Рабочая программа Биология для обучающихся 8-9 класса

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Приморского края МКУ "Управление
образования" Октябрьского муниципального округа
МОБУ Липовецкая СОШ №1

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом
совете

Заместитель директора
по УВР

Директор МОБУ
________________________

Ларина М.Н.
Раецкая Л.С. Приказ №83-о от «31»
августа 2023 г.
Приказ №83-о от «31»
августа 2023 г.

________________________ ________________________
Приказ №83-о от «05»
сентября 2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Биология»
для обучающихся 8 - 9 класса

пгт. Липовцы 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках по биологии
для 8—9 классов линии учебно-методических комплектов «Линия жизни» под
редакцией профессора В. В. Пасечника.
Рабочая программа по биологии построена на основе:
 фундаментального ядра содержания общего образования;
 требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте
основного общего образования;
 примерной программы основного общего образования по
биологии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;
 программы развития и формирования универсальных учебных
действий;
 программы духовно-нравственного развития и воспитания
личности.
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными
программами начального общего образования, в том числе и в использовании
основных видов учебной деятельности обучающихся.
Рабочая программа по биологии включает следующие разделы:
Пояснительная записка, в которой уточняются общие цели образования
с учётом специфики биологии как учебного предмета.
2. Общая характеристика учебного предмета, включающая ценностные
ориентиры биологического образования.
3. Планируемые результаты изучения курса биологии.
4. Результаты освоения курса биологии — личностные, метапредметные и
предметные.
5. Содержание курса биологии, представляющее собой первую ступень
конкретизации положений, содержащихся в фундаментальном ядре
содержания общего образования.
6. Примерное тематическое планирование — следующая ступень
конкретизации содержания образования по биологии. Оно даёт представление
об основных видах учебной деятельности в процессе освоения курса биологии
в основной школе. В примерном тематическом планировании указано число
часов, отводимых на изучение каждого раздела.
1.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА БИОЛОГИИ
Содержательной

основой

школьного

курса

биологии

является

биологическая наука. Поэтому биология как учебный предмет вносит
существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой
природе, так и об окружающем мире в целом. Она раскрывает роль
биологической науки в экономическом и культурном развитии общества,
способствует формированию научного мировоззрения. Курс биологии на
ступени основного общего образования направлен на формирование у
учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, её
многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для
формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития
интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе
изучения биологии основное внимание уделяется знакомству с методами
научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от
учащихся

самостоятельной

деятельности

по

их разрешению.

Отбор

содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии
с

которым

учащиеся

должны

освоить

содержание,

значимое

для

формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры,
сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной
жизни и практической деятельности.
Основными целями изучения биологии в основной школе являются:
— формирование первоначальных систематизированных представлений
о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об
основных биологических теориях (клеточной, эволюционной Ч. Дарвина),
элементарных представлений о наследственности и изменчивости (ген,
хромосома,

мутация,

наследственные

заболевания,

наследственная

и

ненаследственная изменчивость, гаметы), об экосистемной организации
жизни;
— овладение понятийным аппаратом биологии;

— приобретение опыта использования методов биологической науки
для изучения живых организмов и человека: наблюдения за живыми
объектами, собственным организмом; описание биологических объектов и
процессов;

проведение

несложных

биологических

экспериментов

с

использованием аналоговых и цифровых биологических приборов, и
инструментов;
— освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной
организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных
растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за
состоянием собственного организма;
— формирование основ экологической грамотности: способности
оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов
риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и
окружающих; осознание необходимости сохранения биоразнообразия и
природных местообитаний;
— овладение приёмами работы с информацией биологического
содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных
данных, схем, фотографий и др.);
— создание основы для формирования интереса к дальнейшему
расширению и углублению биологических знаний и выбора биологии как
профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в
дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Построение
последовательно
внутрипредметных
взаимодействие

учебного
от
и

общего

содержания

курса

к

с

частному

метапредметных

научного,

связей.

гуманистического,

осуществляется

учётом
В

основу

реализации
положено

аксиологического,

культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного,
интегративного, компетентного подходов.

