ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по географии среднего общего образования на базовом уровне
составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной
программы среднего общего образования, представленных в федеральном
государственном образовательном стандарте среднего общего образования, а также на
основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, представленных в федеральной рабочей
программе воспитания.
Рабочая программа среднего общего образования на базовом уровне отражает
основные требования Федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования к личностным, метапредметным и предметным результатам
освоения образовательных программ и составлена с учётом Концепции развития
географического образования в Российской Федерации, принятой на Всероссийском
съезде учителей географии и утверждённой Решением Коллегии Министерства
просвещения и науки Российской Федерации от 24.12.2018 года.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА«ГЕОГРАФИЯ»
География – это один из немногих учебных предметов, способных успешно
выполнить задачу интеграции содержания образования в области естественных и
общественных наук.
В основу содержания учебного предмета положено изучение единого и
одновременно многополярного мира, глобализации мирового развития, фокусирования на
формировании у обучающихся целостного представления о роли России в современном
мире. Факторами, определяющими содержательную часть, явились интегративность,
междисциплинарность, практико-ориентированность, экологизация и гуманизация
географии, что позволило более чётко представить географические реалии происходящих
в современном мире геополитических, межнациональных и межгосударственных,
социокультурных, социально-экономических, геоэкологических событий и процессов.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
Целиизучениягеографиинабазовомуровневсреднейшколенаправленына:
1) воспитание чувства патриотизма, взаимопонимания с другими народами,
уважения культуры разных стран и регионов мира, ценностных ориентаций личности
посредством ознакомления с важнейшими проблемами современности, c ролью Россиикак
составной части мирового сообщества;
2) воспитание экологической культуры на основе приобретения знаний о
взаимосвязи природы, населения и хозяйства на глобальном, региональном и локальном
уровняхиформированиеценностногоотношениякпроблемамвзаимодействиячеловекаи
общества;
3) формирование системы географических знаний как компонента научной картины
мира, завершение формирования основ географической культуры;
4) развитие познавательных интересов, навыков самопознания, интеллектуальных и
творческих способностей в процессе овладения комплексом географических знаний и
умений, направленных на использование их в реальной действительности;
5) приобретение опыта разнообразной деятельности, направленной на достижение
целей устойчивого развития.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебным планом на изучение географии на базовом уровне в 10-11 классах
отводится 68 часов: по одному часу в неделю в 10 и 11 классах.
СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«ГЕОГРАФИЯ» 10
КЛАСС
Раздел1.География как наука
Тема 1. Традиционные и новые методы в географии. Географическиепрогнозы.
Традиционные и новые методы исследований в географических науках, их использование
в разных сферах человеческой деятельности. Современные направления географических
исследований. Источники географической информации, ГИС. Географические прогнозы
как результат географических исследований.
Тема 2. Географическая культура. Элементы географической культуры:
географическая картина мира, географическое мышление, язык географии. Их значимость
для представителей разных профессий.
Раздел2.Природопользованиеигеоэкология
Тема 1. Географическая среда. Географическая среда как геосистема; факторы, её
формирующие и изменяющие. Адаптация человека к различным природным условиям
территорий, её изменение во времени. Географическая и окружающая среда.
Тема 2. Естественный и антропогенный ландшафты. Проблема сохранения
ландшафтного и культурного разнообразия на Земле.
Практическаяработа
1. Классификация ландшафтов с использованием источников географической
информации.
Тема 3. Проблемы взаимодействия человека и природы. Опасные природные
явления, климатические изменения, повышение уровня Мирового океана, загрязнение
окружающей среды. «Климатические беженцы». Стратегия устойчивого развития. Цели
устойчивого развития и роль географических наук в их достижении. Особо охраняемые
природные территории как один из объектов целей устойчивого развития. Объекты
Всемирного природного и культурного наследия.
Практическаяработа
1. Определение целей и задач учебного исследования, связанного с опасными
природными явлениями и (или) глобальными изменениями климата и (или) загрязнением
Мирового океана, выбор формы фиксации результатов наблюдения (исследования).
Тема 4. Природные ресурсы и их виды. Особенности размещения природных
ресурсов мира. Природно-ресурсный капитал регионов, крупных стран, в том числе
России. Ресурсообеспеченность. Истощение природных ресурсов. Обеспеченность стран
стратегическими ресурсами: нефтью, газом, ураном, рудными и другими полезными
ископаемыми. Земельные ресурсы. Обеспеченность человечества пресной водой.
Гидроэнергоресурсы Земли, перспективы их использования. География лесных ресурсов,
лесной фонд мира. Обезлесение – его причины и распространение. Роль природных
ресурсов Мирового океана (энергетических, биологических, минеральных) в жизни
человечества и перспективы их использования. Агроклиматические ресурсы.
Рекреационные ресурсы.
Практическиеработы
1. Оценкаприродно-ресурсного капиталаодной из стран (по выбору)по источникам
географической информации.
2. Определение ресурсообеспеченности стран отдельными видами природных
ресурсов.
Раздел3.Современная политическая карта
Тема 1. Теоретические основы геополитики как науки. Политическая
география и геополитика. Политическая карта мира и изменения, на ней происходящие.
Новая многополярная модель политического мироустройства, очаги геополитических
конфликтов. Политико-географическое положение. Специфика России как евразийского и
приарктического государства.
Тема2.Классификацииитипологиястранмира. Основныетипыстран:критерии их
выделения. Формы правления государств мира, унитарное и федеративное и
государственное устройство.
Раздел4.Населениемира
Тема 1. Численность и воспроизводство населения. Численность населения мира
и динамика её изменения. Теория демографического перехода. Воспроизводство
населения, его типы и особенности в странах с различным уровнем социальноэкономического развития (демографический взрыв, демографический кризис, старение
населения). Демографическая политика и её направления в странах различных типов
воспроизводства населения.
Практическиеработы
1. Определение и сравнение темпов роста населения крупных по численности
населения стран, регионов мира (форма фиксации результатов анализа по выбору
обучающихся).
2. Объяснение особенности демографической политики в странах с различным
типом воспроизводства населения.
Тема 2. Состав и структура населения. Возрастной и половой состав населения
мира. Структура занятости населения в странах с различным уровнем социальноэкономического развития. Этнический состав населения. Крупные народы, языковые
семьи и группы, особенности их размещения. Религиозный состав населения. Мировые и
национальные религии, главные районы распространения. Население мира и
глобализация. География культуры в системе географических наук. Современные
цивилизации, географические рубежи цивилизации Запада и цивилизации Востока.
Практическиеработы
1. Сравнение половой и возрастной структуры в странах различных типов
воспроизводства населения на основе анализа половозрастных пирамид.
