Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Липовецкая средняя общеобразовательная школа №1 Октябрьского муниципального округа» Утверждаю Директор МОБУ Липовецкая СОШ №1 ________ М.Н. Ларина Положение о внеурочной деятельностипо ФГОС НОО, ООО, СОО (с изменениями от 03.07.2023) 1 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение о внеурочной деятельности разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 06.02.2023, Федеральными государственными стандартами начального общего образования и основного общего образования, утвержденными Приказами Минпросвещения Российской Федерации № 286 и № 287 от 31..05.2021 с изменениями от18.07.2022 года, Федеральным государственным стандартом среднего общего образования, утвержденным Приказом Минпросвещения Российской Федерации № 413 от 17.05.2012 с изменениями от 12.08.2022 года; Письмом Минпросвещения Российской Федерации от 05.06.2022 № ТВ1290/03 «О направлении методических рекомендаций»; Письмами Минпросвещения Российской Федерации от 17.06.2022 № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном и от 15.08.2022 № 03-1190 «О направлении методических рекомендаций», с учетом СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», а также в соответствии с Уставом МОБУ Липовецкая СОШ №1 (далее ОО). 1.2. Настоящее положение устанавливает порядок организации и проведения внеурочной деятельности обучающихся по обновленным ФГОС, порядок организации занятий «Разговоры о важном», регулирует систему оценки достижения результатов внеурочной деятельности, а также определяет ответственных лиц за проведение внеурочной деятельности. 1.3. Образовательные программы начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования реализуются в ОО через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. 1.4. Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью образовательной деятельности, направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемая в формах, отличных от урочных. 1.5. Образовательная организация определяет объем часов, отведенных на внеурочную деятельность в соответствии с содержательной и организационной спецификой реализуемых ООП с учетом времени, отводимого на внеурочную деятельность на каждом уровне общего образования: - на уровне начального общего образования – до1320 часов; - на уровне основного общего образования – до1750 часов; - на уровне среднего общего образования – до 700 часов. 1.6. План внеурочной деятельности ОО является обязательной частью организационного раздела ООП, а рабочие программы внеурочной деятельности являются обязательной частью содержательного раздела ООП. 2 1.7. Внеурочную деятельность в соответствии с настоящим положением об ее организации могут осуществлять педагогические работники, соответствующие общим требованиям, предъявляемым к педагогическим работникам квалификационными характеристиками по должности, в том числе заместители директора, педагоги дополнительного образования, учителя-предметник, классные руководители, педагоги-организаторы, педагоги-психологи, логопеды, педагоги-библиотекари и иные педагогические работники. 1.8. Для обеспечения реализации плана внеурочной деятельности все педагогические работники ОО, ведущие занятия в рамках внеурочной деятельности должны пройти повышение квалификации по реализации ФГОС НОО, ООО и СОО. 1.9. Объем (часы) реализуемой рабочей программы внеурочной деятельности входят в аудиторную нагрузку педагогического работника, ее реализующую. 1.10. Финансовое обеспечение реализации рабочих программ внеурочной деятельности осуществляется в рамках реализации ООП НОО, ООО и СОО. структуру, порядок разработки и утверждения рабочей программы курсов внеурочной деятельности (далее курсов). 2. Условия реализации внеурочной деятельности и требования к организации внеурочной деятельности 2.1. Внеурочная деятельность направлена на реализацию индивидуальных потребностей обучающихся путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. 2.2. Целью организации внеурочной деятельности в ОО является обеспечение достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность, повышения гибкости ее организации. 2.1.Основными задачами организации внеурочной деятельности являются: •совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в разновозрастной школьной среде; •формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников; •поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления; •формирование культуры поведения в информационной среде. 2.2.При выборе направлений и отборе содержания обучения организация учитывает: •особенности организации – условия функционирования, особенности контингента, кадровый состав; 3 •результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и трудности их учебной деятельности; •возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий и их содержательную связь с урочной деятельностью; •особенности информационно-образовательной среды образовательной организации, национальные и культурные особенности Приморского края и Октябрьского МО, там где находится образовательная организация. 