Содержание курса направлено на формирование универсальных
учебных

действий,

обеспечивающих

развитие

познавательных

и

коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную
и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие
учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы,
объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям,
структурировать

материал

и

др.

Обучающиеся

включаются

в

коммуникативную учебную деятельность. Преобладают такие её виды, как
умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку
зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и
письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Учебное содержание курса биологии в серии учебно-методических
комплектов «Линия жизни» сконструировано в соответствии с федеральным
перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих

государственную

аккредитацию

образовательных

программ

начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ
Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г.), следующим
образом:
Человек и его здоровье (8 класс).
2.
Основы общей биологии (9 класс).
Основное содержание курса биологии 8 класса направлено на
1.

формирование у обучающихся знаний и умений в области основ анатомии,
физиологии и гигиены человека, реализацию установок на здоровый образ
жизни. Содержание курса ориентировано на углубление и расширение знаний,
обучающихся о проявлении в организме человека основных жизненных
свойств, первоначальные представления о которых были получены в 6—7
классах.
Основное содержание курса биологии 9 класса посвящено основам
общей биологии. Оно направлено на обобщение обширных фактических

знаний и специальных практических умений, сформированных в предыдущих
классах; тесно связано с развитием биологической науки в целом и
характеризует современный уровень её развития.
Согласно примерной основной образовательной программе основного
общего образования (ПООП ОО), опубликованной на сайте fgosreestr.ru
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию от 8 апреля 2015 г.), структура учебного содержания
курса следую
1. Человек и его здоровье (8 класс).
2. Основы общей биологии (9 класс).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА БИОЛОГИИ
Человек и его здоровье
Выпускник научится:
 выделять существенные признаки биологических объектов
(животных клеток и тканей, органов и систем органов человека)
и процессов жизнедеятельности, характерных для организма
человека;
 аргументировать взаимосвязь человека и окружающей среды,
родство человека с животными, приводить доказательства;
 аргументировать отличия человека от животных, приводить
доказательства;
 аргументировать необходимость соблюдения мер профилактики
заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек,
нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных
заболеваний, приводить доказательства;
 объяснять эволюцию вида человек разумный на примерах
сопоставления биологических объектов и других материальных
артефактов;
 выявлять примеры и пояснять проявление наследственных
заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и
изменчивости, присущей человеку;
 различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные
биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов)
или их изображения, выявлять отличительные признаки
биологических объектов;

 сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы,
системы органов), процессы жизнедеятельности (питание,
дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
 устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и
функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
 использовать методы биологической науки: наблюдать и
описывать биологические объекты и процессы; проводить
исследования с организмом человека и объяснять их результаты;
 знать и аргументировать основные принципы здорового образа
жизни, рациональной организации труда и отдыха;
 анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье
человека;
 описывать и использовать приёмы оказания первой помощи;
 знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
 объяснять необходимость применения тех или иных приёмов при
оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах,
обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;
 находить информацию о строении и жизнедеятельности человека
в научно-популярной литературе, биологических словарях,
справочниках, Интернет-ресурсах, анализировать и оценивать её,
переводить из одной формы в другую;
 ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по
отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
 находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернетресурсах информацию об организме человека, оформлять её в
виде устных сообщений и докладов;
 анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в
своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и
окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье
человека;
 создавать собственные письменные и устные сообщения об
организме человека и его жизнедеятельности на основе
нескольких источников информации, сопровождать выступление
презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
 работать в группе сверстников при решении познавательных
задач, связанных с особенностями строения и жизнедеятельности
организма человека, планировать совместную деятельность,
учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать
собственный вклад в деятельность группы.

