Рабочая программа внеурочной деятельности Подготовка к ЕГЭ по химии 11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МКУ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
ОКТЯБРЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИПОВЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 ОКТЯБРЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА»

Рассмотрено

Согласовано

на педагогическом совете
МОБУ ЛСОШ№1

Утверждено

Заместитель директора УВР Директор МОБУ ЛСОШ№1
Ларина М.Н.

Раецкая Л.С.

Приказ №83-о,

Приказ №83-о,

от 31.08.2023

от 31.08.2023

Приказ №83-о,
от 31.08.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Подготовка к ЕГЭ по химии»
(познавательное направление)
для обучающихся 11 класса

Составила:
Дмитриева Елена Степановна,
учитель химии

пгт. Липовцы 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по химии на
уровне среднего общего образования разработана на основе требований к
результатам освоения основной образовательной программы, представленных в ФГОС СОО, в соответствии с Концепцией преподавания учебного
предмета «Химия», Кодификатора элементов содержания и требований к
уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для
проведения единого государственного экзамена по химии, Спецификации
контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена по химии, а также с учѐтом федеральной рабочей программы воспитания. Программа курса предназначена для обучающихся 11
класса, мотивированных на сдачу ЕГЭ по химии. Необходимость разработки данной программы обусловлена социальным запросом со стороны
обучающихся в осмыслении стратегии действий при подготовке к единому
государственному экзамену. Теоретический материал данного курса соответствует кодификатору элементов содержания по курсу химия, проверяемых в рамках ЕГЭ. Курс является практико-ориентированным, призван
помочь будущим выпускникам овладеть ключевыми познавательными и
информационнокоммуникативными компетенциями, средствами контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по химии. Анализ типичных
ошибок учащихся на экзамене за прошедшие годы позволил выделить
ключевые позиции, которые нашли отражение в данной программе. Внутри каждого тематического раздела есть вопросы, традиционно вызывающие затруднения у относительно большого числа выпускников, что приводит к недочетам и ошибкам в ответах. Программа предусматривает организацию личностно-ориентированной работы, учитывающую пробелы в
знаниях и умениях конкретного старшеклассника.
Цели и задачи курса:
Цель курса: организация теоретической и практической помощи в подготовке к Единому государственному экзамену по химии.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- сформировать представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом)
- изучение основных тематических разделов, необходимых для успешной
сдачи Единого Государственного Экзамена по химии.
-закрепление, систематизация и углубление знаний учащихся по неорганической и органической химии соответствующих требованиям единого
государственного экзамена;
- освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в
процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему
здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования
веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
- ознакомление учащихся с типовыми вариантами ЕГЭ по химии.
Формы организации учебной деятельности:
индивидуальная, групповая, коллективная.
Планируемые результаты:
перечень требований к уровню подготовки, проверяемых на едином государственном экзамене по химии
Перечень требований к уровню подготовки, проверяемых на едином государственном экзамене по химии, составлен на основе требований Федерального компонента государственных стандартов основного общего и
среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровни)
(приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).
Знать/понимать:
1.1 Важнейшие химические понятия
Понимать смысл важнейших понятий (выделять их характерные признаки): вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомные и молекулярные массы,
ион, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность,
степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, гидролиз, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, химическое равновесие, тепловой эффект реакции, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия и гомология, структурная и
пространственная изомерия, основные типы реакций в неорганической и
органической химии; выявлять взаимосвязи понятий; использовать важнейшие химические
для объяснения отдельных фактов и явлений.
1.2 Основные законы и теории химии
Применять основные положения химических теорий (строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований,
строения органических

