Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Липовецкая средняя общеобразовательная школа № 1
Октябрьского муниципального округа»
Рассмотрено
на педсовете
Протокол № 1 от 30.08.2024
Утверждено
директор МОБУ Липовецкая СОШ №1
_____________М.Н. Ларина
Приказ №83-О, от 30. 08.2024
Программа профориентационной работы
«Школа профессионального самоопределения»
на 2024-2025 учебный год
Паспорт программы
Программа
профориентационной
работы
профессионального самоопределения»
1.
Администрация МОБУ Липовецкая СОШ №1
2.
Педагоги МОБУ Липовецкая СОШ №1
3.
Педагог -навигатор МОБУ Липовецкая СОШ №1
Название
Исполнитель
Проблема
Цель
-
Задачи
Целевые
группы
Ожидаемый
результат
Краткое
содержание
-
«Школа
Невысокий уровень осознания выпускниками школы
собственного профессионального выбора.
Оказание профориентационной поддержки учащимся МОБУ
Липовецкая СОШ №1 в процессе выбора профиля обучения и
сферы будущей профессиональной деятельности.
Выработка у школьников сознательного отношения к
труду, профессиональное самоопределение в условиях
свободы выбора сферы деятельности в соответствии со
своими возможностями, способностями и с учетом
требований рынка труда.
собрать данные о предпочтениях, склонностях и возможностях
учащихся МОБУ Липовецкая СОШ №1для разделения их по
профилям обучения;
определить содержание, формы и методы, сроки реализации
программы;
организовать взаимодействие между участниками программы
в рамках решения проблемы;
разработать систему диагностики по выявлению уровня
эффективности программы.
1.
Учащиеся МОБУ Липовецкая СОШ №1
2.
Родители учащихся МОБУ Липовецкая СОШ №1
3.
Педагоги, администрация школы, классные руководители
МОБУ Липовецкая СОШ №1
1.
Выбор учащимися элективных курсов, профильной
подготовки, адекватных их интересов;
2.
Удовлетворение потребностей учащихся в рамках того или
иного профиля, курса дополнительной подготовки;
3.
Изменение имиджа и повышение популярности рабочих
профессий и специальностей среди учащихся МОБУ Липовецкая
СОШ №1.
Идея заключается в том, чтобы создать такие условия для
профориентации учащихся, которые позволяют: сформировать у учащихся первого и второго уровня
представления и знаний о мире труда и профессий;
с помощью тестирования и диагностики учащихся, выявить
их интересы, склонности, способности к той или иной
профессиональной деятельности;
учащимся 6-11 классов МОБУ Липовецкая СОШ
№1попробовать себя в разных элективных курсах и
определиться с выбором профильного класса и в дальнейшем с
выбором профессиональной карьеры.
Этапы реализации
2024-2025 учебный год
Введение
Профессиональное самоопределение – процесс принятия личностью решения о
выборе будущей трудовой деятельности – кем стать, к какой социальной группе
принадлежать и с кем работать.
Во ФГОС нового поколения указывается на то, что профессиональное
самоопределение школьника, наряду с личностным, является важной составной частью
самоопределения жизненного пути. В Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации указывается, что для развития рынка
труда как важнейшей составляющей инновационной экономики необходимо развитие
системы профессиональной ориентации, психологической поддержки населения, в т.ч.
профессиональной ориентации школьников, повышении их мотивации к трудовой
деятельности по профессиям, востребованным на рынке труда.
Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс
мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области
самоопределения учащихся МОБУ Липовецкая СОШ №1.
Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя
просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение
психодиагностики, организацию элективных курсов. Таким образом, можно выделить
следующие аспекты профориентации: социальный, экономический, психологопедагогический, медико-физиологический.
Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентаций
молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении
требований к квалификации работника той или иной сферы.
Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии молодежи в
соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка
труда).
Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании
профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).
Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов
выбора профессии и профессиональных интересов.
Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка
критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также
требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.
Таким образом, программа профориентации представляет собой систему научнообоснованных мероприятий, направленных на подготовку учащихся к сознательному,
самостоятельному выбору профессии с учетом желания, возможностей личности и
потребности рынка труда.
I. Обоснование программы
Сложность социально-экономических процессов в обществе, связанных с
переходом в сферу рыночных отношений, существенно сказываются на образовании
молодежи и ее профессиональном самоопределении.
