Рабочая программа курса внеурочной деятельности Школьное лесничество

Пояснительная записка
Программа кружка «школьное лесничество составлена в соответствии с
требованиями ФГОС
и выполняет несколько функций:
• Создает условия для углубления
знаний по ботанике,
зоологии,
экологии, способствует мотивации к изучению биологии.
• Способствует
более
глубокому
и качественному
пониманию
процессов, происходящих в живой природе.
• Вооружает навыками исследовательской деятельности.
• Интегрирует знания обучающихся по географии, биологии, истории, экологии,
основам безопасности жизнедеятельности.
• Ориентирована на личность школьника, его потребности, интересы, ценности,
профориентацию.
Цель: повышение экологической культуры обучающихся, интереса к изучению
биологии и экологии, развитие исследовательских компетенций через изучение
лесных сообществ.
Задачи:
1. вовлечение
обучающихся
в
научно-исследовательскую
и
проектную деятельность;
2. формирование научного мировоззрения, творческого воображения;
3. воспитание бережного отношения к природе;
4. воспитание трудолюбия;
5. расширение и конкретизация знаний о лесных сообществах Приморского края;
6. обеспечение разнообразной практической деятельности учащихся по
изучению растений и животных округа;
7.развитие основных приёмов мыслительной деятельности (анализ, синтез,
обобщение, сравнение, классификация, рефлексия).
Программа рекомендована для реализации ФГОС во внеурочной
деятельности (обще интеллектуальное направление) для обучающихся 6 – 9 классов,
проявляющих интерес к биологии. Рассчитана на 1 год о б у ч е н и я : по 5 часов в
неделю. Общий объем учебного материала составляет
136 часов. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их
необходимый минимум определен по каждому разделу программы.
Основными методами преподавания являются наблюдение, выполнение
исследований, моделирование, демонстрация наглядных пособий, самостоятельная
работа со справочной литературой, электронными базами данных, виртуальными
тренажерами и симуляторами, метод ситуационного анализа (кейс-метод);
обсуждения, дискуссии, диспуты, дебаты.
Основным способом получения знаний на кружке является системнодеятельностный подход, направленный на осмысление жизненного опыта, на
выстраивание целостного мировоззрения, на глубокое и качественное понимание
процессов, происходящих в живой природе, применяя приемы проблемного
обучения, практические работы поискового и исследовательского характера.

Формы организации деятельности обучающихся: лекция, практическая работа, опыты,
экскурсии (в природу и электронные виртуальные в музеи), творческие работы, работа в
группах и парах, работы с электронными базами данных, самостоятельная работа, работа
со словарями, определителям растений, справочной литературой, выпуск стенгазет, участие в
конкурсах, встреча с работниками Уссурийского лесничества.
Занятия строятся с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей обучающихся, с
учетом разновозрастных групп, поэтому дети без труда усваивают сложные понятия курсов
лесоведения, дендрологии, таксации, экологии, повышается мотивация к изучению предмета и
углублению знаний в данной области.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом
как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания. Ценность
природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью
природного мира − частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего,
бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание
чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию,
важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих:
физическом, психическом и социально- нравственном здоровье. Ценность добра –
направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как
проявление высшей человеческой способности - любви. Ценность истины – это ценность
научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия,
мироздания. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни,
состояния нормального человеческого существования, формирования уважительного отношения
к созидательной, творческой деятельности; понимания необходимости вести здоровый образ
жизни, самоопределения с выбором будущей профессии. Ценность свободы как свободы выбора
человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами,
правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является
человек. Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа,
представителя страны и государства. Ценность патриотизма одно из проявлений духовной
зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном
желании служить Отечеству.
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения программы «Школьное лесничество» обучающиеся научатся:
• использовать естественно-научные тексты, электронные пособия, интернет с целью поиска и
извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений при проведении исследований,
творческих проектов;
• проводить
наблюдения, исследования за
состоянием лесных
биоценозов,
развитием растений, особенностями жизнедеятельности животных;
• принимать участие в практической деятельности по восстановлению лесных биоценозов
своей местности;
• определять видовой состав, классификацию флоры и фауны лесных биоценозов;
• проводить таксологические исследования;
• различать съедобные и ядовитые грибы;
• различать съедобные и ядовитые травянистые растения;

• ориентироваться в лесу;
• оказывать первую медицинскую помощь;
• разводить костры.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• применять полученные знания в жизни;
• видеть взаимосвязи между живыми организмами в природе;
• выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в лесных экосистемах;
• самостоятельно проводить исследования (составлять план, делать запросы в организации
(архивы, музеи и тд.), используя социальные сети, официальные сайты учреждений,
электронную почту и почту России.
• аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению экологических проблем.
Ожидаемые результаты:
• успешная
самореализация
школьников
в учебной
и исследовательской
деятельности;
• участие в слетах и соревнованиях школьных лесничеств;
• знание природы родного края;
• повышение уровня экологической воспитанности.
Личностными результатами изучения курса «Школьное лесничество» является формирование
следующих умений:
• Понимать
основные
факторы,
определяющие
взаимоотношения
человека
и
природы;
• Уметь реализовывать теоретические познания на практике;
• Признавать ценность жизни во всех её проявлениях и необходимость ответственного,
бережного отношения к окружающей среде;
• Быть готовым к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
• Уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как
доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Метапредметными
результатами
изучения
курса «Школьное лесничество»
является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
• Самостоятельно определяет цель, проблему в учебной деятельности, ставит вопросы,
выдвигает гипотезы
• Самостоятельно разрабатывает алгоритм действия с новым учебным материалом.
Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; Средством формирования этих
действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
• Самостоятельно адекватно оценивает правильность выполнения действий, сопоставляя
результат с поставленной учебной задачей или самостоятельно заданными критериями,
алгоритмом.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных
достижений (учебных успехов)
Познавательные УУД:
• Умеет работать с разными источниками информации: находить необходимую информацию в
различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и

