Положение о внеурочной деятельности ЛСОШ №1

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Липовецкая средняя
общеобразовательная школа №1 Октябрьского муниципального округа»
Утверждаю
Директор МОБУ Липовецкая СОШ №1
________ М.Н. Ларина

Положение
о внеурочной деятельностипо ФГОС НОО, ООО,
СОО
(с изменениями от 03.07.2023)

1

1. Общие положения
1.1. Настоящее положение о внеурочной деятельности разработано в
соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» с изменениями от 06.02.2023,
Федеральными государственными стандартами начального общего
образования и основного общего образования, утвержденными Приказами
Минпросвещения Российской Федерации № 286 и № 287 от 31..05.2021 с
изменениями от18.07.2022 года, Федеральным государственным стандартом
среднего общего образования, утвержденным Приказом Минпросвещения
Российской Федерации № 413 от 17.05.2012 с изменениями от 12.08.2022 года;
Письмом Минпросвещения Российской Федерации от 05.06.2022 № ТВ1290/03 «О направлении методических рекомендаций»; Письмами
Минпросвещения Российской Федерации от 17.06.2022 № 03-871 «Об
организации занятий «Разговоры о важном и от 15.08.2022 № 03-1190 «О
направлении методических рекомендаций», с учетом СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», а также в соответствии
с Уставом МОБУ Липовецкая СОШ №1 (далее ОО).
1.2. Настоящее положение устанавливает порядок организации и
проведения внеурочной деятельности обучающихся по обновленным ФГОС,
порядок организации занятий «Разговоры о важном», регулирует систему
оценки достижения результатов внеурочной деятельности, а также определяет
ответственных лиц за проведение внеурочной деятельности.
1.3. Образовательные программы начального общего образования,
основного общего образования и среднего общего образования реализуются в
ОО через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований
государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
1.4. Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной
частью образовательной деятельности, направленная на достижение
планируемых результатов освоения основных образовательных программ
(предметных, метапредметных и личностных), осуществляемая в формах,
отличных от урочных.
1.5. Образовательная организация определяет объем часов, отведенных
на внеурочную деятельность в соответствии с содержательной и
организационной спецификой реализуемых ООП с учетом времени,
отводимого на внеурочную деятельность на каждом уровне общего
образования:
- на уровне начального общего образования – до1320 часов;
- на уровне основного общего образования – до1750 часов;
- на уровне среднего общего образования – до 700 часов.
1.6. План внеурочной деятельности ОО является обязательной частью
организационного раздела ООП, а рабочие программы внеурочной
деятельности являются обязательной частью содержательного раздела ООП.
2

1.7. Внеурочную деятельность в соответствии с настоящим положением
об ее организации могут осуществлять педагогические работники,
соответствующие общим требованиям, предъявляемым к педагогическим
работникам квалификационными характеристиками по должности, в том
числе заместители директора, педагоги дополнительного образования,
учителя-предметник, классные руководители, педагоги-организаторы,
педагоги-психологи,
логопеды,
педагоги-библиотекари
и
иные
педагогические работники.
1.8. Для обеспечения реализации плана внеурочной деятельности все
педагогические работники ОО, ведущие занятия в рамках внеурочной
деятельности должны пройти повышение квалификации по реализации ФГОС
НОО, ООО и СОО.
1.9. Объем (часы) реализуемой рабочей программы внеурочной
деятельности входят в аудиторную нагрузку педагогического работника, ее
реализующую.
1.10. Финансовое обеспечение реализации рабочих программ
внеурочной деятельности осуществляется в рамках реализации ООП НОО,
ООО и СОО.
структуру, порядок разработки и утверждения рабочей программы
курсов внеурочной деятельности (далее курсов).
2. Условия реализации внеурочной деятельности и требования к
организации внеурочной деятельности
2.1.
Внеурочная
деятельность
направлена
на
реализацию
индивидуальных потребностей обучающихся путем предоставления выбора
широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
2.2. Целью организации внеурочной деятельности в ОО является
обеспечение достижения обучающимися планируемых результатов освоения
ООП за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в
которой происходит образовательная деятельность, повышения гибкости ее
организации.
2.1.Основными задачами
организации
внеурочной деятельности
являются:
•совершенствование
навыков
общения
со
сверстниками и коммуникативных умений в разновозрастной школьной
среде;
•формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей участников;
•поддержка детских объединений, формирование умений ученического
самоуправления;
•формирование культуры поведения в информационной среде.
2.2.При
выборе
направлений и отборе
содержания
обучения организация учитывает:
•особенности организации – условия
функционирования,
особенности контингента, кадровый состав;
3