Общие биологические закономерности
Выпускник научится:
 выделять существенные признаки биологических объектов (вида,
экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ
живых организмов;
 аргументировать необходимость защиты окружающей среды,
приводить доказательства;
 аргументировать зависимость здоровья человека от состояния
окружающей среды, приводить доказательства;
 осуществлять классификацию биологических объектов на основе
определения
их
принадлежности
к
определённой
систематической группе;
 раскрывать роль биологии в практической деятельности людей;
роль биологических объектов в природе и жизни человека;
значение биологического разнообразия для сохранения
биосферы;
 объяснять общность происхождения и эволюции организмов на
основе
сопоставления
особенностей
их
строения
и
функционирования;
 объяснять механизмы наследственности и изменчивости,
возникновения приспособленности, процесс видообразования;
 различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные
биологические объекты или их изображения, выявляя
отличительные признаки биологических объектов;
 сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
 устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и
функциями органов и систем органов;
 использовать методы биологической науки: наблюдать и
описывать биологические объекты и процессы; ставить
биологические эксперименты и объяснять их результаты;
 знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в
природе;
 описывать и использовать приёмы выращивания и размножения
культурных растений и домашних животных, ухода за ними в
агроценозах;
 находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернетресурсах информацию о живой природе, оформлять её в виде
письменных сообщений, докладов, рефератов;
 знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:

 понимать экологические проблемы, возникающие в условиях
нерационального природопользования, и пути решения этих
проблем;
 анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в
своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и
окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье
человека;
 находить информацию по вопросам общей биологии в научнопопулярной литературе, специализированных биологических
словарях, справочниках, Интернет-ресурсах, анализировать и
оценивать её, переводить из одной формы в другую;
 ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по
отношению к объектам живой природы, собственному здоровью
и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во
всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоциональноценностное отношение к объектам живой природы);
 создавать собственные письменные и устные сообщения о
современных проблемах в области биологии и охраны
окружающей среды на основе нескольких источников
информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая
особенности аудитории сверстников;
 работать в группе сверстников при решении познавательных
задач, связанных с теоретическими и практическими проблемами
в области молекулярной биологии, генетики, экологии,
биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды,
планировать совместную деятельность, учитывать мнение
окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в
деятельность группы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА БИОЛОГИИ
Изучение биологии в основной школе обусловливает достижение
следующих личностных результатов:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание
своей этнической принадлежности; знание языка, культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального
российского
общества;
воспитание
чувства
ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в
1)

мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых
познавательных интересов;
3) формирование
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
6) развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности;
8) формирование понимания ценности здорового и безопасного образа
жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование экологической культуры на основе признания ценности
жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного
отношения к окружающей среде;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие
ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
Метапредметные результаты освоения биологии в основной школе
должны отражать:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
1)

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
4) умение
оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать
своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей,
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ компетенции);
развитие мотивации к овладению культурой активного пользования
словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование
и развитие экологического мышления, умение
применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
Предметными результатами освоения выпускниками основной
2)

школы программы по биологии являются:
формирование системы научных знаний о живой природе и
закономерностях её развития, исторически быстром сокращении
биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека
для создания естественно-научной картины мира;
1)

формирование первоначальных систематизированных представлений о
биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных
биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи
живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости; овладение
понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и
проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых
организмов и человека, проведение экологического мониторинга в
окружающей среде;
4) формирование
основ экологической грамотности: способности
оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов
риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и
окружающих; осознание необходимости действий по сохранению
биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в
решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья
людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей
среды;
6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации
труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и
домашних животных, ухода за ними.
2)

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА БИОЛОГИ
8 класс
Человек и его здоровье
Введение в науки о человеке (3ч)
Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности
организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук,
изучающих организм человека. Научные методы изучения человеческого
организма (наблюдение, измерение, эксперимент). Место человека в системе
животного мира. Сходство и различия человека и животных. Особенности
человека как социального существа. Происхождение современного человека.
Расы.
Общие свойства организма человека (3ч)
Клетка — основа строения, жизнедеятельности и развития организмов.
Строение, химический состав, жизненные свойства клетки. Ткани, органы и