2.3. Участие во внеурочной деятельности должно обеспечить: Удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся; Развитие личности, ее способностей, удовлетворение образовательных потребностей и интересов; Формирование функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности); Формирование социокультурных и духовно-нравственных ценностей обучающихся, основ их гражданственности, российской гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций; Развитие навыков самостоятельной образовательной, общественной, проектной, учебно-исследовательской, спортивно-оздоровительной и творческой деятельности; Формирование экологической грамотности у обучающихся, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни; Совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, самоопределения обучающихся. 2.4. При освоении ООП СОО содержание внеурочной деятельности осуществляется по следующим направлениям развития личности: Спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное – в таких формах как художественные, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военнопатриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. 3. Порядок организации внеурочной деятельности 3.1. Внеурочная деятельность организуется на базе МОБУ Липовецкая СОШ №1. 3.2. В целях реализации плана внеурочной деятельности в ОО также предусматривается использование ресурсов других организаций (в том числе в сетевой форме), включая организации дополнительного образования, научные организации, организации культуры, физкультурно-спортивные, детские общественные объединения и иные организации, обладающие 4 необходимыми ресурсами. 3.3. Формы проведения внеурочной деятельности ОО определяет самостоятельно, при этом учитывает активность и самостоятельность обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и пр. 3.4. В зависимости от конкретных условий реализации ООП, числа обучающихся и их возрастных особенностей допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования. 3.5. Количество часов, отводимых на внеурочную деятельность в ОО, определяется учебным планом на текущий учебный год. 3.6. Количество часов зависит от образовательных потребностей в текущем учебном году, но не более 10 часов в неделю на класс. 3.7. Часы внеурочной деятельности рекомендуется использовать на социальное, творческое, интеллектуальное, общекультурное, физическое, гражданско-патриотическое развитие обучающихся, создавая условия для их самореализации и осуществляя педагогическую поддержу в преодолении ими трудностей в обучении и социализации. Обязательным условием организации внеурочной деятельности является ее воспитательная направленность, соотнесенность с рабочей программой воспитания ОО. 3.8. Часы внеурочной деятельности в МОГБУ Липовецкая СОШ №1 используют для реализации принципа формирования единого образовательного пространства на всех уровнях образования с помощью одной из трех моделей планов внеурочной деятельности «Преобладание учебно-познавательной деятельности» (Приложение 1): - учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и формированию функциональной грамотности; 3.9. Занятия внеурочной деятельности проводятся педагогическими работниками школы (учителями, педагогом-психологом, социальным педагогом и др.), педагогами дополнительного образования (по согласованию). 3.10. Обучающиеся, их родители (законные представители) участвуют в выборе направлений и форм внеурочной деятельности. Зачисление обучающихся в объединения внеурочной деятельности осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей) с сентября по 31 мая. 3.11. Каждый обучающийся имеет право заниматься в объединениях разной направленности, а также изменять направление обучения, в том числе в течение учебного года. При этом фамилия данного обучающегося вписывается в «Списочных состав» данного объединения. 3.12. Организация внеурочной деятельности обеспечивает возможность выбора двигательно-активных, физкультурно-спортивных занятий. Оптимальным является посещение не более 2-3-х внеурочных занятий в день, 5 одно из которых должно быть двигательно-активным. 3.13. Общеобразовательная организация самостоятельно решением Педагогического совета разрабатывает и утверждает: - рабочие программы внеурочной деятельности; - план внеурочной деятельности; - режим внеурочной деятельности; - расписание занятий внеурочной деятельности. 3.14. Планы ВД НОО, ООО, СОО осуществляются посредством реализации рабочих программ ВД. 3.15. План ВД ОО является обязательной частью организационного раздела ООП, а рабочие программы ВД являются обязательной частью содержательного раздела ООП. 3.16. План ВД определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем ВД с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательной организации. 3.17. Согласно, письму Минпросвещения РФ от 05.07.2022 г. № ТВ-1290/03, для обеспечения преемственности содержания образовательных программ НОО и ООО ц при формировании плана внеурочной деятельности ОО предусмотено, рекомендуемые к включению в план ВД (Приложение 2). 