•результаты
диагностики
успеваемости и уровня
развития
обучающихся, проблемы и трудности их учебной деятельности;
•возможность обеспечить условия для организации разнообразных
внеурочных занятий и их содержательную связь с урочной деятельностью;
•особенности информационно-образовательной среды образовательной
организации, национальные и культурные особенности Приморского
края и Октябрьского МО, там где находится образовательная организация.
2.3. Участие во внеурочной деятельности должно обеспечить:

Удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;

Развитие личности, ее способностей, удовлетворение образовательных
потребностей и интересов;

Формирование
функциональной
грамотности
обучающихся
(способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на
основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных
способов деятельности);

Формирование социокультурных и духовно-нравственных ценностей
обучающихся, основ их гражданственности, российской гражданской
идентичности и социально-профессиональных ориентаций;

Развитие навыков самостоятельной образовательной, общественной,
проектной, учебно-исследовательской, спортивно-оздоровительной и
творческой деятельности;

Формирование экологической грамотности у обучающихся, навыков
здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни;

Совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта
познавательной деятельности, самоопределения обучающихся.
2.4. При освоении ООП СОО содержание внеурочной деятельности
осуществляется по следующим направлениям развития личности:

Спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное,
социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное – в таких формах как
художественные, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные
спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военнопатриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные
исследования, общественно полезные практики и другие формы, на
добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных
отношений.
3. Порядок организации внеурочной деятельности
3.1. Внеурочная деятельность организуется на базе МОБУ Липовецкая
СОШ №1.
3.2. В целях реализации плана внеурочной деятельности в ОО также
предусматривается использование ресурсов других организаций (в том числе
в сетевой форме), включая организации дополнительного образования,
научные организации, организации культуры, физкультурно-спортивные,
детские общественные объединения и иные организации, обладающие
4

необходимыми ресурсами.
3.3. Формы проведения внеурочной деятельности ОО определяет
самостоятельно, при этом учитывает активность и самостоятельность
обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии,
походы, деловые игры и пр.
3.4. В зависимости от конкретных условий реализации ООП, числа
обучающихся и их возрастных особенностей допускается формирование
учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня
образования.
3.5. Количество часов, отводимых на внеурочную деятельность в ОО,
определяется учебным планом на текущий учебный год.
3.6. Количество часов зависит от образовательных потребностей в
текущем учебном году, но не более 10 часов в неделю на класс.
3.7. Часы внеурочной деятельности рекомендуется использовать на
социальное, творческое, интеллектуальное, общекультурное, физическое,
гражданско-патриотическое развитие обучающихся, создавая условия для их
самореализации и осуществляя педагогическую поддержу в преодолении ими
трудностей в обучении и социализации. Обязательным условием организации
внеурочной деятельности является ее воспитательная направленность,
соотнесенность с рабочей программой воспитания ОО.
3.8. Часы внеурочной деятельности в МОГБУ Липовецкая СОШ №1
используют для реализации принципа формирования единого
образовательного пространства на всех уровнях образования с
помощью одной из трех моделей планов внеурочной деятельности
«Преобладание учебно-познавательной деятельности» (Приложение 1):
- учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется
внеурочной деятельности по учебным предметам и формированию
функциональной грамотности;
3.9. Занятия внеурочной деятельности проводятся педагогическими
работниками школы (учителями, педагогом-психологом, социальным
педагогом и др.), педагогами дополнительного образования (по
согласованию).
3.10. Обучающиеся, их родители (законные представители) участвуют в
выборе направлений и форм внеурочной деятельности. Зачисление
обучающихся в объединения внеурочной деятельности осуществляется на
основании заявления родителей (законных представителей) с сентября по 31
мая.
3.11. Каждый обучающийся имеет право заниматься в объединениях разной
направленности, а также изменять направление обучения, в том числе в
течение учебного года. При этом фамилия данного обучающегося вписывается
в «Списочных состав» данного объединения.
3.12. Организация внеурочной деятельности обеспечивает возможность
выбора
двигательно-активных,
физкультурно-спортивных
занятий.
Оптимальным является посещение не более 2-3-х внеурочных занятий в день,
5

