами,
исследовательские работы с использованием приборов и инструментов цифровой
лаборатории;
•
сравнивать представителей отдельных систематических групп животных и

делать выводы на основе сравнения;
•
классифицировать животных на основании особенностей строения;
•
раскрывать роль животных в природных сообществах;
•
раскрывать роль домашних и непродуктивных животных в жизни человека;
роль промысловых животных в хозяйственной деятельности человека и его
повседневной жизни; объяснять значение животных в природе и жизни человека;
•
понимать причины и знать меры охраны животного мира Земли;
•
использовать методы биологии: проводить наблюдения за животными,
описывать животных, их органы и системы органов; ставить простейшие
биологические опыты и эксперименты;
•
соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и
лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с
инструкциями на уроке и во внеурочной деятельности;
•
владеть приёмами работы с биологической информацией: формулировать
основания для извлечения и обобщения информации из нескольких (3–4)
источников; преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую;
•
создавать письменные и устные сообщения, грамотно используя
понятийный аппарат изучаемого раздела биологии, сопровождать выступление
презентацией с учётом особенностей аудитории сверстников.
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ПРАКТИКУМ
ПО БИОЛОГИИ»
Форма
реализации
№
Кол-во
Раздел и тема
ЭОР/ЦОР
воспитательног
п/п
часов
о потенциала
темы*
7 класс
Раздел 1. Методы
2
исследования организмов .
Лабораторная работа №1
ЭОР «Тренажер «Облако
«Работа с лабораторным
знаний. Школа». Биология, 6
1
оборудованием. Техника
1
класс»
1,2,4,6
безопасности при работе в
https://school.oblakoz.ru/mat
лаборатории»
erial s/496069
ЭОР «Тренажер «Облако
знаний. Школа».Биология, 6
Лабораторная работа №2
класс»
2
«Приготовление временного
1
5,6,7
https://school.oblakoz.ru/mat
микропрепарата».
erial
s/496069
Раздел 2. Клеточное
3
строение растений
Строение растительной
ЭОР «Тренажер «Облако
3
клетки Лабораторная работа
1
знаний. Школа». Биология, 6
4,6,7
№4 «Строение растительной
класс»

клетки».

https://school.oblakoz.ru/mat
erials/496069

4

Химический состав и
жизнедеятельность
клетки. Лабораторная
работа №5
«Химический состав
клетки».

5

Ткани растительного
организма. Лабораторная
работа №6 «Ткани
растений».

1

Раздел 3. Строение и
функции органов
цветкового растения

12

1

ЭОР «Тренажер «Облако
знаний. Школа».Биология, 6
класс»
https://school.oblakoz.ru/mat
erial s/496069

4,6,7

ЭОР «Тренажер «Облако
знаний. Школа». Биология, 6
класс»
https://school.oblakoz.ru/mat
erials/496069

4,6,7

1

ЭОР «Тренажер «Облако
знаний. Школа». Биология, 6
класс»
https://school.oblakoz.ru/mat
erials/496069

4,6,7

1

ЭОР «Тренажер «Облако
знаний. Школа».Биология, 6
класс»
https://school.oblakoz.ru/mat
erial s/496069

4,6,7

6

Строение семян.
Лабораторная работа №7
«Строение семян».

7

Прорастание семян.
Лабораторная работа №8
«Моделирование опытов,
доказывающих
необходимость тепла, воды и
воздуха для прорастания
семян»

8

Строение корня
Лабораторная работа №9
«Строение корня у
проростка».

1

9

Видоизменения корней.
Лабораторная работа №10
«Изучение видоизменений
корней»

1

10

Побег. Лабораторная работа
№11 «Строение вегетативных
и генеративных почек».

1

Лист. Лабораторная работа
№12 «Внешнее строение

1

ЭОР «Тренажер «Облако
знаний. Школа». Биология, 6
класс»
https://school.oblakoz.ru/mat
erial s/496069
ЭОР «Тренажер «Облако
знаний. Школа». Биология, 6
класс»
https://school.oblakoz.ru/mat
erials/496069
ЭОР «Тренажер «Облако
знаний. Школа». Биология, 6
класс»
https://school.oblakoz.ru/mat
erials/496069
ЭОР «Тренажер «Облако
знаний. Школа». Биология, 6

6,7

2,4,6,7

2,4,6,7

4,6,7

листа».

