Программа Школа -территория здоровья 2024-2026 гг

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Липовецкая средняя общеобразовательная школа № 1 Октябрьского
муниципального округа»
Рассмотрено
на педсовете
Протокол № 1 от 30.08.2024

Утверждено
директор МОБУ Липовецкая СОШ №1
_____________М.Н. Ларина
Приказ №83-О, от 30. 08.2024

Программа здоровьесберегающей деятельности
на 2024 – 2026 учебный год
«Школа – территория здоровья»

Липовцы
2024

Наименование программы

«Школа – территория здоровья»

Цель программы

Создание условий, гарантирующих охрану и
укрепление
физического,
психологического
и
социального здоровья обучающихся и формирование у
них знаний, умений, навыков, мотивов вести здоровый
и безопасный образ жизни.

Задачи программы

внедрение
в
образовательный
процесс
здоровьесберегающих технологий;
- формирование у обучающихся основ теоретических
знаний и практических умений, относящихся к
физическим возможностям человека и его здоровью;
- пропаганда здорового образа жизни, формирование
отношения к своему здоровью и здоровью
окружающих как к важнейшей социальной ценности;
- изменение ценностного отношения к вредным
привычкам и формирование личной ответственности за
свое поведение;
- обучение умению противостоять разрушительным для
здоровья формам поведения;
- четкое отслеживание санитарно - гигиенического
состояния школы;
- формирование системы выявления уровня здоровья
обучающихся и его целенаправленного отслеживания в
течение периода обучения;
- развитие здоровой, комфортной и безопасной
образовательной среды;
- развитие здоровьесберегающей компетентности
педагогов;
- воспитание у обучающихся сознательного отношения
к своему здоровью и здоровому образу жизни
2024-2026 гг
1. Разработка
системы
физкультурнооздоровительной работы образовательного учреждения
через
совместную
деятельность
медицинских
работников и педагогов по предупреждению
заболеваний детей и подростков, сохранению и
своевременной коррекции здоровья школьников для
достижения оптимальных результатов в учебной
деятельности каждого школьника.
2. .Организация систематического контроля за
состоянием здоровья учащихся и учителей на основе
организации профилактических осмотров.

Срок реализации программы2019
Ожидаемые
конечные
результаты
реализации
программы, их социальная
эффективность

Снижение заболеваемости всех участников
образовательного процесса.
4. Повышение уровня знаний по вопросам
здоровья и его сохранения.
5. Повышение качества обучения за счет
уменьшения негативного воздействия процесса
обучения и воспитания на психофизиологический
статус детей и подростков;
6. Апробация элементов методик по ранней
диагностике, прогнозу и коррекции трудностей
социальной адаптации, предрасположенности к
вредным привычкам;
7. Разработка рекомендации для родителей,
администрации школы, учителей - предметников,
позволяющие систематизировать работу по проблеме
здоровьесбережения;
8. Включение
в план работы школы
регулярное проведение недель здоровья;
9. Создание
комнаты
психологической
разгрузки для обучающихся;
10. Организация
системы
кружковых и
факультативных занятий по формированию ЗОЖ.
3.

Нормы и методы реализации Групповые и индивидуальные занятия, беседы,
программы
наблюдения, мозговые штурмы, фоновые мероприятия,
внеклассная работа, внеурочная деятельность.
Условия
реализации

Разработки
программы
обеспечения
программы
приоритета здоровья в ОУ

учет в любом решении ОУ аспектов,
связанных с влиянием данного решения на здоровье
школьников

проведение
диагностики
здоровья
обучающихся и мониторинга происходящих в школе
изменений, связанных с вопросами здоровья

учет результатов мониторинга здоровья
обучающихся при разработке программы развития
школы
Управление, контроль
Контроль за реализацией мероприятий программы
осуществляют исполнители в рамках должностной
компетентности. Общее руководство осуществляет
администрация школы.
Паспорт программы
Нормативно-правовая база программы

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными актами:
«Конвенция ООН о правах ребенка» 1989 г.;
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»;
«Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты
и развития детей»;
4. Конституции Российской Федерации от 12.12.1993 г.;
5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПин 2.4.2
2821-10), зарегистрированные в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный
номер 19993;
6. СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей»;
7. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
8. Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении
федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны
здоровья обучающихся, воспитанников»
1.
2.
3.

Пояснительная записка
По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это
состояние полного физического, психического и социального благополучия.
Забота о сохранении здоровья учащихся важнейшая обязанность школы,
отдельного учителя, педагогического коллектива и самого ребенка. Здоровьеоснова формирования личности. Таким образом, проблемы сохранения здоровья
учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание
условий, направленных на укрепление здоровья, сохранение здоровья
физического, психического и духовного, будут актуальны всегда. Следует
обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в
школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по
здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в
повседневной жизни.
В Конвенции о правах ребенка подчеркивается, что современное образование
должно стать здоровьесберегающим. В законе «Об образовании» сохранение и
укрепление здоровья детей выделено в приоритетную задачу.
Педагогический коллектив МОБУ Липовецкая СОШ №1, уделяя большое
внимание в своей образовательной деятельности здоровью обучающихся,
пришел к необходимости применения здоровьесберегающих технологий в
организации образовательного процесса, и разработать программу «Школа –
территория здоровья», способствующую созданию оптимальных условий для
сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса.
В качестве основы нашей программы здоровьесбережения мы определили заботу
о сохранении здоровья учащихся и учителей. Охрана здоровья учителя является
важным фактором укрепления здоровья ученика. Учитель обязан ответственно

относиться к своему здоровью, быть примером для ученика, вести здоровый
образ жизни.
Большинство разделов программы остается на все сроки внедрения программы,
раздел
«Календарный план реализации программы» обновляется каждый
учебный год.
Вместе с тем выявлен ряд проблем, среди которых:

не созданы соответствующие условия для занятий физической
культурой и спортом для детей с ослабленным здоровьем, с ограниченными
возможностями здоровья;

у большой части обучающихся отсутствует интерес к занятиям
физической культурой, ходят на занятия не подготовленные.
Предметом исследования, а также целью данной программы является поиск
наиболее оптимальных средств для формирования самой важной базовой
характеристики, обеспечивающей реализацию всех остальных,- здоровья.
Программа призвана реализовать основные положения Декларации прав
ребенка, направленные на защиту здоровья и получение полноценного
образования.
Материально-техническое обеспечение
В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения
здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и
гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны
здоровья и охраны труда обучающихся. Здание школы расположено на
благоустроенном участке. Территория школы ограждена забором. На территории
школы нет спортивной площадки. Здание подключено к районным инженерным
сетям – холодному и горячему водоснабжению, отоплению.
Материально
–
техническая
база
необходимое
условие
функционирования
и
развития
образовательного
учреждения.
Совершенствование материально-технического обеспечения современным
учебным и спортивным оборудованием, информационно-техническими
средствами являются современными требованиями к образовательному
учреждению. В школе созданы оптимальные материально-технические условия
для осуществления учебно-воспитательного процесса. Школа имеет
необходимый набор помещений для изучения обязательных учебных дисциплин.
Учащиеся начального общего образования обучаются в учебных помещениях,
закрепленных за каждым классом, основного и среднего образования – по
классно-кабинетной системе.
В школе просторные, оборудованные кабинеты, компьютерный класс,
имеется спортивный зал с инвентарем и необходимым оборудованием,
раздевалки, отдельные для девочек и мальчиков, столовая (организовано горячее
питание 1-4 классов и льготная категория обучающихся). Кабинеты обеспечены
необходимым учебным и компьютерным оборудованием, отвечающими
гигиеническим требованиям. Школа подключена к сети Internet. Используется
лицензионное программное обеспечение.

Информационно-коммуникативные технологии широко используются во
внеурочной деятельности школы. Организован доступ обучающихся и педагогов
к средствам ИКТ и Интернет-ресурсам для поиска информации, оформление
работ, создания фильмов и презентаций с разнообразной тематикой для
проведения классных часов, общешкольных научно-практических конференций,
вечеров отдыха, родительских собраний и других мероприятий с
использованием ПК и ИКТ.
Функции различных категорий работников школы
1. Функции администрации:

общее руководство реализацией программы: организация,
координация, контроль;

общее руководство и контроль за организацией горячего питания
учащихся в школе;

организация преподавания вопросов валеологии на уроках биологии
и ОБЗР в классах среднего и старшего звена;

