МИНИСТЕРСТВ О ПР
О
СВЕ ЩЕНИЯ РО
С
СИЙСКОЙ ФЕДРАЦИИ
Министерство образования Приморск|)го края
казенное
Муниципальное
образования"
учреждение'lУправление
Октябрьского муниципального округа
МОБУ Липовецкая СОШ
РАССМОТРЕНА
СОГJIАСОВАНА
педагогиIIеский совет
заместитель директора
09 2025r.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ШЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 8344952)
(Разговоры о важном>
для об1^lающихся1 1 класса
пгт. Липовцы 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном»
(далее — программа) разработана в соответствии с требованиями
федеральных государственных образовательных стандартов начального
общего, основного общего и среднего общего образования, ориентирована
на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена
на достижение планируемых результатов федеральных основных
образовательных программ начального общего, основного общего и
среднего общего образования с учётом выбора участниками
образовательных отношений курсов внеурочной деятельности.Задачей
педагога, работающего по программе, является развитие у обучающегося
ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям,
здоровью, сохранение и укрепление традиционных российских духовнонравственных ценностей.
Педагог помогает обучающемуся:
в формировании его российской идентичности;
в формировании интереса к познанию;
в формировании осознанного отношения к своим правам и
свободам и уважительного отношения к правам и свободам
других;
в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных
и правовых норм;
в создании и мотивации для участия в социально значимой
деятельности;
в развитии у школьников общекультурной компетентности;
в развитии умения принимать осознанные решения и делать
выбор;
в осознании своего места в обществе;
в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
в формировании готовности к личностному самоопределению.
Нормативно-правовую основу рабочей программы курса внеурочной
деятельности «Разговоры о важном» составляют следующие документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
3. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению
традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей».
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2015
№ 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания на период до
2025 года».
5. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования».
6. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования». 7. Приказ Минобрнауки России от
17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования».
8. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об
утверждении федеральной образовательной программы начального
общего образования».
9. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об
утверждении федеральной образовательной программы основного общего
образования».
10. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371 «Об
утверждении федеральной образовательной программы среднего общего
образования».
11. Письмо Минпросвещения России от 18.02.2025 № 06-221 «О
направлении информации» (вместе с Методическими рекомендациями по
реализации цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»).
Программа может быть реализована в работе с обучающимися 1‒2,
3‒4, 5‒7, 8‒9 и 10‒11 классов, в течение одного учебного года, если
занятия проводятся 1 раз в неделю, 34/35 учебных часов.
Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих
возрастным особенностям обучающихся и позволяющих им вырабатывать
собственную мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам
(например, познавательные беседы, деловые игры, викторины, интервью,
блиц-опросы и т. д.). Следует отметить, что внеурочные занятия входят в
общую систему воспитательной работы образовательной организации,
поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их
назначения и целей. Это позволяет на практике соединить учебную и
воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на
интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка.
Многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания,
изучаемого на уроках, но это не означает, что учитель будет обязательно
добиваться точного усвоения нового знания, запоминания и чёткого
воспроизведения нового термина или понятия. В течение учебного года
обучающиеся много раз будут возвращаться к обсуждению одних и тех же
понятий, что послужит постепенному осознанному их принятию.
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального
следования им. При реализации содержания занятия, которое предлагается
в сценарии, педагог учитывает региональные, национальные,
этнокультурные особенности территории, где функционирует данная
образовательная организация. Обязательно учитывается и уровень
развития школьников, их интересы и потребности. При необходимости,
исходя из статуса семей обучающихся, целесообразно уточнить (изменить,
скорректировать) и творческие задания, выполнять которые предлагается
вместе с родителями, другими членами семьи.
Личностных результатов можно достичь, увлекая школьников
совместной, интересной и многообразной деятельностью, позволяющей
раскрыть потенциал каждого; используя разные формы работы;
устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую
атмосферу; насыщая занятия ценностным содержанием. Задача педагога,
организуя беседы, дать возможность школьнику анализировать,
сравнивать и выбирать.
Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается
поднятием Государственного флага Российской Федерации, слушанием
(исполнением) Государственного гимна Российской Федерации. Это
мероприятие проходит в общем школьном актовом зале. Затем
обучающиеся расходятся по классам, где проходит тематическая часть
занятия. При подготовке к занятию учитель должен внимательно
ознакомиться со сценарием и методическими комментариями к нему.
Необходимо обратить внимание на три структурные части сценария:
первая часть — мотивационная, вторая часть — основная, третья часть —
заключительная.
