Корректировка к Адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)

Принято
на педагогическом совете
протокол №1 от 24.01.2022 г.

Утверждаю
Директор МОБУ Липовецкая СОШ №1
______________ Ларина М.Н.

Корректировка
к Адаптированной основной общеобразовательной программе для
обучающихся сумственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (далее АООП)
1. АООП
№

1

2

3

4

Раздел (подраздел) АООП
«Планируемые результаты
освоения обучающимися
Адаптированной основной
образовательной программы»
(Личностные результаты освоения)

«Планируемые результаты
освоения обучающимися
Адаптированной основной
образовательной программы»
(Метапредметные результаты
освоения АООП)

«Система оценки достижения
планируемых результатов
освоения Адаптированной
основной образовательной
программы» (Особенности оценки
личностных результатов)
«Система оценки достижения
планируемых результатов
освоения адаптированной
основной образовательной
программы»
(Особенности оценки
метапредметных результатов)

Корректировка
Внести пункт следующего содержания:
«Сформированность
функциональной грамотности,
предполагающей умение формулировать и
объяснять собственную позицию в
конкретных ситуациях общественной
жизни на основе полученных знаний с
позиции норм морали и общечеловеческих
ценностей, прав и обязанностей
гражданина»
Внести пункт следующего содержания:
«Умение находить и извлекать
информацию в различном
контексте; объяснять и описывать явления
на основе полученной информации;
анализировать и интегрировать
полученную информацию; формулировать
проблему, интерпретировать и оценивать
её; делать выводы; строить прогнозы;
предлагать пути
решения»
Внести коррективы в следующий пункт:
«Одним из объектов оценки личностных
результатов является: сформированность
социальных компетенций, включая
функциональную грамотность.
Внести коррективы в следующий пункт:
«Наиболее адекватными формами оценки:
…функциональной грамотности служит
письменная работа на межпредметной
основе; …»

2. Программа внеурочной деятельности
№

Корректировка
Следует внести курс
«Функциональная грамотность»

2

Раздел (подраздел) Программы
Направления внеурочной
деятельности
«Общеинтеллектуальное
направление»
«Формы внеурочной
деятельности»

3

«Предполагаемые результаты
реализации программы»

Внести пункт следующего содержания:
«формулирует и объясняет собственную
позицию в конкретных ситуациях
общественной жизни на основе
полученных знаний с позиции норм
морали и общечеловеческих ценностей,
прав и обязанностей гражданина»

1

Следует внести форму «Уроки
функциональной грамотности»

Приложение
Методы и приемы, использование которых будет способствовать
формированию функциональной грамотности (жизненных навыков) у
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Функциональная грамотность обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), рассматривается нами как индивидуальноличностный результат образования, лежащий в области «жизненных компетенций».
Формирование у обучающихся функциональной грамотности («жизненные
навыки») предполагает организацию учебной деятельности учащихся, направленную
на активное познание окружающей действительности, формирование практических
навыков взаимодействия с окружающим предметным и социальным миром,
формирование навыков коммуникации.
Игровые методики
Игра – вид деятельности, который присущ и детям, и взрослым. Использование
данного вида деятельности в образовательном процессе известно давно. Важным
является применение такого аспекта этой деятельности, который способствует
появлению непроизвольного интереса к объекту познанию. При этом происходит
серьезное и глубинное восприятие изучаемого материала. Игра не должна привести к
неправильному пониманию той или иной проблемы, обучающиеся должны
проникнуться сложностью изучаемого материала и понимать, что процесс учения
является не только интересной игрой. Использование деловых, имитационных,
ролевых игр вносит разнообразие в течение предметного образовательного процесса,
вызывает формирование положительной мотивации. Игра стимулирует активное
участие учащихся в учебном процессе и вовлекает даже наиболее пассивных.
Практика подтвердила эффективность применения игровых методик в обучении
умственно отсталых учащихся, как младших, так и старших классов.
Видеометоды
На уроках могут быть использованы кинопособия, видеозаписи, компьютерные
программы. Видеометоды позволяют представить информацию в наглядной форме,
максимально приближено к реальной ситуации, что делает ее доступной для
восприятия и умственно отсталыми школьниками. В процессе их обучения чаще всего
используются диафильмы, кинофильмы. Содержащиеся в них сведения в основном
доступны пониманию умственно отсталых школьников и в значительной мере
соответствуют программе. В младших классах использование видеоматериалов
должно быть выборочным, чтобы каждый кадр можно было задерживать столько
времени, сколько нужно для полного понимания учебного материала учащимися. Этот
вариант предпочтительней, так как учитель может отобрать только те кадры, которые
необходимы для конкретного урока.
При использовании звуковых кинофильмов со сложным текстом учитель отключает
звук и сопровождает демонстрацию своими комментариями. Иногда для обучения
необходимо один и тот же отрывок показать несколько раз. В этом случае
составляется кинокольцовка. Такое использование учебных видеофильмов весьма
перспективно. Показ видеоматериалов в основном целесообразен в конце изучения
темы для закрепления, повторения учебного материала, расширения и углубления
полученных знаний.
Ситуационные задачи.
Ситуационная задача представляет собой описание конкретной ситуации, более или
менее типичной для определенного вида деятельности. Это описание включает
изложение условий деятельности и желаемого результата. Решение задачи
заключается в определении способа деятельности.
Решение ситуационных задач способствует формированию и развитию не только
учебных навыков, но и исследовательских и творческих способностей учащихся.
Одной из целей решения ситуационных заданий является выработка у обучаемых
навыков в решении конкретных ситуаций, с которыми они постоянно встречаются в
практике. Чем типичнее будет ситуация, тем активнее пройдёт занятие и эффективнее
будет её результат. Ситуационные задачи можно использовать и как способ

