Адаптированная рабочая программа учебного предмета Биология (в7.2) для обучающихся 6 класса

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Приморского края МКУ "Управление
образования" Октябрьского муниципального округа
МОБУ Липовецкая СОШ №1

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом
совете

Заместитель директора
по УВР

Директор МОБУ
________________________

Ларина М.Н.
Раецкая Л.С. Приказ №83-о от «31»
августа 2023 г.
Приказ №83-о от «31»
августа 2023 г.

________________________ ________________________
Приказ №83-о от «05»
сентября 2023г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Биология»
(Вариант 7.2)
для обучающихся 6 класса

пгт. Липовцы 2023

Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии для обучающихся с задержкой
психическогоразвития на уровне основного общего образования подготовлена
на основе Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от
31.05.2021г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 05.07.2021г., рег. Номер 64101) (далее – ФГОС ООО),
-

примерной

адаптированной

основной

общеобразовательной

программы основного общего образования обучающихся с задержкой
психического развития (одобренной решением ФУМО по общему образованию
(протокол от 18 марта 2022г. № 1/22)) (далее – ПАООП ООО ЗПР),
-

примерной рабочей программы основного общего образования по

учебномупредмету «Биология»,
-

примерной программы воспитания, с учётом распределённых по

классам проверяемых требований к результатам освоения,
-

адаптированной основной образовательной программы основного

общего образования обучающихся с ЗПР,
-

примерной государственной программы по биологии для

общеобразовательных школ «Биология. Рабочие программы предметной
линии учебников «Линия жизни» 5-9 класс. Авторы: В.В. Пасечник» 2022г.
-

санитарными правилами и нормами (СанПин 2.42-2821 10);

-

положением о рабочих программах по учебным предметам,

дисциплинам ГОУ ЛНР.
-

учебным планом ГОУ ЛНР для обучающихся с задержкой

психического развития на 2023-2024 учебный год,
-

уставом образовательного учреждения.

-

программа по биологии основного общего образования в

соответствии с требованиями

обновлённого Федерального

государственного образовательного стандарта основного общего образования

(ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения РФ № 287 от
31.05.2021 года) и с учётом Примерной основной образовательной программы
основного общего

образования

(ПООП

ООО)

(одобрена

решением

федерального учебно- методического объединения по общему образованию,
протокол 3/21 от 27.09.2021г.).
Рабочая программа по биологии для обучающихся 6 класса учитывает
Требования к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования, с учётом распределённых по классам
проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования и элементов содержания,
представленных в Универсальном кодификаторе по биологии, а также на
основе Примерной программы воспитания обучающихся при получении
основного

общего

образования и

с учётом Концепции преподавания

учебного предмета «Биология» в образовательных организациях РФ,
реализующих основные общеобразовательные программы (утв. Решением
Коллегии Минпросвещения России, протокол от 03.12.2019 №ПК – 4вн).
Программа направлена на формирование естественно - научной
грамотности учащихся и организацию изучения биологии на деятельностной
основе. В программе учитываются возможности предмета в реализации
Требований ФГОС ООО к планируемым, личностным и метапредметным
результатам

обучения,

а

также

реализация

межпредметных

связей

естественнонаучных учебных предметов на уровне основного общего
образования.
Общая характеристика учебного предмета «Биология»
Учебный предмет «Биология» развивает представления о познаваемости
живой природы и методах её познания, он позволяет сформировать систему
научных знаний о живых системах, умения их получать, присваивать и
применять в жизненных ситуациях.

Биологическая подготовка обеспечивает понимание обучающимися
научных принципов человеческой деятельности в природе, закладывает
основы экологической культуры, здорового образа жизни.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Биология»
-

обеспечить

формирование

биологической

и

экологической

грамотности, расширение представлений об уникальных особенностях живой
природы, её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном
существе, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с
живой природой.
природы,

развивать у обучающихся ценностное отношение к объектам живой
создание

условий

для

формирования

интеллектуальных,

гражданских, коммуникационных, информационных компетенций.
-

формировать у обучающихся умения безопасно использовать

лабораторное

оборудование,

проводить

исследование,

анализировать

полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные
выводы.
Задачи:
-

сформировать целостную научную картину мира;

