ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по физической культуре представляет собой методически оформленную
конкретизацию требований ФГОС ООО и раскрывает их реализацию через конкретное
предметное содержание.
При создании программы по физической культуре учитывались потребности
современного российского общества в физически крепком и дееспособном подрастающем
поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа
жизни, умеющем использовать ценности физической культуры для самоопределения,
саморазвития и самоактуализации.
В своей социально-ценностной ориентации программа по физической культуре
рассматривается
как
средство
подготовки
обучающихся
к
предстоящей
жизнедеятельности, укрепления их здоровья, повышения функциональных и адаптивных
возможностей систем организма, развития жизненно важных физических качеств.
Программа по физической культуре обеспечивает преемственность с федеральными
рабочими программами начального общего и среднего общего образования.
Основной целью программы по физической культуре является формирование
разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности
физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья,
оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В программе по
физической культуре данная цель конкретизируется и связывается с формированием
устойчивых мотивов и потребностей обучающихся в бережном отношении к своему
здоровью, целостном развитии физических, психических и нравственных качеств,
творческом использовании ценностей физической культуры в организации здорового
образа жизни, регулярных занятиях двигательной деятельностью и спортом.
Развивающая направленность программы по физической культуре определяется вектором
развития физических качеств и функциональных возможностей организма, являющихся
основой укрепления их здоровья, повышения надёжности и активности адаптивных
процессов. Существенным достижением данной ориентации является приобретение
обучающимися знаний и умений в организации самостоятельных форм занятий
оздоровительной, спортивной и прикладно-ориентированной физической культурой,
возможности познания своих физических способностей и их целенаправленного развития.
Воспитывающее значение программы по физической культуре заключается в содействии
активной социализации обучающихся на основе осмысления и понимания роли и
значения мирового и российского олимпийского движения, приобщения к их культурным
ценностям, истории и современному развитию.
В число практических результатов данного направления входит формирование
положительных навыков и умений в общении и взаимодействии со сверстниками и
учителями физической культуры, организации совместной учебной и консультативной
деятельности.
Центральной идеей конструирования учебного содержания и планируемых результатов
образования по физической культуре на уровне основного общего образования является
воспитание целостной личности обучающихся, обеспечение единства в развитии их
физической, психической и социальной природы. Реализация этой идеи становится
возможной на основе содержания учебного предмета, которое представляется
двигательной деятельностью с её базовыми компонентами: информационным (знания о
физической культуре), операциональным (способы самостоятельной деятельности) и
мотивационно-процессуальным (физическое совершенствование).
В целях усиления мотивационной составляющей учебного предмета «Физическая
культура», придания ей личностно значимого смысла, содержание программы по
физической культуре представляется системой модулей, которые входят структурными
компонентами в раздел «Физическое совершенствование».
Инвариантные модули включают в себя содержание базовых видов спорта: гимнастика,
лёгкая атлетика, зимние виды спорта (на примере лыжной подготовки), спортивные игры,
плавание. Инвариантные модули в своём предметном содержании ориентируются на
всестороннюю физическую подготовленность обучающихся, освоение ими технических
действий и физических упражнений, содействующих обогащению двигательного опыта.
Вариативные модули объединены модулем «Спорт», содержание которого
разрабатывается образовательной организацией на основе модульных программ по
физической культуре для общеобразовательных организаций. Основной содержательной
направленностью вариативных модулей является подготовка обучающихся к выполнению
нормативных требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО,
активное вовлечение их в соревновательную деятельность.
Модуль «Спорт» может разрабатываться учителями физической культуры на основе
содержания базовой физической подготовки, национальных видов спорта, современных
оздоровительных систем. В рамках данного модуля представлено примерное содержание
«Базовой физической подготовки».
Содержание программы по физической культуре представлено по годам обучения, для
каждого класса предусмотрен раздел «Универсальные учебные действия», в котором
раскрывается вклад предмета в формирование познавательных, коммуникативных и
регулятивных действий, соответствующих возможностям и особенностям обучающихся
данного возраста. Личностные достижения непосредственно связаны с конкретным
содержанием учебного предмета и представлены по мере его раскрытия.
Общее число часов, рекомендованных для изучения физической культуры на уровне
основного общего образования, – 510 часов: в 5 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 6
классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 7 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 8 классе – 68
часов (2 часа в неделю), в 9 классе – 68 часов (2 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 КЛАСС
Знания о физической культуре.
Физическая культура на уровне базового общего образования: задачи, содержание и
формы организации занятий. Система дополнительного обучения физическому культуре,
организации спортивной работы в общеобразовательной организации.
Физическая культура и здоровый образ жизни: характеристики основных форм
физической культуры, их связь с стабильностью здоровья, организацией отдыха и досуга.
Исторические сведения об олимпийских играх Древней Греции, характеристики их
содержания и правила борьбы со спортом. Расцвет и завершение истории Олимпийских
игр древности.
Способы самостоятельной деятельности.
Режим дня и его значение для обучающихся, связь с умственной работоспособностью.
Составление индивидуального режима дня, определение основных индивидуальных видов
деятельности, их временных диапазонов и последовательности в выполнении.
Физическое развитие человека, его показатели и способы измерения. Осанка как
показатель физического развития, правила отражают ее существование в условиях
образовательной и бытовой деятельности. Возможности измерения и измерения осанки.
Составление комплексов физических упражнений с коррекционной направленностью и
правильным их самостоятельным проведением.
Проведение самостоятельных занятий физическими упражнениями на открытых
площадках и в домашних условиях, подготовка мест для занятий, выбор одежды и обуви,
предупреждение травматизма.
Оценивание состояния организма в покое и после физических нагрузок в процессе
самостоятельных занятий физической культурой и спортом.
Составление дневника физической культуры.
Физическое совершенствование.
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Роль и значение физкультурно-оздоровительной деятельности в здоровом образе жизни
современного человека. Упражнения утренней зарядки и физкультминуток, боковой и
зрительной гимнастики в процессе учебных занятий, закаливающие процедуры после
занятий утренней зарядкой. Упражнения по развитию гибкости и подвижности суставов,
развитию независимости; создает телосложения с использованием внешних отягощений.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Роль и значение спортивно-оздоровительной деятельности в здоровом образе жизни
современного человека.
Модуль «Гимнастика».
Кувырки вперед и назад в группировке, кувырки ног вперед «скрестно», кувырки назад из
стоек на лопатках (мальчиках). Опорные прыжки через гимнастическую козлу ноги врозь
(мальчики), опорные прыжки на гимнастическую козлу с последующими спрыгиваниями
(девочки).
Упражнения на низком гимнастическом бревне: передвижение ходьбоя с поворотами по
кругу и на 90°, легкие подпрыгивания, подпрыгивания толчком двумя ногами,
передвижение приставным шагом (девочки). Упражнения на гимнастической лестнице:
перелезание приставным шагом правым и левым боком, лазанье разноимённым способом
по диагонали и одноимённым способом вверх. Пройдите по гимнастической скамейке
правым и левым боком способом «удерживая за плечи».
Модуль «Лёгкая атлетика».