формирования, и способ проверки сформированных навыков.
Ситуационные задачи применимы при изучении любых учебных предметов и
могут использовать для обучающихся, при этом они отличаются характером проблем,
решение которых необходимо найти. Специфика ситуационной задачи заключается в
том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для её
решения необходимо конкретное предметное знание. Зачастую для решения
ситуационной задачи обучающимся требуются знания их нескольких учебных
предметов.
Ситуационные задачи могут выполняться обучающимися индивидуально и в
группе. Особенностью ситуационных задач является тот факт, что при их решении
учитель и ученики выступают как равноправные партнеры, которые вместе учатся
решать значимые для них проблемы. Использование метода анализа конкретных
ситуаций способствует изменению характера отношений не только между учителями
и учениками, но и между учениками, поскольку у них складывается потребность в
совместной деятельности, направленной на поиск оптимального решения значимых
для них проблем.
Компетентностно-ориентированные задания.
Компетентностно-ориентированные задания изменяют традиционные подходы к
уроку. Они базируются на знаниях и умениях, и требуют применения накопленных
знаний в практической деятельности, так как назначение компетентностноориентированных заданий – «окунуть» учащихся в решение «жизненной» задачи.
Компетентностно-ориентированное задание – это, во-первых, деятельностное
задание; во-вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию; в третьих,
оно строится на актуальном для учащихся материале; в-четвёртых, его структура
задаётся следующими элементами:
- Стимул (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение).
- Задачная формулировка (точно указывает на деятельность учащегося, необходимую
для выполнения задания).
- Источник информации (содержит информацию, необходимую для успешной
деятельности учащегося по выполнению задания).
- Инструмент проверки (задаёт способы и критерии оценивания результата).
Метод проектов
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся –
индивидуальную, в паре, групповую, которую учащиеся выполняют в течение
определенного отрезка времени. Этот метод применим при наличии действительно
значимой проблемы (практической, научной, творческой, жизненной), для решения
которой необходим исследовательский поиск. В отличие от учебно-исследовательской
деятельности, главным итогом которой является достижение истины, работа над
проектом нацелена на всестороннее и систематическое исследование проблемы и
предполагает получение практического результата. Практическим результатом,
продуктом может быть альбом, плакат, статья в газете, инструкция, театральная
инсценировка, игра (спортивная, деловая), и др. Роль учителя сводится к наблюдению,
консультированию и направлению процесса анализа результатов в случае
необходимости.
Использование метода проектной деятельности, как средства формирования
функциональной грамотности (жизненных навыков) у обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Функциональная грамотность умственно отсталого школьника рассматривается
нами, как способность вступать в отношения с внешней средой и максимально
адаптироваться и функционировать в ней в соответствии со своими
интеллектуальными возможностями. Говоря о функциональной грамотности
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
целесообразнее использовать понятие «жизненные навыки» как особой
образовательной потребности, лежащей в области представлений о себе и
окружающем мире, сфере коммуникации и социально-бытовой ориентации. Навыки,
необходимые для функционирования в названных сферах, могут быть сформированы
у школьников только при условии активности самого ребенка.