2. Прогнозирование изменений возрастной структуры отдельных стран на основе
анализа различных источников географической информации.
Тема 3. Размещение населения. Географические особенности размещения
населения и факторы, его определяющие. Плотность населения, ареалы высокой и низкой
плотности населения. Миграции населения: причины, основные типы и направления.
Расселение населения: типы и формы. Понятие об урбанизации, её особенности в странах
различных социально-экономических типов. Городские агломерации и мегалополисы
мира.
Практическаяработа
1. Сравнение и объяснение различий в соотношении городского и сельского
населения разных регионов мира на основе анализа статистических данных.
Тема 4. Качество жизни населения. Качество жизни населения как совокупность
экономических, социальных, культурных, экологических условий жизни людей.
Показатели, характеризующие качество жизни населения. Индекс человеческого развития
как интегральный показатель сравнения качества жизни населения различных стран и
регионов мира.
Практическаяработа
1. Объяснение различий в показателях качества жизни населения в отдельных
регионах и странах мира на основе анализа источников географической информации.
Раздел5.Мировое хозяйство
Тема 1. Состав и структура мирового хозяйства. Международное
географическое разделение труда. Мировое хозяйство:определение и состав. Основные
этапы развития мирового хозяйства. Факторы размещения производства и их влияние на
современное развитие мирового хозяйства. Отраслевая, территориальная и
функциональная структура мирового хозяйства. Международное географическое
разделение труда. Отрасли международной специализации. Условия формирования
международной специализации стран и роль географических факторов в еёформировании.
Аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны. Роль и место России в
международном географическом разделении труда.
Практическаяработа
1.
Сравнение
структуры
экономики
аграрных,
индустриальных
и
постиндустриальных стран.
Тема
2.
Международная
экономическая
интеграция.
Крупнейшие
международные отраслевые и региональные экономические союзы. Глобализациямировой
экономики и её влияние на хозяйство стран разных социально-экономических типов.
Транснациональные корпорации (ТНК) и их роль в глобализации мировой экономики.
Тема3.Географияглавныхотраслеймирового хозяйства.
Промышленностьмира.Географическиеособенностиразмещенияосновныхвидов
сырьевых и топливных ресурсов. Страны-лидеры по запасам и добыче нефти, природного
газа и угля.
Топливно-энергетическийкомплексмира:основныеэтапыразвития,
«энергопереход». География отраслей топливной промышленности. Крупнейшие страныпроизводители, экспортёры и импортёры нефти, природного газа и угля. Организация
стран-экспортёров нефти. Современные тенденции развития отрасли, изменяющие её
географию, «сланцевая революция», «водородная» энергетика, «зелёная энергетика».
Мировая электроэнергетика. Структура мирового производства электроэнергии и её
географические особенности. Быстрый рост производства электроэнергии с
использованием ВИЭ. Страны-лидеры по развитию «возобновляемой» энергетики.
Воздействие на окружающую среду топливной промышленности и различных типов
электростанций, включая ВИЭ. Роль России как крупнейшего поставщика топливноэнергетических и сырьевых ресурсов в мировой экономике.
Металлургия мира. Географические особенности сырьевой базы чёрной и цветной
металлургии.Ведущиестраны-производителииэкспортёрыстали,медииалюминия.
Современные тенденции развития отрасли. Влияние металлургии на окружающую среду.
Место России в мировом производстве и экспорте чёрных и цветных металлов.
Машиностроительный комплекс мира. Ведущие страны-производители иэкспортёры
продукции автомобилестроения, авиастроения и микроэлектроники.
Химическая промышленность и лесопромышленный комплекс мира. Ведущие
страны-производители и экспортёры минеральных удобрений и продукции химии
органического синтеза. Ведущие страны-производители деловой древесины и продукции
целлюлозно-бумажнойпромышленности.Влияниехимическойилеснойпромышленности на
окружающую среду.
Практическаяработа
1. Представление в виде диаграмм данных о динамике изменения объёмов и
структуры производства электроэнергии в мире.
Сельскоехозяйствомира. Географическиеразличиявобеспеченности земельными
ресурсами. Земельный фонд мира, его структура. Современные тенденции развития
отрасли. Органическое сельское хозяйство. Растениеводство. География производства
основных продовольственных культур. Ведущие экспортёры и импортёры. Роль России
как одного из главных экспортёров зерновых культур.
Животноводство.Ведущиеэкспортёрыиимпортёрыпродукцииживотноводства.
Рыболовствоиаквакультура:географическиеособенности.
Влияниесельскогохозяйстваиотдельныхегоотраслейнаокружающую среду.
Практическаяработа
2. Определение направления грузопотоков продовольствия на основе анализа
статистических материалов и создание карты «Основные экспортёры и импортёры
продовольствия».
Сфера нематериального производства. Мировой транспорт. Роль разных видов
транспорта в современном мире. Основныемеждународныемагистрали и транспортные
узлы. Мировая система НИОКР. Международные экономические отношения: основные
формы и факторы, влияющие на их развитие. География международных финансовых
центров. Мировая торговля и туризм.
11 КЛАСС
Раздел6.Регионыи страны
Тема1.Регионымира.Зарубежная Европа.
Многообразие подходов к выделению регионов мира. Регионы мира: Зарубежная
Европа, Зарубежная Азия, Северная Америка, Латинская Америка, Африка, Австралия и
Океания.
ЗарубежнаяЕвропа:состав(субрегионы:ЗападнаяЕвропа,Северная
Европа,Южная
Европа, Восточная Европа), общая экономико-географическая характеристика. Общие
черты и особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства стран
субрегионов. Геополитические проблемы региона.
Практическаяработа
1. Сравнение по уровню социально-экономического развития стран различных
субрегионов зарубежной Европы с использованием источников географической
информации (по выбору учителя).
Тема 2. Зарубежная Азия: состав (субрегионы: Юго-Западная Азия, Центральная
Азия, Восточная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия), общая экономикогеографическая характеристика. Общие черты и особенности природно-ресурсного
капитала, населения и хозяйства субрегионов. Особенности экономико-географического
положения, природно-ресурсного капитала, населения, хозяйства стран Зарубежной Азии,
современные проблемы (на примере Китая, Индии, Ирана, Японии).
Современные экономические отношения России со странами Зарубежной Азии
(Китай, Индия, Турция, страны Центральной Азии).
Практическаяработа
1.
Сравнение
международной
промышленной
и
сельскохозяйственной
специализации Китая и Индии на основании анализа данных об экспорте основных видов
продукции.
Тема 3. Америка: состав (субрегионы: США и Канада, Латинская Америка), общая
экономико-географическая характеристика. Особенности природно-ресурсного капитала,
населения и хозяйства субрегионов. Особенности экономико-географического положения
природно-ресурсного капитала, населения, хозяйства стран Америки, современные
проблемы (на примере США, Канады, Мексики, Бразилии).
