МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Приморского края МКУ "Управление образования" Октябрьского муниципального округа" МОБУ Липовецкая СОШ №1 РАССМОТРЕНО на педагогическом совете ________________________ Протокол № 6 от «29» августа 2024 г. СОГЛАСОВАНО завуч по УВР ________________________ Л.С.Раецкая «29» августа 2024 г. УТВЕРЖДЕНО директор ________________________ М.Н.Ларина Приказ № 82-О-а от «30» августа 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРАКТИКУМ ПО МАТЕМАТИКЕ» ДЛЯ 9-Х КЛАССОВ п.Липовцы 2024 Общая характеристика курса Математическое образование в 9 классе играет большую роль в практической и духовной жизни обучающихся. Практическая полезность обусловлена пониманием принципов устройства и использования современной техники, социальной и экономической деятельности человека; служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин; формирует математический стиль мышления; дает возможность развивать точную информационную речь. История развития математики, история великих открытий, имена людей, творивших науку, входит в интеллектуальный багаж каждого культурного человека. стиль мышления; дает возможность развивать точную информационную речь. История развития математики, история великих открытий, имена людей, творивших науку, входит в интеллектуальный багаж каждого культурного человека. Тематика и задания дополнительного урока математики подобраны так, что ориентируют ребят на ликвидацию пробелов в знаниях учащихся по математике по уже пройденным темам, позволяют ученику любого уровня активно включиться в познавательный процесс и максимально проявить себя по интересующим его вопросам математики. Всё это позволяет устранить разрыв между уровнем среднего математического образования, предусмотренного программой обязательного курса, и уровнем, необходимым при сдаче экзамена; развивать у учащихся логическое мышление, пространственное воображение. Цели и задачи курса Цель курса: целенаправленная подготовка учащихся к успешной сдаче государственной итоговой аттестации за курс основной школы, повторение и систематизация знаний, приобретенных при изучении курса математики. Задачи курса: - систематизация, обобщение и углубление учебного материала, изученного на уроках алгебры в 9 классе; развитие познавательного интереса школьников к изучению математики; - формирование процессуальных черт их творческой деятельности; - продолжение работы по ознакомлению учащихся с общими и частными эвристическими приемами поиска решения стандартных и нестандартных задач; - развитие логического мышления и интуиции учащихся; - расширение сфер ознакомления с нестандартными методами решения алгебраических задач. Содержание курса 1. Практико-ориентированные задания (6 часов) Табличное и графическое представление данных, план и схема, извлечение нужной информации. Изменчивость при измерениях. Решающие правила. Закономерности в изменчивых величинах. Вычисления и преобразование величин. Исследование простейших математических моделей. 2. Числа и вычисления. Алгебраические выражения (2 часов) Сложение и вычитание, компоненты сложения и вычитания, связь между ними, нахождение суммы и разности, изменение суммы и разности при изменении компонентов сложения и вычитания. Умножение и деление, компоненты умножения и деления, связь между ними, умножение и сложение в столбик, деление уголком, проверка результата с помощью прикидки и обратного действия. Сложение и вычитание обыкновенных и десятичных дробей. Умножение и деление обыкновенных и десятичных дробей. Арифметические действия со смешанными дробями. Степень с натуральным показателем и ее свойства. Преобразования выражений, содержащих степени с натуральным показателем. Числовое выражение и его значение, порядок выполнения действий. Способы рационализации вычислений и их применение при выполнении действий. Одночлен, многочлен. Действия с одночленами и многочленами (сложение, вычитание, умножение). Формулы сокращенного умножения: разность квадратов, квадрат суммы и разности. Разложение многочлена на множители: вынесение общего множителя за скобки, группировка, применение формул сокращенного умножения. Квадратный трехчлен, разложение квадратного трехчлена на множители. Выражение с переменной. Значение выражения. Подстановка выражений вместо переменных Практические расчеты по формулам. Алгебраическая дробь. Сокращение алгебраических дробей. Приведение алгебраических дробей к общему знаменателю. Действия с алгебраическими дробями: сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень. Изображение чисел на числовой (координатной) прямой. Модуль числа, геометрическая интерпретация модуля числа. Действия с положительными и отрицательными числами. Множество целых чисел. Основные понятия, координатный луч, расстояние между точками. Координаты точки. Понятие иррационального числа. Распознавание иррациональных чисел. Действия с иррациональными числами: умножение, деление, возведение в степень. Множество действительных чисел. . 