Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Обществознание плюс» для обучающихся 11 класса

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Приморского края
МКУ "Управление образования" Октябрьского муниципального
округа
МОБУ Липовецкая СОШ №1

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом
совете

Заместитель директора
по УВР

Директор

________________________ ________________________ ________________________
Приказ №83-о от «31»
августа 2023 г.

Раецкая Л.С
Ларина М.Н.
Приказ №83-о от «31»
Приказ №83-о от «31»
августа 2023 г.
августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Обществознание плюс»
(познавательное направление)
для обучающихся 11 класса

пгт. Липовцы 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по обществознанию на
уровне среднего общего образования разработана на основе требований к
результатам освоения основной образовательной программы, представленных в
ФГОС СОО, в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета
«Обществознание», Кодификатора элементов содержания и требований к уровню
подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения
единого государственного экзамена по обществознанию, Спецификации
контрольных
измерительных
материалов
для
проведения
единого
государственного экзамена по обществознанию, а также с учётом федеральной
рабочей программы воспитания.
Программа курса предназначена для обучающихся 11 классов,
мотивированных на сдачу ЕГЭ по обществознанию. Необходимость разработки
данной программы обусловлена социальным запросом со стороны обучающихся в
осмыслении стратегии действий при подготовке к единому государственному
экзамену.
Теоретический материал данного курса соответствует кодификатору
элементов содержания по курсу обществознания, проверяемых в рамках ЕГЭ.
Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим
выпускникам овладеть ключевыми познавательными и информационнокоммуникативными компетенциями, средствами контрольно-измерительных
материалов ЕГЭ по обществознанию. Обучающиеся смогут осмыслить стратегию
собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и
статистической информацией, текстами различного вида, проблемнопознавательными заданиями. Тренинги позволят ученику выработать
определенный алгоритм действий при решении различных моделей заданий и
помогут объективно оценить уровень собственных знаний.
Экзамен по обществознанию остается наиболее массовым из всех, которые
сдаются по выбору и востребован большим количеством выпускников, поскольку
предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в
ВУЗах по специальностям различной направленности: гуманитарной, социальной,
экономической, педагогической, культурной и др.
Анализ типичных ошибок учащихся на экзамене за прошедшие годы
позволил выделить ключевые позиции, которые нашли отражение в данной
программе. Внутри каждого тематического раздела есть вопросы, традиционно
вызывающие затруднения у относительно большого числа выпускников,
игнорирование этого факта приводит к недочетам и ошибкам в ответах. Ряд
содержательных элементов вызывает трудности в силу различных причин:
появление нового количества элементов содержания («Экономика», «Право»),
дефицит учебного времени и др.

Типичные ошибки выпускников высвечивают не только уровень освоения
знаний, но и степень овладения необходимыми интеллектуальными умениями,
мыслительными операциями, способами деятельности. Более целенаправленной
работы требуют также умения: соотносить теоретический материал с жизненными
реалиями, оценивать справедливость суждений о социальных явлениях на основе
обществоведческих знаний, раскрывать на примерах важнейшие теоретические
положения общественных наук, оперировать терминами и понятиями в заданном
контексте, решать проблемно-познавательные задачи, применяя социальногуманитарные знания и др.
Программа предусматривает организацию личностно-ориентированной
работы, учитывающую пробелы в знаниях и умениях конкретного
старшеклассника.
Цель курса: организация теоретической и практической помощи в
подготовке к Единому государственному экзамену по обществознанию.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
• сформировать представление о структуре и содержании контрольных
измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с
выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
• обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий
высокого уровня теоретического обобщения;
• овладение умениями и навыками решения типовых тестовых заданий и
заданий повышенной и высокой сложности;
• формирование умения эффективно распределять время на выполнение
заданий различных типов, правильно оформлять решения заданий с развернутым
ответом;
• формирование позитивного отношения у учащихся к процедуре ЕГЭ по
обществознанию.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Обществознание
плюс» рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
1.
Единый государственный экзамен по обществознанию:
структураи содержание экзаменационной работы (2 ч).
ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор.
Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной
экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в
экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых
заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнутым ответом
в КИМах ЕГЭ.
2.
Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ
2.1 Содержательные линии «Человек и общество»: ключевые
понятия и трудные вопросы.
Трудные вопросы. Общество как динамическая система (распознавание
признаков и проявлений динамизма и системности). Типы обществ. Проблема
общественного прогресса (понимание свойств). Целостность современного
мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития
современного мира). Культура и духовная жизнь (социальные функции,
тенденции развития, формы культуры). Мораль, ее основные категории. Наука,
особенности, уровни и методы научного познания, функции науки.
Образование в современном обществе, основные направления развития
образования, тенденции, функции. Религия, её роль в жизни общества и
человека. Мировые и национальные религии. Значение поддержания
межконфессионального мира в Российской Федерации. Искусство, его
основные функции. Особенности искусства как формы духовной культуры.
Достижения современного российского искусства
Тренинг по выполнению заданий части 1 и части 2 данных
содержательных линий.
2.2 Проблемы изучения конкретных разделов и тем в
содержательных линиях «Человек. Познание».
Сложные
теоретические
вопросы.
Человек
как
индивид,
индивидуальность, личность. Мировоззрение, его роль в жизнедеятельности
человека. Деятельность человека (определение значения понятий и их
контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование
собственных суждений и аргументов). Познавательная деятельность. Познание
мира. Чувственное и рациональное познание. Мышление, его формы и методы.
Понятие истины, её критерии. Абсолютная, относительная истина
Тренинг по выполнению заданий 1 и 2 по данным содержательным
линиям.

