Адаптированная рабочая программа предметного курса География для обучающихся 6-9 классов(вариант1)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Приморского края
МКУ" Управление образования" Октябрьского муниципального округа"
МОБУ Липовецкая СОШ №1

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом
совете

заместитель директора
по УВР

директор

Приказ №83-о от
«31» августа 2023г

Л.С. Раецкая
М.Н. Ларина
Приказ № 83-0 от
Приказ № 83-0 от
«31» августа 2023г
«31» августа 2023г

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «География»
(ВАРИАНТ 1)
для обучающихся 5-9 классов

пгт Липовцы 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный предмет «География» является основной частью предметной области
«Естествознание», реализуется в 6 – 9 классах.
Цель обучения – формирование у школьников с лёгкой степенью умственной отсталости
(интеллектуальными
нарушениями)
речемыслительной
деятельности,
развитие
коммуникативных умений и навыков, овладение элементарными знаниями грамматики.
Задачи:
1. дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении,
хозяйстве своего края, России и зарубежных стран
2. показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и
бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.
3. обучить правилам поведения в природе,
4. развивать и корригировать познавательную деятельность: учить анализировать,
сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости,
развивать воображение обучающихся.
5. расширять лексический запас детей.
География дает благодатный материал для патриотического, интернационального,
эстетического и экологического воспитания учащихся.

Количество часов на реализацию программы по предмету:
Программа предмета курса «География» в основной школе рассчитана на 4 года (с 6 по 9
класс). В учебном плане на изучение предмета выделен 272 часа:
•
•
•
•

6 класс («Начальный курс физической географии») – 68 часов за год
7 класс («География России») – 68 часов в год;
8 класс («Географии материков и океанов») – 68 часов за год;
9 класс («Географии материков и океанов – 54 часа и «Ваш край» 14 часов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ГЕОГРАФИЯ
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ АООП
Личностные и предметные результаты освоения предмета

•
•
•
•
•

Личностные результаты освоения программы:
формирование представления о себе;
формирование представлений о собственных возможностях;
овладение начальными навыками адаптации в новом социальном пространстве;
овладение элементарными социально-бытовыми умениями, используемыми в
повседневной жизни;
формирование навыков коммуникации и знакомство с принятыми нормами
социального взаимодействия;
1

•

•
•
•
•
•
•

формирование способности к принятию социального окружения, формирование
умения определить своё место в нём, принятие ценностей и социальных ролей,
соответствующих индивидуальному развитию ребёнка;
формирование социально значимых мотивов учебной деятельности;
формирование навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками в разных
социальных ситуациях;
формирование эстетических потребностей, чувств;
формирование этических чувств, доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;
формирование элементарных навыков готовности к самостоятельной деятельности;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

в 6 классе:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

воспитание чувства патриотизма, уважения к Отечеству, чувства гордости за свою
страну, осознания себя гражданином России;
формирование установки на безопасный здоровый образ жизни;
совершенствование освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии
с задачей, поставленной учителем;
развитие навыков взаимодействия в группе одноклассников в процессе проведения
географических экскурсий;
воспитание эстетических чувств в процессе экскурсий в природу, воспитание навыков
безопасного поведения в природе (при изучении грозы, молнии, лавин)
учить ориентироваться в незнакомом пространстве по планам местности, некоторым
местным признакам, по Солнцу, звездам, компасу);
при изучении родника колодца, водопровода воспитывать бережное отношение к
пресной, питьевой воде;
учить понимать необходимость бережного отношения и мероприятий по охране
водоемов от загрязнения.

в 7 классе:
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
страну, свой народ
• воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, ценностям многонационального
российского общества;
• воспитание интернациональных
национальностей.

чувств, толерантного отношения к людям других

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку и его мнению;
• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, знание и соблюдение
2

правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, (наводнения, лавина, сель, шторм,
ураган и т. п.);
• совершенствование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с задачей поставленной учителем;
•формирование правильного отношения к окружающей (природной) среде; знать и
использовать на практике правила поведения в природе, ее сохранения;
• формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально
значимом труде;
•при знакомстве с достопримечательностями городов европейской и азиатской частей
России воспитывать эстетические чувства и понимание необходимости сохранения
исторических и культурных памятников
в 8 классе:
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов культур и религий;
• формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;
• учить уважать культуру и быт населения Европы и Азии, традиции и обычаи.
• толерантно относиться к людям афроамериканской внешности
• формировать эстетические потребности,
достопримечательностей различных стран мира;

