Рабочая программа Функциональная грамотность

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
«Липовецкая средняя общеобразовательная школа №1
Октябрьского муниципального округа»

РАСМОТРЕННО

СОГЛАСОВАННО

УТВЕРЖДАЮ

На педагогическом совете

Зам. Директора по УВР

Директор школы

Приказ № 6 от

_________ Л.С Раецкая

_________ М.Н. Ларина

«29» августа 2024г.

«29» августа 2024г.

Приказ № 82-0-а
«30» августа 2024г.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Рабочая программа по внеурочной деятельности

пгт. Липовцы
2024 г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная
грамотность»
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности для 1-4 класса «Функциональная
грамотность: учение с увлечением» разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего
образования.
Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности
младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них,
использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и
возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и
буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование
прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они
живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения
в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения
полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики
семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для
выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с
помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и
экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех
изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия
соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учение с
увлечением» предназначена для реализации в 1-4 классах начальной школы и рассчитана
на 135 часов за весь курс изучения.
Содержание программы 3 класс
Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научно-познавательные
тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана
текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов;
личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия): особенности
жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи,
виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.

Финансовая грамотность (18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет, уровни
государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные
доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы.
Налоги. Экономия семейного бюджета.
Математическая грамотность (19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия): нахождение
значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений
и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа,
задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой
величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и
круговых диаграмм, работа с графиками.
Планируемые результаты освоения курса
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных
результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства:
участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных
ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия,
свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том
числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в
их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;

– оценивать

правильность выполнения действий: знакомство с критериями
оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в
речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о банковских картах;
– умение правильно обращаться с поврежденными деньгами; – представление о
различных банковских услугах; – проведение элементарных финансовых расчётов.
Предметные результаты изучения блока «Естественнонаучная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания
и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы
человеческого познания.
Оценка достижения планируемых результатов
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
•
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты;
•
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при
выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
•
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества
успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению
и другим предметам.
№
Тема
Предмет изучения
Формируемые умения
п/п
Блок «Читательская грамотность»
1
Про дождевого Тип
текста. -определять тип текста;
червяка
Содержание научно- -дополнять предложение словами из
познавательного
текста;
текста.
-определять
периоды
развития
дождевого червя на основе теста;
-объяснять, почему дождевые черви –
это настоящие сокровища, живущие
под землёй;
-определять на основе теста способ
питания дождевых червей;
– находить
предложение,
соответствующее рисунку;
– выбирать
утверждения,
соответствующие тексту;
– составлять вопрос по содержанию
текста;
– называть дополнительные вопросы,
ответов на которые нет в тексте.
Кальций
Содержание научно- – Работать с кластером;
познавательного
– Дополнять предложение словами из
текста.
текста;
– определять, что такое минерал;
– называть стройматериалы, содержащие
кальций;
– объяснять значение слова;
– выбирать
утверждения,
которые
соответствуют прочитанному тексту;
– составлять предложения по рисунку;
– составлять вопрос по содержанию
текста
и
записывать
ответ
на
составленный вопрос.
•

5

Сколько
облако?

7

Хлеб –
голова

9

Про мел

весит Тип текста. Главная – Определять тип текста;
мысль
текста. – определять, что вынесено в заглавие –
Содержание текста
тема или главная мысль;
– находить ответ на вопрос в тексте;
– объяснять значение слова;
– дополнять предложения;
– выбирать вопросы, на которые можно
найти ответы в тексте;
– дополнять план текста;
– рассказывать
о
прочитанном
произведении;
– составлять вопрос по содержанию
текста и записывать ответ на
составленный вопрос;
– определять
название
книг
с
достоверными сведениями.
всему Тип текста. Главная -Определять тип текста;
мысль
текста. -определять, что вынесено в заглавие –
Содержание текста
тема или главная мысль;
- записывать пословицы о хлебе;
-записывать
предложение,
которое
соответствует рисунку;
-находить ответ на вопрос в тексте;
-объяснять значение слова;
-рассказывать
о
прочитанном
произведении;
-составлять вопрос по содержанию
текста
и
записывать
ответ
на
составленный вопрос;
-работать с толкованием слова;
-определять
порядок
следования
предложений;
– называть хлебобулочные изделия
Главная мысль текста. -Заполнять кластер о происхождении
Содержание текста.
мела;
-составлять вопрос по готовому ответу;
-давать определение слова;
-работать с толковым словарём;
-работать с толкованием слова;
-соединять части предложений и
определять их порядок;
-составлять план текста в виде вопросов;
– составлять вопрос по содержанию
текста
и
записывать
ответ
на
составленный вопрос.