-

понять

возрастную

роль

естественных

наук

и

научных

исследований всовременном мире;
-

овладеть научным подходом к решению различных задач;

-

овладеть умениями формулировать гипотезы, конструировать,

проводитьэксперименты, оценивать полученные результаты;
-

развивать познавательный интерес, интеллектуальных и
творческихспособностей учащихся;

-

сформировать первичные умения, связанных с выполнением

практических илабораторных работ;
-

воспитать ответственного и бережного отношения к окружающей

природе, сформировать экологическое мышление.
Учебный предмет «Биология», в содержании которого ведущим
компонентом являются научные знания и научные методы познания, позволяет
формировать у обучающихся

не

только

целостную картину мира,

но и

пробуждать у них эмоционально-ценностное отношение к изучаемому
материалу, создавать условия для формирования системы ценностей,
определяющей готовность выбирать определенную направленность действий,
действовать и оценивать свои действия других людей по определенным
ценностным критериям.
В ходе обучения биологии у выпускников должны быть сформированы
ценностные

ориентации,

отражающие

их

индивидуально-личностные

позиции.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные
методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые у
школьников в процессе изучения биологии, проявляются в:
Отношении к:


Биологическому

научному

компонентов культуры

знанию

наряду

с

как

другими

одному

из

естественно-

научными знаниями;


Окружающему

миру

как

миру

живых

систем

и

происходящих в нихпроцессов и явлений;


Познавательной деятельности (как теоретической, там и

экспериментальной) как источнику знаний.
Понимании:


Практической значимости и достоверности биологических

знаний для решения глобальных проблем человечества (энергетической,
сырьевой, продовольственной, здоровья и долголетия человека, техногенных
катастроф, глобальной экологии и др.);


Ценности биологических методов исследования объектов

живой природы;


Сложности и противоречивости самого процесса познания как

извечного стремления к истине (на примере истории развития биологии);


Действия законов природы и необходимости их учёта во всех

сферах человеческой деятельности.
Расширение сфер человеческой деятельности в современном мире
неизбежно влечёт за собой необходимость формирования у обучающихся
культуры трудаи быта при изучении любого предмета поэтому в содержании
предмета
«Биология» включаются ценности труда и быта.
Отношения к:


Трудовой деятельности как естественной физической и

интеллектуальной потребности;


Труду как творческой деятельности, позволяющей применять

знания напрактике;
Понимании необходимости:


Полной реализации физических и умственных возможностей,

знаний, умений, способностей при выполнении конкретного вида трудовой
деятельности;


Соблюдение гигиенических норм и правил; сохранение и

поддержание собственного здоровья и здоровья окружающих, в том числе
путём организации правильного питания с учётом знаний основ обмена
веществ и энергии;


Сознания достижения личного успеха в трудовой деятельности

за счёт собственной компетентности в соответствии с социальными
стандартами и последующим социальным одобрением достижений науки
биологии и биологического производства для развития современного
общества.

Опыт эмоционально-ценностных отношений, который обучающиеся
получают при изучении курса биологии в старшей школе, способствует
выстраиванию ими своей жизненной позиции. Содержание учебного предмета
включает совокупность нравственных ценностей;
Отношения к:


Жизни как высшей ценности во всех её проявлениях;



Себе

(осознание

собственного

достоинства,

чувство

общественного долга, дисциплинированность, честность и правдивость,
простота и скромность, нетерпимость к несправедливости, осознание
необходимости самосовершенствования);


Другим людям (гуманизм, взаимное уважение между людьми,

товарищеская взаимопомощь и требовательность, коллективизм, забота о
других людях,

выполнение

общественных

поручений,

формирование

собственной позиции по отношению к событиям мирового, федерального,
регионального, муниципального уровней, уважение принятие правильное
понимание других культур, расовая и национальная толерантность);


Своему труду (добросовестное, ответственное исполнение

своих трудовых и учебных обязанностей, развитие творческих начал в
трудовой деятельности, признание важности своего труда и результатовтруда
других людей);


Природе (бережное отношение к её богатству, нетерпимость к

нарушениям экологических норм и требований, экологически грамотное
отношение к сохранению всех компонентов биосферы);
Понимание необходимости:


Уважительного отношения к достижениям отечественной

науки, исследовательской деятельности российских биологов (патриотическое
чувство);
Курс

биологии

обладает

возможностями

для

формирования

коммуникативных ценностей, основу которых составляет процесс общения,

грамотная речь. Формирование знаний при обучении биологии происходит в
процессе коммуникации с использованием не только обычного языка, но и
специальных обозначений, формул, уравнений процессов, т.е.специального
языка. Ценностные ориентиры направлены на:
Формирование негативного отношения к:


Нарушению норм языка (обычного и специального) в

различных источниках информации (литература, СМИ, Интернет и др.);
Понимание необходимости:


Получать информацию из различных источников, при этом

аргументированно и критически оценивать полученную информацию;


Грамотно пользоваться биологической терминологией и

символикой;


Вести

диалог

для

выявления

разных

точек

зрения,

выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать
и отстаивать свою точку зрения;


Уважать, принимать, поддерживать существующие традиции и

общие нормы языка.
Для

формирования

духовной

личности

необходимо

развивать

эстетическое отношение человека к действительности, творчество и
сотворчества при восприятии природы в целом и отдельных её объектов, в том
числе человека. Ценностные ориентиры, формируемые в курсе биологии в
сфере эстетическихценностей, предполагают:
Позитивное чувственно-ценностное отношение к:


Окружающему миру (красота и гармония окружающей

природы);


Выполнение учебных задач как к процессу, доставляющему

эстетическое удовольствие (красивое, изящное решение или доказательство,
логика процессов и явлений, в основе которых лежит гармония);

Понимание необходимости:


Восприятие и преобразования живой природы по законам

красоты;


Изображения истины, научных знаний в чувственной форме

(например в произведениях искусства, посвященных научным открытиям,
учёным,объектам живой природы);


Принятия трагического как драматической формы выражения

конфликта непримиримых противоположностей, их столкновения (на примере
выражающихся научных открытий).
Все выше перечисленные обозначенные ценности и ценностные
ориентиры составляют в совокупности основу для формирования в процессе
изучениябиологии ценностного отношения к природе, обществу, человеку в
контексте общечеловеческих ценностей истины, дора и красоты.
Основные технологии, методы и формы обучения.
При организации занятий с обучающимися по биологии используются
различные методы и средства обучения с тем, чтобы достичь наибольшего
педагогического эффекта.
В обучении параллельно следующие педагогические технологии:
-

технология проблемного обучения;

-

технология развития критического мышления через чтение и

письмо;
-

информационно-коммуникационная технология.

Используемые методы:
-

метод проектов

-

словесные методы обучения (рассказ, объяснения, лекция,

беседа, работа с учебником);
-

наглядные методы (наблюдения, иллюстрация, демонстрация

наглядныхпособий, презентаций);
-

практические методы (устные и письменные упражнения,

практическиеработы).
Логические связи данного предмета с остальными предметами.
При изучении предмета «Биология» прослеживаются связи с другими
предметами такими как:
-

химия (изучение химического состава клеток, биохимических

процессов, значение химических веществ в жизнедеятельности организмов,
химические реакции, протекающие в живых организмах и т.д.);
-

физика (физические процессы в живых организмах, изучение и

объяснение некоторых биологических явлений с точки зрения законов
физики);
-

математика (составление графиков, диаграмм);

-

история (историческое развитие науки биологии, изучение

биографий учёных, значение научных открытий для научного прогресса);
-

основы безопасности жизнедеятельности (оказание первой

доврачебной помощи, предупреждение заболеваний и травм);
-

география (распространение биологического разнообразия

растений и животных в зависимости от климатических зон и особенностей
рельефа);
основной

литература (работа с текстами различных стилей, выделение
мысли

текста,

умение

самостоятельно

составлять

тексты

биологического содержания, написание рефератов).
Содержание предмета «Биология» в основной школе является базой для
изучение общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в
старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе
представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического
образования и является основой для последующей уровневой и профильной
дифференциации.
Место учебного предмета в учебном плане

Программа разработана в соответствии с учебным планом ГОУ ЛНР
ЧСКШИ. Согласно которому на изучение биологии 1 час в неделю в 6классе
итого 34 часа.
Характерные особенности обучающихся с ЗПР
Под