одно из которых должно быть двигательно-активным.
3.13. Общеобразовательная организация самостоятельно решением
Педагогического совета разрабатывает и утверждает:
- рабочие программы внеурочной деятельности;
- план внеурочной деятельности;
- режим внеурочной деятельности;
- расписание занятий внеурочной деятельности.
3.14. Планы ВД НОО, ООО, СОО осуществляются посредством реализации
рабочих программ ВД.
3.15. План ВД ОО является обязательной частью организационного раздела
ООП, а рабочие программы ВД являются обязательной частью
содержательного раздела ООП.
3.16. План ВД определяет состав и структуру направлений, формы
организации, объем ВД с учетом интересов обучающихся и возможностей
образовательной организации.
3.17. Согласно, письму Минпросвещения РФ от 05.07.2022 г. № ТВ-1290/03,
для обеспечения преемственности содержания образовательных программ
НОО и ООО ц при формировании плана внеурочной деятельности ОО
предусмотено, рекомендуемые к включению в план ВД (Приложение 2).
3.18. Рабочая программа внеурочной деятельности является частью ООП
соответствующего уровня образования и наравне с иными программами,
входящими в содержательный раздел ООП разрабатывается на основе
требований к результатам освоения общеобразовательных программ с учетом
основных
направлений
программ,
включенных
в
структуру
общеобразовательной программы.
3.19. Рабочие программы ВД для детей с ОВЗ разрабатываются и реализуются
в соответствии с требованиями ФГОС для детей с ограниченными
возможностями здоровья.
3.20.
Рабочие программы ВД включают в себя титульный лист,
пояснительную записку и следующие обязательные разделы:
- содержание курса ВД с указанием форм организации и видов деятельности;
- календарно-тематическое планирование;
- планируемые результаты освоения курса;
- учебно-методическое обеспечение.
3.21. Требования к оформлению рабочих программ внеурочной деятельности
регламентируется локальными актами ОО, в том числе Положением о рабочих
программах.
3.22. Образовательная организация самостоятельно определяет порядок зачета
результатов освоения обучающимися образовательных программ внеурочной
деятельности.
3.23. Образовательная организация может осуществлять зачет результатов
освоения обучающимися образовательных программ в других организациях,
осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в организациях
дополнительного образования, согласно разработанному Положению о
6