2.3 Проблемы изучения конкретных разделов и тем в
содержательных линиях «Экономика».
Сложные теоретические вопросы. Роль экономики в жизни общества.
Микроэкономика, макроэкономика, мировая экономика. Ограниченность
ресурсов. Кривая производственных возможностей. Главные вопросы
экономики.
Экономические институты и их роль в развитии общества.
Собственность. Экономическое содержание собственности.
Типы экономических систем.
Экономическая деятельность и её субъекты. Домашние хозяйства,
предприятия, государство. Потребление, сбережения, инвестиции.
Экономические отношения и экономические интересы. Рациональное
поведение людей в экономике. Экономическая свобода и социальная
ответственность субъектов экономики. Экономическая деятельность и
проблемы устойчивого развития общества.
Институт рынка. Функционирование рынков. Рыночное ценообразование.
Рыночный спрос, величина и факторы спроса. Рыночное предложение,
величина и факторы предложения. Закон спроса. Закон предложения. Рыночное
равновесие, равновесная цена. Эластичность спроса и эластичность
предложения. Товары Гиффена и эффект Веблена. Рынки труда, капитала,
земли, информации.
Конкуренция как основа функционирования рынка. Типы рыночных
структур. Совершенная и несовершенная конкуренция. Монополистическая
конкуренция. Олигополия. Монополия, виды монополий. Монопсония.
Государственная политика Российской Федерации по поддержке и защите
конкуренции. Методы антимонопольного регулирования экономики.
Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Минимальная
оплата труда. Занятость и безработица. Причины и виды безработицы.
Государственная политика Российской Федерации в области занятости.
Особенности труда молодёжи. Потребности современного рынка труда в
Российской Федерации.
Предприятие (фирма) в экономике. Цели предприятия. Экономические
цели фирмы. Производство. Факторы производства и факторные доходы.
Альтернативная стоимость, способы и источники финансирования
предприятий. Показатели деятельности фирмы. Издержки, их виды
(необратимые издержки, постоянные и переменные издержки, средние и
предельные издержки). Амортизационные отчисления. Выручка, прибыль.
Экономическая эффективность. Эффект масштаба производства. Влияние
конкуренции на деятельность фирмы.

