Программа внеурочной деятельности Моя экологическая грамотность для учащихся 5-6 классов

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана с учетом Закона РФ «Об образовании»;
ФГОС (базовый уровни); Примерной программы внеурочной деятельности «Экологическая
грамотность» 5-6 класс. В 5 классе начинается серия курсов внеурочной деятельности по
экологическому образованию, выстроенных последовательно на основе учебных задач, в
соответствии с требованиями ФГОС, преемственно с экологической составляющей
базовых учебных предметов основной школы. В 5—6 классах это «Моя экологическая
грамотность». Учебные задачи, решаемые этими курсами, последовательно формируют у
учащихся основы экологического мышления, экологическое сознание, умения
рефлексивно-оценочной и экологически ориентированной практической деятельности.
Программа по экологическому образованию для 5 класса составлена в соответствии с
требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования. Программа опирается на программу развития универсальных
учебных действий, примерные программы отдельных учебных предметов и курсов,
программу воспитания и социализации обучающихся.
Программа определяет минимальный объём содержания внеурочной деятельности в 5 и 6
классах, оставляя возможность дополнения её вариативной составляющей педагогическим
коллективом образовательного учреждения при участии обучающихся и их родителей
(законных представителей).
Цели программы - формирование основ экосистемой познавательной модели как средства
развития познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных умений
находить
информацию об экологических опасностях, проверять её, преобразовывать, определять её
личный смысл, публично представлять в просветительских целях, использовать для
проектирования экологически безопасного образа жизни. Актуальность данного кружка
(программы) в школе объясняется возросшей потребностью современного
информационного общества в принципиально иных молодых людях, владеющих
навыками научного мышления, умеющих работать с
информацией, обладающих способностью самостоятельно осуществлять
исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность.
Развитие личности ребёнка, формирование у него информационных и
коммуникационных, исследовательских умений и компетенций - именно на решение этой
проблемы направлена предлагаемая программа
Новизна – в данной программе обоснована приоритетная роль экологического воспитания
в контексте воздействия на сознание школьника, раскрыт педагогический потенциал
средств воспитания с учетом современных идей и педагогических принципов системы
дополнительного образования.
Педагогическая целесообразность программы обучения заключается в формировании у
учащихся экологической культуры, которая включает в себя комплекс нравственноэтических принципов, норм поведения и взаимодействия в системах «человек-природа»,
«человек-человек», «человек-общество». Для достижения этой цели необходимо
соблюдение следующих принципов: научность, германизация, нравственность,
доступность, наглядность.
Огромный интерес общества к экологии и охране природы, приводят к выводу, что это
дело не только конкретных специалистов, а дело каждого человека. В силу этого
экологическое образование должно осуществляться с раннего детства. В системе

обучения оно должно носить характер непрерывного и целенаправленного процесса, цель
которого – сделать каждого человека экологически грамотным.
Основной особенностью данного курса является то, что в нем начинается формирование у
учащихся представлений об экологии как комплексной науке о живых организмах.
Система биолого - экологической и природоохранной подготовки учащихся должна
строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ,
общественной деятельности и практических занятий. Обучение предусматривает
получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий,
практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие
наблюдательности, внимания и т.д.
При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут, игра и
т.д., а также экологические рассказы и экологические сказки, что легко воспринимается
детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы. Как наглядный
материал применяются экологические плакаты, экологические рисунки и картинки, а
также презентации.
Программа для творческого объединения "Моя экологическая грамотность" рассчитана на
2-х этапное изучение общего материала и индивидуальные или групповые творческие
работы отдаренных и увлеченных детей.
Результаты внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность».
Цели и результаты внеурочной деятельности в 5—6 классах формулируются на
личностном, метапредметном и предметном уровне в соответствии со стратегическими
целями школьного образования в области экологии и здоровья.
Внеурочная деятельность выполняет развивающую, воспитательную и социализирующую
функции. Развивающая направленность внеурочной деятельности реализуется на основе
системно - деятельностного подхода. Приобретаемый обучающимися в базовых
учебных курсах опыт познания
предметов и явлений разной природы
(физической, химической, биологической, социальной, технической)
во
взаимосвязи с окружающей их средой закладывает основы экологического
миропонимания. Содержание внеурочной деятельности направлено на развитие опыта
рефлексивно-оценочных действий, необходимых для осознанного, ответственного
выбора своих поступков и поведения.
Воспитательная и социализирующая функции внеурочной деятельности обеспечиваются
организацией личностно и общественно значимых жизненных ситуаций нравственного
выбора и его рефлексии; социальным позиционированием; детско-взрослым диалогом и
социальным партнёрством; самоопределением в экологических ценностях.
Личностные результаты предусматривают умения:
— оценивать значимость для личности эколого-культурного опыта коренных народов
своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни;
— позиционировать себя в роли учителя, популяризатора экологически безопасного
образа жизни, ресурсосберегающего поведения;
— выражать отношение к случаям экологического вандализма, расточительному
потребительскому ресурсопользованию, вредным привычкам;
— демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе; к
самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического
качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни.
Метапредметными результатами являются умения:

— объяснять смысл экологического мышления как общенаучного метода изучения
взаимосвязей живого с окружающей средой;
— представлять экосистемную познавательную модель в виде последовательности
аналитических действий;
— рефлексировать
личные затруднения при работе с информацией;
формулировать индивидуальные учебные задачи по преодолению этих затруднений;
— находить необходимую информацию в библиотеке, Интернете, музее, у
представителей старшего поколения, специалистов;
— представлять информацию в кратком виде, без искажения её смысла;
— пересказывать полученную информацию своими словами, публично представлять её;
— различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о них;
— называть признаки ложной информации, способы проверки информации на
достоверность;
— выполнять проект;
— называть правила работы в группе сотрудничества, участвовать в планировании её
действий;
— позиционировать себя в роли учителя, эксперта, консультанта.
Предметными результатами являются представления:
— о научной области экологии, предмете её изучения;
— о принципе предосторожности;
— о способах экологически безопасного 0 образа жизни в местных условиях;
— об историческом опыте экологически грамотного поведения коренных народов своей
местности;
— о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание
опасности, приспособление к ней, устранение её;
— о способах ресурсосбережения (энергосбережения, бережного расходования
пресной воды, изделий из дерева и др.);
— о роли природы в сохранении и укреплении здоровья человека, удовлетворении
материальных запросов и духовных потребностей человека;
а также умения:
— давать определение понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность»;
— применять экосистемную познавательную модель для обнаружения экологической
опасности в реальной жизненной ситуации;
— устанавливать причинно-следственные связи между ограниченностью
природных ресурсов на планете и потребностями расточительного потребительства;
— называть источники информации, из которых можно узнать об экологических
опасностях в своей местности, формы оповещения о ней;
— приводить примеры экологически сообразного образа жизни и
нерасточительного природопользования в местных условиях.
Общая характеристика примерной программы внеурочной деятельности
Рабочая программа предусматривает организацию деятельности учащихся в форме школы
экологической грамотности. Такая форма позволяет, с одной стороны, обеспечить
максимально широкий охват обучающихся образованием в области жизненно важных
вопросов экологии и здоровья, с другой — даёт возможность поиграть в школу, когда
каждый учащийся может попробовать себя в роли учителя для младших школьников,
просветителя для сверстников и даже взрослых — родителей. Это способствует

повышению учебной мотивации обучающихся, освоению ими субъектной роли «обучаю
других» как шага к следующему этапу «обучаю себя».
Виды учебной деятельности: проектная, ролевая игра, проблемно-ценностное и
досуговое общение, социально-творческая и общественно полезная практика.
Формы учебной деятельности: исследовательская работа в библиотеке, Интернете;
проекты- исследования.
В рамках программы реализуется социально-проблемная естественно-научная
гуманитарная модель содержания экологического образования. Отбор содержания
проведён с учётом системно- деятельностного подхода, в соответствии с которым учащиеся
осваивают предметно-деятельностное содержание, значимое для формирования умений
повседневной личностно и общественно значимой эколого-ориентированной
здоровьесберегающей практической деятельности.
• Содержание работы
школы
экологической грамотности структурировано в
виде шести разделов-модулей.
1. «Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению»
2. «Экологическая грамотность: уроки прошлого»
3. «Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности»
4. «Экономное потребление: учусь быть взрослым»
5. «Экологическая безопасность в природной среде»
6. «Мой вклад в экологическое просвещение»
Тематическое планирование (1 час в неделю)
Темы,
Основное содержание по темам
Характеристика основных видов
раскрывающие
деятельности учащихся
данный раздел
программы
Раздел 1. Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению (10
ч)
Развиваем экологическую
Экология как область научного Называть предмет изучения
зоркость
знания. Экологическое
науки экологии. Давать
мышление как метод научного определение понятиям
познания мира, выявления и
«экологический риск»,
решения экологических проблем. «экологическая безопасность».
Необходимость экологического Объяснять смысл экологического
мышления для каждого человека. мышления как способности
Потребность человека в
научного познания взаимосвязей
экологически благоприятной
живого с окружающей средой.
среде жизни. Экологические
Приводить примеры применения
опасности в окружающем мире. экологического мышления для
Природные источники
обнаружения экологической
экологической опасности, их
опасности.
неустранимый характер.
Называть источники
Источники экологической
экологических опасностей для
опасности, связанные с
человека в своей местности
деятельностью человека.
(природные и вызванные
Экологическое мышление —
деятельностью человека). В

условие развития экологической ролевой игре обоснованно
зоркости, умения обнаруживать выбирать стратегию поведения:
экологическую опасность.
избегание опасности,
Экологический риск как
приспособление к ней,
вероятность опасности.
устранение её. Приводить
Выявление экологических рисков доказательства относительности
в повседневной жизни.
величины экологического риска
Зависимость величины
для разных людей в зависимости
экологического риска от эко от их экологической
логической грамотности
грамотности, образа жизни,
человека, его жизненных
наличия вредных привычек
ценностей, образа жизни
(характера питания, наличия
вредных привычек и др.).
Экологическая безопасность.
Модели поведения: избегание
экологической опасности,
приспособление к ней или её
устранение
Способы предупреждения
Роль средств массовой
Называть источники
населения об экологической
информации, телевидения,
информации, из которых можно
опасности
Интернета, радио, рекламы,
узнать об экологических
средств оповещения гражданской опасностях в своей местности
обороны. Трудности нахождения (телевидение, радио, Интернет,
необходимой экологической
система гражданской обороны и
информации, проблемы
др.); формы оповещения о ней
понимания информации,
(сигналы гражданской обороны,
правильного её использования в объявление, выпуск новостей и
целях экологической
др.). Анализировать личный опыт
безопасности. Правила работы в поиска необходимой
малых группах сотрудничества информации, её понимания,
правильного использования.
Называть и оценивать личные
затруднения при работе с
информацией.
Формулировать индивидуальные
учебные задачи по освоению
способов поиска, сбора,
проверки, обработки и
публичного представления
информации. Доказывать
преимущества работы с
информацией в группах
сотрудничества.
Раздел 2. Экологическая грамотность: уроки прошлого (8 ч)

