Положение о посещении учебных занятий участниками образовательных отношений МОБУ Липовецкая СОШ № 1

ПРИНЯТО:
на педагогическом совете
протокол №7 от 30.08.2021г.

УТВЕРЖДЕНО:
Директор М О Б У
ЛиповецкаяСОШ№1
_____________ /Ларина М.Н./
Приказ № 83 от 30.08.2021

Положение
о посещении учебных занятий участниками
образовательных отношений
МОБУ Липовецкая СОШ №1

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о посещении учебных занятий участниками образовательных
отношений устанавливает порядок посещения учебных занятий в целях обеспечения прав
участников образовательной деятельности и контроля выполнения ими основных
обязанностей, определенных законодательством Российской Федерации и локальными
актами школы, в том числе:
 основных академических прав и обязанностей обучающихся;
 прав и обязанностей в сфере образования родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся;
 академических прав и обязанностей педагогических работников;
 прав, обязанностей руководящих работников и ответственности образовательной
организации;
 полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в сфере
образования.
1.2. Посещение учебных занятий в рамках внутришкольного контроля осуществляется в
соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Закон об образовании в
Российской Федерации» в редакции от 01.09.2020 года, Письмом Минобразования РФ от 7
февраля 2001 г. N 22-06-147 «О содержании и правовом обеспечении должностного
контроля руководителей образовательных учреждений», Письмом Минобразования РФ от
10 сентября 1999 г. N 22-06-874 «Об обеспечении инспекционно-контрольной
деятельности»; Уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность,
Должностными инструкциями руководителя образовательной организации, заместителей
руководителя по учебной работе.
1.3. Под учебным занятием понимаются:
 уроки;
 лабораторные и/или практические занятия;
 занятия в рамках элективного курса;
 факультативные занятия;
 уроки в рамках внеурочной деятельности;
 индивидуальные и/или групповые занятия;

 занятия спортивной секции;
 уроки заочной формы обучения (групповые и индивидуальные консультации).
1.4. Участниками образовательной деятельности являются:
 обучающиеся;
 родители (законные представители) обучающихся;
 педагогические и руководящие работники;
 образовательная организация.
1.5. Урок (учебное занятие) — основная форма организации учебно-воспитательной
деятельности, задача которой создать оптимальные условия для становления личности
каждого ребёнка в соответствии с особенностями его психического и физического развития,
индивидуальных возможностей, способностей, образовательных потребностей. В этой связи
урок становится объектом внутришкольного контроля с точки зрения деятельности:
- обучающихся, направленной на освоение основного содержания общеобразовательных
программ и достижение планируемых результатов обучения в соответствии с требованиями
образовательных стандартов;
- учителя, направленной на создание условий для реализации целей общего образования,
обеспечения его качества.
2. Порядок и регламент посещения учебного занятия
2.1. К лицам, имеющим право посещения учебных занятий относятся:
 администрация образовательной организации;
 учителя, работающие в образовательной организации;
 родители (законные представители) обучающихся;
 лица, осуществляющие контроль и надзор в сфере общего образования;
 представители педагогического сообщества.
2.2. Основными целями посещения уроков являются:
 контроль соблюдения законодательства в сфере общего образования;
 обеспечение качества образования;
 контроль освоения обучающимися основных общеобразовательных программ,
выполнения требований образовательных стандартов к уровню подготовки;
 контроль выполнения учебных программ по предмету;
 контроль подготовки к государственно (итоговой) аттестации;
 повышение эффективности деятельности работы школы;
 методическое сопровождение и инспектирование деятельности учителя;
 изучение и обобщение позитивного и инновационного педагогического опыта;
 ознакомление с содержанием образования, используемыми методами обучения и
воспитания, образовательными технологиями, системой оценивания достижений
обучающихся.
2.3. Проверка деятельности учителя может быть внесена в план внутришкольного контроля
в случае:
 планового изучения результатов промежуточной, государственной (итоговой)
аттестации обучающихся;
 необходимости оказания методической помощи учителю;
 подготовки к аккредитации образовательной организации;
 подготовки к аттестации учителя;
 подготовки к рассмотрению вопроса на педагогическом совете;
 ознакомления с методикой преподавания нового учителя (при испытательном
сроке);
 обращения родителей обучающихся.
2.4. При организации подготовки к посещению и посещении учебного занятия
рекомендуется следующий алгоритм действий:
 определение целей посещения уроков;
 определение урока или системы уроков, позволяющих достичь цели посещения;

