МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Приморского края МКУ "Управление образования" Октябрьского муниципального округа" МОБУ Липовецкая СОШ №1 РАССМОТРЕНО на педагогическом совете ________________________ Протокол № 6 от «29» августа 2024 г. СОГЛАСОВАНО завуч по УВР ________________________ Л.С.Раецкая «29» августа 2024 г. УТВЕРЖДЕНО директор ________________________ М.Н.Ларина Приказ № 82-О-а от «30» августа 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ» ДЛЯ 9 КЛАССА п.Липовцы 2024 Пояснительная записка Основной целью предлагаемого курса, рассчитанного на 34 часа, является обеспечение эффективной и целенаправленной подготовки учащихся 9 классов к выпускному экзамену по русскому языку в форме ОГЭ. В связи с этим программа содержит: — отобранную в соответствии с задачами подготовки к ГИА по русскому языку систему понятий из области фонетики, лексики, морфемики и словообразования, морфологии и орфографии, синтаксиса и пунктуации, стилистики русского языка; — систему речеведческих понятий, но основе которой строится работа по подготовке учащихся к выполнению части С ОГЭ; — сведения об основных нормах русского литературного языка. Представленная программа предусматривает изучение содержания и структуры ОГЭ, знакомит со спецификацией КИМов, позволяет организовать изучение и повторение материала блоками в соответствии с типами заданий, представленных в экзаменационной работе. Особое внимание уделяется написанию сжатого изложения и сочинения на основе предложенного текста. В ходе изучения данной программы учащиеся должны знать: — основные теоретические сведения, предусмотренные программой по фонетике, лексике, фразеологии, морфемике и словообразованию, морфологии, синтаксису, стилистике, культуре речи, речеведению. Учащиеся, применяя полученные знания, должны уметь. — опознавать языковые единицы различных уровней, проводить их лингвистический анализ; — определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип текста или его фрагмента; — различать разговорную речь, научный стиль, официально-деловой стиль, публицистический стиль, язык художественной литературы; — читать тексты разных стилей и жанров; — адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию); — владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым); — воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение); — писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему и тему, связанную с анализом предложенного фрагмента; — осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой речевого высказывания; — свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); — соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; — соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; — осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты. Методы и формы обучения: практикумы, выполнение творческих работ, редактирование, проблемные задания, работа с текстом, анализ языкового материала, работа с таблицей, групповая работа, эксперимент. Содержание программы 1. Содержание и структура ОГЭ по русскому языку. Типология заданий (1 час). 2. Текст. Типы речи. (2 часа). Текст. Основные признаки текста. Тема и основная мысль текста. Развитие мысли в тексте. Данная и новая информация. Деление тексты на абзацы и микротемы. Строение абзаца. План текста: простой, сложный, тезисный. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Особенности строения текстов разных типов речи. Структура текста-рассуждения. Языковые средства связи. 3. Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста. (5 часов). Особенности композиционного построения сочинения-рассуждения данного типа. Формулирование тезиса, отражающего основную мысль текста. Аргументация с опорой на исходный текст. Оформление аргументов. 4. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. (3 часа). Основные требования к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему. Теоретический уровень осмысления темы. Особенности аргументации. 5. Сжатое изложение как вид информационной переработки текста. (4 часа). Подробное, выборочное, сжатое изложение. Основные приёмы содержательной компрессии текста: разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации; свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее). Языковые приёмы компрессии текста: замена однородных членов обобщающим наименованием; фрагмента предложения синонимичным выражением; замена предложения или его части указательным, определительным и отрицательным местоимением с обобщающим значением; сложноподчинённого предложения простым, исключение повторов, фрагмента предложения, одного или нескольких синонимов. Этапы написания сжатого изложения. Определение темы и идеи текста. Определение логико-смысловой структуры текста. Выделение микротем и их основного содержания. Абзацное членение текста. Этап моделирования сжатого изложения. 6. Фонетика. Орфоэпия. (2 часа). Фонетическая система русского языка. Гласные и согласные звуки. Звуковые процессы в области гласных и согласных звуков. Фонетический разбор. Орфоэпические нормы (нормы ударения, нормы произношения), логическое ударение. Выразительные средства русской фонетики: ассонанс, аллитерация. 7. Лексика и фразеология (4 часа). Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слов. Изобразительно-выразительные средства языка, основанные на переносном значении слова (тропы): эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, литота, ирония. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Паронимы. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Диалектизмы, специальная лексика, архаизмы, историзмы, неологизмы. Общеупотребительная, разговорно-бытовая и книжная лексика. Стилистические синонимы. Лексические нормы. Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы, поговорки. 8. Морфемика. Словообразование. Орфография. (3 часа). Состав слова. Морфологический и неморфологический способы образования. Чередование звуков в корне слова. Правописание корней и приставок. Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание корней с чередованием гласных а-о, е-и. Правописание гласных и согласных в приставках, не зависящее от произношения. Правописание приставок, оканчивающихся на з (с). Правописание приставок пре и при. 9. Морфология. Орфография (5 часов). Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции знаменательных частей речи. Морфологический разбор знаменательных частей речи. Трудные случаи морфологического разбора. Морфологические нормы: образование форм именительного и родительного падежей множественного числа имён существительных, падежных форм числительных, форм различных степеней сравнения прилагательных, форм глаголов, местоимений и деепричастий. Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. Грамматическая омонимия. Правописание суффиксов и окончаний имён существительных, прилагательных, глаголов, причастий. Правописание наречий. Одна и две буквы н в суффиксах различных частей речи. Правописание предлогов, союзов. Раздельное и слитное написание не и ни со словами различных частей речи. 10. Синтаксис. Пунктуация (4 часа). Словосочетание, типы связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание. Предложение. Грамматическая основа предложения. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Виды односоставных предложений. Полные и неполные предложения. Осложнённое простое предложение: однородные члены, обособленные члены, вводные слова, обращения. Сложное предложение. Основные типы сложных предложений: сложносочинённое, сложноподчинённое, бессоюзное. Сложные предложения с разными видами связи между частями. Способы оформления чужой речи. Предложения с прямой и косвенной речью. Цитирование. Синтаксические нормы: нормы согласования и управления слов, правильное построение предложений с деепричастными оборотами, с однородными членами предложения и однородными придаточными, построение сложноподчиненных предложений, построение предложений с косвенной речью. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Знаки препинания между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (предложения с однородными, обособленными членами, вводными словами, обращениями). Знаки препинания в сложном союзном предложении. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Учебно-тематическое планирование Тема № занятия 1. Содержание и структура ОГЭ по русскому языку. Типология заданий 2. 3. Текст. Тема и основная мысль текста. План текста. Абзацы и микротемы. Типы речи. Структура текста-рассуждения. Языковые средства связи. 4. Особенности композиционного построения рассуждения, связанного с анализом текста. 5. 6. Формулирование тезиса, отражающего основную мысль текста. Аргументация с опорой на исходный текст. Оформление аргументов 7 Требования к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему. 8. Теоретический уровень осмысления темы. Особенности аргументации. 9. Сжатое изложение как вид информационной переработки текста. Основные приёмы содержательной компрессии текста сочинения- 10. Языковые приёмы компрессии текста. 11. Этапы написания сжатого изложения. 12. Фонетическая система русского языка. 13. Орфоэпические нормы. Выразительные средства русской фонетики. 14. Лексическое значение слова: прямое и переносное. Изобразительно-выразительные средства языка, основанные на переносном значении слова. 15. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Паронимы. 16. Активный и пассивный запас языка. Общеупотребительная, разговорно-бытовая и книжная лексика. Стилистические синонимы. 17. Фразеология. Лексические нормы. 18. Состав слова. Словообразование. 19. Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание корней с чередованием гласных а-о, е-и. 20. Правописание гласных и согласных в приставках. 21. Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста. 22. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции именных частей речи. Правописание суффиксов и окончаний имён существительных и прилагательных. 23. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагольных частей речи. Правописание суффиксов и окончаний глаголов и причастий. 24. Наречие как часть речи. Правописание наречий. Одна и две буквы н в суффиксах различных частей речи. 25. 26. 27. 28. Служебные части речи. Правописание предлогов и союзов. Раздельное и слитное написание не и ни со словами различных частей речи. Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста. Словосочетание, типы связи в словосочетаниях. Нормы согласования и управления. 29. Предложение. Грамматическая основа предложения. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Знаки препинания между подлежащим и сказуемым. 30. Осложнённое простое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Построение предложений с деепричастными оборотами и однородными членами. 31. Сложное предложение. Способы оформления чужой речи. Знаки препинания в сложном предложении. Знаки препинания в сложном предложении и в предложениях с прямой речью. 32. Сжатое изложение публицистического текста. 33. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. 34. Итоговое занятие. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Учебно-методическое обеспечение Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 9 класс. М., Просвещение 2008. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 -х классов общеобразовательных учреждений 2008 года (в новой форме). Русский язык. Федеральный институт педагогических измерений, 2008. С. 70. Козулина М.В. Русский язык. Подготовка к экзамену. Практикум. Саратов, «Лицей», 2006. Лебедев Н.В.Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. М. «Просвещение», 1991 г. Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников 9-х классов ОУ Авторысоставители: Л.С.Степанова, И.П. Цыбулько М.-2011-2012 Оконевская О.М. Павловская Г.В. Диктанты и упражнения. Эксмо. М., 2008. Пахнова Т. М. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 9 класс/ Т М. Пахнова. - М.: Экзамен, 2010. Пахнова Т М. Русский язык: Комплексная работа с текстом: Рабочая тетрадь: 9 класс / Т М. Пахнова. - М.: Экзамен, 2008. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому правописанию. М. «Просвещение», 2000 г. Русова Н.Ю. Как писать сочинение, изложение и диктант. Н. Новгород. 1994. Селезнева Л.Б. Русский язык. Обобщающие алгоритмы и упражнения. М., 2006. Сенина Н.А., Гармаш С.В. и др. Русский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА-2011 / Под редакцией Н.А.Сениной.- Ростов-на-Дону, 2011 Скобликова Е.С. Обобщающая работа по орфографии. Дрофа. М., 2005. Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация по русскому языку в IX классах: основные проблемы и пути их решения. «Русский язык в школе». № 3 - 2009. -с. 3-11 Текучева И.В. Тесты по русскому языку (5-9 классы). Экзамен. М., 2007. Угроватова Т.Ю. ЕГЭ по русскому языку. Учебно-тренировочные тесты и другие материалы для 9 класса. М., С-П., 2008. Шахмаметова А.Ш. Тесты на повторение в 10 классе. «Русский язык» (приложение к «1 сентября»). № 7 - 2009. - с. 13-16.