Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Липовецкая средняя
общеобразовательная школа №1 Октябрьского муниципального округа»
Утверждаю
директор МОБУ ЛСОШ №1
_______ Ларина М.Н.
29.08.2024
План реализации Профориентационного минимума на 2024-2025 учебный год
Основной уровень Профориентационного минимума
Цель: формирование готовности к профессиональному самоопределению обучающихся 611 классов общеобразовательной организации.
Задачи основного уровня:
построение системы содействия профессиональному самоопределению обучающихся
общеобразовательных организаций, основанной на сочетании мотивационноактивизирующего, информационно-обучающего, практико-ориентированного и
диагностико-консультационного подходов к формированию ГПС и вовлечении всех
участников образовательного процесса;
систематизация и обогащение инструментами и практиками региональных моделей
профессиональной ориентации обучающихся;
разработка плана профориентационной работы для групп, обучающихся по возрастам (6 7, 8 – 9, 10-11 классы);
разработка плана профориентационной работы с обучающихся с ОВЗ по разным
нозологиям и возрастам;
выявление исходного уровня сформированности внутренней (мотивационно-личностной)
и внешней (знаниевой) сторон готовности к профессиональному самоопределению у
обучающихся, а также уровня готовности, который продемонстрирует обучающийся
послеучастия в профориентационной программе;
формирование индивидуальных рекомендаций для обучающихся по построению
образовательно-профессиональной траектории в зависимости от уровня осознанности,
интересов, способностей, доступных им возможностей;
информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе профессионального
образования (включая знакомство с перспективными и востребованными в ближайшем
будущем профессиями и отраслями экономики России) посредством различных
мероприятий, в т.ч. профессиональных проб;
формирование у обучающихся профориентационных компетенций, необходимых для
осуществления всех этапов карьерной самонавигации, приобретение и осмысление
профориентационно значимого опыта, активного освоения ресурсов территориальной
среды профессионального самоопределения, самооценки, успешности прохождения
профессиональных проб, осознанного конструирования индивидуальной
образовательно-профессиональной траектории и ее адаптации с учетом имеющихся
компетенций и возможностей среды;
совершенствование профессиональных компетенций специалистов, ответственных за
профориентационную работу в образовательной организации (педагогов-навигаторов) по
формированию осознанности обучающихся и их готовности к профессиональному
самоопределению через прохождение программы дополнительного профессионального
образования (повышения квалификации);
повышение активности и ответственности родителей (законных представителей) в целях
содействия обучающимся в формировании навыка осознанного выбора.
Планируемые результаты:
для обучающихся 6 - 11 классов - развитие всех компонентов готовности к
профессиональному самоопределению (в т.ч. повышение осознанности и
самостоятельности в планировании личных профессиональных перспектив), построение
индивидуальной образовательно-профессиональной траектории;
для родителей (законных представителей) - получение рекомендаций по возможной
помощи самоопределяющимся подросткам, получение современной и актуальной
информации о рынке образования и рынке труда (регионального и федерального
уровней), включая информацию о наиболее перспективных и востребованных в
ближайшем будущем профессиях и отраслях экономики Российской Федерации;
для педагогов и специалистов - повышение квалификации в области методов и
технологий профессиональной ориентации обучающихся. Применение методик,
направленных на активизацию профессионального самоопределения, понимание
возможностей и ограничений диагностических инструментов. Освоение новых,
современных, научно обоснованных методик и технологий;
для работодателей - привлечение мотивированных обучающихся к производственным
задачам, повышение интереса к организации.
Реализация плана предусматривает активное участие педагогов, родителей (законных
представителей), обучающихся МОБУ Липовецкая СОШ №1 , сотрудников центра занятости
населения Октябрьского МО, и иных заинтересованных лиц в проведении профориентационных
мероприятий, направленных на подготовку востребованных в регионе профессиональных кадров.
Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной
работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объѐма знаний о социальноэкономических
и психофизических характеристиках профессий. Для благополучия общества
необходимо, чтобы каждый выпускник
школы находил, возможно, более полное применение
своим интересам,
склонностям, не терял напрасно время, силы, средства в поисках своего
места в системе общественного производства, на котором мог бы принести
наибольшуюпользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда. В школе
профориентационная работа проводится администрацией учреждения, классными
руководителями, учителями- предметниками, педагогом- психологом, социальным педагогом,
советником по ВР. По результатам участия во всех мероприятиях основного уровня реализации
Профориентационного минимума для обучающегося формируется индивидуальная рекомендация
по построению образовательно-профессиональной траектории.