Начинайте на большие расстояния с быстрой скоростью движения с высоким стартом,
бегите на короткие расстояния с большей скоростью движения. Прыжки в высоту с
разбега методом «согнув ноги», прыжки в высоту с прямым разбега.
Метание воздушного шара с местом в вертикальной неподвижной мишени, метание
воздушного шара вдалеке с тремя шагами разбегается.
Модуль «Спортивные игры».
Баскетбол. Передача мяча двумя руками от груди, на месте и в движении, ведение мяча на
месте и в движении «по прямой», «по кругу» и «змейкой», бросок мяча в руку двумя
руками от груди с места, ранее изученные технические действия с мячом.
Волейбол. Прямая нижняя подача мяча, прием и передача мяча двумя руками сверху и
сверху на месте и в движении, ранее изученные технические действия с мячом.
Футбол. Удар по неподвижному мячу внутреннему шагу стопы с небольшим разбегом,
остановка катящегося мяча методом «наступания», ведение мяча «по прямой», «по кругу»
и «змейкой», обводка мячом ориентиров (конусов).
Совершенствование техники ранее разученных гимнастических и акробатических
упражнений, тренировок легкой атлетики и зимних видов спорта, технических действий в
играх.
Модуль «Спорт».
Физическая подготовка к выполнению нормативов комплекса ГТО с использованием
средств физической подготовки, видов спорта и оздоровительных систем национальной
культуры, национальных видов спорта, культурно-этнических игр.
6 КЛАСС
Знания о физической культуре.
Возрождение олимпийских игр и олимпийского движения в современном мире, роль
Пьера де Кубертена в их становлении и развитии. Девиз, символика и ритуалы
современных олимпийских игр. История организации и проведения первых олимпийских
игр современности, первые олимпийские чемпионы.
Способы самостоятельной деятельности.
Ведение дневника физической культуры. Физическая подготовка и ее влияние на развитие
систем организма, связь с состоянием здоровья, подготовка к результатам физической
подготовки.
Правила и методы самостоятельного развития физических методов. Способы определения
индивидуальной физической нагрузки. Правила проведения измерительных процедур по
оценке физической подготовки. Правила выполнения тестовых заданий по технике и
способы регистрации их результатов.
Правила и способы составления плана самостоятельных занятий физической подготовкой.
Физическое совершенствование.
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Правила самостоятельного закаливания организма с помощью воздушных и солнечных
ванн, купания в изготовлении водоёмов. Правила техники безопасности и гигиены на
местах занятий физическими упражнениями.
Оздоровительные комплексы: упражнения для коррекции телосложения с использованием
дополнительных отягощений, упражнения для профилактики нарушений зрения во время
учебных занятий и работы за компьютером, упражнения для физкультпауз, направленные
на поддержание работоспособности мышц опорно-двигательного аппарата в режиме
учебной деятельности.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Модуль «Гимнастика».
Акробатическая комбинация общеразвивающих и сложнокоординированных упражнений,
стоек и кувырков, ранее разученных акробатических упражнений.
Сочетание стилизованных общеразвивающих упражнений и сложнокоординированных
упражнений ритмической гимнастики, хороших движений рук и ног с разной амплитудой
и траекторией, танцевальными движениями из ранее разученных танцев (девочек).
Опорные прыжки через гимнастическое козла с разбега методами «согнув ноги»
(мальчики) и методом «ноги врозь» (девочки).
Гимнастические показатели на низком гимнастическом бревне с использованием
стилизованных
общеразвивающих
и
сложно-координированных
упражнений,
передвижений шага и легким бегом, поворотами с разнообразными движениями рук и ног,
удержанием статической позы (девочки).
Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, упор ноги врозь, перемах
вперед и назад (мальчики).
Лазанье по канату в три приёма (мальчики).
Модуль «Лёгкая атлетика».
Начните с опоры на одну и с последующим ускорением, спринтерским и плавным
равномерным бегом рук на учебной дистанции, ранее изученные беговые упражнения.
Прыжковые упражнения: прыжок в высоту с разбега методом «перешагивание», ранее
разученные прыжковые упражнения в длину и высоту, напрыгивание и спрыгивание.
Метание детского (теннисного) мяча в подвижную (раскачивающуюся) мишень.
Модуль «Спортивные игры».
Баскетбол. Технические действия игрока без мяча: передвижение в стойке баскетболиста,
прыжки вверх толчком одной ногой и приземлением на другую ногу, остановка двумя
шагами и прыжком.
Упражнения с мячом: ранее уточненные приемы при ведении мяча в разных направлениях
и по разной траектории, на передачу и броски мяча в корзину.
Правила игры и игровая деятельность соответствуют правилам с использованием
разученных технических приемов.
Волейбол. Приём и передача мяча двумя руками в разные зоны площадки команды
соперника. Правила игры и игровая деятельность по правилам с использованием
разученных технических приемов при подаче мяча, его приеме и передаче двумя руками
снизу и сверху.
Футбол. Удары по катящемуся мячу с разбега. Правила игры и игровая деятельность
согласно правилам с использованием разученных технических приемов при остановке и
передаче мяча, его ведении и обводке.
Совершенствование техники ранее разученных гимнастических и акробатических
упражнений, тренировок легкой атлетики и зимних видов спорта, технических действий в
играх.
Модуль «Спорт».
Физическая подготовка к выполнению нормативов комплекса ГТО с использованием
средств физической подготовки, видов спорта и оздоровительных систем национальной
культуры, национальных видов спорта, культурно-этнических игр.
7 КЛАСС
Знания о физической культуре.
Зарождение олимпийского движения в дореволюционной России, роль А.Д. Бутовского в
развитии отечественной системы физического воспитания и спорта. Олимпийское движение
в СССР и современная Россия, характеристика основных этапов развития. Выдающиеся
советские и российские олимпийцы.
Условия физической культуры и спорта на воспитание соответствуют состоянию личности
современного человека.
Способы самостоятельной деятельности.
Правила техники безопасности и гигиены мест занятий при выполнении физических
упражнений на открытых площадках. Ведение дневника по физической культуре.
Техническая подготовка и ее значение для человека, основные правила технической
подготовки. Двигательные действия как основа технической подготовки, включают в себя
двигательные навыки и двигательные навыки. Способность измерять технику двигательных
действий и организовывать процедуры измерения. Ошибки при обучении техники
выполнения двигательных действий, причины и способы их толкования при
самостоятельных занятиях технической подготовкой.
Планирование самостоятельных занятий технической подготовкой на учебный год и
учебную четверть. Составление плана курсового занятия по самостоятельной технической
подготовке. Способы измерения оздоровительного результата занятий физической
культурой с помощью «индекса Кетле», «ортостатической пробы», «функциональной
пробы с составлением настроек».
Физическое совершенствование.
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Оздоровительные комплексы для самостоятельных занятий с добавлением ранее
разученных упражнений: для коррекции телосложения и профилактики нарушений осанки,
передней и зрительной гимнастики в режиме учебного дня.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Модуль «Гимнастика».
Акробатические моменты из ранее разработанных упражнений с добавлением упражнений
ритмической гимнастики (девочки). Простейшие акробатические пирамиды в парах и
тройках (девочках). Стойка на голове с опорой на руки, акробатическая комбинация из
разученных упражнений в равновесии, стойках, кувырках (мальчиках).
Комплекс упражнений степ-аэробики, включающий движения в ходьбе, прыжках,
спрыгивании и запрыгивании с поворотами с разведением рук и ног, выполняемых в
среднем и высоком темпе (девочки).
Комбинация гимнастических упражнений из ранее изученных упражнений с добавлением
упражнений на статическое и динамическое равновесие (девочки). Комбинация низкой
гимнастической перекладины из ранее разученных упражнений в висах, упорах,
переворотах (мальчиках). Лазанье по канату в два приёма (мальчики).
Модуль «Лёгкая атлетика».
Бегите с соблюдением общепринятых методов «наступление» и «прыжковый бег»,
эстафетный бег. Ранее освоенные беговые упражнения с достижением скорости
передвижения и выполнения продолжительности, прыжки с разбегами в длину способом
«согнув ноги» и в высоту способом «перешагивание».
Метание небольшого (теннисного) мяча по движущейся (катящейся) с разной скоростью
мишени.
Модуль «Спортивные игры».
Баскетбол. Передача и ловля мяча после отскока от пола, бросок в руку двумя руками и от
груди после ведения. Игровая деятельность по правилам с использованием ранее
разученных технических приемов без мяча и с мячом: ведение, приемы и передачи, броски
в корзину.
Волейбол. Верхняя прямая подача мяча в разные зоны площадки соперника, передача мяча
через сетку двумя руками сверху и передача мяча за голову. Игровая деятельность по
правилам с использованием ранее разученных технических приемов.
Футбол. Средние и длинные выполнения передачи мяча по прямой и диагонали,
тактические действия при угловом ударе и вбрасывании мяча из-за боковой линии. Игровая
деятельность по правилам с использованием ранее разученных технических приемов.
Совершенствование техники ранее разученных гимнастических и акробатических
упражнений, тренировок легкой атлетики и зимних видов спорта, технических действий в
играх.
Модуль «Спорт».
Физическая подготовка к выполнению нормативов комплекса ГТО с использованием
средств физической подготовки, видов спорта и оздоровительных систем национальной
культуры, национальных видов спорта, культурно-этнических игр.
8 КЛАСС
Знания о физической культуре.
Физическая культура в современном состоянии: основные характеристики общества и
формы организации. Всесторонне и осуществлять фундаментальное развитие. Адаптивная
культура, ее история и социальная инновационность.
Способы самостоятельной деятельности.
Коррекция осанки и разработка индивидуальных планов занятий корригирующей
гимнастикой. Коррекция избыточной массы тела и разработка индивидуальных плановых
занятий корригирующей гимнастикой.
Составление планов-конспектов для самостоятельных занятий спортивной подготовкой.
Способности учёта специфичны при составлении планов самостоятельных рабочих
занятий.
Физическое совершенствование.
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Профилактика перенапряжения системы организма обеспечивает оздоровительную
физическую культуру: расслабление мышц мышц и регулирование вегетативной нервной
системы, профилактическое утомление и остроту зрения.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Модуль «Гимнастика».
Акробатическая комбинация на основе ранее освоенных упражнений силовой
направленности, с увеличением количества технических элементов в стойках, упорах,
кувырках, прыжках (юноши).
Гимнастическая комбинация гимнастических упражнений на основе ранее освоенных
упражнений с увеличивающимся числом технических элементов в прыжках, поворотах и
передвижении (девушки). Гимнастическая комбинация на перекладине с включением
ранее освоенных упражнений в упорах и висах (юноши). Гимнастическая комбинация на
параллельных брусьях с включением упражнений на упор на руках, кувырка вперед и
соскока (юноши). Вольные упражнения на базе ранее разученных акробатических
упражнений и упражнений ритмической гимнастики (девушки).
Модуль «Лёгкая атлетика».
Кроссовый бег, прыжок в взгляд с разбега методом «прогибания».
Правила проведения соревнований по сдаче норм комплекса ГТО. Самостоятельная
подготовка к выполнению нормативных требований комплексов ГТО в беговых (бег на
короткие дистанции и средние дистанции) и технических (прыжки и метание спортивной
дисциплины) дисциплинах лёгкой атлетики.
Модуль «Спортивные игры».
Баскетбол. Повороты туловища в правую и поворотную сторону с удержанием мяча двумя
руками, передача мяча одной рукой от плеча и осторожно, бросок мяча двумя руками и
одной рукой в прыжке. Игровая деятельность по правилам с использованием ранее
разученных технических приёмов.
Волейбол. Прямой нападающий удар, индивидуальное блокирование мяча в прыжке с
места, тактические действия в защите и нападении. Игровая деятельность по правилам с
использованием ранее разученных технических приёмов.
Футбол. Удар по мячу с разбега внутренней части подъёма стопы, заблокируйте мяч
внутренней боковой стопы. Правила игры в мини-футбол, технические и тактические
действия. Игровая деятельность по правилам мини-футбола с использованием ранее
разученных технических приёмов (девушек). Игровая деятельность по правилам
классического футбола с использованием ранее разработанных технических приёмов
(юноши).
Совершенствование техники ранее разученных гимнастических и акробатических
упражнений, тренировок лёгкой атлетики и зимних видов спорта, технических действий в
играх.
Модуль «Спорт».
Физическая подготовка к выполнению нормативов Комплекса ГТО с использованием
средств физической подготовки, видов спорта и оздоровительных систем физической
культуры, национальных видов спорта, культурно-этнических игр.
9 КЛАСС
Знания о физической культуре.
Здоровье и здоровый образ жизни, вредные привычки и их пагубное влияние на здоровье
человека. Туристские походы как организация формируют здоровый образ жизни.
Профессионально-прикладная Графическая культура.
Способы самостоятельной деятельности.
Восстановительный массаж как средство повышения работоспособности, его правила и
приемы во время самостоятельных занятий физической подготовкой. Банные процедуры,
как средства защиты здоровья. Измерение необходимых резервов организма. Оказание
первых помощи на самостоятельных занятиях физическими упражнениями и во время
активного отдыха.
Физическое совершенствование.
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Занятия культурой физической формы и режимом питания. Упражнения для сброса
избыточной массы тела. Оздоровительные, коррекционные и профилактические
мероприятия в режиме двигательной активности обучающихся.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Модуль «Гимнастика».
Акробатическая комбинация с включением длинного кувырка с разбега и кувырка назад в
упор, стоя на ногах врозь (юноши). Гимнастическая комбинация на высоком перекладине,
с включением элементов размахивания и соскока вперёд, прогнувшись (юноши).
Гимнастическая комбинация на параллельных брусьях, с включением двух кувырков
вперёд с опорой на руки (юноши). Гимнастическая комбинация на гимнастическом
бревне, с включением полушпагата, стойки на коленях с опорой на руки и отведением ног
назад (девушки). Черлидинг: композиция упражнений с построением пирамиды,
элементов степ-аэробики, акробатики и ритмической гимнастики (девушки).
