Рабочая программа Практикум по русскому языку для 9 класса

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Приморского края
МКУ "Управление образования" Октябрьского муниципального округа"
МОБУ Липовецкая СОШ №1

РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
________________________
Протокол № 6 от «29» августа
2024 г.

СОГЛАСОВАНО
завуч по УВР
________________________
Л.С.Раецкая
«29» августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
директор
________________________
М.Н.Ларина
Приказ № 82-О-а от «30»
августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»
ДЛЯ 9 КЛАССА

п.Липовцы 2024

Пояснительная записка
Основной целью предлагаемого курса, рассчитанного на 34 часа, является обеспечение
эффективной и целенаправленной подготовки учащихся 9 классов к выпускному экзамену по
русскому языку в форме ОГЭ. В связи с этим программа содержит:
— отобранную в соответствии с задачами подготовки к ГИА по русскому языку
систему понятий из области фонетики, лексики, морфемики и словообразования, морфологии
и орфографии, синтаксиса и пунктуации, стилистики русского языка;
— систему речеведческих понятий, но основе которой строится работа по подготовке
учащихся к выполнению части С ОГЭ;
—
сведения об основных нормах русского литературного языка.
Представленная программа предусматривает изучение содержания и структуры ОГЭ,
знакомит со спецификацией КИМов, позволяет организовать изучение и повторение
материала блоками в соответствии с типами заданий, представленных в экзаменационной
работе. Особое внимание уделяется написанию сжатого изложения и сочинения на основе
предложенного текста.
В ходе изучения данной программы учащиеся должны знать:
— основные теоретические сведения, предусмотренные программой по фонетике,
лексике, фразеологии, морфемике и словообразованию, морфологии, синтаксису, стилистике,
культуре речи, речеведению.
Учащиеся, применяя полученные знания, должны уметь.
— опознавать языковые единицы различных уровней, проводить их лингвистический
анализ;
— определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип текста или
его фрагмента;
— различать разговорную речь, научный стиль, официально-деловой стиль,
публицистический стиль, язык художественной литературы;
—
читать тексты разных стилей и жанров;
— адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему
основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
— владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
— воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ,
изложение);
— писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему и тему, связанную с
анализом предложенного фрагмента;
— осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой
речевого высказывания;
— свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать
нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и
др.);
— соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка;
— соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
— осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее
правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;
совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Методы и формы обучения: практикумы, выполнение творческих работ,
редактирование, проблемные задания, работа с текстом, анализ языкового материала, работа с
таблицей, групповая работа, эксперимент.
Содержание программы
1.
Содержание и структура ОГЭ по русскому языку. Типология заданий (1 час).
2.
Текст. Типы речи. (2 часа).
Текст. Основные признаки текста. Тема и основная мысль текста. Развитие мысли в
тексте. Данная и новая информация. Деление тексты на абзацы и микротемы. Строение

