МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Приморского края МКУ "Управление образования" Октябрьского муниципального округа МОБУ Липовецкая СОШ №1 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на педагогическом совете заместитель директора по УВР директор ________________________ ________________________ ________________________ Раецкая Л.С. Ларина М.Н. Приказ № 82-О-а Приказ № 82-О-а Приказ № 82-О-а от «30» августа 2024 г. от «30» августа 2024 г. от «30» августа 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «Учение с увлечением» для обучающихся 3-4 классов пгт. Липовцы 2024 Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Учение с увлечением» составлена для обучающихся 3-4 классов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий. Основные задачи курса: 1. развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы; 2. развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения; 3. развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения; 4. формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи; 5. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся; 6. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников; 7. формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности. 1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности. Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала. Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания. Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр. Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям. 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Программа внеурочной деятельности «Учение с увлечением» предусматривает достижение учащимися начальных классов в процессе обучения определённых результатов – личностных, метапредметных и предметных. Личностные результаты освоения курса Личностные результаты освоения курса отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала. К личностным результатам относят: умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). Умение делать выбор, как поступить, в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения. Метапредметные результаты освоения курса Метапредметные результаты освоения курса характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных, регулятивных. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). слушать и понимать речь других. совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. проговаривать последовательность действий. учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Предметные результаты освоения курса Предметные результаты освоения курса характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения курса внеурочной деятельности «Учение с увлечением». В результате освоения курса учащиеся должны знать/уметь: описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; сравнивать между собой предметы, явления; обобщать, делать несложные выводы; классифицировать явления, предметы; воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти; угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков; воссоздать внешний облик предмета на основе какой- то части; выявлять закономерности и проводить аналогии. 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № 1 Тема (кол-во часов) Вводное занятие (1 ч.) Содержание Характеристи ка основных видов деятельности Инструктаж по технике безопасности. Вводное занятие. Давать развернутые учебные высказывания Основные направления воспитательной деятельности, календарные мероприятия. Передача школьникам социально значимых знаний, развивающих их любознательность, позволяющих привлечь их внимание к экономическим, политическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующих их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. Создание благоприятных условий для просоциальной самореализации школьников, направленных на раскрытие их творческих способностей. Развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других. Вовлечение учащихся в конкурсную активность, олимпиады. Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов. 2 Математика Инструктаж по (11 ч.) технике безопасности. Вводное занятие. Математика – царица наук. Как люди научились считать. Как люди научились записывать цифры. Геометрия вокруг нас. Цифра ноль. История открытия ноля. Графические диктанты. История линейки. Математические ребусы. Задачи в стихах Проект «Создание задачника по математике». Математические цепочки. Сравнивать предметы и отличать их друг от друга,решать логические задачи, обобщать и классифицир овать понятия, предметы, явления, выделять существенны е признаки и закономерно сти предметов. Передача школьникам социально значимых знаний, развивающих их любознательность, позволяющих привлечь их внимание к экономическим, политическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующих их гуманистическое Мировоззрение и научную картину мира. Создание благоприятных условий для просоциальной самореализации школьников, направленных на раскрытие их творческих способностей. Развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других. Вовлечение учащихся в конкурсную активность, олимпиады. Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов. День Знаний. Международный день распространения грамотности. Организация сотрудничества и взаимной помощи в классе. День учителя. Международный день библиотек. Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет. 3 Русский язык (13 ч.) О самых дорогих словах. Устная речь. Фольклор – что это? Пословицы, поговорки, скороговорки. Волшебный мир загадок. Сочинение загадок. Тематические группы слов. Чудесные превращения слов. В гости к Алфавиту. Звуки в слове. В Страну Слогов. Какие они разные: гласные – согласные. Слова, противоположные по значению. Синонимы – антонимы. Словародственники. Однокоренные слова. Многозначные слова. Олимпиадные задания по русскому языку Давать развернутые учебные высказывания разной сложности, отгадывать и сочинять описательны е загадки и загадки со сравнением, определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями, работать в группе. Передача школьникам социально значимых знаний, развивающих их любознательность, позволяющих привлечь их внимание к экономическим, политическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующих их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. Создание благоприятных условий для просоциальной самореализации школьников, направленных на раскрытие их творческих способностей. Развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других. Вовлечение учащихся в конкурсную активность, олимпиады. Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов. Организация сотрудничества и взаимной помощи в классе. День российской науки. Международный день родного языка. Всероссийская неделя детской книги. 4 Общеинте ллектуаль ные задания (8 ч.) Учимся отгадывать ребусы. Логические задачи. Задачи со спичками. Решение заданий международног о конкурса «Кенгуру». Решение заданий международног о конкурса «Русский медвежонок». Игра «Самый внимательный» Решение олимпиадных задач. Итоговое занятие. Решать логические задачи, логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификаци и систематизации; сравнивать предметы, понятия; выделять существенные признаки и закономернос ти предметов. Передача школьникам социально значимых знаний, развивающих их любознательность, позволяющих привлечь их внимание к экономическим, политическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующих их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. Создание благоприятных условий для просоциальной самореализации школьников, направленных на раскрытие их творческих способностей. Развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других. Вовлечение учащихся в конкурсную активность, олимпиады. Инициирование и поддержка исследовательской Деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов. Организация сотрудничества и взаимной помощи в классе. День славянской письменности и культуры.