Цель мотивационной части занятия — знакомство обучающихся с
темой занятия, выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно
начинается с просмотра видеоматериала, оценка которого является
введением в дальнейшую содержательную часть занятия.
Основная часть строится как сочетание разнообразной деятельности
обучающихся: интеллектуальной (работа с представленной информацией),
коммуникативной (беседы, обсуждение видеоролика), практической
(выполнение разнообразных заданий), игровой (дидактическая и ролевая
игра), творческой (обсуждение воображаемых ситуаций, художественное
творчество).
В заключительной части подводятся итоги занятия.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»
Зачем человеку учиться? Обучение — важный процесс развития
человека. Роль знаний в развитии личности и общества. Влияние
цифровых технологий на приобретение знаний. Развитие навыков работы
в команде, уважения разных мнений, разрешения конфликтов и эмпатии в
ходе школьного образования.
Русский язык в эпоху цифровых технологий. Русский язык —
государственный
язык,
объединяющий
многонациональную
семью
народов Российской Федерации. Современное разнообразие русского
языка, изменения в устной и письменной речи под влиянием цифровой
среды. Грамотная, логичная и понятная речь — признак образованного
человека и залог успеха в будущем. Правила использования стилей речи в
современной коммуникации.
Цифровой суверенитет страны. Что такое цифровой суверенитет?
Как обеспечивается цифровая безопасность государства и каждого
человека? Возможности цифрового мира: как современные технологии
помогают учиться, работать и осваивать новые горизонты. Мир цифровых
профессий: как создаются новые технологии? Правила безопасного
поведения в сети и угрозы цифрового мира.
Мирный атом. День работника атомной промышленности.
Мирный атом — это использование атомной энергии в мирных целях на
благо
человечества.
Контроль
распространения
атомной
энергии.
Уникальные атомные технологии и достижения отечественной научной
школы. Влияние экологически чистых и эффективных источников энергии
на будущее человечества.
О творчестве. Ко Дню музыки. Русская культура — признанное
мировое достояние человечества. Реализация творческого потенциала
взрослых и детей. Музыка как вид искусства. Состояние развития
современной отечественной музыки: ее жанры и направления.
Что такое уважение? Ко Дню учителя. Уважение — это понимание
безусловной ценности каждого человека. Осознанное уважительное
отношение к людям, к чужому труду, к государству — фундамент
гармоничного развития общества. Правила общения внутри семьи, школы
и
коллектива.
Подготовка
к
взрослой
жизни
и
формирование
ответственности. О роли педагога в воспитании личности.
Как понять друг друга разным поколениям? Семья как ценность в
жизни каждого человека, основа любого общества. Формирование общих
семейных ценностей — залог взаимопонимания в семье. Преодоление
конфликтов и проблем в общении за счет взаимоуважения и обмена
опытом.
О городах России. Ко Дню народного единства. Города России:
разнообразие культур, языков и вековых традиций. Единство народов,
проживающих на территории Российской Федерации. Древнейшие города
России как хранители информации о наших предках и культурного кода
страны. Изучение российских городов — изучение страниц истории
Отечества. Роль государства в развитии малых городов. Возможности
граждан в развитии своей малой родины.
Общество безграничных возможностей. Общество — совокупность
разных людей, отличных друг от друга, но имеющих единые потребности
в любви, уважении, дружбе, принятии и самореализации.Роль цифровых
технологий в расширении возможностей участия в общественных
процессах. Готовность уважительно воспринимать другого человека —
основа гармоничныхотношений в обществе.
Селекция и генетика. К 170-летию И. В. Мичурина. Состояние
науки в современной России. Роль генетики и селекции в сельском
хозяйстве, медицине, промышленности и т.д. Мировое признание
достижений отечественной научной школы. Открытия И.В. Мичурина и
их влияние на развитие страны. Возможности для подрастающего
поколения в познании мира и личном развитии.
Как решать конфликты и справляться с трудностями. Ко Дню
психолога. Конфликты и трудности — естественный элемент развития
общества и каждого отдельного человека. Поиск причины конфликтов как
ключ к их разрешению. Совместные усилия и внимание друг к другу как
залог
преодоления
трудностей.
Правила
разрешения
конфликтных
ситуаций.
Профессия — жизнь спасать. Спасатели — специалисты, которые
помогают людям в опасных ситуациях. Спасатель и риск ради другого
человека. Профессиональные качества и навыки спасателей. Поведение в
экстремальных ситуациях. Ответственное отношение к своей и чужой
жизни, правила безопасности.
Домашние питомцы. Всемирный день питомца. Роль домашних
питомцевв
жизни
человека.