ценности

и

чувства

при

изучении

• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• формирование мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям
в 9 классе:
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости;
• совершенствование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
• совершенствование умения слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать
свое мнение и пытаться аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
• формирование ответственного отношения к выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений;
3

• овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
• формирование основ экологической культуры;
совершенствование осознания своей этнической принадлежности, обобщение знаний о
культуре народов родного края.
• формировать представление о богатстве водных ресурсов планеты, воспитывать бережное
отношение к водным ресурсам и полезным ископаемым.
• при изучении своей области, района, города воспитывать патриотические чувства, чувства
уважения к земле, природе, окружающим людям, желание оставаться работать в своей
местности, участвовать в мероприятиях экологического характера
•

в повседневной жизни выполнять правила поведения в природе

В соответствии с требованиями ФГОС НОО В.9.1 для детей с лёгкой степенью
умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) предметные
результаты географии включают освоение обучающимися знания и умения для данной
предметной области. Предметные результаты обучающихся не являются основным
критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются
как одна из составляющих при оценке итоговых достижений на каждом этапе обучения.

6 класс
Предметные результаты освоения программы:
Рабочая программа по географии определяет два уровня овладения предметными
результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
Учащиеся должны знать:
• названия основных сторон горизонта;
• основные формы земной поверхности;
• названия водоемов;
• основные правила безопасного поведения в природе;
• условные цвета и наиболее распространенные условные знаки географической карты;
• названия материков и океанов;
• значение Солнца для жизни на Земле;
• название нашей страны, ее столицы;

Учащиеся должны уметь:
• делать простые схематические зарисовки;
4

• составлять рассказы об изучаемых географических объектах из предложенных учителем
предложений;
• показывать на географической карте объекты, заранее выделенные учителем
Достаточный уровень:
Учащиеся должны знать:
• что изучает география;
• горизонт, линию и стороны горизонта;
• основные формы земной поверхности;
• виды водоемов, их различия;
• меры по охране воды от загрязнения;
• отличие плана от рисунка и географической карты;
• основные направления на плане, географической карте;
• условные цвета и основные знаки географической карты;
• распределение суши и воды на Земле;
• материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;
• Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле;
• кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли;
• значение запусков в космос искусственных спутников Земли и полетов людей в космос;
формирование навыков самостоятельной работы с учебными пособиями (учебник,
приложение к учебнику, тетрадь на печатной основе, глобус, настенная карта, компас, и др.);
• совершенствование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
• развитие умения фиксировать результаты самостоятельной деятельности (наблюдений,
опытов);
• развитие навыков взаимодействия при работе в паре при изготовлении моделей или макета
форм рельефа местности;
• различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;
• географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий;
• названия географических объектов, обозначенных в программе по теме «Карта России».
Учащиеся должны уметь:
• определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам
природы;
• выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;
• делать схематические зарисовки изучаемых форм земной поверхности;
5

• ориентироваться на географической карте и глобусе;
• читать географическую карту (условные цвета и основные знаки);
• составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;
• показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их при помощи учителя на
контурной карте
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ГЕОГРАФИИ
6 класс.
Начальный курс физической географии (68 ч)
Введение (5 ч) География — наука о природе Земли, населении и его хозяйственной
деятельности. Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды:
температура, облачность, давление воздуха, ветер, атмосферные осадки. Опасные природные
явления в атмосфере, меры предосторожности. Географические сведения о своей местности и
труде населения.
Ориентирование на местности (5 ч) Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Компас
и правила пользования им. Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу,
звездам, местным признакам и природным объектам.
Формы поверхности Земли (4ч.) Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские
и холмистые), холмы. Овраги, их образование. Горы. Понятия о землетрясениях и
извержениях вулканов.
Вода на Земле (10 ч) Значение воды для жизни на Земле. Круговорот воды в природе. Родник,
его образование. Колодец. Водопровод. Река, ее части. Горные и равнинные реки.
Использование рек. Озера, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц.
Болота, их осушение. Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы, цунами.
Острова и полуострова. Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.
План и карта (9 ч) Рисунок и план предмета. Масштаб. Измерение расстояний и их
изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности
человека. План класса. План школьного участка. Условные знаки плана местности. План и
географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты. Условные цвета
физической карты. Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и
т. д.). Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности
людей.
Земной шар (14 ч) Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты. Земля — планета.
Доказательства шарообразности Земли. Освоение космоса. Глобус — модель земного шара.
Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе. Физическая
карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле. Океаны на глобусе и карте
полушарий. Материки на глобусе и карте полушарий (Евразия, Африка, Северная Америка,
Южная Америка, Австралия, Антарктида).
Первые кругосветные путешествия (Магеллан, Крузенштерн, Лисянский). Значение Солнца
для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности
(отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи). Понятие о климате, его отличие от
погоды. Основные типы климата. Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные.
Изображение их на глобусе и карте полушарий.
Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов..
Карта России (19 ч)
Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте нашей страны. Столица
России — Москва. Границы России. Сухопутные границы на западе и юге. Морские границы.
Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. Моря Тихого
6