Состояние проблем и перспектив занятости молодежи на сегодняшний день
свидетельствуют о том, что представления старшеклассников школы не совпадают с
реальной ситуацией на рынке труда.
В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор
собственной карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а
также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и
профессионально-производственным условиям.
Этим задачам отвечает предлагаемая Программа профориентации «Школа
профессионального самоопределения» для учащихся МОБУ Липовецкая СОШ №1.
II. Цель и задачи Программы
Цель: создание системы действенной профориентационной работы с учащимися
МОБУ Липовецкая СОШ №1, способствующей дальнейшему осознанному выбору
собственной карьеры, формированию профессионального самоопределения в
соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой
личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации на рынке труда.
Задачи:
- разработать и внедрить систему профориентационной работы с учащимися через
урочную и внеурочную деятельность;
- обеспечить профпросвещение, профдиагностику (включая длительное отслеживание
основных линий развития, профотбор и профподбор) и профконсультацию учащихся; обеспечить широкий диапазон вариативности профильного обучения за счет комплексных
и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в
воспитательной работе;
- сформировать у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об организации
производства, современном оборудовании, об основных профессиях, их требованиях к
личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки; разработать формы и методы социального партнерства учреждений профессионального
образования и школы по вопросам профессионального самоопределения молодежи; разработать механизм содействия трудоустройства выпускников школы;
сформировать единое информационное пространство по профориентации.
III. Этапы реализации программы
Сроки реализации Программы: 2024 - 2025 учебный год.
I этап: проектный – сентябрь.
Цель: подготовка условий профориентационной работы.
Задачи:
1. Изучить нормативную базу.
2. Разработать и утвердить программу по профориентации учащихся.
3. Проанализировать материально-технические, педагогические
условия
реализации программы.
4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический – октябрь-апрель.
Цель: реализация программы по профориентации.
Задачи:
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы
воспитательного воздействия.
2. Обогатить содержание профпросвещения.
3. Развивать ученическое самоуправление.
4. Разработать методические рекомендации по профориентации.
5. Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями округа и края.
Вовлекать в систему профпросвещения
представителей
всех субъектов
образовательной деятельности.
7. Проводить мониторинг реализации программы.
8. Принимать участие в экскурсиях в различные учреждения поселка, района и края
III этап: аналитический – июнь.
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
1. Обобщить результаты работы МОБУ Липовецкая СОШ №1.
2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
3. Спланировать работу на следующий период.
6.
IV. Нормативно-правовое обеспечение программы
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми
актами:
1. Закон ФЗ-273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция
долгосрочного
социально-экономического
развития
Российской
Федерации на период до 2024 года /Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008
№1662-р/;
3. Об утверждении положения о службе практической психологии в системе
Министерства образования Российской Федерации /Приказ Министерства образования РФ
от 22.10.1999 № 636/;
4. О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в
Российской Федерации /Решение Коллегии Министерства образования РФ от 29.03.1995
№7/1/:
5. Положение о службе практической психологии образования в Российской Федерации;
8. Статус практического психолога службы практической психологии образования; 7. Об
утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической
поддержке населения в Российской Федерации /Постановление министерства труда и
социального развития РФ от 27.09.1996 №1/
9. Об утверждении положения об организации профессиональной ориентации в
Федеральной государственной службе занятости /Приказ ФСЗ России от 02.02.1994 №15
(Д)/;
10. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования /Приказ
Министерства образования РФ от 18.07.2002 № 2783/;
11. Рекомендации об организации предпрофильной подготовки учащихся основной
школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в
общеобразовательных учреждениях на 2003-2004 учебный год /Письмо министерства
образования РФ от 20.08.2003 № 03-51-157 ин/13-03/;
12. Об утверждении федерального компонента государственных образовательных
стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования /Приказ министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089/;
13. Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных
планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего
образования
/Приказ министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312/;
14. О сертификации методических материалов по профориентации /Письмо ФСЗ РФ от
26.07.94 №П-3-11-906/ (полный текст Письма приводится в Приложении 3.)
15. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства
образования и науки Российской Федерации от 04.03.2010г. N 03-412 «О методических
рекомендациях по вопросам организации профильного обучения».
16. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального
самоопределения, обучающегося в условиях непрерывного образования (проект ФИРО).
17. ФГОС основного общего образования. Утвержденприказом Министерства
образованияи науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.