организация и контроль уроков физкультуры;

обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время
каникул, работы спортивных секций;

разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению
физического здоровья учащихся и ее контроль;

организация работы классных руководителей по программе
здоровьесбережения и ее контроль;

организация создания банка данных о социально неблагополучных
семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;
2. Функции классного руководителя:

санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности
детей в школе;

организация и проведение в классном коллективе мероприятий по
профилактике частых заболеваний учащихся;

организация и проведение в классном коллективе мероприятий по
профилактике детского травматизма на дорогах;

организация и проведение в классном коллективе мероприятий по
профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;

организация и проведение профилактических работы с родителями;

организация
встреч
родителей
с
представителями
правоохранительных органов, работниками ГИБДД, КДН, медработниками,
наркологами;

организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы,
диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы
здоровьесбережения;

организация и проведение исследования уровня физического и
психофизического здоровья учащихся;

организация и проведение диагностик уровня и качества знаний
учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.


Сроки и этапы реализации программы
І этап – 2024-2025 гг
ІІ этап – 2025 – 2026 гг
1 этап - определение концептуальной линии развития ОУ (1 год):

изучение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ и их внедрение;

разработка
системы
профилактических
и
воспитательных
мероприятий.
формирование научно-методической базы ОУ здоровьесберегающего типа(1
год):

совершенствование материально-технической базы ОУ;

разработка
научно-методических
положений
программы
здоровьесберегающего образования;

подбор диагностических методик для определения индивидуального
профиля учащегося;

программа анкетирования показателей здоровья и образа жизни
обучающихся
2 этап – разработка программ деятельности здоровьесберегающего
образовательного учреждения (1 год):

внедрение
программ
психофизического
сопровождения
образовательного процесса в ОУ;

разработка
программы
обучения
педагогов
технологиям
здоровьесбережения и индивидуализации обучения;

обобщение передового педагогического опыта и разработка
учителями собственных здоровьесберегающих образовательных технологий с
последующим внедрением их на уроках.
практическая реализация программы развития ОУ здоровьесберегающего
типа.

Работа педагогов всех МО школы по внедрению технологий
здоровьесбережения и индивидуализации обучения;

Проверка результативности внедряемых здоровьесберегающих
образовательных технологий и технологий индивидуализации обучения

Разработка программ здоровьесберегающей деятельности ОУ;

Публикация полного пакета материалов функционирования
собственного здоровьесберегающего ОУ
Общее представление о здоровьесберегающей среде в образовательном
учреждении МОБУ Липовецкая СОШ №1
Приоритетной задачей нашей школы, выбравшей концепцию
здоровьесберегающей деятельности, становится концепция усилий всего
педагогического коллектива на формировании здорового образа жизни

школьников. Эта задача затрагивает все аспекты существования
образовательного учреждения:
 Соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм
 Учет возрастных особенностей обучающихся
 Режим учебно-познавательной деятельности
 Организация питания
 Социально-педагогические условия обучения
Слагаемые здоровьесберегающей среды:
 Родители, их взаимоотношения с ребенком
 Школьная среда
 Организация и содержание внеучебного времени
 Педагогическая среда (конкретный процесс на уроках)
 Психологическая среда (общение с учителями и учащимися)
 Санитарно-гигиеническая среда (состояние здания школы)
Основные блоки здоровьесберегающей деятельности по сохранению и
укреплению здоровья
Блок профилактики и динамического наблюдения за состоянием здоровья
обучающихся предполагает:
 регулярный анализ результатов динамических наблюдений за
состоянием здоровья обучающихся:
 использование в школе рекомендованных методов профилактики
заболеваний
 обсуждение данных мониторинга здоровья учащихся на педсоветах
 создание соответствующих санитарным требованиям условий для
воспитания и обучения детей и формирование их здоровья:
 составление
расписания на основе санитарно-гигиенических
требований;
 проведение физкультминуток;
 гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних
заданий с учетом школьного расписания, режима дня;
 четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;
 планомерная организация питания учащихся;
 реабилитационную работу:
Блок просветительско-воспитательной работы предполагает:

организацию «Дней здоровья», внеучебной деятельности и
воспитательной работы здоровьесберегающей направленности;