Модуль «Лёгкая атлетика».
Техническая подготовка в беговых и прыжковых упражнениях: бег на короткие и длинные
дистанции, прыжки в длину способами «прогнувшись» и «согнув ноги», прыжки в высоту
способом «перешагивание». Техническая подготовка в метании спортивной среды
обитания с разбега на большие расстояния.
Модуль «Спортивные игры».
Баскетбол. Техническая подготовка в игровых действиях: ведение, передачи, приёмы и
броски мяча на месте, в прыжке, после ведения.
Волейбол. Техническая подготовка в игровых действиях: подача мяча в разные зоны
площадки соперника, приёмы и передачи на месте и в движении, удары и блокировка.
Футбол. Техническая подготовка в игровых действиях: ведение, приёмы и передачи,
остановка и удары по мячу с места и в движении.
Совершенствование техники ранее разученных гимнастических и акробатических
упражнений, тренировок лёгкой атлетики и зимних видов спорта, технических действий в
играх.
Модуль «Спорт».
Физическая подготовка к выполнению нормативов Комплекса ГТО с использованием
средств физической подготовки, видов спорта и оздоровительных систем физической
культуры, национальных видов спорта, культурно-этнических игр.
Программа вариативного модуля «Базовая подготовка изображений».
Развитие силовых способностей.
Комплексы общеразвивающих и локально воздействующих упражнений, отягощённых
весом собственного тела и с использованием дополнительных средств (гантелей,
эспандера, набивных мячей, штанги и другого инвентаря). Комплексы упражнений на
тренерских устройствах. Упражнения на гимнастических пространствах (брусьях,
перекладинах, гимнастической стенке и других пространствах). Броски набивного мяча
двумя и одной рукой из положения стоя и сидя (вверх, вперед, назад, в сторону,
горизонтально и сбоку, от груди, из-за головы). Прыжковые упражнения с
дополнительными отягощениями (напрыгивание и спрыгивание, прыжки через скалку,
многоскоки, прыжки через препятствия и другие упражнения). Бегите с внешними
отягощениями (в горку и с горки, на короткие дистанции, эстафеты). Передвижения в
тисках и упоре на руках. Лазанье (по канату, по гимнастической стенке с деревянными
отягощениями). Переноска непредельных тяжестей (мальчики – сверстников методом на
спине). Подвижные игры с силовой направленностью (импровизированный баскетбол с
набивным мячом и другие игры).
Развитие скоростных способностей.
Начните с места в максимальном темпе (с упором на гимнастическую стенку и без упора).
Челночный бег. Бегите по разметкам с максимальным темпом. Повторный бег с большей
скоростью и большой длиной шагов (10–15 м). Бегите за ускорениями на основе разных
исходных положений. Начинайте с большей скорости и собирайте мелкие предметы,
ориентируясь на полу и на разной высоте. Стартовые ускорения по дифференцированному
сигналу. Метание маленьких мячей по двигаются мишеням (катящейся, раскачивающейся,
летящей). Ловля теннисного мяча после отскока от пола, стены (правой и левой рукой).
Передача теннисного мяча в парах правой (левой) рукой и попеременно. Ведение
теннисного мяча ногами с ускорениями по прямой, по кругу, вокруг стоек. Прыжки через
скакалку на месте и в движении по склону склона прыжков. Преодоление полосы,
включающей в себя: прыжки на разную высоту и длину, по разметкам, бег с большей
скоростью в разных направлениях и с преодолением опоры по высоте и наклону,
повороты, бегание различных предметов (легкоатлетических стоек, мячей, выступлений
на полу или подвешенных на высоте). Эстафеты и подвижные игры со скоростной
направленностью. Технические условия из базовых видов спорта, выполняемые со
средней скоростью движения.
Развитие выносливости.
Равномерный бег и передвижение на лыжах в режимах умеренной и большой скорости.
Кроссовый бег .
Развитие партнерских отношений.
Жонглирование особыми (волейбольными) и малыми (теннисными) мячами.
Жонглирование гимнастической палкой. Жонглирование волейбольным мячом головой.
Метание маленьких и больших мячей в мишень (неподвижную и двигающуюся).
Передвижения по возвышению и наклону, ограниченной по широте опоры (без предмета и
закрытия головы). Упражнения в статическом равновесии. Упражнения в
воспроизведении пространственной точности движений руками, ногами, туловищем.
Упражнение на точность дифференциации мышечных тенденций. Подвижные и
спортивные игры.
Развитие гибкости.
Комплексы общеразвивающих упражнений (активных и пассивных), выполняемых с
большой амплитудой движений. Упражнения по положению и расслаблению мышц.
Специальные упражнения для развития подвижности суставов (полушпагат, шпагат,
выкруты гимнастической палки).
Упражнения культурно-этнической направленности.
Сюжетно-образные и обрядовые игры. Технические действия национальных видов спорта.
Специальная графическая подготовка.
Модуль «Гимнастика».
Развитие гибкости. Наклоны туловища вперед, назад, в стороны с возрастающей
амплитудой движений в положении стоя, сидя, сидя ноги в стороне. Упражнения с
гимнастической палкой (укороченной скакалкой) для развития подвижности плечевого
сустава (выкруты). Комплексы общеразвивающих упражнений с повышенной амплитудой
для плечевых, локтевых, тазобедренных и коленных суставов, для развития подвижности
позвоночного столба. Комплексы активных и пассивных упражнений с большой
амплитудой движений. Упражнения для развития подвижности суставов (полушпагат,
шпагат, складка, мост).
Развитие партнерских отношений. Прохождение усложнённой полосы, включающей
быструю кувырку (вперёд, назад), кувырки по наклонной плоскости, переход плавного
прыжка с опорой на руку, безопорным прыжком, быстрым лазаньем. Броски теннисного
мяча правой и левой рукой в подвижную и неподвижную мишень, с места и с разбега.
Касание правой и левой мишеней, подвешенных на разной высоте, с места и с разбега.
Разнообразные прыжки через гимнастическую скакалку на месте и с продвижением.
Прыжки на точность отталкивания и приземления.
Развитие силовых способностей. Подтягивание в тисках и отжимание в упоре.
Передвижения в висе и упор на руках на перекладине (мальчики), подтягивание в висе
стоя (лёжа) на низкой перекладине (девочки), отжимание в упоре лёжа с изогнутой
высотой опор для рук и ног, отжимание в упорах на брусьях, подъём ног в висе на
гимнастической стенке до посильной высоты, из положения лёжа на гимнастическом
козле (ноги фиксируются) сгибание туловища с периодическим амплитудой движений (на
животе и на спине), комплексы упражнений с гантелями с индивидуально подобранной
массой (движения руками, повороты на месте, наклоны, подскоки со взмахом рук),
метание набивного мяча из различных исходных положений, комплексы упражнений на
мышечные группы (с увеличением темпа выполнения движений без потери качества),
элементы атлетической гимнастики (по типу «подкачки»), приседания на одной ноге
«пистолетом» с опорной рукой для равновесие).