Практическаяработа
1. Объяснение особенностей территориальной структуры хозяйства Канады и
Бразилии на основе анализа географических карт.
Тема 4. Африка: состав (субрегионы: Северная Африка, Западная Африка,
Центральная Африка, Восточная Африка, Южная Африка). Общая экономикогеографическая характеристика. Особенностиприродно-ресурсного капитала, населения и
хозяйства субрегионов. Экономические и социальные проблемы региона. Особенности
экономико-географического положения, природно-ресурсного капитала, населения,
хозяйства стран Африки (на примере ЮАР, Египта, Алжира, Нигерии).
Практическаяработа
1. Сравнение на основе анализа статистических данных роли сельского хозяйства в
экономике Алжира и Эфиопии.
Тема 5. Австралия и Океания. Австралия и Океания: особенностигеографического
положения. Австралийский Союз: главные факторы размещения населения и развития
хозяйства. Экономико-географическое положение, природно- ресурсный капитал. Отрасли
международной специализации. Географическая и товарная структура экспорта. Океания:
особенности природных ресурсов, населения и хозяйства. Место в международном
географическом разделении труда.
Тема 6. Россия на геополитической, геоэкономической и геодемографической
карте мира. Роль и место России в мировой политике, экономике, человеческом
потенциале. Особенности интеграции России в мировое сообщество. Географические
аспекты решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России.
Практическаяработа
1. Изменение направления международных экономических связей России в новых
геоэкономических и геополитических условиях.
Раздел7.Глобальные проблемы человечества
Группыглобальныхпроблем:геополитические,экологические,демографические.
Геополитические проблемы: проблема сохранения мира на планете и причины роста
глобальнойирегиональнойнестабильности.Проблемаразрывавуровнесоциально-
экономического развития между развитыми и развивающимися странами и причина её
возникновения.
Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Глобальные экологические
проблемы как проблемы, связанные с усилением воздействия человека на природу и
влиянием природы на жизнь человека и его хозяйственную деятельность. Проблема
глобальных климатических изменений, проблема стихийных природных бедствий,
глобальные сырьевая и энергетическая проблемы, проблема дефицита водных ресурсов и
ухудшения их качества, проблемы опустынивания и деградации земель и почв, проблема
сохранения биоразнообразия. Проблема загрязнения Мирового океана и освоения его
ресурсов.
Глобальные проблемы народонаселения: демографическая, продовольственная,
роста городов, здоровья и долголетия человека.
Взаимосвязь глобальных геополитических, экологических проблем и проблем
народонаселения.
Возможные пути решения глобальных проблем. Необходимость переоценки
человечеством и отдельными странами некоторых ранее устоявшихся экономических,
политических, идеологических и культурных ориентиров. Участие России в решении
глобальных проблем.
Практическая работа
1. Выявление примеров взаимосвязи глобальных проблем человечества на основе
анализа различных источников географической информации и участия России в их
решении.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ГЕОГРАФИЯ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения обучающимися основной образовательной
программы среднего общего образования должны отражать готовность и способность
обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности,
системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих
традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта
деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательнойдеятельности,
в том числе в части:
гражданскоговоспитания:
• сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
• осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
• принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей;
• готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам;
• готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества,
участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;
• умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их
функциями и назначением;
• готовностькгуманитарнойиволонтёрскойдеятельности;
патриотического воспитания:
• сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма,
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
• ценностное отношение к государственным символам, историческому и
природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям
России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
• идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества,
ответственность за его судьбу;
духовно-нравственного воспитания:
• осознаниедуховныхценностейроссийскогонарода;
• сформированностьнравственногосознания,этическогоповедения;
• способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
• осознание личного вклада в построение устойчивого будущего на основе
формирования элементов географической и экологической культуры;
• ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями
народов России;
эстетическоговоспитания:
• эстетическое отношение к миру, включая эстетику природных и историкокультурных объектов родного края, своей страны, быта, научного итехнического
творчества, спорта, труда, общественных отношений;
• способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество
своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
• убеждённостьвзначимостидляличностииобществаотечественногоимирового
искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
• готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности;
ценностинаучного познания:
• сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития географических наук и общественной практики, основанного надиалоге
культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
• совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира для применения различных
источников географической информации в решении учебных и (или) практикоориентированных задач;
• осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную
и исследовательскую деятельность в географических науках индивидуально и в
группе.
физическоговоспитания:
•
сформированность здорового и безопасного образа жизни, в том числе
безопасного поведения в природной среде, ответственного отношения к своему
здоровью;
• потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
• активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью;
трудовоговоспитания:
• готовностьктруду,осознаниеценностимастерства,трудолюбие;
• готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такую деятельность;
• интерес к различным сферам профессиональной деятельности в области
географических наук, умение совершать осознанный выбор будущей профессии
и реализовывать собственные жизненные планы;
• готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжениивсей
жизни;
экологическоговоспитания:
• сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды,
осознание глобального характера экологических проблем и географических
особенностей их проявления;
• планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания
целей устойчивого развития человечества;
• активноенеприятиедействий,приносящихвредокружающейсреде;
• умение прогнозировать, в том числе на основе применения географических
знаний, неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых
действий, предотвращать их;
• расширениеопытадеятельностиэкологическойнаправленности;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
среднего общего образования должны отражать:
Овладениеуниверсальнымиучебнымипознавательнымидействиями:
а) базовые логические действия:
• самостоятельно формулировать и актуализировать проблемы, которые могут
быть решены с использованием географических знаний, рассматривать их
всесторонне;
• устанавливать существенный признак или основания для сравнения,
классификации географических объектов, процессов и явлений и обобщения;
• определятьцелидеятельности,задаватьпараметрыикритерииихдостижения;
• разрабатывать план решения географической задачи с учётом анализа
имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
• выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях с учётом
предложенной географической задачи;
• вноситькоррективывдеятельность,оцениватьсоответствиерезультатовцелям;
•
координироватьивыполнятьработуприрешениигеографическихзадачв условиях
реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