и Атлантического океанов. Острова и полуострова России. Рельеф нашей страны.
Низменности, возвышенности, плоскогорья. Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны.
Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и
медной руд, природного газа).
Река Волга. Реки: Дон, Днепр, Урал. Реки Сибири: Обь, Енисей. Реки Лена и Амур.
Озера Ладожское, Онежское, Байкал. Крупные города России (по выбору учителя).
Наш край на физической карте России.
Повторение начального курса физической географии (2 ч)
7 класс
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ АООП
Рабочая программа по географии определяет два уровня овладения предметными
результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
Обучающиеся должны знать:
• название своего государства, его столицы;
• названия природных зон России;
• типичных представителей растительного и животного мира в
природной зоне, где проживает обучающийся;
• основные занятия населения
• природной зоны, в которой проживает обучающийся;.
Достаточный уровень:
Обучающиеся должны знать:
• положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе;
• пояса освещенности, в которых расположена наша страна;
♦ природные зоны России;
• природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;
• типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне;
• хозяйство, основное население, его занятия и крупные города в каждой природной зоне,
• экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России.
• правила поведения в природе:
• названия географических объектов на территории России, указанные в программе.
Учащиеся должны уметь:
• показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и карте
природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь
картинами и картами;
• показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты,
указанные в программе;
• выполнять задания в «Рабочей тетради по географии России» для 7 класса
специальной коррекционной школы (количество заданий и время заполнения
определяет учитель с учетом индивидуальных возможностей учащихся

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА география 7 класс
7

Особенности природы и хозяйства России
(общая характеристика) (11 часов)
Географическое положение России на карте мира.
Европейская и азиатская части России.
Административное деление России.
Разнообразие рельефа.
Полезные ископаемые, их основные месторождения.
Климат России.
Водные ресурсы России, их использование.
Население России. Народы России.
Промышленность — основа хозяйства, ее отрасли.
Сельское хозяйство, его отрасли.
Транспорт. Экономическое развитие европейской и азиатской частей России.
Природные зоны России (56 ч)
Размещение природных зон на территории России.
Карта природных зон России (2 ч).
Зона арктических пустынь (5 ч)
Положение на карте.
Климат.
Растительный и животный мир.
v
Население и его основные занятия.
Северный морской путь.
Зона тундры (8 ч)
Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые.
Климат. Водоемы тундры.
Растительный мир.
Животный мир тундры.
Хозяйство. Население и его основные занятия.
Города: Мурманск, Нарьян-Мар, Воркута, Норильск, Анадырь. Экологические проблемы
Севера. Охрана природы тундры.
Лесная зона (18 ч)
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые.
Климат. Реки, озера, каналы.
Растительный мир. Хвойные леса (тайга).
Смешанные и лиственные леса.
Животный мир.
Пушные звери.
Значение леса.
Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны.
Промышленность и сельское хозяйство Центральной России.
Города Центральной России.
Особенности развития хозяйства Северо-Западной России.
Города Северо-Западной России: Санкт-Петербург, Архангельск, Новгород, Псков,
Калининград.
Западная Сибирь.
Восточная Сибирь.
Дальний Восток.
Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса.
Обобщающий урок по лесной зоне.
Зона степей (8 ч)
Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Реки. Растительный мир.
8

Животный мир.
Хозяйство. Население и его основные занятия.
Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск.
Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар.
Охрана природы зоны степей.
Зона полупустынь и пустынь (7 ч)
Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые.
Климат. Реки.
Растительный мир.
Животный мир.
Хозяйство. Население и его основные занятия.
Города зоны полупустынь и пустынь.
Зона субтропиков (3 ч)
Положение на карте
Курортное хозяйство. Население и его основные занятия. Города-курорты Сочи, Туапсе,
Анапа, Геленджик). Город Новороссийск. Города южного берега Крыма (Ялта, Алупка,
Алушта, Судак и Коктебель).
Высотная поясность в горах (5 ч)
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Особенности природы и
хозяйства Северного Кавказа.
Города и экологические проблемы Урала.
Алтайские горы. Особенности природы. Хозяйство. Население и его основные занятия.
Города.
Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города.
Обобщающий урок по географии России (1ч)
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение географии в 7 классе отводится по 2 часа в неделю, курс рассчитан на 68
часов (34 учебные недели).