3.18. Рабочая программа внеурочной деятельности является частью ООП соответствующего уровня образования и наравне с иными программами, входящими в содержательный раздел ООП разрабатывается на основе требований к результатам освоения общеобразовательных программ с учетом основных направлений программ, включенных в структуру общеобразовательной программы. 3.19. Рабочие программы ВД для детей с ОВЗ разрабатываются и реализуются в соответствии с требованиями ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья. 3.20. Рабочие программы ВД включают в себя титульный лист, пояснительную записку и следующие обязательные разделы: - содержание курса ВД с указанием форм организации и видов деятельности; - календарно-тематическое планирование; - планируемые результаты освоения курса; - учебно-методическое обеспечение. 3.21. Требования к оформлению рабочих программ внеурочной деятельности регламентируется локальными актами ОО, в том числе Положением о рабочих программах. 3.22. Образовательная организация самостоятельно определяет порядок зачета результатов освоения обучающимися образовательных программ внеурочной деятельности. 3.23. Образовательная организация может осуществлять зачет результатов освоения обучающимися образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в организациях дополнительного образования, согласно разработанному Положению о 6 порядке зачета результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин, полученных в других образовательных организациях. 3.25. При зачете результатов освоения рабочих программ внеурочной деятельности педагогическим работникам рекомендуется провести сопоставительный анализ планируемых результатов дополнительной общеобразовательной программы и рабочей программы ВД. 3.26. Для мониторинга и учета образовательных результатов внеурочной деятельности может использоваться психолого-педагогический инструментарий, включая Портфолио обучающегося, в том числе в электронной форме. 4. Проведение занятий и организация контроля за внеурочной деятельностью 4.1. План внеурочной деятельности каждого уровня образования может корректироваться на следующий учебный год в конце текущего года с учетом предварительного выбора обучающимися и их родителями рабочих программ ВД. 4.2. Для обучающихся 1-х классов набор направлений и программ ВД предлагается для ознакомления на установочном родительском собрании, для обучающихся 5-11 классов – на родительских собраниях и через официальный сайт ОО. 4.3. Для проведения занятий допускается комплектование групп как из обучающихся одного класса, так и из параллели классов. Наполняемость группы устанавливается от 12 человек. При наличии необходимых ресурсов возможно деление одного класса на две группы. Комплектование групп происходит в соответствии с запросом участников образовательной деятельности. 4.4. Внеурочная деятельность может реализовываться как через проведение регулярных ежедневных внеурочных занятий, так и организацию занятий крупными блоками (походы, экскурсии и т.п.) 4.5. Продолжительность занятий – 45 минут. Продолжительность занятий ВД регламентируется действующими Санитарноэпидемиологическими правилами и нормами СП 2.4.3648-20. 4.6. Занятия внеурочной деятельностью проводятся в соответствии с расписанием, утвержденным директором ОО. 4.7. Учет занятости обучающихся ВД осуществляется педагогическим работником в электронном журнале, оформление которого осуществляется в соответствии с едиными требованиями, установленными локальными актами ОО. 4.8. содержание записей в журнале должно соответствовать содержанию рабочей программе. 4.9. Контроль за заполнением документации, фиксирующей проведение занятий ВД осуществляет заместитель директора по УВР, ответственный за ведение электронных журналов. 4.10. Организацией, координацией и контролем занятий ВД 7 обучающихся конкретного класса занимается классный руководитель, который: - доводит до сведения родителей информацию о реализуемых в ОО рабочих программ; - координирует (вносит предложения) по формированию графика проведения занятий ВД; - осуществляет контроль за посещаемостью обучающимися занятий в соответствии с расписанием; - осуществляет взаимосвязь между родителями и учителями по вопросу организации ВД, включая оценку образовательных достижений. 4.11. Общее руководство и контроль за ВД в ОО осуществляет заместитель директора по УВР на основе своих должностных обязанностей: оценку содержания и качества программ ВД, разработку, согласование (утверждение) планов ВД и расписания проведения занятий ВД, системы оценивания результатов освоения рабочих программ ВД обучающимися. 5. Об организации занятий «Разговоры о важном» 5.1. В соответствии с письмом Минпросвещения РФ от 17.06.2022 № 03871 в рамках ВД образовательная организация вводит еженедельные информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» (34 часа в учебном году). 