включение в воспитательный план образовательного учреждения
мероприятий, направленных на формирование мотивации здорового образа
жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы
рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с
учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике
токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической

культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии,
экологии, ОБЗР, физической культуры).
Блок рациональной организации учебного процесса предполагает:

соблюдение гигиенических норм в организации учебной нагрузки;

использование приемов индивидуализации обучения;

строгое соблюдение гигиенических требований к использованию
технических средств в учебном процессе;

использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в
организации учебной деятельности;

предупреждение проблем развития ребенка;

обеспечение адаптации на разных этапах обучения;

развитие познавательной и учебной мотивации;

формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного
стиля;

совершенствование
деятельности
психолого
медико
педагогической
службы
школы
для
своевременной
профилактики
психологического
и
физиологического
состояния
учащихся
и
совершенствованию здоровьесберегающих технологий обучения;

организация психолого-медико-педагогической и коррекционной
помощи учащимся.
Блок организации физкультурно-оздоровительной работы предполагает:

регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий с
целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;

привлечение системы кружковой, внеклассной и внеучебной
деятельности к формированию здорового образа жизни учащихся;

организация динамических перемен, физкультпауз на уроках;

эффективная работа с учащимися всех групп здоровья, родителей,
социальных партнѐров школы к физической культуре и спорту, различным
формам оздоровительной работы.
Блок
здоровьесберегающей
инфраструктуры
образовательного
учреждения предполагает:

соответствие помещения школы гигиеническим нормативам;

наличие в образовательном учреждении состава специалистов,
обеспечивающих здоровьесберегающую работу

оснащенность физкультурного зала, медицинского кабинета,
школьной столовой.
Блок организации системы просветительской и методической работы с
педагогами и родителями предполагает:

проведение в образовательном учреждении постоянно действующих
лекториев по различным вопросам роста и развития обучающихся и их здоровья;

повышение уровня знаний в области вопросов здоровьесбережения;

обеспеченность образовательным учреждением необходимой
научно-методической литературой

Структура мониторинга здоровьесберегающей деятельности
образовательного учреждения
Раздел 1. Целостность системы формирования культуры здорового и
безопасного образа жизни обучающихся (организация здоровьесберегающей
деятельности ОУ и готовность учителей к реализации здоровьесберегающей
деятельности.

Вовлечение
школы
в
сетевое
взаимодействие
системы
здоровьесберегающих
школ,
научно-педагогических
и
общественных
организаций

Готовность учителей к участию в здоровьеохранной работе

Организация методической работы по повышению квалификации
педагогических кадров в области здоровьесберегающего образования

Организация внутреннего мониторинга здоровьесберегающей
деятельности школы
Раздел 2. Реализация здоровьесберегающих требований к инфраструктуре
образовательного учреждения.

Организация питания обучающихся

Выполнение здоровьесберегающих требований к воздушнотепловому режиму образовательного учреждения

Выполнение здоровьесберегающих требований к естественному и
искусственному освещению

Выполнение здоровьесберегающих требований к состоянию и
оборудованию учебных кабинетов и применению в образовательном процессе
технических средств обучения.
Раздел 3. Рациональная организация образовательного процесса и использование
здоровьесберегающих технологий при реализации образовательного процесса в
школе.

Соблюдение санитарных норм, предъявляемых к организации
учебного процесса

Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном
процессе

Психологические основы здоровьесберегающей организации
учебного процесса
Раздел 4. Реализация здоровьесберегающих технологий физкультуры и спорта в
здоровьеохранной деятельности образовательного учреждения

Состояние физкультурно-спортивного комплекса образовательного
учреждения

Организация уроков физвоспитания в образовательном учреждении

Физвоспитание в режиме дня школы

Внеклассная физкультурно-спортивная работа

Контроль за выполнением обучающимися образовательного
учреждения нормативов двигательной активности

Комплексная оценка физической подготовленности обучающихся
образовательного учреждения
Раздел 5. Образовательная и воспитательная работа по организации системы
формирования приоритетов здорового образа жизни обучающихся.

Организация образовательной работы в ОУ в рамках учебных
дисциплин здоровьеохранного блока

Организация воспитательной работы в ОУ в области формирования
культуры здорового образа жизни обучающихся

Участие обучающихся и их родителей в здоровьеохранной работе
образовательного учреждения.
Раздел 6. Организация профилактики употребления психоактивных веществ в
среде обучающихся

Программа профилактики употребления психоактивных веществ
обучающимися

Выявление факторов риска распространения ПАВ в среде
обучающихся

Организация работы, направленной на вовлечение обучающихся в
СПТ, и реализация индивидуальной работы с обучающимся по результатам
СПТ.
Раздел 7. Организация комплексного сопровождения системы формирования
здорового образа жизни обучающихся (система медицинского обслуживания
обучающихся)

Оценка комплексных показателей состояния здоровья обучающихся
Раздел 8. Организация системы мониторинга сформированности культуры
здорового образа жизни обучающихся (средствами психологических технологий,
анкетных методов и социологических опросов.

Программа
диагностики
психологических
характеристик
обучающихся, связанных с показателями их здоровья

Программа анкетирования показателей здоровья и образа жизни
обучающихся

Оценка сформированности у обучающихся, их родителей и учителей
школы мотивации ведения здорового образа жизни, обобщение аналитической
информации в форме отчетов образовательного учреждения.
Здоровьесберегающие средства и технологии, применяемые в условиях
образовательного учреждения


1. Гигиенические

средства (санитарно-гигиенические
здоровьесберегающие технологии)




средства

Требования к материально-техническому состоянию здания школы;
организация влажной уборки помещений, регулярное проветривание
классов
Обеспечение рационального уровня учебной нагрузки во избежание
переутомления








Организация рационального питания обучающихся – пища должна быть
полноценной по химическому составу. Быть безвредной в химическом
отношении и безопасной с точки зрения бактериального состава
Соблюдение общего режима дня обучающихся – режима двигательной
активности, режима питания и сна
Формирование здорового образа жизни
Личная и общественная гигиена; привитие детям элементарных навыков
при мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т.д.
Организация порядка проведения прививок учащихся с целью
предупреждения инфекций

2. Средства двигательной направленности (здоровьесберегающие технологии

физкультуры и спорта)





Уроки физкультуры с комплексами физических упражнений
Физкультминутки на уроках и подвижные перемены
Различные
виды
оздоровительной
гимнастики(пальчиковая,
дыхательная, для коррекции зрения и пр.).
Эмоциональные разрядки и «минутки покоя», подвижные игры,
психогимнастика, тренинги и др.

3. Средства

организации благоприятной психолого-педагогической среды
ОУ(психологические здоровьесберегающие технологии)




Обеспечение положительного эмоционального климата в учебном
коллективе и в процессе взаимодействия учитель-ученик
Всесторонняя психофизическая диагностика всех личностных сфер
обучающихся в процессе их развития
Функционирование кабинета психологической разгрузки

4. Средства

педагогического
воздействия,
организации
процесса (здоровьесберегающие образовательные технологии)




учебного

Интеграция оздоровительной деятельности в образовательный процесс
Системный подход к организации образовательной деятельности
Модернизация содержания образования, разработка интегративных курсов
здоровьесберегающей направленности для всех ступеней обучения

5. Профилактические и закаливающие средства (воспитательная работа по

формированию ЗОЖ)




Организация просветительского лектория
Культурно-массовые мероприятия
Работа с семьей обучающегося( пропаганда здорового образа жизни через
систему занятий в родительском лектории)



Массовые оздоровительные мероприятия с участием
(спортивно-оздоровительные
праздники,
тематические
здоровья, выход на природу, экскурсии)

родителей
праздники

Модель личности ученика
Подготовка
к
здоровому
образу
жизни
ребенка
на
основе
здоровьесберегающих технологий является приоритетным направлением
деятельности данной программы. В качестве основополагающей линии развития
нашей школы в этом направлении выбрана концепция здоровьесберегающего
образования. Школа должна стать «антропоцентричной», т.е. центром всех
учебно-воспитательных воздействий является конкретный ученик, и,
соответственно, все способы и формы организации школьной жизни подчинены
целям его всестороннего личностного развития. Модель технологий обучения в
здоровьесберегающей школе существенно отличается от других существующих
моделей и педагогических систем. Она предоставляет ученику большую свободу
выбора в процессе обучения. В ее рамках не ученик подстраивается под
сложившийся обучающий стиль учителя, а учитель, обладая разнообразным
технологическим инструментарием, согласует свои приемы и методы работы с
познавательным стилем ребенка. Это требует разработки новых подходов к
организации учебного процесса в плане дальнейшего развития технологий
индивидуализации обучения и здоровьесбережения. Учет индивидуальных
особенностей учащихся в педагогической деятельности – это комплексная
задача, требующая перестройки организации учебного процесса, которая может
быть решена несколькими путями:
 вариативностью
образовательной среды на основе принципов
профилизации обучения;
 дифференциацией обучения;
 индивидуализацией учебного процесса с учетом личностных особенностей
учащихся;
 разработкой индивидуальных образовательных программ для детей с
особенностями развития и педагогически запущенных детей;
 индивидуальными портфолио в системе дистанционного образования
Работникам школы необходимо знать, какие результаты должны быть
получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на
обеспечение здоровьесбережения учащихся.
Модель
выпускника
начальной школы
-знание
основ
личной
гигиены,
выполнение
правил гигиены;
-владение основами личной
гигиены и здорового образа
жизни.

Модель
выпускника
основной
школы
знание
основ
строения
и
функционирования
организма
человека;
- знание изменений в организме
человека в пубертатный период;
-умение оценивать свое физическое и
психическое состояние;
- знание влияния алкоголя, курения,
наркомании на здоровье человека;

Модель выпускника средней
школы
- стремление к
самосовершенствованию,
саморазвитию и
профессиональной
пригодности через
физическое
совершенствование и заботу о
своем здоровье;
- убеждение в пагубности для

-поддержание физической формы;
телесно-мануальные
навыки,
связанные с укреплением силы,
выносливости, ловкости;- гигиена
умственного труда.

здоровья и дальнейшей жизни
вредных привычек;
знание
различных
оздоровительных систем;
умение
поддерживать
здоровый
образ
жизни,
индивидуальный для каждого
человека;
-способность
вырабатывать
индивидуальный
образ
жизни;
- гигиена умственного труда.

Реализация программы направлена на формирование у учащихся культуры
отношения к своему здоровью, что включает в себя:
культуру физиологическую (способность управлять физиологическими
процессами и наращивать резервные мощности организма);
 культуру
физическую
(способность
управлять
физическими
природосообразными движениями);
 культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и
эмоциями); культуру интеллектуальную (способность управлять
своими мыслями и контролировать их);
Базовыми компонентами на всех ступенях являются:
 формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья
и здорового образа жизни;
 формирование системы знаний по овладению методами оздоровления
организма;
 формирование положительной мотивации, направленной на занятия
физическими упражнениями, различными видами спорта;
 формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания
доврачебной помощи себе и другому человеку.
Методы контроля над реализацией программы
 проведение заседаний педагогического совета школы;
 посещение и взаимопосещение уроков,внеклассных мероприятий;
 создание методической копилки опыта;
 мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического
климата в школе.
 сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению.
 контроль за организацией учебного процесса, распределением учебной
нагрузки, объемом домашних заданий, внешкольной образовательной
деятельностью учащихся в свете формирования здорового образа жизни.


План деятельности по реализации программы

№

Мероприятия

1.
1.1.

Медицинское направление.
Медико-педагогическая
экспертиза:
- анализ основных характеристик
состояния здоровья детей в школе;
-выявление учащихся специальной
медицинской группы;
-ведение строгого учета детей по
группам здоровья. Формирование
групп здоровья по показателям.
Медосмотр учащихся школы,
определение уровня физического
здоровья.
Обеспечение
и
организация
профилактических
прививок
учащихся.
Анализ случаев травматизма в
школе.

1.3.

1.4.

1.5.

1.6.

1.7.

1.8.

1.9.

1.10.

Ответственны
е исполнители

Сроки

Планируемы
й результат и
выполнение

Классный
руководители
(согласно
предоставленны
м данным)

ежегодно

Медицинские
карты,
листы
здоровья
в
классных
журналах

ежегодно

План
медосмотров

ежегодно

план прививок

ежегодно

Материалы
отчетов

ежегодно

материалы
отчетов

заместитель
директора
по
ВР
Анализ посещаемости и пропусков Классные
занятий по болезни.
руководители,
заместитель
директора
по
УВР
Контроль за качеством питания и Директор,
питьевым режимом.
зам.директора
по
хозяйственной
части,
представители
родительского
комитета
Смотр кабинетов, их соответствие завхоз,
гигиеническим требованиям:
учителя,
зам
директора
по
 проветривание;
ВР
 освещение;
 отопление
 вентиляция
 уборка
Рациональное расписание уроков, заместитель
не
допускающее
перегрузок директора
(соблюдение
требований по УВР
СанПиНа)
Постоянный контроль за школьной зам.директора
столовой.
по
хозяйственной

ежедневно в
течение года

ежедневно в
течение года

ежегодно

ежедневно в
течение года

справка по оценке
расписания

части, директор
школы, замдир
по ВР
2.
2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

2.5.

2.6.

2.7.

2.8.

3.
3.1.

Просветительское направление
Организация
просветительской заместитель
работы с родителями (лекторий).
директора
по
ВР
Разработка
и
внедрение заместитель
родительского
лектория
по директора
по
здоровому образу жизни.
ВР
Разработка системы обучения администрация
родителей
и
учителей
по школы
проблемам охраны, укрепления и
сохранения здоровья детей.
Вовлечение родителей и учителей администрация
в работу по сохранению и школы
укреплению здоровья детей.
Подготовка
и
проведение заместители
педагогического совета по теме директора
«Формирование здорового образа
жизни»
Организация
просветительской заместитель
работы с учащимися (лекторий, директора
по
тематические классные часы и ВР
др.виды работ).
Совместная
работа
с заместитель
учреждениями здравоохранения и директора
органами внутренних дел по
профилактике
токсикомании,
наркомании,
курения
и
алкоголизма.
Пропаганда физической культуры учителяи здорового образа жизни через предметники
уроки биологии, географии, химии,
ОБЗР, физической культуры.
Психолого-педагогическое
направление.
Отслеживание работоспособности, классные
тревожности и других психических руководители
показателей
учащихся
по
экспериментальным программам:
- определение влияния учебной
нагрузки на психическое здоровье
детей;
- изучение умственного развития
учащихся с целью возможности
продолжения
обучения
в
профильных классах;
изучение
психологических
возможностей и готовности детей
к школе;
- выявление профессиональных

ежегодно
ежегодно

график
проведения
лектория
тематика
лектория

ежегодно

план работы

ежегодно

план работы

ежегодно

протокол
педсовета

ежегодно

план работы

ежегодно

план работы

в
течение планы
года
уроков

ежегодно

диагностические
исследования

интересов
учащихся
и
способностей
с
целью
профессионального
самоопределения;
- разработка и внедрение системы
медико-физиологического
контроля за адаптацией учащихся
к различным формам обучения.
Использование
здоровьесберегающих технологий,
форм и методов в организации
учебной деятельности.
Спортивно-оздоровительное
направление.
Организацию
спортивных
мероприятий.

3.2.

4.

учителяпредметники

учитель
физической
культуры
Разработка системы кружковой, заместитель
внеклассной
и
внешкольной директора
работы
по
формированию
здорового образа жизни учащихся.
Привлечение учащихся, родителей, заместитель
социальных партнѐров школы к директора
по
физической культуре и спорту, ВР
различным
формам
оздоровительной работы.
Диагностическое направление
Мониторинг состояния здоровья руководитель
детей.
МС
Подготовка и проведение семинара руководитель
для учителей школы по теме МС, психолог.
«Проблемы
диагностики
развития».

4.1.

4.2.

4.3.

5.
5.1.
5.2.

ежегодно

планы
уроков

ежегодно

план работы

ежегодно

план
работы
кружков и секций

ежегодно

план работы

ежегодно

результаты
мониторинга
материалы
семинара

ежегодно

Ежегодный примерный календарный план реализации программы
здоровьесбережения
Сентябрь








Организация дежурства по школе и по классам.
Налаживание работы кружков и секций, организация клубной
деятельности.
Включение в планы родительского всеобуча, планы методических
объединений и план работы школьной библиотеки мероприятий,
способствующих повышению эффективности работы по здоровье
сбережению детей.
Включение в планы по руководству и контролю вопросов,
способствующих улучшению работы школы по здоровьесбережению.
Организация питания учащихся.
Проведение физкультминуток, подвижных игр на переменах.

