МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Приморского края
МКУ "Управление образования" Октябрьского муниципального округа
МОБУ Липовецкая СОШ №1
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
обучающегося с интеллектуальными нарушениями
(вариант 2)
Пгт. Липовцы 2025 г
Пояснительная записка
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на
основе
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной
(интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными
нарушениями (вариант 2)
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Цель программы: Повышение эффективности процесса обучения. Развитие
памяти, логического, словесно-логического мышления, коммуникативных навыков,
преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения, развитие
когнитивных способностей, формирование представлений о себе, своём теле.
Задачи:
•
Формировать коммуникативные умения и навыки, стимулировать игровую,
коммуникативную и речевую активность ребёнка.
•
Развивать координацию при выполнении основных движений, движений
пальцев рук.
•
Способствовать формированию произвольного поведения, навыков
социального общения.
•
Обучать предметно-практической деятельности.
Общие сведения о ребёнке
ФИО ребенка: Михайлова Карина Сергеевна
Дата рождения: 20.09.2015 г.
Возраст ребенка: 10 лет
Место жительства: пгт. Липовцы, ул. Октябрьская 21-51
Мать: Михайлова Анастасия Вячеславовна
Заключение ПМПК: согласно протоколу обследования ребенка
№ 135 от
30.08.2024 г. установлен статус ребёнка с ОВЗ, поскольку имеет место сложный
дизонтогенез в виде сочетания повреждённого развития в форме диффузноповреждённого типа с когнитивными нарушениями и раннего дефицитарного
развития вследствие нарушения речи.
Общая характеристика развития обучающегося:
У девочки слабо сформирована речь, имеются когнитивные нарушения.
Карина достаточно контактна. Настроение в целом позитивное. Понимает
простейшие инструкции, помощь взрослого принимает. Не конфликтна, не
агрессивна, эмоциональна.
Темп деятельности равномерный. Объём устойчивой работоспособности
кратковременный (15-20 мин).
Основные культурно-гигиенические навыки сформированы.
Отмечается неравномерность развития ребенка в различных сферах:
наиболее развита двигательная и социально-эмоциональная сфера, слабо развита
речевая.
Формирование понятий и становление навыков происходит медленно,
вследствие снеженного темпа восприятия, низкого уровня обобщения материала и
необходимостью многократного повторения материала для успешного освоения.
Преобладает зрительное запоминание. Восприятие развито недостаточно,
(зрительное восприятие преобладает над слуховым), процесс наблюдения на
стадии
формирования.
Переключаемость
и
распределение
внимания
характеризуется незавершенностью, отвлекаемостью.
Преобладает предметно-практическое мышление, наилучший вариант
усвоения материала дает зрительно-телесный анализ. Задания невербального
характера выполняются ребёнком значительно лучше, чем вербализированные
задания, это связано с несформированностью речевой деятельности. Преобладает
предметно-манипулятивная деятельность.
Задания на зрительно-двигательную координацию выполняет с учетом
величины, формы и цвета. Цвета соотносит частично. Запас представлений об
окружающем мал.
Условия реализации специальной индивидуальной программы.
Технологии, используемые в обучении ребенка:
✓
индивидуализация обучения
✓
игровые технологии
✓
специальные компьютерные инструменты обучения
✓
создание адаптированной коррекционно-развивающей среды под
ребенка
✓
«пошаговое» обучение в процессе совместных действий с педагогом,
повторение изученного материала
Особые образовательные потребности обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловливают необходимость
специального подбора учебного и дидактического материала (преимущественное
использование натуральной и иллюстративной наглядности).
В качестве средств для выполнения заданий подобраны материалы для
стимуляции тактильного, зрительного слухового восприятия – это яркие,
необычные, интересные пособия, изготовленные своими руками, или заводские
игрушки (резиновые, шероховатые, мягкие, с «колючками»; с деталями, которые
возможно снять и рассмотреть, звенящие, заводные и многие другие; наборы
предметных картинок, наборы сюжетных картинок, настольные развивающие
игры; нитки (разные виды, ткани разных сортов, природные материалы
(засушенные листья, шишки, желуди, скорлупа грецкого ореха и т.д.).
