Адаптированная рабочая программа учебного предмета Русский язык для обучающихся 8 класс (Вариант 1)

МИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования
МКУ "Управление образования по муниципальному округу"
МОБУ Липовецкая СОШ №1

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом
совете

заместитель директора
по УВР

директор
________________________

М.Н.Ларина
Л.С.Раецкая Приказ № 83-о от «31»
августа 2023 г.
Приказ № 83-о от «31»
августа 2023 г.

________________________ ________________________
Приказ № 83-о от «31»
августа 2023 г.

Адаптированная рабочая программа
учебного предмета «Русский язык»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)(вариант 1)
8 класс

пгт.Липовцы 2023

1. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1) составлена на основе примерной адаптированной программы
основного общего образования по русскому языку для 5-9 классов (под ред. В.В.
Воронковой).
Нормативно-правовую базу разработки адаптированной рабочей программы
учебного предмета «Русский язык» (8 класс) составляют:
-1Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» с дополнениями;
-2СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным
основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ»;
-3Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 10.04.2002 г. №
29/2065-п «Об утверждении учебных
планов
специальных (коррекционных) образовательных учреждений для
обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
В общеобразовательной организации для детей с интеллектуальными
нарушениями в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших
классах, но на более сложном речевом и понятийном материале. ЦЕЛЬ изучения
предмета: поднять на более высокий уровень речевую практику обучающихся за
счѐт осознания ими основных законов языка, развитие способности выбирать и
использовать языковые средства в соответствии с условиями общения.
ЗАДАЧИ:
- овладеть речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо,
говорение,слушание);
- формировать орфографические и пунктуационные навыки, речевые умения,
обеспечивающие восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной
и письменной форме;
- обогащать словарный запас, умение пользоваться словарями разных типов; эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие личности.
Обучение письму и развитию речи имеет свою специфику. У воспитанников с
легкой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
характеризующихся задержкой психического развития, отклонениями в
поведении, трудностями социальной адаптации различного характера, при
изучении курса возникают серьезные проблемы. Характерной особенностью
дефекта при умственной отсталости является нарушение отражательной функции
мозга и регуляции поведения и деятельности, поэтому в программе по письму и
развитию речи предусматривается концентрическое изучение предмета.
Постоянное повторение изученного материала сочетается с пропедевтикой новых
знаний. Неоднократное возвращение к воспроизведению знаний, полученных в
предыдущих концентрах, включение изученных понятий в новые связи и

отношения позволяют обучающимся овладеть ими сознательно и прочно.
Активное использование элементов опережающего обучения на уровне отдельных
структурных единиц курса: отдельных упражнений, отдельных уроков, целых тем
не только способствует осмысленному освоению обязательного материала, но и
создает основу для введения простейших элементов исследовательской
деятельности в процесс обучения как на уровне отдельных упражнений.
В процессе обучения письма и развития речи учащихся с интеллектуальными
нарушениями основной акцент делается на осознанное усвоение полученных ими
предметных знаний
Программный материал каждого класса дан в сравнительно небольшом объеме с
учетом индивидуальных показателей скорости и качества усвоения представлений,
знаний, умений практического материала, их применения в зависимости от степени
выраженности
и
структуры
дефекта
обучающихся,
что
предусматривает
необходимость
индивидуального
и
дифференцированного подхода на уроках письма и развития речи.
Ввиду психологических особенностей детей с ОВЗ, с целью усиления
практической направленности обучения проводится коррекционная работа,
которая включает несколько направлений.
Совершенствование движений и сенсорного развития:
- развитие мелкой моторики и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие артикулярной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- коррекция и развитие памяти;
- коррекция и развитие внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма,
величина);
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать
логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций:
- развитие умения сравнивать, анализировать;
- развитие умения выделять сходство и различие понятий;
- умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;
- умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
- развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
- формирование умения преодолевать трудности;
- воспитание самостоятельности принятия решения;
- формирование адекватности чувств;
- формирование устойчивости и адекватной самооценки;
- формирование умения анализировать свою деятельность;
- восприятие правильного отношения к критике.
Коррекция и развитие речи:
- развитие фонематического восприятия;