Развитие выносливости. Упражнения с непредельными отягощениями проводятся в
режиме умеренной нагрузки в сочетании с напряжением мышц и фиксацией положения
тела. Повторное выполнение гимнастических упражнений с уменьшающимся интервалом
отдыха (по типу «круговой тренировки»). Комплексы упражнений с отягощениями
реализуют режимы непрерывного и интервального методов.
Модуль «Лёгкая атлетика».
Развитие выносливости. Бег с максимальной скоростью в режиме повторно-интервального
метода. Бег через чужую местность (кроссовый бег). Гладкий бег с равномерной
скоростью в разных зонах. Повторный бег с препятствиями в максимальном темпе.
Равномерный повторный бег с окончательным ускорением (на разных дистанциях).
Равномерный бег с механическими отягощениями в режиме «до отказа».
Развитие силовых способностей. Специальные прыжковые упражнения с механическим
отягощением. Прыжки вверх с доставанием подвешенных предметов. Прыжки в
полуприседе (на месте, с продвижением в разные стороны). Запрыгивание с последующим
спрыгиванием. Прыжки в начале по методу ударной тренировки. Прыжки в высоту с
продвижением и изменением сзади, поворотами вправо и влево, на правую, левую ногу и
поочерёдно. Бегите с препятствиями. Бегите в горку, с деревянными отягощениями и без
него. Комплексы упражнений с набивными мячами. Упражнения с местными
отягощениями на мышечных группах. Комплексы силовых упражнений по методу
круговой тренировки.
Развитие скоростных способностей. Бегите на место с максимальной скоростью и темпом,
с опорой на руки и без опор. Максимальный бег в горку и с горки. Повторный бег на
короткие дистанции с максимальной скоростью (по прямой, на повороте и со старта).
Бегите с максимальной скоростью «с ходу». Прыжки через скачалку в максимальном
темпе. Ускорение, переходящее в многоскоки, и многоскоки, переходящие в бег с
ускорением. Подвижные и спортивные игры, эстафеты.
Развитие партнерских отношений. Специализированные комплексы упражнений по
развитию координации (разрушаются на основе учебного материала модулей
«Гимнастика» и «Спортивные игры»).
Модуль «Спортивные игры».
Баскетбол.
1) Развитие скоростных способностей. Ходьба и бег в разных направлениях с большей
скоростью со внезапными остановками и выполнением различных заданий (например,
прыжки вверх, назад, вправо, влево, приседания). Ускорения с изменением направления
движения. Бегите с глубины (темпом) шагов с опорой на руки и без опор. Выпрыгивание
вверх с доставкой ориентиров левой (правой) рукой. Челночный бег (чередование
заданных отрезков расстояния лица и спины вперед). Бегите с более высокой скоростью
при предварительном выполнении большого количества скота. Передвижения с
ускорениями и большей скоростью приставными шагами левым и правым боком. Ведение
баскетбольного мяча с ускорением и высокой скоростью. Прыжки вверх на каждую ногу и
одну ногу с места и с разбега. Прыжки с поворотами на точность приземления. Передача
мяча двумя руками от груди в максимальном темпе при беге в колоннах. Кувырки вперед,
назад, боком с последующим рывком на 3–5 м. Подвижные и спортивные игры, эстафеты.
2) Развитие силовых способностей. Комплексы упражнений с дополнительными
отягощениями на основных мышечных группах. Ходьба и прыжки в глубоком приседе.
Прыжки на одной ноге и нижних ногах с продвижением вперед, по кругу, «змейкой», на
месте с поворотом на 180° и 360°. Прыжки через скачалку в максимальном темпе на месте
и с перемещением (с деревянным отягощением и без него). Напрыгивание и спрыгивание
с последующим ускорением. Многоскоки с последующим ускорением и ускорение с
последующим выполнением многоскоков. Броски набивного мяча из различных исходных
положений, с различной траекторией полёта одной рукой и обеими руками, стоя, сидя, в
полуприседе.
3) Развитие выносливости. Повторный бег с максимальной скоростью с уменьшающимся
интервалом отдыха. Гладкий бег по методу непрерывно-интервального нанесения.
Гладкий бег в режиме большой и умеренной температуры. Игра в баскетбол с огромным
объёмом времени игры.
4) Развитие международных движений. Бросок баскетбольного мяча по неподвижной и
подвижной мишени. Акробатические упражнения (двойные и тройные кувырки вперед и
назад). Бег с «тенью» (повторение действий партнёра). Бег по гимнастической скамейке,
по гимнастической бревну разной высоты. Прыжки по разметкам с изменяющейся
амплитудой движений. Броски мячав мячав в стену одной (обеими) руками, держа его
ловлей (обеими руками и одной рукой) после отскока от стены (от пола). Ведение мяча
изменяется по скорости и направлению движения.
Футбол.
Развитие скоростных способностей. Старты различных положений с последующим
ускорением. Начинайте с максимальной скорости по прямой, с остановками (по свистку,
хлопку, заданному сигналу), с ускорениями, «рывками», изменением направления
движения. Бегите в максимальном темпе. Бег и ходьба спиной вперед с изменением темпа
и направления движения (по прямой, по кругу и «змейкой»). Бегите с максимальной
скоростью с поворотами на 180° и 360°. Прыжки через скачалку в максимальном темпе.
Прыжки по разметкам на правой (левой) ноге, между стоек, спиной вперед. Прыжки вверх
на концы ног и одну ногу с продвижением вперед. Удары по мячу в стенку в
максимальном темпе. Ведение мяча с остановками и ускорениями, «ведение» мяча с
изменением направления движения. Кувырки вперед, назад, боком с последующим
рывком. Подвижные и спортивные игры, эстафеты.
Развитие силовых способностей. Комплексы упражнений с дополнительными
отягощениями на основных мышечных группах. Многоскоки через препятствия.
Спрыгивание с подъемной опоры с последующим ускорением, прыжком в высоту и в
высоту. Прыжки на концах ног с деревянными отягощениями (вперёд, назад, в приседе, с
продвижением вперёд).