Ответственность,
забота
и
бережное
отношение к питомцам. Всемирный день питомца объединяет людей всей
планеты для укрепления ценностей дружбы и заботы о животных. Как
соблюдать безопасность при общении с животными?
Россия — страна победителей. Ко Дню Героев Отечества. Герои
России с древнейших времен и до современности. Традиции героизма,
мужества
и
решительности
—
неотъемлемая
часть
российской
идентичности и культурного кода. День Героев Отечества — выражение
благодарности, признательности и уважения за самоотверженность и
мужество.
Закон и справедливость. Ко Дню Конституции. Конституция
Российской
Федерации
—
основной
закон
страны.
Конституция
закрепляет
права
и
свободы
человека
как
высшую
ценность.
Справедливость — одна из важнейших духовно-нравственных ценностей
российского общества. Знание законов страны как прямая обязанность
каждого гражданина России. Какие права и обязанности есть у детей?
Совесть внутри нас. Совесть — внутренний ориентир, помогающий
отличить добро от зла. Ключевая роль совести в осуществлении личного
выбора. Роль в формировании нравственности традиционных ценностей,
культуры и истории.
Календарь полезных дел. Новогоднее занятие. Зимние каникулы
— это время не только для семейного досуга и отдыха, но и добрых дел.
Чем заняться на каникулах, чтобы провести время с пользой: составление
календаря. Новогодние традиции народов России. Подарки, создание
атмосферы новогодней сказки для своих родных и близких.
Как
создают
мультфильмы?
Мультипликация,
анимация.
История развития отечественной мультипликации. Отечественная школа
мультипликации и ее достижения. Мировое признание советских и
российских мультипликационных фильмов. Каждый фильм — это труд
большой команды профессионалов. От идеи — до экрана: как появляются
современные мультипликационные фильмы?
Музейное дело. 170 лет Третьяковской галерее. Российские музеи
— хранители богатейшего материального и нематериального наследия
страны.
Сохранение
направление
интерпретация
исторического
государственной
памятников
и
политики.
искусства.
культурного
наследия
Изучение,
реставрация
Третьяковская
галерея
как
и
—
крупнейший музей русского искусства и объект всемирного достояния.
Почему важно посещать музеи? Профессии в сфере музейного дела. Как
создавать и развивать школьный музей?
Как создавать свой бизнес? Бизнес — ответственный выбор
человека, возможность реализовать свою мечту и принести пользу
обществу. Современные предприниматели и их возможности в развитии
отечественной экономики и улучшении жизни людей. Бизнес — это не
только личный успех, но и ответственная командная работа. С чего начать
свое дело? О мерах поддержки для молодых предпринимателей в нашей
стране.
Есть ли у знания границы? Ко Дню науки. Богатейшее
наследиеСлушать, слышать и договариваться. Кто такие дипломаты?
Дипломатия — российской науки и ее выдающихся представителей.
Технологическое лидерство государства и развитие науки. Как меняются
научные подходы с развитием цифровых технологий? Государственная
поддержка науки и молодых ученых. Как происходят современные
открытия? Как стать ученым?
Слушать, слышать и договариваться. Кто такие дипломаты?
Дипломатия — важная сфера деятельности государства, обеспечивающая
защиту интересов государства и российских граждан. Специфика
дипломатической работы. Диалог между государствами как основа
международной стабильности.
Навыки для жизни: как научиться
договариваться с окружающими людьми и вести конструктивный диалог.
Герой из соседнего двора. Региональный урок ко Дню защитника
Отечества. Герой — реальный человек, живущий рядом с нами, чья жизнь
является примером для окружающих. В каждом регионе России живут
выдающиеся герои, отважные, мужественные и трудолюбивые. Что такое
героизм? Какие качества отличают героя?
День наставника. День наставника — важный государственный
праздник, который позволяет закрепить статус наставников, подчеркнуть
значимость этой деятельности и повысить ее престиж. Роль наставника в
формировании и профессиональном развитии личности. Знаменитые
россияне и их наставники. К. Д. Ушинский как основоположник научной
педагогики в России. Как найти наставника?
Большой. За кулисами. 250 лет Большому театру и 150 лет Союзу
театральных деятелей России. Русский театр — это не просто сцена и
кулисы, это зеркало общества, отражающее эпохи, нравы и судьбы
страны. Театр — семья разных профессий: декораторы, костюмеры,
режиссеры, музыканты, дирижеры, гримеры и многие другие. Достижения
русской театральной школы, вошедшие в мировую практику. Развитие
школьных театров в России.
Как справляться с волнением? Волнение как естественное
состояние человека перед важным событием в жизни. Контроль
эмоционального состояния, забота о своем физическом и психологическом
здоровье.