Институт предпринимательства и его роль в экономике. Виды и мотивы
предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы
предприятий. Малый бизнес. Этика предпринимательства. Поддержка малого и
среднего предпринимательства в Российской Федерации.
Финансовый рынок, виды и функции. Фондовый рынок. Финансовые
институты. Банки. Банковская система. Центральный банк Российской
Федерации: задачи и функции. Денежно-кредитная (монетарная) политика
Банка России. Денежные агрегаты. Денежная масса и денежная база.
Денежный мультипликатор.
Финансовые услуги. Вклады и кредиты. Цифровые финансовые услуги.
Финансовые технологии и финансовая безопасность. Цифровые финансовые
активы.
Инфляция: причины, виды, социально-экономические последствия.
Антиинфляционная политика в Российской Федерации.
Государство в экономике. Несовершенства рыночной организации
хозяйства Экономические функции государства. Общественные блага.
Государственное регулирование рынков. Внешние эффекты. Информация
как ресурс экономики. Асимметрия информации. Способы решения проблемы
асимметрии информации. Цифровизация экономики в Российской Федерации.
Государственный бюджет. Дефицит и профицит государственного
бюджета.
Принцип
сбалансированности
государственного
бюджета.
Государственный долг.
Налоговая система Российской Федерации. Налоги. Виды налогов.
Принципы налогообложения в Российской Федерации. Функции налогов.
Налоговые льготы и вычеты. Налогообложение и субсидирование. Фискальная
политика государства.
Экономический рост и пути его достижения. Измерение экономического
роста. Основные макроэкономические показатели: валовой национальный
продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП). Связь между
показателями ВВП и ВНП. Реальный и номинальный валовой внутренний
продукт. Факторы долгосрочного экономического роста.
Понятие экономического цикла. Фазы экономического цикла. Причины
экономических циклов.
Мировая экономика. Международное разделение труда. Внешняя
торговля. Экспорт и импорт товаров и услуг. Выгоды и убытки от участия в
международной торговле. Государственное регулирование внешней торговли.
Международные расчёты.
Платёжный баланс.
Валютный рынок.
Государственная политика импортозамещения в Российской Федерации.
Модели заданий части 1 и части 2 и тренинг по выполнению заданий 1и 2

данной содержательной линии.
2.4 «Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные
вопросы
Социальные общности, группы, их типы. Социальная стратификация, её
критерии. Социальное неравенство. Социальная структура российского
общества.
Этнические общности. Этнокультурные ценности и традиции. Нация
как этническая и гражданская общность. Этнические отношения. Этническое
многообразие современного мира. Миграционные процессы в современном
мире. Этносоциальные конфликты, способы их предотвращения и пути
разрешения. Конституционные принципы (основы) национальной политики в
Российской Федерации.
Молодёжь как социальная группа, её социальные и социальнопсихологические характеристики. Молодёжная субкультура. Проблемы
молодёжи в современной России.
Положение индивида в обществе. Социальные статусы и роли.
Социальная мобильность, её формы и каналы в современном российском
обществе
Семья и брак. Функции и типы семьи. Семья как важнейший социальный
институт.
Социализация личности и её этапы. Агенты (институты) социализации.
Социальные нормы и отклоняющееся (девиантное) поведение. Формы
социальных девиаций. Конформизм. Социальный контроль и самоконтроль
Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины.
Способы разрешения социальных конфликтов
Государственная поддержка социально незащищённых слоёв общества в
Российской Федерации. Государственная молодёжная политика Российской
Федерации. Меры социальной поддержки семьи в Российской Федерации.
Помощь государства многодетным семьям
Модели заданий части 1 и части 2 по содержательной линии и тренинг по
выполнению заданий.
2.5 Содержательная линия «Политика»: систематизация знаний
учащихся при изучении основных теоретических вопросов.
Политическая власть и субъекты политики в современном обществе.
Структура, ресурсы и функции политической власти. Легитимность власти.
Политические институты. Политическая деятельность.
Политическая система общества, её структура и функции. Политическая
система Российской Федерации на современном этапе.
Государство как основной институт политической системы.

Государственный суверенитет. Функции государства.
Понятие формы государства. Формы правления. Государственнотерриториальное устройство. Политический режим. Типы политических
режимов. Демократия, её основные ценности и признаки. Гражданское
общество.
Федеративное устройство Российской Федерации.
Государственное управление в Российской Федерации. Государственная
служба и статус государственного служащего. Опасность коррупции,
антикоррупционная политика государства, механизмы противодействия
коррупции. Обеспечение национальной безопасности в Российской Федерации.
Государственная политика Российской Федерации по противодействию
экстремизму.
Политическая культура общества и личности. Политическое поведение.
Политическое участие. Причины абсентеизма. Политический процесс. Формы
участия граждан в политике.
Политическая идеология, её роль в обществе. Основные идейнополитические течения современности. Политические партии как субъекты
политики, их функции, виды. Типы партийных систем.
Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная,
пропорциональная, смешанная. Избирательная система Российской Федерации.
Роль средств массовой информации в политической жизни общества.
Интернет в современной политической коммуникации.
Модели заданий части 1 и части 2 по данному содержательному блоку.
Тренинг по выполнению заданий 1 и 2 по данному содержательному блоку.
2.6 «Право»: основные теоретические положения содержательной
линии и проблемные вопросы.
Проблемные вопросы. Право как социальный институт. Понятие,
признаки и функции права. Роль права в жизни общества. Понятие,
структура и виды правовых норм.
Источники права: нормативный правовой акт, нормативный договор,
правовой обычай, судебный прецедент. Нормативные правовые акты, их
виды. Законы и законодательный процесс в Российской Федерации.
Система права. Отрасли права. Частное и публичное, материальное и
процессуальное право, национальное и международное право. Система
российского права.
Понятие и признаки правоотношений. Субъекты правоотношений, их
виды. Правомерное поведение и правонарушение. Виды правонарушений,
состав правонарушения. Понятие и виды юридической ответственности.
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя

Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации: понятие,
принципы, основания приобретения.
Личные (гражданские), политические, социально-экономические и
культурные права и свободы человека и гражданина Российской Федерации.
Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации.
Воинская обязанность и альтернативная гражданская служба.
Гражданское право. Гражданско-правовые отношения: понятия и виды.
Субъекты гражданского права. Физические и юридические лица.
Правоспособность и дееспособность. Дееспособность несовершеннолетних.
Защита гражданских прав. Гражданско-правовая ответственность.
Семейное право. Семья и брак как социально-правовые институты.
Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое
регулирование
отношений супругов. Права и обязанности членов семьи (супругов,
родителей и детей).
Трудовое право. Трудовые правоотношения. Порядок приёма на
работу. Трудовой договор. Заключение и прекращение трудового договора.
Права и обязанности работников и работодателей. Дисциплинарная
ответственность. Защита трудовых прав работников. Особенности правового
регулирования труда несовершеннолетних в Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах.
Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и
сборах. Права и обязанности налогоплательщиков. Ответственность за
налоговые правонарушения.
Образовательное
право
в
российской
правовой
системе.
Образовательные правоотношения. Права и обязанности участников
образовательного процесса.
Административное право и его субъекты. Административное
правонарушение и административная ответственность, виды наказаний в
административном праве.
Экологическое законодательство. Экологические правонарушения.
Способы защиты права на благоприятную окружающую среду.
Уголовное право. Основные принципы уголовного права. Понятие
преступления и виды преступлений. Уголовная ответственность, её цели,
виды наказаний в уголовном праве. Особенности уголовной ответственности
несовершеннолетних
Гражданское процессуальное право. Принципы гражданского
судопроизводства. Участники гражданского процесса. Стадии гражданского
процесса.

Административный процесс. Судебное производство по делам об
административных правонарушениях.
Уголовное
процессуальное
право.
Принципы
уголовного
судопроизводства. Участники уголовного процесса. Стадии уголовного
процесса. Меры процессуального принуждения
Конституционное судопроизводство. Арбитражное судопроизводство
Правоохранительные органы Российской Федерации.
Модели заданий части 1 и части 2 и тренинг по выполнению заданий 1 и 2
по данному содержательному блоку.
3.
Алгоритмы выполнения заданий в КИМах ЕГЭ
Задание 1 – понятийное задание базового уровня – нацелено на проверку
сформированности знаний об обществе как целостной развивающейся системе
в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов.
В заданиях 2-16 включены пять тематических модулей «Человек и
общество, включая «Познание и духовную культуру» (задания 2–4),
«Экономика» (задания 5–7), «Социальные отношения» (задания 8, 9),
«Политика» (задания 10, 11, 13), «Правовое регулирование общественных
отношений в Российской Федерации» (задания12, 14–16).
Задание 12 проверяет знание основ конституционного строя Российской
Федерации, прав и свобод человека и гражданина, а задание 13 – позиции 4.14 и
4.15 кодификатора элементов содержания, проверяемых на едином
государственном экзамене пообществознанию.
Задание второй части.
Задание 17 направлено на выявление умений находить, осознанно
воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в
явном виде.
Задание 18 проверяет не только владение базовым понятийным
аппаратом социальных наук, но и умение различать существенные и
несущественные признаки ключевых обществоведческих понятий, объяснять
существующие между ними связи.
Задание 19 нацеливает на применение полученных знаний, в том числе
выявление связей социальных объектов, процессов и конкретизацию
(иллюстрацию и т.п.) примерами отдельных положений текста с опорой на
контекстные обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный
социальный опыт.
Задание 20 предполагает использование информации из текста и
контекстных обществоведческих знаний в другой познавательной ситуации,
самостоятельное
формулирование
и
аргументацию
оценочных,
прогностических и иных суждений, связанных с проблематикой текста.
Задание 21 предполагает анализ рисунка (графического изображения,
иллюстрирующего изменение спроса/предложения). Экзаменуемый должен