порядке зачета результатов освоения обучающимися учебных предметов,
курсов, дисциплин, полученных в других образовательных организациях.
3.25. При зачете результатов освоения рабочих программ внеурочной
деятельности педагогическим работникам рекомендуется провести
сопоставительный анализ планируемых результатов дополнительной
общеобразовательной программы и рабочей программы ВД.
3.26. Для мониторинга и учета образовательных результатов внеурочной
деятельности
может
использоваться
психолого-педагогический
инструментарий, включая Портфолио обучающегося, в том числе в
электронной форме.
4. Проведение занятий и организация контроля за внеурочной
деятельностью
4.1. План внеурочной деятельности каждого уровня образования может
корректироваться на следующий учебный год в конце текущего года с учетом
предварительного выбора обучающимися и их родителями рабочих программ
ВД.
4.2. Для обучающихся 1-х классов набор направлений и программ ВД
предлагается для ознакомления на установочном родительском собрании, для
обучающихся 5-11 классов – на родительских собраниях и через официальный
сайт ОО.
4.3. Для проведения занятий допускается комплектование групп как из
обучающихся одного класса, так и из параллели классов. Наполняемость
группы устанавливается от 12 человек. При наличии необходимых ресурсов
возможно деление одного класса на две группы. Комплектование групп
происходит в соответствии с запросом участников образовательной
деятельности.
4.4. Внеурочная деятельность может реализовываться как через
проведение регулярных ежедневных внеурочных занятий, так и организацию
занятий крупными блоками (походы, экскурсии и т.п.)
4.5. Продолжительность занятий – 45 минут. Продолжительность
занятий
ВД
регламентируется
действующими
Санитарноэпидемиологическими правилами и нормами СП 2.4.3648-20.
4.6. Занятия внеурочной деятельностью проводятся в соответствии с
расписанием, утвержденным директором ОО.
4.7. Учет занятости обучающихся ВД осуществляется педагогическим
работником в электронном журнале, оформление которого осуществляется в
соответствии с едиными требованиями, установленными локальными актами
ОО.
4.8. содержание записей в журнале должно соответствовать содержанию
рабочей программе.
4.9. Контроль за заполнением документации, фиксирующей проведение
занятий ВД осуществляет заместитель директора по УВР, ответственный за
ведение электронных журналов.
4.10. Организацией, координацией и контролем занятий ВД
7

обучающихся конкретного класса занимается классный руководитель,
который:
- доводит до сведения родителей информацию о реализуемых в ОО
рабочих программ;
- координирует (вносит предложения) по формированию графика
проведения занятий ВД;
- осуществляет контроль за посещаемостью обучающимися занятий в
соответствии с расписанием;
- осуществляет взаимосвязь между родителями и учителями по вопросу
организации ВД, включая оценку образовательных достижений.
4.11. Общее руководство и контроль за ВД в ОО осуществляет
заместитель директора по УВР на основе своих должностных обязанностей:
оценку содержания и качества программ ВД, разработку, согласование
(утверждение) планов ВД и расписания проведения занятий ВД, системы
оценивания результатов освоения рабочих программ ВД обучающимися.
5. Об организации занятий «Разговоры о важном»
5.1. В соответствии с письмом Минпросвещения РФ от 17.06.2022 № 03871 в рамках ВД образовательная организация вводит еженедельные
информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и
экологической направленности «Разговоры о важном» (34 часа в учебном
году).
5.2. «Разговоры о важном» проводятся для обучающихся 1-11 классов
первым уроком по понедельникам еженедельно.
5.3. В целях организации и проведения занятий «Разговоры о важном»
для обучающихся ОО является:
- воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и
патриотическое воспитание на основе национальных ценностей;
- совершенствование навыков общения со сверстниками и
коммуникативных умений;
- повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к
изучению и сохранению истории и культуры родного края, России;
- развитие навыков совместной деятельности со сверстниками,
становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной
деятельности;
- формирование культуры поведения в информационной среде.
5.4. Методические материалы для ОО цикла еженедельных занятий,
включающие сценарий занятия, методические рекомендации по его
проведению, интерактивный элемент, визуальный контент, разрабатываются
на федеральном уровне и размещаются на портале «Единое содержание
общего образования» в разделе «Внеурочная деятельность»
5.5. Основным форматом проведения внеурочного занятия является
разговор или беседа.
6. Система оценки достижения результатов внеурочной
деятельности
8

6.1. Оценка достижений результатов ВД происходит на трех уровнях:

Оценка результата, полученного группой обучающихся в рамках
одного направления;

Индивидуальная оценка каждого обучающегося на основании
экспертной оценки личного Портфолио;