Используется оборудование для проведения предметно-практических
упражнений (ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки,
пластилин или масса для лепки и т.п.).
Модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей;
гербарии; модели фигур человека, животных, растений, посуды, бытовых
приборов, мебели и пр.
Конструкторы: квартира, дом, город, ферма, водоем и т.д.
В качестве средств для выполнения заданий подобраны материалы, которые
развивают сенсорную сферу ребенка: массажный аппликатор для пальчиковой
гимнастики, кисточка с перьями, ворсовая щеточка для расслабления мелких мышц
пальцев, ручной массажер для расслабления мышечной мускулатуры тела, гелевая
игрушка для развития кистей рук, шарик с жесткой, шероховатой поверхностью и
колючками для развития тактильных ощущений, ткани, меховые шарики, лоскутки
и т. д.
.Применяется полифункциональное игровое оборудование - мягкие модули,
мячи, кубики, пирамидки, пазлы, мозаики, и др.
Во время занятия, отсутствуют посторонние раздражители, соблюдается
посильная, дозированная нагрузка, смена видов деятельности в ходе занятия.
Используется методика интегрированных занятий, что способствует
развитию сосредоточения, закреплению приобретенных навыков на каждом
последующем занятии. Инструкции на уроке краткие, четкие, повторяются 2-3
раза.
Используется определенная структура занятия:
1)
Подготовительный этап. Организационный момент (приветствие,
беседа с ребенком для создания положительного настроя на работу, выбор удобной
позы, создание мотивации на занятие и проведение занятия на положительном
эмоциональном фоне, подбор индивидуальных стимулов для ребёнка).
2)
Основной этап. Создание проблемной ситуации. Например, в
практических жизненных ситуациях (повторение погоды за окном и др.).
3)
Дыхательная, пальчиковая и артикуляционная гимнастика.
4)
Повторение изученного, подача нового материала.
5)
Двигательная гимнастика.
6)
Итог занятия.
В ходе обучения все этапы занятия направлены на формирование базовых
учебных действий.
В ходе проведения занятий регулярно проводится физминутки
Основой занятий являются упражнения, направленные на различные
стороны сенсорного развития:
- задания для развития слухового внимания на неречевом и доступном
речевом материале (речевые звуки, вокализации, звукоподражательные слова и
т.д.)
- задания на развитие зрительного восприятия и формирование
представлений о доступных сенсорных эталонах (величина, цвет, форма)
- задания на развитие тактильно - осязательного восприятия
- задания на развитие сенсомоторных реакций и перцептивных действий.
Соблюдается охранительный режим. Продолжительность учебных занятий
не превышает 20 – 30 минут, с перерывом 10 – 15 минут.
Форма обучения: надомное.
В обучении и развитии ребенка учитываются индивидуальные образовательные
потребности:
- Потребность во введении специальных учебных предметов и
коррекционных занятий, которых нет в содержании образования обычно
развивающегося ребенка.
Предметные области:
1. Речь и альтернативная коммуникация.
2. Математические представления.
3. Окружающий мир.
4. Изобразительная деятельность.
5. Музыка и движение. Адаптивная физкультура.
Предметные области (учебные предметы):
1. Язык и речевая практика.
1.1 Речевая практика:
Цель: Формирование коммуникативных и речевых навыков с
использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации. Развитие
понимания обращенной речи. Развитие дыхания, голосовых реакций и речевой
активности, интонированного лепета.
Описание возможных результатов обучения:
1) Овладение доступными средствами коммуникации и общения
вербальными и невербальными.
- способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных
жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм;
- умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестом,
взглядом;
2) Развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием
окружающего мира, личным опытом ребенка.
- понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты
рукотворного мира и деятельность человека.
Календарно-тематическое планирование «Язык и речевая практика»
(66 часов)
№ п/п
Тема урока
Формируемые представления Часы
Дата
1.
Установление
зрительного
контакта с
собеседником
Эмоциональный контакт с
учителем.