• креативномыслитьприпоискепутейрешенияжизненныхпроблем,имеющих
географические аспекты;
б)базовые исследовательские действия:
• владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками
разрешения
проблем,
способностью
и
готовностью
к
самостоятельному поиску методов решения практических географических задач,
применению
различных
методов
познания
природных,
социальноэкономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
• владеть видами деятельности по получению нового географического знания, его
интерпретации,преобразованию и применению вразличных учебных ситуациях,
в том числе при создании учебных и социальных проектов;
• владетьнаучнойтерминологией,ключевымипонятиямииметодами;
• формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
• выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать
гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
• анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически
оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
• даватьоценкуновымситуациям,оцениватьприобретённый опыт;
• уметь переносить знания в познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
• уметьинтегрироватьзнанияизразныхпредметныхобластей;
• выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения, ставить
проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
в)работа с информацией:
• выбирать и использовать различные источники географической информации,
необходимые для изучения проблем, которые могут быть решены средствами
географии, и поиска путей их решения, для анализа, систематизации и
интерпретации информации различных видов и форм представления;
• выбирать оптимальную форму представления и визуализации информации с
учётом её назначения (тексты, картосхемы, диаграммы и т. д.);
• оцениватьдостоверностьинформации;
• использовать средства информационных и коммуникационных технологий (втом
числе и ГИС) при решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
• владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной
безопасности личности;
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
а) общение:
• владетьразличнымиспособамиобщенияи взаимодействия;
•
•
аргументированновестидиалог,уметьсмягчатьконфликтныеситуации;
сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других
участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, задавать
вопросы по существу обсуждаемой темы;
• развёрнуто и логично излагать свою точку зрения по географическим аспектам
различных вопросов с использованием языковых средств;
б)совместная деятельность:
• использоватьпреимуществакоманднойииндивидуальнойработы;
• выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
• принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с
учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
• оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий
результат по разработанным критериям;
• предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости;
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
• самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлятьпроблемы,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
• самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся
ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
• даватьоценкуновым ситуациям;
• расширятьрамки учебногопредметанаосновеличныхпредпочтений;
• делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за
решение;
• оцениватьприобретённыйопыт;
• способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных
областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный
уровень;
б)самоконтроль:
• даватьоценкуновымситуациям,оцениватьсоответствиерезультатов целям;
• владетьнавыкамипознавательнойрефлексиикакосознаниясовершаемыхдействий
и мыслительных процессов, их результатов и оснований;
• оцениватьрискиисвоевременноприниматьрешенияпоихснижению;
• использоватьприёмырефлексиидляоценкиситуации,выбораверногорешения;
• приниматьмотивыиаргументыдругихприанализерезультатовдеятельности;
в)эмоциональный интеллект,предполагающийс формированность:
• самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное
состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы,
быть уверенным в себе;
•
саморегулирования,
включающего
самоконтроль,
умение
принимать
ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к
эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
• внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
• эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других,
учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и
сопереживанию;
• социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с
другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.
г)принятиесебяидругих:
• приниматьсебя,понимаясвоинедостаткии достоинства;
• приниматьмотивыиаргументыдругихприанализерезультатовдеятельности;
• признаватьсвоёправоиправодругихна ошибки;
• развиватьспособностьпониматьмирспозициидругого человека.
ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Требованиякпредметнымрезультатамосвоениякурса географии набазовом уровне
должны отражать:
10 КЛАСС
1) понимание роли и места современной географической науки в системе научных
дисциплин, её участии в решении важнейших проблем человечества: приводить примеры
проявления глобальных проблем, в решении которых принимает участие современная
географическая наука, на региональном уровне, в разных странах, в том числе в России;
2) освоениеиприменениезнанийоразмещенииосновныхгеографическихобъектов
и
территориальной организации природы и общества:
выбирать и использовать источники географической информации для определения
положения и взаиморасположения объектов в пространстве;
описывать положение и взаиморасположениеизученных географических объектов в
пространстве, новую многополярную модель политического мироустройства, ареалы
распространения основных религий;
приводить примеры наиболее крупных стран по численности населения и площади
территории, стран, имеющих различное географическое положение, стран с различными
формами правления и государственного устройства, стран-лидеров по производству
основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, основных
международных магистралей и транспортных узлов, стран-лидеров по запасам
минеральных, лесных, земельных, водных ресурсов;
3) сформированность системы комплексных социально ориентированных
географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и
хозяйства: различать географические процессы и явления: урбанизацию, субурбанизацию,
ложную урбанизацию, эмиграцию, иммиграцию, демографический взрыв и
демографический кризис и распознавать их проявления в повседневной жизни;
использовать знания об основных географических закономерностях дляопределения
и сравнения свойств изученных географических объектов, процессов и
явлений,втомчисле:дляопределенияисравненияпоказателей
уровняразвитиямирового
хозяйства (объёмы ВВП, промышленного, сельскохозяйственного производства и др.) и
важнейшихотраслейхозяйствавотдельныхстранах,сравненияпоказателей,
характеризующих демографическую ситуацию, урбанизацию, миграции и качество жизни
населения мира и отдельных стран, с использованием источников географической
информации, сравнения структуры экономики аграрных, индустриальных и
постиндустриальных стран, регионов и стран по обеспеченности минеральными,водными,
земельными и лесными ресурсами с использованием источников географической
информации, для классификации крупнейших стран, в том числе по особенностям
географического положения, форме правления и государственного устройства, уровню
социально-экономического развития, типам воспроизводства населения, занимаемым ими
позициям относительно России, для классификации ландшафтов с использованием
источников географической информации;
устанавливать взаимосвязи между социально-экономическими и геоэкологическими
процессами и явлениями; между природными условиями и размещением населения, в том
числе между глобальным изменением климата и изменением уровня Мирового океана,
хозяйственной деятельностью и возможными изменениями в размещении населения,
междуразвитием науки и технологии и возможностями человека прогнозировать опасные
природные явления и противостоять им;
устанавливать взаимосвязи между значениями показателей рождаемости,
смертности, средней ожидаемой продолжительности жизни и возрастной структурой
населения, развитием отраслей мирового хозяйства и особенностями их влияния на
окружающую среду;