справочниках, Интернете), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать
информацию из одной формы в другую;
• Владеет составляющими исследовательской и проектной деятельности;
• Умеет давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты,
анализировать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать,
защищать свои идеи;
• Создает и преобразовывает модели и схемы для решения задач
Средством формирования этих действий служат технологии исследовательской
деятельности и проблемного диалога.
• Владеет смысловым чтением: самостоятельно вычитывает фактуальную, подтекстовую,
концептуальную информацию.
Средством формирования этих действий служат технологии продуктивного чтения и РКМ.
Коммуникативные УУД:
• Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать
свою позицию.
• Умеет организовывать работу в паре, группе (устанавливать рабочие отношения, эффективно
сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации);
• Понимает позицию другого, выраженную в явном и неявном виде
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
(побуждающий, подводящий диалог) и работа в парах, группах.
Предметные результаты изучения курса «Школьное лесничество»
• Умение объяснять значение леса для, его структуру, давать характеристику;
• Знать основы лесоведения и лесоводства, дендрологии, таксации, экологии;
• Знать основные профессии работников лесного хозяйства;
• Объяснять основные закономерности функционирования таежных экосистем;
• Знать экологические группы млекопитающих и растений в Приморье;
• Уметь описывать основные морфологические, биологические и экологические особенности
основных древесных пород Приморского края; морфологические, экологические и
поведенческие особенности лесных зверей, птиц и насекомых;
• Знать основные виды лекарственных растений; правила сбора лекарственных растений;
• Знать лесные заповедные зоны Приморья;
• Уметь объяснять причины, приводящие к исчезновению лесов;
• Знать виды растений и животных, занесенных в Красную книгу Приморского края;
• Знать основные правила поведения в природе.
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) Воспитание нравственного чувства, эстетического сознания и готовности совершать
позитивные поступки; 2) гражданско-патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия,
способности к познанию; 4) воспитание здорового образа жизни; 5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание.
Контроль образовательных результатов. В современном обществе важны и нужны прочные
знания, поэтому оценка знаний и умений проводится тремя способами:
1) Усвоение знаний и оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное
повторение важнейших понятий, законов, правил. На этапе актуализации знаний перед началом

изучения нового материала необходимо проводить тестирование с помощью программы
MyTestPro или Google форм, блиц- опрос важнейших понятий, которые необходимы для
правильного понимания новой темы. Таким образом, учитель оказывается постоянно в курсе тех
знаний, которыми обладают дети.
2) Все значимые результаты деятельности ребенка по изучению данного курса собираются и
хранятся в его портфолио, которое согласно ФГОС должно быть у каждого обучающегося.
Портфель достижений школьника может содержать (словесную характеристику его успехов и
советов по улучшению, устранению возможных недостатков). Накопление этих оценок
показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым обучающимся,
развитие его умений действовать.
3) Содержание контроля не ограничиваться только информацией об усвоении пройденного
материала. Оно ориентировано на проверку практических навыков участников образовательного
процесса. Поэтому одним третьим видом контроля является участие в районном и окружном
слётах школьных лесничеств. Данный вид контроля позволяет на практике проверить
сформированность коммуникативных, личностных, регулятивных и познавательных УУД.
II. Учебный план
занятий внеурочной деятельности «Школьное лесничество»
№
п/п
1.
2.
3.
4.

Название разделов

Введение
Лесное законодательство
Лесоведение и дендрология
Лес как среда обитания животных

Количество часов
Всего
в том числе
9
15
24
30

Теория
5
5
15
15

Практика
4
10
9
15

5.
6.