Какие
полезные
привычки
положительно
влияют
на
эмоциональное состояние? Как их сформировать и придерживаться?
65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики. Россия — одна из ведущих
космических держав. Развитие космической отрасли — приоритетное
направление национальных проектов. Достижения прошлого как предмет
национальной
гордости
и
мотивация
для
будущих
свершений
отечественной космонавтики. Труд конструкторов, инженеров, летчиков и
других специалистов открывает для страны и всего человечества новые
горизонты.
Как мусор получает «вторую жизнь»? Технологии переработки.
Состояние планеты — личная ответственность каждого человека. Почему
об
экологии
должен
заботиться
каждый
человек?
Неосознанное
потребление как причина роста количества мусора. Климатические
изменения,
загрязнение
окружающей
среды.
Развитие
системы
переработки отходов и роль государства в этом процессе. Какие полезные
привычки необходимо сформировать у себя?
Что значит работать в команде? Сила команды. Ко Дню труда.
Команда — это друзья и единомышленники, где каждый вносит свой
значимый вклад в общее дело и помогает добиться успеха. Развитие
умения слышать друг друга и трудиться вместе. Умение слышать и
трудиться сообща, разделять успех и вместе переживать неудачу.
Примеры коллективной работы в истории страны.
Песни о войне. Ко Дню Победы. Песни были свидетелями многих
великих событий. В них отразилась история нашей великой страны.
Влияние песни на чувство сопричастности истории народа, сохранение
памяти о Великой Отечественной войне последующими поколениями. Как
песни передают чувства, эмоции и переживания создателей?
Ценности, которые нас объединяют. Занятие проходит по итогам
всех занятий года. Ценности — это ориентир, который помогает поступать
правильно и ответственно. Традиционные ценности помогают чувствовать
себя частью народа, способствуют укреплению общества и развитию
страны. Следование ценностям помогает человеку развиваться и достигать
успеха. Уникальность каждого человека и опыт разных поколений
обогащают общество, но только в сочетании с единством, взаимопомощью
и уважением друг к другу существует сильный и сплоченный народ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных
образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Осознание
обучающихся
российской
к
гражданской
саморазвитию,
идентичности;
самостоятельности
и
готовность
личностному
самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие
мотивации к обучению и личностному развитию; целенаправленное
развитие внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных
ценностей народов Российской Федерации, исторических и национальнокультурных традиций, формирование системы значимых ценностносмысловых
установок,
антикоррупционного
мировоззрения,
правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и
строить жизненные планы; готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта
деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части: гражданского
воспитания,
патриотического
воспитания,
эстетического
воспитания,
воспитания,
духовно-нравственного
физического
воспитания,
формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия,
трудового воспитания, экологического воспитания, осознания ценности
научного познания, а также результаты, обеспечивающие адаптацию
обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере овладения познавательными универсальными учебными
действиями: владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской
и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; проявлять
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания; проявлять
готовность
и
способность
к
самостоятельной
информационно-
познавательной деятельности, владеть навыками получения необходимой
информации из словарей разных типов, уметь ориентироваться в
различных
источниках
информации,
критически
оценивать
и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий
в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности; определять назначение и функции различных социальных
институтов.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными
действиями: продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной
деятельности,
учитывать
позиции
других
участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты; владеть языковыми
средствами — уметь ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства.
В сфере овладения регулятивными универсальными учебными
действиями: самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; самостоятельно
оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с
учётом гражданских и нравственных ценностей; владеть навыками
познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные
содержания
результаты
предметных
представлены
областей,
к
с
учётом
специфики
имеет
отношение
которым
содержание курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном».
Русский язык и литература: формирование понятий о нормах
русского литературного языка и развитие умения применять знания о них
в речевой практике; владение навыками самоанализа и самооценки на
основе
наблюдений
за
собственной
речью;
владение
умением
анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой,
основной и второстепенной информации; владение умением представлять
тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений
различных жанров; знание содержания произведений русской и мировой
классической литературы, их историко-культурного и нравственноценностного влияния
культуры;
на
формирование
формирование
национальной и мировой
представлений
об
изобразительно-
выразительных возможностях русского языка; формирование умений
учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст
творчества писателя в процессе анализахудожественного произведения;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и
проблемы
и
выражать
своё
отношение
к
ним
аргументированных устных и письменных высказываниях.
в
развёрнутых
Иностранный
язык:
владение
знаниями
о
социокультурной
специфике страны/стран изучаемого языка; развитие умения использовать
иностранный языккак средство для получения информации из иноязычных
источников в образовательных и самообразовательных целях.
