Адаптированная рабочая программа учебного предмета Математика для обучающихся 5-9 классов с умственной отсталостью (вариант 1)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Приморского края
МКУ "Управление образования" Октябрьского муниципального
округа
МОБУ Липовецкая СОШ №1

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом
совете

Заместитель директора
по УВР

директор

________________________ ________________________ _______________________
Протокол №83-о
от «31» августа 2023 г.

Л.С. Раецкая
Приказ №83-о
от «31» августа 2023 г.

Приказ №83-о
от «31» августа 2023 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Математика»
для обучающихся 5-9 классов
с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(Вариант 1)

пгт.Липовцы 2023

М.Н. Ларина

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика»
разработана в соответствии с нормативными актами:
1. Примерная
адаптированная
общеобразовательная
программа,
разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью
и интеллектуальными нарушениями;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации № 1599 от 19 декабря 2014 г.;
3. Программа специальной (коррекционной) образовательной школы для 5-9
классов, сборник 1, допущена Министерством образования РФ, под редакцией
В.В.Воронковой, авторы М.Н. Перова, В.В.Эк.
Общая характеристика учебного предмета
Математика обладает колоссальным воспитательным потенциалом:
воспитывается интеллектуальная честность, критичность мышления,
способность к размышлениям и творчеству.
Обучение математике в школе носит предметно-практический характер,
тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой
учащихся, так и с другими учебными дисциплинами.
Цель:
преподавания математики для обучающихся с умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)состоит в том, чтобы дать учащимся такие
доступные количественные, пространственные и временные представления,
которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность.
Задачи:
- через обучение математики повышать уровень общего развития учащихся
коррекционных школ и по возможности наиболее полно скорректировать
недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств;
- развивать речь учащихся, обогащать её математической терминологией;
- воспитывать у учащихся целеустремленность, терпение, работоспособность,
настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, прививать им навыки
контроля и самоконтроля, развивать у них точность и глазомер, умение
планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Задачи обучения:
• приобретение знаний о многозначных числах в пределах 1000, 10 000,

1 000 000; об арифметических действиях с многозначными числами в
пределах 1000, 10 000, 1 000 000; об обыкновенных дробях, их
преобразованиях, арифметических действиях с ними, о соотношении
единиц различных величин, арифметических действиях с ними; о
различных геометрических фигур (параллелограмм, ромб, прямоугольник,
квадрат) о свойствах элементов, о симметрии.
• овладение способами деятельностей, способами индивидуальной,
фронтальной, групповой деятельности;
• освоение компетенций: коммуникативной, ценностно-ориентированной и
учебно-познавательной.
Арифметика призвана способствовать приобретению практических
навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего
дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и
формированию умения пользоваться алгоритмами.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического
образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о
пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания
объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и
интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания
учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического
мышления.
В процессе обучения математике в V-IX классах решаются следующие
задачи:
- дальнейшее формирование и развитие математических знаний и умений,
необходимых для решения практических задач в учебной и трудовой
деятельности; используемых в повседневной жизни;
- коррекция недостатков познавательной деятельности и повышение уровня
общего развития;
- воспитание положительных качеств и свойств личности.
Место предмета «Математика» в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 578 часа в 5-9 классах из расчета:
в 5-6 классах по 4 часов в неделю, в 7-9 классах по 3 часа в неделю.
В 5-9 классах из числа уроков выделяются уроки на изучение
геометрического материала.
Содержание программы

5 класс
Нумерация чисел в пределах 100 (повторение): Сложение и вычитание чисел
в пределах 100 с переходом через разряд приемами устных вычислений. Нахождение
неизвестного компонента сложения и вычитания. Простые арифметические
задачи на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого.
Простые арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого,
уменьшаемого, вычитаемого.
Геометрический материал (повторение): Линии. Виды линий. Линия,
отрезок, луч. Ломаная линия. Углы. Виды углов.
Нумерация чисел в пределах 1000: Нумерация чисел в пределах 1000. Получение
круглых сотен в пределах 1000, сложение и вычитание круглых сотен. Получение
трехзначных чисел из сотен, десятков, единиц, из сотен и десятков, из сотен и единиц.
Разложение трехзначных чисел на сотни, десятки, единицы.
Разряды: единицы, десятки, сотни. Класс единиц.
Счет до 1 000 и от 1 000 разрядными единицами и числовыми группами по 2,
20, 200; по 5, 50, 500; по 25, 250 устно и с записью чисел. Изображение трехзначных
чисел на калькуляторе. Округление чисел до десятков, сотен; знак ≈.
Сравнение (отношение) чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)?»,
«Во сколько раз больше (меньше)?» (легкие случаи).
Определение количества разрядных единиц и общего количества сотен,
десятков, единиц в числе. Римские цифры. Обозначение чисел I—XII.
Числа, полученные при измерении: Единицы измерения длины, массы:
километр, грамм, тонна (1 км, 1 г, 1 т), соотношения: 1 м =1000 мм, 1 км =1 000 м, 1
кг = 1000 г, 1 т =1000 кг, 1 т = 10 ц. Денежные купюры, размен, замена нескольких
купюр одной. Единицы измерения времени: год (1 год), соотношение: 1 год =
365,366 сут. Високосный год. Сложение и вычитание чисел, полученных при
измерении одной, двумя мерами длины, стоимости устно(55 см ± 19 см; 55 см ± 45 см;
1 м — 45 см; 8 м 55 см ± 3 м 19 см; 8 м 55 см ± 19 см; 4 м 55 см ± 3 м; 8м±19см;
8м±4м45см). Преобразования чисел, полученных при измерении стоимости,
длины, массы.
Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд:
Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 устно и письменно, их проверка.
Составные задачи; решаемые в 2-3 арифметических действия. Получение
одной, нескольких долей предмета, числа.
Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 устно и письменно, их проверка.
Составные задачи; решаемые в 2-3 арифметических действия. Получение одной,