- коррекция нарушений устной и письменной речи;
- коррекция монологической речи;
- коррекция диалогической речи;
- развитие лексико-грамматических средств языка.
Приоритетными направлениями коррекционной работы являются:
- укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;
- формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи;
- формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального
поведения;
- расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального
поведения, знаний о себе, о других людях, об окружающим микросоциуме;
- формирование на доступном уровне простейших навыков чтения и письма на
материале знаний о природе и окружающем мире, основ безопасности
жизнедеятельности;
- развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности.
В 8 классе ведѐтся постоянная работа над обогащением и уточнением словаря,
обучением построению предложений, связному устному и письменному
высказыванию. Подготовительные упражнения - ответы на последовательно
поставленные вопросы, работа с деформированным текстом создают основу,
позволяющую овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение. В 8
классе школьникам продолжаются прививаться навыки делового письма.
Обучение осуществляется по двум направлениям: обучающиеся получают образцы
и упражняются в оформлении деловых бумаг бланков, квитанций; в то же время
предусматривается формирование навыков чѐткого, правильного, логичного и
достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при
составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).
Программа адресована обучающимся 8 класса с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Срок реализации рабочей программы по русскому языку - 1 год.
2. Общая характеристика учебного предмета
Письмо и развитие речи как учебный предмет является одним из ведущих, так как
от его усвоения зависит успешность обучения по всем школьным предметам.
Цель курса: формирование практически значимых орфографических и
пунктуационных навыков, совершенствование речемыслительной деятельности,
коммуникативных умений и навыков, воспитание интереса к родному языку,
воспитание
гражданственности,
нравственных
качеств,
трудолюбия,
самостоятельности.
Задачи курса:
- формирование
прочных
навыков
грамотного
письма,
развитие
орфографической зоркости, функций фонематического анализа;
- обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и
письменной форме на основе работы со словом, предложением, текстом;
- овладение нормами русского литературного языка, обогащение и активизация
словаря учащихся, совершенствование грамматического строя речи, развивать
навыки словоизменения, словообразования;

- развивать умения делать словесно-логические обобщения, учить выделять
главное, существенное;
- развивать
навыки
межличностного
взаимодействия,
готовить
к
самостоятельной жизни, к труду, к общению.
Основной формой организации процесса обучения является урок. Процесс
обучения русскому языку предполагает использование следующих методов, типов
уроков, форм проведения уроков и элементов образовательных технологий: а)
общепедагогические методы:
- словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником;
- наглядные - наблюдение, демонстрация, просмотр;
-практические - упражнения
6) специальные методы коррекционно - развивающего обучения:
- задания по степени нарастающей трудности;
- метод самостоятельной обработки информации;
- специальные коррекционные упражнения;
- задания с опорой на несколько анализаторов;
- развѐрнутая словесная оценка;
- призы, поощрения.
Основные типы уроков:
урок изучения нового материала;
урок закрепления и применения знаний;
урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
урок контроля знаний и умений.
Основным типом урока является комбинированный.
Нетрадиционные формы уроков:
интегрированный, урок-игра, урок-викторина, урок - путешествие;
урок с элементами исследования;
Виды и формы организации работы на уроке:
коллективная; фронтальная; групповая; индивидуальная работа;
работа в парах.
Элементы образовательных технологий:
технология исследовательской направленности;
здоровьесберегающая технология;
технология игрового обучения;
информационно-коммуникационные технологии;
технология проблемного обучения.
3. Предметные результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты
- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка.
- уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого
общения.
- проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа
словосочетания и предложения.

- анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры,
принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка,
особенностей языкового оформления, использования выразительных средств
языка;
- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать
эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов.
- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике.
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Обучающиеся должны Обучающиеся должны уметь:
уметь:
- различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные,
- различать звуки и буквы, обозначать их на письме;
звуки гласные и согласные, - подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
обозначать их на письме; - проверять написание безударных гласных, звонких и глухих
- обозначать мягкость
согласных путѐм изменения формы слова;
согласных буквой ь;
- обозначать мягкость согласных буквой ь;
- выделять имя
- разбирать слова по составу;
существительное как часть - выделять имя существительное как часть речи;
речи;
- строить простое распространѐнное предложение;
- строить простое
- связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);
распространѐнное
- пользоваться школьным орфографическим словарѐм.
предложение;
Обучающиеся должны знать:
- пользоваться
- алфавит;
школьным
- способ проверки написания гласных и согласных (путѐм
орфографическим
изменения формы слова)
словарѐм.