термином

«задержка

психического

развития»

понимается

отставание в психическом развитии, которое с одной стороны, требует
специального коррекционного подхода к обучению ребёнка, с другой – даёт
(как правило, при наличии этого специального подхода) возможность
обучения ребёнка по общей программе усвоения им государственного
стандарта школьных знаний. Проявление задержки психического развития
включает в себя и замедленное эмоционально-волевое созревание в виде того
или иного варианта инфантилизма, и недостаточность, задержку психического
развития познавательной деятельности, при этом проявления этого состояния
могут быть разнообразные.
Ребёнок

с

задержкой

психического

развития

имеет

низкую

познавательную активность, которая обнаруживается обычно во всех сферах
его психической деятельности. Такой ребёнок менее любознателен, он как бы
«не слышит» или «не видит» многого в окружающем его мире, не
стремится понять, осмыслить происходящие вокруг него явления и события.
Это обусловливается особенностями его восприятия, внимания, мышления,
памяти, эмоционально-волевой сферы.
Дети с ЗПР плохо запоминают информацию, потому что объем их
краткосрочный и долговременной памяти ограничен, есть нарушения
механической памяти. Их воспоминания отрывочны, неполны, только что
выученный урок, быстро забывается. Им требуется больше попыток, чтобы
запомнить что-то, поэтому необходимо многократное повторение новой
информации. При её воспроизведении ребёнку с ЗПР также нужно больше
времени, так как он долго подбирает нужные слова.

Из-за плохой памяти о других предметах, понятиях, явлениях у детей с
ЗПР складывается фрагментарное представление: общая картинка есть, но
часть кусочков мозаики отсутствует. Доказано, что наглядный материал
усваивается намного лучше, чем словесный, поэтому при объяснении
необходимо использовать рисунки, простые схемы.
При ЗПР ребёнку трудно долго удерживать внимание на одном предмете
или занятии, он постоянно на что-то отвлекается. Он неусидчив, часто
разговаривает на уроке, не может выполнить задание до конца. Учебную
деятельность на уроке нужно организовать так, чтобы частая смена видов
деятельности.
Образное мышление у таких детей нарушено, то есть они не могут
представить детально конкретную ситуацию или предмет в уме. Абстрактное
мышление (отвлеченный поиск решения проблемы, способность взглянуть на
ситуацию в целом, не обращаясь к опыту, органам чувств) и логическое
мышление (умение выстраивать причинно-следственные связи, применяя и
анализируя знания, полученные ранее) работают только, если ребёнка
направляет взрослый.
Самостоятельно ребёнок не может сделать какой-то общий вывод,
классифицировать информацию, выделить основные признаки предметов,
сравнить, найти различия и общее между ними, найти связь и т.д.
Задержку психического развития часто сопровождают такие речевые
нарушения, как: дислалия (неспособность правильно произнести звуки при
нормально развитых органах речи), дисграфия (трудности при овладении
письмом) и дислексии (сложности при овладении чтением). Дети с ЗПР часто
поздно начинают хорошо говорить, неправильно произносят многие звуки, у
них небольшой словарный запас, им сложно построить длинное предложение.
Задержка психического развития особенно сильно влияет на способности
ребёнка управлять своими действиями, чувствами, волей. Он буквально
находится в плену у собственной слабой эмоционально-волевой сферы:

постоянные резкие перепады настроения; внушаемость, быстро попадает под
влияние других; частые проявления агрессии, вспышка гнева;повышенная
тревожность, страх; низкая самооценка, неуверенность в себе; нежелание чтолибо сделать; неспособность к самостоятельным действиям;гиперактивность;
нередко совершает поступки,

находясь

в

сильном

возбуждении, в состоянии аффекта.
Программа обеспечивает:


выявления

потребностей,

и

обучающихся

удовлетворения
с

ЗПР

при

особых

образовательных

освоении

ими

основной

образовательной программы и их дальнейшую интеграцию в образовательном
учреждении;


реализацию комплексного индивидуально ориентированного

психолого-медико-

психологического

сопровождения

в

условиях

образовательного процесса всех детей с особыми образовательными
потребностями

с

учётом

состояния

здоровья

и

особенностей

психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психологомедико-педагогической комиссии);