Форматы профориентационной работы
Профориентационная работа реализуется в следующих форматах:
УРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
На выбор:
- Уроки общеобразовательного цикла, включающие элемент значимости учебного предмета
для профессиональной деятельности. Используется интерактивный сервис "Конструктор
будущего" в рамках проекта "Билет в будущее" или другие программы.
- Уроки профориентационной направленности в рамках учебного предмета "Технология".
Рекомендованное количество: от 4 часов
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Диагностический конструктор (2 этапа): несколько вариантов профориентационных онлайндиагностик исходя из потребностей обучающихся - 4 часа
Профориентационный урок - 2 часа
Урок "Россия - мои горизонты", 34 часа
Рефлексивный урок - 4 часа
Мероприятия на выбор:
- Профориентационные программы внеурочной деятельности;
- Дополнительные профориентационные уроки;
- Онлайн-уроки "Шоу профессий";
- Проектная деятельность.
Рекомендованное количество: 34 часа
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
- Классные часы «Все профессии важны»;
- Экскурсии в образовательные организации СПО, ВУЗы;
- Экскурсии на производство;
- Конкурсы профориентационной направленности;
- Образовательные выставки.
Количество часов определяется планом воспитательной работы, но не менее 5 часов
Может быть реализована в рамках внеурочной деятельности.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ)
- Родительское собрание (ознакомительное или итоговое)
Рекомендуемое количество: от 2 часов
Профориентационные мероприятия на основном уровне:
Профориентационные уроки;
Диагностика, направленная на выявление интересов и способностей обучающихся, уровня
готовности к выбору профессионально-образовательной траектории, ценностных
ориентиров, мотивации обучающихся и получение индивидуальных рекомендаций на этой
основе;
Групповой разбор результатов профориентационных диагностик (с использованием
видеоматериалов), рефлексивный урок;
Информационное сопровождение обучающихся и их родителей о возможностях открытого
сегмента Платформы базового уровня Профориентационного минимума и организует
регистрацию участников;
Профессиональные пробы практического и/или моделирующего уровней (в онлайн или
офлайн-формате);
Профориентационные мероприятия по выбору: посещение мультимедийной выставки;
посещение организаций территориальной образовательной и профессиональной среды
(профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования и
работодателей); организация проектной деятельности с учетом предпочитаемых
обучающимися профессиональных сфер и профилей обучения; участие в
профориентационных мероприятиях федерального и регионального уровня.
№
п/
п
Мероприятия
Участники
1
Оформление стендов,
Наглядных пособий,
плакатов, методических
материалов
Классные
руководители
Сентябрь
Зам. директора
2
Проведение анализарезультатов
профориентацииза прошлый
год, выявлениетрудоустройства
и поступления в учреждения
СПО, ВУЗов образования
выпускников9- х,11 классов
Координирование
работы
педагогического коллектива
Классные
руководители
выпускников
9,11 классов
Сентябрь
Зам. директора,
ответственный по
профориентации
Педагогический
коллектив
Сентябрь-май Зам. директора
3
4
5
1
Сроки
проведени
Ответственный
я
1. Организационно-информационная деятельность
Осуществление взаимодействия Обучающиеся
Сентябрь-май Администрация,
с, ЦЗН, предприятиями,
ответственный по
6- 9, 10-11
учреждениями СПО, Вузов
профориентации
классов
Сентябрь
Уточнение
и
дополнение
Обучающиеся
Классные руководители,
количества
участников
6- 9, 10-11
педагог –навигатор
проекта «Билет в будущее»
классов
2. Информационно-консультационная деятельность с педагогическими работниками
Оказание помощи в
разработке,организации и
проведении воспитательных
мероприятий
Классные
руководители
Сентябрь-май Администрация
школы
2
3
4
Организация консультаций:
«Основные направления
работы классногоруководителя
по знакомству обучающихся с
миром профессий»;
«Формула выбора
профессии»;
«Изучение личностных
Особенностей испособностей
учащихся»
Педсовет «Воспитание как
приоритет государственной
политики»
- роль профориентационной
работы учителя в создании
современной личности
ШМО классных руководителей
«Организация работы
с
детьми «группы риска» и
семьями,
состоящими
на
различных
видах
профилактического учета»
Классные
Сентябрь-май Педагог –психолог
Педагогический
коллектив
29.03.2025
Педагогический
коллектив
20.02.2025
педагог– психолог
педагог– психолог
3. Профориентационные мероприятия с обучающимися
1
Курс профессионального
самоопределения
школьников «Знакомство с
миром профессий»
1- 4 классы
Каждый
четверг
2
Курс внеурочнойдеятельности
"Россия – мои горизонты".