Развитие выносливости. Равномерный бег на средние и длинные дистанции. Повторные
ускорения с уменьшающимся интервалом отдыха. Повторный бег на короткие расстояния
с большей скоростью и меньшим интервалом отдыха. Гладкий бег в режиме непрерывноинтервального метода.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЕ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения физической культуры на уровне базового общего образования у
обучающегося формируются следующие личностные результаты:
обеспечение обеспечения интереса к истории и развитию физической культуры и спорта в
Российской Федерации, гордиться победами выдающихся отечественных спортсменоволимпийцев;
готовность продвигать символы Российской Федерации во время проведения
соревнований в нижней части списка, уважать традиции и принципы современных
олимпийских игр и олимпийского движения;
готовиться ориентироваться на моральные ценности и нормы межличностного
взаимодействия при планировании и подключении наушников к физической культуре и
спорту, оздоровительных мероприятий в условиях активного отдыха и досуга;
готовность оценивать своё поведение и поступки во время проведения игроком
физической культуры, участия в постоянных мероприятиях и соревнованиях;
подготовка оказания первой помощи при травмах и ушибах, соблюдение правил техники
безопасности во время занятий физической культурой и спортом;
стремление к совершенствованию, формированию культуры движения и телосложения,
самовыражению в избранном виде спорта;
обеспечить организацию и проведение занятий физической культурой и спортом на
основе научных представлений о существовании физического развития и физической
подготовленности с учётом самостоятельных наблюдений за изменением их показателей;
осознание здоровья как определение ценностей человека, объективной необходимости в
его укреплении и длительном сохранении посредством занятий физической культурой и
спортом;
осознание необходимости ведения здорового образа жизни в качестве средств
профилактики вредных привычек в отношении физического, психического и социального
здоровья человека;
способность адаптироваться к стрессовой ситуации, изучить профилактические
мероприятия по регулированию эмоциональных напряжений, активному восстановлению
организма после значительных умственных и физических воздействий;
соблюдать правила безопасности во время занятий физической культурой и спортом,
проведение гигиенических и профилактических мероприятий при организации мест
занятий, выбор спортивного инвентаря и снаряжения, спортивной одежды;
соблюдать правила и требования к организации бивуака во время туристических походов,
переносным действиям и походам, приносящим вред окружающей среде;
освоение опыта взаимодействия со сверстниками, форм общения и поведения при
выполнении учебных заданий на уроках физической культуры, игровой и
соревновательной деятельности;
повышение компетентности в организации самостоятельных занятий физической
культурой, планирование их содержания и направленности в зависимости от
индивидуальных интересов и желаний;
концепции, представленные в основных понятиях и терминах физического воспитания и
спортивной подготовки, умений руководиться ими в познавательной и практической
деятельности, общении сверстниками, публичных выступлениях и дискуссиях.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения физической культуры на уровне общего образования у
обучающихся
формируются
универсальные
познавательные
технологические,
универсальные
коммуникативные
действия,
универсальные
регулятивные
технологические действия.
У обучающихся формируются следующие универсальные познавательные
технологические действия :
проводятся сравнения соревновательных упражнений олимпийских игр древности и
современных олимпийских игр, выявляются их общность и своеобразие;
осмысливать Олимпийскую хартию как основополагающий документ современного
олимпийского движения, приводящий пример ее гуманистической направленности;
анализировать влияние физической культуры и спорта на воспитание, сохраняя
сохранение личности, сохраняя возможность сохранения вредных привычек;
характеризовать туристические походы как форму активного отдыха, выражать их
целевое предназначение в сохранении и укреплении здоровья, руководить требованиями
техники безопасности во время передвижения по маршруту и организации бивуака;
сохраняется причинно-следственная связь между планированием режима и изменениями
работоспособности;
соблюдать связь отрицательного нарушения прав человека осанки на состояние здоровья
и выявлять причины существования, изучать индивидуальную форму и составлять
комплексы упражнений по сохранению и коррекции выявляемых состояний;
сохраняется причинно-следственная связь между уровнем развития физического
состояния, состоянием здоровья и функциональными функциями основных систем
организма;
наличие причинно-следственной связи между применением высокого давления,
физическим воздействием и возможностью возникновения травм и ушибов во время
самостоятельных занятий физической культурой и спортом;
Сохраняйте причинно-следственную связь между подготовкой мест на открытых
площадках и соблюдайте правила травматизма.
У обучающихся формируются следующие универсальные коммуникативные
технологические действия :
выбирать, анализировать и систематизировать информацию из разных источников о
образцах техники выполнения обучаемых упражнений, правил планирования
самостоятельных физических занятий и технической подготовки;
проводить наблюдения за использованием вещественных планов, сравнивать их данные с
возрастно-половыми рекомендациями, составлять измерения на основе определённых
правил и регулировать нагрузку по частоте пульса и наблюдать внешние утомления;
описывать и анализировать технику разучиваемого упражнения, популярные фазы и
элементы движений, подбирать сложные упражнения;
и планировать последовательность решений задач обучения, оценивать эффективность
обучения методом сравнения с эталонным образцом;
наблюдать, анализировать и контролировать технику выполнения физических
упражнений другими обучающимися, сравнивать её с эталонным образцом, выявлять
ошибки и предлагать способы их ограничения;
изучать и коллективно обсуждать технику «иллюстративного образца» разучиваемого
рисунка, рассматривать и моделировать возникновение ошибок, анализировать
возможные причины их проявления, анализировать способы их ограничения.
Для обучающихся формируются следующие универсальные регулятивные
технологические действия :
составить и реализовать основы комплексов физических упражнений с разной
функциональной направленностью, выявить особенности их воздействия на состояние
организма, развитие контроля его резервных возможностей с помощью процедур и
установления проб;
составлять и выполнять акробатические и гимнастические комплексы упражнений,
самостоятельно разучивать сложные-координированные упражнения на международных
просторах;
активно взаимодействовать в условиях учебной и игровой деятельности, ориентироваться
на указания учителя и правила игры при возникновении конфликтных и нестандартных
ситуаций, признавать свое право и право других на ошибку, право на ее совместное
исправление;
разучивать и выполнять технические действия в игровых видах спорта, активно общаться
с игроком в таких действиях в защите и нападении, терпимо относится к ошибкам игроков
своей команды и команды соперников;
организовывать оказание первой помощи при травмах и ушибах во время
самостоятельных занятий физической культурой и спортом, применять методы и приёмы
помощи в зависимости от характера и последствий полученной травмы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К окончанию обучения в 5 классе обучающийся учится:
выполнять требования безопасности на уроках физической культуры, на самостоятельных
занятиях физическими упражнениями в условиях активного отдыха и досуга;
проводить измерения индивидуальной осанки и сравнивать ее показатели со стандартами,
составлять комплексы упражнений по коррекции и предотвращению ее нарушений,
планировать их выполнение в режиме дня;
вести дневник физической культуры и вести в нем наблюдение за показателями
физического развития и физической подготовленности, планировать содержание и
регулярность проведения самостоятельных занятий;
изучать профилактику утомлений во время учебной деятельности, выполнять комплексы
упражнений физкультминуток, внешней и зрительной гимнастики;
выполнять комплексы упражнений оздоровительной физической культуры по развитию
гибкости, координации и управления телосложением;
выполнять опорный прыжок с разбега способом «ноги врозь» (мальчики) и методом
«напрыгивания с последующим прыжком сливам» (девочки);
Выполнять упражнения в висах и упорах на низкой гимнастической перекладине
(мальчики), в передвижении по гимнастической бревну ходьбою и приставным шагом с
поворотами, подпрыгиванием на двух ногах на месте и с продвижением (девочки);
передвигаться по гимнастической стенке приставным шагом, лазать разноимённым
способом вверх и по диагонали;
Бегите с равномерной скоростью с высоким стартом на учебной дистанции;
техника прыжка в длину с разбега методом «согнув ноги»;
тренироваться в занятиях общефизической и проводить физическую подготовку с учётом
особенностей и возрастно-половых особенностей;
Дополнительные технические действия в других играх:
баскетбол (ведение мяча с равномерной скоростью в разных направлениях, приём и
передача мяча двумя руками от груди с места и в движении);
волейбол (приём и передача мяча двумя руками сверху и сверху с места и в движении,
прямая нижняя подача);
футбол (ведение мяча с равномерной скоростью в разных направлениях, приём и передача
мяча, удар по неподвижному мячу с небольшим разбегом).