нескольких долей предмета, числа. Простые арифметические задачи на нахождение
части числа.
Умножение и деление чисел в пределах 1000. Умножение чисел 10,100.
Умножение и деление на 10 и 100 без остатка и с остатком. Умножение и деление
круглых десятков, сотен на однозначное число (40 • 2; 400 • 2; 420 -2;40 : 2; 300:3;
480:4; 450: 5), полных двузначных и трехзначных чисел без перехода через разряд
(24 • 2; 243 • 2; 48:4; 488:4 и т.п.) устно.
Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с
переходом
через
разряд
письменно,
их
проверка.
Обыкновенные дроби: Обыкновенные дроби, числитель, знаменатель дроби.
Сравнение долей, дробей с одинаковыми числителями или знаменателями.
Количество долей в одной целой. Сравнение обыкновенных дробей с единицей.
Дроби правильные, неправильные. Простые арифметические задачи на нахождение
части числа, неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; на сравнение
(отношение) чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)?»,
«Во сколько раз больше (меньше)?».
Геометрический материал. Периметр (Р). Нахождение периметра
многоугольника. Треугольник. Стороны треугольника: основание, боковые стороны.
Классификация треугольников по видам углов и длинам сторон. Построение
треугольников по трем данным сторонам с помощью циркуля и линейки.
Линии в круге: радиус, диаметр, хорда. Обозначение R и D.
Масштаб: 1:2; 1:5; 1:10; 1:100. Буквы латинского алфавита: А, В, С, D, Е, К, М, О,
Р, S.
6 класс
Нумерация чисел в пределах 1000 (повторение): Нумерация чисел в
пределах 1 000. Арифметические действия с целыми числами.
Числа, полученные при измерении стоимости, длины, массы, времени.
Геометрический материал (повторение). Геометрические фигуры.
Построение геометрических фигур. Линии. Виды линий. Виды углов.
Направления линий.
Нумерация многозначных чисел (1 000 000). Нумерация чисел в пределах 1 000
000. Получение единиц, десятков, сотен тысяч в пределах 1 000 000. Сложение и
вычитание круглых чисел в пределах 1000 000 (легкие случаи).
Получение четырех-, пяти-, шестизначных чисел из разрядных слагаемых,
разложение на разрядные слагаемые (десятичный состав числа), чтение, запись
под диктовку, изображение на калькуляторе.

Разряды: единицы, десятки, сотни тысяч; класс тысяч, нумерационная таблица,
сравнение соседних разрядов, сравнение классов тысяч и единиц. Сравнение
многозначных чисел.
Округление чисел до единиц, десятков, сотен тысяч. Определение количества
разрядных единиц и общего количества единиц, десятков, сотен тысяч в числе. Числа
простые и составные. Обозначение римскими цифрами чисел XIII-ХХ.
Сложение и вычитание чисел в пределах 10 000. Сложение, вычитание,
умножение, деление на однозначное число и круглые десятки чисел в пределах 10 000
устно (легкие случаи) и письменно. Деление с остатком. Проверка арифметических
действий.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении. Сложение и
вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины,
массы, устно и письменно.
Обыкновенные дроби. Обыкновенные дроби. Смешанные числа, их сравнение.
Основное свойство обыкновенных дробей. Преобразования: замена мелких долей
более крупными (сокращение), неправильных дробей целыми или смешанными
числами. Сложение и вычитание дробей (и смешанных чисел) с одинаковыми
знаменателями. Простые арифметические задачи на нахождение дроби от
числа
Скорость. Время. Расстояние (путь). Простые арифметические задачи на
соотношение: расстояние, скорость, время. Составные задачи на встречное движение
(равномерное, прямолинейное) двух тел.
Умножение, деление на однозначное число и круглые десятки чисел в пределах
10 000.Умножение и деление на однозначное число, на круглые десятки чисел в
пределах 10 000. Деление с остатком. Простые арифметические задачи на прямую
пропорциональную зависимость.
Геометрический материал.
Взаимное положение прямых на плоскости
(пересекаются, в том числе перпендикулярные; не пересекаются, т.е.
параллельные), в пространстве: наклонные, горизонтальные, вертикальные. Знаки
и | |. Уровень, отвес.
Высота треугольника, прямоугольника, квадрата. Геометрические тела — куб, брус.
Элементы куба, бруса: грани, ребра, вершины; их количество, свойства.
Масштаб: 1:1 000; 1:10 000; 2:1; 10:1; 100:1.

7 класс
Нумерация (повторение). Числовой ряд в пределах 1 000 000. Присчитывание
и отсчитывание по 1 единице, 1 десятку, 1 сотне тысяч в пределах 1 000 000.
Округление чисел. Числа, полученные при измерении величин
Сложение и вычитание многозначных чисел. Сложение и вычитание чисел в
пределах 1 000 000 устно (легкие случаи) и письменно. Сложение и вычитание
чисел с помощью калькулятора. Проверка арифметических действий.
Составные задачи, решаемые в 3-4 арифметических действия.
Умножение и деление на однозначное число. Умножение и деление на
однозначное число, деление с остатком чисел в пределах 1 000 000 письменно.
Деление с остатком. Проверка арифметических действий. Составные задачи
на прямое и обратное приведение к единице. Составные задачи, решаемые в 34 арифметических действия.
Умножение и деление на 10, 100, 1000. Умножение и деление на 10, 100, 1000.
Деление с остатком на 10, 100, 1000.Составные задачи, решаемые в 3-4
арифметических действия.
Преобразование чисел, полученных при измерении. Числа, полученные
при измерении величин
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении. Сложение и
вычитание чисел, полученных при измерении двумя единицами времени,
письменно (легкие случаи). Составные задачи, решаемые в 3-4
арифметических действия
Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на однозначное
число. Умножение и деление чисел, полученных при измерении двумя
единицами измерения стоимости, длины, массы, на однозначное число
письменно. Составные задачи, решаемые в 3-4 арифметических действия
Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на 10, 100, 1000.
Умножение и деление чисел, полученных при измерении двумя единицами измерения стоимости, длины, массы, на 10, 100, 1000 письменно.
Умножение и деление на круглые десятки. Умножение и деление на круглые
десятки. Деление с остатком на круглые десятки. Составные задачи, решаемые в 3-4
арифметических действия
Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на круглые десятки.
Умножение и деление чисел, полученных при измерении двумя единицами измерения стоимости, длины, массы, на круглые десятки письменно.
Умножение и деление на двузначное число. Умножение и деление на двузначное
число, деление с остатком чисел в пределах 1 000 000 письменно. Проверка

арифметических действий. Деление с остатком на двузначное число. Составные
задачи на прямое и обратное приведение к единице. Составные задачи, решаемые в
3-4 арифметических действия.
Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на двузначное число.
Умножение и деление чисел, полученных при измерении двумя единицами измерения стоимости, длины, массы, на двузначное число, письменно. Составные задачи,
решаемые в 3-4 арифметических действия.
Обыкновенные дроби. Приведение обыкновенных дробей к общему знаменателю.
Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями.
Десятичные дроби. Запись без знаменателя, чтение, запись под диктовку.
Сравнение десятичных долей и дробей. Преобразования: выражение
десятичных дробей в более крупных (мелких), одинаковых долях. Место
десятичных дробей в нумерационной таблице. Запись чисел, полученных при
измерении двумя, одной единицами стоимости, длины, массы, в виде
десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей с одинаковыми
и разными знаменателями. Простые арифметические задачи на нахождение
десятичной дроби от числа.
Меры времени. Соотношения мер времени. Простые арифметические задачи
на определение продолжительности, начала и конца события.
Задачи на движение. Составные задачи на движение в одном и
противоположном направлениях двух тел. Составные задачи, решаемые в 3-4
арифметических действия.
Геометрический материал.
Параллелограмм, ромб. Свойства элементов. Высота параллелограмма
(ромба). Построение параллелограмма (ромба). Симметрия. Симметричные
предметы, геометрические фигуры; ось, центр симметрии. Предметы,
геометрические фигуры, симметрично расположенные относительно оси,
центра симметрии. Построение точки, симметричной данной относительно
оси и центра симметрии.
8 класс
Нумерация (повторение). Числа целые и дробные. Числовой ряд в пределах 1
000 000.
Нумерация в пределах 1000000. Присчитывание и отсчитывание чисел
2,20,200,2 000,20 000; 5, 50, 500, 5 000, 50 000; 25, 250, 2 500, 25 000 в пределах
1 000 000, устно, с записью получаемых при счете чисел.

Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей. Сложение и
вычитание целых чисел в пределах 1000000. Сложение и вычитание
десятичных дробей.
Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей. Умножение и
деление целых чисел и десятичных дробей на однозначное число, на 10, 100,
1000, на круглые десятки, сотни, тысячи, на двузначное число. Составные
задачи на пропорциональное деление, «на части», способом принятия общего
количества за единицу.
Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми и
разными знаменателями. Простые задачи на нахождение числа по одной его
доле, выраженной обыкновенной дробью.
Обыкновенные и десятичные дроби. Замена целых и смешанных чисел
неправильными дробями. Умножение и деление обыкновенных и десятичных
дробей (в том числе чисел, полученных при измерении одной, двумя
единицами стоимости, длины, массы, выраженных в десятичных дробях) на
однозначные, двузначные числа (легкие случаи).
Умножение и деление десятичных дробей на 10,100 и 1000.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя
единицами стоимости, длины, массы, выраженных в десятичных дробях,
письменно (легкие случаи).
Простые задачи на нахождение числа по одной его доле, выраженной
обыкновенной или десятичной дробью, среднего арифметического двух и
более чисел.
Составные задачи на пропорциональное деление, «на части», способом принятия
общего количества за единицу.
Меры площади. Площадь. Обозначение: S. Единицы измерения площади:
1 кв. мм (1 мм2), 1 кв. см (1 см2), 1 кв. дм (1 дм2), 1 кв. м (1 м2), 1 кв. км (1 км2); их
соотношения: 1 см2 - 100 мм2, 1 дм2 - 100 см2, 1 м2 - 100 дм2,1 м2 - 10 000 см2,1 км2 - 1
000 000 м2.
Единицы измерения земельных площадей: 1 га, 1 а, их соотношения: 1 а - 100 м2,1
га - 100 а, 1 га - 10 000 м2.
Измерение и вычисление площади прямоугольника. Числа, полученные при
измерении одной, двумя единицами площади, их преобразования, выражение в
десятичных дробях (легкие случаи).
Геометрический материал.
Градус. Обозначение: Г. Градусное измерение углов. Величина прямого, острого,
тупого, развернутого, полного угла. Транспортир, элементы транспортира.

Построение и измерение углов с помощью транспортира. Смежные углы, сумма
смежных углов, углов треугольника. Длина окружности: С Х= 2πR(С - =πD),
сектор, сегмент.
Площадь круга: S = πR2.
Линейные, столбчатые, круговые диаграммы.
Построение отрезка, треугольника, четырехугольника, окружности, симметричных
данным относительно оси, центра симметрии.
Построение треугольников по заданным длинам двух сторон и градусной мере
угла, заключенного между ними; по длине стороны и градусной мере двух углов,
прилежащих к ней.
9 класс
Числа целые и дробные Повторение. Нумерация чисел в пределах 1000000. Целые
числа. Обыкновенные дроби. Десятичные дроби. Числа, полученные при измерении
величин.
Сложение и вычитание. Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей.
Порядок арифметических действий.
Умножение и деление. Умножение целых чисел (в пределах 1000 000) десятичных
дробей на однозначное число, на10, 100, 1000; двузначное число .
Умножение и деление на трехзначное число. Умножение и деление многозначных
чисел (в пределах 1000 000) и десятичных дробей на трехзначное число (легкие
случаи). Умножение и деление чисел с помощью калькулятора.
Проценты и дроби. Процент. Обозначение: 1%. Замена 5%, 10%, 20%, 25%, 50%, 75%
обыкновенной дробью. Простые задачи на нахождение процентов от числа, на
нахождение числа по его 1 %.
Обыкновенные и десятичные дроби. Обыкновенные дроби. Замена десятичной
дроби обыкновенной и наоборот. Дроби конечные и бесконечные (периодические).
Математические выражения, содержащие целые числа, обыкновенные и десятичные
дроби, для решения которых необходимо дроби одного вида заменять дробями
другого вида (легкие случаи). Сложение и вычитание обыкновенных дробей.
Умножение и деление обыкновенных дробей на целое число. Все действия с
обыкновенными и десятичными дробями
Геометрический материал.
Геометрические тела: прямоугольный параллелепипед, цилиндр, конус, пирамида.
Грани, вершины, ребра. Развертка куба, прямоугольного параллелепипеда.
Площадь боковой и полной поверхности.
Объем. Обозначение: V. Единицы измерения объема:

1 куб. мм (1 мм3), 1 куб. см (1 см3), 1 куб. дм (1 дм3), 1 куб. м (1 м3), 1 куб. км (1
км3). Соотношения: 1 дм3- 1000см,\м3-\ 000дм3, 1м3-1000 000 см3.
Измерение и вычисление объема прямоугольного параллелепипеда (куба).
Числа, получаемые при измерении и вычислении объема (рассматриваются
случаи, когда крупная единица объема содержит 1000 мелких).
Развертка цилиндра, правильной, полной пирамиды (в основании правильный
треугольник, четырехугольник, шестиугольник). Шар, сечения шара, радиус,
диаметр
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика»
Результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) оцениваются как итоговые на момент
завершения образования на 2 этапе обучения.
В
структуре
планируемых
результатов
ведущее
место
принадлежит личностным результатам, так как именно они обеспечивают
овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых
для достижения основной цели современного образования - введения
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные
результаты
освоения
образования
включают
индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции
обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам относятся:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за
свою Родину;
- воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях,
о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся
и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к
чувствам других людей;
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению
к материальным и духовным ценностям;
- проявление готовности к самостоятельной жизни.
Метапредметные результаты
базовые учебные действия
Личностные учебные действия представлены следующими умениями:
- испытывать чувство гордости за свою страну;
- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и
своих товарищей;
- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их
деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
- бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и
страны.
Коммуникативные учебные действия включают:
- умения вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях
социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать
разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;
- использовать доступные источники и средства получения информации для
решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия представлены умениями:
- принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и
практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их
осуществления;

- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения
практических и учебных задач;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе
деятельности;
- адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в
соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
- умения дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию;
- использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез,
обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей,
причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном
материале, основе практической деятельности в соответствии с
индивидуальными возможностями;
Предметные результаты включают:
освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для
предметной области математика, готовность их применения. АООП
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
определяет
два
уровня
овладения
предметными
результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
- знание числового ряда чисел в пределах 100 000; чтение, запись и сравнение
целых чисел в пределах 100 000;
- знание таблицы сложения однозначных чисел;
- знание табличных случаев умножения и получаемых из них случаев деления;
- письменное выполнение арифметических действий с числами в пределах 100
000 (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число) с
использованием таблиц умножения, алгоритмов письменных арифметических
действий, микрокалькулятора (легкие случаи);
- знание обыкновенных и десятичных дробей; их получение, запись, чтение;
- выполнение арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и
деление на однозначное число) с десятичными дробями, имеющими в записи
менее 5 знаков (цифр), в том числе с использованием микрокалькулятора;

- знание названий, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц
измерения стоимости, длины, массы, времени; выполнение действий с
числами, полученными при измерении величин;
- нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина,
треть, четверть, пятая, десятая часть);
- решение простых арифметических задач и составных задач в 2 действия;
- распознавание, различение и называние геометрических фигур и тел (куб,
шар, параллелепипед), знание свойств элементов многоугольников
(треугольник, прямоугольник, параллелограмм);
- построение с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля,
транспортира линий, углов, многоугольников, окружностей в разном
положении на плоскости.
Достаточный уровень:
- знание числового ряда чисел в пределах 1 000 000; чтение, запись и сравнение
чисел в пределах 1 000 000;
- знание таблицы сложения однозначных чисел, в том числе с переходом через
десяток;
- знание табличных случаев умножения и получаемых из них случаев деления;
- знание названий, обозначений, соотношения крупных и мелких единиц
измерения стоимости, длины, массы, времени, площади, объема;
- устное выполнение арифметических действий с целыми числами,
полученными при счете и при измерении, в пределах 100 (простые случаи в
пределах 1 000 000);
- письменное выполнение арифметических действий с многозначными
числами и числами, полученными при измерении, в пределах 1 000 000;
- знание обыкновенных и десятичных дробей, их получение, запись, чтение;
- выполнение арифметических действий с десятичными дробями; нахождение
одной или нескольких долей (процентов) от числа, числа по одной его доли
(проценту);
- выполнение арифметических действий с целыми числами до 1 000 000 и
десятичными дробями с использованием микрокалькулятора и проверкой
вычислений путем повторного использования микрокалькулятора;
- решение простых задач в соответствии с программой, составных задач в 2-3
арифметических действия;
- распознавание, различение и называние геометрических фигур и тел (куб,
шар, параллелепипед, пирамида, призма, цилиндр, конус);

- знание свойств элементов многоугольников (треугольник, прямоугольник,
параллелограмм), прямоугольного параллелепипеда;
- вычисление площади прямоугольника, объема прямоугольного
параллелепипеда (куба);
- построение с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля,
транспортира линий, углов, многоугольников, окружностей в разном
положении на плоскости, в том числе симметричных относительно оси, центра
симметрии;
- применение математических знаний для решения профессиональных
трудовых задач;
- представления о персональном компьютере как техническом средстве, его
основных устройствах и их назначении;
Планируемые результаты изучения курса
5 класс
Учащиеся должны знать:
1 уровень:
- класс единиц, разряды в классе единиц;
- десятичный состав чисел в пределах 1000;
- единицы измерения длины, массы, времени; их соотношения;
- римские цифры;
- дроби, их виды;
- виды треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон
2 уровень:
- класс единиц, разряды в классе единиц (активизирующая помощь);
- десятичный состав чисел в пределах 1000 (организующая и направляющая
помощь);
- единицы измерения длины, массы, времени; их соотношения (использование
справочного материала)
- римские цифры (использование справочного материала)
- дроби, их виды (различные виды наглядности);
- виды треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон (наводящие
вопросы, различные виды наглядности, предметно – практическая помощь)
3 уровень:
- класс единиц, разряды в классе единиц (наглядная и предметно-практическая
помощь);

- десятичный состав чисел в пределах 1000 (словесно-логическая помощь);
- единицы измерения длины, массы, времени; их соотношения (справочный материал,
наглядная и предметно-практическая помощь);
- элементарные представления о дробях, их видах (наглядная и предметнопрактическая помощь);
Учащиеся должны уметь:
1 уровень:
— выполнять устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 (все случаи);
— читать, записывать под диктовку числа в пределах 1000;
— считать, присчитывая, отсчитывая различные разрядные единицы в
пределах 1000;
— выполнять сравнение чисел (больше, меньше, равно) в пределах 1 000;
— выполнять устное (без перехода через разряд) и письменное, сложение и
вычитание чисел в пределах 1000 с последующей проверкой;
— выполнять умножение числа 100, деление на 10, 100 без остатка и с
остатком;
— выполнять преобразования чисел, полученных при измерении стоимости,
длины, массы в пределах 1 000;
— умножать и делить на однозначное число (письменно);
— получать, обозначать, сравнивать обыкновенные дроби;
— решать простые задачи на сравнение чисел с вопросами: «На сколько
больше (меньше)?», решать простые задачи на нахождение неизвестного
слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого;
— решать составные задачи в три арифметических действия;
— строить треугольник по трем заданным сторонам;
— различать радиус и диаметр;
— вычислять периметр многоугольника
2 уровень:
— выполнять устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 (с переходом
не более чем через один разряд);
— читать, записывать под диктовку числа в пределах 1000;
— считать, присчитывая, отсчитывая различные разрядные единицы в
пределах 1000 (легкие случаи), разрядными единицами (сотнями,
десятками, единицами) до 1000 в прямой числовой последовательности;
— выполнять сравнение чисел (больше, меньше, равно) в пределах 1 000.