Овладение начальными навыками
адаптации к учебе.
2
Поворот головы, жест,
звукокомплексы на реагирование
своего имени.
2
3.
Приветствие
Пожатие руки или звукокомплекс
собеседника жестом
на приветствие.
(пожать руку),
Развитие доброжелательности,
звуком.
эмоциональной отзывчивости.
2
4.
Выражение своих Показ жестом, звуком или словом
своего желания.
желаний (жестом),
звуком, словом
«дай».
2.
5.
6.
7.
Реагирование на
собственное имя
Выражение
Показ жестом, звуком или словом
просьбы о помощи.
просьбы о помощи
жестом, звуком,
словом «помоги».
Выражение
согласия жестом
(кивок головы),
словом «да».
2
2
Показ жестом, звуком или словом
своего желания.
2
Выражение
Показ жестом, звуком или словом
своего желания.
несогласия жестом
(покачать головой
из стороны в
сторону), словом
«нет».
2
8.
Дыхательные
упражнения без
речевого
сопровождения.
Формирование правильного
выдоха.
2
9.
Дыхательные
упражнения с
речевым
сопровождением
Формирование правильного
выдоха
2
10.
Артикуляционная
гимнастика
(простые
упражнения).
Отработка артикуляционных
упражнений для постановки
звуков.
2
11.
Импрессивная речь
Узнавание и различение членов
семьи и педагога.
2
Различение по
именам членов
семьи, педагога.
Понимание слов,
обозначающих
предмет: кружка.
Узнавание и различение предмета
(кружка) среди других предметов.
13.
Понимание слов,
обозначающих
предмет: ложка.
Узнавание и различение предмета
(ложка) среди других предметов.
2
14.
Понимание слов,
обозначающих
предмет: тарелка.
Узнавание и различение предмета
(тарелка) среди других предметов.
2
15.
Понимание слов,
обозначающих
предмет: стул..
Узнавание и различение предмета
(стул) среди других предметов.
2
16.
Понимание слов,
обозначающих
предмет: стол.
Узнавание и различение предмета
(стол) среди других предметов.
2
17.
Понимание слов,
обозначающих
предмет: яблоко,
банан.
Узнавание (различение)
предметов: яблоко, банан
2
18.
Понимание слов,
обозначающих
предмет: носки.
Узнавание (различение) предмета:
носки.
2
19.
Понимание слов,
обозначающих
предмет: куртка.
Узнавание (различение) предмета:
куртка.
2
Понимание слов, Узнавание (различение) предмета:
футболка.
обозначающих
предмет: футболка.
2
12.
20.
2
.
21.
Понимание слов,
обозначающих
предмет: брюки.
Узнавание (различение) предмета:
брюки.
2
22.
Понимание слов,
обозначающих
предмет: шапка.
Узнавание (различение) предмета:
шапка.
2
23.
Понимание слов, Узнавание (различение) предмета:
обозначающих
ботинки.
предмет: ботинки.
2
24.
Понимание слов,
обозначающих
2
Узнавание (различение) предмета:
мяч.
предмет: мяч.
25.
Понимание слов,
указывающих на
предмет, его
признак: мой.
Узнавание предметов, которые
изучили: мой мяч и т.д.
2
26.
Понимание слов,
указывающих на
предмет, его
признак: твой.
Узнавание предметов, которые
изучили: твой мяч и т.д.
3
27.
Понимание простых Проговаривание (звукокомплекс)
нераспространенны
и понимание простых
х предложений
нераспространенных
(Оля ест) и т.п.
предложений.
3
28.
Экспрессивная речь Проговаривание (звукокомплекс)
своего имени.
Называние своего
имени.
2
29.
Называние имен
членов семьи.
Проговаривание (звукокомплекс)
имен членов семьи
3
30.
Называние имени
педагога.
Проговаривание (звукокомплекс)
имени педагога.
3
31.
Повторение
пройденного.
Повторение
2
Всего
33
2. Математика.