соединений, химической кинетики) для анализа строения и свойств веществ;
понимать границы применимости изученных химических теорий; понимать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и использовать его
для качественного анализа и обоснования основных закономерностей
строения атомов, свойств химических элементов и их соединений.
1.3 Важнейшие вещества и материалы
Классифицировать неорганические и органические вещества по всем известным классификационным признакам; понимать, что практическое
применение веществ
обусловлено их составом, строением и свойствами; иметь представление о
роли и значении данного вещества в практике; объяснять общие способы и
принципы получения наиболее важных веществ.
Уметь:
2.1 Называть
изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре.
2.2 Определять/ классифицировать:
валентность, степень окисления химических элементов, заряды ионов; вид
химических связей в соединениях и тип кристаллической решетки; пространственное строение молекул; характер среды водных растворов веществ; окислитель и восстановитель;
принадлежность веществ к различным классам неорганических и органических соединений; гомологи и изомеры; химические реакции в неорганической и органической химии (по всем известным классификационным
признакам).
2.3 Характеризовать:
s-, p- и d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов; общие химические свойства основных классов неорганических соединений, свойства отдельных представителей этих классов; строение и
химические свойства изученных органических соединений.
2.5 Объяснять:
зависимость свойств химических элементов и их соединений от положения
элемента в Периодической системе Д.И. Менделеева; природу химической
связи (ионной, ковалентной, металлической, водородной); зависимость
свойств неорганических и органических веществ от их состава и строения;
сущность изученных видов химических реакций: электролитической диссоциации, ионного обмена, окислительно - восстановительных (и составлять их уравнения);влияние различных факторов на скорость химической
реакции и на смещение химического равновесия.
2.5 Планировать/проводить:
эксперимент по получению и распознаванию важнейших неорганических
и органических соединений, с учетом приобретенных знаний о правилах
безопасной работы с веществами в лаборатории и в быту; вычисления по
химическим формулам и уравнениям.

Содержание курса.
(34 часа, 1 час в неделю)
Тема 1. Введение. Теоретические основы химии .
Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов: s-, p- и d-элементы. Электронная конфигурация атома. Основное и
возбужденное состояние атомов.
Закономерности изменения свойств элементов и их соединений по периодам и группам.
Общая характеристика металлов IА–IIIА групп в связи с их положением
в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов. Характеристика переходных элементов
(меди, цинка, хрома, железа) по их положению в периодической системе
химических элементов Д.И. Менделеева и особенностям строения их атомов.
Общая характеристика неметаллов IVА–VIIА групп в связи с их положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева
и особенностями строения их атомов.
Ковалентная химическая связь, ее разновидности и механизмы образования. Характеристики ковалентной связи (полярность и энергия связи).
Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь.
Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Тип кристаллической решетки. Зависимость свойств веществ от их состава и строения.
Классификация химических реакций в неорганической и органической
химии.
Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения.
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Обратимые и
необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов. Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые
электролиты. Реакции ионного обмена. Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Реакции окислительновосстановительные. Коррозия металлов и способы защиты от нее. Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот).
Тема 2. Неорганическая химия.
Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ (тривиальная и международная). Характерные химические
свойства простых веществ –
металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия; переходных металлов (меди, цинка, хрома, железа).

Характерные химические свойства простых веществ – неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния.
Характерные химические свойства оксидов: оснóвных, амфотерных,
кислотных.
Характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов
Характерные химические свойства кислот.
Характерные химические свойства солей: средних, кислых, оснóвных;
комплексных (на примере соединений алюминия и цинка)
Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.
Тема 3. Органическая химия .
Теория строения органических соединений: гомология и изомерия
(структурная и пространственная). Взаимное влияние атомов в молекулах.
Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных
орбиталей углерода. Радикал. Функциональная группа.
Классификация органических веществ. Номенклатура органических веществ (тривиальная и международная).
Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и
толуола).
Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола.
Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых
кислот, сложных эфиров.
Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот.
Биологически важные вещества: жиры, белки, углеводы (моносахариды,
дисахариды, полисахариды).
Взаимосвязь органических соединений.
Тема 4. Методы познания в химии. Химия и жизнь.
Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование.
Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии. Научные методы исследования химических веществ и превращений. Методы разделения смесей и очистки
веществ.
Определение характера среды водных растворов веществ. Индикаторы.
Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Качественные реакции органических соединений.
Основные способы получения (в лаборатории) конкретных веществ, относящихся к изученным классам неорганических соединений.
Основные способы получения углеводородов (в лаборатории).
Основные способы получения кислородсодержащих соединений (в лаборатории).
Понятие о металлургии: общие способы получения металлов.

Общие научные принципы химического производства (на примере промышленного получения аммиака,серной кислоты, метанола). Химическое
загрязнение окружающей среды и его последствия.
Природные источники углеводородов, их переработка.
Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и поликонденсации. Полимеры. Пластмассы, волокна, каучуки
Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей; вычисление массовой
доли вещества в растворе.
Расчеты объемных отношений газов при
химических реакциях.
Расчеты массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объему одного из участвующих в реакции веществ.
Расчеты теплового эффекта реакции. Расчеты массы (объема, количества
вещества)
продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси)
Расчеты массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества
Нахождение молекулярной формулы вещества
Расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Расчеты массовой доли (массы) химического соединения в смеси.
Тематическое планирование.
Наименование разделов и тем

Количество часов

Тема 1. Введение. Теоретические основы химии.