— выполнять устное (без перехода через разряд) и письменное, сложение и
вычитание чисел в пределах 1000 с последующей проверкой (словесно –
логическая помощь);
— выполнять умножение числа 100, деление на 10, 100 без остатка и с
остатком (допустима помощь педагога);
— выполнять преобразования чисел, полученных при измерении стоимости,
длины, массы в пределах 1 000 (допустима помощь педагога), (легкие
случаи);
— умножать и делить на однозначное число (письменно) (можно
пользоваться таблицей умножения);
— получать, обозначать, сравнивать обыкновенные дроби (наглядная и
предметно практическая помощь);
— после предварительного разбора с учителем решать простые задачи на
сравнение чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)?», решать
простые задачи на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого,
вычитаемого;
— после предварительного разбора с учителем решать составные задачи в 2-3
арифметических действия;
— с помощью учителя строить треугольник по трем заданным сторонам;
— различать радиус и диаметр (предметно-практическая помощь);
— вычислять периметр многоугольника (под руководством учителя)
3 уровень:
— выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100 (легкие случаи),
приемом письменных вычислений или с помощью калькулятора;
— с помощью учителя читать, записывать под диктовку числа в пределах 1000
(по возможности ученика);
— с помощью учителя считать, присчитывая, отсчитывая различные
разрядные единицы в пределах 1000 (легкие случаи приемом письменных
вычислений или с помощью калькулятора);
— выполнять сравнение чисел (больше, меньше, равно) в пределах 1 000
(контроль и помощь учителя, дополнительное объяснение);
— с помощью учителя выполнять письменное сложение и вычитание чисел в
пределах 1000 (с опорой на использование счетного материала, с помощью
калькулятора);
— с помощью учителя выполнять умножение числа 100, деление на 10, 100
без остатка (с опорой на использование таблицы умножения, с
применением калькулятора);

— с помощью учителя умножать и делить на однозначное число (с
применением калькулятора);
— получать, обозначать, сравнивать обыкновенные дроби (легкие случаи) (с
помощью учителя, предметно – практическая помощь);
— после предварительного разбора с учителем решать простые задачи на
сравнение чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)?», решать
простые задачи на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого,
вычитаемого (под руководством учителя по возможности ученика);
— после предварительного разбора с учителем по возможности ученика
решать составные задачи в два арифметических действия (предметно практическая помощь педагога с опорой на использование счетного
материала, калькулятора);
— с помощью учителя различать радиус и диаметр по возможности ученика
(наглядная и предметно-практическая помощь).
Примечание: Учащиеся, испытывающие значительные трудности в усвоении
математических знаний, выполняют сложение и вычитание чисел в пределах 100 с
переходом через разряд приемами письменных вычислений, с помощью
калькулятора; при выполнении умножения и деления может быть разрешено в
трудных случаях использование таблицы умножения на печатной основе,
калькулятор.
6 класс
Учащиеся должны знать:
1 уровень:
— десятичный состав чисел в пределах 1000 000;
— разряды и классы;
— основное свойство обыкновенных дробей;
— смешанные числа;
— расстояние, скорость, время, зависимость между ними;
— различные случаи взаимного положения прямых на плоскости и в
пространстве;
— свойства граней и ребер куба и бруса.
2 уровень:
— десятичный состав чисел в пределах 1000 000 (активизирующая помощь);
— разряды и классы (организующая помощь);
— основное свойство обыкновенных дробей (наводящие вопросы, различные
виды наглядности);

— смешанные числа (наводящие вопросы, различные виды наглядности);
— расстояние, скорость, время, зависимость между ними (наводящие вопросы,
различные виды наглядности);
— различные случаи взаимного положения прямых на плоскости и в
пространстве (активизирующая и организующая помощь);
— свойства граней и ребер куба и бруса (активизирующая помощь)
3 уровень:
— десятичный состав чисел в пределах 1000 (активизирующая и организующая
помощь);
— разряды и классы (наглядная и предметно-практическая помощь);
— основное свойство обыкновенных дробей (наглядная и предметно практическая помощь);
— смешанные числа (наглядная помощь);
— расстояние, скорость, время, зависимость между ними (наглядная и
предметно-практическая помощь);
— различные случаи взаимного положения прямых на плоскости и в
пространстве (наглядная и предметно-практическая помощь);
— свойства граней и ребер куба и бруса (наглядная и предметно-практическая
помощь).
Учащиеся должны уметь:
1 уровень:
— устно складывать и вычитать круглые числа;
— читать, записывать под диктовку, набирать на калькуляторе, сравнивать
(больше, меньше) числа в пределах 1 000 000;
— чертить нумерационную таблицу: обозначать разряды и классы, вписывать в нее
числа, сравнивать; записывать числа, внесенные в таблицу, вне ее;
— округлять числа до любого заданного разряда в пределах 1000000;
— складывать, вычитать, умножать и делить на однозначное число и круглые
десятки числа в пределах 10 000, выполнять деление с остатком;
— выполнять проверку арифметических действий;
— выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя
мерами стоимости, длины и массы письменно;
— сравнивать смешанные числа;
— заменять мелкие доли крупными, неправильные дроби целыми или
смешанными числами;
— складывать, вычитать обыкновенные дроби (и смешанные числа) с
одинаковыми знаменателями;

— решать простые задачи на соотношение: расстояние, скорость, время; на
нахождение дроби от числа, на отношение чисел с вопросами: « Во сколько
раз больше (меньше)?»; решать и составлять задачи на встречное движение
двух тел;
— чертить перпендикулярные прямые, параллельные прямые на заданном
расстоянии;
— чертить высоту в треугольнике;
— выделять, называть, пересчитывать элементы куба, бруса.
2 уровень:
— устно складывать и вычитать круглые числа приемом письменных
вычислений;
— читать, записывать под диктовку, набирать на калькуляторе, сравнивать
(больше, меньше) числа в пределах 1 000 000 (активизирующая помощь);
— чертить нумерационную таблицу: обозначать разряды и классы, вписывать в нее
числа, сравнивать; записывать числа, внесенные в таблицу, вне ее
(организующая помощь);
— округлять числа до любого заданного разряда в пределах 1000000
(допустима помощь учителя);
— складывать, вычитать без перехода и с переходом не более чем через 1-2
разряда, умножать и делить на однозначное число и круглые десятки числа в
пределах 10 000, выполнять деление с остатком (можно пользоваться
таблицей умножения);
— после предварительного разбора с учителем выполнять проверку
арифметических действий (можно пользоваться таблицей умножения);
— после предварительного разбора с учителем выполнять сложение и вычитание
чисел, полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины и массы
письменно (без перехода и с переходом не более чем через 1-2 разряда);
— сравнивать смешанные числа (активизирующая помощь);
— заменять мелкие доли крупными, неправильные дроби целыми или
смешанными числами;
— после предварительного разбора с учителем складывать, вычитать
обыкновенные дроби (и смешанные числа) с одинаковыми
знаменателями;
— после предварительного разбора с учителем решать простые задачи на
соотношение: расстояние, скорость, время; на нахождение дроби от числа, на
отношение чисел с вопросами: « Во сколько раз больше (меньше)?»; решать и
составлять задачи на встречное движение двух тел;