18. ФГОС среднего общего образования. Утвержден приказом Минобрнауки России от 17
апреля 2012 г. № 413
V. Основные направления системы профориентационных мероприятий
Для повышения эффективности системы профориентации учащихся школы в
Программе предусмотрены следующие направления деятельности:
• Профпросвещение педагогов, родителей, учащихся через учебную и внеучебную
деятельность с целью расширения их представлений о рынке труда.
Профвоспитание ставит своей целью формирование у учащихся чувства долга,
ответственности, профессиональной чести и достоинства. Включает в себя формирование
склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической
работы
по
профессиональному
воспитанию
заключается
в
том,
чтобы
побуждатьучащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы,
общественно- полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это
позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности .
• Профдиагностика и профконсультирование с целью формирования у подростков
осознанного выбора профессии.
• Профподбор и взаимодействие с предприятиями с целью объединения усилий
заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в школе.
• Профадаптация с целью обеспечения функционирования системы содействия занятости
и трудоустройству молодежи.
С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно
выделить следующие этапы и содержание профориентационной работы в МОБУ
Липовецкая СОШ №1:
1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду,
понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебнопознавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в
различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного
опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах
и возможностях (формирование образа ―Я‖); приобретение первоначального опыта в
различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине,
сельском хозяйстве, экономике и культуре.
8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе посещения элективных курсов и
других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления
и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование
образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным
ориентациям.
10-11 классы: выявление и формирование адекватного принятия решения о выборе профиля
обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и
•
способностям, ценностным ориентациям.
VI. Механизм реализации Программы
Главным исполнителем Программы является Администрация МОБУ Липовецкая
СОШ №1.
Соисполнителями мероприятий Программы – классные руководители, педагоги
предметники, педагог –навигатор «Билет в будущее», педагог-психолог школы,
социальный педагог МОБУ Липовецкая СОШ №1 .
Структура
деятельности
педагогического
коллектива
по
проведению
профориентационной работы в школе:
Директор:
- направляет работу педагогического коллектива в осуществлении основных
направлений государственной политики образования;
- контролирует всю профориентационную работу в школе.
Заместитель директора по УВР:
- создаѐт учебно-методическую базу по профориентации;
- организовывает
и
проверяет
деятельность
учителей-предметников
по
профессиональной ориентации;
- собирает, обобщает и распространяет передовой опыт профориентационной работы
учителей-предметников;
- координирует
профориентационную
направленность
проектной,
исследовательской деятельности учащихся;
- организует участие одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;
- организует занятия учащихся в сети предпрофильной подготовки и профильного
обучения;
-
-
-
-
-
Заместитель директора по ВР
вырабатывает стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую
поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их
деятельности;
содействует вовлечению учащихся в систему дополнительного образования, систему
воспитательных дел;
поддерживает связи общеобразовательного учреждения с социальными партнерами,
влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы;
планирует работу педагогического коллектива по формированию готовности учащихся
к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией
и образовательной программой общеобразовательного учреждения;
осуществляет анализ и коррекцию деятельности педагогического коллектива по
данному
направлению
(консультации
учителей-предметников,
классных
руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы,
направленной
на
самоопределение
учащихся:
профпросвещение,
профконсультирование, профдиагностика);
организует летние трудовые практики;
осуществляет контролирующую функцию работы классных руководителей, учителейпредметников, школьного психолога по проблеме профильного и профессионального
самоопределения учащихся;
Классный руководитель:
составляет для конкретного класса план педагогической поддержки самоопределения
учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие
познавательную, творческую активность школьников;
-
ведет курс внеурочной деятельности «Россия мои горизонты»
-
ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся;
-
помогает учащемуся
проектировать
индивидуальную
образовательную
траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального
становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный
портфолио;
-
организует посещение учащимися дней открытых дверей в средних профессиональных
учебных заведениях;
-
организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия; оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их
родителей по проблеме самоопределения;
-
проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к
профильному и профессиональному самоопределению;
-
организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами, средних
профессиональных учебных заведений.
