01.09.2020
01.09.2020
На
основании изложенного Минобрнауки России рекомендует:
принять
нормативный правовой акт, устанавливающий требования к одежде обучающихся по
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования; организовать совместно с органами местного самоуправления
муниципальных районов и городских округов проведение разъяснительной работы с
участием региональных служб Роспотребнадзора с руководителями образовательных
учреждений, родителями, обучающимися и педагогической общественностью по
вопросу введения требований к одежде обучающихся.
Модельный
нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации
об
установлении требований к одежде обучающихся по образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования
В
связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 г. Федерального закона от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее –
Закон), согласно которому установление требований к одежде обучающихся отнесено
к компетенции образовательной организации, если иное не установлено Законом или
законодательством субъекта Российской Федерации (статья 28 Закона), утвердить
нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации об установлении
требований к одежде обучающихся по образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования.
1.
Единые требования к одежде обучающихся по образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования (далее – одежда
обучающихся) вводятся с целью:
обеспечения
обучающихся удобной и эстетичной одеждой в повседневной школьной жизни;
устранения
признаков социального, имущественного и религиозного различия между
обучающимися;
предупреждения
возникновения у обучающихся психологического дискомфорта перед сверстниками;
укрепления
общего имиджа образовательной организации, формирования школьной идентичности.
2.
Требования к одежде обучающихся и обязательность ее ношения устанавливается
локальным нормативным актом образовательной организации.
3.
Общий вид одежды обучающихся, ее цвет, фасон определяются органом
государственно-общественного управления образовательной организации (советом
школы, родительским комитетом, классным, общешкольным родительским собранием,
попечительским советом и другими).
4.
Общеобразовательные организации вправе устанавливать следующие виды одежды
обучающихся:
1)
повседневная одежда;
2)
парадная одежда;
3)
спортивная одежда.
Парадная
одежда используется обучающимися в дни проведения праздников и торжественных
линеек.
5.
Одежда обучающихся должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам
и нормативам «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и
взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям),
контактирующим с кожей человека. СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03», утвержденным
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 17 апреля 2003 г. № 51 (зарегистрировано Минюстом России 5 мая 2003 г.,
регистрационный № 4499).
6.
Одежда обучающихся должна соответствовать погоде и месту проведения учебных
занятий, температурному режиму в помещении.
7.
Внешний вид и одежда обучающихся государственных и муниципальных
образовательных организаций должны соответствовать общепринятым в обществе
нормам делового стиля и носить светский характер.
8.
Обучающимся не рекомендуется ношение в образовательных учреждениях одежды,
обуви и аксессуаров с травмирующей фурнитурой, символикой асоциальных
неформальных молодежных объединений, а также пропагандирующих психоактивные
вещества и противоправное поведение.
9.
Решение о введении требований к одежде для обучающихся общеобразовательных
учреждений должно приниматься всеми участниками образовательного процесса (ст.
26 Закона), учитывать материальные затраты малообеспеченных и многодетных
семей.
01.09.2020
1834
г. – принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров в
империи. В эту систему вошли гимназический и студенческий мундиры. Фасон
школьной формы для мальчиков менялся вместе с фасоном партикулярного платья в
1855, 1868, 1896 и 1913 годах.
1896
г. – утверждено положение о гимназической форме для девочек.
1918
г. – гимназическая форма дореволюционной России была признана буржуазным
пережитком и отменена вместе с многими другими разумными наработками в области образования.
1949
г. – было решено возвратиться к былому образу: мальчиков одели в военные
гимнастерки с воротником стоечкой, девочек – в коричневые шерстяные платья с
черным фартуком, которые практически полностью копировали форму российской
дореволюционной женской гимназии. Теперь уже "свободная форма одежды"
стала ассоциироваться с буржуазной разнузданностью, а всех дерзких
экспериментаторов было решено объявить "вредителями" и "врагами
народа".
1962
г. – мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы с застежкой на четырех
пуговицах. Форма для девочек осталась прежней.
1973
г. – введена новая форма для мальчиков. Синий костюм из полушерстяной ткани,
украшенный эмблемой и алюминиевыми пуговицами. Покрой курток напоминал
классические джинсовые куртки (в мире набирала обороты так называемая джинсовая
мода) с погончиками на плечах и нагрудными карманами с клапанами в форме
фигурной скобки. У мальчиков-старшеклассников куртка заменялась на пиджак.
1976
г. – введена новая форма для старшеклассниц: юбка и жакет из синей
полушерстяной ткани.