— чертить перпендикулярные прямые, параллельные прямые на заданном
расстоянии (допустима помощь учителя);
— чертить высоту в треугольнике (допустима помощь учителя);
— выделять, называть, пересчитывать элементы куба, бруса (наводящие
вопросы, наглядность).
3 уровень:
— складывать и вычитать круглые числа (с помощью калькулятора);
— с помощью учителя читать, записывать под диктовку, набирать на
калькуляторе, сравнивать (больше, меньше) числа в пределах 10
000 (активизирующая и организующая помощь);
— с помощью учителя складывать, вычитать без перехода и с переходом не более
чем через 1 разряд, умножать и делить на однозначное число и круглые
десятки числа в пределах 10 000, выполнять деление с остатком (с помощью
калькулятора);
— после предварительного разбора с учителем выполнять проверку
арифметических действий (с опорой на использование счетного
материала, калькулятора);
— после предварительного разбора с учителем выполнять сложение и вычитание
чисел, полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины и массы
письменно (легкие случаи с опорой на использование счетного материала,
калькулятора);
— с помощью учителя сравнивать смешанные числа (легкие случаи, предметнопрактическая помощь);
— заменять мелкие доли крупными, неправильные дроби целыми или
смешанными числами;
— после предварительного разбора с учителем складывать, вычитать
обыкновенные дроби (и смешанные числа) с одинаковыми знаменателями
(легкие случаи, наглядная и предметно-практическая помощь).
— после предварительного разбора с учителем решать простые задачи на
соотношение: расстояние, скорость, время; на нахождение дроби от числа, на
отношение чисел с вопросами: «Во сколько раз больше (меньше)?»; (легкие
случаи с опорой на использование калькулятора);
— с помощью учителя чертить перпендикулярные прямые, параллельные
прямые на заданном расстоянии;
— с помощью учителя чертить высоту в треугольнике;
— с помощью учителя выделять, называть, пересчитывать элементы куба, бруса
(наводящие вопросы, наглядная и предметно-практическая помощь).

7 класс
Учащиеся должны знать:
1 уровень:
— числовой ряд в пределах 1 000 000;
— алгоритмы арифметических действий с многозначными числами; числами,
полученными при измерении двумя единицами стоимости, длины, массы;
— элементы десятичной дроби;
— преобразование десятичных дробей;
— место десятичных дробей в нумерационной таблице;
— симметричные предметы, геометрические фигуры;
— виды четырехугольников: произвольный, параллелограмм, ромб,
прямоугольник, квадрат, свойства сторон, углов, приемы построения.
2 уровень:
— числовой ряд в пределах 1 000 000;
— алгоритм арифметических действий с 4-хзначными и 5-тизначными
числами; числами, полученными при измерении одной единицами стоимости,
длины, массы (наводящие вопросы, различные виды наглядности);
— легкие случаи преобразования обыкновенных дробей;
— легкие случаи преобразования десятичных дробей;
— симметричные предметы, геометрические фигуры;
— виды четырехугольников: произвольный, параллелограмм, ромб,
прямоугольник, квадрат.
— свойства элементов куба, бруса (активизирующая и организующая помощь).
3 уровень:
— числовой ряд в пределах 1 000;
— после предварительного разбора с учителем алгоритм арифметических
действий с 3-хзначными и 4-хзначными числами; числами, полученными при
измерении одной единицами стоимости, длины, массы (с помощью
калькулятора);
— с помощью учителя легкие случаи преобразования обыкновенных дробей
(наглядная и предметно - практическая помощь);
— легкие случаи преобразования десятичных дробей (наглядная и предметно
- практическая помощь);
— после предварительного разбора с учителем симметричные предметы,
геометрические фигуры (справочный материал, наглядная и предметнопрактическая помощь);

— после предварительного разбора с учителем виды четырехугольников:
произвольный, параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат (справочный
материал, наглядная и предметно-практическая помощь);
— свойства элементов куба, бруса (справочный материал, наглядная и
предметно-практическая помощь).
Учащиеся должны уметь:
1 уровень:
— умножать и делить числа в пределах 1 000 000 на двузначное число;
— читать, записывать десятичные дроби;
— складывать и вычитать дроби с разными знаменателями (обыкновенные и
десятичные);
— выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя
единицами времени;
— решать простые задачи на нахождение продолжительности события, его
начала и конца;
— решать составные задачи в три-четыре арифметических действия;
— вычислять периметр многоугольника;
— находить ось симметрии симметричного плоского предмета, располагать
предметы симметрично относительно оси, центра симметрии
2 уровень:
— складывать и вычитать числа в пределах 100 000;
— устно достаточно складывать и вычитать числа в пределах 1 000 (легкие
случаи);
— после предварительного разбора выполнять легкие случаи преобразования
обыкновенных дробей
— после предварительного разбора умножать и делить числа в пределах 10 000
на однозначное число;
— после предварительного разбора складывать и вычитать дроби с одинаковыми
знаменателями (обыкновенные и десятичные дроби);
— после предварительного разбора выполнять сложение и вычитание чисел,
полученных при измерении одной единицами времени;
— после предварительного разбора решать составные задачи в два
арифметических действия;
— решать простые задачи на движение;
— после предварительного разбора вычислять периметр четырехугольника
(справочный материал);

— решать простые задачи на нахождение продолжительности события, его
начала и конца (справочный материал).
3 уровень:
— складывать и вычитать числа в пределах 10 000 (с помощью калькулятора);
— после предварительного разбора с помощью учителя выполнять легкие случаи
преобразования обыкновенных дробей;
— после предварительного разбора с помощью учителя умножать и делить числа
в пределах 10 000 на однозначное число (с помощью калькулятора),
— после предварительного разбора с помощью учителя складывать и вычитать
дроби с одинаковыми знаменателями (обыкновенные и десятичные дроби);
(легкие случаи с помощью калькулятора);
— после предварительного разбора с помощью учителя выполнять сложение и
вычитание чисел, полученных при измерении одной единицами времени
(легкие случаи с помощью калькулятора);
— после предварительного разбора с помощью учителя решать простые задачи в
одно арифметическое действие (с помощью калькулятора);
— после предварительного разбора с помощью учителя решать простые задачи на
движение;
— после предварительного разбора с помощью учителя вычислять периметр
четырехугольника (с помощью калькулятора);
— после предварительного разбора с помощью учителя решать простые задачи
на нахождение продолжительности события, его начала и конца (легкие
случаи с помощью калькулятора).
8 класс
Учащиеся должны знать:
1 уровень:
- величину 1˚;
- смежные углы;
- размеры прямого, острого, тупого, развернутого, полного углов; сумму смежных
углов, углов треугольника;
- элементы транспортира;
- единицы измерения площади, их соотношения;
- формулы длины окружности, площади круга.
2 уровень:
- величину 1˚(организующая помощь);
- смежные углы (активизирующая помощь);