Экология леса
Лесная таксация

22
25

17
5

5
20

7

Подготовка к слету школьных
лесничеств
Итого

11

8

6

136

70

69

Формы
аттестации/
контроля
Наблюдение
Беседа
Тестирование
Практическое
задание

Тестирование
Практическая
работа
Участие в районном
слете ШЛ

III. Содержание учебной программы.
Раздел I. Введение – 9 часов. Лес и его значение. Профессионалы лесного хозяйства. 4 октября –
Всемирный день защиты животных. Что мы можем сделать? 5 октября – Всероссийская акция
осеннего древонасаждения. Подготовка перед выходом в лес. Ориентирование в лесу.
Практические работы. 1. Высадка древесных растений на территории поселка. 2. Работы на
территории кедросада.
Раздел II. Лесное законодательство – 15 часов. Лесные заповедные зоны. Общая
характеристика особо охраняемых территорий. Заповедники Приморского края. Заказники
Приморского края. Природные парки. Памятники природы. Красная книга Приморья Основные
правила поведения на природе. Лесной кодекс. Воздействие нефтяного загрязнения на лесные
сообщества. Значение муравьев для лесного биоценоза.
Практические работы. 1. Экологическая викторина. 2. Виды костров. Правила разведения
костров. 3. Огораживание муравейников. 4. Конкурс рисунков и плакатов «Берегите лес!».
Раздел III. Лесоведение и дендрология – 24 часа. Лесоведение. Дендрология. Характеристика
лесов Приморья. История возникновения леса. Строение леса. Основные закономерности
функционирования таежных экосистем. Характеристика основных древесных пород Приморья.
Отличие деревьев от других видов растений. Важнейшие хвойные лесообразующие породы
Приморья. Важнейшие лиственные лесообразующие породы Приморского края. Лесные травы и
ягоды. Съедобные травянистые растения. Лечебные травы. Растительные лекарственные ресурсы
(травы, почки, кора, корни, цветы, листья). Ядовитые растения. Грибы обязательный компонент
лесного биоценоза. Съедобные и ядовитые грибы. Мхи и лишайники, их разновидности и
значение. Циклические и поступательные изменения в сообществах. Общие закономерности
лесовозобновления. Динамика восстановления кедровых лесов. Виды рубок леса.
Практические и исследовательские работы. 1. Приготовление различных блюд из трав. 2.
Определение растений. 3. Определение грибов. 4. Определение мхов и лишайников. 5.
Санитарная рубка. Контрольное практическое занятие. Определение видового разнообразия
растительного фитоценоза на пробной площадке.
Раздел IV. Лес как среда обитания животных - 30 часов. Климатические, кормовые, защитные
гнездо - пригодные условия леса для животных. Орнитология
- наука о птицах. Птицы леса, их разнообразие, значение. Водоплавающие птицы, обитающие на
территории Приморского края. Энтомология – наука о насекомых. Разнообразие насекомых,
обитателей лесного биоценоза. Насекомые – санитары леса. Насекомые – вредители леса.
Млекопитающие – обязательный компонент лесной экосистемы.
Практические и исследовательские работы. 1. Определение насекомых. 2. Определение птиц
леса, водоплавающих птиц. 3. Определение млекопитающих леса. 4. Изготовление кормушек и
скворечников. 5. Определение животных по следам.
Раздел V. Экология леса – 22 часа. Общая характеристика растительных ресурсов Приморского
края. Использование человеком растительных ресурсов. Лес и здоровье человека. Исчезновение
лесов – глобальная экологическая проблема. Лес и нефть. Лесные пожары. Рекреационное
использование леса. Лесные болезни и борьба с ними. Адаптация организмов к экологическим
факторам. Экологические группы лесных растений.
Практические и исследовательские работы. 1. Выпуск листовок об охране леса.
2. Акция «Чистый лес». 3. Акция весеннего древонасаждения. 4. Работы на территории
кедросада. 5. Оказание первой доврачебной помощи. 6. Определение вида почв. 7. Определение
экологических групп лесных растений по отношению к свету. 8. Подготовка к слету школьных
лесничеств.
Раздел VI. Лесная таксация – 25 часов. Общие сведения о лесной таксации. Инструменты и
методы таксации. Определение диаметра дерева. Определение высоты дерева. Определение

возраста дерева. Таксация лесонасаждений: определение состава, средней высоты и среднего
диаметра, среднего возраста, полноты, запаса на 1 га, класс бонитета, тип леса, класс товарности,
описание подроста, подлеска и покрова.
Практические и исследовательские работы. 1. Таксация растущего дерева. 2. Таксация
срубленного дерева. 3. Таксация лесонасаждений. 4. Определение прироста.
Раздел VII. Подготовка к слету школьных лесничеств (11 часов)
Правила поведения в природе. Оказание ПМП подручными средствами и транспортировка на
носилках (из подручных средств), медикаментозные и травяные обеззараживающие,
болеутоляющие средства, от давления. Птицы леса, водоплавающие птицы, птицы Красной
книги Приморья. Животные, обитающие на территории Приморского края, животные Красной
книги. Насекомые – вредители леса, насекомые санитары леса, значение насекомых.
Травянистые растения хвойных лесов. Геоботаническое описание.
Практические и исследовательские работы. 1. Определение травянистых растений. 2.
Геоботаническое описание пробной площадки. 3. Дендрологическое описание площадки. 4.
Контрольное описание пробной площадки. 5. Акция
«Весеннего древонасаждения». 6. Акция «Чистый лес». 7. Лесное многоборье.
IV. Список литературы Литература для
учителя
1. Аксенова Н.А., Ремезов Г.А., Ромашова А.Т. Фенологические наблюдения в школьных
лесничествах. М.,1985.
2. Грехова Л.И. В союзе с природой. Эклого-природоведческие игры и развлечения с детьми.
М.,2002. Иванова Н.А., Сторчак Т.В., Гребенюк Г.Н. Экология леса. Хрестоматия. Ханты –
Мансийск, 2006.
3. Изучаем
лес.
В помощь
юному
лесоводу
(Исследовательская
работа
школьников): учеб. пособие / Урал. гос. лесотехн. ун-т. Екатеринбург, 2010. 294 с.
4. Пугал Н.А., Лаврова В.Н., Зверев И.Д. Практикум по курсу «Основы экологии»: Учебнометодический комплект. М., 2006.
Интернет – ресурсы
1. Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://bigenc.ru/ - Загл. с экрана
2. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://www.rsl.ru/ - Загл. с экрана
3. Ведущий
образовательный
портал
России
Инфоурок
https://infourok.ru/videouroki
Литература для обучающихся
1. Иванова Н.А., Сторчак Т.В., Гребенюк Г.Н. Экология леса. Хрестоматия. Ханты – Мансийск,
2006.
2. Изучаем
лес.
В помощь
юному
лесоводу
(Исследовательская
работа
школьников): учеб. пособие / Урал. гос. лесотехн. ун-т. Екатеринбург, 2010. 294 с.
3. Коростелев И. Ф. Идущему в лес. / И.Ф. Коростелев. Урал. гос. лесотехн. акад. Екатеринбург,
1992. 126 с.
4. Биология. Энциклопедия. Кондыбаева А. [Текст]/глав.ред. Шаяхметова А. – М.:
«Фолиант» - 2014г – 160с.
V. Материально-техническое обеспечение учебного процесса
1. Наглядные пособия:
• натуральные живые пособия – гербарии растений, чучела птиц;
• изобразительные наглядные пособия - таблицы «Строение растения», «Виды семян»,