8 КЛАСС
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ АООП
Рабочая программа по географии определяет два уровня овладения предметными
результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
Учащиеся должны знать:
• названия океанов земного шара, их значение;
• названия материков земного шара;
• знать, на каком материке расположена Россия, в европейской или азиатской частях России
расположена местность, в которой живет обучающийся.
Учащиеся должны уметь:
• показывать на географической карте океаны земного шара;
9

• показывать на географической карте материки земного шара
Достаточный уровень:
Учащиеся должны знать:
• Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский океаны. Географическое
положение и их хозяйственное значение;
• особенности географического положения, очертания берегов и природные условия каждого
материка, население и особенности размещения;
• названия изученных географических объектов.
Учащиеся должны уметь:
• показывать на географической карте океаны, давать им простую характеристику;
• определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов каждого
материка;
• давать элементарное описание природных условий всех материков, опираясь на карту и
картины;
•

выполнять задания в «Рабочей тетради по географии материков и океанов» (1 часть)
для 8 класса. Количество заданий и время заполнения определяет учитель.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
география 8 класс (68 ч)
Введение (1ч)
Что изучают в курсе географии материков и океанов. Материки и части света на глобусе и
карте.
Мировой океан (5 ч)
Атлантический океан.
Северный Ледовитый океан.
Тихий океан.
Индийский океан.
Современное изучение Мирового океана.
Материки и части света Африка (12 ч)
Географическое положение.
Разнообразие рельефа, климат, реки и озера.
Природные зоны. Растительный мир тропических лесов.
Животный мир тропических лесов.
Растительный мир саванн.
Животный мир саванн.
Растительный и животный мир пустынь.
Население и государства. (Государства по выбору учителя: Египет, Эфиопия, Танзания,
Демократическая республика Конго (ДР Конго), Нигерия, Южно-Африканская республика
(ЮАР) или другие.).
Обобщающий урок.
Практические работы
Австралия (8 ч)
Географическое положение.
10

Разнообразие рельефа, климат, реки и озера.
Растительный мир.
Животный мир.
Население.
Австралийский Союз.
Океания. Остров Новая Гвинея.
Обобщающий урок.
Антарктида (6 ч)
Географическое положение. Антарктика.
Открытие Антарктиды русскими мореплавателями.
Разнообразие рельефа, климат.
Растительный и животный мир Антарктиды. Охрана природы. Современные исследования
Антарктиды.
Обобщающий урок.
Америка (22 ч)
Открытие Америки (1 ч).
Северная Америка (9 ч)
Географическое положение.
Разнообразие рельефа, климат.
Реки и озера
Растительный и животный мир.
Население и государства.
Соединенные Штаты Америки.
Канада.
Мексика. Куба (по выбору учителя)
Обобщающий урок.
Южная Америка (12 ч)
Географическое положение.
Разнообразие рельефа, климат.
Реки и озера.
Растительный мир тропических лесов.
Животный мир тропических лесов.
Растительный мир саванн, степей, пустынь и горных районов. Животный мир саванн, степей,
полупустынь, гор.
Население и государства: Бразилия, Аргентина, Перу или другие по выбору учителя.
Обобщающий урок. Часть света — Америка.
Евразия (13 ч)
Географическое положение
Очертания берегов Евразии. Моря Северного Ледовитого и Атлантического океанов.
Острова и полуострова.
Очертания берегов. Моря Тихого и Индийского океанов. Острова и полуострова.
Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Европы.
Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии.
Климат Евразии.
Реки и озера Европы.
Реки и озера Азии.
Растительный и животный мир Европы.
Растительный и животный мир Азии.
Население Евразии.
Культура и быт народов Европы и Азии.
Обобщающий урок. Евразия.
Обобщающий урок. География материков и океанов.8 класс (1ч)
11

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение географии в 8 классе отводится по 2 часа в неделю, курс рассчитан на 68 часов
(34 учебные недели).

