МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МКУ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» ОКТЯБРЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИПОВЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 ОКТЯБРЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА» Рассмотрено Согласовано на педагогическом совете МОБУ ЛСОШ№1 Утверждено Заместитель директора УВР Директор МОБУ ЛСОШ№1 Ларина М.Н. Раецкая Л.С. Приказ №83-о, Приказ №83-о, от 31.08.2023 от 31.08.2023 Приказ №83-о, от 31.08.2023 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Подготовка к ЕГЭ по химии» (познавательное направление) для обучающихся 11 класса Составила: Дмитриева Елена Степановна, учитель химии пгт. Липовцы 2023 Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности по химии на уровне среднего общего образования разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в ФГОС СОО, в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Химия», Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по химии, Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена по химии, а также с учѐтом федеральной рабочей программы воспитания. Программа курса предназначена для обучающихся 11 класса, мотивированных на сдачу ЕГЭ по химии. Необходимость разработки данной программы обусловлена социальным запросом со стороны обучающихся в осмыслении стратегии действий при подготовке к единому государственному экзамену. Теоретический материал данного курса соответствует кодификатору элементов содержания по курсу химия, проверяемых в рамках ЕГЭ. Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам овладеть ключевыми познавательными и информационнокоммуникативными компетенциями, средствами контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по химии. Анализ типичных ошибок учащихся на экзамене за прошедшие годы позволил выделить ключевые позиции, которые нашли отражение в данной программе. Внутри каждого тематического раздела есть вопросы, традиционно вызывающие затруднения у относительно большого числа выпускников, что приводит к недочетам и ошибкам в ответах. Программа предусматривает организацию личностно-ориентированной работы, учитывающую пробелы в знаниях и умениях конкретного старшеклассника. Цели и задачи курса: Цель курса: организация теоретической и практической помощи в подготовке к Единому государственному экзамену по химии. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - сформировать представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом) - изучение основных тематических разделов, необходимых для успешной сдачи Единого Государственного Экзамена по химии. -закрепление, систематизация и углубление знаний учащихся по неорганической и органической химии соответствующих требованиям единого государственного экзамена; - освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях; - овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ; - развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных; - воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде; - применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде. - ознакомление учащихся с типовыми вариантами ЕГЭ по химии. Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная. Планируемые результаты: перечень требований к уровню подготовки, проверяемых на едином государственном экзамене по химии Перечень требований к уровню подготовки, проверяемых на едином государственном экзамене по химии, составлен на основе требований Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровни) (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089). Знать/понимать: 1.1 Важнейшие химические понятия Понимать смысл важнейших понятий (выделять их характерные признаки): вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомные и молекулярные массы, ион, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, гидролиз, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, химическое равновесие, тепловой эффект реакции, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия и гомология, структурная и пространственная изомерия, основные типы реакций в неорганической и органической химии; выявлять взаимосвязи понятий; использовать важнейшие химические для объяснения отдельных фактов и явлений. 1.2 Основные законы и теории химии Применять основные положения химических теорий (строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений, химической кинетики) для анализа строения и свойств веществ; понимать границы применимости изученных химических теорий; понимать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и использовать его для качественного анализа и обоснования основных закономерностей строения атомов, свойств химических элементов и их соединений. 1.3 Важнейшие вещества и материалы Классифицировать неорганические и органические вещества по всем известным классификационным признакам; понимать, что практическое применение веществ обусловлено их составом, строением и свойствами; иметь представление о роли и значении данного вещества в практике; объяснять общие способы и принципы получения наиболее важных веществ. Уметь: 2.1 Называть изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре. 2.2 Определять/ классифицировать: валентность, степень окисления химических элементов, заряды ионов; вид химических связей в соединениях и тип кристаллической решетки; пространственное строение молекул; характер среды водных растворов веществ; окислитель и восстановитель; принадлежность веществ к различным классам неорганических и органических соединений; гомологи и изомеры; химические реакции в неорганической и органической химии (по всем известным классификационным признакам). 2.3 Характеризовать: s-, p- и d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов; общие химические свойства основных классов неорганических соединений, свойства отдельных представителей этих классов; строение и химические свойства изученных органических соединений. 2.5 Объяснять: зависимость свойств химических элементов и их соединений от положения элемента в Периодической системе Д.И. Менделеева; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической, водородной); зависимость свойств неорганических и органических веществ от их состава и строения; сущность изученных видов химических реакций: электролитической диссоциации, ионного обмена, окислительно - восстановительных (и составлять их уравнения);влияние различных факторов на скорость химической реакции и на смещение химического равновесия. 2.5 Планировать/проводить: эксперимент по получению и распознаванию важнейших неорганических и органических соединений, с учетом приобретенных знаний о правилах безопасной работы с веществами в лаборатории и в быту; вычисления по химическим формулам и уравнениям. Содержание курса. (34 часа, 1 час в неделю) Тема 1. Введение. Теоретические основы химии . Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов: s-, p- и d-элементы. Электронная конфигурация атома. Основное и возбужденное состояние атомов. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений по периодам и группам. Общая характеристика металлов IА–IIIА групп в связи с их положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов. Характеристика переходных элементов (меди, цинка, хрома, железа) по их положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностям строения их атомов. Общая характеристика неметаллов IVА–VIIА групп в связи с их положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов. Ковалентная химическая связь, ее разновидности и механизмы образования. Характеристики ковалентной связи (полярность и энергия связи). Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь. Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Тип кристаллической решетки. Зависимость свойств веществ от их состава и строения. Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения. Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов. Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена. Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Реакции окислительновосстановительные. Коррозия металлов и способы защиты от нее. Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот). Тема 2. Неорганическая химия. Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ (тривиальная и международная). Характерные химические свойства простых веществ – металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия; переходных металлов (меди, цинка, хрома, железа). Характерные химические свойства простых веществ – неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния. Характерные химические свойства оксидов: оснóвных, амфотерных, кислотных. Характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов Характерные химические свойства кислот. Характерные химические свойства солей: средних, кислых, оснóвных; комплексных (на примере соединений алюминия и цинка) Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Тема 3. Органическая химия . Теория строения органических соединений: гомология и изомерия (структурная и пространственная). Взаимное влияние атомов в молекулах. Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода. Радикал. Функциональная группа. Классификация органических веществ. Номенклатура органических веществ (тривиальная и международная). Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и толуола). Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола. Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров. Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот. Биологически важные вещества: жиры, белки, углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды). Взаимосвязь органических соединений. Тема 4. Методы познания в химии. Химия и жизнь. Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии. Научные методы исследования химических веществ и превращений. Методы разделения смесей и очистки веществ. Определение характера среды водных растворов веществ. Индикаторы. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Качественные реакции органических соединений. Основные способы получения (в лаборатории) конкретных веществ, относящихся к изученным классам неорганических соединений. Основные способы получения углеводородов (в лаборатории). Основные способы получения кислородсодержащих соединений (в лаборатории). Понятие о металлургии: общие способы получения металлов. Общие научные принципы химического производства (на примере промышленного получения аммиака,серной кислоты, метанола). Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Природные источники углеводородов, их переработка. Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и поликонденсации. Полимеры. Пластмассы, волокна, каучуки Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей; вычисление массовой доли вещества в растворе. Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях. Расчеты массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объему одного из участвующих в реакции веществ. Расчеты теплового эффекта реакции. Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси) Расчеты массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества Нахождение молекулярной формулы вещества Расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. Расчеты массовой доли (массы) химического соединения в смеси. Тематическое планирование. Наименование разделов и тем Количество часов Тема 1. Введение. Теоретические основы химии. 9 Тема 2. Неорганическая химия. 11 Тема 3. Органическая химия. 12 Тема 4. Методы познания в химии. Химия и жизнь. 2 Итого: 34 Система оценивания: Курс не оценивается, предполагается качественная устная оценка и проведение итогового контроля в виде выполнения одного из вариантов ЕГЭ. Формы контроля во время изучения курса: • устный опрос; • тестирование (обучающее и диагностическое); • решение практических задач (в том числе повышенного и высокого уровня сложности) Календарно - тематическое планирование № Содержание (разделы, темы) Количество часов Даты проведения По плану 1 2 3 4 5 6 7 8- Введение. Теоретические основы химии. Час с методистом. Строение атома. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Час с методистом. Виды химической связи. Тип кристаллической решетки. Час с методистом. Задания 1,2, 3методика выполнения Общая характеристика металлов IА–IIIА групп. Общая характеристика неметаллов IVА–VIIА групп. Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. Тепловой эффект химической реакции. Расчеты теплового эффекта реакции. Час с методистом. Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов. Электролитическая диссоциация. Реакции ионного обмена. Гидролиз солей. Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот). Реакции окислительно- 9 1 1 1 1 1 1 1 2 По факту 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 восстановительные. Коррозия металлов и способы защиты от нее. Тема 2. Неорганическая химия. Час с методистом. Задания 5,6,7,8методика выполнения Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ (тривиальная и международная). Характерные химические свойства простых веществ – металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия; переходных металлов (меди, цинка, хрома, железа). Характерные химические свойства простых веществ – неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния. Характерные химические свойства оксидов и оснований. Характерные химические свойства кислот и солей. Час с методистом. Задание 26методика выполнения. Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей; вычисление массовой доли вещества в растворе. Час с методистом. Задание 27-28методика выполнения. Расчеты массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества. Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Час с методистом. Задание 9 -методика выполнения 11 1 1 1 1 1 2 2 2 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Тема 4. Органическая химия. 12 Теория строения органических соединений. Классификация органических веществ. Номенклатура органических веществ (тривиальная и международная). Час с методистом. Задание 10,11-методика выполнения Характерные химические свойства алканов, алкенов, алкинов. Характерные химические свойства циклоалканов, алкадиенов. Час с методистом. Задание 12, 13, 14, 15-методика выполнения Характерные химические свойства бензола и его гомологов. Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола. Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров. Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот. Биологически важные вещества: жиры, белки, углеводы. Взаимосвязь органических соединений. Час с методистом. Задание 16-методика выполнения 1 Нахождение молекулярной формулы вещества. Час с методистом. Задание 32-методика выполнения Тема 4. Методы познания в химии. Химия и жизнь. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Качественные реакции органических соединений. Общие научные принципы химического производства (на примере 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 промышленного получения аммиака,серной кислоты, метанола). Итого: 34 Список литературы Химия: 10-й класс: углубленный уровень: учебник: под ред. О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, М: Дрофа, 2021 Химия: 11-й класс: углубленный уровень: учебник: под ред. С.А. Пузаков, Н.В. Машнина, В.А. Попков, М: Просвещение, 2022 Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет Решу ЕГЭ. Образовательный портал. http://soc.reshuege.ru/ http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений