06.05.2021
Служба школьной медиации – это команда, состоящая из учащихся, педагогов и родителей, которые
помогают учащимся решать конфликтные ситуации, с помощью конструктивного
диалога.
Процедура медиации
является эффективным инструментом разрешения споров и конфликтных ситуаций, их
предупреждения и профилактики.
Медиативный подход - деятельностный подход, основанный на принципах медиации, предполагающий
владение навыками позитивного осознанного общения, создающими основу для
предотвращения и (или) эффективного разрешения споров и конфликтов в
повседневных условиях без проведения медиации как полноценной процедуры.
Обучая детей умению
разрешать конфликты с помощью медиативного подхода, мы учим их уважать себя, а
также ценить и принимать другого. Мы способствуем проявлению у детей чувства
собственного достоинства, а также воспитываем ответственное отношение к своим
действиям, поступкам и жизни в целом.
«Школьная
медиация» – это своеобразная школа общения,
создающая основу для формирования безопасного пространства в школе.
Зачем нужна медиация
школе?
Школьная жизнь – это
сложный процесс, включающий в себя не только учебные ситуации, но и совершенно
разные уровни взаимодействия большого количества людей: родителей, педагогов,
учащихся. В ходе этих отношений не редко возникают конфликтные ситуации.
Служба школьной
медиации предназначена для того, чтобы создать
условия, где две конфликтующие стороны смогли бы снова понимать друг друга и
договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем.
Задача Службы школьной
медиации – сделать так, чтобы максимальное число
конфликтов разрешалось восстановительным способом.
Восстановительный подход
к разрешению конфликтов позволяет избавиться от обиды, ненависти и других
негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (возместить ущерб,
договориться, извиниться, простить), избежать повторения подобного в будущем.
Служба школьной медиации
работает на основании действующего законодательства и Положения о школьной
службе медиации.
Зачем медиация нужна родителям?
Медиация позволяет
разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать
конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего
воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился.
Кроме того, медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между
детьми-школьниками, между детьми и взрослыми.
Зачем медиация нужна
учащимся?
Конфликт в школе, как и
в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться
решать его мирным путем. В общем, можно сказать следующее: чтобы дети умели
сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных
участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Медиация,
конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако
благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой
преступности. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более
тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не
стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.
В процессе медиации
каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва»,
может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять,
он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить
свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной,
уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности,
где может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к
соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как
непосредственно участвовали в его создании.
Школьная служба
примирения это:
· Разрешение
конфликтов силами самой школы.
· Изменение
традиций реагирования на конфликтные ситуации.
· Профилактика
школьной дезадаптации.
· Школьное
самоуправление и волонтерское движение подростков школы.
Если: вы поругались
или подрались, у вас что-то украли, вас побили и вы знаете
обидчика, вас обижают в классе и другое, то вы можете
обратиться в службу школьной медиации (примирения).
После этого с каждым из
участников встретится ведущий программы примирения для обсуждения его отношения
к случившемуся и желания участвовать во встрече.
В случае добровольного
согласия сторон, ведущий программы проводит примирительную встречу, на которой
обсуждается следующие вопросы:
· каковы
последствия ситуации для обеих сторон;
· каким
образом разрешить ситуацию;
· как
сделать, чтобы этого не повторилось.
При необходимости
составляется план по возмещению ущерба и социально-психологической реабилитации
сторон.
На встрече выполняются
следующие правила:
· Поскольку
каждый человек имеет право высказать свое мнение, то перебивать говорящего
человека нельзя. Слово будет дано каждому участнику.
· На
встрече нужно воздержаться от ругани и оскорблений.
· Чтобы
не было сплетен после встречи, вся информация о происходящем на встрече не
разглашается.
· Вы
в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора
с ведущим программы.
Что дает служба школьной
медиации учащимся?
Научиться конструктивно
общаться со сверстниками и взрослыми.
Научиться убеждать
других словами, а не силой.
Научиться конструктивно
выходить из конфликта, ссоры, обиды, чтобы конфликты не перерастали в
правонарушения.
Участвовать в интересной
и общественно полезной деятельности.
Помогать другим
мириться.
Лучше понимать
сверстников и взрослых.
Учащимся, пострадавшим
от конфликтных ситуаций, почувствовать себя в безопасности и поверить, что
справедливость восстановлена и нет враждебности и угрозы со стороны других
ребят.
У учащихся, которые
обижают, появляется возможность понять другую сторону, примириться, проявить
раскаяние, посильно возместить причиненный вред, принести извинения и услышать
слова прощения, осознать причины своего поступка и понять, что нужно делать в
дальнейшем.
Что дает служба школьной медиации
педагогам?
Появляется возможность
конструктивно управлять школьными конфликтами.
Конфликты используются в
качестве воспитательной ситуации, которая при правильной организации может
помочь развитию школьников.
Приобретаются новые
знания и практические навыки в области примирения, выстраивания межличностных
отношений в детской и детско-взрослой среде, происходит развитие методов и форм
гражданского образования, воспитания и социализации школьников.
Осваиваются новые
педагогические инструменты для решения трудных ситуаций и конфликтов.
Укрепляется роль школьного самоуправления.
30.08.2022
На
базе федерального государственного бюджетного учреждения «Центр защиты прав и
интересов детей» (далее – Центр) в целях оказания помощи в урегулировании
споров, разногласий и конфликтных ситуаций в образовательных организациях начала
работу горячая линия по вопросам урегулирования конфликтов в школе, медиации и
примирения в образовательных организациях.
Консультацию
по вопросам, связанным с разногласиями и спорами в образовательных
организациях, на основе использования медиативного и восстановительного
подходов можно получить в рабочие дни с 09:00 до 18:00 (по московскому времени)
по телефону: 8-800-222-34-17.
Горячая
линия также включает возможность получения онлайн-консультации через форму
обращения на специализированной странице официального сайта Центра: https://fcprc.ru.