2.1 Математические представления:
Цель: формирование начальных пространственно-временных понятий,
представлений о размере, форме, цвете предметов окружающей среды (на
доступном уровне восприятий), умения применять их в повседневной жизни в
соответствии с возможностями ребенка.
Описание возможных результатов обучения:
- умение определить по одному или двум сенсорным эталонам; найти, подать
названный предмет, выбрав из ряда объектов;
- ориентировка в пространстве и узнавание объектов учебной комнаты,
помещения столовой, туалетной комнаты;
- понимание простых предлогов с пространственным значением (в, на, под).
Календарно-тематическое планирование
«Математические представления»
(66 ч.)
№ п/п
Название темы
Кол-во
часов
Вводные уроки (8 часов)
Обследование обучающегося.
1
1
9
10
11
12
13
14
15
16
Подбор фигур к образцу по форме, цвету и
величине. Прикладывание и накладывание.
Группировка элементов строительных наборов по
двум образцам.
Тренировочные упражнения с крупным и мелким
строительным материалом.
Тренировочные упражнения со сборно-разборными
игрушками.
Понятия о величине (13 часов)
Большой – маленький.
Больше – меньше.
Короткий – длинный.
Длиннее – короче.
Высокий – низкий.
Выше – ниже.
Широкий – узкий.
Шире – уже.
17
Толстый – тонкий.
1
1
2
3-4
5-6
7-8
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
Дата
18-19
20-21
Сравнение предметов по величине, способом
приложения (приставления и наложения).
Закрепление по теме «Величина».
2
2
Понятия о количестве (2 часа)
Много – мало.
Пространственные представления (12 часов)
24-25 Ориентация в пространственном расположении
частей тела на себе (другом человеке,
изображения).
26-27 Месторасположение в пространстве: сверху
(вверху), снизу (внизу).
28-29 Перемещение в пространстве с заданным
направлением: вверх, вниз.
22-23
30
31
32
33
34
35
Верхний – нижний.
Посередине.
Рядом.
Дальше – ближе.
Вперед – назад.
Впереди – позади.
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
Понятия веса (3 часа)
Тяжелый – легкий.
Тяжелее – легче.
Закрепление.
Геометрический материал (11 часов)
39-41 Соотнесение фигур, не называя их.
42-43 Круг.
44-45 Квадрат.
46-47 Треугольник.
48-49 Закрепление.
Понятие о величине (6 часов)
50
Понятие о величине: большой – маленький.
51
Понятие о величине: длинный – короткий, длиннее
– короче.
52
Понятие о величине: высокий – низкий, выше –
ниже.
53
Понятие о величине: толстый – тонкий.
54
Понятие о величине: шире – уже.
55
Повторение ранее изученных понятий.
Понятие о количестве (5 часов)
56
Понятие о количестве: больше – меньше, поровну.
36
37
38
1
1
1
3
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
57-58
59-60
61
62
Понятие о количестве: много – мало, один.
Повторение, закрепление изученных понятий.
Понятие веса (2 часа)
Понятие веса: тяжелый – легкий, тяжелее – легче.
Повторение понятий величины, пространства, веса.
2
2
1
1
Геометрический материал (4 часа)
63
64
65
66
Повторение. Круг.
Повторение. Квадрат.
Повторение. Треугольник.
Повторение
Всего
1
1
1
1
66
3. Изобразительная деятельность
Цель: развитие самостоятельности, заинтересованности к предлагаемым
заданиям, создание положительного эмоционального состояния, обеспечение
игровой мотивации детской деятельности.
Формирование прослеживающей функции глаза, развитие кожномышечного анализатора, тактильных ощущений, слухового, зрительного
восприятия, развитие специфических манипуляций, формирование сенсорных
эталонов цвета, величины, формы. Развитие способности фиксировать взгляд на
ярких изображениях, различиях предметов по величине, цвету, форме.
Описание возможных результатов обучения:
- формировать интерес к доступным видам изобразительной деятельности;
- умение использовать инструменты с прямой помощью взрослого и материалы в
процессе доступной изобразительной деятельности;
- получение положительных эмоций от изобразительной деятельности;
- формирование доступных сенсорных эталонов.