системы органов организма человека, их строение и функции. Организм
человека как биосистема. Внутренняя среда организма (кровь, лимфа,
тканевая жидкость).
Нейрогуморальная регуляция функций организма(7ч)
Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы
регуляции функций.
Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и
вегетативная. Нейроны, нервы, нервные узлы. Рефлекторный принцип работы
нервной системы. Рефлекторная дуга. Спинной мозг. Головной мозг. Большие
полушария головного мозга. Особенности развития головного мозга человека
и его функциональная асимметрия. Нарушения деятельности нервной
системы и их предупреждение.
Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в
регуляции физиологических функций организма. Железы внутренней
секреции: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники. Железы
смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. Регуляция функций
эндокринных желёз.
Опора и движение (7ч)
Опорно-двигательная система: строение, функции. Кость: химический
состав, строение, рост. Соединение костей. Скелет человека. Особенности
скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.
Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета.
Мышцы и их функции. Значение физических упражнений для правильного
формирования скелета и мышц. Гиподинамия. Профилактика травматизма.
Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.
Кровь и кровообращение(8ч)
Функции крови и лимфы. Поддержание постоянства внутренней среды.
Гомеостаз. Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты,
лейкоциты, тромбоциты. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови.
Свёртывание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение

работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Роль прививок
в борьбе с инфекционными заболеваниями. Кровеносная и лимфатическая
системы: строение, функции. Строение сосудов. Движение крови по сосудам.
Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Пульс. Давление крови.
Движение лимфы по сосудам. Гигиена сердечно-сосудистой системы.
Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Виды кровотечений,
приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.
Дыхание(4ч)
Дыхательная система: строение и функции. Этапы дыхания. Лёгочные
объёмы. Газообмен в лёгких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания.
Вред табакокурения. Предупреждение распространения инфекционных
заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного
организма. Первая помощь при остановке дыхания, спасении утопающего,
отравлении угарным газом.
Пищеварение (5ч)
Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: строение и функции.
Ферменты, роль ферментов в пищеварении. Обработка пищи в ротовой
полости. Зубы и уход за ними. Слюна и слюнные железы. Глотание.
Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Аппетит. Пищеварение в тонком
кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении.
Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом
кишечнике. Вклад И. П. Павлова в изучение пищеварения. Гигиена питания,
предотвращение желудочно-кишечных заболеваний.
Обмен веществ и энергии (4ч)
Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и
энергии. Обмен органических и неорганических веществ. Витамины.
Проявление гиповитаминозов и авитаминозов и меры их предупреждения.
Энергетический обмен и питание. Пищевые рационы. Нормы питания.
Регуляция обмена веществ.

Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях
среды. Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в
процессах терморегуляции. Приёмы оказания первой помощи при травмах,
ожогах, обморожениях и их профилактика.
Покровы тела человека (3ч)
Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Болезни и травмы
кожи. Гигиена кожных покровов.
Выделение (2ч)
Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования
и выделения мочи, его регуляция. Заболевания органов мочевыделительной
системы и меры их предупреждения.
Размножение и развитие (4ч)
Половая

система:

строение

и

функции.

Оплодотворение

и

внутриутробное развитие. Роды. Рост и развитие ребёнка. Половое созревание.
Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и
предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о
репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путём, и их
профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа.
Сенсорные системы (анализаторы) (4ч)
Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их
строение и функции. Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка.
Зрительные рецепторы: палочки и колбочки. Нарушения зрения и их
предупреждение. Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Гигиена
слуха. Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса.
Взаимодействие сенсорных систем. Влияние экологических факторов на
органы чувств.
Высшая нервная деятельность (6)
Высшая нервная деятельность человека, работы И. М. Сеченова, И. П.
Павлова, А. А. Ухтомского и П. К. Анохина. Безусловные и условные

рефлексы, их значение. Познавательная деятельность мозга. Эмоции, память,
мышление, речь. Сон и бодрствование. Значение сна.
Предупреждение нарушений сна. Особенности психики человека:
осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к
накоплению

и

передаче

информации

из

поколения

в

поколение.

Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер,
одарённость. Психология и поведение человека. Цели и мотивы деятельности.
Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Роль
обучения и воспитания в развитии психики и поведении человека.
Здоровье человека и его охрана (4ч)
Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и
правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг,
закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание. Влияние
физических

упражнений

на

органы

и

системы

органов.