Полезная
информация из
прошлого

Источники информации об
Называть источники получения информации
экологической культуре разных
об экологической культуре разных времён и
народов: традиции, музеи,
народов. Называть и применять способы
библиотеки, Интернет,
фиксации информации. Выделять главную
кинофильмы, диалог поколений.
мысль, пересказывать её своими словами
Сбор, фиксация информации, её
обобщение и преобразование в
популярный текст
Народная
Экологические традиции и обычаи Анализировать традиции и обычаи народов
мудрость об
народов России, отражённые в
России с точки зрения их вклада в
экологической
предметах быта, произведениях
экологическую безопасность. Высказывать
безопасности
народных промыслов, фольклоре. аргументированное мнение о значении этой
Экологическая культура коренных информации в сегодняшней жизни и в
народов своего региона.
будущем. Приводить примеры здорового и
Особенности питания, жилища,
экологически безопасного образа жизни
хозяйствования, народного
коренных народов своего региона (традиции
творчества. Отношение к вредным природопользования, питания, устройства
привычкам, расточительному
жилища и др.), их отношения к
природопользованию, случаям
расточительному природопользованию,
экологического вандализма.
вредным привычкам, экологическому
Возможность использования
вандализму. Представлять полученную
традиций прошлого в современном информацию своими словами
мире
Раздел 3. Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности (12 ч)
Достоверная и
Важность достоверности
Высказывать мнение о важности свободного
ложная
информации («предупреждён доступа к достоверной информации об
экологическая
значит вооружён»). Причины
экологических опасностях и способах
информация
недостоверности или заведомой
экологически безопасного поведения.
ложности экологической
Описывать признаки ложной информации.
информации. Признаки ложной
Называть способы проверки экологической
информации. Информация о
информации на достоверность
качестве потребляемой питьевой
воды, воздуха, питания,
используемых бытовых приборов,
мебели, стройматериалов и др.
Способы её проверки на
достоверность, представление
проверенной информации в кратком
виде без искажения её смысла для
использования при оповещении
населения об экологических рисках
Предосторожность Принцип предосторожности как
Объяснять своими словами смысл принципа
в принятии
готовность отказаться от действия предосторожности. Применять его в работе с
решения о
при неполноте или ненадёжности экологической информацией. Перечислять
направлении
информации о возможных его
проверенные способы снижения

действия

последствиях («не навреди»).
экологических рисков от продуктов питания,
Надёжные способы снижения
питьевой воды, окружающего воздуха,
экологического риска при
бытовых приборов, мебели, стройматериалов.
экологически опасном качестве
Различать достоверные знания (факты) и
питьевой воды, воздуха, питания, мнения о них.
бытовых приборов, мебели,
Взаимодействовать в группе сотрудничества
стройматериалов, рекомендуемые по созданию популярных экологических
наукой. Публичное представление текстов, содержащих факты и мнения.
информации с разделением
Публично представлять экологическую
достоверных объективных сведений информацию, разделяя в ней факты и мнения
(фактов) и субъективных мнений о (урок). Представлять достоверные знания
них
(факты) в кратком виде, без искажения их
смысла
Раздел 4. Экономное потребление: учусь быть взрослым (10 ч)
Чувство меры как Ценность экономности, не
Приводить примеры (из фольклора,
признак
расточительности, рачительности, художественных произведений, религиозных
взрослости
скромности, бережного отношения текстов) нерасточительного отношения к
к природным ресурсам в
природным ресурсам. Своими словами
фольклоре, художественных
пересказывать смысл рекомендаций Хартии
произведениях, верованиях разных Земли по бережному отношению к природе.
народов, в международной Хартии Объяснять необходимость экономии
Земли. Причины формирования
природных ресурсов, рационального
сходных ценностей у разных
природопользования, чувства меры в
народов. Ограниченность
повседневном потреблении для здоровья
природных ресурсов на планете. окружающей среды, здоровья человека и его
Экономное потребление как
долголетия
проявление экологической
ответственности, экологической
грамотности человека, условие его
здоровья и долголетия
Ресурсосбережение, Энергосбережение, экономное
Выполнять проект в области
его виды
использование изделий из дерева, ресурсосбережения: энергобережения,
бережное расходование пресной
бережного расходования пресной воды,
воды и др. Готовность к
изделий из дерева и др. Обосновывать роль
самоограничению в целях
ресурсосбережения для безопасности
сохранения качества окружающей государства, развития экономики, роста
среды, здоровья человека и
благосостояния населения, его здоровья.
безопасности жизни. Хартия Земли Высказывать своё мнение по вопросам
самоограничения при потреблении
материальных благ в целях сохранения
качества окружающей среды, здоровья
человека, безопасности жизни. Представлять
результаты проектов в классной газете.
Раздел 5. Экологическая безопасность в природной среде (10 ч)
Безопасность
Экологическая безопасность
Доказывать, что природные ресурсы являются

общения с
природой для
человека

человека в условиях местной
природы (кровососущие
насекомые, ядовитые змеи,
состояние питьевых источников и
др.)