К окончанию обучения в 6 классе обучающийся учится:
охарактеризовать современность олимпийских игр как международное культурное
явление, роль Пьера де Кубертена в их историческом возрождении, обсудить историю
возникновения девиза, символики и ритуалы олимпийских игр;
измерить физические показатели, определить их соответствие возрастным нормам и
подобрать подход к их направленному развитию;
контролировать режимы физической нагрузки по частоте пульса и степени утомления
организма по причине воздействия во время самостоятельных занятий физической
подготовкой;
готовить места для самостоятельных занятий физической культурой и спортом в
соответствии с правилами техники безопасности и гигиеническими требованиями;
отобрать упражнения оздоровительной физической культуры и составить из них
комплексы физкультминуток и физкультпауз для оптимизации работоспособности и
снятия мышечного утомления в режиме учебной деятельности;
составлять и выполнять акробатические счётчики из разученных упражнений, наблюдать
и анализировать выполнение другими обучающимися, выявлять ошибки и предлагать
способы ограничения;
Вы выполняете беговые упражнения с максимальным ускорением, используете их в
самостоятельных занятиях для развития быстроты и равномерный бег для развития общей
выносливости;
выполнять прыжок в высоту с разбега методом «перешагивание», наблюдать и
анализировать его выполнение другими обучающимися, сопоставлять с заданным
образцом, выявлять ошибки и предлагать возможные ограничения;
тренироваться в занятиях общефизической и проводить физическую подготовку с учетом
особенностей и возрастно-половых особенностей;
Соблюдайте правила и применяйте технические действия в других играх:
баскетбол (технические действия без мяча, броски мяча двумя руками и от груди с места,
использование разученных технических действий в условиях игровой деятельности);
волейбол (приём и передача мяча двумя руками снизу и сверху в разных зонах площадки
соперника, использование разученных технических приёмов в условиях игровой
деятельности);
футбол (ведение мяча с разной скоростью передвижения, с ускорением в разных
направлениях, удар по катящемуся мячу с разбега, использование разученных
технических действий в условиях игровой деятельности).
К окончанию обучения в 7 классе обучающийся учится:
провести анализ причин зарождения современного олимпийского движения, дать
характеристики основных этапов его развития в СССР и современной России;
объяснять положительное влияние занятий физической культурой и спортом на
воспитание личностных качеств современных обучающихся, приводить образ жизни в
собственную жизнь;
объяснять концепцию «техника физических упражнений», руководить стандартной
технической подготовкой при самостоятельном обучении новым физическим
упражнениям, проводить процедуры оценки их выполнения с помощью техники;
составить планы самостоятельных занятий физической и технической подготовкой,
пересчитать их в недельном и месячном циклах учебного года, оценить их
оздоровительный эффект с «индексом Кетле» и «ортостатической пробы» (с помощью
образца);
Выполнить лазанье по канату в два приёма (юноши) и простейшие акробатические
пирамиды в парах и тройках (девушки);
составлять и самостоятельно разучивать комплекс степ-аэробики, включающий
упражнения в ходьбе, прыжках, спрыгивании и запрыгивании с поворотами, разведением
рук и ног (девушек);
Выполните стойку на голове с опорой на руки и включите ее в акробатический результат
из ранее освоенных упражнений (юноши);
Выполнять беговые упражнения с преодолением динамических методов «наступание» и
«прыжковый бег», применять их в беге по пересечённой местности;
Выполняйте метание воздушного шара с точностью в неподвижную, покачивающуюся и
катящуюся с разной скоростью мишень;
тренироваться в занятиях общефизической и проводить физическую подготовку с учетом
особенностей и возрастно-половых особенностей;
применить и использовать технические действия других игр:
баскетбол (передача и ловля мяча после отскока от пола, броски мяча двумя руками
маленькими руками и от груди в движении, использование разученных технических
действий в условиях игровой деятельности);
волейбол (передача мяча за голову на своих устройствах и через сетку, использование
разработанных технических технологий в условиях игровой деятельности);
футбол (средние и длинные передачи футбольного мяча, тактические действия при
выполнении углового удара и вбрасывании мяча из-за боковой линии, использование
разученных технических действий в условиях игровой деятельности).
К окончанию обучения в 8 классе обучающийся учится:
провести анализ основных направлений развития физической культуры в Российской
Федерации, охарактеризовать содержание основных форм их организации;
анализировать концепцию «всестороннее и включать фундаментальное развитие»,
раскрывать критерии и приводить примеры, сохранять связь с наследственными
факторами и занятиями физической культурой и спортом;
проведение занятий оздоровительной гимнастикой по коррекции индивидуальной формы
осанки и избыточной массы тела;
составлять планы занятий спортивной тренировкой, определять их целевое содержание в
соответствии с индивидуальными показателями развития основных физических
показателей;
Выполнять гимнастические упражнения на основе ранее освоенных упражнений с
добавлением элементов акробатики и ритмической гимнастики (девушки);
Выполнение последовательностей на параллельных брусьях с включением упражнений на
упор на руки, кувырка вперед и соскока, наблюдение за их выполнением другими
обучающимися должно быть сопоставлено с заданным образцом, анализировать ошибки и
объяснять их поведение, находить способы ограничения (юноши);
выполнять прыжок в сторону с разбега методом «прогнозирования», наблюдать и
анализировать технические особенности при выполнении других упражнений, выявлять
ошибки и предлагать способы ограничения;
выполнять задания комплекса ГТО по беговым и техническим легкоатлетическим
дисциплинам в соответствии с установленными требованиями к их технике;
тренироваться в занятиях общефизической и проводить физическую подготовку с учетом
особенностей и возрастно-половых особенностей;
применить и использовать технические действия других игр:
баскетбол (передача мяча одной рукой легко и с плеча, бросок в корзину двумя руками и
одной рукой в прыжке, тактические действия в защите и нападении, использование
разученных технических и тактических движений в условиях игровой деятельности);
волейбол (прямой нападающий удар и индивидуальное блокирование мяча в прыжке с
места, тактические действия в защите и нападении, использование разученных
технических и тактических действий в условиях игровой деятельности);
футбол (удары по неподвижному, катящемуся и летящему мячу с разбега внутренней и
внешней части подъёма стопы, тактические действия игроков в нападении и защите,
использование разученных технических и тактических действий в условиях игровой
деятельности).