«Уроки здорового питания».
 Проведение внутришкольных и участие в районных спортивно-массовых
соревнованиях и спартакиаде.
 Проведение месячника по предупреждению дорожно-транспортного
травматизма. Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по
формированию здорового образа жизни.
 Старты здоровья.
 Обеспечение
контроля занятости детей во внеурочное время
(систематически).
 Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.
 Организация работы спецгруппы.
Октябрь
 Организация работы учащихся по трудоустройству и поддержанию
порядка на закреплѐнных участках, работа по созданию и поддержанию
уюта в классах, школе, по сохранению школьного имущества.
 Планирование занятости учащихся в каникулярный период.
 Подготовка классов к зиме.
 Проведение внутришкольных спортивных мероприятий и соревнований,
участие в районной спартакиаде.
 Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию
здорового образа жизни.
 Физкультминутки (ежедневно).
 Подвижные игры на переменах (ежедневно).
Ноябрь
 Проведение мероприятий, приуроченных к празднику « День матери».
 Проведение воспитательных часов и мероприятий по теме « Курение вред». Итог: выпуск плакатов, посвященных борьбе с курением и
наркотиками.
 Экскурсии.
 Совещание актива по проведению физкультурных праздников, игр на
местности.
 Физкультминутки и динамические паузы (систематически)
 Отчѐты о проделанной работе по здоровье сбережению.
Декабрь
 Проведение открытых воспитательных часов, мероприятий, посвященных
всемирному дню борьбы со СПИДом.
 Проведение конкурсов «Папа, мама, я - спортивная семья», посвященных
празднованию Дня семьи.
 Физкультминутки и динамические паузы (ежедневно).
 Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.
Январь
 Открытые воспитательные часы «Тренинг здорового образа жизни».
 «Весѐлые старты».


Физкультминутки и динамические паузы.
Февраль
 Месячник оборонно-массовой и патриотической работы.
 День защитника Отечества.
 Физкультминутки и динамические паузы.
Март
 Планирование занятости учащихся в каникулярный период.
 Подготовка ко Дню здоровья. Физкультминутки и динамические паузы.
 Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.
Апрель
 Всемирный день здоровья.
 Благоустройство школьной территории.
 День здоровья.
 Динамические паузы, физкультминутки.
Май
 Подготовительная работа к организации занятости учащихся в летний
период.
 Мероприятия, посвященные годовщине Победы в ВОВ.
 «Весѐлые старты».
 Проведение экскурсий на природу.
 Презентация уроков чистоты.
Июнь
 Международный день защиты детей.
 Всемирный день защиты окружающей среды.
 Работа по плану летних каникул.


Ожидаемые результаты формирования ЗОЖ
по ступеням образования
Ступень

Уровень

Задачи педагогов

Начальное звено:
1-2-е классы
3-и классы

Поведенческий

Формирование навыков санитарногигиенической культуры

4-е классы
Среднее и старшее
звено:
5-6-е классы
7-е классы
8-11е классы

Эмоциональный

Приобщение к гигиенической
культуре
Организация здорового образа жизни
Приобщение к здоровому образу
жизни
Формирование полового самосознания
и здорового образа жизни
Воспитание грамотного отношения к
медико- профилактическим мерам как

Прогнозируемые
результаты
Отсутствие
вредных привычек

Стремление к
ведению здорового
образа жизни

средству сохранения здоровья
человека

Планируемые результаты реализации здоровьесберегающей программы в
школе
Осуществление запланированных действий по реализации данной программы
позволит получить следующие результаты:
1. Будет сформирована система физкультурно- оздоровительной работы

образовательного учреждения через совместную деятельность
медицинских работников и педагогов по предупреждению заболеваний
детей и подростков, сохранению и своевременной коррекции здоровья
школьников для достижения оптимальных результатов в учебной
деятельности каждого ребенка.
2. Будет осуществляться систематический контроль за состоянием
здоровья учащихся и учителей на основе организации
профилактических осмотров, первичной профилактики.
3. Снизится заболеваемость всех участников образовательного процесса.
4. Будет создан компьютерный банк данных о состоянии здоровья каждого
учащегося на всех


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».