 представление природы (сущности) изучаемого педагогического явления;
 подготовка к сбору и фиксации информации в ходе наблюдения урока;
 сообщение учителю о посещении урока и ознакомление с его целями;
 наблюдения урока и сбор информации;
 предварительная оценка педагогических явлений;
 первичный анализ урока;
 анализ урока, собеседование с учителем;
 составление отчетной документации.
2.5. Посещение учебных занятий администрацией при необходимости может
регулироваться специальным планом-графиком, утвержденным должностным лицом
(директором или его заместителем).
2.6. Работники, посещающие учебное занятие обязаны убедиться в отсутствии объективных
обстоятельств, препятствующих посещению (болезнь учителя, низкая температура в классе
и т.п.).
2.7. Не допускается посещение учебного занятия лицами, не имеющими отношения к
учебно-воспитательной деятельности и его субъектам.
3. Посещение учебного занятия администрацией, должностными лицами органов
управления образования
специалисты управления образования
имеют право на
3.1. Руководители,
внеплановое посещение учебных занятий и на посещение без разрешения (согласия)
учителя, педагогического работника.
3.2. Администратор вправе предупреждать учителя о своем посещении урока за 10-15 минут
до начала урока.
3.3. В случае проведения тематического контроля, требующего специальной подготовки к
учебному занятию, учитель должен быть предупрежден не менее чем за 1-2 день до занятия.
3.4. В случае возникновения чрезвычайных обстоятельств члены администрации имеют
право посещения урока без предупреждения учителя, педагогического работника.
3.5. Должностное лицо, обладающее правом контроля (руководство и работники
управления образования), может предварительно ознакомиться с тематическим и
поурочным планом учителя, рабочей программой, а также технологической картой (в
рамках ФГОС).
3.6. Заместители директора по УР, на которых возложена ответственность за осуществление
контроля, планирует свою работу по посещению уроков таким образом, чтобы иметь
возможность посетить необходимое количество учебных занятий для получения
объективной информации о качестве учебно-воспитательной деятельности.
4. Посещение учебного занятия представителями педагогического сообщества
4.1. Правом свободного посещения учебного занятия обладают учителя, педагогические
работники образовательных организаций любого вида и типа в рамках научно-практических
конференций, методических семинаров, мастер классов и других открытых мероприятий,
проводимых на базе школы.
4.2. Посещения учебных занятий учителями, педагогическими работниками возможны по
предварительному согласованию с учителем в рамках работы методических объединений,
обмена опытом, изучения инновационной деятельности учителя, передовых педагогических
технологий.
4.3. На участников открытых мероприятий распространяются все ограничения в процессе
наблюдения за ходом учебного занятия, определенные данным положением.
5. Посещение учебного занятия родителями обучающихся
5.1. Родители (законные представители) обучающихся при посещении учебных занятий
могут:
 ознакомиться с требованиями учителя;
 оценить работоспособность своего ребенка, его активность на занятиях;