«Распространение семян», «Ярусность в биоценозе», «Птица леса» и др.
2. Оборудование для мультмедийных демонстраций: компьютер,
медиапроектор, DVD-проектор, документ-камера, средство для фиксации окружающего мира
(фотоаппарат).
3. Лабораторное оборудование: приборы, посуда, инструменты для проведения
практических, исследовательских работ.
4. Раздаточный материал: коллекции семян и плодов, гербарии растений.
5. Измерительные приборы: компас, мерная вилка, высотомер, рулетка, меч Колесова,
весы, термометр.
6. Экскурсионное снаряжение: складные лупы, компасы, ножовка, лопаты, палатка,
определители растений и животных, котелок.

Учебно-тематический план занятий по программе «Школьное лесничество»
№
п/п

Название
темы

6 класс
1
Лес и его значение.
2

3

4

5
6
7
8
9

10

4 октября –
Всемирный день
защиты животных.
5Чтооктября
–
мы
Всероссийская
можем
сделать?
акция
Профессиона
древонасаждения
лы лесного
хозяйства.
Встреча работников
лесничества с
учащимися.
Подготовка перед
выходом в
Ориентирование
в
лес.
лесу.
Ориентирование на
местности.
Работы
Азимут.на
территории
кедросада.

Основные виды
деятельности

Образов Количество
ате часов
льн
теория прак
ый всего
тика
про
Раздел I. Введение
9
5
4
дук
Беседа с элементами Выпуск
1
1
т
лекции,
листовок
Беседа с элементами
1
1
практическая
работа в Выпуск
лекции,
группах практическая листовок
работа в группах
Практическое
Фотореп
1
1
занятие.
ортаж
Высадка
осеннего древесных
Профессии
Составл
1
1
растений на
работников
лесного
ение
территории поселка.
хозяйства: лесовод,
таблицы
Эвристическая
беседа
Записи
1
1
таксация,
профессв
слесник,
работниками
тетради,
охотовед и
ий
лесхоза
Беседа
с элементами фоторепо
Выпуск
1
1
др. ВУЗы
ртаж
лекции,
газеты.
Беседа
с
элементами
1
1
практическая работа в Записи в
лекции,
группах практическая тетради
1
1
работа в группах
Практическая работа
в парах. Изучение
прироста кедра,
восстановительные
посадки

Раздел II. Лесное законодательство
Лесные заповедные
Лекция,
зоны.
самостоятельная
Общая
работа с

Записи в
тетради
Исследов
ание
«Определ
ение
год»
прироста
кедра за
Создание
презентац
ии

1

15

1

5
1

10

Дата

11
12

13

14

характеристика особо дополнительными
охраняемых
источниками
территорий.
информации,
работа в парах
Заповедники
Самостоятельная
Приморья
работа с
Заказники Приморья дополнительными
источниками
информации, работа
в парах
Природные парки и
Беседа с элементами
памятники
лекции, практическая
природы .
работа в группах
Природный парк
«Земля леопарда»

15

Основные правила
поведения на
природе.

16

П/р. «Виды костров.
Правила разведения
костров».

17

Охрана
муравейников.
Практическое
занятие
«Огораживание
муравейников».
Практическое
занятие
Выпуск листовок
«Охраняйте
муравейники».

18
19

20
21

22

Красная книга
Приморского края.

23
24

Практическое
занятие
Конкурс рисунков и
плакатов
«Берегите лес!».