Педагог –навигатор «Билет в будущее»
-
организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы по вовлечению
обучающихся 6-11 классов для участия в проекте «Билет в будущее»
-
ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся;
помогает учащемуся
проектировать
индивидуальную
образовательную
траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального
становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный
портфолио;
-
организует посещение учащимися дней открытых дверей в средних профессиональных
учебных заведениях;
организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия в
рамках проекта «Билет в будущее»;
Учителя-предметники:
-
способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности
личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную
деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные
недели, олимпиады, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:
-
обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся
общетрудовые, профессионально важные навыки;
-
способствуют формированию у школьников адекватной самооценки; наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;
-
адаптируют учебные программы
Педагог-библиотекарь:
-
регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору
профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;
-
рекомендует учащимся литературу, помогающую в выборе профессии;
организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции
на темы выбора профессии;
-
обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о
потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии,
в зависимости
от
особенностей
проводят
учащихся.
вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);
-
регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям
(машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д.)
Педагог- психолог:
-
изучает профессиональные интересы и склонности учащихся;
осуществляет
мониторинг
готовности
учащегося
к
профильному
профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и
родителей;
-
проводит тренинговые занятия по профориентации учащихся;
проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему
выбора;
-
осуществляет психологические консультации с учѐтом возрастных особенностей
учащихся;
-
способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
-
приглашает родителей, учащихся для выступлений перед учениками о своей
профессии; оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов
и склонностей учащихся;
-
создает базу данных по профдиагностике.
и
их
Направления и формы работы
Организационно-методическая деятельность
- Работа методистов по профориентационной работе с учащимися МОБУ Липовецкая
СОШ №1;
- Методическая помощь
учителям
в
подборке
методических
материалов и диагностического инструментария.
Работа с учащимися
- Комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий,
занятий и тренингов по планированию карьеры;
- Консультации по выбору профиля обучения (индивидуальные, групповые);
Анкетирование;
- Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия);
- Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.
Работа с родителями учащихся МОБУ Липовецкая СОШ №1
- Проведение родительских собраний, (общешкольные, классные), лекторий для
родителей учащихся;
- Индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;
- Анкетирование родителей учащихся;
- Привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами; Привлечение родителей учащихся для работы руководителями кружков, спортивных
секций, художественных студий, ученических театров, общественных ученических
организаций;
- Помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в
каникулярное время.
В создании профориентационного пространства участвуют
образовательной деятельности, а также социальные партнѐры школы.
все
участники
Профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к
профориентационной работе привлечѐн весь коллектив школы, и когда соблюдаются
следующие принципы:
1) Систематичность и преемственность - профориентационная работа не должна
ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по
девятый класс.
2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от
возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных
ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм
профориентационной работы с учащимися и родителями.
4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров
профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.
5) Связь профориентации с жизнью (органическое единство потребностями общества в
кадрах).
VII. Оценка эффективности профориентационной работы
К основным результативным критериям и показателям эффективности
профориентационной работы, прежде всего, относится:
• Достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления
о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать
обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае
является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее
получения, потребностей общества в данных специалистах.
• Потребность в обоснованном выборе своей будущей профессии и карьеры. Показатели
сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии —
это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой
информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но
проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное
составление своего профессионального плана.
• Уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное
отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследованиям жизненных
ценностей учащихся 8-10 классов отношение к труду как к жизненной ценности прямо
соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.
• Степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои
профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора.
При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать
школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных
качествах.
• Наличие у учащегося обоснованного профессионального плана. Обоснованность
профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев
эффективности профориентационной работы. Критерий этот, однако, не самостоятелен, а
обусловлен реализацией основных направлений профориентационной работы.
Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к
человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые
непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е.
профессионально важные качества. Сформированность последних — дополнительный
критерий обоснованности выбора профессии.
В качестве критериев эффективности профориентационной работы выделяются
следующие:
- индивидуальный характер любого профориентационного воздействия (учет
индивидуальных особенностей школьника, характера семейных взаимоотношений, опыта
трудовых действий, развития профессионально важных качеств);
- направленность профориентационных воздействий, прежде всего, на всестороннее
развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности
для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение
активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и
определении профессионального плана).
Ожидаемый результат:
В результате реализации программы
профессионального самоопределения‖:
-
профориентационной
работы
―Школа
создана система работы педагогического коллектива по данному направлению;
повышен интерес обучающихся к проблеме осознанного выбора профессии,
мотивация молодежи к труду;
-
учащиеся ознакомлены с миром профессий;
подростки обучены основным принципам построения профессиональной
карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
учащиеся сориентированы на реализацию собственных замыслов в реальных
социальных условиях;
оказана адресная психологическая помощь обучающимся в осознанном выборе
будущей профессии.