абзаца. План текста: простой, сложный, тезисный.
Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Особенности строения текстов
разных типов речи. Структура текста-рассуждения. Языковые средства связи.
3.
Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста. (5 часов).
Особенности композиционного построения сочинения-рассуждения данного типа.
Формулирование тезиса, отражающего основную мысль текста. Аргументация с опорой на
исходный текст. Оформление аргументов.
4.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. (3 часа).
Основные требования к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему.
Теоретический уровень осмысления темы. Особенности аргументации.
5.
Сжатое изложение как вид информационной переработки текста. (4 часа).
Подробное, выборочное, сжатое изложение. Основные приёмы содержательной
компрессии текста: разделение информации на главную и второстепенную, исключение
несущественной и второстепенной информации; свёртывание исходной информации за счёт
обобщения (перевода частного в общее).
Языковые приёмы компрессии текста: замена однородных членов обобщающим
наименованием; фрагмента предложения синонимичным выражением; замена предложения
или его части указательным, определительным и отрицательным местоимением с
обобщающим значением; сложноподчинённого предложения простым, исключение повторов,
фрагмента предложения, одного или нескольких синонимов.
Этапы написания сжатого изложения. Определение темы и идеи текста. Определение
логико-смысловой структуры текста. Выделение микротем и их основного содержания.
Абзацное членение текста. Этап моделирования сжатого изложения.
6.
Фонетика. Орфоэпия. (2 часа).
Фонетическая система русского языка. Гласные и согласные звуки. Звуковые процессы в
области гласных и согласных звуков. Фонетический разбор.
Орфоэпические нормы (нормы ударения, нормы произношения), логическое ударение.
Выразительные средства русской фонетики: ассонанс, аллитерация.
7.
Лексика и фразеология (4 часа).
Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Прямое и переносное
значение слов. Изобразительно-выразительные средства языка, основанные на переносном
значении слова (тропы): эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола,
литота, ирония.
Омонимы. Синонимы. Антонимы. Паронимы. Изобразительные возможности
синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы.
Диалектизмы,
специальная
лексика,
архаизмы,
историзмы,
неологизмы.
Общеупотребительная, разговорно-бытовая и книжная лексика. Стилистические синонимы.
Лексические нормы.
Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы, поговорки.
8.
Морфемика. Словообразование. Орфография. (3 часа).
Состав слова. Морфологический и неморфологический способы образования.
Чередование звуков в корне слова.
Правописание корней и приставок. Правописание безударных гласных в корне слова.
Правописание корней с чередованием гласных а-о, е-и. Правописание гласных и согласных в
приставках, не зависящее от произношения. Правописание приставок, оканчивающихся на з
(с). Правописание приставок пре и при.
9.
Морфология. Орфография (5 часов).
Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические
функции знаменательных частей речи. Морфологический разбор знаменательных частей
речи. Трудные случаи морфологического разбора. Морфологические нормы: образование
форм именительного и родительного падежей множественного числа имён существительных,
падежных форм числительных, форм различных степеней сравнения прилагательных, форм
глаголов, местоимений и деепричастий. Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.
Грамматическая омонимия.
Правописание суффиксов и окончаний имён существительных, прилагательных,

глаголов, причастий. Правописание наречий. Одна и две буквы н в суффиксах различных
частей речи. Правописание предлогов, союзов. Раздельное и слитное написание не и ни со
словами различных частей речи.
10.
Синтаксис. Пунктуация (4 часа).
Словосочетание, типы связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание.
Предложение. Грамматическая основа предложения. Способы выражения подлежащего и
сказуемого. Виды односоставных предложений. Полные и неполные предложения.
Осложнённое простое предложение: однородные члены, обособленные члены, вводные слова,
обращения.
Сложное
предложение.
Основные
типы
сложных
предложений:
сложносочинённое, сложноподчинённое, бессоюзное. Сложные предложения с разными
видами связи между частями. Способы оформления чужой речи. Предложения с прямой и
косвенной речью. Цитирование.
Синтаксические нормы: нормы согласования и управления слов, правильное построение
предложений с деепричастными оборотами, с однородными членами предложения и
однородными придаточными, построение сложноподчиненных предложений, построение
предложений с косвенной речью. Синтаксическая синонимия как источник богатства и
выразительности русской речи.
Знаки препинания между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в простом
осложнённом предложении (предложения с однородными, обособленными членами,
вводными словами, обращениями). Знаки препинания в сложном союзном предложении.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Знаки препинания в предложениях с
прямой речью.
Учебно-тематическое планирование
Тема
№
занятия
1.
Содержание и структура ОГЭ по русскому языку. Типология заданий
2.
3.

Текст. Тема и основная мысль текста. План текста. Абзацы и микротемы.
Типы речи. Структура текста-рассуждения. Языковые средства связи.

4.

Особенности
композиционного
построения
рассуждения, связанного с анализом текста.

5.
6.

Формулирование тезиса, отражающего основную мысль текста.
Аргументация с опорой на исходный текст. Оформление аргументов

7

Требования к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему.

8.

Теоретический уровень осмысления темы. Особенности аргументации.

9.