источником удовлетворения не только
материальных, но и духовных потребностей
человека. Выражать своё отношение к красоте
природы как к источнику творческого
вдохновения, эмоционального благополучия,
духовного самосовершенствования.
Описывать возможности духовного общения с
природой у разных народов. Высказывать
аргументированные суждения о роли природы
в сохранении и укреплении психологического
и нравственного здоровья человека
Природа в жизни Роль природы в сохранении и
Составлять инструкцию по экологически
человека
укреплении здоровья человека.
грамотному поведению в природной среде,
Природные ресурсы как источник учитывающему местные экологические риски
удовлетворения материальных
(кровососущие насекомые, ядовитые змеи,
запросов человека; его духовных состояние питьевых источников и др.).
потребностей в красоте,
Обосновывать целесообразность такого
чувственно-эмоциональном
поведения с точки зрения экологической
общении с живым, познании.
безопасности личности и сохранения
Духовное общение с природой, его экологического качества окружающей среды
культурные традиции у разных
народов. Чувство единения с
природой. Ценность эстетической
привлекательности природной
среды. Отсутствие следов
пребывания человека в природе как
показатель его экологической
культуры
Раздел 6. Мой вклад в экологическое просвещение (6 ч)
Просвещение как Просвещение и его формы (личный Называть цели просветительской работы и её
средство
пример, плакат, буклет, листовка, формы. Формулировать правила экологически
повышения
театр, выступления и др.). Правила грамотного поведения в школе, дома, в
экологической
экологически
грамотного городской, сельской местности, природной
грамотности
поведения в школе, дома, в среде. Описывать личный опыт экологически
человека
городской, сельской местности, грамотного поведения. Участвовать в
природной среде
просветительских акциях (публичные
выступления; уроки для школьников,
родителей; выпуск газеты, изготовление
плакатов, листовок, коллективное обсуждение
кинофильмов)
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Учебные и практические
Форма представления Критерии оценивания
Баллы
задачи
результатов
результата (действия
ученика)

Раздел 1. Объяснять
Глоссарий. Тест.
значения понятий (экология, Анкета (по
экологическое мышление
результатам участия в
экологический риск,
ролевой игре)
экологическая безопасность,
стратегии безопасного
поведения, экологическая
грамотность), иллюстрируя
их примерами.

Называет предмет изучения 1-8
науки экологии. Даёт
определения понятий
«экологический риск»,
«экологическая
безопасность».
Объясняет смысл
экологического мышления
как способности научного
познания взаимосвязей
живого с окружающей
средой. Приводит примеры
применения экологического
мышления для обнаружения
экологической опасности.
Называет источники
экологических опасностей
для человека в своей
местности (природные и
вызванные деятельностью
человека). В ролевой
игре обоснованно выбирает
стратегию поведения:
избегание опасности,
приспособление к ней.
устранение её. Приводит
доказательства
относительности величины
экологического риска для
разных людей в зависимости
от их отношения к
расточительному
природопользованию,
вредным привычкам,
экологическому вандализму.
Представляет полученную
информацию своими
словами

Описывать действия,
Учебные задачи.
Называет источники
1-8
Необходимые для получения Правила работы с
информации, из которых
информации,
информацией в секторе можно узнать об
предупреждающей
«Экологический
экологических опасностях
об экологической
следопыт»,
своей местности
опасности, и ставить перед редколлегии
(телевидение, радио,
собой учебные задачи
классной газеты
Интернет, система
по овладению этими
«ЭКООКО»
гражданской обороны и
действиями
др.); формы оповещения
о ней (сигналы гражданской
обороны, объявление,
выпуск новостей и др.).
Анализирует личный опыт
поиска необходимой
информации, её понимания,
правильного
использования. Называет и
оценивает личные
затруднения при работе с
информацией.
учебные задачи по освоению
способов поиска, сбора,
проверки, обработки и
публичного представления
информации.
Доказывает преимущества
работы с информацией в
группах сотрудничества.
Называет правила
совместной работы в
секторе «Экологический
следопыт», редколлегии
классной газеты
«ЭКООКО»
Раздел 2
Находить экологическую
Практикум
Информацию, фиксировать её,
выделять главное и
пересказывать своими
словами.

Называет источники
получения информации об
экологической культуре
разных времён и народов.
Называете применяет
способы фиксации
информации. Выделяет
главную мысль,
пересказываете своими
словами

1-8

Составлять популярный
Глоссарий.
Анализирует традиции и
текст о традициях и обычаях Информация,
обычаи народов
местных народов. Вести
зафиксированная в той России с точки зрения их
здоровый и безопасный
или иной форме, ПО вклада в экологическую
образ жизни
результатам экскурсий. безопасность. Высказывает
Популярный текст для аргументированное мнение о
класснойгазеты.
значении этой информации в
сегодняшней жизни и в
будущем.
Приводит примеры
здорового экологически
безопасного образа жизни
коренных народов своего
региона (традиции
природопользования,
питания, устройства жилища
и др.).
Раздел 3.