12

13

14

15

16

17

18

19

Клеточное строение стебля.
Лабораторная работа №13
«Внешнее и внутреннее
строение стебля»
Многообразие побегов.
Лабораторная работа №14
«Строение корневища,
клубня и луковицы»
Строение и значение цветков
Лабораторная работа №15
«Строение цветка»

Соцветие, их разнообразие
Практическая работа
№16«Типы соцветий
покрытосеменных растений»
Вегетативное
размножение
Лабораторная
работа №17
«Черенкование
комнатных
растений»
Природа зимой
Виртуальная экскурсия
«Зимние явления в жизни
растений»
Раздел 4. Основные отделы
царства растений
Многообразие водорослей 1
Лабораторная работа №18
«Нитчатые зелёные
водоросли»
Отдел Моховидные
Лабораторная работа №19
«Строение моховидных

1

1

1

1

1

1

класс»
https://school.oblakoz.ru/mat
erials/496069
ЭОР «Тренажер «Облако
знаний. Школа». Биология, 6
класс»
https://school.oblakoz.ru/mat
erial s/496069
ЭОР «Тренажер «Облако
знаний. Школа». Биология, 6
класс»
https://school.oblakoz.ru/mat
erial s/496069
ЭОР «Тренажер «Облако
знаний. Школа». Биология, 6
класс»
https://school.oblakoz.ru/mat
erial s/496069
ЭОР «Тренажер «Облако
знаний. Школа». Биология, 6
класс»
https://school.oblakoz.ru/mat
erial s/496069
ЭОР «Тренажер «Облако
знаний. Школа».Биология, 6
класс»
https://school.oblakoz.ru/mat
erial s/496069

ЭОР «Тренажер «Облако
знаний. Школа».Биология, 6
класс»
https://school.oblakoz.ru/mat
erials/496069

2,4,6,7

6,7

6,7

6,7

2,3,6,7

7,8

11

1

1

ЭОР «Тренажер «Облако
знаний. Школа».Биология, 7
класс»
https://school.oblakoz.ru/materi
als/496070
ЭОР «Тренажер «Облако
знаний. Школа». Биология, 7
класс»

6,7

6,7

растений»

27

Отдел Споровые растения
Лабораторная работа №20
«Строение хвощевидных,
плауновидных и
папоротниковидных
растений».
Отдел Голосеменные
Лабораторная работа №21
«Внешнее и внутреннее
строение листьев хвойных
растений»
Отдел Покрытосеменные.
Семейства класса
Двудольные. Лабораторная
работа №22 «Семейство
Крестоцветные»
Отдел Покрытосеменные.
Семейства класса
Двудольные. Лабораторная
работа №23 «Семейство
Бобовые»
Отдел Покрытосеменные.
Семейства класса
Двудольные. Лабораторная
работа №24 «Семейство
Пасленовые»
Отдел Покрытосеменные.
Семейства класса
Двудольные Лабораторная
работа №24 «Семейство
Сложноцветные»
Отдел Покрытосеменные.
Семейства класса
Однодольные Лабораторная
работа №25 «Семейство
Злаки и Семейство
Лилейные»
Лишайники. Лабораторная
работа № 26 «Строение
слоевища лишайника».