9

КЛАСС

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ АООП
Рабочая программа по географии определяет два уровня овладения предметными
результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
Обучающиеся должны знать:
• Наиболее крупные государства Евразии;
• символику России;
• название своей местности, типичных представителей растительного и животного мира,
правила поведения в природе;
• медицинские учреждения и отделы социальной защиты своей местности;
Обучающиеся должны уметь:
• Показывать границы России на физической карте России;
• находить свою местность на физической карте России;
• составлять небольшой рассказ о своей местности;
• правильно вести себя в природе
Достаточный уровень:
Обучающиеся должны знать:
• Географическое положение, столицы и характерные особенности изучаемых государств
Евразии;
• Границы, государственный строй и символику России;
• Особенности географического положения своей местности, типичных представителей
растительного и животного мира, основные мероприятия
по охране природы в своей области, правила поведения в природе, меры безопасности при
стихийных бедствиях;
• медицинские учреждения и отделы социальной защиты своей местности.
Обучающиеся должны уметь:
• находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы;
• показывать Россию на политических картах мира и Евразии;
• находить свою местность на карте России (политико-административной, физической и
карте природных зон);
давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей
местности, давать краткую историческую справку о прошлом своего края;
• называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники
своей области;
• правильно вести себя в природе;
• выполнять задания в «Рабочей тетради по географии материков и океанов» (2 часть)
для 9 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы.
12

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
9класс. География материков и океанов (Часть 2) (68 ч)
Государства Евразии (51 ч)
Политическая карта Евразии (1 ч).
Европа (24 ч)
Западная Европа
Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной
Ирландии).
Франция (Французская Республика).
Германия (Федеративная Республика Германия).
Австрия (Австрийская Республика). Швейцария (Швейцарская
Конфедерация).
Южная Европа
Испания. Португалия (Португальская Республика).
Италия (Итальянская Республика).
Греция (Греческая Республика).
Северная Европа
Норвегия (Королевство Норвегия).
Швеция (Королевство Швеция).
Финляндия (Финляндская Республика).
Восточная Европа
Польша (Республика Польша). Чехия (Чешская Республика). Словакия
(Словацкая Республика).
Венгрия (Венгерская Республика).
Румыния (Республика Румыния). Болгария (Республика Болгария).
Сербия и Черногория.
Эстония (Эстонская Республика).
Латвия (Латвийская Республика).
Литва (Литовская Республика).
Республика Беларусь.
Украина.
Молдавия (Республика Молдова).
Азия (21 ч)
Центральная Азия
Казахстан (Республика Казахстан).
Узбекистан (Республика Узбекистан).
Туркменистан.
Киргизия (Кыргызская Республика).
Таджикистан (Республика Таджикистан).
Юго-Западная Азия
Грузия.
Азербайджан (Азербайджанская Республика).
Армения (Республика Армения).
Турция (Турецкая Республика).
Ирак (Республика Ирак).
Иран (Исламская Республика Иран).
Афганистан (Исламская Республика Афганистан).
Южная Азия
Индия (Республика Индия).
Восточная Азия
Китай (Китайская Народная Республика).
13

Монголия.
Корея (Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея).
Япония.
Юго-Восточная Азия
Таиланд (Королевство Таиланд). Вьетнам (Социалистическая Республика
Вьетнам). Индонезия (Республика Индонезия) или другие государства по выбору
учителя.
Россия (повторение) (5 ч)
Границы России.
Россия (Российская Федерация) — крупнейшее государство Евразии.
Административное деление России.
Столица, крупные города России.
Обобщающий урок по России.
Свой край (15 ч)
История возникновения нашего края.
Географическое положение. Границы. Рельеф.
Климат. Предсказание погоды по местным признакам. Народные приметы.
Полезные ископаемые и почвы.
Реки, пруды, озера, каналы. Водоснабжение питьевой водой. Охрана водоемов.
Растительный мир (деревья, кустарники, травы, цветочно-декоративные
растения, грибы, орехи, ягоды, лекарственные растения). Красная книга. Охрана
растительного мира.
Животный мир нашей местности. (Хищные и травоядные, дикие и
сельскохозяйственные животные, птицы, рыбы, земноводные, насекомые). Вред
природе, наносимый браконьерами. Красная книга.
Охрана животных. Помощь зимующим птицам. Заповедники, заказники.
Население нашего края (области). Национальный состав. Обычаи, традиции, костюмы,
фольклорные песни и танцы, национальная кухня.
Промышленность. Ближайшие промышленные предприятия, где могут работать выпускники
школы.
Сельское хозяйство (специализация: растениеводство, животноводство, бахчеводство и т. п.).
Транспорт (наземный, железнодорожный, авиационный, речной).
Архитектурно-исторические и культурные памятники нашего края.
Наш город (поселок, деревня).
Обобщающий урок «Моя малая Родина».
Обобщающий урок по курсу «География» (1ч)
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение географии в 9 классе отводится по 2 часа в неделю, курс рассчитан на 68 часов
(34 учебные недели).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Календарно-тематическое планирование
6 класс
№