создание

ограниченными

специальных

возможностями

дидактических пособий;

условий

здоровья,

соблюдение

обучения

специальных

допустимого

детей

с

учебных

и

уровня

нагрузки;

проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В качестве ценностных ориентиров биологического образования
выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся
формируются ценностное отношение.
При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как
данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла,
главнаяцель которых заключается в изучении природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания и
научные методы познания. Познавательные, ценностные ориентации,
формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:


ценности научного знания, его практической значимости,

достоверности;


ценности биологических методов исследования живой или

неживойприроды;


понимании сложности и противоречивости самого процесса

познания. Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса
биологии позволяет сформировать:


уважительное

отношение

к

созидательной,

творческой

деятельности;


понимание необходимости здорового образа жизни;



осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и

нормы;


сознательный

выбор

будущей

профессиональной

деятельности.
Курс

биологии

обладает

возможностями

для

формирования

коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и
грамотная речь.
Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:


правильному использованию биологической терминологии и

символики;


развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение

оппонента, участвовать в дискуссии;


развитию способности открыто выражать и аргументированно

отстаивать свою точку зрения.
Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными

курсами, направлен на формирование нравственных ценностей – ценности
жизни во всех её проявлениях, включая понимание самооценки, уникальности
и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере
эстетических

ценностей,

предполагают

воспитание

у

обучающихся

способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам
красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют
в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе,
обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и
красоты.
Планируемые результаты освоения учебного курса «Биология 6 класс»
Изучение биологии в основной школе обусловливает достижение,
следующих
личностных результатов:


Воспитание

российской

гражданской

идентичности:

патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою
Родину; осознание своей этнической принадлежности; знание языка, культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных
ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной.


Формирование

ответственного

отношения

к

учению,

готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом
устойчивых познавательных интересов.


современному

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего
уровню

развития

науки

и

общественной

практики,

учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира.


Формирование

доброжелательного

отношения

осознанного,
к

другому

уважительного
человеку,

его

и

мнению,

мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к: истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нём взаимопонимания.


Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм

социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных,
социальных и экономическихособенностей.


Развитие сознания и компетентности в решении моральных

проблем наоснове личностного выбора; формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам.


Формирование коммуникативной компетентности в общении

и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной,

общественно

полезной,

учебно-исследовательской,

творческой и других видов деятельности.


Формирование понимания ценности здорового и безопасного

образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
правил поведения на транспорте и на дорогах.


Формирование экологической культуры на основе признания

ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде.


Осознание значения семьи в жизни человека и общества;

принятиеценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи.


Развитие

эстетического

сознания

через

освоение

художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения биологии в основной школе
должны отражать:


Умение самостоятельно определять цели своего обучения,

ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности,

развивать

мотивы

и

интересы

своей

познавательной

деятельности;


Умение самостоятельно планировать пути достижения целей,

в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;


Умение

соотносить

свои

действия

с

планируемыми

результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;


Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,

собственные возможности её решения.


Владения основами самоконтроля, самооценки, принятия

решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;

устанавливать

Умение
аналогии,

определять

понятия,

классифицировать,

создавать
самостоятельно

обобщения,
выбирать

основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;


Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и

символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;


Смысловое чтение;



Умение

совместную

организовывать

деятельность

с

учебное

учителем

и

сотрудничество

сверстниками,

и

работать

индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
на

основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать,

аргументировать и отстаивать своё мнение;


Умение

осознанно

использовать

речевые

средства

в

соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владениеустной
и письменной речью, монологической контекстной речью.


