Рабочая программа учебного предмета Практическая математика 1-3 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство Образования Приморского края
МКУ "Управление образования" Октябрьского муниципального округа
МОБУ Липовецкая СОШ №1

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом
совете

заместитель директора
по УВР

директор

________________________ ________________________ ________________________
Раецкая Л.С.
Ларина М.Н.
Приказ № 83-о
Приказ № 83-о
Приказ № 83-о
от «31» августа 2023 г.
от «31» августа 2023 г.
от «31» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Практическая математика»
для обучающихся 1-3 классов

пгт. Липовцы 2023

Рабочая программа курса «Практическая математика» составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373 (с изменениями от 26 ноября 2010 г. №1241, от 22 сентября 2011г. №2357, от 18 декабря 2012 г. №1060, от 29 декабря 2014 г.
№1643, от 18 мая 2015 г. №507, от 31 декабря 2015 г. №1576), Примерной
основной образовательной программы НОО (протокол от 8 апреля 2015 г.
№ 1/15), основной образовательной программы начального общего образования МОБУ «ЛСОШ № 1».
Основные цели курса:
–
развитие математического образа мышления, внимания, памяти, творческого воображения, наблюдательности;
–
формирование последовательности рассуждений и их доказательность;
–
воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач:
–
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
–
развивать основы логического, знаково-символического и алгоритмического мышления, пространственное воображение, математическую речь;
–
формировать систему математических знаний и умений их
применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
–
воспитывать стремление к расширению математических знаний;
–
формировать критичность мышления;
–
развивать умения аргументировано обосновывать и отстаивать
высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Курс «Практическая математика» рассчитан на 135 часов. На изучение предмета в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю: в 1 классе — не менее 33ч (33 учебные недели), во 2—3 классах — не
менее 34 ч (34 учебные недели в каждом классе).
1.

Планируемые результаты освоения курса
«Практическая математика»

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
2


формирование основ российской гражданской идентичности,
чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций;

формирование целостного, социально ориентированного
взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы,
народов, культур и религий;

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие
мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости
и свободе;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

развитие учебно - познавательный интерес к новому учебному
материалу и способам решения новой частной задачи;

умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты

освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать
свою точку зрения и оценку событий;

определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
3


готовность конструктивно разрешать конфликты посредством
учета интересов сторон и сотрудничества
Регулятивные универсальные учебные действия:

планирование своих действий в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

осуществление итогового и пошагового контроля по результату;

адекватное восприятие предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

умение различать способ и результат действия.
Познавательные универсальные учебные действия:

осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

умение строить сообщения в устной и письменной форме;

анализирование объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществление синтеза как составление целого из частей;

сравнение, классификация по заданным критериям;

умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

умение строить рассуждения в форме связи простых суждений
об объекте, его строении, свойствах и связях.

умение выделять в тексте задания основную и второстепенную
информацию;

умение формулировать проблему;

умение строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;

умение отрабатывать вычислительные навыки.
Коммуникативные универсальные учебные действия:

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

умение формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

умение задавать вопросы и контролировать действия партнёра;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
4


осуществлять взаимный контроль совместных действий;

совершенствовать математическую речь;

высказывать суждения, используя различные аналоги понятия;
слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания.
Предметные результаты

использование приобретённых математических знаний для
описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений,
а также для оценки их количественных и пространственных отношений;

овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами
счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного
представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы),
записи и выполнения алгоритмов;

приобретение начального опыта применения математических
знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических
задач;

овладение умением выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками,
представлять, анализировать и интерпретировать данные;

выявление закономерности в расположении деталей, составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

сопоставление полученных (промежуточный, итоговый) результатов с заданным условием;

умение объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии;

умение анализировать предложенные возможные варианты
верного решения.
2.

