Муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Липовецкая средняя общеобразовательная школа №1 Октябрьского муниципального округа» РАСМОТРЕННО СОГЛАСОВАННО УТВЕРЖДАЮ На педагогическом Зам. Директора по УВР Директор школы _________ Л.С Раецкая _________ М.Н. Ларина «29» августа 2024г. Приказ № 82-0-а совете Протокол № 6 от «29» августа 2024г. «30» августа 2024г. ШКОЛЬНОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО Рабочая программа по внеурочной деятельности пгт. Липовцы 2024 г. Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Зеленая планета» разработана с целью расширения курса «Биологии» в 5-7 классах. Курс обладает широкими возможностями для формирования у пятиклассников фундамента экологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит освоить основы адекватного природопользования и поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет значительную роль в развитии и воспитании личности. Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи на другую, вооружить учащихся знаниями, формировать у него учебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: - ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач – выделение учебных задач; - хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи - учебные действия; - уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы – контроль; - адекватно оценивать качество его выполнения. Программа «Зелёная планета» является продолжением урочной деятельности. Содержание программы представляет широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода к учащимся при их обучении, а также для самовыражения ребёнка как личности, для развития его интеллектуальных способностей логического мышления. На доступном для учащихся уровне раскрывается сложившееся противоречие между обществом и природой, пути их разрешения. Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные экологические проблемы с позиции учёных, ощутить весь спектр требований к научному исследованию. Экологическое образование по данной программе предлагает не только получение знаний, но и воспитание экологической культуры, а также формирование умений практического характера, что позволяет учащимся внести реальный вклад в сбережение природы своей местности. Деятельность учащихся определена и ориентирована на мониторинг окружающей среды своей местности. Общение с природой – это главное условие формирования экологической ответственности по отношению к природной среде. Основная задача учителя – увлечь учащихся изучением природы родного края и исследованием проблем окружающей среды – загрязнения, сохранения здоровья человека. Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе. Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу. Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества. Программа осуществляет следующие задачи: 1. обучающие: * удовлетворение естественного интереса младших школьников к окружающему их миру; * помощь учащимся в улучшении освоении школьной программы по естественным наукам; * выработка у детей естественно- научных представлений о природе, о длительном и сложном эволюционном пути развития жизни на Земле, об уникальности этой жизни; * формирование представления о Земле как о едином организме, в котором живое и неживое развивается по своим законам в тесной взаимосвязанности; * знакомство с системой интеллектуальных и практических знаний и умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды. 2. развивающие: * развить способности к выявлению причинно-следственных связей в решении экологических проблем; * поддержать и укрепить стремление детей к личному участию в практических делах по защите окружающей среды, к распространению экологических знаний, к следованию экологическим нормам во всех видах деятельности. 3. воспитательные: * Привить чувство любви к природе, понимание её уязвимости и ответственности за её сохранность; * формировать потребность в деятельности, направленной на улучшение состояние состояния окружающей среды. * Формирование у школьников экологических знаний и развитие у них практических умений по изучению и охране природы своей местности; * развивать у учащихся устойчивый интерес к экологии как науке, способствовать решению задач экологического воспитания учащихся, осознанию мероприятий по охране природы; * развитие познавательных интересов и способностей, формирование и закрепление умений и навыков, полученных на уроках географии; * начать формирование знаний о методах научного познания природы, умений, связанных с выполнением учебного исследования; * формирование бережного отношения к растительному миру; * воспитание экологической культуры человека; * формирование у учащихся умений наблюдать окружающую природу и жизнь людей, анализировать, обобщать, оформлять данные своих наблюдений и собранных материалов. * воспитание экологически грамотной творческой социально-активной личности, ответственного относящейся к богатствам природы и общества. Решение этих задач будет осуществляться согласно методическим требованиям современной науки путём сочетания на занятиях разнообразных форм и методов обучения и воспитания: рассказ, беседа, лекция, наблюдения в природе, работа с научной и научно – популярной литературой, ролевые игры, викторины и кроссворды, конкурсы рисунков, тестовые опросы, экскурсии, составление докладов и рефератов, подготовка презентаций. В основу построения программы положены следующие принципы: * Принцип систематичности и последовательности. Все темы взаимосвязаны и в процессе последовательного изучения знания и умения обогащаются новым содержанием. • Принцип наглядности – зрительное