формулировать и/или обосновывать выводы на основе использования
географических знаний;
4) владение географической терминологией и системой базовых географических
понятий: применять социально-экономические понятия: политическая карта, государство,
политико-географическое положение, монархия, республика, унитарное государство,
федеративное государство, воспроизводство населения, демографический взрыв,
демографический кризис, демографический переход, старение населения, состав
населения, структура населения, экономически активное население, индекс человеческого
развития (ИЧР), народ, этнос, плотность населения, миграции населения, «климатические
беженцы», расселение населения, демографическая политика, субурбанизация, ложная
урбанизация, мегалополисы, развитые и развивающиеся, новые индустриальные,
нефтедобывающие страны, ресурсообеспеченность, мировое хозяйство, международная
экономическаяинтеграция,международнаяхозяйственнаяспециализация,международное
географическое разделение труда, отраслевая и территориальная структура мирового
хозяйства, транснациональные корпорации (ТНК), «сланцевая революция», «водородная
энергетика», «зелёная энергетика», органическое сельское хозяйство, глобализация
мировой экономики и деглобализация, «энергопереход», международные экономические
отношения, устойчивое развитие для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
5) сформированность
умений
проводить
наблюдения
за
отдельными
географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате
воздействия природных и антропогенных факторов: определять цели и задачи проведения
наблюдения/исследования;
выбирать
форму
фиксации
результатов
наблюдения/исследования;
6) сформированность умений находить и использовать различные источники
географическойинформациидляполученияновыхзнанийоприродныхисоциально-
экономических процессах и явлениях, выявления закономерностей и тенденций их
развития, прогнозирования: выбирать и использовать источники географической
информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения,
геоинформационные системы, адекватные решаемым задачам;
сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики и другие
источники географической информации для выявления закономерностей социальноэкономических, природных и экологических процессов и явлений;
определять и сравнивать по географическим картам различного содержания и
другим источникам географической информации качественные и количественные
показатели, характеризующие изученные географические объекты, процессы и явления;
прогнозировать изменения состава и структуры населения, в том числе возрастной
структуры населения отдельных стран с использованием источников географической
информации;
определять и находить в комплексе источников недостоверную и противоречивую
географическую информацию для решения учебных и (или) практико-ориентированных
задач;
самостоятельно находить, отбирать и применять различные методы познания для
решения практико-ориентированных задач;
7) владение умениями географического анализа и интерпретации информации из
различных источников:
находить, отбирать, систематизировать информацию, необходимую для изучения
географических объектов и явлений, отдельных территорий мира и России, их
обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала,
экологических проблем;
представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты и
др.) географическую информацию о населении мира и России, отраслевой и
территориальной структуре мирового хозяйства, географических особенностях развития
отдельных отраслей;
формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации
информации из различных источников;
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
использовать различные источники географической информации для решения
учебных и (или) практико-ориентированных задач;
8) сформированность умений применять географические знания для объяснения
изученных социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений, в том
числе:
объяснять особенности демографической политики в странах с различным типом
воспроизводства населения, направления международных миграций, различия в уровнях
урбанизации, в уровне и качестве жизни населения, влияние природно-ресурсного
капитала на формирование отраслевой структуры хозяйства отдельных стран;
использовать географические знания о мировом хозяйстве и населении мира, об
особенностях взаимодействия природы и общества для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
9) сформированность умений применять географические знания для оценки
разнообразных явлений и процессов:
оценивать географические факторы, определяющие сущность и динамику
важнейших социально-экономических и геоэкологических процессов;
оценивать изученные социально-экономические и геоэкологические процессы и
явления, в том числе оценивать природно-ресурсный капитал одной из стран с
использованием источников географической информации, влияние урбанизации на
окружающую среду, тенденции развития основных отраслей мирового хозяйства и
изменения его отраслевой и территориальной структуры, изменение климата и уровня
Мирового океана для различных территорий, изменение содержания парниковых газов в
атмосфере и меры, предпринимаемые для уменьшения их выбросов;
10) сформированность знаний об основных проблемах взаимодействия природы и
общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем:
описывать географические аспекты проблем взаимодействия природы и общества:
различия в особенностях проявления глобальных изменений климата, повышения уровня
Мирового океана, в объёмах выбросов парниковых газов в разных регионах мира,
изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий на примере
регионов и стран мира, на планетарном уровне;
11 КЛАСС
1) понимание роли и места современной географической науки в системе научных
дисциплин, её участии в решении важнейших проблем человечества: определение роли
географических наук в достижении целей устойчивого развития;
2) освоениеиприменениезнанийоразмещенииосновныхгеографическихобъектов
и
территориальнойорганизацииприродыиобщества: выбирать ииспользовать источники
географической информации для определения положения и взаиморасположениярегионов
и стран в пространстве;
описывать положение и взаиморасположение регионов и стран в пространстве,
особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства регионов и изученных
стран;
3) сформированность системы комплексных социально ориентированных
географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и
хозяйства: распознавать географические особенности проявления процессов
воспроизводства, миграции населения и урбанизации в различных регионах мира и
изученных странах;
использовать знания об основных географических закономерностях дляопределения
географических факторов международной хозяйственной специализации изученных
стран; сравнения регионов мира и изученных стран по уровню социально- экономического
развития, специализации различных стран и по их месту в МГРТ; для классификации
стран отдельных регионов мира, в том числе по особенностям географического
положения, форме правления и государственного устройства, уровню социальноэкономического развития, типам воспроизводства населения с использованием
источников географической информации;
устанавливать взаимосвязи между социально-экономическими и геоэкологическими
процессами и явлениями в изученных странах; природными условиями и размещением
населения, природными условиями и природно-ресурсным капиталом и отраслевой
структурой хозяйства изученных стран;
прогнозировать изменения возрастной структуры населения отдельных стран
зарубежной Европы с использованием источников географической информации;
формулировать и/или обосновывать выводы на основе использования
географических знаний;
4) владение географической терминологией и системой базовых географических
понятий: применять изученные социально-экономические понятия: политическая карта,
государство; политико-географическое положение, монархия, республика, унитарное
государство, федеративное государство; воспроизводство населения, демографический
взрыв, демографический кризис, старение населения, состав населения, структура
населения, экономически активное население, Индекс человеческого развития (ИЧР),
народ, этнос, плотность населения, миграции населения, расселение населения,
демографическая политика, субурбанизация, ложная урбанизация; мегалополисы,
развитые и развивающиеся, новые индустриальные, нефтедобывающие страны;