9

Тема 2. Неорганическая химия.

11

Тема 3. Органическая химия.

12

Тема 4. Методы познания в химии. Химия и
жизнь.

2

Итого:

34

Система оценивания:
Курс не оценивается, предполагается качественная устная оценка и
проведение итогового контроля в виде выполнения одного из вариантов
ЕГЭ. Формы контроля во время изучения курса:
• устный опрос;

• тестирование (обучающее и диагностическое);
• решение практических задач (в том числе повышенного и высокого
уровня сложности)
Календарно - тематическое планирование
№ Содержание (разделы, темы)

Количество часов

Даты проведения
По плану

1

2

3

4

5

6
7

8-

Введение. Теоретические основы химии.
Час с методистом. Строение атома. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Час с методистом. Виды химической связи. Тип кристаллической
решетки.
Час с методистом. Задания 1,2, 3методика выполнения Общая характеристика металлов IА–IIIА
групп. Общая характеристика неметаллов IVА–VIIА групп.
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.
Тепловой эффект химической реакции. Расчеты теплового эффекта
реакции.
Час с методистом. Скорость реакции, ее зависимость от различных
факторов. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных
факторов.
Электролитическая диссоциация.
Реакции ионного обмена.
Гидролиз солей. Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот).
Реакции окислительно-

9
1

1

1

1

1

1
1

2

По факту

9

10

11

12

13
14
15
16

17
18

19
20

восстановительные. Коррозия металлов и способы защиты от нее.
Тема 2. Неорганическая химия.
Час с методистом. Задания 5,6,7,8методика выполнения Классификация неорганических веществ.
Номенклатура неорганических
веществ (тривиальная и международная).
Характерные химические свойства
простых веществ – металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия; переходных металлов (меди, цинка, хрома, железа).
Характерные химические свойства
простых веществ – неметаллов:
водорода, галогенов, кислорода,
серы, азота, фосфора, углерода,
кремния.
Характерные химические свойства
оксидов и оснований.
Характерные химические свойства
кислот и солей.
Час с методистом. Задание 26методика выполнения. Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной
массовой долей; вычисление массовой доли вещества в растворе.
Час с методистом. Задание 27-28методика выполнения. Расчеты
массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно
из веществ дано в виде раствора с
определенной массовой долей
растворенного вещества. Расчеты
объемных отношений газов при
химических реакциях.
Взаимосвязь различных классов
неорганических веществ. Час с
методистом. Задание 9 -методика
выполнения

11
1

1

1

1
1
2

2

2

21

22
23

24
25

26

27

28
29
30
31
32

33

34

Тема 4. Органическая химия.

12

Теория строения органических соединений. Классификация органических веществ. Номенклатура
органических веществ (тривиальная и международная). Час с методистом. Задание 10,11-методика
выполнения
Характерные химические свойства
алканов, алкенов, алкинов.
Характерные химические свойства
циклоалканов, алкадиенов. Час с
методистом. Задание 12, 13, 14,
15-методика выполнения
Характерные химические свойства
бензола и его гомологов.
Характерные химические свойства
предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола.
Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров.
Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот.
Биологически важные вещества:
жиры, белки, углеводы.
Взаимосвязь органических соединений. Час с методистом. Задание
16-методика выполнения

1

Нахождение молекулярной формулы вещества. Час с методистом.
Задание 32-методика выполнения
Тема 4. Методы познания в химии. Химия и жизнь.
Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Качественные реакции органических
соединений.
Общие научные принципы химического производства (на примере

1

1
1

1
1

1

1

1
1

2
1

1

промышленного получения аммиака,серной кислоты, метанола).
Итого:

34

Список литературы
Химия: 10-й класс: углубленный уровень: учебник: под ред. О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, М: Дрофа, 2021
Химия: 11-й класс: углубленный уровень: учебник: под ред. С.А. Пузаков,
Н.В. Машнина, В.А. Попков, М: Просвещение, 2022
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет
Решу
ЕГЭ.
Образовательный
портал.
http://soc.reshuege.ru/
http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».