11

Про мыло

Содержание научно- – Дополнять предложение;
познавательного
– давать определение слова;
текста.
– работать с толковым словарём;
– соединять части предложений и
определять их порядок;
– находить в тексте предложение,
которое соответствует рисунку;
– находить в тексте предложение по
заданному условию;
– дополнять
текст
по заданному
условию;
– определять даты принятия гербов.
13
История свечи
Содержание научно-Давать определение слова;
познавательного
-Записывать ответ на поставленный
текста.
вопрос;
– определять слово по его лексическому
значению;
– называть
вещества,
которые
используют при изготовлении свечей;
– выбрать вопросы, на которые можно
найти ответ в тексте;
– составлять вопросы и находить ответы
в тексте;
– соединять части предложений и
определять их порядок;
– заполнять кластер по рисункам на
основе прочитанного текста;
– называть правила безопасности при
использовании свечей;
– рассказывать
о
прочитанном
произведении;
- отвечать на поставленный вопрос.
15
Магнит
Содержание научно- – Давать определение слова;
познавательного
– дополнять предложение;
текста.
– находить ответ на поставленный
вопрос;
– объяснять значение словосочетания;
– с помощью текста находить отличия
между предметами;
– называть
предметы, о которых
говорится в тексте;
– рассказывать
о
прочитанном
произведении.
Блок «Естественно-научная грамотность»

2

Дождевые черви

Дождевые черви

4

Полезный
кальций

Кальций

6

Про облака

Облака

8

Про
хлеб
дрожжи

и Дрожжи. Хлеб.

– Называть части тела дождевого червя;

– объяснять, какую роль играют
щетинки в жизни животного;
– рассказывать, чем питается дождевой
червь;
– объяснять, почему во время дождя
дождевые черви выползают на
поверхность земли;
– наблюдать, как дождевые черви
создают плодородную почву;
– заполнять таблицу-характеристику на
дождевого червя.
– Заполнять таблицу;
– дополнять предложение;
– определять с помощью опытов, что
происходит с костями и скорлупой
яйца, если из них удалить кальций;
– составлять
суточное
меню
с
молочными продуктами;
– дописывать вывод о необходимости
кальция для организма.
–С
помощью
опыта
показывать
образование облаков;
– объяснять,
почему
облака
увеличиваются в размере;
– называть явления природы;
– называть виды облаков;
– определять погоду по облакам.
– Называть внешние признаки сходства и
различия ржи и пшеницы;
– описывать внешний вид ржаного и
пшеничного хлеба;
– определять
наличие дырочек в
хлебобулочных изделиях;
– давать определение слову «дрожжи»;
– проводить опыт, показывающий
влияние температуры на процесс
брожения;
– проводить опыт, показывающий
влияние сахара на процесс брожения;
– проводить
опыт,
доказывающий
образование углекислого газа при
брожении;

– проводить опыт, доказывающий, что
вкус и качество хлеба зависят от
выдержки теста.

10

Интересное
вещество – мел

Мел.

12

Чем интересно Мыло
мыло и как оно
«работает»

14

Про свечи

Свеча

– определять внешние признаки мела;
-доказывать, что мел не растворяется в
воде;
– называть, из чего состоит мел;
– доказывать, что мел содержит карбонат
кальция;
– определять состав мела;
называть области применения мела.
– Называть виды мыла;
– исследовать мыло в сухом виде;
– показывать, что при намокании мыла
появляется пена;
– проводить опыт, доказывающий, что
мыло очищает воду от масла;
– проводить опыт, доказывающий, что
мыло
уменьшает
поверхностное
натяжение воды;
– исследовать с помощью лупы мыльные
пузыри;
– доказывать, что мыльные пузыри
образуются из жидкого мыла.
– Рассказывать о строении свечи;
– рассказывать о зонах пламени свечи;
– объяснять, почему гаснет свеча;
– объяснять, почему внутри ёмкости
поднимается вода;
– объяснять,
почему
происходит
возгорание дыма.