3. Уравнения и неравенства (6 часов) Понятие уравнения и корня уравнения. Представление о равносильности уравнений. Область определения уравнения (область допустимых значений переменной). Решение линейных уравнений. Квадратные уравнения. Неполные квадратные уравнения. Дискриминант квадратного уравнения. Формула корней квадратного уравнения. Решение квадратных уравнений: использование формулы для нахождения корней, графический метод решения, разложение на множители, подбор корней с использованием теоремы Виета. Решение простейших дробно-линейных уравнений. Простейшие иррациональные уравнения вида f ( x ) = a , f ( x ) = g ( x ) . Уравнения вида x = a .Уравнения в целых числах. Системы неравенств с одной переменной. Решение систем неравенств с одной переменной: линейных, квадратных. Изображение решения системы неравенств на числовой прямой. Запись решения системы неравенств. 4. Текстовые задачи (4 часов) Задачи на проценты. Задачи, связанные с понятием «концентрация» и «процентное содержание». Задачи на движение, работу и производительность труда. Задачи на процентный прирост и вычисление сложных процентов. Задачи на вклады и кредиты. n 5. Статистика и теория вероятностей (2 часа) Случайные опыты (эксперименты), элементарные случайные события (исходы). Вероятности элементарных событий. События в случайных экспериментах и благоприятствующие элементарные события. Вероятности случайных событий. Опыты с равновозможными элементарными событиями. Классические вероятностные опыты с использованием монет, кубиков. 6. Функции и графики (4 часа) Декартовы координаты на плоскости. Формирование представлений о метапредметном понятии «координаты». Способы задания функций: аналитический, графический, табличный. График функции. Примеры функций, получаемых в процессе исследования различных реальных процессов и решения задач. Значение функции в точке. Свойства функций: область определения, множество значений, нули, промежутки знакопостоянства, четность/нечетность, промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения. Исследование функции по ее графику. Линейная функция. Свойства и график линейной функции. Угловой коэффициент прямой. Расположение графика линейной функции в зависимости от ее углового коэффициента и свободного члена. Нахождение коэффициентов линейной функции по заданным условиям: прохождение прямой через две точки с заданными координатами, прохождение прямой через данную точку и параллельной данной прямой. Квадратичная функция. Свойства и график квадратичной функции (парабола). Построение графика квадратичной функции по точкам Обратная пропорциональность. Свойства функции y = k . Гипербола. x 7. Числовые последовательности (3 часа) Последовательности и прогрессии. Числовая последовательность. Примеры числовых последовательностей. Бесконечные последовательности. Арифметическая прогрессия и ее свойства. Геометрическая прогрессия. Формула общего члена и суммы n первых членов арифметической и геометрической прогрессий. 8. Геометрия (7 часов) Геометрическая фигура. Внутренняя, внешняя области фигуры, граница. Линии и области на плоскости. Выпуклая и невыпуклая фигуры. Плоская и неплоская фигуры. Понятие величины. Длина. Измерение длины. Единицы измерения длины Величина угла. Градусная мера угла. Треугольники. Высота, медиана, средняя линия треугольника. Равнобедренный и равносторонний треугольники. Признаки равенства и подобия треугольников. Решение треугольников. Сумма углов треугольника. Свойства прямоугольных треугольников. Теорема Пифагора. Теорема синусов и косинусов. Неравенство треугольников. Площадь треугольника. Многоугольники. Четырехугольники. Параллелограмм, его свойства и признаки. Площадь параллелограмма. Ромб, прямоугольник, квадрат. Трапеция. Средняя линия трапеции. Площадь трапеции. Правильные многоугольники. Дополнительные построения при решении задач. Окружность. Касательная к окружности и ее свойства. Секущие и