1-8

Демонстрировать сверстникам
умение различать достоверную
и ложную экологическую
информацию

1-8

Выступать в роли учителя,
освещая вопросы
Экологически безопасного
образа жизни для младших
школьников

Глоссарий. Эссе для
классной газеты.
Текст урока для
сверстников

Высказывает мнение о
важности свободного
доступа к достоверной
информации об
экологических опасностях и
способах экологически
безопасного поведения.
Описывает признаки ложной
информации. Называет
способы проверки
экологической информации
на достоверность
Протоколы практикума Объясняет своими словами
«Экологическая
смысл принципа
безопасность в школе и предосторожности.
дома».
Применяет его в работе с
Текст урока для
экологической
младших школьников. информацией. Перечисляет
проверенные способы
снижения экологических
рисково продуктов питания,
питьевой воды,
окружающего воздуха,
бытовых приборов, мебели,
стройматериалов. Различает
достоверные знания (факты)
и мнения о них.

1-8

Взаимодействует в группе
сотрудничества по созданию
популярных экологических
текстов,
содержащих факты и
мнения. Публично
представляет
экологическую
информацию, разделяя в ней
факты и мнения (урок).
Представляет достоверные
знания(факты) в кратком
виде, без искажения их
смысла.
Раздел 4.
Составлять текст урока для
родителей на тему «Учимся
житьэкономно»

Разрабатывать проект по
ресурсосбережению и
представлять его

Текст урока для
родителей

Приводит примеры (из
фольклора, художественных
произведений, религиозных
текстов) нерасточительного
отношения к природным
ресурсам.
Своими словами
пересказывает смысл
рекомендаций Хартии Земли
по бережному отношению к
природе. Объясняет
необходимость экономии
природных ресурсов.
рационального
природопользования, чувства
меры в повседневном
потреблении
дляздоровьяокружающейсред
ы, здоровья человека и его
долголетия
Презентация проектов. Выполняет проект в области
Информация о
ресурсосбережения:
проектах классно газете энергосбережения,
бережного расходования
пресной воды, изделий из
дерева и т. д.
Обосновывает роль
ресурсосбережения для
безопасности государства,
развития экономики, роста

1-8

1-8

благосостояния населения,
его здоровья. Высказывает
Своё мнение по вопросам
самоограничения при
потреблении материальных
благ целях
сохранениякачестваокружаю
щей среды, здоровья
человека, безопасности
жизни.
Представляет результаты
проектов
Раздел 5
Составлять программу
безопасного поведения в
условиях экологиче скихрисковв местности
проживания

Программа безопасного Составляет инструкцию по
поведе ния в местных экологически грамотному
услов иях
Поведению в природной
среде, учитывающему
местные экологические
риски (кровососущие
насекомые, ядовитые змеи,
состояние питьевых
источников и др.).
Обосновывает его
целесообразность с точки
зрения экологической
безопасности личности
сохранения экологического
качества окружающей среды
Описывать
анализировать Выводы по Результатам Доказывает, что природные
своё отношение к природе тренинга. Просмотра
ресурсы - источник
как к источнику духовного кинофильмов,
удовлетворения не только
развития
выполнения
материальных, но и
практикума.
духовных потребностей
Фотовыпуск классной человека. Выражает своё
газеты
отношение к красоте
природы как к источнику
творческого вдохновения,
эмоционального
благополучия, духовного
самосовершенствования.
Описывает возможности
Духовного природой у
разных народов. Высказывает
аргументированные
суждения о роли природы в

1-8

1-8

сохранении и укреплении
психологического и
нравственного здоровья
человека

Раздел 6
Проектировать и
организовывать экологопросветительскую работу по
распространению идей
экологически грамотного
поведения

Проект.
Пояснительная
записка к проекту.
Анализ результатов
месячника
экологической
грамотности

Называет цели
1-20
просветительской работы и
её формы. Формулирует
правила экологически
грамотного поведения в
школе, дома, в городской,
сельской местности,
природной среде.
Описывает личный опыт
экологически грамотного
поведения.
Участвует в
просветительских акциях
(публичные выступления;
уроки для школьников,
родителей; выпуск газеты,
изготовление плакатов,
листовок, коллективное
обсуждение кинофильмов)
Тематическое планирование внеурочной деятельности «Моя экологическая
грамотность» в 5-6 классе
Содержание
Количество часов
Дата
Номер
(разделы,
темы)
Проведени
Количеств
урока
Теория Практика
я (неделя)
о часов
Раздел 1. Как обнаружить
экологическую опасность: учусь
(12 ч)
экологическому мышлению
1.1.Развиваем экологическую
(5 ч.)
зоркость
Экология как область научного
1
1
знания.
1
1
Экологическое мышление.

2

2

3

3

4

4

5

5

6

6

7

7

8

8

9

9

10

10

11

11

12

12

13-14

13-14

Необходимость экологического
мышления для каждого человека.
Природные источники
экологической опасности, их
неустранимый характер.
Источники экологической
опасности, связанные с
деятельностью человека.
Экологический риск как вероятность
опасности.
Выявление экологических рисков в
повседневной жизни.
Экологическая безопасность.
Модели поведения: избегание
экологической опасности, приспособление к ней или её устранение
1.2. Способы предупреждения
населения об экологической
опасности
Роль средств массовой информации:
телевидения.
Интернета, радио, рекламы, средств
оповещения гражданской обороны
Работа секции «Экологический
следопыт»
Работа секции «Экологический
следопыт»
Работа секции «Экологический
следопыт»
Работа секции «Экологический
следопыт»
Работа секции «Экологический
следопыт»
Публичное представление
необходимой экологической
информации.
Раздел 2. Экологическая
грамотность: уроки прошлого
2.1. Полезная информация из
прошлого.
Источники информации об
экологической культуре разных
народов (сбор и фиксация
информации)

1

1

1

1

1

1

1

1

(7 ч.)
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1

1

1

1

(10 ч)
(4 ч.)