ресурсообеспеченность, мировое хозяйство, международная экономическая интеграция;
международнаяхозяйственнаяспециализация,международноегеографическоеразделение
труда; отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства, транснациональные
корпорации(ТНК),«сланцеваяреволюция»,водороднаяэнергетика,«зелёнаяэнергетика»,
органическоесельскоехозяйство;глобализациямировойэкономикиидеглобализация,
«энергопереход», международные экономические отношения, устойчивое развитие для
решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
5) сформированность
умений
проводить
наблюдения
за
отдельными
географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате
воздействия природных и антропогенных факторов: определять цели и задачи проведения
наблюдения/исследования;
выбирать
форму
фиксации
результатов
наблюдения/исследования; формулировать обобщения и выводы по результатам
наблюдения/исследования;
6) сформированность умений находить и использовать различные источники
географической информации для получения новых знаний о природных и социальноэкономических процессах и явлениях, выявления закономерностей и тенденций их
развития, прогнозирования:
выбирать
и
использовать
источники
географической
информации
(картографические,
статистические,
текстовые,
видеои
фотоизображения,
геоинформационные системы), адекватные решаемым задачам;
сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики и другие
источники географической информации для выявления закономерностей социальноэкономических,природных и экологических процессов и явлений натерритории регионов
мира и отдельных стран;
определять и сравнивать по географическим картам разного содержания и другим
источникам географической информации качественные и количественные показатели,
характеризующие регионы и страны, а также географические процессы и явления,
происходящие в них; географические факторы международной хозяйственной
специализации отдельных стран с использованием источников географической
информации;
определять и находить в комплексе источников недостоверную и противоречивую
географическую информацию о регионах мира и странах для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач; самостоятельно находить, отбирать и применять
различные методы познания для решения практико-ориентированных задач;
7) владение умениями географического анализа и интерпретации информации из
различных источников:
находить, отбирать, систематизировать информацию, необходимую для изучения
регионов мира и стран (в том числе и России), их обеспеченности природными и
человеческими ресурсами; для изучения хозяйственного потенциала стран, глобальных
проблем человечества и их проявления на территории (в том числе и России);
представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты и
др.) географическую информацию о населении, размещении хозяйства регионов мира и
изученных стран; их отраслевой и территориальной структуре их хозяйств,
географических особенностях развития отдельных отраслей;
формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации
информации из различных источников;
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
использовать различные источники географической информации для решения
учебных и (или) практико-ориентированных задач;
8) сформированность умений применять географические знания для объяснения
изученных социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов в странах
мира:
объяснять географические особенности стран с разным уровнем социальноэкономического развития, в том числе объяснять различие в составе, структуре и
размещении населения, в уровне и качестве жизни населения;
объяснять влияние природно-ресурсного капитала на формирование отраслевой
структуры хозяйства отдельных стран; особенности отраслевой и территориальной
структуры хозяйства изученных стран, особенности международной специализации стран
и роль географических фактороввеёформировании;особенности проявленияглобальных
проблем человечества в различных странах с использованием источников географической
информации;
9) сформированность умений применять географические знания для оценки
разнообразных явлений и процессов: оценивать географические факторы, определяющие
сущность и динамику важнейших социально-экономических и геоэкологических
процессов; изученные социально-экономические и геоэкологические процессы и явления;
политико-географическое положение изученных регионов, стран и России; влияние
международных миграций на демографическую и социально-экономическую ситуацию в
изученных странах; роль Россиикаккрупнейшего поставщикатопливно-энергетических и
сырьевых ресурсов в мировой экономике; конкурентные преимущества экономикиРоссии;
различные точки зрения по актуальным экологическим и социально- экономическим
проблемам мира и России; изменения направления международных экономических связей
России в новых экономических условиях;
10) сформированность знаний об основных проблемах взаимодействия природы и
общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем:
описывать географическиеаспекты проблемвзаимодействия природыи общества; умение
приводить примеры взаимосвязи глобальных проблем; возможных путей решения
глобальных проблем.
ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количествочасов
№п/п
Наименованиеразделовитем
программы
Контрольные
работы
Всего
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел1.ГЕОГРАФИЯКАКНАУКА
1.1
Традиционныеиновыеметодыв
географии.Географическиепрогнозы
1
1.2
Географическаякультура
1
Итого поразделу
сайт видеоуроки
2
Раздел2.Раздел.ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕИГЕОЭКОЛОГИЯ
2.1
Географическаясреда
1
2.2
Естественныйиантропогенный
ландшафты
1
0.5
2.3
Проблемывзаимодействиячеловекаи
природы
2
0.5
2.4
Природныересурсыи их виды
2
1
Итого поразделу
6
Раздел3.СОВРЕМЕННАЯПОЛИТИЧЕСКАЯКАРТА
3.1
Политическаягеографияигеополитика
1
3.2
Классификацииитипологиястранмира
2
Итого поразделу
Раздел4.НАСЕЛЕНИЕМИРА
3
4.1
Численностьивоспроизводство
населения
2
1
4.2
Составиструктуранаселения
2
1
4.3
Размещениенаселения
2
0.5
4.4
Качествожизни населения
1
0.5
Итого поразделу
7
Раздел5. МИРОВОЕХОЗЯЙСТВО
5.1
Составиструктурамировогохозяйства.
Международноегеографическое
разделение труда
2
5.2
Международнаяэкономическая
интеграция
1
5.3
Географияглавныхотраслеймирового
хозяйства. Промышленность мира
6
5.4
Сельскоехозяйствомира
2
5.5
Сферанематериальногопроизводства.
Мировой транспорт
3
0.5
1
Итого поразделу
14
Резервноевремя
2
1
ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПОПРОГРАММЕ
34
1
6.5
11 КЛАСС
Количествочасов
№
п/п
Наименованиеразделовитем
программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Раздел1. РЕГИОНЫИСТРАНЫМИРА
1.1
Регионымира.ЗарубежнаяЕвропа
6
1
1.2
ЗарубежнаяАзия
6
0.5
1.3
Америка
6
1.4
Африка
4
1.5
Австралияи Океания
2
1.6
Россияна геополитической,
геоэкономическойигеодемографической
карте мира
3
Итого по разделу
1
0.5
0.5
1
27
Раздел2.ГЛОБАЛЬНЫЕПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
2.1
Глобальныепроблемы человечества
4
Итого поразделу
4
Резервноевремя
3
ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПО ПРОГРАММЕ
34
0.5
1
4
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
ПОУРОЧНОЕПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количествочасов
№
п/п
Темаурока
Всего
1
Традиционные
и
новые
методы
исследований в географии. Источники
географической информации
1
2
Элементы географической культуры. Их
значимость для представителей разных
профессий
1
3
Географическая среда как геосистема.
Географическая и окружающая среда
1
4
Естественный
и
антропогенный
ландшафты.
Практическая
работа
"Классификация
ландшафтов
с
использованием
источников
географическойинформации"
1
5
Проблемы взаимодействия человека и
природы.Опасныеприродныеявления,
климатическиеизменения,их последствия
1
6
Стратегия устойчивого развития. ООПТ.
Объекты Всемирного природного и
культурногонаследия.Практическая
1
К/Р
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Урок 2.
географическаясреда и
человек -География - 10
класс Российскаяэлектронная
школа (resh.edu.ru)
0.5
0.5
работа "Определение целей и задач
учебного исследования, связанного с
опасными природными явлениями и (или)
глобальными изменениями климата и
(или) загрязнением Мирового океана,
выборформыфиксациирезультатов
наблюдения/исследования"
7
Природные ресурсы и их виды.Природноресурсный капитал регионов, крупных
стран,
в
том
числе
России.
Ресурсообеспеченность.