хорды. Их свойства. Касание двух окружностей (внешнее, внутреннее). Общие касательные к окружностям (внешние, внутренние). Окружности, вписанные в угол. Окружность, описанная около треугольника. Окружность, вписанная в треугольник. Вневписанные окружности. Окружность, описанная около четырехугольника. Окружность, вписанная в четырехугольник. Длина окружности. Площадь круга. Центральный и вписанный углы. Комбинация окружности и многоугольников. Теорема Пифагора. Тригонометрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Тригонометрические функции угла. Выделение свойств объектов. Формирование представлений о метапредметном понятии «фигура». Планируемые результаты освоения учебного курса Личностные результаты: • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, покоторым можно определить, что цель достигнута; • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальныересурсы, необходимые для достижения поставленной цели; • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленныхзадач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых длядостижения поставленной цели; • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью; • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности; • осуществлять деловую коммуникацию. Метапредметные результаты: • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, покоторым можно определить, что цель достигнута; • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальныересурсы, необходимые для достижения поставленной цели; • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленныхзадач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной целью; • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности; • осуществлять деловую коммуникацию. Предметные результаты: • формирование навыков поиска математического метода, алгоритма и поиска решения задачи в структуре задач ОГЭ; • формирование навыка решения определенных типов задач в структуре задач ОГЭ; • умение работать с таблицами, со схемами, с текстовыми данными; уметь преобразовывать знаки и символы в доказательствах и применяемых методах для решения образовательных задач; • умение приводить в систему, сопоставлять, обобщать и анализировать информационные компоненты математического характера и уметь применять законы и правила для решения конкретных задач; • умение выделять главную и избыточную информацию, производить смысловое сжатие математических фактов, совокупности методов и способов решения; уметь представлять в словесной форме, используя схемы и различные таблицы, графики и диаграммы, карты понятий и кластеры, основные идеи и план решения той или иной математической задачи. Тематическое планирование- 34 часа Тема Практикоориентированные задания Колво часов 6 Числа вычисления. Алгебраические выражения 2 Уравнения и неравенства 6 Текстовые задачи 4 Форма занятия Цифровые образовательные ресурсы Практикум, выполнение тренировочных упражнений. https://oge.sdamgia.ru/prob_catalog http://www.fipi.ru https://www.time4math.ru/oge Практикум, выполнение тренировочных упражнений. Практикум, выполнение тренировочных упражнений. Практикум, выполнение тренировочных упражнений. https://oge.sdamgia.ru/prob_catalog http://www.fipi.ru https://www.time4math.ru/oge https://oge.sdamgia.ru/prob_catalog http://www.fipi.ru https://www.time4math.ru/oge https://oge.sdamgia.ru/prob_catalog http://www.fipi.ru https://math100.ru/ogenew/ https://cpm.dogm.mos.ru/oge_mathem/ Статистика и теория вероятностей 2 Функции и графики 4 Числовые последовательности 3 Геометрия 7 Учебная лекция, работа в группах, парах. Практикум, выполнение тренировочных упражнений. Учебная лекция, работа в группах, парах. Практикум, выполнение тренировочных упражнений. Учебная лекция, работа в группах, парах. Практикум, выполнение тренировочных упражнений. Учебная лекция, работа в группах, парах. Практикум, выполнение тренировочных упражнений. https://oge.sdamgia.ru/prob_catalog http://www.fipi.ru https://www.time4math.ru/oge https://oge.sdamgia.ru/prob_catalog http://www.fipi.ru https://www.time4math.ru/oge https://math100.ru/ogenew/ https://cpm.dogm.mos.ru/oge_mathem/ https://zen.yandex.ru/media/id/5d7b0f9 91ee34f00ac847673/moduli-i-grafiki60261a97fa0bd9159a613216 https://oge.sdamgia.ru/prob_catalog http://www.fipi.ru https://www.time4math.ru/oge https://oge.sdamgia.ru/prob_catalog http://www.fipi.ru https://www.time4math.ru/oge https://math100.ru/ogenew/ https://cpm.dogm.mos.ru/oge_mathem/