Информатика: формирование представлений о роли информации и
связанных с ней процессов в окружающем мире; формирование базовых
навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности,
гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
понимание основ правовых аспектов использования компьютерных
программ и работы в Интернете.
История: формирование представлений о современной исторической
науке, её специфике, методах исторического познания и роли в решении
задач прогрессивного развития России в глобальном мире; владение
комплексом знаний об истории России и человечества в целом,
представлениями об общем и особенном в мировом историческом
процессе; формирование умений применять исторические знания в
профессиональной
и
общественной
деятельности,
поликультурном
общении; развитие умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения
в дискуссии по исторической тематике.
Обществознание: овладение знаниями об обществе как целостной
развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и
институтов;
владение
умениями
выявлять
причинно-следственные,
функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и
процессов; формирование представлений об основных тенденциях и
возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном
мире; формирование представлений о методах познания социальных
явлений и процессов; владение умениями применять полученные знания в
повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
развитие навыков оценивания социальной информации, умений поиска
информации
в
источниках
различного
типа
для
реконструкции
недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных
явлений и процессов общественного развития.
География:
формирование
представлений
о
современной
географической науке, её участии в решении важнейших проблем
человечества; владение географическим мышлением для определения
географических
аспектов
природных,
социально-экономических
и
экологических процессов и проблем; формирование системы комплексных
социально ориентированных географических знаний о закономерностях
развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и
территориальных
географическом
особенностях
пространстве;
процессов,
владение
протекающих
умениями
в
проведения
наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и
явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных
воздействий; владение умениями использовать карты разного содержания
для
выявления
географического
закономерностей
знания
о
и
тенденций,
получения
нового
природных социально-экономических и
экологических процессах и явлениях; владение умениями географического
анализа и интерпретации разнообразной информации; владение умениями
применять
географические
знания
для
объяснения
и
оценки
разнообразных явлений и процессов, самостоятельно оценивать уровень
безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий;
формирование
представлений
и
знаний
об
основных
проблемах
взаимодействия природы и общества, о природных и социальноэкономических аспектах экологических проблем.
Биология:
владение
основополагающими
понятиями
и
представлениями о живой природе, её уровневой организации и эволюции;
уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
владение
основными
методами
научного
познания;
формирование
собственной позиции по отношению к биологической информации,
получаемой из
разных источников,
проблемам и путям их решения.
к глобальным
экологическим
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10-11 КЛАССЫ
№
п/п
Наименование разделов
и тем программы
Количество
часов
Основное
содержание
Основные виды
деятельности
Цифровые ресурсы
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://разговорыоважном.рф/
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
https://разговорыоважном.рф/
1
Зачем человеку учиться?
1
Обучение — важный
процесс развития
человека. Роль знаний
в развитии личности и
общества. Влияние
цифровых технологий
на приобретение
знаний. Развитие
навыков работы в
команде, уважения
разных мнений,
разрешения
конфликтов и эмпатии
в ходе школьного
образования.
Формирующиеся
ценности: жизнь,
созидательный труд,
патриотизм
2
Русский язык в эпоху
цифровых технологий
1
Русский язык —
государственный
язык, объединяющий
3
Цифровой суверенитет
страны
1
многонациональную
семью народов
Российской
Федерации.
Современное
разнообразие русского
языка, изменения в
устной и письменной
речи под влиянием
цифровой среды.
Грамотная, логичная и
понятная речь —
признак
образованного
человека и залог
успеха в будущем.
Правила
использования стилей
речи в современной
коммуникации.
Формирующиеся
ценности: высокие
нравственные идеалы,
патриотизм
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
Что такое цифровой
суверенитет? Как
обеспечивается
цифровая
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
https://разговорыоважном.рф/
4
Мирный атом. День
работника атомной
промышленности
1
безопасность
государства и каждого
человека?
Возможности
цифрового мира: как
современные
технологии помогают
учиться, работать и
осваивать новые
горизонты. Мир
цифровых профессий:
как создаются новые
технологии? Правила
безопасного
поведения в сети и
угрозы цифрового
мира.
Формирующиеся
ценности: патриотизм,
права и свободы
человека
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
Мирный атом — это
использование
атомной энергии в
мирных целях на
благо человечества.
Контроль
распространения
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
https://разговорыоважном.рф/
атомной энергии.
Уникальные атомные
технологии и
достижения
отечественной
научной школы.
Влияние экологически
чистых и
эффективных
источников энергии
на будущее
человечества.