К окончанию обучения в 9 классе обучающийся учится:
проявлять принципы здорового образа жизни, раскрывать эффективность его форм в
соблюдении вредных привычек, обосновывать пагубное влияние вредных привычек на
здоровье человека, его поведение и производственную деятельность;
понимать использование подхода туристских туристов как формы здорового образа
жизни, соблюдение правил подготовки к пешим походам, требования безопасности при
передвижении и организации бивуака;
объяснить концепцию «профессионально-прикладная визуальная культура»;
Ее целевое предназначение, связь с характером и особенностями профессиональной
деятельности, подразумевает необходимость занятий профессионально-прикладной
физической подготовкой обучающихся общеобразовательной организации;
использовать приемы массажа и применять их в процессе самостоятельных занятий
физической культурой и спортом, соблюдать гигиенические требования к процедурам
массажа;
исследование контура резервных резервов организма с помощью проб Штанге, Генча,
«задержки движения», их использование для планирования конфигурационных режимов
спортивной и профессионально-прикладной физической подготовки;
определять характер травм и ушибов, встречающихся на самостоятельных занятиях
физическими упражнениями и во время активного отдыха, применять способы оказания
первой помощи;
составлять и выполнять комплексы упражнений из разученных акробатических
упражнений с повышенными требованиями к технике их выполнения (юноши);
создавать и выполнять композицию упражнений черлидинга с построением элементов
пирамид, степ-аэробики и акробатики (девушки);
составлять и выполнять комплексную ритмическую гимнастику с включением элементов
художественной гимнастики, упражнения на гибкость и уравновешенность (девушки);
совершенствовать технику беговых и прыжковых упражнений в процессе
самостоятельных занятий технической подготовкой к выполнению нормативных
требований комплекса ГТО;
Технические элементы латуни работают в соответствии с дыханием;
совершенствовать технические действия в существующих играх: баскетбол, волейбол,
футбол, взаимодействовать с игроками своей команды в условиях игровой деятельности,
при организации тактических действий в нападении и защите;
тренироваться в упражнениях общефизической и проводить физическую подготовку с
учетом особенностей и возрастно-половых особенностей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Раздел 1. Знания о физической культуре
1.1
Знания о физической культуре
Итого по разделу
3
3
Раздел 2. Способы самостоятельной деятельности
2.1
Способы самостоятельной деятельности
Итого по разделу
4
4
ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Раздел 1. Физкультурно-оздоровительная деятельность
1.1
Физкультурно-оздоровительная
деятельность
Итого по разделу
3
3
Раздел 2. Спортивно-оздоровительная деятельность
2.1
Гимнастика (модуль "Гимнастика")
10
2.2
Лёгкая атлетика (модуль "Легкая
атлетика")
11
2.3
Зимние виды спорта (модуль "Зимние
виды спорта")
0
2.4
Спортивные игры. Баскетбол (модуль
12
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
"Спортивные игры")
2.5
Спортивные игры. Волейбол (модуль
"Спортивные игры")
14
2.6
Спортивные игры. Футбол (модуль
"Спортивные игры")
8
2.7
Модуль "Спорт"
3
Итого по разделу
58
Название модуля
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68
0
0
6 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Раздел 1. Знания о физической культуре
1.1
Знания о физической культуре
Итого по разделу
2
2
Раздел 2. Способы самостоятельной деятельности
2.1
Способы самостоятельной деятельности
Итого по разделу
5
5
ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Раздел 1. Физкультурно-оздоровительная деятельность
1.1
Физкультурно-оздоровительная
деятельность
Итого по разделу
3
3
Раздел 2. Спортивно-оздоровительная деятельность
2.1
Гимнастика (модуль "Гимнастика")
10
2.2
Лёгкая атлетика (модуль "Легкая
атлетика")
11
2.3
Зимние виды спорта (модуль "Зимние
виды спорта")
0
2.4
Спортивные игры. Баскетбол (модуль
"Спортивные игры")
12
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
2.5
Спортивные игры. Волейбол (модуль
"Спортивные игры")
14
2.6
Спортивные игры. Футбол (модуль
"Спортивные игры")
8
2.7
Модуль "Спорт"
3
Итого по разделу
58
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68
0
0
7 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Раздел 1. Знания о физической культуре
1.1
Знания о физической культуре
Итого по разделу
3
3
Раздел 2. Способы самостоятельной деятельности
2.1
Способы самостоятельной деятельности
Итого по разделу
5
5
ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Раздел 1. Физкультурно-оздоровительная деятельность
1.1
Физкультурно-оздоровительная
деятельность
Итого по разделу
2
2
Раздел 2. Спортивно-оздоровительная деятельность
2.1
Гимнастика (модуль "Гимнастика")
10
2.2
Лёгкая атлетика (модуль "Легкая
атлетика")
11
2.3
Зимние виды спорта (модуль "Зимние
виды спорта")
0
2.4
Спортивные игры. Баскетбол (модуль
"Спортивные игры")
8
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
2.5
Спортивные игры. Волейбол (модуль
"Спортивные игры")
18
2.6
Спортивные игры. Футбол (модуль
"Спортивные игры")
8
2.7
Модуль "Спорт"
3
Итого по разделу
58
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68
0
0
8 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Раздел 1. Знания о физической культуре
1.1
Знания о физической культуре
Итого по разделу
3
3
Раздел 2. Способы самостоятельной деятельности
2.1
Способы самостоятельной деятельности
Итого по разделу
2
2
ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Раздел 1. Физкультурно-оздоровительная деятельность
1.1
Физкультурно-оздоровительная
деятельность
Итого по разделу
2
2
Раздел 2. Спортивно-оздоровительная деятельность
2.1
Гимнастика (модуль "Гимнастика")
8
2.2
Лёгкая атлетика (модуль "Легкая
атлетика")
10
2.3
Зимние виды спорта (модуль "Зимние
виды спорта")
0
2.4
Плавание (модуль "Плавание")
0
2.5
Спортивные игры. Баскетбол (модуль
16
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
"Спортивные игры")
2.6
Спортивные игры. Волейбол (модуль
"Спортивные игры")
18
2.7
Спортивные игры. Футбол (модуль
"Спортивные игры")
6
2.8
Модуль "Спорт"
3
Итого по разделу
61
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68
0
0
9 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Раздел 1. Знания о физической культуре
1.1
Знания о физической культуре
Итого по разделу
2
2
Раздел 2. Способы самостоятельной деятельности
2.1
Способы самостоятельной деятельности
Итого по разделу
4
4
ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Раздел 1. Физкультурно-оздоровительная деятельность
1.1
Физкультурно-оздоровительная
деятельность
Итого по разделу
1
1
Раздел 2. Спортивно-оздоровительная деятельность
2.1
Гимнастика (модуль "Гимнастика")
8
2.2
Лёгкая атлетика (модуль "Легкая
атлетика")
10
2.3
Зимние виды спорта (модуль "Зимние
виды спорта")
0
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
2.4
Плавание (модуль "Плавание")
0
2.5
Плавание (модуль "Плавание")
0
2.6
Спортивные игры. Баскетбол (модуль
"Спортивные игры")
16
2.7
Спортивные игры. Волейбол (модуль
"Спортивные игры")
18
2.8
Спортивные игры. Футбол (модуль
"Спортивные игры")
6
2.9
Подготовка к выполнению нормативных
требований комплекса ГТО (модуль
"Спорт")
3
Итого по разделу
61
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68
0
0