Формирование

и

развитие

компетенции

в

области

использования.
Предметными

результатами

освоения

выпускниками

школы

программы по биологии являются:


Формирование системы научных знаний о живой природе и

закономерностях

её

развития,

исторически

быстром

сокращении

биологического разнообразия в биосфере в результате деятельностичеловека
для создания естественно-научной картины мира;


Формирование

представлений
закономерностях,

о

первоначальных

биологических
об

основных

объектах,

биологических

систематизированных
процессах,
теориях,

явлениях,
экосистемой

организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере,
наследственности и изменчивости, овладение понятийным аппаратом

биологии;


Приобретение опыта использования методов биологической

науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения
живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в
окружающей среде;


Формирование

основ

экологической

грамотности:

способности оценивать последствия деятельности человека в природе,
влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые
установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе,
здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по
сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и
животных;


Формирование представлений о значении биологических наук

в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья в
условиях быстрого экологического качества окружающей среды;


Освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной

организации труда и отдыха, выращивания и размножение культурных
растений и домашних животных, ухода за ними.
Планируемые результаты изучения курса биологии «Живые организмы»
Выпускник научится:


характеризовать

особенности

жизнедеятельности биологических

объектов

строения
(клеток,

и

процессов

организмов),

их

практическую значимость:


применять методы биологической науки для изучения клеток

и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить
несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты,
описывать биологические объекты и процессы;


владеть составляющими исследовательской и проектной

деятельности по изучению живых организмов (проводить доказательства,
классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);


ориентироваться

в

системе

познавательных

ценностей:

оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных
источников; последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:


соблюдать

правила

работы

в

кабинете

биологии,

с

биологическимиприборами и инструментами;


использовать

приемы

оказания

первой

помощи

при

отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных;
работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных
растений, домашних животных;


выделять эстетические достоинства объектов живой природы;



осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к

живой природе;


ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по

отношениюк объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во
всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное
отношение к объектам живой природы);

популярной

находить информацию о растениях и животных в научнолитературе,

биологических

словарях

и

справочниках,

анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;


выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и

поступках по отношению к живой природе.
«Человек и его здоровье»Выпускник научиться:


характеризовать

особенности

строения

и

процессов

жизнедеятельностиорганизма человека, их практическую значимость;


применять методы биологической науки при изучении

организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного
организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и
объяснять их результаты;


владеть составляющими исследовательской и проектной

деятельности по изучению организма человека: проводить доказательства
родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани,
процессы жизнедеятельность организма человека; выявлять взаимосвязи
между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их
функциями;


ориентироваться

в

системе

познавательных

ценностей:

оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных
источников; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
Выпускник получит возможность научиться:


использовать на практике приёмы оказания первой помощи

при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении
утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведение
наблюдений за состоянием собственного организма;


выделять эстетические достоинства человеческого тела;



реализовать установки здорового образа жизни;



ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по

отношениюк собственному здоровью и здоровью других людей;


находить

в

учебной

и

научно-популярной

литературе

информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений,
докладов, рефератов, презентаций;


анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в

своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и
окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
«Общие биологические закономерности»Выпускник научиться:



характеризовать общие биологические закономерности, их

практическую значимость;


применять методы биологической науки для изучения общих

биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых
микропрепаратах, экосистемы своей местности;


применять методы биологической науки для изучения общих

биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых
микропрепаратах, экосистемы своей местности;

деятельности

владеть составляющими проектной и исследовательской
по

изучению

общих

биологических

закономерностей,

свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости
защиты окружающей среды, выделять отличительные признаки живых
организмов; существенные признаки биологических систем и биологических
процессов;


ориентироваться

в

системе

познавательных

ценностей:

оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из
разных источников; анализировать и оценивать последствия деятельности
человека в природе;


анализировать и оценивать последствия деятельности человека

в природе.
Выпускник получит возможность научиться:


выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности

человекав экосистемах и биосфере;


аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по

обсуждениюглобальных экологических проблем.
1.

Содержание учебного курса «Биология» 6 класс

Раздел № 1 «Жизнедеятельность организмов»
Обмен веществ. Питание бактерий, грибов и животных. Питание

растений. Удобрения. Фотосинтез. Дыхание растений и животных. Выделение
у растений и животных. Передвижение веществ у растений. Передвижение
веществ у животных. Размножение организмов. Рост и развитие организмов.
Раздел № 2 «Строение и многообразие покрытосеменных растений»
Строение семян. Виды и типы корней. Видоизменение корней. Побег и
почки.Строение стебля. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа.
Видоизменение побегов. Строение и разнообразие цветков. Соцветия. Плоды.
Размножение покрытосеменных растений. Классификация покрытосеменных.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».