МИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования МКУ "Управление образования по муниципальному округу" МОБУ Липовецкая СОШ №1 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на педагогическом совете заместитель директора по УВР директор ________________________ М.Н.Ларина Л.С.Раецкая Приказ № 83-о от «31» августа 2023 г. Приказ № 83-о от «31» августа 2023 г. ________________________ ________________________ Приказ № 83-о от «31» августа 2023 г. Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) пгт.Липовцы 2023 г. Пояснительная записка Основными принципами государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования являются обеспечение права каждого на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; гуманистический характер образования, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» отдает приоритет инклюзивному образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья. Под инклюзивным образованием, согласно п.27 ст.2 Закона №273-ФЗ, понимается обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В соответствии с п.16 с. 2 Закона № 273-ФЗ обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтверждены психолого-медикопедагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Программа по русскому языку предназначена для обучающихся с задержкой психического развития, способных усвоить адаптированную образовательную программу основного общего образования в условиях инклюзивного обучения при создании специальных условий. Особенности их обучению происходят за счет применения специальных методик, подходов, а также за счет постоянной психолого-педагогической помощи. Особенности адаптации рабочей программы по предмету «Русский язык» При обучении детей с задержкой психического развития русскому языку ставятся те же задачи, что и в массовой школе. В 5-9 классах изучение русского языка направлено на формирование у обучающихся грамотного письма, развитие их речи и мышления, на разностороннее становление личности. В связи с особенностями речи, мышления, деятельности детей с ЗПР теоретические сведения о морфемном составе слова, о строении предложения сообщаются и усваиваются обучающимися в процессе изучения орфографических и пунктуационных правил. При этом предусматривается формирование таких умственных умений, как сравнение, нахождение сходного и различного в сопоставляемых явлениях языка, вычленение из ряда языковых объектов искомого по определенному признаку, классификация, систематизация, обобщение материала. Обучающимся необходимо помочь организовать практическую работу с понятиями и правилами, овладеть способами оперирования ими, умением опознавать определенные языковые явления, самостоятельно отбирать и конструировать материал, правильно (в соответствии с нормами литературного языка) использовать различные языковые средства в собственной речевой практике. Требования к обучению, учитывающие особенности детей с ЗПР: - соблюдение определенных гигиенических требований при организации занятий, то есть занятия проводятся в хорошо проветриваемом помещении, обращается внимание на уровень освещенности и размещение детей на занятиях. - тщательный подбор наглядного материала для занятий и его размещение таким образом, чтобы лишний материал не отвлекал внимание ребенка. - контроль за организацией деятельности детей на занятиях: важно продумывать возможность смены на занятиях одного вида деятельности другим, включать в план занятий физкультминутки. - организация занятий с учетом актуальных возможностей ребенка с ЗПР, на основе охраны и укрепления здоровья, создания благоприятной образовательной среды, обеспечивающей не только усвоение знаний, но и развитие личности ребенка. Психолого-педагогические принципы: - введение в содержание обучения разделов, которые предусматривают восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к восприятию наиболее сложного программного материала; - использование методов и приемов обучения с ориентацией на «зону ближайшего развития» ребенка, создание оптимальных условий для реализации его потенциальных возможностей; - коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего решение задач общего развития, воспитания и коррекции познавательной деятельности и речи ребенка, преодоление индивидуальных недостатков развития; - определение оптимального содержания учебного материала и его отбор в соответствии с поставленными задачами. Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ЗПР: - подбор заданий, пробуждающих активность ребенка, потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности. - приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР. - применение индивидуального подхода. - сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями. - повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий. - постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий, дидактического материала различной степени трудности и с различным объемом помощи. - использование многократных указаний, упражнений. - использование поощрений, повышение самооценки ребенка. - поэтапное обобщение проделанной на уроке работы. - использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций. - детализация учебного материала, постепенное усложнение. - дополнительные наводящие вопросы. - использование приемов -предписаний с указанием последовательности операций. - помощь в выполнении определенных операций, использование образцов. - переключение с одного вида деятельности на другой, разнообразные виды занятий. - формирование у воспитанников навыков самостоятельной работы, умения организовывать, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык 1 .Совершенствование видов речевой деятельности (чтения, говорения и письма) обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального общения; 2 .Понимание определяющей роли языка в развитии личности, ее интеллектуальных и значимых для будущей профессии способностей в процессе образования; 3 .Использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков; 4 .Расширение и систематизацию научных и практических знаний о языке; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; 5 . Формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, анализа текста; 6 . Обогащение и расширение словарного запаса, используемых в речи грамматических средств для свободного и адекватного выражения мыслей и чувств в ситуациях общения; 7.Овладение основными стилистическими ресурсами и нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому развитию. Личностные результаты освоения учебного предмета «Русский язык» 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 6) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты освоения адаптированной образовательной программы по русскому языку предполагают овладение обучающимися с ОВЗ межпредметными понятиями и универсальными учебными действиями: а) регулятивными: • действиями планирования (осознавать учебную задачу; ставить цель освоения раздела учебной дисциплины; определять возможные и выбирать наиболее рациональные способы выполнения учебных действий, строить алгоритмы реализации учебных действий); • действиями по организации учебной деятельности (организовывать свое рабочее место; планировать и соблюдать режим работы; выполнять и контролировать подготовку домашних заданий); б) познавательными: • конспектировать заданный учебный материал; подбирать необходимый справочный материал из доступных источников; • проводить наблюдение, на основе задания педагога; • использовать разнообразные приемы для запоминания учебной информации; • выделять сущностные характеристики в изучаемом учебном материале; • проводить классификацию учебного материала по заданным педагогом параметрам; • устанавливать аналогии на изученном материале; • адекватно использовать усвоенные понятия для описания и формулирования значимых характеристик различных явлений; в) коммуникативными: • аргументировать свою точку зрения; • понимать учебную информацию, содержащую освоенные термины и понятия; г) практическими: • способностью к использованию приобретенных знаний и навыков в познавательной и социальной практике; • самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, • владение навыками проектной деятельности (самостоятельно выполнять задания педагога с целью более глубокого освоения учебного материала с использованием учебной и дополнительной литературы; выполнять практические задания по составленному совместно с педагогом плану действий). Содержание учебного предмета «Русский язык» Речь и речевое общение 1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды. 2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения. Речевая деятельность 1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Культура чтения, аудирования, говорения и письма. 