Практическая работа
в группах по выбору

Оформле
ние
плаката,
листовок

Оформле
ние
плаката,
листовок

Выпуск
листовки:
правила
поведени
я
на
природе
Практическая работа Записи в
в группах
тетрадь,
фоторепо
ртаж
Просмотр
Презента
видеофильма
ция
Практическая работа Оградки
в группах
для
муравейн
иков
Практическая работа Выпуск
в парах
листовок
«Охраняй
те
муравейн
ики».
Беседа с элементами Записи в
лекции,
тетрадь
просмотр
видеофильма
Конкурс рисунков и Выпуск
плакатов
рисунков
«Берегите
и
лес!». Работа
плакатов
индивидуаль

1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

1

2

1

2

но, в парах,
группах

25
26
27

28

29

30

31

32
33

Раздел III. Лесоведение и дендрология
Лесоведение.
Лекция с
использованием
Дендрология.
презентации
Характеристика лесов Беседа с элементами
Приморья
лекции Практическая
работа на
пробной площадке в
Правила описания
лесном биоценозе
видового
Работа в группах
состава на пробной
площадке

Записи в
тетрадь

Записи
в
тетрадь
Изучен
ие
видовог
о
состава
растени
й
Основные
Беседа с элементами Со
закономерности
лекции
ста
функционирован
вл
ия таежных
ен
экосистем.
ие
пи
ще
во
й
це
пи
Отличие деревьев от
Беседа с элементами Записи в
других видов
лекции
тетради,
растений.
зарисовка
схем
жизне
нных
форм
расте
ний
Характеристика
Беседа с элементами Состав
основных древесных лекции, работа в
ление
пород Приморья
парах
схемы
яруснос
ти в
лесу
Определение деревьев Беседа с элементами Определе
лекции Практическая ние
работа
деревьев
по
картинка

24
1

15
1

1
1

1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

9

2

м

34

Важнейшие хвойные
лесообразую
щие породы
Приморья.

Беседа с элементами
лекции

Записи в
тетради,
составлен
ие
таблицы

1

1

Важнейшие
лиственные
лесообразую
щие породы
Приморского
края.
Описание состава
древесных
пород на пробной
площадке.
Описание подлеска

Беседа с элементами
лекции

1

1

Лесные травы и
ягоды.

Самостоятельная
работа с
дополнительной
литер-ой

Записи в
тетради
Исследов
ательская
работа
«Определ
ение
древесны
х пород
на
пробной
площадке
»
«Изуч
ение
видов
ого
соста
ва
подле
ска»
Создание
презентац
ии

7 класс

35

36
37

38,39

40

Практическая работа
в парах

Подлесок,
определение, состав

2

2

2

1

1

1

1

41
42

П/р. Определение
травянистых
растений.

43
44

Съедобные
травянистые
растения.

45

Лечебные травы.

46

Викторина «Флора
Приморья»

47

Мхи

48

49

50

51

52
53

Практическая работа
с
определителями
травянистых
растений
Самостоятельная
работа с
дополнительной
литер-ой
Самостоятельная
работа с
дополнительной
литер-ой
Викторина «Флора
Приморья» по
командам
Просмотр
презентации
их

Записи в
тетрадь

2

Создание
презентац
ии

2

2

Создание
презентац
ии

1

1

Фоторепо
ртаж

1

1

и
Записи в
1
лишайники,
тетради
разновидности и
значение.
П/р.
Определение Практическая
мхов и
работа Записи в
1
лишайников.
в парах
тетради
Раздел IV. Лес как среда обитания животных
30
Климатические,
Беседа с элементами Записи в
1
кормовые,
лекции
тетради
защитные
гнездовья –
пригодные условия
леса для животных.
Орнитология – наука Беседа с элементами Записи в
1
о птицах. Птицы леса, лекции Просмотр
тетради
их разнообразие,
виртуальной
значение.
экскурсии в музей
«Природы и
человека»
Птицы леса, их
Повторение
Определе
1
разнообразие и
основн ние
птиц
значение.
ых
видов леса по
птиц леса
картинка
м
Изучение
видового
Повторение
разнообразия Исследо
птиц, обитающих
2
в окрестных лесах
основн вательск
Октябрьского округа ых
видов ая

2

1

1
15
1

15

1

1

1

1

птиц леса

54

55
56

57
58

59
60
61
62

Водоплавающие
Обитающие на
территорииПриморья
.
П/р. Определение
птиц леса
П/р.
Оп
ределение
водоплавающих птиц.
П/р. Изготовление
кормушек

П/р. «Развешивание
кормушек»
Экскурсия в
Уссурийское
лесничество

«Изучение
птиц окрестных лесов»

Беседа
птицы,с элементами Записи в
лекции
тетради

1

Практическая работа
в парах

Определе
ние птиц
по
картинка
м

1

1

1

1

Кормушк
и

2

2

Фоторепо
ртаж
Фоторепо
ртаж

2

2

2

2

Выпуск
листовок

1

1

Изготовление
кормушек из
подручных
материалов, работа
в группах
Развешивание
кормушек
Экскурсия

Практическая работа
в парах
Количество часов за I полугодие
64 Мастерская деда
Практическая работа
65 Мороза
в группах Новогодние
украшения
63

работа
видов

Операция ель.

1

63
2

30

Беседа с элементами Записи в
лекции Виртуальная тетради
экскурсия в музей

1

1

Работа с научной
литературой
Работа с научной
литературой

1

1

1

1

Выпуск
плаката в
програм
ме
Kanva.c
om

8 класс

66

67
68

Энтомология – наука
о насекомых.
Разнообразие
насекомых,
обитателей лесного
биоценоза.
Насекомые –
санитары леса.
Насекомые –
вредители леса.

Определе
ние

33
2

69

П/р. Определение
насекомых.