Тема урока

Колво
часов

Дата

14

Введение – 4 часа
География – наука о природе Земли. Население и его хозяйственная
деятельность
Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты
погоды: температура, облачность, давление воздуха, ветер,
атмосферные осадки. Опасные природные явления в атмосфере, меры
предосторожности
Географические сведения о своей местности

1

1

5

Экскурсия для выявления запаса элементарных географических
представлений, проверка знаний, умений и навыков, полученных в 1 –
5 классах
Ориентирование на местности – 5 часов
Горизонт. Линия горизонта

6

Стороны горизонта

1

7

Компас и правила пользования им

1

8

Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу,
звездам, местным признакам и природным объектам

1

9

Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и об основных
направлениях

1

1
2

3
4

1

1

1

Формы поверхности Земли – 4 часа
10

Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности

1

11

Рельеф местности и его основные формы. Равнины (плоские и
холмистые), холмы

1

12

Овраги, их образование

1

13

Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов

1

Вода на Земле – 10 часов
14

Значение воды для жизни на Земле. Круговорот воды в природе

1

15

Родник, его образование

1

16

Колодец. Водопровод

1

17

Река, ее части. Горные и равнинные реки

1

18

Использование рек

1

19

Озера, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц

1

20

Болота, их осушение

1

21

Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы, цунами

1

22

Острова, полуострова

1
15

23

Водоемы нашей местности. Охрана вод от загрязнения

1

План и карта – 9 часов
24

Рисунок и план предмета

1

25

Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по
масштабу. Использование плана в практической деятельности человека

1

26

План класса

1

27

План школьного участка

1

28

Условные знаки плана местности

1

29

План и географическая карта. Основные направления на карте, масштаб
карты

1

30

Условные цвета физической карты

1

31

Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы
и т.д.)

1

32

Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и
деятельности людей

1

Земной шар – 14 часов
33

Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне

1

34

Планеты

1

35

Земля – планета. Доказательства шарообразности Земли

1

36

Освоение космоса

1

37

Глобус – модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса.
Особенности изображения суши и воды на глобусе

1

38

Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле

1

39

Океаны на глобусе и карте полушарий

1

40

Материки на глобусе и карте полушарий (Евразия, Африка, Северная
Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида)

1

41

Первые кругосветные путешествия (Магеллан, Крузенштерн,
Лисянский)

1

42

Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и
нагревании Солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и
скользящие солнечные лучи)

1

43

Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата

1

44

Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их
на глобусе и карте полушарий

1

16

45

Природа тропического пояса

1

46

Природа умеренного и полярного поясов

1

Карта России – 20 часов
47

Положение России на глобусе и карте полушарий, физической карте
нашей страны. Столица России – Москва

1

48

Границы России. Сухопутные границы на западе и юге

1

49

Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря
Северного Ледовитого океана

1

50

Моря Тихого и Атлантического океанов

1

51

Острова и полуострова России

1

52

Работа с контурными картами

1

53

Рельеф нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья

1

54

Работа с контурными картами

1

55

Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны

1

56

Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля,
нефти, железной и медной руд, природного газа)

1

57

Работа с контурными картами

1

58

Река Волга

1

59

Реки: Дон, Днепр, Урал

1

60

Реки Сибири: Обь, Енисей

1

61

Реки: Лена, Амур

1

62

Озера: Ладожское, Онежское, Байкал, Каспийское море

1

63

Крупные города России (Санкт-Петербург, Москва, Курск )

1

64

Работа с контурными картами

1

65

Наш край на физической карте России

1

66

Повторение начального курса физической географии. Ориентирование,
план и карта

1

67

Повторение курса. Формы поверхности. Вода на Земле

1

68

Повторение курса. Земной шар.

1

Календарно-тематическое планирование
7 класс

17

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41

ТЕМА УРОКА
Введение.
Особенности Природы И Хозяйства России
Географическое положение России на карте.
Европейская и Азиатская части России.
Административное деление России
Разнообразие рельефа.
Полезные ископаемые, их основные месторождения
Климат России.
Водные ресурсы России, их использование.
Население России. Народы России.
Промышленность – основа хозяйства, её отрасли.
Сельское хозяйство, его отрасли.
Транспорт. Экономическое развитие европейской и азиатской частей России.
Природные Зоны России.
Размещение природных зон на территории России.
Карта природных зон России.
Зона Арктических Пустынь
Положение на карте.
Климат.
Растительный и животный мир
Население и его основные занятия.
Северный морской путь.
Зона Тундры
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые.
Климат. Водоёмы тундры.
Растительный мир.
Животный мир.
Хозяйство. Население и его основные занятия.
Города тундры: Мурманск, Архангельск.
Города тундры: Нарьян-Мар, Норильск, Анадырь
Экологические проблемы севера. Охрана природы тундры.
Лесная Зона
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые.
Климат.
Реки, озёра, каналы.
Растительный мир. Хвойные леса (тайга).
Смешанные и лиственные леса.
Животный мир.
Пушные звери.
Значение леса.
Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны. Промышленность и
сельское хозяйство Центральной России.
Города Центральной России.
Особенности развития хозяйства Северо-Западной России.
Города: Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Калининград.
Западная Сибирь.
Восточная Сибирь.