2

1

1

15-16

15-16

17

17

18

18

19

19

20

20

21

21

22

22

23

23

24

24

25-26

25-26

27

27

Обобщение и преобразование
информации об экологической
культуре разных народов в
популярный текст
2.2. Народная мудрость об
экологической безопасности
Экологические традиции и обычаи
народов России, отражённые в
предметах быта, произведениях
народных промыслов, фольклоре.
Экологическая культура коренных
народов своего региона.
Особенности питания, жилища,
хозяйствования, народного
творчества.
Особенности питания, жилища,
хозяйствования, народного
творчества
Отношение к вредным привычкам,
расточительному
природопользованию, случаям
экологического вандализма.
Возможность использования
традиций прошлого в современном
мире
Раздел 3. Экологическая
безопасность в школе и дома:
учусь предосторожности
3.1.Достоверная и ложная
экологическая информация
Важность достоверности
информации(«предупреждён значит вооружён»).
Причины недостоверности или
заведомой ложности экологической
информации. Признаки ложной
информации.
Информация о качестве
потребляемой питьевой воды,
воздуха, питания, используемых
бытовых приборов, мебели,
стройматериалов и др.

2

1

1

(6 ч.)

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

(12 ч)

(6 ч.)
1

1

1

1

2

1

28

28

29

29

30-31

30-31

32-33

32-33

34

34

1

1

2

2

3

3

4

4

Способы проверки информации на
достоверность. Способы проверки
информации на достоверность.
3.2. Предосторожность в принятии
решения о направлении действия
Принцип предосторожности как
готовность отказаться от действия
при неполноте или ненадёжности
информации о возможных его
последствиях («не навреди»).
Надёжные
способы
снижения
экологического
риска
при
экологически опасном качестве
питьевой воды, воздуха,
питания, бытовых приборов, мебели,
стройматериалов, рекомендуемые
наукой.
Публичное
представление
информации
с
разделением
достоверных объективных сведений
(фактов) и субъективных мнений о
них.
Закрепление.
Заключительное занятие.
Раздел 4. Экономное потребление:
учусь быть
взрослым
4.1. Чувство меры как признак
взрослости Ценность экономности,
не расточительности, рачительности,
скромности, бережного отношения к
природным ресурсам в фольклоре и
художественных произведениях.
Ценность экономности, не
расточительности, рачительности,
скромности, бережного отношения к
природным ресурсам в верованиях
разных народов, в международной
Хартии Земли.
Причины формирования сходных
ценностей у разных народов.
Ограниченность природных
ресурсов на планете.
Викторина «Природные ресурсы»

1

1

(7 ч.)

1

1

1

2

1

1

1

1

(12 ч)

7

1

1

1

1

1

1

5

5

6-7

6-7

8

8

9

9

Экономное потребление как
проявление экологической
ответственности, экологической
грамотности человека, условие его
здоровья и долголетия
Составление и написание текста
урока для родителей на тему
«Учимся жить экономно»
4.2. Ресурсосбережение, его виды
Энергосбережение, экономное
использование изделий из дерева.
Бережное расходование пресной воды
и др.

10

10

11

11

Готовность к самоограничению в
целях сохранения качества
окружающей среды, здоровья
человека и безопасности жизни.
Хартия Земли
Разработка проекта по
ресурсосбережению.

12

12

Презентация детских проектов.

13

13

14

14

15

15

16

16

17-18

17-18

19

19

20

20

Раздел 5. Экологическая
безопасность в
природной среде
5.1. Безопасность общения с
природой для человека
Экологическая безопасность
человека в условиях местной
природы (кровососущие
насекомые)
Экологическая безопасность
человека в условиях местной
природы (ядовитые змеи)
Родники.

5 ч.

1

1

1

1

1

1

1

1

(13 ч)
7 ч.

1

1

1
1

Проектная деятельность по
выявлению состояния питьевых
источников.
Работа над проектом.
Презентация проекта учащихся.
5.2. Природа в жизни человека
Роль природы в сохранении и
укреплении здоровья человека.

1
2
1

6 ч.

1

21

21

22

22

23

23

24

24

25

25

26-27

26-27

28-29

28-29

30-31
32

30-31
32

33-34

33-34

ИТОГО:

Природные ресурсы как источник
удовлетворения материальных
запросов человека; его духовных
потребностей в красоте, чувственноэмоциональном общении с живым,
познании.
Духовное общение с природой, его
культурные традиции у разных
народов.
Чувство единения с природой.
Ценность эстетической
привлекательности природной среды.
Отсутствие следов пребывания
человека в природе как показатель
его экологической культуры
Раздел 6. Мой вклад в
экологическое просвещение
6.1. Просвещение как средство
повышения экологической
грамотности человека
Просвещение и его формы (личный
пример,
плакат, буклет, листовка, театр,
выступления и др.).
Правила экологически грамотного
поведения в школе, дома, в
городской, сельской местности,
природной среде
Проектная деятельность.
Презентация проекта учащихся
Экскурсия: «Сбережём, наш край
родной».