насекомы
х

1

70

Поле чудес «Эти
Фотореп
удивительные
ортаж
насекомые»
Акция «Стоп СПИД» Профилактическая
Фоторепо
беседа
ртаж
Млекопитающие
Беседа с– элементами Записи в
обязательный
компонент
лекции лесной экосистемы.
тетради

1

1

1

1

1

1

Игра
–
диспут Показ
«Какое
презентации о
млекопитающее
значении
самое полезное»
млекопитающих,
работа в парах
П/р
Практическая работа
О в группах
пределение
Определение по
млекопитающих
картинкам
леса.
Следы животных.
Определение
животных по
П/р «Определение
следам. Работа
животных по
с
лесником
их следам».
Экскурсия
в
лес
Животные
Самостоятельная
Приморского края,
работа с
занесенные в
дополнительной
Красную книгу
литер-ой
Раздел V. Экология леса
Общая
Беседа с элементами
характеристика
лекции
растительных
ресурсов Приморья
Использование
Самостоятельная
человеком
работа с
растительных
дополнительной
ресурсов.
литер-ой
Лес и здоровье
Работа с научной
человека.
литературой
Исчезновение
Работа с научной
лесов –
литературой.
глобальная
экологическая
проблема.

Исследо
вательска
я работа

2

2

Записи в
тетради

1

Фото
следов
разных
животны
х

1

Создание
презентац
ии

1

1

22
1

17
1

Создание
презентац
ии

1

1

Выпуск
плаката
в
програм
ме
Kanva.co
m

1

1

1

1

71
72

73
74

75

76
77

78

79

80

81
82

Практическая работа
в группах Совместно
с лесником
Игра «Поле чудес»

Записи в
тетради

1

1

1

1

1

5

83

Лес и нефть

84

Лесные пожары

85
86

Выпуск листовок
«Берегите лес от
пожара»

87

Рекреационное
использование
леса.
Правила поведения в
природе
Лесные болезни и
борьба с
ними.

88
89

90

91
92

93

94
95

96
97
98

Адаптация
организмов к
экологическим
факторам
Лес и климат
Экологические
группы лесных
растений по
отношению к
свету.
Пр/р. Определение
экологических групп
лесных
растений по
отношению к свету
Типы
взаимоотношений
между
живыми организмами.
Лес и почва
Экологическая
викторина «Лес
и его обитатели»

Беседа с элементами
лекции
Беседа с элементами
лекции
Практическая работа
в группах

Записи в
тетради
Записи в
тетради
Выпуск
плаката в
програм
ме
Kanva.co
m
Беседа с элементами Записи в
лекции
тетради

1

1

1

1

Практическая работа
в группах
Беседа с элементами
лекции

Выпуск
плаката
в
програм
ме
Kanva.co
m
Беседа с элементами Записи в
лекции
тетради

1

Беседа с элементами
лекции
Работа с научной
литературой Показ
видеофильма

Практическая
работа в парах
(исследование)

2

1

2

1

1

1

1

1

1

Записи в
тетради
Работа с
научной
литератур
ой

1

1

1

1

Записи в
тетради

1

Беседа с элементами Записи в
лекции
тетради
Работа в парах

2

1

Беседа с элементами Записи в
лекции
тетради
Викторина
Фоторепо
ртаж

1

1

2

2

1

1

99

100

101

102
103
104

105
106

107
108

109

110

Заседание КВН по
теме
«Природа и мы»
Игра «Звездный час»

Игра КВН по группам Фоторепо
ртаж

1

1

Познавательная игра

1

1

25
1

5
1

20

Записи в
тетради

2

1

1

Записи в
тетради

1

1

Записи в
тетради
Исследов
ательская
работа
«Определ
ение
средне
й
высоты
и
средне
го
диамет
ра 5
деревье
в»
Записи в
тетради

2

2

2

2

Записи в
тетради

1

1

Записи в
тетради

1

9 класс
Раздел VI. Лесная таксация
Общие сведения о
Беседа с элементами
лесной таксации.
лекции
Инструменты и
методы таксации.
Определение
Беседа с элементами
диаметра дерева.
лекции Практическая
работа в лесу
Определение высоты Беседа с элементами
дерева.
лекции Практическая
работа в
школьном дворе
Определение средней Практическая
высоты и среднего
работа в группах в
диаметра 5 деревьев парке «Дружба»

Определение
прироста за 5 лет

Практическая
исследовательская
работа
«Определение
прироста за 5 лет»
Определение возраста Беседа с элементами
дерева.
лекции
Практическая работа
в группах
Определение типа
Беседа с элементами
леса, состава
лекции
Работа с лесником

Фоторепо
ртаж
Записи в
тетради

1

111

Описание подроста

112

Описание подлеска и
покрова
Определение
полноты запаса на 1
га, класса бонитета,
класса
товарности
П/р Таксация
Практическая работа
растущего дерева.
в группах

113

114

Практическая работа
в группах
Практическая работа
в группах
Беседа с элементами
лекции

Записи в
тетрадях
Записи в
тетрадях
Записи в
тетради

1

1

1

1

Записи в
тетради

1

1

1

1

115

П/р Таксация
срубленного дерева.

Практическая работа Записи в
в парах
тетради

1

1

116
117
118

П/р Таксация
лесонасаждений

Проведен
ие
таксации
лесонаса
ждений
Практическая работа
в группах

3

3

119
120

П/р Определение
прироста.