Рисование
•
Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для
рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, кисти, емкость для воды;
•
Оставление графического следа;
•
Освоение приемов рисования карандашом;
•
Соблюдение последовательности действий при работе с красками
(опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание
ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе
бумаги, опускание кисти в воду и т.д.);
•
Рисование точек;
•
Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по
трафарету, по шаблону).
Лепка
•
Знакомство с пластилином;
•
•
•
•
•
•
Разминание пластилина;
Отрывание кусочка материала от целого куска;
Отрезание кусочка материала стекой ;
Катание колбаски на доске (в руках);
Катание шарика на доске (в руках);
Лепка предмета из одной (нескольких) частей.
Аппликация
•
Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон,
фольга, салфетка и др.;
•
Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для
изготовления аппликации: ножницы,
•
Сминание бумаги;
•
Сгибание листа бумаги пополам.
№ п/н
1
2
3
4
Календарно-тематическое планирование
«Изобразительная деятельность»
(33ч.)
Название разделов и тем
Кол-во
часов
Рисование (8 часов)
Упражнения для развития движений кистей
1
рук: сжимание, разжимание, встряхивание,
помахивание кистями рук.
Узнавание материалов и инструментов,
1
используемых для рисования: краска, кисть,
карандаши, бумага.
Различение материалов и инструментов,
1
используемых для рисования: краска кисть
карандаши, бумага.
Оставление графического следа пальцем,
1
карандашом, кистью.
5
Приемы работы с карандашом и кистью.
1
6
Предметное рисование по шаблону. Солнце.
1
7
Выполнение работы в контуре. Закрашивание
внутри контура пальцем, кистью.
Рисование по внутреннему трафарету
округлых предметов.
Лепка 4 (часа)
Узнавание пластичных материалов: тесто,
пластилин.
Подготовка материала к работе - разминание
материала. Придание формы - катание
1
8
9
10
1
1
1
Дата
11
колбаски.
Катание шарика на доске (в руках).
1
Лепка шариков. Составление композиции
«Гусеницы на листочке».
Рисование 3 (часа)
Рисование мокрым пальцем на цветной бумаге.
Предметное рисование. Обводка,
раскрашивание. Воздушные шарики.
Рисование по внутреннему трафарету
округлых предметов.
Аппликация (5 часов)
Узнавание (различение) разных видов бумаги:
цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др.;
Узнавание (различение) инструментов и
приспособлений, используемых для
изготовления аппликации: ножницы, клей,
линейка
Сминание бумаги. Сгибание листа бумаги
пополам.
1
Аппликация из одного элемента «Груша» из
готового шаблона.
Аппликация из двух элементов «Домик».
Лепка (7 часов)
1
1
22
Подготовка материала к работе - разминание
материала. Придание формы - катание
колбаски.
Катание колбаски на доске (в руках).
23
Катание шарика на доске (в руках).
1
24
Изготовление огурца способом размазывания
на заготовках.
Изготовление ёлочки способом размазывания
на заготовках.
Изготовление груши способом размазывания
на заготовках.
Совместная лепка предметов округлой формы.
Рисование (6 часов)
Пальчиковые игры.
Раскрашивание пластилином «Цветы».
Совместное рисование красками
«Разноцветные воздушные шарики на
ниточках».
Совместное рисование красками «Дождь идет»
1
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
25
26
27
28
29
30
31
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
32
33
Цветные клубочки — большие и маленькие
(слитные замкнутые линии).
Рисование горизонтальных линий.
Всего
1
1
33
4. Адаптированная физическая культура. Музыка и движение.
Цель: Повышение двигательной активности обучающегося и обучение
использованию полученных навыков в повседневной жизни.
Описание возможных результатов обучения:
- произвольный вдох (выдох) через рот (нос);
- произвольный вдох через нос (рот), выдох через рот (нос);
- одновременное (поочередное) сгибание (разгибание) пальцев ;
- сгибание пальцев в кулак на одной руке с одновременным разгибанием на другой
руке;
- круговые движения кистью;
- сгибание фаланг пальцев;
- движения головой: наклоны вперед (назад, в стороны), повороты, круговые
движения;
- наклоны туловища вперед (в стороны, назад)
- повороты туловища вправо (влево);
- стояние на коленях;
- приседание;
- ползание на четвереньках сохраняя целенаправленность движений;
- ходьба ровным шагом;
- ходьба в умеренном (медленном, быстром) темпе.