воспитание наиболее эффективно для учащихся данной возрастной категории • Принцип связи теории с практикой - обучение и воспитание большей части программы реализуется через экскурсии наблюдения, практической работы, • Принцип прочности - усвоения знаний обуславливается использованием различных видов, форм и методов активного обучения. • Принцип доступности - от лёгкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого – к сложному. Формы и методы обучения: игра, беседа, викторина, значительное внимание в данной программе уделяется проектной деятельности, что способствует формированию учебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность. Проектная деятельность, реализуемая данной программой, имеет ряд особенностей: 1. Проектная деятельность осуществляется в школе, на школьном дворе, дома, не требуя от детей самостоятельного посещения отдаленных объектов, что связано с обеспечением безопасности обучаемых. 2. В большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими и возрастными особенностями школьников 5 классов. 3. Проектная деятельность носит групповой характер, что способствует формированию коммуникативных умений. 4. ФГОС нового поколения требует использование в образовательном процессе технологий деятельного типа, методов проектно-исследовательской деятельности определены как одного из условий реализации основной образовательной программы основного общего образования. Актуальность проектной деятельности обусловлена её методологической значимостью. Проектные работы различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в совместной работе. Проект учащихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определённых личностных качеств, которые ФГОС определяет, как результат освоения основной образовательной программы основного общего образования. Программа позволяет реализовать: компетентности, личностно- ориентированный, деятельный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнёрство, творчество и успех. РЕЗУЛЬТАТ проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, доклад, сообщение, презентация, комплексная работа, социальная работа. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, исследование, самостоятельная работа, защита работ, мини-конференции, консультации. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ: альбом, газета, гербарий, журнал, коллекция, модель, плакат, стенгазета, поделки. ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДИКИ: - уровневая дифференциация; - проблемное обучение; - моделирующая деятельность; - поисковая деятельность; - информационно – коммуникационные действия; - здоровье сберегающие технологии МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ НА ЗАНЯТИЯХ: - с уроками русского языка: запись отдельных выводов, выражений, предложений, написание проектных работ, рефератов, докладов; - с уроками математики: вычисления, измерения, решения; - с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков, плакатов; - с уроками технологии: изготовление различных элементов по темам проектов; - с уроками информатики: создание презентаций. УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ НАУЧИТЬСЯ: - видеть проблему; - ставить вопросы; - выдвигать гипотезы; - давать определение понятиям; - классифицировать, наблюдать, определять; - проводить эксперименты; Делать умозаключения и выводы; - структурировать материал; - готовить тексты собственных докладов; - объяснять, доказывать, защищать свои идеи. В ХОДЕ РЕШЕНИЯ СИСТЕМЫ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ МОГУТ БЫТЬ СФОРМИРОВАНЫ СЛЕДУЮЩИЕ СПОСОБНОСТИ: - Рефлексировать (видеть проблему, анализировать сделанное, видеть ошибки) - Цел полагать (ставить цели) - Планировать (составлять план своей деятельности) - Моделировать (представлять способ действия) - Проявлять инициативу при поиске способа решения задач; - Отстаивать свою позицию, иметь свою точку зрения. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, библиотеке, в музеях, на пришкольном участке, на природе ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов. В результате освоения содержания курса «Зеленая планета» у детей формируются общие учебные умения, навыки и способы деятельности: личностные, коммуникативные, личностные, познавательные и регулятивные. Тематическое планирование составлено из расчёта 1 час в неделю (34 часа в год). Требования к уровню подготовки учащихся: Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, включают в себя предметные, мет предметные и личностные результаты. Содержание программы внеурочной экологической деятельности «Зелёная планета» формы и методы работы позволят достичь следующих результатов: Личностные - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; - экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения; - гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; - уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; - эстетические потребности, ценности и чувства; Мета предметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия -предвосхищать результат. -концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; - стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач. Коммуникативные универсальные учебные действия -ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; - предлагать помощь и сотрудничество; - определять цели, функции участников, способы взаимодействия; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности - формулировать собственное мнение и позицию; - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Познавательные универсальные учебные действия - ставить и формулировать проблемы; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. -запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст. - установление причинно-следственных связей. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ У обучающего будут Обучающийся получит сформированы Возможность для формирования 1. формирование ответственного Внутренней позиции школьника на уровне отношения к учению, готовности и положительного отношения к школе, способности обучающихся к саморазвитию понимания необходимости учения, и самообразованию на основе мотивации к выраженного в преобладании учебное – обучению и познанию познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний 2. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; 3. развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 4. формирование коммуникативной компетенции в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности Метапредметные результаты Познавательные универсальные действия Ученик научится 1. анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков 2.сравнивать по заданным критериям дватри объекта, выделяя два-три существенных признака 3. проводить классификацию по заданным критериям 4. строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях 5. устанавливать последовательность событий Ученик получит возможность научиться Осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии Осуществлять классификацию самостоятельно выбирая критерии Строить логические рассуждения, включающие установление причинноследственные связи Устанавливать последовательность событий, выявлять недостающие элементы 6. определять последовательность Определять последовательность выполнения действий, составлять выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трёх инструкцию к выполненному действию шагов 7.понимать информацию, представленную Понимать информацию представленную в в неявном виде( выделяет общий признак неявном виде ( выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление группы элементов, характеризует явление по его описанию) по его описанию) и самостоятельно представлять информацию в неявном виде. РЕГУЛЯТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ Ученик научится 1. Понимать и сохранять учебные цели и задачи 2. осуществлять контроль при наличии эталона 3. планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Ученик получит возможность научиться В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи Осуществлять контроль на уровне произвольного внимания Планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации в новом учебном материале 4.оценивать правильность выполнения Самостоятельно оценивать правильность действия на уровне ретроспективной выполнения действия и вносить оценки необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Ученик научится Ученик получит возможность научиться 1. Умение объяснить свой выбор, строить Строить понятные для партнёра понятные для партнёра высказывания при высказывания при объяснении своего объяснении своего выбора выбора и отвечать на поставленные вопросы 2.умение задавать вопросы, Формулировать вопросы, необходимые для формулировать их организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром По окончании курса учащиеся должны знать и уметь: ➢ Оказывать первую помощь при травмах в походах и на экскурсиях, при работе на местности; ➢ Ориентироваться на местности по звездам, по компасу, по Солнцу, по часам; ➢ Ставить опыты, наблюдать, исследовать на школьном участке; бороться с вредными насекомыми; ➢ Устанавливать метеорологическую площадку; наблюдать за погодой; анализировать наблюдения и делать выводы; ➢ Наблюдать за природой, ее сезонными изменениями; применять свои наблюдения на практике; ➢ Разведывать подземные богатства, собирать образцы горных пород и минералов; ➢ Ухаживать за комнатными растениями, садовыми цветами и культурами; ➢ Собирать гербарии и лекарственные растения; ➢ Делать химический анализ на экологическую чистоту воздуха, воды, почвы, растений и жилища; ➢ Применять экологические знания в жизни, находить пути решения экологических проблем; ➢ Знать особенности природы своей местности и элементарные меры охраны природы; ➢ Вносить свой посильный вклад в изучение и охрану природы своей местности. ЭОР Ноутбук. Проектор, интерактивная доска. Биологическая электронная лаборатория. Тематическое планирование внеурочной деятельности «Зелёная планета» для 5х классов Творческая сила находится внутри вещей, созданных природой и прибывает с ними. И если ты будешь вести себя согласно её Пожеланиям, то всё будет тебе по душе. Марк Авралили № Тема урока Дата проведения часов 1. Введение в экологическое краеведение 2 2. Вселенная наш дом 2 3. Развитие жизни на Земле 2 4. Как сохранить жизнь на Земле 2 5. Загрязнение окружающей среды как результат хозяйственной деятельности человека 3. Характеристика основных видов Деятельности учащихся Введение в экологическое краеведение. Необходимость изучение природы для её сохранения. Техника безопасности при работе на местности, на участке, во время экскурсий Что такое природа. Живая и неживая природа. Окружающая среда, её состояние. Отношение человека к природе и её обитателям. Образование Земли, её возраст, Эпохи эволюции жизни на Земле. Практическая работа: Составление геохронологической шкалы. Причины популярности и актуальности экологии. Проблемы экологической безопасности. Использование человеком природных ресурсов. Атмосфера. Загрязнение атмосферы естественное и антропогенное. Парниковый эффект, разрушение 6. Вода. Источники загрязнения водоёмов. 2 7. Бытовые и промышленные отходы 3 8. Радиоактивные отходы. 1 9 Животный мир. Истребление животных на Земле 2 10. Красная книга Приморского края Леса и растительный мир 4 12 Заповедники Приморского края 3 13 Заказники края Приморского 2 14. Экологическое значение леса и растительного мира. 1 11. 1 озонового слоя, кислотные дожди. Презентации и сообщения. Сточные воды предприятий. Бытовые и сточные воды нашей местности. Охрана водных ресурсов Куйбышевского района и Ростовской области. Экскурсия к реке Минус. Сокращение количества бытовых отходов. Создание безотходных и замкнутых технологий. Сообщения. Изготовление листовок – обращение к населению села. Источники радиоактивных отходов. Проблема их захоронения. Влияние отходов на живые организмы. Очистка и дезактивация. Просмотр фильма «Эхо Чернобыля» Причины уничтожения дикой фауны: охота, разрушение естественной среды обитания. Меры по охране животных. Рисунки, газета, проекты Расположение лесов на Земле. Чем богат наш край – виды растительного мира Примесью. Меры по охране животных и растений Приморья. Рисунки, газета, проекты Меры по охране животных и растений Приморья. Рисунки, газета, проекты Экономическое и социальное значение леса. Экскурсия в лесную зону села. 15. Почва ,её виды 2 16 Демографические проблемы Земли 1 17. Рост численности населения Земли и его последствия. 1 18. Биосфера. Основные законы биосферы 2 19 Экологические прошлого 2 20 Современный экологический кризис 1 21 Экологическая проблема нашего посёлка 1 22. Защита «Безопасная Земле» проектов жизнь на 2 23 Времена года. Осень в природе. Беседа о явлениях природы. «Осень- славная пора!» Практические работы на участке школы. Зима в природе.» Всё кругом белым – бело!» 2 Весна в природе. Признаки наступления весны. Поведение человека в природе. 2 24 25. кризисы 2 Причины истощения и разрушения почв. Меры по охране лесов и почв. Современное население Земли и его распределение по планете. Демографическая политика. Этнический состав населения мира и нашего региона. Практическая работа – схема, таблица Нарушение законов биосферы человеком – причины экологического кризиса на Земле. КВН – «Человек и животный и растительный мир» Развитие общества и создание кризисных экологических ситуаций Пути выхода из экологического кризиса Практическая работа «Ваша точка зрения» Конкурс рисунков. Проектные работы. Экскурсия по посёлку. Просмотр презентаций – индивидуальная и коллективная работа. Малая экологическая конференция. Знакомство с растениями и животными ближайшего окружения, осенние изменения в их жизни. Календарь наблюдений Развешивание кормушек, подкормка птиц. Наблюдение за снегом. Экологическое состояние природы зимой Экологические правонарушения. «Не ломай, не жги, не рви» 26 27. 28 29. 30. 31 32. 33 34 35 36. Весенние работы на пришкольном участке. Лес – многоэтажный дом Природа и фантазия. Отражение красоты природы в декоративноприкладном искусстве Цветы на подоконнике. Тематическое занятие «С любовью к природе» 1 Живая душа природы. Занятие – путешествие: Кто на каком этаже живёт?» Прогулка по родному поселку Всё в природе взаимосвязано. Проблемы нашего дома: планеты, страны, места, где мы живём Моя малая Родина – Приморье «Взяла однажды в руки карандаш, но не простой, а карандаш природы» Развитие экологии в Приморье Защита рефератов, презентаций. Итоговый урок по пройденному материалу. 1. 1 2 2. 2 1 1. 3 2 2 Выпуск газеты и поделок из природного материала. Посади и вырасти – акция «Зелёная планета» Экскурсия в природу Мир цветов. Практическая работа. Поделки из отходного материала Цветущие комнатные растения- питомцы далёких стран. Экология и цветы. Зарисовки растений, изготовление из бисера и бумаги. Всё в природе взаимосвязано, человек часть природы. Конкурс рисунков: «Экология и я» Фотосессия: «Экология и житель нашего посёлка» Человек – часть природы. Место человека в природе. Экскурсия: «Наблюдение за объектами живой и неживой природы» Экологические проблемы, история возникновения поселка. Составление экологического паспорта. Рисунки, сочинения Экологическое воспитание Урок контроля, коррекции. Поделки из природного материала. Игра: «Опиши, я отгадаю» Авторская концепция программы заключается в совместной деятельности педагога и детей, только благодаря сотрудничеству, развиваются взаимопонимание, сочувствие и согласие, так необходимые при формировании экологической культуры. - Расскажи мне – и я забуду - Покажи мне – и я запомню - Дай мне сделать самому – и я пойму. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса. Литература: 1. Беляева Л. Т. Ботанические экскурсии в природу. - М.: Учпедгиз, 2010. 2.. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» (Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010); 3. Виноградова Н. Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста / Н. Ф. Виноградова. -М, 1996. -С. 35-42. 4.Плешаков А. А. Зеленые страницы. Москва. Просвещение. 2011г. 5. Плешаков А. А. Зеленый дом. Система учебных курсов с экологической направленностью. В сб. Программы общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2000. 6. Фадеева Г. А. Экологические сказки. Пособие для учителей 1-6 классов. Волгоград: Учитель, 2005. 7. Экологическое воспитание в дополнительном образовании. Приложение к журналу «Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи» вып.№5, _ М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006 8. Зверев И. Д. Экологическое образование и воспитание / И. Д. Зверев // 9. 9. Экологическое образование: концепции и технологии: сб. науч. тр. / под ред. проф. С. Н. Глазачева. - Волгоград, 1996. - С. 72-84. 10. «Экология» А. И. Никишова, В. Н. Кузнецова, Д. Л. Теплова. М., 2007.