Записи в
тетради
Исследов
ательская
работа
«Таксаци
онное
исследов
ание
лесонас
аждени
й на
пробно
й
площадке
»
Записи в
тетради

Определение
прироста за год
(пять лет) на пробной
площадке
Практическая работа
в группах
Практическая работа Листовки
в группах

2

2

Выпуск листовок
«Берегите
лес!»
123 «Лес наше богатство» Праздник
Фоторепо
ртаж
праздник,
посвященный дню
Земли.
124 Эстафета лесоводов и Практическая работа Фоторепо
125 таксаторов
в группах ртаж
Раздел VII. Подготовка к слету школьных лесничеств

2

2

121
122

1

1

2
40

2
15

25

Практическая работа През
в группах
ентац
ия
для
нач.
класс
ов
Первая медицинская Практическая работа Фотореп
помощь
в группах ортаж
пострадавшему

1

1

2

2

129
130

Птицы Приморья
Викторина «Птицы
Приморского урая

1
1

1
1

131
132
133

Животные Приморья

2

2

134
135

Насекомые,
обитающие в
лесном биоценозе
Определение
насекомых по
картинкам

126

127
128

136

Правила поведения в
природе

Определение
животных по
цветным картинкам

Практическая работа
в группах Викторина

Опреде
ление
птиц
по
картин
кам
Практическая работа Определе
в группах
ние
животны
х
по
картинка
м
Практическая работа Определен
в группах
ие
Эвристическая беседа насекомых
по
картинкам

1

2

1

1

2

1

Приложение 2
Сборник диагностических процедур программы внеурочной деятельности
«Школьное лесничество»
Раздел 1. Введение. Форма аттестации/контроля: наблюдение
Раздел 2. Лесное законодательство. Форма аттестации/контроля: беседа
Раздел 3. Лесоведение и дендрология. Форма аттестации/ контроля: тестирование
Тест
1. Как называется наука о древесных растениях
А) фенология
Б) дендрология
В) ботаника
Г) экология
2. Растения с гибкими неустойчивыми стеблями, которые для своего роста в высоту нуждаются в
опоре – это:
А) лианы
Б) кустарники
В) дерево
Г) полукустарнички
3. Как называется вся область обитания вида, рода или другой аксонометрической категорииА) место
Б) линия
В) ареал
Г) фитогеография
3.Как называется деятельность человека, направленная на культивирование растительных
таксонов из других регионов, ранее в данной местности не произрастающие:
А) акклиматизация
Б) физиология
В) интродукция
Г) агролесомелиорация
3.Класс хвойные по латыни называется:
А) Pinaceae
Б)
Pinopsida
В) Picea
Г) Pseudotsuga
6. РодAbies – это
А) род ель
Б) род сосна
В) род пихта
Г) род лиственница
7. Дерево 20-40м. Хвоя 20-30мм длины, четырехгранная, плотная колючая с серебристым
налетом, с возрастом сизая. На побегах торчит во все стороны, опадает через 4-6 лет – А)
Piceapunges
Б) larixsibirica В)
Pinussibirica Г)
Thujaoccidentalis

Тест – викторина по «Лесоведению и дендрологии» в Google формах https://forms.gle/WARpXqEHnb4vzxvf8
Раздел 4. Лес как среда обитания животных. Форма аттестации/контроля: практическое
задание
Практическое задание
Карточка № 1
Чем является лес для живых существ?

Карточка № 2
За что ты любишь лес?

Карточка № 3
Как помогает лес вылечиться? Как можно по-другому назвать лес?

Карточка № 4
Что даёт лес человеку?

?

Раздел 5. Экология леса. Форма аттестации/контроля: тестирование
Раздел 6. Лесная таксация. Форма аттестации/контроля: практическая работа
Практическая работа
Задание: определите длину, толщину и площадь поперечного сечения ствола.
Раздел 7. Подготовка к слету школьных лесничеств. Форма аттестации/контроля: участие
в районном слете школьных лесничеств

Тестирование по разделу «Экология леса»
1. Экология - наука, изучающая:
а. влияние загрязнений на окружающую среду;
б. влияние загрязнений на здоровье человека;
в. влияние деятельности человека на окружающую среду;
г. взаимоотношения организмов с окружающей их средой обитания (в том числе многообразие
взаимосвязей их с другими организмами и сообществами)
2. Цель экологизации образования:
а. сформировать экологическое мышление
б. привить чувство ответственности за состояние природы
в. быть сопричастным к делу улучшения экологической обстановки в РБ
г. заниматься строительством очистных сооружений
д. осваивать региональное планирование землепользования
е. несколько из вышеприведенных ответов верны
3. Экологические знания – это:
а. знания о структуре окружающей человека живой природы
б. знания о работе живого покрова Земли в его биосферной целостности
в. важное условие понимания людьми своей неразрывной связи с настоящего и будущего
человечества
г. знания о технологических схемах очистки выбросов
д. несколько из вышеприведенных ответов верны
4. Усложнение зависимости человека от законов природы связано с:
а. ростом населения планеты
б. увеличением потребления энергии
в. расширением возможности воздействия на окружающую среду
г. совершенствованием технологических процессов
д. экономией природных ресурсов
е. несколько из вышеприведенных ответов верны
5. Организация рационального природопользования возможна при:
а. осознании человеком себя частью Природы
б. умении взаимодействовать с остальными ее частями
в. понимании законов Природы
г. организации жизни в соответствии с законами Природы
д. избавлении Природы от человеческого воздействия
е. несколько из вышеприведенных ответов верны 6.
Биогеоценоз – это:
а. наземная экосистема в границах одного участка растительности
б. экосистема, охватывающая разнородные участки растительности
в. экосистема участков, подлежащих лесоразработкам
г. однородный участок экосистемы
д. сложная природная система
7.Биоценоз – это:
а. совокупность живых организмов, населяющих участок среды обитания с однородными
условиями жизни
б. совокупность растительных организмов
в. совокупность животных организмов на разнородных участках растительности

г. совокупность животных организмов на однородных участках растительности 8.
Экологическая ниша включает:
а. пространство, занимаемое организмом
б. функциональную роль организма в экосистеме
в. положение вида относительно экологических факторов
г. совокупность живых организмов и условий среды
д. отношение организмов к условиям среды
е. несколько из вышеприведенных ответов верны 9.
Популяция – это:
а. совокупность особей одного вида, скрещивающихся между собою и дающих потомство того
же вида
б. совокупность особей, между которыми происходит скрещивание
в. совокупность особей нескольких видов, населяющих определенное пространство
г. совокупность особей одного вида в пределах разнородных участков
д. совокупность особей нескольких видов, находящихся в разнородных условиях обитания 10.
Аутэкология – это раздел экологии, изучающий:
а. взаимоотношения отдельных особей (видов) с окружающей средой
б. влияние факторов среды на группу организмов
в. функционирование организмов различных видов
г. функционирование организмов одного вида
д. функционирование популяций
11.Основной критерий оценки экологической ситуации – это:
а. показатели состояния здоровья человека и популяции
б. показатели состояния агроэкосистемы
в. показатели состояния промышленных экосистем
г. показатели, характеризующие устойчивые природные связи
д. показатели среды жизни человека, обеспечивающих разные стороны его потребностей 12.
Среда, как одно из основных понятий в экологии – это:
а. совокупность сил и явлений природы, ее вещество и пространство, любая деятельность
человека, находящиеся вне рассматриваемого объекта или субъекта и необязательно
непосредственно контактирующих с ним
б. совокупность сил и явлений природы, ее вещество и пространство, любая деятельность
человека, находящиеся вне рассматриваемого объекта или субъекта и непосредственно
контактирующих с ним
в. комплекс природных сил и явлений, с которыми организм находится в прямых или косвенных
взаимоотношениях
г. совокупность естественных и измененных деятельностью человека факторов живой и неживой
природы
13. Понятие «среда обитания» - это:
а. все силы и явления природы, происхождение которых прямо не связано с жизнедеятельностью
ныне живущих организмов
б. силы и явления природы, связанные своим происхождением с жизнедеятельностью ныне
живущих организмов
в. сумма жизненно необходимых факторов среды
г. совокупность абиотических и биотических факторов отдельного организма или биоценоза в
целом, влияющих на рост и развитие

14. Экологические факторы – это:

а. элементы среды обитания, либо условия, которые для конкретных видов или их сообществ
небезразличны и вызывают у них приспособительные реакции
б. отдельные свойства живой природы
в. отдельные свойства неживой природы
г. водная среда
15. Экологические факторы подразделяются на:
а. абиотические
б. биотические
в. антропогенные
г. селекция
д. средообразующие
е. несколько из вышеприведенных ответов верны
16. К абиотическим факторам относятся:
а. разведение б.
Интродукция
в. средообразующие
г. физические
д. химические
е. несколько из вышеприведенных ответов верны
17. К биотическим факторам относятся:
а. средообразующие
б. физические
в. селекция
г. топические (вытаптывание, охлестывание, затенение и т.д.)
д. трофические (паразитизм, борьба, симбиоз, конкуренция)
е. генеративные (половой отбор, забота о потомстве, опыление и др.)
ж. несколько из вышеприведенных ответов верны
18. К антропогенным факторам относятся:
а. трофические
б. средообразующие
в. истребление (охота, рыболовство, лесозаготовка, заготовка лекарственного сырья)
г. разведение (приручение животных, возделывание растений)
д. интродукция (переселение вида за границу ареала)
е. селекция (создание нового вида путем отбора, скрещивания и воспитания)
ж. несколько из вышеприведенных ответов верны
19. Антропогенные факторы – это:
а. все факторы, связанные с деятельностью человека, оказывающие влияние на природу
б. ксенобиотики
в. компоненты внешней среды, прямо воздействующие на живую природу
г. компоненты внешней среды, косвенно воздействующие на живую природу 20.
Закон лимитирующих факторов – это:
а. «правило оптимума»
б. «закон минимума»
в. принцип, характеризующий реакцию организмов на действие экофакторов

г. даже единственный фактор за пределами своего оптимума приводит к стрессовому состоянию
организма, а за пределами устойчивости – к его гибели
Раздел 6. Лесная таксация. Форма аттестации/контроля: практическая работа
Практическая работа
Задание: определите длину, толщину и площадь поперечного сечения ствола.
Раздел 7. Подготовка к слету школьных лесничеств. Форма аттестации/контроля: участие
в районном слете школьных лесничеств


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».