- размеры прямого, острого, тупого, развернутого, полного углов; сумму смежных
углов, углов треугольника (наводящие вопросы, различные виды наглядности);
- элементы транспортира (предметно – практическая помощь);
- единицы измерения площади, их соотношения (справочный материал);
- формулы длины окружности, площади круга (справочный материал).
3 уровень:
- величину 1˚(активизирующая и организующая помощь);
- смежные углы (наглядная и предметно-практическая помощь);
- размеры прямого, острого, тупого, развернутого, полного углов; сумму смежных
углов, углов треугольника (словесно –логическая, наглядная помощь);
- элементы транспортира (наводящие вопросы, под руководством учителя) ;
- единицы измерения площади, их соотношения (наглядная и предметнопрактическая помощь);
- формулы длины окружности, площади круга (справочный материал, наглядная и
предметно-практическая помощь).
Учащиеся должны уметь:
1 уровень:
- присчитывать и отсчитывать разрядные единицы и равные числовые группы в
пределах 10000000
- выполнять сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное,
двузначное число многозначных чисел, обыкновенных и десятичных дробей;
умножение и деление десятичных дробей на 10,100,1000;
- находить число по одной его доле, выраженной обыкновенной или десятичной
дробью;
- находить среднее арифметическое чисел;
- решать арифметические задачи на пропорциональное деление;
- строить и измерять углы с помощью транспортира;
- строить треугольники по заданным длинам сторон и величине углов;
- вычислять площадь прямоугольника (квадрата);
- вычислять длину окружности и площадь круга по заданной длине радиуса;
- строить точки, отрезки, треугольники, четырехугольники, окружности,
симметричные данным относительно оси, центра симметрии.
2 уровень:
- присчитывать и отсчитывать разрядные единицы и равные числовые группы в
пределах 10000000 (организующая и активизирующая помощь)
- выполнять сложение, вычитание с переходом не более чем через 1-2 разряда,
умножение и деление на однозначное (можно пользоваться таблицей

умножения), двузначное число многозначных чисел (легкие случаи), обыкновенных
и десятичных дробей (организующая помощь); умножение и деление десятичных
дробей на 10,100,1000 (допустима помощь учителя);
- находить число по одной его доле, выраженной обыкновенной или десятичной
дробью (наводящие вопросы, допустима помощь учителя);
- после предварительного разбора с учителем находить среднее арифметическое
чисел;
- после предварительного разбора с учителем решать арифметические задачи на
пропорциональное деление;
- после предварительного разбора с учителем строить и измерять углы с помощью
транспортира;
- строить треугольники по заданным длинам сторон и величине углов (допустима
помощь учителя);
- после предварительного разбора с учителем вычислять площадь прямоугольника
(квадрата);
- после предварительного разбора с учителем вычислять длину окружности и
площадь круга по заданной длине радиуса;
- после предварительного разбора с учителем строить точки, отрезки, треугольники,
четырехугольники, окружности, симметричные данным относительно оси, центра
симметрии (допустима помощь учителя).
3 уровень:
- присчитывать и отсчитывать разрядные единицы и равные числовые группы в
пределах 1000 (с помощью учителя, легкие случаи, использование
калькулятора);
- выполнять сложение, вычитание с переходом не более чем через 1 разряд (с
опорой на использование калькулятора);
- выполнять умножение и деление на однозначное число (с опорой на
использование счетного материала, калькулятора), умножение и деление на
двузначное число многозначных чисел(с опорой на использование калькулятора);
обыкновенных и десятичных дробей; умножение и деление десятичных дробей на
10,100,1000 (легкие случаи помощь учителя, использование калькулятора);
- с помощью учителя находить число по одной его доле, выраженной обыкновенной
или десятичной дробью (легкие случаи; использование калькулятора);
- с помощью учителя находить среднее арифметическое чисел (легкие случаи;
использование калькулятора);
- с помощью учителя решать арифметические задачи на пропорциональное деление
(легкие случаи; использование калькулятора);

- с помощью учителя строить и измерять углы с помощью транспортира;
- с помощью учителя строить треугольники по заданным длинам сторон и величине
углов;
- с помощью учителя вычислять площадь прямоугольника (квадрата) (легкие
случаи; использование калькулятора);
- с помощью учителя вычислять длину окружности и площадь круга по заданной
длине радиуса (легкие случаи; использование калькулятора).
9 класс
Учащиеся должны знать:
1 уровень:
— таблицы сложения однозначных чисел, в том числе с переходом через десяток;
— табличные случаи умножения и получаемые из них случаи деления;
— названия, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения
стоимости, длины, массы, времени;
— числовой ряд чисел в пределах 1 000 000;
— дроби обыкновенные и десятичные; их получение, запись, чтение;
— геометрические фигуры и тела, свойства элементов многоугольников
(треугольника, прямоугольника, параллелограмма),
прямоугольного
параллелепипеда;
— названия геометрических тел: пирамиды, цилиндра, конуса, шара.
2 уровень:
— таблицы сложения однозначных чисел, в том числе с переходом через десяток
(организующая помощь);
— табличные случаи умножения и получаемые из них случаи деления (наглядная
и предметно-практическая помощь);
— названия, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения
стоимости, длины, массы, времени (наглядная и предметно-практическая
помощь);
— числовой ряд чисел в пределах 1 000 000 (достаточно знания числового ряда в
пределах
10 000);
— дроби обыкновенные и десятичные; их получение, запись, чтение (наглядная и
предметно-практическая помощь);
— геометрические фигуры и тела, свойства элементов многоугольников
(треугольника, прямоугольника, параллелограмма),
прямоугольного
параллелепипеда (наглядная и предметно-практическая помощь);

— названия геометрических тел: пирамиды, цилиндра, конуса, шара (наглядная и
предметно-практическая помощь).
3 уровень:
— сложение однозначных чисел, в том числе с переходом через десяток
(активизирующая и организующая помощь, использование калькулятора);
— табличные случаи умножения и получаемые из них случаи деления (наглядная
и предметно-практическая помощь, использование калькулятора);
— названия, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения
стоимости, длины, массы, времени (под руководством учителя, справочный
материал, наглядная и предметно-практическая помощь);
— числовой ряд чисел в пределах 1 000 (под руководством учителя,
активизирующая и организующая помощь);
— дроби обыкновенные и десятичные; их получение, запись, чтение (легкие случаи, под
руководством учителя, наглядная и предметно-практическая помощь);
— геометрические фигуры и тела, свойства элементов многоугольников
(треугольника, прямоугольника, параллелограмма),
прямоугольного
параллелепипеда (под руководством учителя, наглядная и предметнопрактическая помощь);
— названия геометрических тел: пирамиды, цилиндра, конуса, шара (под
руководством учителя наглядная и предметно-практическая помощь).
Учащиеся должны уметь:
1 уровень:
— выполнять арифметические действия с числами в пределах 100, легкие случаи
в пределах 1000 устно;
— выполнять арифметические действия с многозначными числами письменно в
пределах 10 000;
— выполнять арифметические действия с десятичными дробями;
— складывать, вычитать, умножать и делить на однозначное и двузначное число
числа, полученные при измерении одной, двумя единицами измерения
стоимости, длины, массы, выраженными в десятичных дробях (легкие
случаи);
— находить дробь (обыкновенную, десятичную), проценты от числа; число по
его доле или проценту;
— решать все простые задачи в соответствии с данной программой, составные
задачи в 2,3,4 арифметических действия;
— вычислять
площадь
прямоугольника,
объем
прямоугольного
параллелепипеда;