Практическая
работа "Оценка природно-ресурсного
капиталаоднойизстран(повыбору)по
источникамгеографическойинформации"
1
0.5
8
Агроклиматические
ресурсы.
Рекреационные ресурсы. Практическая
работа
"Определение
ресурсообеспеченностистранотдельными
видамиприродныхресурсов"
1
0.5
9
Резервныйурок.Обобщениезнанийпо
Разделам
"География
как
наука.
Природопользование и геоэкология
1
10
Теоретические основы геополитики как
науки.
Политическая
география
и
геополитика. Политическая карта мира и
изменения, на ней происходящие. Новая
многополярная модель политического
мироустройства.ПГП.СпецификаРоссии
какевразийскогоиприарктического
1
государства
11
Основные типы
выделения
стран:
критерии
их
12
Формы правления государств мира,
унитарное и федеративное устройство.
13
Численность населения мира. Теория
демографического
перехода.
Воспроизводство населения, его типы.
Практическая работа "Определение и
сравнение темпов роста населения
крупныхпочисленностинаселениястран,
регионовмира"
14
Демографическая
политика
и
её
направления. Теория демографического
перехода.
Практическая
работа
"Объяснение
особенности
демографической политики в странах с
различнымтипомвоспроизводства
населения"
1
0.5
15
Возрастной и половой состав населения
мира. Практическая работа "Сравнение
половой
и
возрастной
структуры
встранахразличныхтиповвоспроизводства
населениянаосновеанализа
половозрастныхпирамид"
1
0.5
16
Структура
занятости
населения.
Этнический и религиозный состав
населения.Религии.Географиякультуры
всистемегеографическихнаук.
1
0.5
1
1
1
0.5
Урок 6. численность
ивоспроизводствонасел
ения-География-10
класс Российскаяэлектронная
школа(resh.edu.ru)
Урок8.демографическиепр
облемы и
проблемынациональногоса
моопределения География - 10 класс Российская
электроннаяшкола
(resh.edu.ru)
Практическая работа "Прогнозирование
изменений
возрастной
структуры
отдельных стран на основе анализа
различныхисточниковгеографической
информации"
17
Географические особенности размещения
населения и факторы, его определяющие.
Плотность населения, ареалы высокой и
низкой плотности населения. Миграции
населения:причины,основныетипыи
направления.
1
18
Расселение населения: типы и формы.
Урбанизация. Городские агломерации и
мегалополисы мира. Практическая работа
"Сравнение и объяснение различий в
соотношении городского и сельского
населенияразныхрегионовмирана
основеанализастатистическихданных"
1
0.5
19
Качество жизни населения, показатели.
ИЧР. Практическая работа "Объяснение
различий в показателях качества жизни
населения
в
отдельных
регионах
истранахмиранаосновеанализа
источниковгеографическойинформации"
1
0.5
20
Мировоехозяйство:определениеисостав.
Отраслевая,
территориальная
и
функциональная структура
1
Урок9.общая
характеристикамирового
хозяйства-География10класс - Российская
электроннаяшкола
(resh.edu.ru)
21
МГРТ.
Отрасли
международной
специализации.
Аграрные,
индустриальные и постиндустриальные
страны. Роль и место России в МГРТ.
Практическая
работа
"Сравнение
структуры
экономики
аграрных,
индустриальныхипостиндустриальных
стран".
1
22
МЭИ.
Крупнейшие
международные
отраслевые
и
региональные
интеграционные группировки. Роль ТНКв
современной мировой экономике
1
23
Географические особенности размещения
основных видов сырьевых и топливных
ресурсов.Страны-лидерыпозапасами
добыченефти,природногогазаиугля
1
24
ТЭКмира:основныеэтапыразвития,
«энергопереход». География отраслей
топливной промышленности
1
25
Мировая электроэнергетика. Структура
мирового производства электроэнергии и
её географические особенности. Роль
России.
Практическая
работа
"Представление в виде диаграмм данныхо
динамике
изменения
объёмов
и
структурыпроизводстваэлектроэнергиив
мире"
1
26
Металлургия
1
мира.
Географические
0.5
0.5
Урок11.топливнаяпромышл
енностьи
энергетика-География10класс - Российская
электроннаяшкола
(resh.edu.ru)
Урок12. мировая
особенности сырьевой базы. Ведущие
страны-производители
и
экспортёры
продукции чёрных и цветных металлов
металлургия-География-10
класс - Российская
электроннаяшкола
(resh.edu.ru)
27
Машиностроительный комплекс мира.
Ведущие
страны-производители
и
экспортёры
продукции
автомобилестроения,авиастроенияи
микроэлектроники
28
Химическая промышленность. Ведущие
страны-производители
и
экспортёры
продукции.
Лесопромышленный
комплекс мира. Ведущие страны производители продукции и влияние
химическойилеснойпромышленностина
окружающуюсреду
1
29
Географические
различия
в
обеспеченности земельными ресурсами.
Земельный фонд мира, его структура.
Современныетенденцииразвития
отрасли.Органическоесельскоехозяйство
1
30
Растениеводство
и
животноводство.
География. Ведущие экспортёры и
импортёры. Влияние на окружающую
среду. Практическая работа"Определение
направления
грузопотоков
продовольствия на основе анализа
статистическихматериаловисоздание
карты"Основныеэкспортёрыи
Урок13.машиностроение
- География - 10 класс Российскаяэлектронная
школа (resh.edu.ru)
1
1
Урок14. химическая,
лесная
промышленность.промы
шленностьстроительныхм
атериалов
- География - 10 класс Российскаяэлектронная
школа (resh.edu.ru)
0.5
Урок 16.
сельскоехозяйство, его
роль всовременном
мире -География10классРоссийскаяэлектронная
школа (resh.edu.ru)
импортёры продовольствия"
31
Сфера нематериального производства.
Мировой транспорт. Роль разных видов
транспорта
в
современном
мире.
Основные международные магистрали и
транспортные узлы
1
32
МироваясистемаНИОКР
1
Урок 17.
мировойтранспорт,егор
ольв
размещениииразвитии
мирового хозяйства География - 10 класс Российскаяэлектронная
школа (resh.edu.ru)
Урок 18.
мироваяторговляисфер
ауслуг.международная
специализация
иинтеграциястрани
регионов-География10класс - Российская
электроннаяшкола
(resh.edu.ru)
33
Международные
экономические
отношения: основные формы и факторы,
влияющие на их развитие. География
международных финансовых центров.
Мировая торговля и туризм
1
34
Резервныйурок.Контрольнаяработапо
теме "География главных отраслей
мировогохозяйства"
1
1
34
1
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ПРОГРАММЕ
ЧАСОВ
ПО
6.5
11 КЛАСС
Количествочасов
№
п/п
Темаурока
Всего
К/Р
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
1
Урок1.региональное
делениемира-География-11
класс - Российская
электроннаяшкола
(resh.edu.ru)
2
Западная Европа. Общие черты и
особенности
природно-ресурсного
капитала, населения и хозяйства стран
субрегиона
1
Урок2. общая
характеристикарегиона.