16

Волшебный
магнит

Магнит

– Называть виды магнитов;
– определять опытным путём, какие

предметы притягивает магнит;
– доказывать с помощью опыта, что
магнитная сила действует через стекло
и другие предметы;
– показывать с помощью опыта, что
магнит
может
намагничивать
металлические предметы;
– рассказывать о том, что магнит имеет
два полюса;
– показывать с помощью опыта, как
можно создать компас.
Проверочная работа
17
Проверь себя

Материал, изученный – Ориентироваться
в
понятиях,
в первом полугодии.
изученных в первом полугодии;
– применять полученные знания в
повседневной жизни;
– работать самостоятельно;
– планировать и корректировать свои
действия
в
соответствии
с
поставленной учебной задачей.
Блок «Финансовая грамотность»
18
Что
такое Федеральный бюджет, – Понимать и правильно использовать
«бюджет»?
уровни
бюджета, финансовые
термины:
«бюджет»,
дефицит, профицит.
«налоги»;
«дефицит», «профицит»;
– понимать, из каких уровней состоит
бюджетная система России;
– объяснять, откуда берутся деньги в
госбюджете и куда они расходуются;
– выдвигать свои предположения и
уметь аргументировать свой ответ;
– уметь слушать и слышать собеседника.
20
Семейный
Семейный
бюджет, – Объяснять
значение
понятия
бюджет
доходы и расходы.
«семейный бюджет»;
– понимать, как в семье появляются
доходы;
– делить расходы на «обязательные»,
«желаемые и «непредвиденные»;
– заполнять кластер;
– формулировать высказывание в устной
и письменной речи на заданную тему.

22

24

26

28

Откуда в семье Понятие заработной – Понимать и правильно использовать
берутся деньги? платы, виды зарплаты.
финансовые термины: «заработная
Зарплата
плата», «фиксированная зарплата»,
«аванс», «премия» и «гонорар»;
– анализировать
данные,
представленные в виде графика;
– приводить
примеры
различных
профессий;
– объяснять, отчего может зависеть
размер заработной платы.
Откуда в семье Пенсия,
досрочная – Понимать и правильно использовать
берутся деньги? пенсия, пособия для финансовые
термины:
«пенсия»,
Пенсия
и разных
категорий «досрочная пенсия», «пособие»;
социальные
граждан.
– на доступном для третьеклассника
пособия
уровне определять основание для
назначения досрочной пенсии;
– называть пособия, которые получают
граждане нашей страны;
– определять, какие пособия относятся к
регулярным,
а
какие
–
к
эпизодическим.
Откуда в семье Наследство,
вклад, –– Понимать и правильно использовать
берутся деньги? выигрыш.
финансовые
термины:
«случайный
Наследство,
доход»,
«выигрыш»,
«клад»,
вклад, выигрыш
«наследство»
и
«движимое
и
недвижимое имущество»;
– понимать, что выигрыш облагается
налогом;
– иметь представления о налогах,
которые человек должен заплатить от
доходов,
полученных
в
виде
выигрыша;
– понимать, как должен поступить
человек, нашедший клад;
– называть предметы, которые человек
может получить в наследство.
На что тратятся Классификация
–– Понимать и правильно использовать
семейные
расходов
по финансовые термины: «обязательные
деньги?
Виды различным
расходы»,
«желаемые
расходы»,
расходов
основаниям.
«непредвиденные расходы»,
«текущие
расходы»,
«капитальные
расходы», «чрезвычайные расходы»,
«ежемесячные расходы», «ежегодные
расходы», «сезонные расходы», «разовые
расходы»,