- формирование умения выполнять общеразвивающие упражнения по подражанию,
совместно со взрослым;
- формирование действий с мячом доступными способами с помощью взрослого.
Календарно-тематическое планирование
«Музыка и движение. Адаптивная физическая культура. » (33 ч.)
№
Тема
Кол-во
Дата
часов
Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде
(2часа)
1-2
Знакомство со спортивным инвентарем (мяч, скакалка)
2
Подвижные игры (3 часа)
3
Игры с мячом
1
4
Прышки со скакалкой
1
5
6
7
8
9
Повороты на месте направо, налево.
1
Игра «Мы делили апельсин».
Дыхательные упражнения (3часа)
Произвольный вдох (выдох) через рот (нос),
1
произвольный вдох через нос (рот), выдох через рот
(нос) в положении стоя.
Игра «Понюхаем цветы»
Произвольный вдох (выдох) через рот (нос),
1
произвольный вдох через нос (рот), выдох через рот
(нос) во время ходьбы.
Игра «Понюхаем цветы»
Произвольный вдох (выдох) через рот (нос),
1
произвольный вдох через нос (рот), выдох через рот
(нос) во время бега.
Игра «Понюхаем цветы»
Общеразвивающие и корригирующие упражнения (6 часов).
Одновременное (поочередное) сгибание (разгибание)
1
пальцев;
Сгибание пальцев в кулак на одной руке с
одновременным разгибанием на другой руке.
Круговые движения кистью. Сгибание фаланг пальцев.
1
1
13
Движения головой: наклоны вперед (назад, в стороны),
повороты, круговые движения.
Наклоны туловища вперед (в стороны, назад).
14
Повороты туловища вправо (влево).
1
15
Ходьба и упражнения в равновесии (4 часа)
Ходьба стайкой за учителем, держась за руки: в
заданном направлении.
1
10
11
12
16
17
18
1
1
Ходьба стайкой за учителем, держась за руки, между
предметам.
Ходьба стайкой за учителем, держась за руки: по
дорожке.
1
Ходьба в умеренном (медленном, быстром) темпе.
1
1
Бег (2 часа)
19
Легкий бег.
1
20
Бег в умеренном (медленном, быстром) темпе.
1
21-
Общеразвивающие и корригирующие упражнения (7 часов)
Упражнения для мышц ног. Поднимание на носки.
2
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Сгибание и разгибание ног, стоя на одном месте, руки
на поясе (медленно и быстро).
Упражнения для мышц ног. Приседания на двух ногах.
Упражнения на дыхание. Дыхание во время ходьбы с
выговариванием звуков на выдохе: чу-чу-чу
(паровоз),ш-ш-ш (вагоны), у-у-у (самолёт), ж-ж-ж
(жук).
Движения головой: наклоны вперед (назад, в стороны),
повороты, круговые движения. Игра «Насосы
Повороты туловища вправо (влево). Игра на
географию тела.
Круговые движения прямыми руками вперед (назад).
Игра «Самолеты»
Прыжки (2 часа)
Прыжки на одной ноге на месте. Игра «Весёлые
зайчата»
Прыжки на двух ногах на месте. Игра «Весёлые
зайчата»
Ползание, подлезание (2часа)
Ползание на четвереньках по прямой линии. Игра
«Мёд и пчёлы»
Подлезание на четвереньках под верёвку.
Подвижные игры (2 часа)
« У медведя во бору».
«Вороны и воробьи»
Всего
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33
5.Окружающий природный мир
Цель предмета: формирование представлений о живой и неживой природе, о
взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Задачи: формирование представлений об объектах и явлениях неживой
природы,
формирование временных представлений,
формирование представлений о растительном и животном мире.