Колво
часов
1
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
5
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
16
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Да
та

1
1
1
1
1
18

42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Дальний Восток.
Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса.
Зона Степей
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Реки.
Растительный мир.
Животный мир.
Хозяйство. Население и его основные занятия.
Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск.
Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград.
Города степной зоны: Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар.
Охрана природы зоны степей.
Зона полупустынь и пустынь
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые.
Климат. Реки.
Растительный мир.
Животный мир.
Хозяйство. Население и его основные занятия.
Города зоны полупустынь и пустынь.
Зона Субтропиков
ЗОНА СУБТРОПИКОВ. Положение на карте. Курортное хозяйство. Население
и его основные занятия. Города-курорты.
Курортное хозяйство. Население и его основные занятия. Города-курорты.
Высотная поясность в горах
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат.
Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа.
Города и экологические проблемы Урала.
Алтайские горы. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города.
Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города.
Своя область
Положение на карте, границы. Поверхность, полезные ископаемые.
Реки и озёра, их хозяйственное использование. Особенности природных условий
для развития сельского хозяйства.
Растительный мир. Животный мир. Охрана природы.
Население. Его состав. Характеристика хозяйства. Промышленность, её
ведущие отрасли. Итоги года.

1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
2
1
1
5
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1

Календарно-тематическое планирование
8 класс
№
уро
ка

Тема урока

Дата
Кол-во
проведени
часов
я

Введение (1ч) Что изучают в курсе географии материков и
1 океанов. Материки и части света на глобусе и карте.

1

2 Атлантический океан.

1

3 Северный Ледовитый океан.

1
19

4 Тихий океан.

1

5 Индийский океан.

1

6 Современное изучение Мирового океана.

1

7

Африка Географическое положение, очертания берегов, острова
и полуострова

1

8 Разнообразие рельефа, климат, реки и озера.

1

9 Природные зоны. Растительный мир тропических лесов

1

10 Животный мир тропических лесов.

1

11 Растительный мир саванн.

1

12 Животный мир саванн.

1

13 Растительный и животный мир пустынь.

1

14 Население.

1

15 Государства: Египет,

1

16 Эфиопия.

1

17 Танзания. Демократическая республика Конго (ДР Конго).

1

18 Нигерия,

1

19 Южно-Африканская республика (ЮАР)

1

20 Обобщающий урок

1

21 Австралия. Географическое положение, очертания берегов, острова.

1

22 Разнообразие рельефа, климат, реки и озера.

1

23 Растительный мир.

1

24 Животный мир.

1

25 Население..

1

26 Австралийский Союз

1
20

27 Океания. Остров Новая Гвинея.

1

28 Обобщающий урок.

1

29 Географическое положение. Антарктика.

1

30 Открытие Антарктиды русскими мореплавателями.

1

31 Разнообразие рельефа, климат.

1

32 Растительный и животный мир Антарктиды. Охрана природы.

1

33 Современные исследования Антарктиды.

1

34 Обобщающий урок.

1

35 Открытие Америки

1

36 Охрана природы. Географическое положение

1

37 Разнообразие рельефа, климат.

1

38 Реки и озера

1

39 Растительный и животный мир.

1

40 Население и государства.

1

41 Соединенные Штаты Америки. Канада.

1

42 Мексика. Куба.

1

43 Обобщающий урок.

1

44 Южная Америка Географическое положение

1

45 Южная Америка Разнообразие рельефа, климат.

1

46 Реки и озера Южная Америка

1

47 Растительный мир тропических лесов. Южная Америка

1

48 Южная Америка Животный мир тропических лесов.

1

49

Южная Америка Растительный мир саванн, степей, пустынь и
горных районов.

1

21

50

Южная Америка Животный мир саванн, степей, полупустынь,
гор.

1

51 Южная Америка Население .

1

52 Бразилия

1

53 Аргентина, Перу

1

55 Обобщающий урок. Часть света — Америка.

