МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство Образования Приморского края МКУ "Управление образования" Октябрьского муниципального округа МОБУ Липовецкая СОШ №1 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на педагогическом совете заместитель директора по УВР директор ________________________ ________________________ ________________________ Раецкая Л.С. Ларина М.Н. Приказ № 83-о Приказ № 83-о Приказ № 83-о от «31» августа 2023 г. от «31» августа 2023 г. от «31» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Практическая математика» для обучающихся 1-3 классов пгт. Липовцы 2023 Рабочая программа курса «Практическая математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373 (с изменениями от 26 ноября 2010 г. №1241, от 22 сентября 2011г. №2357, от 18 декабря 2012 г. №1060, от 29 декабря 2014 г. №1643, от 18 мая 2015 г. №507, от 31 декабря 2015 г. №1576), Примерной основной образовательной программы НОО (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), основной образовательной программы начального общего образования МОБУ «ЛСОШ № 1». Основные цели курса: – развитие математического образа мышления, внимания, памяти, творческого воображения, наблюдательности; – формирование последовательности рассуждений и их доказательность; – воспитание интереса к математике, к умственной деятельности. Программа определяет ряд задач: – расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики; – развивать основы логического, знаково-символического и алгоритмического мышления, пространственное воображение, математическую речь; – формировать систему математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач; – воспитывать стремление к расширению математических знаний; – формировать критичность мышления; – развивать умения аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других. Курс «Практическая математика» рассчитан на 135 часов. На изучение предмета в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю: в 1 классе — не менее 33ч (33 учебные недели), во 2—3 классах — не менее 34 ч (34 учебные недели в каждом классе). 1. Планируемые результаты освоения курса «Практическая математика» Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты 2 формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; развитие учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные результаты освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 3 готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества Регулятивные универсальные учебные действия: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществление итогового и пошагового контроля по результату; адекватное восприятие предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; умение различать способ и результат действия. Познавательные универсальные учебные действия: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет; умение строить сообщения в устной и письменной форме; анализирование объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществление синтеза как составление целого из частей; сравнение, классификация по заданным критериям; умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. умение выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию; умение формулировать проблему; умение строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах; умение отрабатывать вычислительные навыки. Коммуникативные универсальные учебные действия: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; умение формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение задавать вопросы и контролировать действия партнёра; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. 4 осуществлять взаимный контроль совместных действий; совершенствовать математическую речь; высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания. Предметные результаты использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений; овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов; приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; овладение умением выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные; выявление закономерности в расположении деталей, составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции; сопоставление полученных (промежуточный, итоговый) результатов с заданным условием; умение объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии; умение анализировать предложенные возможные варианты верного решения. 2. Содержание курса «Практическая математика» 1 класс Числа. Арифметические действия. Величины. Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Счёт предметов. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Мир занимательных задач. Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тек5 сте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Геометрическая мозаика. Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. 2 класс Числа. Арифметические действия. Величины. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Мир занимательных задач. Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Геометрическая мозаика. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. 3 класс Числа. Арифметические действия. Величины. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.). Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Мир занимательных задач. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. 6 Геометрическая мозаика. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление вычерчивание орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). 3. Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на освоение каждой темы № Тема 1 класс 1 Математика - это интересно. Математика - царица наук. 2 Танграм: древняя китайская головоломка. 3 Путешествие точки. 4 Игры с кубиками. "Спичечный" конструктор. 5 Танграм: древняя китайская головоломка. 6 Волшебная линейка. 7 Праздник числа 10. 8 Конструирование многоугольников из деталей танграма. 9 Игра-соревнование «Весёлый счёт». 10 Игры с кубиками. 11 Конструкторы. 12 13 Весёлая геометрия. 14 Математические игры. 15 «Спичечный» конструктор. 16 17 Задачи-смекалки. 18 Прятки с фигурами. 19 Математические игры.. 20 Числовые головоломки 21 Математическая карусель. 22 23 Уголки. 24 Игра в магазин. Монеты. 25 Конструирование фигур из деталей танграма. 26 Игры с кубиками. 27 Математическое путешествие. 28 Математические игры. 29 Секреты задач. 30 Математическая карусель. 31 Числовые головоломки. 32 Математические игры. 33 КВН. Всего 10 Игры с кубиками. Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 33 1 7 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 2 класс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Конструкторы. 2 Весёлая геометрия. Математические игры. 1 1 «Спичечный» конструктор. 2 Задачи-смекалки. Прятки с фигурами. Математические игры.. Числовые головоломки 1 1 1 1 Математическая карусель. 2 Уголки. Игра в магазин. Монеты. Конструирование фигур из деталей танграма. Игры с кубиками. Математическое путешествие. Математические игры. Секреты задач. Математическая карусель. Числовые головоломки. Математические игры. КВН. Всего 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 33 «Удивительная снежинка». Крестики-нолики. Математические игры. Прятки с фигурами. Секреты задач. 1 1 1 1 1 «Спичечный» конструктор. 2 Геометрический калейдоскоп. Числовые головоломки. «Шаг в будущее». Геометрия вокруг нас. Путешествие точки. «Шаг в будущее». Тайны окружности. Математическое путешествие. 1 1 1 1 1 1 1 1 «Новогодний серпантин». 2 Математические игры. «Часы нас будят по утрам…». Геометрический калейдоскоп. Головоломки. Секреты задач. «Что скрывает сорока?» Интеллектуальная разминка. 1 1 1 1 1 1 1 8 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 3 класс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Дважды два — четыре. 3 В царстве смекалки. Интеллектуальная разминка. Составь квадрат. 1 1 1 Мир занимательных задач. 2 Математические фокусы. Математическая эстафета. Всего 1 1 34 Интеллектуальная разминка. «Числовой» конструктор. Геометрия вокруг нас. Волшебные переливания. 1 1 1 1 В царстве смекалки. 2 «Шаг в будущее». 1 «Спичечный» конструктор. 2 Числовые головоломки. 1 Интеллектуальная разминка. 2 Математические фокусы. Математические игры. Секреты чисел. Математическая копилка. Математическое путешествие. Выбери маршрут. Числовые головоломки. 1 1 1 1 1 1 1 В царстве смекалки. 2 Мир занимательных задач. Геометрический калейдоскоп. Интеллектуальная разминка. Разверни листок. 1 1 1 1 От секунды до столетия. 2 Числовые головоломки. Конкурс смекалки. Это было в старину. Математические фокусы. 1 1 1 1 Энциклопедия математических развлечений. 2 Математический лабиринт. Всего 1 34 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)