28

Общая характеристика

20

21

22

23

24

25

26

1

1

1

1

1

1

1

1

1

https://school.oblakoz.ru/materi
als/ 496070
ЭОР «Тренажер «Облако
знаний. Школа».Биология, 7
класс»
https://school.oblakoz.ru/materi
als/ 496070
ЭОР «Тренажер «Облако
знаний. Школа».Биология, 7
класс»
https://school.oblakoz.ru/materi
als/496070
ЭОР «Тренажер «Облако
знаний. Школа».Биология, 7
класс»
https://school.oblakoz.ru/materi
als/496070
ЭОР «Тренажер «Облако
знаний. Школа».Биология, 7
класс»
https://school.oblakoz.ru/materi
als/496070
ЭОР «Тренажер «Облако
знаний. Школа».Биология, 7
класс»
https://school.oblakoz.ru/materi
als/ 496070
ЭОР «Тренажер «Облако
знаний. Школа». Биология, 7
класс»
https://school.oblakoz.ru/materi
als/ 496070
ЭОР «Тренажер «Облако
знаний. Школа».Биология, 7
класс»
https://school.oblakoz.ru/materi
als/496070
ЭОР «Тренажер «Облако
знаний. Школа». Биология, 7
класс»
https://school.oblakoz.ru/materi
als/ 496070
ЭОР «Тренажер «Облако

6,7

3, 6

3, 6

3, 6

2, 3, 6

3, 6

2, 3, 6

6,7

6,7

Царства Растения.

29

Раздел 5. Царство грибы.
Царство Бактерии.
Царство Бактерии
Практическая работа
«Сравнение клеток
бактерий с клетками
растительного организма».
Значение бактерий в природе
и жизни человека.

30

31

32

33

34

знаний. Школа». Биология, 7
класс»
https://school.oblakoz.ru/materi
als/ 496070
5

1

1

Царство Грибы Лабораторная
работа №27 «Строение
плесневых грибов».

Лабораторная работа
№28«Строение
шляпочных грибов( на
муляжах)».
Экскурсия «Растения разных
мест обитания. Многообразие
растений, их роль в
природном сообществе».
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация.
Тест
Всего

1

1

1

ЭОР «Тренажер «Облако
знаний. Школа».Биология, 7
класс»
https://school.oblakoz.ru/materi
als/496070
ЭОР «Тренажер «Облако
знаний. Школа». Биология, 7
класс»
https://school.oblakoz.ru/materi
als/ 496070
ЭОР «Тренажер «Облако
знаний. Школа». Биология, 7
класс»
https://school.oblakoz.ru/materi
als/ 496070
ЭОР «Тренажер «Облако
знаний. Школа».Биология, 7
класс»
https://school.oblakoz.ru/materi
als/496070
ЭОР «Тренажер «Облако
знаний. Школа». Биология, 7
класс»
https://school.oblakoz.ru/materi
als/ 496070

2,4,6,7

2,6,8

2,6,8

2,6,8

3,8

1
1
34
8 класс

1

Раздел 1 Введение.
Методы научного познания.
Различия между животными и
растениями

4

1

Среды обитания животных.
2

1

ЭОР «Тренажер «Облако
знаний. Школа». Биология,
8 класс»
https://school.oblakoz.ru/materi
als/ 496071
ЭОР «Тренажер «Облако
знаний. Школа». Биология,
8 класс»

1,2,5

2,4,6,7

Взаимосвязи животных в
природе. Биоценоз.
3

4

5

6

7

8

9

10

1

Пищевые связи в биоценозах.
Практическая работа №1
«Составление цепей
питания».
Раздел 2. Одноклеточные
животные
Организм как среда обитания.
Простейшие - возбудители
болезней человека.
Практическая работа № 2
«Изучение одноклеточных
под микроскопом»
Дизентерийная амеба.
Паразитические
жгутиконосцы, циклы
развития
Малярийный плазмодий,
цикл развития. Профилактика
заболеваний,
вызываемых
простейшими
Раздел 3. Многоклеточные
животные
Тема 1. Ядовитые животные
Яды для защиты и
нападения. Расположение
ядовитых желез. Тип
кишечнополостные.
Тип Членистоногие. Класс
паукообразные. Пауки и
клещи.

