Учебный план основного общего образования для обучающихся
с РАС по варианту ФАОП 8.1
Пояснительная записка
Учебный план основного общего образования, включающий план внеурочной
деятельности, в том числе специальных (коррекционных) предметов, курсов
в соответствии с Программой коррекционной работы, является основным
организационным механизмом реализации АООП ООО обучающихся с РАС.
Вариант 1 АООП ООО обучающихся с РАС предполагает нормативные сроки
освоения обучающимися с РАС основной образовательной программы основного
общего образования (5 лет).
Учебный план ООО обучающихся с РАС:
фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время,
отводимое на их освоение и организацию;
• распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и учебным годам.
•
•
Учебный план соответствует действующему законодательству РФ в области
образования, обеспечивает реализацию требований ФГОС ООО и ФОП ООО, в том
числе требований о включении во внеурочную деятельность коррекционноразвивающих курсов по Программе коррекционной работы, и выполнение
установленных санитарно-гигиенических требований к образовательному процессу.
Федеральный учебный план обеспечивает преподавание и изучение государственного
языка Российской Федерации, а также возможность преподавания и изучения родного
языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как
родного языка, государственных языков республик Российской Федерации.
Для обучающегося с РАС может быть разработан индивидуальный учебный план как
на весь период обучения по программе, так и на один год или иной срок.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений. Также в учебный план АООП ООО
обучающихся с РАС, помимо обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений, включен план, регламентирующий занятия внеурочной
деятельности, на которых реализуются мероприятия Программы коррекционной
работы для обучающихся с РАС.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение
по классам (годам) обучения.
Обучение в образовательной организации ведется на русском языке. В соответствии
с пунктом 33.1 ФГОС ООО изучение родного языка (татарского) и родной литературы
(татарской) из числа языков народов Российской Федерации, государственных языков
республик Российской Федерации осуществляется при наличии возможностей
образовательной организации и по заявлению родителей (законных представителей)
в срок до 1 сентября нового учебного года. По заявлениям родителей в учебный план
включены учебные предметы «Родной (татарский) язык» и «Родная (татарская)
литература.
Учебный предмет «Второй иностранный язык» предметной области «Иностранные
языки» преподается при наличии в школе необходимых условий и на основании
заявления родителей (законных представителей). В заявлениях родители (законные
представители) несовершеннолетних обучающихся до начала 1 сентября нового
учебного года не выбрали для изучения учебный предмет «Второй иностранный язык».
В учебном плане количество часов на изучение учебного предмета «Адаптивная
физическая культура» составляет 2 часа в неделю, третий час реализуется за счет
включения обучающихся во внеурочную деятельность по направлениям –
физкультурно-спортивное и оздоровительное.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
определяет время, отводимое на изучение учебных предметов, учебных курсов,
учебных модулей по выбору обучающихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающих углубленное
изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов
обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также
учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности
обучающихся с РАС.
Время, отводимое на данную часть учебного плана, используется:
на увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных
учебных предметов обязательной части с целью углубленного изучения
предметов;
• введение специально разработанных учебных курсов, в том числе
этнокультурных, а также обеспечивающих особые образовательные
потребности обучающихся с РАС.
•
В часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений, в 5м классе введен учебный курс «История и традиции родного края» в объеме 1 час
в неделю для увеличения учебных часов на изучение предмета «Основы духовнонравственной культуры народов России». Курс обеспечивает удовлетворение
этнокультурных потребностей обучающихся.
В часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений, в 6-х
классах введен учебный предмет «Информатика и ИКТ» в объеме 1 час в неделю,
в результате изучения которого у обучающихся с РАС будут сформированы
первоначальные представления по предмету, что будет способствовать профилактике
трудностей в изучении данного предмета в 7–9-х классах.
С целью формирования функциональной грамотности в 7–8-х классах введен учебный
курс «Функциональная грамотность».
С целью увеличения количества часов по предмету «Технология», а также организации
учебно-исследовательской деятельности, формирования креативного мышления
и глобальных компетенций в 9-х классах изучается учебный курс «Проектная
деятельность по технологии», в ходе которого обучающиеся выполняют
индивидуальный проект. Результаты учебных исследований и проектов, реализуемых
обучающимися в рамках освоения учебного курса, являются важнейшими
показателями уровня сформированности у школьников комплекса познавательных,
коммуникативных и регулятивных учебных действий, исследовательских и проектных
компетенций, предметных и междисциплинарных знаний.