4. Содержание учебного предмета
Повторение 8ч.
Простое и сложное предложения. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном
предложениях. Простое предложение с однородными членами. Сложное
предложение с союзами и, а, но и без союзов.
Слово 93 ч.
Состав слова. 13ч. Однокоренные слова; подбор однокоренных слов,
относящихся к различным частям речи, разбор их по составу. Единообразное
написание звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных в корнях
слов. Образование слов с помощью приставок и суффиксов.
Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными гласными и без
соединительных гласных.
Имя существительное 10ч. Основные грамматические категории имени
существительного. Склонение имен существительных. Правописание падежных
окончаний существительных единственного и множественного числа.
Несклоняемые существительные.
Имя прилагательное 14ч. Согласование имени прилагательного с именем
существительным в роде, числе и падеже, правописание падежных окончаний имен

прилагательных в единственном и множественном числе. Имена прилагательные
на -ий, -ья, -ье, их склонение и правописание.
Личные местоимения 18ч. Лицо и число местоимений. Склонение местоимений.
Правописание личных местоимений. Род местоимений 3-го лица единственного
числа. Личные местоимения единственного и множественного числа. 1, 2, 3-е лицо
местоимений. Склонение и правописание личных местоимений единственного и
множественного числа. Раздельное написание предлогов с местоимениями.
Глагол 39ч. Значение глагола. Неопределенная форма глагола на -ть, -чь, - ти.
Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам. Изменение
глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение).
Различение окончаний глаголов I и II спряжения (на материале наиболее
употребительных слов). Правописание безударных личных окончаний глаголов I и
II спряжения.
Предложение 30ч.
Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном
предложении.
Простое предложение с однородными членами. Главные и второстепенные члены
предложений в качестве однородных. Распространенные однородные члены
предложений. Бессоюзное перечисление однородных членов, с одиночным союзом
и, союзами а, но, повторяющимся союзом и. Знаки препинания при однородных
членах. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов. Обращение. Знаки
препинания при обращении.
Повторение 3ч.
Связная речь
Работа с деформированным текстом. Изложения (с изменением лица и времени).
Сочинения по картине с дополнением предшествующих или последующих
событий. Продолжение рассказа по данному началу. Составление рассказа по
опорным словам. Сочинение по личным наблюдениям, на основе экскурсий,
практической деятельности, имеющихся знаний («История нашей улицы»,
«Исторические места в нашем районе», «История капельки воды» и др.). Деловое
письмо: объявление (выбор профессии по объявлению(, заявление (о приеме на
работу), телеграмма, заполнение бланков по платежам за коммунальные услуги
(квартплата, плата за телефон, за свет, за газ и др.).
рассуждения.
СЛОВАРЬ: авторучка, бандероль, вдалеке, галерея, государство, гражданин,
деликатный, демонстрация, депутат, доверие, документ, заявление, издалека,
изображение, изредка, искусство, испуганно, кажется, кафе, квалификация,
квитанция, клиент, комитет, конституция, милиция, митинг, недалеко,
независимость, образованный, операция, Отечество, поэт, паспорт, пациент,
пейзаж, планета, посредине, правительство, председатель, профессия,
путешествие, республика, рядом, секретарь, станция, телеграф, телепередача,
территория, удивленно, электростанция, электричество, экскаватор, эскалатор (53
слова).
Основные требования к умениям учащихся
• писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным
разбором;
• принимать участие в составлении плана, отборе речевого материала для

создания текста;
• исправлять текст;
• составлять предложения, опираясь на картину, собственный опыт;
• решать орфографические задачи с помощью учителя.
б.Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся

№ раздела
1. Повторение.

2. Состав слова.

3. Части речи.
4. Имя
существительное

Содержание
Простое и сложное предложение.
Подлежащее и сказуемое в простом и
сложном предложении. Простое
предложение с однородными членами.
Сложное предложение с союзами И, А,
НО и без союзов.