Качественная и количественная оценка эффективности
деятельности ОО по направлениям ВД, полученная на основании
суммирования индивидуальных результатов обучающихся и коллективных
результатов групп обучающихся.
7. Ответственность
7.1. Администрация ОО организует:
- процесс разработки, рецензирования и утверждения программ ВД;
- контроль выполнения программ ВД;
- контроль ведения журналов ВД.
7.2. Педагогические работники несут ответственность, установленную
законодательством и должностными обязанностями, за обеспечение
требований ФГОС в части реализации программ ВД как части ООП НОО,
ООО, СОО
7.3. Деятельность преподавателей регламентируется Уставом МОБУ
Липовецкая СОШ №1, Правилами внутреннего распорядка, локальными
актами, должностными инструкциями.
7.4. Родители обучающихся несут ответственность за посещение
занятий внеурочной деятельности.
7.5. Обучающиеся несут ответственность за соблюдение Устава ОО,
Правил внутреннего распорядка обучающихся и других локальных актов,
регламентирующих
организацию
образовательных
отношений
в
общеобразовательной организации.

9

Приложение №1
Модель плана внеурочной деятельности
Модель плана ВД
Содержательное наполнений
Преобладание
- занятия обучающихся по углубленному изучению
учебноотдельных предметов;
познавательной
- занятия обучающихся по формированию
деятельности
функциональной грамотности;
занятия
обучающихся
с
педагогами,
сопровождающими
проектно-исследовательскую
деятельность;
- профориентационные занятия обучающихся.
Преобладание
дополнительные
занятия,
испытывающих
педагогической
затруднения в освоении учебной программы;
поддержки
дополнительные
занятия,
испытывающих
обучающихся
затруднения в освоении языков обучения;
специальные
занятия
обучающихся,
испытывающих
затруднения
в
социальной
коммуникации;
специальные
занятия
обучающихся,
испытывающих
затруднения
в
социальной
коммуникации.
Преобладание
занятия
обучающихся
с
педагогами,
деятельности
сопровождающими
деятельность
детских
ученических
общественных объединений и органов ученического
сообществ
и самоуправления;
воспитательных
- занятия обучающихся в рамках циклов специально
организованных внеурочных занятий, посвященных
мероприятий
актуальным социальным, нравственным проблемам
современного мира;
занятия
обучающихся
в
социально
ориентированных объединений: экологических,
волонтерских, трудовых и т.п.

10

Приложение 2
Направления ВД, рекомендуемые к включению в план внеурочной
деятельности образовательной организации
Направление ВД
Разговоры о важном

Занятия по
формированию
функциональной
грамотности

Занятия,
направленные на
удовлетворение
профориентационных
интересов и
потребностей
Занятия, связанные с
реализацией особых
интеллектуальных и
социокультурных
потребностей

Рекомендуемое Основное содержание занятий
количество
(часть, рекомендуемая для всех
часов в неделю
обучающихся)
1
Основная цель:
Развитие ценностного отношения
обучающихся к своей Родине –
России, населяющим ее людям,
ее уникальной истории, богатой
природе и великой культуре
1
Основная цель:
Развитие
способности
обучающихся
применять
приобретенные знания, умения и
навыки для решения задач в
различных
сферах
жизнедеятельности.
1
Основная цель:
Развитие ценностного отношения
обучающихся к труду, как
основному способу достижения
жизненного благополучия и
ощущения уверенности в жизни
3
Основная цель:
Интеллектуальное и культурное
развитие
обучающихся,
удовлетворение
их
особых
познавательных,
культурных,
оздоровительных потребностей и
интересов

11

Занятия,
направленные на
удовлетворение
интересов и
потребностей
обучающихся в
творческом и
физическом развитии,
помощь в
самореализации,
раскрытии и развитии
способностей и
талантов

Основная цель:
Развитие важных для жизни
подрастающего
человека
социальных умений – заботиться
о других и организовывать свою
собственную
деятельность,
лидировать и подчиняться, брать
на себя инициативу и нести
ответственность, отстаивать свою
точку зрения и уметь принимать
другие точки зрения.

2

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».