1

56 Евразия Географическое положение

1

Очертания берегов Евразии Моря Северного Ледовитого и
57 Атлантического океанов. Острова и полуострова.

1

Очертания берегов. Моря Тихого и Индийского океанов. Острова
и полуострова.

1

58

59 Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Европы.

1

60 Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии.

1

61 Климат Евразии.

1

62 Реки и озера Европы.

1

63 Реки и озера Азии

1

64 Растительный и животный мир Европы.

1

65 Растительный и животный мир Азии.

1

66 Население Евразии

1

67 Культура и быт народов Европы и Азии.

1

68 Повторение

1

Календарно-тематическое планирование
9 класс
№
п/п

ТЕМА УРОКА

Колво
часов

Дата
провед
ения
22

1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44

Введение. Что изучают в курсе географии.
Европа
Политическая карта Евразии. ИОТиТБ № 19-2013
Западная Европа. Великобритания: географическое положение,
природа, экономика.
Великобритания: население, культура, обычаи и традиции.
Франция (Французская Республика): географическое положение,
природа, экономика
Франция: население, культура, обычаи и традиции.
Германия (Федеративная Республика Германия).
Австрия (Австрийская Республика).
Швейцария (Швейцарская Конфедерация).
Повторительно-обобщающий урок
Южная Европа. ИОТиТБ
Испания (Королевство Испания).
Португалия (Португальская Республика).
Италия (Итальянская Республика).
Италия: население, культура, обычаи и традиции.
Греция (Греческая Республика).
Северная Европа.
Норвегия (Королевство Норвегия).
Швеция (Королевство Швеция).
Финляндия (Финляндская Республика).
Повторительно-обобщающий урок.
Восточная Европа.
Польша (Республика Польша).
Чехия (Чешская Республика).
Словакия (Словацкая Республика).
Венгрия (Венгерская Республика).
Румыния (Республика Румыния).
Болгария (Республика Болгария).
Сербия. Черногория.
Страны Балтии. Эстония (Эстонская Республика).
Латвия (Латвийская Республика).
Литва (Литовская Республика).
Республика Беларусь. ИОТиТБ
Украина.
Молдавия (Республика Молдова). Повторительно-обобщающий
урок.
Центральная Азия.
Казахстан (Республика Казахстан).
Узбекистан (Республика Узбекистан).
Туркменистан.
Киргизия (Кыргызская Республика).
Таджикистан (Республика Таджикистан).
Повторительно-обобщающий урок.
Юго-Западная Азия. Грузия.
Азербайджан (Азербайджанская Республика). ИОТиТБ
Армения (Республика Армения).
Турция (Турецкая Республика).

1
34
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
23

45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Ирак (Республика Ирак).
Иран (Исламская Республика Иран)
Афганистан (Исламская Республика Афганистан).
Южная Азия.
Индия (Республика Индия) : географическое положение, природа,
экономика.
Индия: население, культура, обычаи и традиции.
Восточная Азия.
Китай (Китайская Народная Республика): географическое
положение, природа, экономика.
Китай: население, культура, обычаи и традиции.
Монголия. ИОТиТБ
Корея. Корейская Народно-Демократическая республика (КНДР).
Республика Корея.
Япония: географическое положение, природа, экономика.
Япония: население, культура, обычаи и традиции.
Юго-Восточная Азия.
Таиланд (Королевство Таиланд). Вьетнам (Социалистическая
Республика Вьетнам).
Индонезия (Республика Индонезия).
Азия.
Повторительно-обобщающий урок.
Границы России.
Россия (Российская Федерация) крупнейшее государство Евразии.
Административное деление России. Столица и крупные города
России..
Обобщающий урок
Итоги года.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

24

Учебно-методический комплект, используемый на всех годах
обучения по предмету «География» в основной школе:
1. АООП для детей с нарушением интеллекта
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида 5-9 классы // Под редакцией. В.В. Воронковой, (Москва. Владос. 2010г
3. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Начальный курс физической географии: 6 класс:
учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида. – М.: Просвещение, 2013
4. Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь по физической географии 6 класс. М.:
Просвещение, Лифанова Т.М., Соломина Е.Н.
5. География 7 класс: учебник для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2013
6. Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь по физической географии 7 класс. М.:
Просвещение
7. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География 8 класс: учебник для специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение,
2013
8. Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь по физической географии 8 класс. М.:
Просвещение
9. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География 9 класс: учебник для специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение,
2013
10. Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь по физической географии 9 класс. М.:
Просвещение
11. Материалы МЭШ

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».