1

1
1
1
1
(9 ч)

9ч

1

1

1

1

1

1
1
1

34часов.
Основное содержание курса
Раздел 1. Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому
мышлению
Развиваем экологическую зоркость. Экология как область научного знания. Экологическое
мышление как метод научного познания мира, выявления и решения экологических
проблем, необходимый каждому человеку. Потребность человека в благоприятной среде
жизни. Экологические опасности в окружающем мире. Природные источники
экологической опасности, их неустранимый характер. Источники экологической
опасности, связанные с деятельностью человека. Экологическое мышление — условие
развития экологической зоркости, умения обнаруживать экологическую опасность.
Экологический риск как вероятность опасности. «Экологический след». Выявление

экологических рисков в повседневной жизни. Зависимость величины экологического риска
от экологической грамотности человека, его жизненных ценностей, образа жизни
(характера питания, наличия вредных привычек и др.). Модели поведения: избегание
экологической опасности, приспособление к ней или её устранение.
Способы предупреждения населения об экологической опасности. Роль средств массовой
информации, телевидения, Интернета, радио, рекламы, средств оповещения гражданской
обороны. Трудности нахождения необходимой экологической информации, проблемы
понимания информации, её правильного использования в целях экологической
безопасности. Правила работы в малых группах сотрудничества.
Формы организации внеурочной деятельности:
Киноклуб: документальные фильмы об экологических опасностях и экологически
безопасном образе жизни в своём регионе.
Ролевая игра «Экологический след нашего класса».
Раздел 2. Экологическая грамотность: уроки прошлого
Полезная информация из прошлого. Источники информации об экологической культуре
разных народов: музеи, библиотеки, Интернет, кинофильмы, диалог поколений. Способы
фиксации информации, выделение главного, пересказ своими словами.
Народная мудрость об экологической грамотности. Экологические традиции и обычаи
народов России, отражённые в предметах быта, произведениях народных промыслов,
фольклоре. Экологическая культура коренных народов своего региона. Особенности
питания, жилища, хозяйствования, народного творчества. Отношение к вредным
привычкам, браконьерству, расточительному природопользованию. Возможность
использования традиций прошлого в современном мире.
Формы организации внеурочной деятельности:
«Экологический следопыт» (исследовательская работа в музее, библиотеке, Интернете).
Киноклуб: этнографические документальные фильмы об экологической культуре народов
России, региона.
Практикум.
Демонстрация опытов.
Уроки для младших школьников, сверстников.
Раздел 3. Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности
Достоверная и ложная экологическая информация. Важность достоверности информации
(«предупреждён — значит вооружён»). Причины недостоверности или заведомой ложности
экологической информации. Признаки ложной информации. Информация о качестве
потребляемой питьевой воды, воздуха, питания, используемых бытовых приборов, мебели,
стройматериалов и др., способы её проверки на достоверность, представление проверенной
информации в кратком виде без искажения её смысла для использования при оповещении
населения об экологических рисках.
Предосторожность в принятии решений о направлении действий. Принцип
предосторожности как готовность отказаться от действия при неполноте или ненадёжности
информации о возможных его последствиях («не навреди»). Надёжные и проверенные
способы снижения экологического риска при экологически опасном качестве питьевой
воды, воздуха, питания, бытовых приборов, мебели, стройматериалов. Публичное
представление информации с разделением достоверных объективных сведений (фактов) и
субъективных мнений о них.
Формы
организации
внеурочной
деятельности:
«Экологический
следопыт»

(исследовательская работа в библиотеке, Интернете, со справочной литературой,
официальными документами, консультация у специалистов).
Встречи со специалистами.
Киноклуб: документальные фильмы об экологических опасностях и экологически
безопасном образе жизни в своём регионе.
Урок для родителей на тему «Наши полезные советы».
Раздел 4. Экономное потребление: учусь быть взрослым
Чувство меры как признак взрослости. Ценность экономности, не расточительности,
рачительности, скромности, бережного отношения к природным ресурсам в фольклоре,
художественных произведениях, верованиях разных народов, в международной Хартии
Земли. Причины формирования сходных ценностей у разных народов. Ограниченность
природных ресурсов на планете. Экономное потребление как проявление экологической
ответственности, экологической грамотности человека, условие его здоровья и долголетия.
Ресурсосбережение, его виды. Энергосбережение, экономное использование изделий из
дерева, бережное расходование пресной воды и др. Готовность к самоограничению в целях
сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека и
безопасности жизни. Хартия Земли.
Формы организации внеурочной деятельности:
«Экологический следопыт» (исследовательская работа в библиотеке, Интернете). Проекты
по разработке и изучению эффективности разных способов ресурсосбережения. Урок для
родителей «Учимся жить экономно».
Киноклуб: документальные фильмы о Хартии Земли. «Природа — наш дом».
Раздел 5. Экологическая безопасность в природной среде
Безопасность общения с природой для человека. Экологическая безопасность человека в
условиях местной природы (клещи, змеи, состояние источников питьевой воды и др.).
Природа в жизни человека. Роль природы в сохранении и укреплении здоровья человека.
Природные ресурсы как источник удовлетворения материальных запросов человека; его
духовных потребностей в красоте, чувственно-эмоциональном общении с живым, его
познании. Духовное общение с природой, его культурные традиции у разных народов.
Чувство единения с природой. Ценность эстетической привлекательности природной
среды. Отсутствие следов пребывания человека в природе как показатель его экологической
культуры.
Формы организации внеурочной деятельности:
Психологический практикум-тренинг. Ролевая ситуационная игра.
Практикум, демонстрационные опыты.
Киноклуб: «Тропой бескорыстной любви» (1971), «Рысь выходит на тропу» (1982), «Рысь
возвращается» (1986), «Рысь идёт по следу» (1994), режиссёр А. Бабаян.
Раздел 6. Мой вклад в экологическое просвещение
Просвещение как средство повышения экологической грамотности человека. Формы
просвещения (личный пример, плакат, буклет, листовка, театр, выступления и др.). Правила
экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской, природной
среде.
Формы организации внеурочной деятельности:
Месячник экологической грамотности (публичные выступления; уроки для школьников,
родителей; выпуск газеты; конкурсы экологических плакатов, буклетов).
Открытый просмотр кинофильма «Дом — свидание с планетой» (2009), Франция.

