ПРИНЯТО: на педагогическом совете протокол №7 от 30.08.2021г. УТВЕРЖДЕНО: Директор М О Б У ЛиповецкаяСОШ№1 _____________ /Ларина М.Н./ Приказ № 83 от 30.08.2021 ПОЛОЖЕНИЕ о работе с одаренными детьми (формы поддержки и сопровождения развития одаренных детей) МОБУ Липовецкая СОШ № 1 1. Общие положения Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 года №1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития» с изменениями и дополнениями от 6 мая 2016 г., 24 июня 2017 г. Под одаренностью в данном Положении подразумевается высокий уровень развития каких-либо способностей ребенка в одном или нескольких видах деятельности, которые устойчиво проявляются на протяжении его пребывания в школе. 1.1 Цель и задачи работы с одарёнными детьми. Цель работы: создать условия для выявления, поддержки и развития индивидуальности одарённого ребёнка в различных видах деятельности, его самореализации, профессионального самоопределения в соответствии с интеллектуальными, физическими, творческими способностями обучающегося. Задачи работы: - выявление одарённых детей в различных сферах деятельности (предметнонаучное, культура, спорт, искусство, техническое творчество и др.); - выявление одарённых детей с использованием различной диагностики, определение типов одаренности учащихся; - использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей; - создание единой базы данных одаренных детей на всех уровнях образования в школе; - отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности; - организация разнообразной внеурочной деятельности; - разработка эффективной системы подготовки одарённых детей к участию в олимпиадах, конкурсах, научных конференциях, викторинах, смотрах, спортивных соревнованиях, фестивалях, состязаниях; - развитие системы внеурочной работы и дополнительного образования, направленной на развитие способностей обучающихся; - подготовка и повышение квалификации педагогических кадров по работе с одарёнными детьми; - поощрение одарённых учащихся за достигнутые результаты. 2.0рганизация работы с одаренными детьми 2.1 0сновными принципами работы с одаренными детьми являются: - принцип индивидуализации обучения; - принцип развивающего обучения и воспитания; - принцип комфортности в любой деятельности; - принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся; - возрастание роли внеурочной деятельности; - принцип добровольности. 2.2 0сновными формами работы с одаренными детьми являются: - групповые и индивидуальные занятия; - курсы по выбору, элективные курсы; - олимпиадное движение; - творческие конкурсы; - проведение диспутов, круглых столов, помогающих развивать диалогическое мышление, определять свой взгляд на мир; -проведение экскурсий, путешествий и других активных форм, способствующих развитию одаренных обучающихся; - проведение предметных недель. 3. Функциональное обеспечение работы с одаренными детьми Функционально обеспечивают работу с одаренными детьми следующие участники образовательного процесса: - администрация (директор, заместители директора) - руководители школьных методических объединений; - учителя-предметники; - классные руководители; - руководители спортивных секций; - библиотекарь; - родители (законные представители) учащихся. Функции директора - утверждение плана работы с одарёнными детьми; заслушивание отчета по его выполнению; - оснащение необходимым оборудованием и материалами для организации работы с одаренными детьми; - расстановка кадров в работе с одаренными детьми; Функции заместителей директора - разработка школьной документации по работе с одаренными детьми: план работы, информационные, аналитические справки по итогам работы с одарёнными детьми; - координация действий учителей, работающих с одарёнными детьми; - обеспечение связей с учреждениями дополнительного образования; - ведение банка данных по одаренным детям; - анализ и обобщение результатов работы с одаренными детьми; - определение критериев эффективности работы; - внедрение современных педагогических технологий; - организация внутришкольного контроля. Функции библиотекаря: - обеспечение необходимыми библиотечными ресурсами работы с одаренными детьми: методической литературой, сборниками олимпиадных заданий и др., - предоставление материалов по запросам учителей и учащихся; - подбор информации и аналитических материалов; - создание банка проектных и исследовательских работ учащихся; - проведение консультаций по поиску материалов по темам исследовательских работ. Функции руководителей ШМО: - рассмотрение на заседаниях вопросов качества и результативности проделанной работы; - планирование и проведение школьных предметных недель и олимпиад; - разработка материалов, вопросов и заданий повышенного уровня сложности по предметам; - разработка рабочих программ образовательных курсов, направленных на обучение и развитие одаренных детей; - оформление материалов по работе с одарёнными детьми на сайте школы (результаты олимпиад, итоги посещённых мероприятий и т.д.); - обобщение результатов олимпиадном движении; научно-исследовательской деятельности и участия в - руководство подготовкой творческих отчётов учителей, работающих с одарёнными детьми. Функции учителей-предметников: - выявление одарённых детей; - планирование и организация индивидуальной работы с одарёнными детьми; - подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям всех уровней; - внедрение в учебный процесс интерактивных технологий; - использование активных форм и методов организации образовательного процесса; - представление на педсовете своего опыта работы с одарёнными детьми, описание и распространение опыта работы с одарёнными детьми по предмету; - консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей по предмету; - подготовка отчетов о работе с одаренными детьми. Функции классных руководителей: - выявление детей с тем или иным видом одарённости, обозначенным в данном Положении; - обеспечение взаимосвязи с руководителями творческих объединений дополнительного образования; - подготовка отчетов о работе с одаренными детьми. Функции руководителей кружков, секций, элективных курсов: - выявление одарённых детей; - организация учебно-развивающей и творческой деятельности детей; - предоставление необходимой информации классным руководителям; - консультирование родителей; - подготовка отчетов о работе с одаренными детьми; Функции родителей (законных представителей): - создание комфортных условий для развития способностей ребенка; оказание своевременной эмоциональной и моральной поддержки; - определение социального запроса для школы; - сотрудничество с участниками образовательного процесса в работе с одаренными детьми. 4. Мониторинг результатов работы с одаренными детьми Результаты работы педколлектива с одаренными детьми отслеживаются в течение учебного года в следующих формах: - результативность участия в олимпиадном движении; - результативность участия в конференциях муниципального и регионального уровня; - результативность участия в других внешкольных мероприятиях; - динамика личностного развития одаренных детей; - результаты учебной деятельности по итогам года.