Сжатое изложение как вид информационной переработки текста. Основные
приёмы содержательной компрессии текста

сочинения-

10. Языковые приёмы компрессии текста.
11. Этапы написания сжатого изложения.
12. Фонетическая система русского языка.
13. Орфоэпические нормы. Выразительные средства русской фонетики.
14. Лексическое значение слова: прямое и переносное. Изобразительно-выразительные средства языка, основанные на переносном значении слова.
15. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Паронимы.
16. Активный и пассивный запас языка. Общеупотребительная, разговорно-бытовая и
книжная лексика. Стилистические синонимы.
17. Фразеология. Лексические нормы.
18. Состав слова. Словообразование.

19. Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание корней с
чередованием гласных а-о, е-и.
20. Правописание гласных и согласных в приставках.
21. Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста.
22. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические
функции именных частей речи. Правописание суффиксов и окончаний имён
существительных и прилагательных.
23. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические
функции глагольных частей речи. Правописание суффиксов и окончаний глаголов
и причастий.
24. Наречие как часть речи. Правописание наречий. Одна и две буквы н в суффиксах
различных частей речи.
25.
26.
27.
28.

Служебные части речи. Правописание предлогов и союзов.
Раздельное и слитное написание не и ни со словами различных частей речи.
Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста.
Словосочетание, типы связи в словосочетаниях. Нормы согласования и
управления.

29. Предложение. Грамматическая основа предложения. Способы выражения
подлежащего и сказуемого. Знаки препинания между подлежащим и сказуемым.
30. Осложнённое простое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом
предложении. Построение предложений с деепричастными оборотами и
однородными членами.
31. Сложное предложение. Способы оформления чужой речи. Знаки препинания в
сложном предложении. Знаки препинания в сложном предложении и в
предложениях с прямой речью.
32. Сжатое изложение публицистического текста.
33. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
34. Итоговое занятие.

1.
2.
3.
4.
5.

6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Учебно-методическое обеспечение
Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 9 класс. М., Просвещение 2008.
Государственная итоговая аттестация выпускников 9 -х классов общеобразовательных
учреждений 2008 года (в новой форме). Русский язык. Федеральный институт
педагогических измерений, 2008. С. 70.
Козулина М.В. Русский язык. Подготовка к экзамену. Практикум. Саратов, «Лицей»,
2006.
Лебедев Н.В.Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. М.
«Просвещение», 1991 г.
Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по
проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ
выпускников 9-х классов ОУ
Авторысоставители: Л.С.Степанова, И.П. Цыбулько М.-2011-2012
Оконевская О.М. Павловская Г.В. Диктанты и упражнения. Эксмо. М., 2008.
Пахнова Т. М. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 9 класс/ Т М.
Пахнова. - М.: Экзамен, 2010.
Пахнова Т М. Русский язык: Комплексная работа с текстом: Рабочая тетрадь: 9 класс / Т
М. Пахнова. - М.: Экзамен, 2008.
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому правописанию. М. «Просвещение», 2000 г.
Русова Н.Ю. Как писать сочинение, изложение и диктант. Н. Новгород. 1994.
Селезнева Л.Б. Русский язык. Обобщающие алгоритмы и упражнения. М., 2006.
Сенина Н.А., Гармаш С.В. и др. Русский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА-2011 / Под
редакцией Н.А.Сениной.- Ростов-на-Дону, 2011
Скобликова Е.С. Обобщающая работа по орфографии. Дрофа. М., 2005.
Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация по русскому языку в IX классах:
основные проблемы и пути их решения. «Русский язык в школе». № 3 - 2009. -с. 3-11
Текучева И.В. Тесты по русскому языку (5-9 классы). Экзамен. М., 2007.
Угроватова Т.Ю. ЕГЭ по русскому языку. Учебно-тренировочные тесты и другие
материалы для 9 класса. М., С-П., 2008.
Шахмаметова А.Ш. Тесты на повторение в 10 классе. «Русский язык» (приложение к «1
сентября»). № 7 - 2009. - с. 13-16.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».