зарубежная европа География - 11 класс Российскаяэлектронная
школа (resh.edu.ru)
3
Северная Европа: общие черты и
особенности
природно-ресурсного
капитала,населенияихозяйства
субрегиона
1
1
4
5
Многообразие подходов к выделению
регионов мира. Зарубежная Европа: состав,
общая характеристика. Геополитические
проблемы региона
Южная Европа: общие черты иособенности
природно-ресурсного
капитала, населения и хозяйствасубрегиона
Восточная Европа: общие черты и
особенности
природно-ресурсного
капитала,населенияихозяйства
субрегиона
1
1
6
Практическая работа "Сравнение поуровню
социально-экономического
развития стран различных субрегионов
зарубежнойЕвропысиспользованием
источниковгеографическойинформации"
7
Зарубежная Азия: состав, общаяэкономикогеографическая
характеристика.
ЮгоЗападная Азия. Иран: общая экономикогеографическая
характеристика.
Современные проблемы
1
8
Южная Азия. Индия: общая экономикогеографическая
характеристика.
Современные проблемы
1
9
Центральная Азия: общие черты и
особенности
природно-ресурсного
капитала,населенияихозяйства
субрегиона.Современныепроблемы
1
10
Юго-Восточная Азия: общие черты и
особенности
природно-ресурсного
капитала,населенияихозяйства
субрегиона.Современныепроблемы
1
11
Восточная Азия. Китай: общая экономикогеографическая
характеристика.
Современныепроблемы.Практическая
работа"Сравнениемеждународной
1
1
Урок4.общая
характеристика
региона.зарубежнаяазияГеография
-11класс -Российская
электроннаяшкола
(resh.edu.ru)
Урок 5. зарубежная
азия.комплекснаяхарактери
стикастран(япония,
индия,китай)
- География - 11 класс Российскаяэлектронная
школа (resh.edu.ru)
0.5
промышленной и сельскохозяйственной
специализации
Китая
и
Индии
наоснованиианализаданныхобэкспорте
основныхвидовпродукции"
12
Восточная
Азия.
Япония:
общая
экономико-географическаяхарактеристика.
Современныепроблемы
1
13
Резервный
урок.
Современные
экономические отношения России со
странами Зарубежной Азии (Китай, Индия,
Турция, страны Центральной Азии).
Обобщениепотемам:ЗарубежнаяЕвропа.
ЗарубежнаяАзия
1
14
Америка. Субрегионы: Северная Америка,
Латинская Америка: общая экономикогеографическая характеристика
1
15
Субрегионы
Америки.
Особенности
природно-ресурсногокапитала,населенизя
и хозяйства
1
16
США:
1
особенности
ЭГП,
природно-
Урок7.общая
характеристикарегиона.
северная америка География - 11 класс Российскаяэлектронная
школа (resh.edu.ru)
Урок9.общая
характеристикарегиона
латинская америка География - 11 класс Российскаяэлектронная
школа (resh.edu.ru)
Урок8.северная америка.
ресурсного
капитала,
населения
хозяйства, современные проблемы
и
комплекснаяхарактеристика
стран (сша, канада) География - 11 класс Российскаяэлектронная
школа (resh.edu.ru)
17
Канада: особенности ЭГП, природноресурсного
капитала,
населения
и
хозяйства, современные проблемы
1
18
Мексика: особенности ЭГП, природноресурсного
капитала,
населения
и
хозяйства,современныепроблемы
1
19
Бразилия: особенности ЭГП, природноресурсного
капитала,
населения
и
хозяйства,
современные
проблемы.
Практическая
работа
"Особенности
территориальной структуры хозяйства
КанадыиБразилиинаосновеанализа
географическихкарт"
1
20
Африка: состав (субрегионы), общая
экономико-географическая характеристика.
Особенности.Экономическиеисоциальные
проблемысубрегионов.Последствия
колониализмавэкономикеАфрике.
1
21
Северная Африка. Особенности природноресурсногокапитала,населенияихозяйства
Алжира и Египта
1
22
ЮжнаяАфрика.Особенностиприродно-
1
0.5
Урок 11. латинская
америка.комплекснаяхаракт
еристикастран. (бразилия,
венесуэла,аргентина) География - 11класс Российская
электроннаяшкола
(resh.edu.ru)
Урок 13. страны
африки(египет, юар,
сомали) -География - 11
класс Российскаяэлектронная
школа (resh.edu.ru)
ресурсногокапитала,населенияихозяйства
ЮАР
23
Западная Африка, Центральная Африка,
ВосточнаяАфрика.Особенностиприродноресурсногокапитала,населенияихозяйства
Нигерии. Практическая работа "Сравнение
на основе анализа статистических данных
ролисельскогохозяйствавэкономике
АлжираиЭфиопии"
1
24
Резервныйурок.Обобщающееповторение по
темам: Америка, Африка
1
25
Австралия и Океания: особенности ГП
Австралийский Союз: главные факторы
размещения населения и развитияхозяйства
. Место в МГРТ
1
26
Океания:особенностиприродныхресурсов,
населения и хозяйства. Место в МГРТ
1
27
Роль и место России в мировой политике,
экономике,
человеческом
потенциале.
ОсобенностиинтеграцииРоссиивмировое
сообщество
1
28
Географические
аспекты
решения
внешнеэкономических
и
внешнеполитическихзадачразвития
экономикиРоссии
1
0.5
Урок14.общая
характеристика
региона.австралия и
океанияавстралийскийсоюз.н
оваязеландия - География 11класс - Российская
электроннаяшкола
(resh.edu.ru)
29
Практическая работа по теме "Изменение
направления
международных
экономических связей России в новых
геоэкономическихигеополитических
условиях"
1
30
Группы
глобальных
Геополитические проблемы
1
31
Геоэкология — фокус глобальных проблем
человечества
1
32
Глобальные проблемы народонаселения:
демографическая,
продовольственная,
ростагородов,здоровьяидолголетия
человека
1
33
Взаимосвязь глобальных проблем и
проблем народонаселения. Возможныепути
решения. Роль России в их решении.
Практическая работа "Выявление примеров
взаимосвязи
глобальных
проблем
человечества на основе анализа различных
источниковгеографическойинформациии
участияРоссиивих решении"
1
34
Резервный урок. Обобщение по теме:
Глобальные проблемы человечества
1
проблем.
ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПО ПРОГРАММЕ
34
1
0.5
0
3