Формирующиеся
ценности: патриотизм,
созидательный труд
5
О творчестве. Ко Дню
музыки
1
Русская культура —
признанное мировое
достояние
человечества.
Реализация
творческого
потенциала взрослых
и детей Музыка как
вид искусства.
Состояние развития
современной
отечественной
музыки: жанры и
выполнение
творческих
заданий
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://разговорыоважном.рф/
направления.
Формирующиеся
ценности: приоритет
духовного над
материальным,
служение Отечеству
6
Что такое уважение? Ко
Дню учителя
1
Уважение — это
понимание
безусловной ценности
каждого человека.
Осознанное
уважительное
отношение к людям, к
чужому труду, к
государству —
фундамент
гармоничного
развития общества.
Правила общения
внутри семьи, школы
и коллектива.
Подготовка к
взрослой жизни и
формирование
ответственности. О
роли педагога в
воспитании личности.
Формирующиеся
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://разговорыоважном.рф/
ценности:
взаимоуважение,
служение Отечеству и
ответственность за его
судьбу
7
8
Как понять друг друга
разным поколениям?
О городах России. Ко
Дню народного единства
1
Семья как ценность в
жизни каждого
человека, основа
любого общества.
Формирование общих
семейных ценностей
— залог
взаимопонимания в
семье. Преодоление
конфликтов и проблем
в общении за счет
взаимоуважения и
обмена опытом.
Формирующиеся
ценности: крепкая
семья
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://разговорыоважном.рф/
1
Города России:
разнообразие культур,
языков и вековых
традиций. Единство
народов,
проживающих на
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
https://разговорыоважном.рф/
9
Общество безграничных
возможностей
1
территории
Российской
Федерации.
Древнейшие города
России как хранители
информации о наших
предках и культурного
кода страны.
Изучение российских
городов — изучение
страниц истории
Отечества. Роль
государства в
развитии малых
городов. Возможности
граждан в развитии
своей малой родины.
Формирующиеся
ценности: единство
народов России,
гражданственность
группах,
выполнение
творческих
заданий
Современное
общество —
совокупность разных
людей, отличных друг
от друга, но имеющих
единые потребности в
любви, уважении,
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
https://разговорыоважном.рф/
дружбе, принятии и
самореализации. Роль
цифровых технологий
в расширении
возможностей участия
в общественных
процессах. Готовность
уважительно
воспринимать другого
человека — основа
гармоничных
отношений в
обществе.
Формирующиеся
ценности: жизнь,
взаимоуважение
10
Селекция и генетика. К
170-летию И. В.
Мичурина
1
Генетика и селекция
— перспективные
области науки,
улучшающие жизнь
общества.
Уникальные научные
достижения
российских ученых
прошлого и
настоящего. Открытия
И. В. Мичурина и их
влияние на развитие
выполнение
творческих
заданий
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://разговорыоважном.рф/
страны. Возможности
для подрастающего
поколения в познании
мира и личном
развитии.
Формирующиеся
ценности: патриотизм,
высокие нравственные
идеалы
11
Как решать конфликты и
справляться с
трудностями. Ко Дню
психолога
1
Конфликты и
трудности —
естественный элемент
развития общества и
каждого отдельного
человека. Поиск
причины конфликтов
как ключ к их
разрешению.
Совместные усилия и
внимание друг к другу
как залог преодоления
трудностей. Правила
разрешения
конфликтных
ситуаций.
Формирующиеся
ценности:
взаимопомощь,
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://разговорыоважном.рф/
взаимоуважение,
коллективизм
12
13
Профессия — жизнь
спасать
Домашние питомцы.
Всемирный день питомца
1
Спасатели —
специалисты, которые
помогают людям в
опасных ситуациях.
Спасатель и риск ради
другого человека.
Профессиональные
качества и навыки
спасателей. Поведение
в экстремальных
ситуациях.
Ответственное
отношение к своей и
чужой жизни, правила
безопасности.
Формирующиеся
ценности: патриотизм,
служение Отечеству и
ответственность за его
судьбу
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://разговорыоважном.рф/
1
Роль домашних
питомцев в жизни
человека. Бережное
отношение к
питомцам и
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
https://разговорыоважном.рф/
ответственность за их
жизнь — качества
владельца домашних
животных.
Всемирный день
питомца объединяет
людей всей планеты
для укрепления
ценностей дружбы и
заботы о животных.
Правила безопасности
при общении с
животными.
Формирующиеся
ценности: милосердие
14
Россия — страна
победителей. Ко Дню
Героев Отечества
1
Герои России с
древнейших времен и
до современности.