Примерная тематика проектов
№

Тема проекта

1

О чем
рассказы
вает наш
поселок?

2

Школанаш дом

3

Что такое
семья?

Задачи
- формировать умение
ориентироваться на улицах
ближайших к школе, в районе
проживания;
- активизировать
познавательный интерес детей к
объектам социального мира,
развивать умение видеть и
находить необычное,
удивительное и значимое в
окружающей действительности
родного поселка;
- формировать умение
рассказывать о своем доме,
своей улице, а также других
улицах, ориентируясь на
наглядный материал;
-воспитывать заботливое
отношение к окружающему
- развивать
умение
ориентироваться в школе (в
помещениях и на территории) и в
близлежащих улицах;
-познакомить с историей школы
(год
создания,
персонал,
выпускники);
-активизировать познавательный
интересучащихся к школе,
развиватьумение видеть
и
находитьнеобычное,
удивительное
изначимое в
окружающейдействительности,
развиватьпоисковую
деятельность;
- формировать
умение
рассказывать о своей школе о
сотрудниках, о месте
расположении;
- развивать интерес и желание
узнать что-то новое о своей
школе;
- воспитывать гордость за свою
школу.
- познакомить
с понятием
«семья»;
- научить
составлять
родословную семьи;
- дать разъяснения о понятии:

Возможные виды
деятельности
1. Сбор фотоматериалов
об улицах микрорайона.
2.Составление рассказа
об улице, на которой
живешь, на которой
располагается
школа.
3.Составление
плана
проезда или дороги из
дома
в
школу.
4.Сочинение "Письмо
другу о своем поселке "
(о
своей
улице).
5. Выполнение
коллективной аппликации
на тему "Наша улица".

1.Экскурсия по школе и
школьной
территории.
2.Беседы на тему: «День
рождения школы», «Школа
– это мы», «Гордость
школы»
3.Организация
и
проведение фотовыставки:
«Школа – наш дом!»
4.
Конкурсы:
«Лучшая
история о школе, школьной
жизни», «Мой любимый
учитель»
5.Проведение мероприятий
по благоустройству школы,
классов, территории.

1.Беседа:
Семья. Что
означает это слово?
2.Составление родословной
своей семьи.
3. Работа над сочинением:

4

«Знаю правила
дорожного
движения–
сохраняю
жизнь»

Династия;
-формировать
умение
рассказывать о своей семье,
своих предках, а также о
семейных праздниках;
-развивать у учащихся интерес
и желание узнать что- то
новое о своей семье;
-воспитывать
заботливое,
уважительное отношение к
своим родным, к семьям
других людей;
-формировать стремление к
здоровому образу жизни.
- пропагандировать
соблюдение
правил
дорожного движения среди
учащихся,
используя
различные
формы
деятельности;
-определить
уровень
информированности учащихся
о знаниях ПДД;
-рассказать
о
детском
дорожно-транспортном
травматизме;
-воспитать
ответственное
отношение к выполнению
правил дорожного движения
используя различные формы
деятельности;
-формировать
умения
работать в команде;
-развивать
способности
наблюдать, делать выводы,
проверять результаты.

«Что
означает
моя
фамилия» «Тайна моей
фамилии»
4. Проведение экскурсий на
место работы родителей.
5. Проведения спортивного
праздника: «Папа, мама, яздоровая семья!»
6. Выставка рисунков: Моя
семья. Один день из жизни
моей семьи. Праздники
моей семьи.
7. Семейные династии –
фото выставка
1. Анкетирование детей и
родителей.
2. Интегрированный урок
«В стране Светофории»
3.Инсценированная сказка
«Красный! Жёлтый!
Зелёный!»
4.Разработка памятки по
безопасности пешеходов на
улице
5.Изготовление
настольный игры
«Дорожное лото».

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».