Защитно-

приспособительные реакции организма. Факторы, нарушающие здоровье
(гиподинамия, курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание,
стресс). Культура отношения к собственному здоровью и здоровью
окружающих.
Человек и окружающая среда. Значение окружающей среды как
источника веществ и энергии. Социальная и природная среда, адаптации к
ним. Краткая характеристика основных форм труда. Рациональная
организация труда и отдыха. Соблюдение правил поведения в окружающей
среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности
собственной

жизни.

Зависимость

здоровья

человека

от

состояния

окружающей среды.
Резерв (4ч)
Примерный список лабораторных и практических работ по разделу
«Человек и его здоровье» (на выбор учителя):
1.
2.

Выявление особенностей строения клеток разных тканей.
Изучение строения головного мозга.

Выявление особенностей строения позвонков.
4.
Выявление нарушения осанки и наличия плоскостопия.
5.
Сравнение микроскопического строения крови человека и
лягушки.
6.
Подсчёт частоты пульса в разных условиях. Измерение
артериального давления.
7.
Измерение жизненной ёмкости лёгких. Дыхательные движения.
8.
Изучение строения и работы органа зрения.
3.

Общие биологические закономерности
9 класс
Введение. Биология в системе наук (2 ч.)
Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии
для понимания научной картины мира. Методы биологических исследований.
Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни.
Значение

биологической

науки

в

деятельности

человека.

Демонстрации: портреты ученых-биологов; схема «Связь биологии с
другими науками».
Глава 1. Основы цитологии - науки о клетке ( 13 ч.)
Предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки. История
открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории.
Значение цитологических исследований для развития биологии и других
биологических наук, медицины, сельского хозяйства.
Клетка как структурная и функциональная единица живого. Химический
состав клетки. Основные компоненты клетки. Строение мембран и ядра, их
функции. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.
Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений.
Вирусы.
Обмен веществ и превращения энергия в клетке. Способы получения
органических

веществ:

автотрофы

космическая роль в биосфере.

и

гетеротрофы.

Фотосинтез,

его

Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК - источник генетической
информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков.
Образование РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.
Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и
энергии в клетке.
Демонстрации: микропрепараты клеток растений и животных; модель
клетки; опыты, иллюстрирующие процесс фотосинтеза; модели РНК и ДНК,
различных молекул и вирусных частиц; схема путей метаболизма в клетке;
модель-аппликация «Синтез белка».
Лабораторная работа №1: «Строение эукариотических клеток у
растений, животных, грибов и прокариотических клеток у бактерий».
Контрольная работа 1 по теме «Основы цитологии- науки о клетке»
Глава 2. Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез)
организмов (6 ч.)
Самовоспроизведение

-

всеобщее

свойство

живого.

Формы

размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Митоз как
основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его
биологическое значение.
Половое

размножение.

Мейоз,

его

биологическое

значение.

Биологическое значение оплодотворения.
Понятие индивидуального развития (онтогенеза) у растительных и
животных организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез,
размножение, старение, смерть особей. Влияние факторов внешней среды на
развитие зародыша. Уровни приспособления организма к изменяющимся
условиям.
Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие виды бесполого и полового
размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития

высших

растений, сходство зародышей позвоночных животных; схемы митоза и
мейоза.
Лабораторная работа №2 «Митоз в корешке лука»

Глава 3. Основы генетики (13 ч.)
Генетика как отрасль биологической науки. История развития генетики.
Закономерности наследования признаков живых организмов. Работы Г.
Менделя. Методы исследования наследственности. Гибридологический метод
изучения

наследственности.

Моногибридное

скрещивание.

Закон

доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование.
Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Фенотип и генотип.
Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом.
Наследование признаков, сцепленных с полом. Хромосомная теория
наследственности. Генотип как целостная система.
Основные

формы

изменчивости.

Генотипическая

изменчивость.

Мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная
роль мутаций. Комбинативная изменчивость. Возникновение различных
комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в
пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.
Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий
внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
Демонстрации:

модели-аппликации,

иллюстрирующие

законы

наследственности, перекрест хромосом; результаты опытов, показывающих
влияние условий среды на изменчивость организмов; гербарные материалы,
коллекции, муляжи гибридных, полиплоидных растений.
Лабораторная работа № 3 «Описание фенотипов растений»,
Изучение изменчивости у растений и животных.
Лабораторная

работа

№

4«Изучение

модификационной

изменчивости и построение вариационной кривой»
Практическая работа №1 по теме: «Решение генетических задач на
моногибридное скрещивание»
Практическая работа №2 по теме: «Решение генетических задач на
неполное доминирование»

Практическая работа № 3 по теме: «Решение генетических задач
на сцепленное с полом наследование»
Глава 4. Генетика человека (4ч.)
Методы

изучения

наследственности

человека.

Генетическое

разнообразие человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на
генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье
человека.
Демонстрации: хромосомные аномалии человека и их фенотипические
проявления.
Практическая работа №4 «Составление родословных»
Контрольная работа №2 по темам: «Основы генетики» «Генетика
человека».
Глава 5. Основы селекции и биотехнологии (3 ч.)
Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции
организмов. Достижения мировой и отечественной селекции.
Демонстрации: растения, гербарные экземпляры, муляжи, таблицы,
фотографии, иллюстрирующие результаты селекционной работы; портреты
селекционеров.
Глава 6 Эволюционное учение (8ч.)
Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин - основоположник
учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение
растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как
основа

устойчивости

биосферы,

результат

эволюции.

Сущность

эволюционного подхода к изучению живых организмов.
Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции.
Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная
единица. Факторы эволюции и их характеристика.
Движущие силы и результаты эволюции.

Естественный отбор - движущая и направляющая сила эволюции.
Борьба за существование как основа естественного отбора. Роль естественного
отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов.
Возникновение

адаптаций

и

их

относительный

характер.

Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного
отбора.
Значение знаний о микроэволюции для управления природными
популяциями,

решения

проблем

охраны

природы

и

рационального

природопользования.
Понятие о макроэволюции. Соотнесение микро- и макроэволюции.
Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое
разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции.
Демонстрации: живые растения и животные; гербарные экземпляры и
коллекции животных, показывающие индивидуальную изменчивость и
разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а
также результаты приспособленности организмов к среде обитания и
результаты

видообразования;

схемы,

иллюстрирующие

процессы

видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической
эволюции.
Глава 7. Возникновение и развитие жизни на Земле (5 ч.)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир
как результат эволюции. История развития органического мира.
Демонстрации: окаменелости, отпечатки растений и животных в
древних породах; репродукции картин, отражающих флору и фауну
различных

эр

и

периодов.

Глава 8. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (14ч.)
Окружающая среда - источник веществ, энергии и информации.
Экология, как наука. Влияние экологических факторов на организмы.
Приспособления

организмов

к

различным

экологическим

факторам.

Популяция. Типы взаимодействия популяций разных видов (конкуренция,
хищничество, симбиоз, паразитизм).
Экосистемная

организация

живой

природы.

Экосистемы.

Роль

производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в
экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме.
Особенности агроэкосистем.
Биосфера - глобальная экосистема. В.И. Вернадский - основоположник
учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их
влияние

на

жизнь человека.

Последствия

деятельности человека

в

экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы.
Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на
здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, собственных
поступков на живые организмы и экосистемы.
Экскурсия: «Сезонные изменения в живой природе»
Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие структуру биосферы; схема
круговорота веществ и превращения энергии в биосфере; схема влияния
хозяйственной деятельности человека на природу; модель-аппликация
«Биосфера и человек»; карты заповедников России.
Лабораторная работа №5 «Изучение приспособленности
организмов к определённой среде обитания».
Лабораторная работа №6 «Строение растений в связи с условиями
жизни».
Лабораторная работа №7 «Описание экологической
ниши организма»
Лабораторная работа №8 «Выделение пищевых цепей в
искусственной экосистеме»
Контрольная работа №3 по теме: «Итоговый контроль знаний по
разделу биологии 9 класса».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».