Содержание курса «Практическая математика»

1 класс
Числа. Арифметические действия. Величины.
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Счёт предметов.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Мир занимательных задач.
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тек5

сте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).
Геометрическая мозаика.
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо»,
«вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число,
стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии
по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в
клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
2 класс
Числа. Арифметические действия. Величины.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения
однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось
заданное число, и др.
Мир занимательных задач.
Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на
рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных
задач и заданий. Нестандартные задачи.
Геометрическая мозаика.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей
фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки). Части фигуры.
Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по
собственному замыслу.
3 класс
Числа. Арифметические действия. Величины.
Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов
(судоку, какуро и др.). Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в
пределах 1000.
Мир занимательных задач.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

6

Геометрическая мозаика.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление вычерчивание орнамента с использованием циркуля (по образцу, по
собственному замыслу).
3.
Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на
освоение каждой темы
№

Тема

1 класс
1 Математика - это интересно. Математика - царица наук.
2 Танграм: древняя китайская головоломка.
3 Путешествие точки.
4 Игры с кубиками. "Спичечный" конструктор.
5 Танграм: древняя китайская головоломка.
6 Волшебная линейка.
7 Праздник числа 10.
8 Конструирование многоугольников из деталей танграма.
9 Игра-соревнование «Весёлый счёт».
10 Игры с кубиками.
11
Конструкторы.
12
13 Весёлая геометрия.
14 Математические игры.
15
«Спичечный» конструктор.
16
17 Задачи-смекалки.
18 Прятки с фигурами.
19 Математические игры..
20 Числовые головоломки
21
Математическая карусель.
22
23 Уголки.
24 Игра в магазин. Монеты.
25 Конструирование фигур из деталей танграма.
26 Игры с кубиками.
27 Математическое путешествие.
28 Математические игры.
29 Секреты задач.
30 Математическая карусель.
31 Числовые головоломки.
32 Математические игры.
33 КВН.
Всего
10 Игры с кубиками.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33
1
7

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

2 класс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

Конструкторы.

2

Весёлая геометрия.
Математические игры.

1
1

«Спичечный» конструктор.

2

Задачи-смекалки.
Прятки с фигурами.
Математические игры..
Числовые головоломки

1
1
1
1

Математическая карусель.

2

Уголки.
Игра в магазин. Монеты.
Конструирование фигур из деталей танграма.
Игры с кубиками.
Математическое путешествие.
Математические игры.
Секреты задач.
Математическая карусель.
Числовые головоломки.
Математические игры.
КВН.
Всего

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33

«Удивительная снежинка».
Крестики-нолики.
Математические игры.
Прятки с фигурами.
Секреты задач.

1
1
1
1
1

«Спичечный» конструктор.

2

Геометрический калейдоскоп.
Числовые головоломки.
«Шаг в будущее».
Геометрия вокруг нас.
Путешествие точки.
«Шаг в будущее».
Тайны окружности.
Математическое путешествие.

1
1
1
1
1
1
1
1

«Новогодний серпантин».

2

Математические игры.
«Часы нас будят по утрам…».
Геометрический калейдоскоп.
Головоломки.
Секреты задач.
«Что скрывает сорока?»
Интеллектуальная разминка.

1
1
1
1
1
1
1
8

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
3 класс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Дважды два — четыре.

3

В царстве смекалки.
Интеллектуальная разминка.
Составь квадрат.

1
1
1

Мир занимательных задач.

2

Математические фокусы.
Математическая эстафета.
Всего

1
1
34

Интеллектуальная разминка.
«Числовой» конструктор.
Геометрия вокруг нас.
Волшебные переливания.

1
1
1
1

В царстве смекалки.

2

«Шаг в будущее».

1

«Спичечный» конструктор.

2

Числовые головоломки.

1

Интеллектуальная разминка.

2

Математические фокусы.
Математические игры.
Секреты чисел.
Математическая копилка.
Математическое путешествие.
Выбери маршрут.
Числовые головоломки.

1
1
1
1
1
1
1

В царстве смекалки.

2

Мир занимательных задач.
Геометрический калейдоскоп.
Интеллектуальная разминка.
Разверни листок.

1
1
1
1

От секунды до столетия.

2

Числовые головоломки.
Конкурс смекалки.
Это было в старину.
Математические фокусы.

1
1
1
1

Энциклопедия математических развлечений.

2

Математический лабиринт.
Всего

1
34

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».