 посмотреть умение ребенка грамотно, правильно излагать свои мысли;
 с равнить объем знаний ребенка с образовательным стандартом, объемом знаний
других обучающихся;
 убедиться в объективности оценки учебной деятельности ребенка;
 понять место ребенка в коллективе.
5.2. Родители (законные представители) во время посещения не вправе давать оценку
технологиям и средствам обучения, методическим приемам, которые использует учитель.
5.3. Родители (законные представители) обучающихся имеют право посещать учебные
занятия только с разрешения директора образовательной организации.
5.4.
Во
время
посещения
учебного
занятия
родителей,
обучающихся
сопровождает заместитель
директора
или
другой
работник
школы
по
распоряжению директора образовательной организации.
5.5. На родителей (законных представителей) обучающихся, посещающих учебное занятие,
распространяются все ограничения в процессе наблюдения за ходом учебного занятия,
определенные данным положением.
5.6. Родители (законные представители), исходя из интересов своего ребенка, имеют право
доводить свое мнение об уроке до сведения учителя и руководителя образовательной
организации.
6. Организация посещения учебного занятия
6.1. График посещения учебных занятий в рамках плановых проверок доводится до
сведения учителей, педагогических работников в начале учебного периода (год, четверть,
месяц, декада, неделя).
6.2. По уважительным причинам (болезнь учителя, отсутствие на уроке большого числа
обучающихся из-за эпидемии, сбой в работе технических средств, оборудования и т.п.)
учитель имеет право просить перенести посещение занятия должностными лицами на
другое время.
6.3. При желании родителей (законных представителей) посетить учебное занятие директор
(заместитель директора по УР) осуществляет следующие действия:
 принимает письменное заявление родителей (законных представителей)
обучающихся о желании посетить учебное занятие;
 согласовывает день и время посещения занятий по интересующему предмету
(образовательной программе) с учителем и родителем (законным представителем);
 назначает сопровождающего родителей (законных представителей) на учебное
занятие.
6.4. Ограничения в посещении учебного занятия и процессе наблюдений на уроке
6.4.1. Запрещается появление посетителя на учебном занятии после его начала.
6.4.2. Посетителю запрещается покидать учебное занятие до его завершения.
6.4.3. Руководство школы может покинуть классное помещение в исключительных случаях.
6.4.4. Посещающий не вправе вмешиваться в ход учебного занятия.
6.4.5. Посещающий в ходе занятия не имеет право выражать свое отношение к учителю,
обучающимся, к уроку.
6.4.6. Посещающий не вправе пользоваться во время учебного занятия средствами
мобильной связи.
6.4.7. Фотосъемки, аудио и видеозаписи на уроке разрешается делать только с согласия
учителя и руководства образовательной организации.
6.4.8. Во время урока посещающий не имеет права беседовать с обучающимися, задавать им
вопросы и т.д.
6.4.9. Запрещается изменение хода и структуры урока по просьбе (требованию) лица,
посещающего учебное занятие.
6.4.10. Лицо, посещающее учебное занятие, не имеет права задерживать обучающихся после
звонка, извещающего об окончании урока.

6.5. Наблюдение учебного процесса на учебном занятии
6.5.1. Посещающий урок вправе вести записи результатов наблюдения; должностные лица,
осуществляющие контроль, делают записи в таблице анализа урока (по ФГОС), а также
отзыве об уроке согласно Положение об аттестации в образовательной организации.
6.5.2. Присутствующий вправе обратиться к учителю с просьбой предоставить учебные
материалы, которыми пользуются обучающиеся в ходе урока.
6.6. Статус информации, полученной при посещении урока
6.6.1. Информация, полученная в ходе посещения учебных занятий должностным лицом
школы, обладает статусом внутренней информации; информация, полученная работниками
управления образования, — внутренняя информация этого органа.
6.6.2. С информацией об учебном занятии (деятельности учителя), результатах контроля
вправе ознакомиться члены педагогического коллектива и работники управления
образования.
6.6.3. Информация о посещенном учебном занятии может быть использована:
 на заседании методического объединения учителей-предметников;
 на совещании при директоре и/или заместителе директора по учебной работе;
 на оперативном совещании педагогического коллектива;
 на педагогическом совете;
 на родительском собрании;
 в ходе подготовки аналитических справок при оценке качества образования,
проведении процедуры аттестации учителя, педагогического работника,
аккредитации образовательной организации.
6.6.4. Исходя из принципа педагогической целесообразности и во избежание нанесения
вреда учебно-воспитательной деятельности и работе учителя, руководство образовательной
организации и управления образования может ограничить распространение информации о
педагогической деятельности учителя.
6.6.5. Фото, аудио и видеоматериалы, содержащие информацию об уроке и педагогической
деятельности учителя, могут быть использованы в средствах массовой информации с
разрешения учителя, руководства школы и тех лиц, кто запечатлен в этих материалах (в том
числе обучающихся).
6.6.6. Использование фото, аудио-, видео – материалов в средствах массовой информации, в
научных изданиях возможно только при обеспечении соблюдения авторских прав учителя.
6.7. Анализ посещенного учебного занятия
6.7.1. Анализ посещения учебного занятия включает четыре обязательных этапа:
 самоанализ урока учителем;
 анализ урока должностным лицом, посетившим урок;
 согласование выводов учителя и должностного лица по результатам посещенного
урока;
 оформление необходимых документов, отражающих посещение учебного занятия.
6.7.2. Перед анализом (или в ходе него) каждый педагог имеет право обратиться к учителю с
просьбой уточнить тот или иной аспект урока.
6.7.3. В ходе проведения обсуждения и анализа урока должностные лица вправе
ознакомится с конспектом урока или технологической картой (ФГОС).
6.7.4. Оценки анализирующим учебного занятия даются в конкретной форме с
использованием уважительных форм обращения к учителю.
6.7.5. Анализирующий не комментирует наличие/отсутствие педагогических явлений, он
оценивает их с точки зрения грамотности применения.
6.7.6. При участии в обсуждении/анализе учебного занятия нескольких человек
должностное лицо высказывает свое мнение последним.
6.7.7. Использование учителем, педагогическим работником рекомендаций и замечаний,
высказанных должностными лицами, обязательно.