1988
г. – некоторым школам разрешили в порядке эксперимента отказаться от
обязательного ношения школьной формы.
1992
г. – отмена школьной формы в школах Российской Федерации.
Начиная
с 1999 г. – отдельные субъекты РФ принимают местные нормативные акты о введении
обязательной школьной формы.
Закон
РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" гласит, что школа имеет
право самостоятельно на основе своего устава определять права и обязанности
ученика, если это не противоречит другим законам. Порядок введения школьной
формы никакими нормативными документами не регламентирован и относится к
компетенции образовательного учреждения, но в обязательном порядке должен быть
зафиксирован в уставе или другом локальном акте, регламентирующем деятельность
школы.
Вопрос
о школьной форме может являться предметом рассмотрения органов управления
образовательного учреждения: совета школы, родительского комитета, классного и
общешкольного родительских собраний, попечительского совета.
Окончательное
решение принимается по соглашению всех родителей школьников или большинства, но
при условии определения источников дополнительного финансирования для
обучающихся из малообеспеченных семей.
Кто
же все-таки должен принять решение о введении школьной формы в России?
Удивительно, но почти половина опрошенных россиян ответили, что решение должно
быть принято на государственном уровне.
Но
вот вопрос о том, стоит ли вводить форму или нет, все чаще порождает бурные
дискуссии.
Во
многих странах ученики элитных и общеобразовательных школ носят единую форму. У
нас же в большинстве случаев школьников лишь слегка ограничивают в выборе
одежды.
Хотя
школьную форму на государственном уровне отменили еще в 1992 г., более половины
россиян, имеющих детей школьного возраста, хотят, чтобы по всей стране
школьники одевались одинаково. В частности, они считают, что школьная форма
дисциплинирует, дает возможность осознать себя учеником и членом коллектива.
Многие считают, что это поможет избежать социальных разногласий, уравняет детей
из бедных и богатых семей. Другие, вспоминая себя в школьные годы, утверждают,
что форма помогает настроиться на работу и дети будут больше внимания уделять
учебе.
Но
немало нашлось и тех, кто выступил против возвращения к устаревшим традициям.
По их мнению, дети имеют право где угодно открыто демонстрировать свои
пристрастия в одежде, а школьная форма – это вчерашний день. Впрочем, были
среди них и те, кто просто побоялся, что на форму для ребенка придется прилично
потратиться, а так, мол, "оденет что есть".
Самыми
ярыми приверженцами введения школьной формы оказались руководители
общеобразовательных учреждений и учителя. Для большинства же учеников очень
важным является свобода выбора, проявление "своей индивидуальности".
Поэтому наиболее приемлемым считается вариант гибкого выбора школьной формы с
разнообразием цветовых гамм и фасонов.
01.09.2020
Сколько людей – столько и
мнений. Учесть все мнения, как обычно, не получается, поэтому важно в первую
очередь полагаться на мнения специалистов и тех, кого проблема школьной формы
касается напрямую.
Психологи.
За школьную форму сейчас, как это ни странно, ратуют психологи. Теперь, по
мнению психоаналитиков, у детей появилась лишняя причина для комплексов.
Причиной таковых может стать наличие у одноклассников более стильной и дорогой
одежды или же случайное совпадение гардеробов. Так что теперь многие психологи
однозначно за возращение школьной формы, при условии, что она будет удобной и
красивой.
Врачи.
Возвращение к школьной форме поддерживают и многие врачи других специальностей.
У них также возник ряд опасений за здоровье школьников, которые посещают
занятия в одежде, далеко не всегда безопасной для их здоровья. К примеру,
чрезмерно узкая и тесная одежда ухудшает кровообращение, что способствует
нарушению функций внутренних органов. Также опасение специалистов вызывает
излишняя легкость одежды учащихся, которая может стать причиной переохлаждения
и развития серьезных заболеваний.
Мнение
преподавателей и руководителей школ. Свое мнение
преподаватели объясняют тем, что единая форма одежды дисциплинирует учеников и
позволяет им сосредоточится на обучении, а не на обсуждении того, кто в чем
пришел и где это можно купить. Впрочем, наиболее либеральные учителя готовы
смириться с тем, что одежда не будет полностью идентичной, но соответствовать
деловому стилю и быть примерно одинаковой цветовой гаммы.
Мнение
модельеров. Дизайнеры доказывают, что школьная форма
может и должна быть не только универсальной, строгой и удобной, но и модной и
привлекательной.
Дети должны с детства
привыкать к тому, что костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это –
средство коммуникации. От того, как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут
общаться окружающие.