6- 9, 10-11 классы Каждый
четверг
Классные
руководители 1- 4
– классов
Классные
руководители 6 –11
– классов
май
3
4
5
6
Участие во Всероссийском
проекте по профориентации
«Билет в будущее»
Участие обучающихся во
Всероссийском проекте
открытые онлайн-уроки
«ПроеКТОриЯ»
Районный
Профориентационный
фестиваля
«Учусь и работаю в
Приморье.»
Организация и проведение классных часов по
профориентации
6- 9, 10-11классы
Сентябрь
май
–
педагог –навигатор
8-9, 10-11 классы Сентябрь май –
ответственный
по
профориентации
9,11 классы
ноябрь
1 – 9 классы
Сентябрь май
Ответственный по
профориентации
по
– ответственный
профориентации
7
Уроки профориентационной
направленности в рамках
учебного
предмета
«Технология»
1 – 8 классы
Сентябрь май – Учителя
предметники
–
8
Уроки общеобразовательного
цикла, включающие элемент
значимости учебного предмета
для профессиональной
деятельности
1 – 9,10-11
классы
Сентябрь май – Учителя
предметники
–
9
Участие обучающихся в днях
открытых
дверей
учрежденийСПО и высшего
образования
Участие обучающихся в работе
ярмарки вакансий ЦЗН с целью
знакомства с учреждениями
СПО и рынком труда
8-9,10-11 классы Сентябрь май – Классные руководители,
ответственный
по
профориентации
Организация
деятельности
по
созданию
портфолио
выпускников школы
Вовлечение учащихся в
общественно-полезную
деятельность в соответствии
спознавательными и
профессиональными
интересами
"Шоу
Онлайн-уроки
профессий"
Проектная деятельность
8-9,10-11 классы Сентябрь май – классные
руководители
10
11
12
13
14
1
2
3
8-9,10 классы
Март - апрель классные
руководители,
ответственный
по
профориентации
1 – 9,10-11 классы Сентябрьмай – Учителя
предметники,
классные
руководители
–
7-9,10-11 классы
– Классные
Сентябрь
май
руководители
4-9,10-11 классы Сентябрь май – Учителя предметники,
классные руководители
4. Профориентационная деятельность с родителями
1-9, 10-11 классов Май
Проведение индивидуальных
Зам.
директора,
консультаций с родителями по
классные
проблемам выбора учебных
руководители
предметов, курсов, модулей
формируемойчасти учебного
плана, внеурочнойдеятельности
Родительские
собрания
Сентябрь май – Администрация школы,
Родители
обучающихся
классные
1-11 классов
руководители
Сентябр ьмай – Администрация школы,
Привлечение
родителей
к Родители
участию
в
проведении обучающихся
классные руководители
мероприятий классно-урочной 1-11 классов
системы
Приложение 1
Тематика рекомендуемых классных часов
по профориентации на 2024-2025 учебный год
№
1 – 4 классы
1
Профессии моих родителей
2
В гостях у писателя
3
В мире книг (в библиотеке) Как рождается книга
4
Вкусная профессия – кондитер
5
Путешествие в мир театра
6
Профессия –пожарный
7
Такие разные профессии
8
Профессия – военный
9
Моя мама работает….
10
Все работы хороши, выбирай на вкус
11
Кто делает хлеб
12
Труд и человек
13
Кто делает праздник
14
Электричество и труд
5 – 11
классы
1
Мир моих увлечений
2
Труд кормит, а лень портит
3
Как правильно выбирать профессию
4
Профессия – Родину защищать!
5
Женщина в космосе
6
В мире профессий. Популярные профессии
7
Хорошо, что мы такие разные
8
Хочу – Могу - Надо!
9
Возможности человека
10
Вверх по лестнице жизни или мои жизненные ценности