Календарно тематическое планирование по предмету
«Окружающий природный мир» (33 часа)
№
Тема урока
Кол. Дата
часов
Растительный мир (8 часов)
1 Знакомство с лиственными и хвойными деревьями (берёза, ель,
1
сосна)
2 Знакомство с плодовыми деревьями (вишня, яблоня)
1
3 Знакомство с кустарниками (крыжовник, смородина)
1
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон,
апельсин, груша, персик, киви)
Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь,
свекла, тыква, кабачок, перец)
Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина,
крыжовник, земляника)
Знакомство с грибами (белый гриб, мухомор, лисичка, опенок,
поганка)
Знакомство с комнатными растениями (кактус, фиалка, фикус)
Животный мир (8 часов)
Знакомство с домашними животными (корова, свинья, лошадь,
коза, овца (баран), кот, собака)
Знакомство со строением домашнего животного (голова,
туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива,
пятачок, вымя, уши)
Знакомство с детенышами домашних животных (теленок,
поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок)
Знакомство с дикими животными (лиса, заяц, волк, медведь,
белка, еж)
Знакомство с детенышами диких животных (волчонок, лисенок,
медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок)
Знакомство с домашними птицами (курица (петух), утка, гусь)
Знакомство с зимующими птицами (голубь, ворона, воробей,
синица)
Знакомство с перелетными птиц (аист, ласточка, дикая утка,
дикий гусь, грач, журавль)
Объекты природы (10 часов)
Солнце
Луна
Различные формы земной поверхности (горы, овраг, равнина)
Суша и водоем
Лес, значение леса в природе и жизни человека. Соблюдение
правил поведения в лесу
Луг, луговые цветы, значение луга в природе и жизни человека
Вода, значение воды в природе и жизни человека
Река, значение реки (ручья) в природе и жизни человека.
Соблюдение правил поведения на реке
Огонь, свойства огня (полезные свойства, отрицательное),
значения огня в жизни человека
Соблюдение правил обращения с огнем. Пожары
Временные представления (7 часов)
Части суток (утро, день, вечер, ночь)
Дни недели
Название месяцев
Знание названий времен года (весна, лето, осень, зима)
Изменения, происходящие в жизни человека, животных и
растений в разное время года
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
32 Явления природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга,
туман, гром, ветер)
33 Повторение пройденного
Всего
1
1
33
1. Жизнедеятельность человека
Целью обучения: формирование представления о себе самом и ближайшем
окружении.
Задачи программы:
• формирование гигиенических навыков;
•
развитие мелкой моторики рук;
• обучение правилам поведения на уроке, выполнению санитарно –
гигиенических требований при использовании различных материалов;
• формирование навыков культурой еды;
• воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении
процессов самообслуживания;
Календарно тематическое планирование по предмету
«Жизнедеятельность человека» (33 часа)
№ Тема урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Представления о себе (8 часов)
Идентификация себя как мальчика
Части тела. Голова (волосы, уши, шея, лицо)
Части тела. Туловище (спина, живот)
Части тела. Руки (локоть, ладонь, пальцы)
Части тела. Ноги (колено, ступня, пальцы, пятка)
Части лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык,
зубы)
Называние своего имени и фамилии
Называние своего возраста
Гигиена тела (8 часов)
Горячая и холодная вода. Смешивание воды до комфортной
температуры
Вытирание рук полотенцем. Соблюдение последовательности
действий при мытье и вытирании рук (открывание крана,
регулирование напора струи и температуры воды, намачивание
рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана,
вытирание рук)
Нанесение крема на руки
Подстригание ногтей ножницами
Вытирание лица. Соблюдение последовательности действий
при мытье и вытирании лица (открывание крана, регулирование
напора струи и температуры воды, набирание воды в руки,
выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана,
Кол. Дата
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
вытирание лица)
Чистка зубов. Полоскание полости рта. Соблюдение
последовательности действий при чистке зубов и полоскании
полости рта (открывание тюбика с зубной пастой, намачивание
щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка
зубов, полоскание рта, мытье щетки, закрывание тюбика с
зубной пастой)
Очищение носового хода. Мытье ушей. Чистка ушей
Расчесывание волос
Обращение с одеждой и обувью (4 часа)
Предметы одежды. Назначение предметов одежды
Обувь. Виды обуви
Головные уборы, сезонные головные уборы
Различение видов одежды. Выбор одежды в зависимости от
мероприятия
Прием пищи (6 часов)
Сообщение о желании пить. Питье через соломинку
Наливание жидкости в кружку. Питье из кружки
Сообщение о желании есть. Еда руками
Еда ложкой
Использование салфетки во время приема пищи
Накладывание пищи в тарелку
Семья (7 часов)
Узнавание (различение) членов семьи
Узнавание (различение) детей и взрослых
Определение своей социальной роли в семье
Представление о бытовой и досуговой деятельности членов
семьи
Представление о профессиональной деятельности членов семьи
Рассказ о своей семье
Повторение пройденного
Всего
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33
2. Окружающий социальный мир
Цель предмета: формирование представлений о человеке, его социальном
окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Задачи предмета: знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его
деятельность, общепринятые нормы поведения),
формирование представлений о предметном мире, созданном человеком
(многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с
ними).