Режиссёры: Люк Бессон, Ян Артюс-Бертран.
Рекомендуемая литература для учителя
Ашихмина Т. Я. Школьный экологический мониторинг: учеб. -метод, пособие / Т. Я.
Ашихмина, А. И. Васильева, Л. В. Кондакова и др.; под ред. Т. Я. Ашихминой. — М.: Агар,
2000.
Гагарин А. В. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического
образования и воспитания / А. В. Гагарин. — М.: Московский городской психологопедагогический институт, 2000.
Гринин А. С. Экологическая безопасность. Защита территории и населения при чрезвычайных
ситуациях / А. С. Гринин, В. Н. Новиков. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000
Данилов-Данилъян В. И. Экологическая безопасность: общие принципы и российский
аспект / В. И. Данилов-Да-нильян, М. Ч. Залиханов, К. С. Лосев. — М., 2001.
Дзятковская Е. Н. Методические рекомендации для учителя к рабочей тетради
«Учусь учиться» / Е. Н. Дзятковская. — М.: Образование и экология, 2008.
Дзятковская Е. Н. Экологическая безопасность в школе и дома / Е. Н. Дзятковская.
— М.: Образование и экология,
2009.
Захлебный А. Н. На экологической тропе / А. Н. Захлеб-ный. — М.: Педагогика, 1999.
Захлебный А. Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе / А. Н.
Захлебный, И. Т. Суравеги-на. — М.: Просвещение, 1984.
Ищенко Г. Г. Мы друзья твои, природа! Практический материал по экологии для детей 6—
10 лет
/ Г. Г. Ищенко // Книжки, нотки и игрушки. — 2004. — № 2. — С. 19—21.
Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения / Д. Н.
Кавтарадзе. — М.: Просвещение, 2009.
Костко О. К. Экология: что необходимо знать и уметь каждому: пособие для средней
школы, лицеев, гимназий / О. К. Костко. — М.: Аквариум, 1997.
Маглыш С. С. Экологическое воспитание школьников во внеклассной работе: учеб. -метод.
пособие для учителей, классных руководителей, воспитателей, руководителей кружков / С.
С. Маглыш, А. Н. Филиппов, В. А. Бахарев. — М.: ТетраСистемс, 2008.
Методы изучения состояния окружающей среды: практикум по экологии. — Вологда: Русь,
1995. — Ч. 1.
Отношение школьников к природе / под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. — М.:
Педагогика, 1999.
Пономарёва О. Н. Народные традиции в экологическом образовании: учеб. -метод. пособие
/ О. Н. Пономарёва. — М.: Скрипторий, 2003, 2004.
Ревель П. Среда нашего обитания: в 4 кн. Кн. 4. Здоровье и среда, в которой мы живём / П.
Ревель, Ч. Ревель. — М.: Мир, 1995.
Серов Г. П. Основы экологической безопасности: учеб. -метод. пособие / Г. П. Серов — М.:
Изд- во МНЭПУ, 1993.
Суравегина И. Т. Как учить экологии: пособие для учителя / И. Т. Суравегина, В. М.
Сенкевич.
— М.: Просвещение, 1995.
Рекомендуемая литература дляучащихся
Анастасова Л. П. Человек и окружающая среда: кн. для дополнит, ч т е н и я п о
прогр.

«Экологическое развитие» / Л. П. Анастасова, Т. В. Кучер, И. В. Николаев. — М.: ТОО
«Ва-лент», 1995, 1997. - Ч. 1—3.
Асланиди К. Б. Экологическая азбука для детей и подростков / К. Б. Асланиди, М. А.
Малярова, Т. В. Потапова и др.; под ред. Т. В. Потаповой, Н. Г. Рыбальского — М.: Изд.
МНЭПУ, 1995.
Дзятковская Е. Н. Учусь учиться: рабочая тетрадь для 4—5 кл. / Е. Н. Дзятковская. — М.:
Образование и экология, 2008.
Дольник В. Р. Вышли мы все из природы: беседы о поведении человека в компании птиц,
зверей и детей / В. Р. Дольник. - М.: 1ЛНКА РКЕ88, 1996.
Рянжин С. В: Экологический букварь / С. В. Рянжин. — СПб.: Пит-Та, 1996.
Селевко Г. К. Научи себя учиться / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование: НИИ
школьных технологий, 2009. — Ч. 1-3, 5-8, 11-13, 15, 16, 18, 21-28.
Ситников В. П. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник школьника /
В. П. Ситников. — М.: Слово, 1997.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».