Традиции героизма,
мужества и
решительности —
неотъемлемая часть
российской
идентичности и
культурного кода.
День Героев
Отечества —
выражение
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://разговорыоважном.рф/
благодарности,
признательности и
уважения за
самоотверженность и
мужество.
Формирующиеся
ценности: патриотизм,
служение Отечеству и
ответственность за его
судьбу
15
Закон и справедливость.
Ко Дню Конституции
1
Конституция
Российской
Федерации —
основной закон
страны. Конституция
закрепляет права и
свободы человека как
высшую ценность.
Справедливость —
одна из важнейших
духовнонравственных
ценностей
российского
общества. Знание
законов страны как
прямая обязанность
каждого гражданина
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://разговорыоважном.рф/
России. Какие права и
обязанности есть у
детей?
Формирующиеся
ценности:
справедливость,
жизнь, достоинство,
права и свободы
человека
16
Совесть внутри нас
1
Совесть —
внутренний ориентир,
помогающий отличить
добро от зла.
Ключевая роль
совести в
осуществлении
личного выбора.
Влияние
традиционных
ценностей, культуры и
исторического опыта
страны на
формирование
нравственных
ориентиров личности.
Формирующиеся
ценности: патриотизм,
созидательный труд
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://разговорыоважном.рф/
17
18
Календарь полезных дел.
Новогоднее занятие
Как создают
мультфильмы?
Мультипликация,
анимация
1
Зимние каникулы —
это время не только
для семейного доcуга
и отдыха, но и добрых
дел. Чем заняться на
каникулах, чтобы
провести время с
пользой: составление
календаря.
Новогодние традиции
народов России.
Подарки, создание
атмосферы
новогодней сказки для
своих родных и
близких.
Формирующиеся
ценности: крепкая
семья, единство
народов России,
взаимопомощь
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://разговорыоважном.рф/
1
История развития
отечественной
мультипликации.
Отечественная школа
мультипликации и ее
достижения. Мировое
признание советских и
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
https://разговорыоважном.рф/
российских
мультипликационных
фильмов. Каждый
фильм — это труд
большой команды
профессионалов.
Современная
мультипликация,
профессии этой
сферы.
Формирующиеся
ценности: приоритет
духовного над
материальным,
гуманизм
19
Музейное дело. 170 лет
Третьяковской галерее
1
Российские музеи —
хранители
богатейшего
материального и
нематериального
наследия страны.
Сохранение
исторического и
культурного наследия
как направление
государственной
политики. Изучение,
реставрация и
выполнение
творческих
заданий
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://разговорыоважном.рф/
интерпретация
памятников искусства.
Третьяковская галерея
— крупнейший музей
русского искусства и
объект всемирного
достояния. Почему
важно посещать
музеи? Профессии в
сфере музейного дела.
Как создавать и
развивать школьный
музей?
Формирующиеся
ценности: приоритет
духовного над
материальным,
служение Отечеству
20
Как создавать свой
бизнес?
1
Бизнес —
ответственный выбор
человека,
возможность
реализовать свою
мечту и принести
пользу обществу.
Современные
предприниматели и их
возможности в
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://разговорыоважном.рф/
развитии
отечественной
экономики и
улучшении жизни
людей. Бизнес — это
не только личный
успех, но и
ответственная
командная работа. С
чего начать свое дело?
О мерах поддержки
для молодых
предпринимателей в
нашей стране.
Формирующиеся
ценности:
коллективизм,
созидательный труд
21
Есть ли у знания границы?
Ко Дню науки
1
Богатейшее наследие
российской науки и ее
выдающихся
представителей.
Технологическое
лидерство государства
и развитие науки. Как
меняются научные
подходы с развитием
цифровых
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://разговорыоважном.рф/
технологий?
Государственная
поддержка науки и
молодых ученых. Как
происходят
современные
открытия? Как стать
ученым?
Формирующиеся
ценности: патриотизм,
созидательный труд
22
Слушать, слышать и
договариваться. Кто такие
дипломаты?
1
Дипломатия —
важная сфера
деятельности
государства,
обеспечивающая
защиту интересов
государства и
российских граждан.
Специфика
дипломатической
работы. Диалог между
государствами как
основа
международной
стабильности. Навыки
для жизни: как
научиться
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://разговорыоважном.рф/
договариваться с
окружающими
людьми и вести
конструктивный
диалог.
Формирующиеся
ценности:
историческая память и
преемственность
поколений,
многонациональное
единство
23
Герой из соседнего двора.