5.2. «Разговоры о важном» проводятся для обучающихся 1-11 классов первым уроком по понедельникам еженедельно. 5.3. В целях организации и проведения занятий «Разговоры о важном» для обучающихся ОО является: - воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое воспитание на основе национальных ценностей; - совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений; - повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории и культуры родного края, России; - развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности; - формирование культуры поведения в информационной среде. 5.4. Методические материалы для ОО цикла еженедельных занятий, включающие сценарий занятия, методические рекомендации по его проведению, интерактивный элемент, визуальный контент, разрабатываются на федеральном уровне и размещаются на портале «Единое содержание общего образования» в разделе «Внеурочная деятельность» 5.5. Основным форматом проведения внеурочного занятия является разговор или беседа. 6. Система оценки достижения результатов внеурочной деятельности 8 6.1. Оценка достижений результатов ВД происходит на трех уровнях: Оценка результата, полученного группой обучающихся в рамках одного направления; Индивидуальная оценка каждого обучающегося на основании экспертной оценки личного Портфолио; Качественная и количественная оценка эффективности деятельности ОО по направлениям ВД, полученная на основании суммирования индивидуальных результатов обучающихся и коллективных результатов групп обучающихся. 7. Ответственность 7.1. Администрация ОО организует: - процесс разработки, рецензирования и утверждения программ ВД; - контроль выполнения программ ВД; - контроль ведения журналов ВД. 7.2. Педагогические работники несут ответственность, установленную законодательством и должностными обязанностями, за обеспечение требований ФГОС в части реализации программ ВД как части ООП НОО, ООО, СОО 7.3. Деятельность преподавателей регламентируется Уставом МОБУ Липовецкая СОШ №1, Правилами внутреннего распорядка, локальными актами, должностными инструкциями. 7.4. Родители обучающихся несут ответственность за посещение занятий внеурочной деятельности. 7.5. Обучающиеся несут ответственность за соблюдение Устава ОО, Правил внутреннего распорядка обучающихся и других локальных актов, регламентирующих организацию образовательных отношений в общеобразовательной организации. 9 Приложение №1 Модель плана внеурочной деятельности Модель плана ВД Содержательное наполнений Преобладание - занятия обучающихся по углубленному изучению учебноотдельных предметов; познавательной - занятия обучающихся по формированию деятельности функциональной грамотности; занятия обучающихся с педагогами, сопровождающими проектно-исследовательскую деятельность; - профориентационные занятия обучающихся. Преобладание дополнительные занятия, испытывающих педагогической затруднения в освоении учебной программы; поддержки дополнительные занятия, испытывающих обучающихся затруднения в освоении языков обучения; специальные занятия обучающихся, испытывающих затруднения в социальной коммуникации; специальные занятия обучающихся, испытывающих затруднения в социальной коммуникации. Преобладание занятия обучающихся с педагогами, деятельности сопровождающими деятельность детских ученических общественных объединений и органов ученического сообществ и самоуправления; воспитательных - занятия обучающихся в рамках циклов специально организованных внеурочных занятий, посвященных мероприятий актуальным социальным, нравственным проблемам современного мира; занятия обучающихся в социально ориентированных объединений: экологических, волонтерских, трудовых и т.п. 10 Приложение 2 Направления ВД, рекомендуемые к включению в план внеурочной деятельности образовательной организации Направление ВД Разговоры о важном Занятия по формированию функциональной грамотности Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей Рекомендуемое Основное содержание занятий количество (часть, рекомендуемая для всех часов в неделю обучающихся) 1 Основная цель: Развитие ценностного отношения обучающихся к своей Родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре 1 Основная цель: Развитие способности обучающихся применять приобретенные знания, умения и навыки для решения задач в различных сферах жизнедеятельности. 1 Основная цель: Развитие ценностного отношения обучающихся к труду, как основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни 3 Основная цель: Интеллектуальное и культурное развитие обучающихся, удовлетворение их особых познавательных, культурных, оздоровительных потребностей и интересов 11 Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов Основная цель: Развитие важных для жизни подрастающего человека социальных умений – заботиться о других и организовывать свою собственную деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя инициативу и нести ответственность, отстаивать свою точку зрения и уметь принимать другие точки зрения. 2 12