Тип Членистоногие. Класс
Насекомые. Отряд

1

https://school.oblakoz.ru/mate
rials/496071
ЭОР «Тренажер «Облако
знаний. Школа». Биология,
8 класс»
https://school.oblakoz.ru/materi
als/ 496071
ЭОР «Тренажер «Облако
знаний. Школа». Биология,
8 класс»
https://school.oblakoz.ru/materi
als/ 496071

2,4,6,7

2,4,5, 6,7

3

1

1

1

ЭОР «Тренажер «Облако
знаний. Школа». Биология,
8 класс»
https://school.oblakoz.ru/mate
rials/496071
ЭОР «Тренажер «Облако
знаний. Школа». Биология,
8 класс»
https://school.oblakoz.ru/materi
als/ 496071
ЭОР «Тренажер «Облако
знаний. Школа». Биология,
8 класс»
https://school.oblakoz.ru/materi
als/ 496071

2,4,6,7

2,4,6,7

2,3,6,7

27
5

1

1

1

ЭОР «Тренажер «Облако
знаний. Школа». Биология,
8 класс»
https://school.oblakoz.ru/mate
rials/496071
ЭОР «Тренажер «Облако
знаний. Школа». Биология,
8 класс»
https://school.oblakoz.ru/mate
rials/496071
ЭОР «Тренажер «Облако
знаний. Школа». Биология,

2,3,4,5,7

2,3,6,7

2,4,6,7

Перепончатокрылые..

11

12

13

14

15

16

Тип хордовые. Класс
земноводные. Ядовитые
лягушки.

Тип Хордовые. Класс
пресмыкающиеся. Змеи.
Меры предосторожности,
первая помощь при
попадании яда в организм
человека.
Тема 2. Защитные покровы
животных
Раковины моллюсков.
Практическая работа №4
«Многообразие
раковин
моллюсков»
Покровы рыб.
Практическая работа № 5
«Исследование
строения чешуи разных
классов рыб под
микроскопом»
Надежность и уязвимость
защитных покровов. Панцири
броненосцев и черепах.

Покровы птиц и
млекопитающих
. Практическая работа
№6«Изучение строения пера
птицы».
Тема 3. Размножение и
развитие животных.
Типы размножения .Бесполое
и половое размножение.

17

18

1

1

2,3,6,7

2,3,6,7

4

1

1

1

1

ЭОР «Тренажер «Облако
знаний. Школа». Биология,
8класс»
https://school.oblakoz.ru/mate
rials/496071
ЭОР «Тренажер «Облако
знаний. Школа». Биология,
8 класс»
https://school.oblakoz.ru/materi
als/ 496071
ЭОР «Тренажер «Облако
знаний. Школа». Биология,
8 класс»
https://school.oblakoz.ru/materi
als/ 496071
ЭОР «Тренажер «Облако
знаний. Школа». Биология,
8 класс»
https://school.oblakoz.ru/materi
als/ 496071

6,7,8

6,7,8

4,7

4,6,8

3

1

Классификация насекомых

8 класс»
https://school.oblakoz.ru/mate
rials/496071
ЭОР «Тренажер «Облако
знаний. Школа». Биология,
8 класс»
https://school.oblakoz.ru/materi
als/ 496071
ЭОР «Тренажер «Облако
знаний. Школа». Биология,
8 класс»
https://school.oblakoz.ru/mate
rials/ 496071

1

ЭОР «Тренажер «Облако
знаний. Школа». Биология,
8 класс»
https://school.oblakoz.ru/materi
als/ 496071
ЭОР «Тренажер «Облако

2,4,6

6,8

по типу метаморфоза в
жизненном
цикле.

19

Анамнии и амниоты.
Зародышевые оболочки птиц
и млекопитающих.

Тема 4. Экологические
группы
животных.
Животные водоемов
различных типов.
20

1

Приспособления к жизни в
воде.
1

22

Роль водных животных в
природе и в жизни
человека.

1

23

Животные почвы.
Особенности строения и
жизнедеятельности.

1

Роль животных в
почвообразовании.
24

1

Сезонные явления в жизни
животных.
25

26

1

Многообразие и
характерные черты степных
животных.