— различать геометрические фигуры и тела;
— строить с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира
линии, углы, многоугольники, окружности в разном положении на плоскости,
в том числе симметричные относительно оси, центра симметрии.
2 уровень:
— выполнять арифметические действия с числами в пределах 100 с переходом не
более чем через 1 разряд, легкие случаи в пределах 1 000 устно
(допустима активизирующая помощь);
— под руководством учителя выполнять арифметические действия с
многозначными числами письменно в пределах 10 000 (словеснологическая помощь, можно пользоваться таблицей умножения);
— под руководством учителя выполнять арифметические действия с
десятичными дробями, (можно пользоваться таблицей умножения);
— под руководством учителя складывать, вычитать, умножать и делить на
однозначное и двузначное число числа, полученные при измерении одной,
двумя единицами измерения стоимости, длины, массы, выраженными в
десятичных дробях (легкие случаи), (словесно-логическая помощь, можно
пользоваться таблицей умножения);
— после предварительного разбора с учителем находить дробь (обыкновенную,
десятичную), проценты от числа; число по его доле или проценту;
— решать все простые задачи в соответствии с данной программой, составные
задачи в 2,3,4 арифметических действия;
— после предварительного разбора с учителем вычислять площадь
прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда;
— после предварительного разбора с учителем различать геометрические
фигуры и тела;
— после предварительного разбора с учителем строить с помощью линейки,
чертежного угольника, циркуля, транспортира линии, углы, многоугольники,
окружности в разном положении на плоскости, в том числе симметричные относительно оси, центра симметрии.
3 уровень:
— выполнять арифметические действия с числами в пределах 100 с переходом не
более чем через 1 разряд, легкие случаи в пределах 1 000 (с помощью
учителя, легкие случаи, использование калькулятора);
— под руководством учителя выполнять арифметические действия с
многозначными числами письменно в пределах 10 000 (с помощью

учителя, легкие случаи, использование калькулятора);
— под руководством учителя выполнять арифметические действия с
десятичными дробями (с помощью учителя, легкие случаи, использование
калькулятора);
— под руководством учителя складывать, вычитать, умножать и делить на
однозначное и двузначное число числа, полученные при измерении одной,
двумя единицами измерения стоимости, длины, массы, выраженными в
десятичных дробях (легкие случаи, словесно-логическая помощь, с
помощью учителя, использование калькулятора);
— после предварительного разбора с учителем находить дробь (обыкновенную,
десятичную), проценты от числа; число по его доле или проценту (с
помощью учителя, легкие случаи, использование калькулятора);
— решать простые задачи в соответствии с данной программой, составные задачи
в 2 арифметических действия (с помощью учителя, легкие случаи,
использование калькулятора);
— после предварительного разбора с учителем вычислять площадь
прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда (с помощью
учителя, легкие случаи, использование калькулятора);
— после предварительного разбора с учителем различать геометрические
фигуры и тела (с помощью учителя, легкие случаи);
— после предварительного разбора с учителем строить с помощью линейки,
чертежного угольника, циркуля, транспортира линии, углы, многоугольники,
окружности в разном положении на плоскости, в том числе симметричные относительно оси, центра симметрии (с помощью учителя, легкие случаи).
Тематическое планирование
5 класс
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

1

Раздел 1 Нумерация чисел в пределах
100.

14

1

2

Сложение и вычитание в пределах
100

20

1

3

Сложение и вычитание в пределах
1000

40

1

4

Умножение чисел на 10, 100

11

5

Умножение и деление круглых
десятков на однозначное число.

33

1

Повторение

12

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

136

5

6

6 класс
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов

Нумерация чисел в пределах 1000

1

Контрольные
работы

Всего

15

2

Нумерация чисел в пределах 1 000 000

9

3

Сложение и вычитание целых чисел
Сложение чисел, полученных при
измерении

14

4

1

10

1
1

5

Обыкновенные дроби

41

6

Скорость, время, расстояние

10

7

Умножение на однозначное число
чисел в пределах 10 000

26

1

Повторение

1

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

136

5

6

7 класс
№ п/п

1
2
3
4
5

Наименование разделов и тем
программы

Нумерация чисел в пределах
1 000 000
Числа, полученные при
измерении величин
Сложение и вычитание
многозначных чисел
Умножение и деление на
однозначное число
Умножение и деление на 10,
100,

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

5
4
8

1

11
5

1

6
7
8
9
10
11
12
13

1 000
Действия с числами,
полученными при измерении
Умножение и деление на
круглые десятки
Умножение и деление на
двузначное число целых чисел и
чисел, полученных при измерении
Обыкновенные дроби
Десятичные дроби
Меры времени
Задачи на движение
Итоговое повторение

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

15
10

1

14

1

9
14
2
3
3

1

1

102

6

8 класс
№ п/п

1
2
3
4
5
6
7

Наименование разделов и тем
программы

Числа целые и дробные
Нумерация чисел в пределах
1 000 000
Сложение и вычитание целых
чисел и десятичных дробей
Умножение и деление целых
чисел и десятичных дробей
Обыкновенные дроби
Действия с числами,
полученными при измерении и
десятичными дробями
Итоговое повторение

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Количество часов
Всего

4
6

Контрольные
работы

1

4
24

1

27
33

1

4

1

102

5

1

9 класс
№ п/п

1

2
3
4
5
6
7
8
9
10

Наименование разделов и тем
программы

Числа целые и дробные
Отрезок, луч, прямая
(повторение)
Числа целые и дробные.
Умножение и деление.
Геометрические фигуры из
отрезков и лучей
Проценты и дроби
Тела, составленные из отрезков
и многоугольников
Обыкновенные и десятичные
дроби
Круглые фигуры и тела
Симметричные фигуры
Площадь плоской фигуры
Объем тела
Итоговое повторение

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Количество часов
Всего

18

Контрольные
работы
1

4
14

1

5
20
7
10

1

1

6
4
8
6

1

102

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».