осуществить поиск социальной информации и выполнить задания, связанные с
соответствующим рисунком.
Задание-задача 22 требует анализа представленной информации, в том
числе статистической и графической, объяснения связи социальных объектов,
процессов, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных,
прогностических и иных суждений, объяснений, выводов. При выполнении
этого задания проверяется умение применять обществоведческие знания в
решении познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Задание 23 проверяет знание и понимание ценностей, закреплённых
Конституцией Российской Федерации.
Задание 24 требует составления плана развёрнутого ответа по
конкретной теме обществоведческого курса, а также привлечения изученных
теоретических положений общественных наук для объяснения и конкретизации
примерами различных социальных явлений.
Вопросы и требования задания 25 конкретизируют отдельные аспекты
заданной в плане темы, в том числе применительно к реалиям современного
российского общества и государства. Выделяются три смысловые части,
которые оцениваются отдельно, в 1 части в этом году требуется составить не
одно, а несколько предложений для обоснования тезиса, а также раскрыть в
этом обосновании причинно-следственные и(или) функциональные связи.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
•
формирование образа социально-политического устройства –
представления о государственной организации России, знание государственной
символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;
•
знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей
гражданина, ориентация в правовом пространстве государственнообщественных отношений;
•
основы социально-критического мышления, ориентация в
особенностях социальных отношений и взаимодействие между общественными
и политическими событиями;
•
гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за
свою страну;
•
эмоционально положительное принятие своей этнической
идентичности;
•
уважение к другим народам России и мира и принятие их,
межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
•
доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к
любым видам насилия и готовность противостоять им;

уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание
ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
•
позитивная моральная самооценка и моральные чувства - чувство
гордости при следовании моральным нормам, переживания, стыда и вины при
их нарушении;
•
умение вести диалог на основе равноправных отношений и
взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
•
готовность и способность к выполнению моральных норм в
отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах
деятельности;
•
потребность в участии в общественной жизни ближайшего
социального окружения, общественно полезной деятельности;
•
умение строить жизненные планы с учетом конкретных социальноисторических, политических и экономических условий.
∙ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Формирование познавательных универсальных учебных действий
позволят школьнику научиться:
•
осуществлять расширенный поиск информации с использованием
ресурсов библиотек Интернета;
•
давать определения понятиям;
•
устанавливать причинно-следственные связи;
•
обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода
от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к
понятию с большим объемом;
•
строить логическое рассуждение, включающее установление
причинно-следственных связей;
•
объяснять явление, процессы, связи и отношения, выявляемые в
ходе исследований;
•
основам ознакомительного, изучающего, усваивающего поискового
чтения;
•
структурировать тексты, включая умения выделять главное и
второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность
описываемых событий.
Коммуникативные универсальные учебные действия
•
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и
координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке
общего решения совместной деятельности;
•
задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнером;
•
владеть устной и письменной речью; строить монологическое
контекстное высказывание;
•

работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно
сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Регулятивные универсальные учебные действия
•
осуществлять само-, взаимо- и внешнее оценивание учебнопознавательной деятельности и ее результатов (посредством сравнения с
установленными нормами/критериями);
•
определять
проблемы
собственной
учебно-познавательной
деятельности и устанавливать их причины;
•
осуществлять коррекцию: вносить необходимые дополнения и
коррективы в содержание, объем учебной задачи, в последовательность и время
ее выполнения; в способ действия в случае расхождения установленных
норм/критериев реального действия, его результата;
•
владеть волевой саморегуляцией, т.е. способностью к мобилизации
сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению препятствий и трудностей.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
•
сформированность знаний об обществе как целостной
развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и
институтов;
•
владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
•
владение
умениями
выявлять
причинно-следственные,
функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и
процессов;
•
сформированность представлений об основных тенденциях и
возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
•
сформированность представлений о методах познания социальных
явлений и процессов;
•
владение умениями применять полученные знания в повседневной
жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
•
сформированность навыков оценивания социальной информации,
умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции
недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и
процессов общественного развития.
Можно считать достаточным:
•
знание элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ по
обществознанию;
•
сформированность навыков оценивания социальной информации,
умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции
недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и
процессов общественного развития;
•
сформированность знаний об обществе как целостной
развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и
•