– определять, к какой группе относятся
те или иные расходы.
30

На что тратятся Виды
обязательных – Понимать и правильно использовать
семейные
платежей.
финансовые термины: «коммунальные
деньги?
платежи»,
«тариф»,
«штрафы»,
Обязательные
«налоги»;
платежи
– объяснять, почему обязательные
платежи нужно платить вовремя;
– на примере различных ситуаций
определять вид обязательного платежа.
32
Как сэкономить Экономия семейного – Понимать и правильно использовать
семейные
бюджета.
финансовые термины: «экономия
деньги?
семейного
бюджета»,
«продовольственные
товары»,
«непродовольственные товары»;
– формулировать простые правила
экономии семейного бюджета;
на доступном для третьеклассника
уровне объяснять, почему необходимо
экономить семейный бюджет.
Блок «Математическая грамотность»
19
Расходы
и Сравнение доходов и – Определять
дефицитный
и
доходы бюджета расходов. Дефицит и
профицитный бюджет;
профицит.
– анализировать
данные,
представленные на инфографике, и на
основе этих данных заполнять
таблицу;
– выполнять вычисления по таблице;
– выполнять сложение и вычитание
многозначных чисел;
– составлять задачу по предложенному
решению;
– формулировать вопрос задачи.
21
Планируем
Доходы и расходы в – анализировать
данные,
семейный
семейном бюджете.
представленные в таблице, и по этим
бюджет
данным
выполнять
необходимые
вычисления;
– выполнять сложение и вычитание
многозначных чисел, деление круглого
числа на однозначное;
– анализировать данные столбчатой
диаграммы;
– выполнять умножение двузначного
числа на однозначное путём сложения
одинаковых слагаемых;

– выполнять

чертёж к
записывать её решение.

23

25

27

Подсчитываем
семейный доход

задаче

и

Семейный доход в – Анализировать график и по данным
таблице, на диаграмме.
графика заполнять таблицу;
– выполнять
сложение
круглых
многозначных чисел;
– находить с помощью калькулятора
среднее арифметическое;
– сопоставлять таблицу и круговую
диаграмму;
– анализировать данные таблицы и на
основе этих данных дополнять
недостающие подписи на круговой
диаграмме;
– самостоятельно составлять круговую
диаграмму.
Пенсии
и Прожиточный
–
Анализировать
данные,
пособия
минимум,
представленные в таблице;
минимальная пенсия, – выполнять сложение и вычитание
пособия
многозначных чисел;
– анализировать
данные,
представленные в виде гистограммы;
– вычислять, на сколько увеличилась
пенсия за определённый период;
– заполнять
таблицу
на
основе
текстового материала;
– подсчитывать доход семьи от детских
пособий.
Подсчитываем
Налог на выигрыш, – Определять, с какой суммы и в каком
случайные
доход от выигрыша в размере нужно платить налог с
(нерегулярные)
лотерею.
выигрыша;
доходы
– подсчитывать, чему равен реальный
доход от выигрыша в лотерею;
– под руководством учителя с помощью
калькулятора находить процент от
числа.

29

Подсчитываем
расходы

Обязательные
непредвиденные
расходы.

и – Анализировать данные инфографики;
– находить в таблице информацию,
необходимую для выполнения задания; –
подсчитывать расходы на питание и
определять, какую часть от семейного
дохода они составляют;
-подсчитывать, какую часть семья
откладывает
на
непредвиденные
расходы.
31
Расходы
на Обязательные платежи – Определять, какие налоги должна
обязательные
платить семья;
платежи
– анализировать данные диаграммы и на
основе этих данных заполнять таблицу;
–
подсчитывать
ежемесячные
обязательные расходы;
– пользоваться калькулятором;
– объяснять причину уменьшения или
увеличения обязательных платежей;
- выполнять сложение и вычитание
многозначных чисел.
33
Подсчитываем
Экономия семейного – Под руководством учителя решать
сэкономленные
бюджета.
составные задания на нахождения
деньги
количества сэкономленных денег;
– объяснять, что такое «скидка в 25%»;
– определять, на сколько стал дешевле
товар со скидкой;
– находить часть от числа.
Проверочная работа
34
Проверь себя
Материал, изученный – Ориентироваться
в
понятиях,
во втором полугодии.
изученных во втором полугодии;
– применять полученные знания в
повседневной жизни;
– работать самостоятельно;
– планировать и корректировать свои
действия
в
соответствии
с
поставленной учебной задачей.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».