Календарно тематическое планирование по предмету
«Окружающий социальный мир» (33 часа)
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
3132
33
Тема урока
Школа (1 час)
Школьные принадлежности
Квартира, дом, двор (7 часов)
Типы домов
Части дома
Помещения квартиры: прихожая
Помещения квартиры: кухня
Помещения квартиры: ванная комната, санузел
Правила поведения в доме, квартире, во дворе
Аудио, видеотехники и средствах связи
Предметы быта (4 часа)
Электробытовые приборы. Соблюдение правил техники
безопасности при пользовании электробытовыми приборами
Предметы мебели
Предметы посуды
Предметы интерьера
Продукты питания (6 класс)
Напитки
Молочные продукты
Мясные продукты, готовые к употреблению
Рыбные продукты, готовые к употреблению
Мучные изделия, готовые к употреблению
Кондитерские изделия
Предметы и материалы, изготовленные человеком (4 часа)
Бумага, ее свойства, предметы из бумаги
Деревья, предметы, изготовленные из дерева
Стекло, предметов, изготовленные из стекла
Свойства ткани. Предметы, изготовленные из ткани
Город (3 часа)
Название города, улиц, проспектов
Назначение зданий: кафе, больница, магазин, театр, цирк
Разнообразие профессий
Транспорт (5 часов)
Наземный транспорт и его назначение
Узнавание воздушного транспорта, его назначения
Профессии людей, работающих на транспорте
Узнавание специального транспорта (пожарная машина,
скорая помощь, полицейская машина)
Назначения специального транспорта. Профессий людей
Традиции, обычаи (3 часа)
Традиции и атрибуты праздников (Новый Год, День Победы, 8
марта, 23 февраля)
Повторение
Всего
Кол. Дата
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
33
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения курса.
Личностные базовые учебные действия:
•
принятие роли обучающегося;
•
способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем;
•
личностное самоопределение с учетом особых образовательных, в том
числе и индивидуальных потребностей;
•
формирование элементарных представлений о картине мира;
•
положительное отношение к окружающей действительности;
•
ориентация
на
самостоятельность
и
социально-бытовую
независимость;
Регулятивные базовые учебные действия:
•
умение выполнять инструкции учителя;
•
умение выполнять действия по образцу и по подражанию;
•
использование в учебно-познавательной деятельности сохранных
анализаторов;
•
умение адекватно запрашивать и принимать необходимую
практическую помощь для решения и достижения результата учебной
деятельности.
Познавательные базовые учебные действия:
•
выбор способов решения задач в зависимости от конкретных
знакомых условий;
•
алгоритмизация практического действия;
умение слушать учебные тексты;
•
освоение элементарных общих понятий.
Коммуникативные базовые учебные действия:
•
умение слушать и вступать в диалог;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности;
•
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с
объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях
взаимодействия с окружающими;
•
владение элементарной диалогической речью.