6.7.8. В рамках проведения конференций, семинаров, мастер-классов проводится свободное
обсуждения учебного занятия, в котором могут принимать участие все присутствовавшие на
занятии лица.
6.7.9. Учитель имеет право выразить свое согласие или несогласие оценкой учебного
занятия.
6.7.10. Посетившим урок педагогическим работникам дается время для составления
первичного анализа.
6.7.11. Рекомендуется проводить анализ учебного занятия в день его посещения, выделить
на его проведение достаточное количество времени.
6.7.12. Учителя, руководители методических объединений, другие педагогические
работники центра, посетившие учебное занятие, вправе дать рекомендации по
совершенствованию учебно-воспитательной деятельности.
6.7.13. Запрещается проводить анализ учебного занятия родителям обучающихся.
6.8. Документы, отражающие посещение уроков
6.8.1. Посещение учебных занятий в рамках плановых и других проверок и мероприятий
завершается составлением документа (справки, карты урока, аналитической записки).
6.8.2. Выводы, содержащиеся в документах, отражающих результаты посещения учебных
занятий, учитываются администрацией при принятии управленческих решений (поощрении,
наложении взысканий, распределении учебной нагрузки и т.п.)
6.8.3. Обязательно ознакомление учителя со всеми документами, составленными после
посещения его уроков, в том числе под роспись.
6.8.4. Решение вопроса об ознакомлении других членов коллектива с документами о
посещенных уроках (педагогической деятельности учителя) относится к компетенции
руководства школы.
6.8.5. Посещение уроков в период аттестации учителя, педагогического работника
завершается составлением заключения о соответствии педагогической деятельности учителя
квалификационным требованиям той или иной категории.
6.8.6. Сроки хранения документов, отражающих посещение уроков — 5 лет
(продолжительность межаттестационного периода).
6.8.7. Запрещается знакомить родителей и обучающихся с документами, характеризующими
учебное занятие (деятельность учителя, педагогического работника).
6.8.8. Запрещается высказывать негативные оценки учебного занятия в присутствии
обучающихся и их родителей.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее Положение о посещении учебных занятий участниками образовательных
отношений является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом
совете школы и утверждается (либо вводится в действие) приказом директора организации,
осуществляющей образовательную деятельность.
7.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
7.3. Положение о посещении учебных занятий участниками образовательных отношений
общеобразовательной организации принимается на неопределенный срок. Изменения и
дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.7.1. настоящего
Положения.
7.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».