Виды деятельности.
Отличать простое
предложение от сложного.
Выделять в предложении
главные и второстепенные
члены. Распознавать
однородные члены в
предложении, соблюдать
интонацию перечисления.
Применять правила
постановки запятой в сложных
предложениях без союзов и с
союзами.
Однокоренные слова; подбор
Разбирать слова по составу.
однокоренных слов, относящихся к
Подбирать однокоренные
различным частям речи, разбор их по
слова. Образовывать слова с
составу. Единообразное написание
помощью приставок и
звонких и глухих согласных, ударных и суффиксов. Применять
безударных гласных в корнях слов.
правила правописания при
Образование слов с помощью приставок письме. Образовывать
и суффиксов. Правописание приставок с сложные слова при помощи
О и А. Сложные слова. Образование
соединительных гласных ОиЕ.
сложных слов с соединительными
Составлять текст,
гласными и без соединительных гласных. отражающий содержание
Описание картины И.Шевандровой «В картины; правильно строить
сельской библиотеке».
предложения.
Части речи. Отличительные признаки.
Значение имени существительного в
речи. Основные грамматические
категории имени существительного.
Склонение имен существительных.
Правописание падежных окончаний
существительных единственного и
множественного числа. Несклоняемые
существительные. Морфологический

Относить слова к
определенной грамматической
категории. Определять
склонение имен
существительных.
Применять правила
правописания при письме и
объяснять их. Производить

5.Имя
прилагательное.

6. Местоимение.

7. Глагол.

8. Предложение.

морфологический разбор.
разбор имени существительного.
Описание картины Б.Кустодиева
«Масленица». Сочинение-рассказ по
картине Решетникова «Опять двойка».
Согласование имени прилагательного с
именем существительным в роде, числе и
Относить слова к
падеже. Правописание падежных
определенной грамматической
окончаний имен прилагательных в
единственном и множественном числе. категории. Ставить вопросы к
Имена прилагательные на -ИЙ, -ЬЯ, - ЬЕ, прилагательному; определять
род, число, падеж
их склонение и правописание.
существительного и связанных
Морфологический разбор имени
прилагательного. Сочинение по картине с ними прилагательных.
Производить
«Поход князя Игоря».
морфологический разбор
имени прилагательного
Личное местоимение как часть речи.
Лицо и число местоимений.
Употреблять личные
Правописание личных местоимений. Род местоимения; указывать лицо
местоимений 3 лица единственного
и число. Склонять личные
числа.
местоимения. Применять
правило правописания личных
местоимений с предлогами.
Значение глагола. Неопределенная
Относить слова к
форма глагола. Изменение глагола по
определенной грамматической
временам и лицам. Спряжение глаголов. категории. Указывать время
Различение окончаний глаголов 1 и 2
глаголов. Определять число,
спряжения. Правописание безударных род, лицо глаголов. Указывать
личных окончаний глаголов 1 и 2
спряжение глаголов.
спряжения. Деловое письмо «Анкета». Выделять личные окончания
Сочинение-рассуждение «Мой день
глаголов. Объяснять
рождения».
правописание глаголов,
применять правило при
письме.
Простое предложение. Предложения
Выделять главные и
распространенные и
второстепенные члены в
нераспространенные. Главные и
предложении. Определять
второстепенные члены предложения.
однородные члены в
Простое предложение с однородными
предложении, указывать
членами; знаки препинания при
какими частями речи они
однородных членах. Обращение, знаки выражены. Объяснять
препинания при обращении. Виды
постановку знаков
предложений при интонации. Сложное препинания. Находить в
предложение. Сложные предложения с предложении словасоюзами и без союзов. Сложные
обращения; выделять их на
предложения с союзными словами, знаки письме, объяснять знаки
препинания перед ними.
препинания. Распознавать
Сочинение-описание картины В.
повествовательные,
Маковского «Свидание».
вопросительные и
побудительные предложения,
употреблять

9. Повторение.

Правописание гласных, согласных,
разделительного твердого знака в
приставках. Правописание гласных и
согласных в корне слова. Сложные
предложения без союзов, с союзами и
союзными словами.

их в речи.
Объяснять и применять
правила правописания.
Чертить схемы предложений.
Находить в предложении
главные члены. Объяснять и
применять правила
постановки запятой в сложных
предложениях перед союзами
и союзными словами.

Планирование составлено на основе Программы специальной (коррекционной)
образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред.
В.В. Воронковой. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - Сб. 1. - 232с.
Учебник Галунчикова, Н.Г. Русский язык: 8 класс: учеб. для общеобразоват.
организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват.
программы/ Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская 9-е изд. - М.
«Просвещение», 2016 г. - 287 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».