2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развѐрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приѐмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учѐтом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определѐнную тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлеченной из различных источников. Текст 1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционностилистического членения текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План и тезисы как виды информационной переработки текста. 2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания. Составление плана текста, тезисов. Функциональные разновидности языка 1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы. Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа). 2. Установление принадлежности текста к определѐнной функциональ-ной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление, повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом. Общие сведения о языке 1. Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка. Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон. Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка. Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики. Выдающиеся отечественные лингвисты. 2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире. Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном. Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах. Фонетика и орфоэпия 1. Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь. 2. Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твѐрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов. Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности. Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой. Графика 1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твѐрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’]. 2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, SMS-сообщениях. Морфемика и словообразование 1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем. Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь. Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочносуффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов. Словообразовательный и морфемный словари. Основные выразительные средства словообразования. 2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач. Лексикология и фразеология 1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Тематические группы слов. Толковые словари русского языка. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка. Лексика русского языка с точки зрения еѐ происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов. Лексика русского языка с точки зрения еѐ активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Лексика русского языка с точки зрения сферы еѐ употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика. Стилистические пласты лексики. Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари. Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка. 2. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения еѐ активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности. Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Проведение лексического разбора слов. Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование еѐ в различных видах деятельности. Морфология 1. Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи. Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению. Междометия и звукоподражательные слова. Омонимия слов разных частей речи. Словари грамматических трудностей. 2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания. Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике. Синтаксис 1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого. Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространѐнные и нераспространѐнные, предложения осложнѐнной и неосложнѐнной структуры, полные и неполные. Виды односоставных предложений. Предложения осложнѐнной структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции. Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочинѐнные, сложноподчинѐнные) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи. Способы передачи чужой речи. 2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Использование синонимических конструкций для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания. Правописание: орфография и пунктуация 1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. Орфографические словари и справочники. Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложнѐнном предложении. Знаки препинания в простом осложнѐнном предложении. Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинѐнном, сложноподчинѐнном, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи. Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания. 2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем. Язык и культура 1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет. 2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения, объяснение их значений с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.). Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни. Тематическое планирование. Русский язык 5 класс. Тема: Кол-во ч: О языке и речи Фонетика. Графика Письмо. Орфография Слово и его строение Слово как часть речи Фонетика. Орфоэпия Лексика. Словообразование. Правописание Синтаксис и пунктуация Глагол 2ч+2рр 2ч+3рр 8ч+2рр 1ч+1рр 3ч+2рр 15ч+5рр 23ч+5рр 14ч+5рр 10ч+4рр Имя существительное Имя прилагательное Повторение изученного 12ч+6рр 6ч 3 ч. Русский язык 6 класс. 136 часов, из них развитие речи 35 часов. Тема: Кол-во ч: Введение Повторение изученного в 5кл. Части речи и их грамматические признаки Имя существительное Имя прилагательное Глагол 1 ч. 8ч+3рр 1ч+1рр 7ч+1рр 8ч+4рр 8ч+5рр Морфология. Причастие Деепричастие Имя числительное Местоимение Повторение 18ч+4рр 14ч+4рр 12ч+5рр 14ч+6рр 10ч+2рр Русский язык 7 класс. 102 часа, из них 25ч развитие речи Тема: Кол-во ч: Повторение изученного в 5-6кл. Наречие. Категория состояния Предлог Союз Частица Междометия Повторение 12ч+5рр 24ч+5рр 12ч+4рр 9ч+3рр 8ч+3рр 3ч+3рр 8ч +2рр Русский язык 8 класс. 85часов, из них 16 часов развитие речи Тема: Кол-во ч: Введение Повторение изученного в 5-7классах Синтаксис и пунктуация Двусоставное предложение Односоставные предложения Неполные предложения Предложения с однородными членами Предложения с обращениями, вводными конструкциями Предложения с обособленными членами Прямая и косвенная речь Повторение 1 ч. 7ч+2рр 4 ч. 10ч+2рр 7ч+3рр 2ч 10ч+2рр 7ч+2рр 12ч+4рр 3ч+1рр 5ч Русский язык 9класс. 85 часов, из них 16часов развитие речи Тема: Кол-во ч: О языке Повторение изученного в 5-8 классах Синтаксис сложного предложения. Пунктуация Сложносочинѐнное предложение Сложноподчинѐнное предложение Бессоюзное сложное предложение Сложное предложение с различными видами связи Повторение 1ч 11ч+4рр 3ч+1рр 7ч+2рр 26ч+4рр 8ч+2рр 6ч+2рр 7ч+1рр