В учебный план АООП ООО обучающихся с РАС, помимо обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений, включен план,
регламентирующий занятия внеурочной деятельности, на которых реализуются
мероприятия Программы коррекционной работы для обучающихся с РАС.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, в том числе на специальные занятия
по Программе коррекционной работы АООП ООО обучающихся с РАС,
не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки
обучающихся. Содержание занятий внеурочной деятельности формируется с учетом
Рабочей программы воспитания, пожеланий обучающихся с РАС и их родителей
(законных представителей) и осуществляется посредством различных форм
организации, отличных от урочной системы обучения, таких как экскурсии, кружки,
секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества,
олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования,
общественно полезные практики, коммуникативные клубы и т. д.
Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется
следующим образом: недельная нагрузка – 10 часов, из них 5 часов отводится
на коррекционно-развивающие курсы, 5 часов – на другие направления внеурочной
деятельности.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с РАС учебного плана,
состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений, в совокупности не превышает величину максимально
допустимой недельной образовательной нагрузки обучающихся в соответствии
с санитарно-гигиеническими требованиями.
Формы промежуточной аттестации отражаются в учебном плане в соответствии
с методическими системами и образовательными технологиями, используемыми
образовательной организацией. Промежуточная аттестация для обучающихся с РАС
может проводиться как в общепринятых формах, так и в иных формах, учитывающих
особенности обучающихся.
Промежуточная аттестация по всем учебным предметам обязательной части учебного
плана проводится в форме контрольной работы. Промежуточная аттестация
по учебным курсам части, формируемой участниками образовательных отношений:
«История и традиции родного края» и «Функциональная грамотность» проводится
в виде комплексной проверочной работы. Промежуточная аттестация по курсу
«Проектная деятельность» проводится в форме публичной презентации результатов
выполнения индивидуального проекта.
Продолжительность учебного года составляет 34 недели. Урочная деятельность
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организуется по пятидневной
учебной неделе. Максимальная учебная нагрузка в соответствии с СанПиН 1.2.368521 не превышает 30 часов в неделю на одного обучающегося. В день возможно
проведение шести уроков. Продолжительность урока – 40 минут.
Предметные области
Учебные предметы
Количество часов
в неделю
Классы
5- 6- 7- 8- 9й й й й й
Всего
Русский язык
5
6
4
3
3
21
Литература
3
3
2
2
3
13
Иностранные языки
Иностранный язык
(английский)
3
3
3
3
3
15
Математика и информатика
Математика
5
5
Обязательная часть
Русский язык и литература
Общественно-научные
предметы
Алгебра
3
3
3
9
Геометрия
2
2
2
6
Вероятность и статистика
1
1
1
3
Информатика
1
1
1
3
2
2
2
2,5 10,5
1
1
1
1
4
1
2
2
2
8
2
2
2
6
1
1
2
1
1
5
История
2
Обществознание
География
Естественно-научные
предметы
10
1
Физика
Химия
Биология
1
1
Основы духовнонравственной культуры
народов России
Основы духовнонравственной культуры
народов России
1
1
Искусство
Музыка
1
1
1
3
Изобразительное искусство 1
1
1
3
Технология
Технология
2
1
Физическая культура
и основы безопасности
жизнедеятельности
Основы безопасности
жизнедеятельности
Адаптивная физическая
культура
2
2
2
1
2
2
1
0,5 6,5
1
1
2
2
2
10
Итого
28 29 29 29 29 144
Максимально допустимая недельная нагрузка (при
пятидневной учебной неделе)
29 30 30 30 30 149
Внеурочная деятельность (включая коррекционноразвивающую область)
10 10 10 10 10 50
Коррекционный курс: «Развитие коммуникационного
поведения»
3
3
3
3
3
15
Коррекционный курс: «Развитие познавательной
деятельности»
2
2
2
2
2
10
Другие направления внеурочной деятельности
5
5
5
5
5
25
«Разговоры о важном»
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
5
«Россия – мои горизонты»