институтов;
•
сформированность представлений об основных тенденциях и
возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
•
сформированность представлений о методах познания социальных
явлений и процессов.
•
умение
осуществлять
поиск
социальной
информации,
представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица,
диаграмма); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых,
научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;
систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную
информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
•
умение применять социально-экономические и гуманитарные
знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным
проблемам.
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
Курс не оценивается, предполагается качественная устная оценка и
проведение итогового контроля в виде выполнения одного из вариантов ЕГЭ.
Формы контроля во время изучения курса:
•
устный опрос;
•
тестирование (обучающее и диагностическое);
•
решение практических задач (в том числе повышенного и высокого
уровня сложности).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1

2
3

4
5

6
7

8
9
10

11

12

13

Содержание теоретической части занятия
Вводное занятие Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. ЕГЭ как
форма аттестации учащихся. Структура, особенности ЕГЭ по
обществознанию в 2024 учебном году
Разбор демоверсии 2024. Уровни сложности заданий. Использование
тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым
развёрнутым ответом в КИМах ЕГЭ.
Стартовая диагностика
Час с методистом.
Основные положения семейного права и трудового права (практикум)
Юридическая ответственность и ее виды в заданиях КИМ ЕГЭ по
обществознанию(практикум)
Модуль «Человек и общество»
Час с методистом
Задание 17-методика выполнения. Работа с текстом. Ключевые тезисы.
Задание 18-методика выполнения-указать главные признаки понятия с
последующим определением понятийной связи с опорой на текст.
Тренинг по выполнению заданий части 1 по модулю «Человек и
общество»
Час с методистом
Задание 19 методика выполнения. Работа с текстом. Поиск примеров.
Задание 20. Работа с текстом. Приведение аргументов
Модуль «Человек. Познание». Тренинг по выполнению заданий части 1
по модулю «Человек. Познание»
Час с методистом.
Задание 1, 9 в КИМ ЕГЭ по обществознанию (практикум)
Работа над заданием № 1 (экономика), № 12(знание Конституции), № 13
(разграничение полномочий). Знакомство с заданием №
23(характеристики, которые нужно подтвердить положениями
Конституции РФ)
Модуль «Экономика». Разбор задания 5(экономика), множественный
выбор из списка. Повторение теории по теме «Экономика»
Час с методистом
Рекомендации по выполнению заданий 5,6,7(экономика). Практикум по
выполнению заданий № 12. Рекомендации и практикум по выполнению
задания 21 в КИМ ЕГЭ по обществознанию
Задания 6 (установление соответствия, умение сопоставлять
существенные черты и признаки социальных явлений с
экономическими терминами и понятиями), задание 5 (множественный
анализ суждений) раздела «Экономика»

Час с методистом
Методика выполнения задания 22
15
Задание 7 (умение сопоставлять существенные черты и признаки
социальных явлений с экономическими терминами и понятиями)
раздела «Экономика»
16
Час с методистом
17
Модуль «Социальная сфера»
18
Час с методистом
19
Тренинг по выполнению заданий части 1 (задание 8-9) по данному
модулю
20
Час с методистом
21
Модуль «Политика»
22
Час с методистом
23
Тренинг по выполнению заданий части 1 (задание 10-11) по данному
модулю
24
Модуль «Право»
25
Час с методистом
26
Тренинг по выполнению заданий части 1 (задание 10-11) по данному
модулю
27
Практикум по выполнению задания 23
28-29 Рекомендации и практикум по выполнению задания 24
30-31 Рекомендации и практикум по выполнению задания 25
32-34 Пробный ЕГЭ
14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Обществознание: 10-й класс: углубленный уровень: учебное пособие: в 2
частях под ред. А. Ю. Лазебниковой, В. С. Басюка, М: Просвещение, 2023
Обществознание: 11-й класс: углубленный уровень: учебное пособие: в 2
частях под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, И.А. Лобанова, М:
Просвещение, 2023
ЕГЭ 2020. Обществознание. Тематический тренинг: теория, все типы
заданий/О.А. Чернышева, Р.В.Богатенко, К.В.Горючкина, 2019
Обществознание. Большой справочник для подготовки к ЕГЭ. Чернышева О.А.,
2015
ЕГЭ-2024. Обществознание: типовые экзаменационные варианты: 30
вариантов/ О.А.Котова, Т.Е.Лискова. – М.: Национальное образование, 2024
О.А. Чернышева, О.Ю. Рубова. Обществознание. Составное задание высокого
уровня сложности: подготовка доклада по заданной теме: учебно-методическое
пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2023
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Решу ЕГЭ. Образовательный портал. http://soc.reshuege.ru/
http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».