Региональный урок ко
Дню защитника Отечества
1
Герой — реальный
человек, живущий
рядом с нами, чья
жизнь является
примером для
окружающих. В
каждом регионе
России живут
выдающиеся герои,
отважные,
мужественные и
трудолюбивые. Что
такое героизм? Какие
качества отличают
героя?
Формирующиеся
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://разговорыоважном.рф/
ценности: патриотизм,
единство народов
России
24
День наставника
1
День наставника —
важный
государственный
праздник, который
позволяет закрепить
статус наставников,
подчеркнуть
значимость этой
деятельности и
повысить ее престиж.
Роль наставника в
формировании и
профессиональном
развитии личности.
Знаменитые россияне
и их наставники. К. Д.
Ушинский как
основоположник
научной педагогики в
России. Как найти
наставника?
Формирующиеся
ценности: служение
Отечеству,
созидательный труд
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://разговорыоважном.рф/
25
Большой. За кулисами.
250 лет Большому театру
и 150 лет Союзу
театральных деятелей
России
26
Как справляться с
волнением?
1
Русский театр — это
не просто сцена и
кулисы, это зеркало
общества,
отражающее эпохи,
нравы и судьбы
страны. Театр —семья
разных профессий:
декораторы,
костюмеры,
режиссеры,
музыканты,
дирижеры, гримеры и
многие другие.
Достижения русской
театральной школы,
вошедшие в мировую
практику. Развитие
школьных театров в
России.
Формирующиеся
ценности: приоритет
духовного над
материальным,
созидательный труд
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://разговорыоважном.рф/
1
Волнение как
естественное
состояние человека
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
https://разговорыоважном.рф/
перед важным
событием в жизни.
Контроль
эмоционального
состояния, забота о
своем физическом и
психологическом
здоровье. Какие
полезные привычки
положительно влияют
на эмоциональное
состояние? Как их
сформировать и
придерживаться?
Формирующиеся
ценности: жизнь
27
65 лет триумфа. Ко Дню
космонавтики
1
Россия — одна из
ведущих космических
держав. Развитие
космической отрасли
— приоритетное
направление
национальных
проектов. Достижения
прошлого как предмет
национальной
гордости и мотивация
для будущих
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://разговорыоважном.рф/
свершений
отечественной
космонавтики. Труд
конструкторов,
инженеров, летчиков
и других
специалистов
открывает для страны
и всего человечества
новые горизонты.
Формирующиеся
ценности: служение
Отечеству,
историческая память
28
Как мусор получает
«вторую жизнь»?
Технологии переработки
1
Состояние планеты —
личная
ответственность
каждого человека.
Почему об экологии
должен заботиться
каждый
человек?Неосознанное
потребление как
причина роста
количества мусора.
Климатические
изменения,
загрязнение
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://разговорыоважном.рф/
окружающей среды.
Развитие системы
переработки отходов и
роль государства в
этом процессе. Какие
полезные привычки
необходимо
сформировать у себя?
Формирующиеся
ценности:
созидательный труд
29
Что значит работать в
команде? Сила команды.
Ко Дню труда
1
Команда — это друзья
и единомышленники,
где каждый вносит
свой значимый вклад
в общее дело и
помогает добиться
успеха. Развитие
умения слышать друг
друга и трудиться
вместе. Умение
слышать и трудиться
сообща, разделять
успех и вместе
переживать неудачу.
Примеры
коллективной работы
в истории страны.
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://разговорыоважном.рф/
Формирующиеся
ценности:
коллективизм,
созидательный труд
30
Песни о войне. Ко Дню
Победы
1
Песня была
участницей многих
великих свершений. В
ней отразилась
история, судьба
великой страны.
Влияние песни на
чувство
сопричастности
истории народа,
сохранение памяти о
Великой
Отечественной войне
последующими
поколениями.
Сохранение памяти о
героях Великой
Отечественной войны
как нравственная
ценность нашего
народа.
Формирующиеся
ценности: единство
народов России,
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://разговорыоважном.рф/
историческая память и
преемственность
поколений
31
Ценности, которые нас
объединяют
1
Занятие проходит по
итогам всех занятий
года. Ценности — это
ориентир, который
помогает поступать
правильно и
ответственно.
Традиционные
ценности помогают
чувствовать себя
частью народа,
способствуют
укреплению общества
и развитию страны.
Следование
ценностям помогает
человеку развиваться
и достигать успеха.
Уникальность
каждого человека и
опыт разных
поколений обогащают
общество, но только в
сочетании с
единством,
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://разговорыоважном.рф/
взаимопомощью и
уважением друг к
другу существует
сильный и
сплоченный народ.
Формирующиеся
ценности:
традиционные
российские духовнонравственные
ценности
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
31