02.09.2024
В экзаменационную пору
всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом – абсолютно
нормальная реакция организма.
Легкие эмоциональные
всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают
умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение, зачастую,
оказывает обратное действие.
Причиной этого является,
в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно формирование
адекватного отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам разумно распределить
силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям – оказать своему ребенку
правильную помощь.
Экзамены - лишь одно из жизненных испытаний, многих из которых еще предстоит
пройти. Не придавайте событию слишком высокую важность, чтобы не увеличивать волнение.
При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и
повышением личностной самооценки.
Заранее поставьте перед
собой цель, которая Вам по силам. Никто не может всегда быть совершенным. Пусть
достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они Ваши личные.
Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает.
Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто
старается избегать неудач.
Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать выпускные экзамены
в любой форме. Все задания составлены на основе школьной программы.
Подготовившись должным образом, Вы обязательно сдадите экзамен.
Некоторые полезные приемы
Перед началом работы
нужно сосредоточиться – расслабиться и успокоиться. Расслабленная
сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание.
Заблаговременное ознакомление с правилами и процедурой экзамена снимет эффект
неожиданности на экзамене. Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться
в разных типах заданий, рассчитывать время.
Подготовка к экзамену
требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все
время. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной
работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь
отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать
переутомления, но и не затягивайте перемену! Оптимально делать 10-15 минутные
перерывы после 40-50 минут занятий.
Для активной работы мозга
требуется много жидкости, поэтому полезно больше пить простую или минеральную
воду, зеленый чай. А о полноценном питании можно прочитать в разделе «Советы
родителям».
Соблюдайте режим сна и отдыха. При усиленных умственных нагрузках стоит
увеличить время сна на час.
Рекомендации по заучиванию материала
Главное – распределение
повторений во времени.
Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24
часа.
Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При
каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные
места.
Повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими словами
близко к тексту. Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не
удается в течение 2-3 минут.
Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения
спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между
повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.
Именно Ваша поддержка
нужна выпускнику прежде всего. Зачастую родители переживают ответственные
моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Но взрослому человеку
гораздо легче справиться с собственным волнением, взяв себя в руки.
Поведение родителей
В экзаменационную пору
основная задача родителей – создать оптимальные комфортные условия для
подготовки ребенка и… не мешать ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а
главное – спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с
собственным волнением.
Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности
предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает
эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.
Очень важно
скорректировать ожидания выпускника. Объясните: для хорошего результата совсем
не обязательно отвечать на все вопросы заданий. Гораздо эффективнее спокойно
дать ответы на те вопросы, которые он знает наверняка, чем переживать из-за нерешенных
заданий.
Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о
том, что он (она) – самый(ая) любимый(ая), и что все у него (неё) в жизни
получится! Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях,
стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны, ведь "от
хорошего слова даже кактусы лучше растут".
Организация занятий
Очень важно разработать
ребёнку индивидуальную стратегию деятельности при подготовке и во время
экзамена. Именно индивидуальную, так как все дети разные (есть медлительные,
есть очень активные, есть аудиалы, кинестетики, тревожные, есть с хорошей
переключаемостью или не очень и т. д.)! И вот именно в разработке
индивидуальной стратегии родители должны принять самое активное участие: помочь
своим детям осознать свои сильные и слабые стороны, понять свой стиль учебной
деятельности (при необходимости доработать его), развить умения использовать
собственные интеллектуальные ресурсы и настроить на успех!
Одна из главных причин
предэкзаменационного стресса - ситуация неопределенности. Заблаговременное
ознакомление с правилами
проведения ОГЭ и заполнения бланков, особенностями экзамена поможет
разрешить эту ситуацию.
Тренировка в решении
пробных тестовых заданий также снимает чувство неизвестности. В процессе работы
с заданиями приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его
распределять.
Помогите распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте ребёнка с методикой
подготовки к экзаменам.
Обеспечьте своему выпускнику удобное место для занятий, чтобы ему нравилось там
заниматься!
Питание и режим дня
Позаботьтесь об
организации режима дня и полноценного питания. Такие продукты, как рыба,
творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга. Кстати, в эту
пору и «от плюшек не толстеют!»
Не допускайте перегрузок ребенка. Через каждые 40-50 минут занятий обязательно
нужно делать перерывы на 10-15 минут.
Накануне экзамена ребенок
должен отдохнуть и как следует выспаться. Проследите за этим.
С утра перед экзаменом дайте ребёнку шоколадку… разумеется, чтобы глюкоза
стимулировала мозговую деятельность…
Материалы подготовлены на основе книг Ф.Йейтса «Искусство памяти»; Корсакова
И.А., Корсаковой Н.К. «Хорошая память на каждый день», бесед с лучшими
российскими психологами и педагогами, а также собственного родительского опыта.