6,8

10

1

21

знаний. Школа». Биология
8 класс»
https://school.oblakoz.ru/mate
rials/496071
ЭОР «Тренажер «Облако
знаний. Школа». Биология,
8 класс»
https://school.oblakoz.ru/materi
als/ 496071

1

ЭОР «Тренажер «Облако
знаний. Школа». Биология,
8 класс»
https://school.oblakoz.ru/mate
rials/496071
ЭОР «Тренажер «Облако
знаний. Школа». Биология,
8 класс»
https://school.oblakoz.ru/materi
als/ 496071
ЭОР «Тренажер «Облако
знаний. Школа». Биология,
8 класс»
https://school.oblakoz.ru/mate
rials/496071
ЭОР «Тренажер «Облако
знаний. Школа». Биология,
8 класс»
https://school.oblakoz.ru/materi
als/ 496071
ЭОР «Тренажер «Облако
знаний. Школа». Биология,
8 класс»
https://school.oblakoz.ru/materi
als/ 496071
ЭОР «Тренажер «Облако
знаний. Школа». Биология,
8 класс»
https://school.oblakoz.ru/materi
als/ 496071
ЭОР «Тренажер «Облако
знаний. Школа». Биология,
8 класс»

4,5,6

2,4,6,7

2,4,6,7

4,6

2,6

2, 6,8

4,5,6

27

28

29

30

31

32

33

34

Многообразие и
характерные черты
пустынных животных.

Характерные особенности
строения животных в связи
с экстремальными
условиями
среды.
Тема 5. Роль животных в
природе и жизни человека
Роль животных в регуляции
численности насекомых,
распространении плодов и
семян.
Насекомые — опылители и
вредители
сельскохозяйственных
культур
Животные
сельскохозяйственных
угодий.

Влияние человека на
животный мир. Методы
создания многообразия
пород.

1

https://school.oblakoz.ru/mate
rials/496071
ЭОР «Тренажер «Облако
знаний. Школа». Биология,
8 класс»
https://school.oblakoz.ru/mate
rials/496071
ЭОР «Тренажер «Облако
знаний. Школа». Биология,
8 класс»
https://school.oblakoz.ru/mate
rials/ 496071

4,5,6

4, 5,6

5

1

1

11

ЭОР «Тренажер «Облако
знаний. Школа». Биология,
8 класс»
https://school.oblakoz.ru/mate
rials/496071
ЭОР «Тренажер «Облако
знаний. Школа». Биология,
8 класс»
https://school.oblakoz.ru/mate
rials/496071
ЭОР «Тренажер «Облако
знаний. Школа». Биология,
8 класс»
https://school.oblakoz.ru/materi
als/ 496071
ЭОР «Тренажер «Облако
знаний. Школа». Биология,
8 класс»
https://school.oblakoz.ru/mate
rials/496071
ЭОР «Тренажер «Облако
знаний. Школа». Биология,
8 класс»
https://school.oblakoz.ru/mate
rials/496071

Красные книги
Международного союза
охраны природы.
1
Охраняемые животные
региона.
Промежуточная аттестация
1
Промежуточная аттестация.
1
Творческий проект.
Всего
34
Итого
68
Форма реализации воспитательного потенциала темы*

2,3, 6

2,4,6,7

2,3

2,6,7,8

2,6,7,8

1
установление доверительных отношений между педагогическим работником и его
обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и
просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке
информации, активизации их познавательной деятельности;
2
побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение
внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
3
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов
для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
4
применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;
дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных
постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат
обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися; включение
в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
5
организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
6
инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в
рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что
даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык
уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.
7
организация предметных образовательных событий (проведение предметных
недель) для обучающихся с целью развития познавательной и творческой
активности, инициативности в различных сферах предметной деятельности, раскрытия
творческих способностей, обучающихся с разными образовательными потребностями и
индивидуальными возможностями;
8
проведение учебных (олимпиады, занимательные уроки и пятиминутки, урок деловая игра, образовательное путешествие, мастер-классы, урок-исследование,
педагогически мастерские, образовательные квесты и др.) и учебно-развлекательных
мероприятий (турнир Знаний, викторины, литературная композиция, конкурс газет и
рисунков, экскурсия и др.).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».