Адаптированная рабочая программа учебного предмета Русский язык 5-9 классов для обучающихся с задержкой психического развития

МИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования
МКУ "Управление образования по муниципальному округу"
МОБУ Липовецкая СОШ №1

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом
совете

заместитель директора
по УВР

директор
________________________

М.Н.Ларина
Л.С.Раецкая Приказ № 83-о от «31»
августа 2023 г.
Приказ № 83-о от «31»
августа 2023 г.

________________________ ________________________
Приказ № 83-о от «31»
августа 2023 г.

Адаптированная рабочая программа
учебного предмета «Русский язык»
для обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.2)

пгт.Липовцы 2023 г.

Пояснительная записка
Основными принципами государственной политики и правового регулирования отношений в
сфере образования являются обеспечение права каждого на образование, недопустимость
дискриминации в сфере образования; гуманистический характер образования, адаптивность
системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам
человека.
Федеральный закон от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» отдает приоритет инклюзивному образованию лиц с ограниченными возможностями
здоровья. Под инклюзивным образованием, согласно п.27 ст.2 Закона №273-ФЗ, понимается
обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых
образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
В соответствии с п.16 с. 2 Закона № 273-ФЗ обучающимся с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ) является физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом
развитии, подтверждены психолого-медикопедагогической комиссией и препятствующие
получению образования без создания специальных условий.
Программа по русскому языку предназначена для обучающихся с задержкой психического
развития, способных усвоить адаптированную образовательную программу основного общего
образования в условиях инклюзивного обучения при создании специальных условий. Особенности
их обучению происходят за счет применения специальных методик, подходов, а также за счет
постоянной психолого-педагогической помощи.
Особенности адаптации рабочей программы по предмету «Русский язык»
При обучении детей с задержкой психического развития русскому языку ставятся те же
задачи, что и в массовой школе. В 5-9 классах изучение русского языка направлено на формирование
у обучающихся грамотного письма, развитие их речи и мышления, на разностороннее становление
личности.
В связи с особенностями речи, мышления, деятельности детей с ЗПР теоретические сведения
о морфемном составе слова, о строении предложения сообщаются и усваиваются обучающимися в
процессе изучения орфографических и пунктуационных правил. При этом предусматривается
формирование таких умственных умений, как сравнение, нахождение сходного и различного в
сопоставляемых явлениях языка, вычленение из ряда языковых объектов искомого по
определенному признаку, классификация, систематизация, обобщение материала.
Обучающимся необходимо помочь организовать практическую работу с понятиями и
правилами, овладеть способами оперирования ими, умением опознавать определенные языковые
явления, самостоятельно отбирать и конструировать материал, правильно (в соответствии с
нормами литературного языка) использовать различные языковые средства в собственной речевой
практике.
Требования к обучению, учитывающие особенности детей с ЗПР:
- соблюдение определенных гигиенических требований при организации занятий, то есть
занятия проводятся в хорошо проветриваемом помещении, обращается внимание на уровень
освещенности и размещение детей на занятиях.
- тщательный подбор наглядного материала для занятий и его размещение таким образом, чтобы
лишний материал не отвлекал внимание ребенка.
- контроль за организацией деятельности детей на занятиях: важно продумывать возможность
смены на занятиях одного вида деятельности другим, включать в план занятий
физкультминутки.
- организация занятий с учетом актуальных возможностей ребенка с ЗПР, на основе охраны и
укрепления здоровья, создания благоприятной образовательной среды, обеспечивающей не
только усвоение знаний, но и развитие личности ребенка.
Психолого-педагогические принципы:
- введение в содержание обучения разделов, которые предусматривают восполнение пробелов
предшествующего развития, формирование готовности к восприятию наиболее сложного

программного материала;
- использование методов и приемов обучения с ориентацией на «зону ближайшего развития»
ребенка, создание оптимальных условий для реализации его потенциальных возможностей;
- коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего
решение задач общего развития, воспитания и коррекции познавательной деятельности и речи
ребенка, преодоление индивидуальных недостатков развития;
- определение оптимального содержания учебного материала и его отбор в соответствии с
поставленными задачами.
Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ЗПР:
- подбор заданий, пробуждающих активность ребенка, потребность в познавательной
деятельности, требующих разнообразной деятельности.
- приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития
детей с ЗПР.
- применение индивидуального подхода.
- сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями.
- повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий.
- постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий, дидактического
материала различной степени трудности и с различным объемом помощи.
- использование многократных указаний, упражнений.
- использование поощрений, повышение самооценки ребенка.
- поэтапное обобщение проделанной на уроке работы.
- использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.
- детализация учебного материала, постепенное усложнение.
- дополнительные наводящие вопросы.
- использование приемов -предписаний с указанием последовательности операций.
- помощь в выполнении определенных операций, использование образцов.
- переключение с одного вида деятельности на другой, разнообразные виды занятий.
- формирование у воспитанников навыков самостоятельной работы, умения организовывать,
планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык
1 .Совершенствование видов речевой деятельности (чтения, говорения и письма) обеспечивающих
эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми
в ситуациях формального и неформального общения;
2 .Понимание определяющей роли языка в развитии личности, ее интеллектуальных и значимых
для будущей профессии способностей в процессе образования;
3 .Использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;
4 .Расширение и систематизацию научных и практических знаний о языке; освоение базовых
понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;
5 . Формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического,

морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа
словосочетания и предложения, анализа текста;
6 . Обогащение и расширение словарного запаса, используемых в речи грамматических средств для
свободного и адекватного выражения мыслей и чувств в ситуациях общения; 7.Овладение
основными стилистическими ресурсами и нормами литературного языка (орфоэпическими,
лексическими,
грамматическими, орфографическими,
пунктуационными), речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике
при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому развитию.
Личностные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической

принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных
интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта
участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
4) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного
и ответственного отношения к собственным поступкам;
5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
6) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения адаптированной образовательной программы по
русскому языку предполагают овладение обучающимися с ОВЗ межпредметными понятиями и
универсальными учебными действиями:
а) регулятивными:
• действиями планирования (осознавать учебную задачу; ставить цель освоения раздела
учебной дисциплины; определять возможные и выбирать наиболее рациональные способы
выполнения учебных действий, строить алгоритмы реализации учебных действий);
• действиями по организации учебной деятельности (организовывать свое рабочее место;
планировать и соблюдать режим работы; выполнять и контролировать подготовку
домашних заданий);
б) познавательными:
• конспектировать заданный учебный материал; подбирать необходимый справочный
материал из доступных источников;
•
проводить наблюдение, на основе задания педагога;
•
использовать разнообразные приемы для запоминания учебной информации;
•
выделять сущностные характеристики в изучаемом учебном материале;
•
проводить классификацию учебного материала по заданным педагогом параметрам;
•
устанавливать аналогии на изученном материале;
• адекватно использовать усвоенные понятия для описания и формулирования значимых
характеристик различных явлений;
в) коммуникативными:
• аргументировать свою точку зрения;
• понимать учебную информацию, содержащую освоенные термины и понятия;
г) практическими:
• способностью к использованию приобретенных знаний и навыков в познавательной и
социальной практике;
• самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации
учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками,
• владение навыками проектной деятельности (самостоятельно выполнять задания педагога с
целью более глубокого освоения учебного материала с использованием учебной и
дополнительной литературы; выполнять практические задания по составленному совместно
с педагогом плану действий).

Содержание учебного предмета «Русский язык»
Речь и речевое общение
1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и
монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и
письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами
монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях
общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и
неформального межличностного общения.
Речевая деятельность
1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
Культура чтения, аудирования, говорения и письма.
2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и
дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача
содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развѐрнутом виде в соответствии
с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового,
ознакомительного, изучающего чтения, приѐмами работы с учебной книгой и другими
информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение
содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний
разной коммуникативной направленности с учѐтом целей и ситуации общения. Отбор и
систематизация материала на определѐнную тему; поиск, анализ и преобразование информации,
извлеченной из различных источников.
Текст
1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность).
Тема, основная мысль текста. Микротема текста.
Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционностилистического членения текста.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура
текста. План и тезисы как виды информационной переработки текста.
2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к
функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана.
Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей
текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и
условий общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения
текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и
редактирование устного и письменного речевого высказывания. Составление плана текста, тезисов.
Функциональные разновидности языка
1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили:
научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.
Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление,
интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи
(рассказ, беседа).
2. Установление принадлежности текста к определѐнной функциональ-ной разновидности
языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв,
письмо, расписка, доверенность, заявление, повествование, описание, рассуждение. Выступление
перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.
Общие сведения о языке
1. Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской
Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.
Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского)
языка в развитии русского языка.
Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского
языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.
Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные
средства русского языка.

Лингвистика как наука о языке.
Основные разделы лингвистики.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского
языка в жизни общества и государства, в современном мире.
Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием,
профессиональными разновидностями языка, жаргоном.
Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за
использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.
Фонетика и орфоэпия
1. Фонетика как раздел лингвистики.
Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков
в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.
Орфоэпический словарь.
2. Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих,
твѐрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей
произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.
Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения
орфоэпической правильности.
Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике.
Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.
Графика
1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме
твѐрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’].
2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова.
Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях,
SMS-сообщениях.
Морфемика и словообразование
1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема.
Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.
Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты
морфем.
Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии.
Этимологический словарь.
Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и
словообразующая морфема.
Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочносуффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в
другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная
цепочка. Словообразовательное гнездо слов.
Словообразовательный и морфемный словари.
Основные выразительные средства словообразования.
2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах
формо- и словообразования.
Определение
основных
способов
словообразования,
построение
словообразовательных цепочек слов.
Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при
решении разнообразных учебных задач.
Лексикология и фразеология
1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение
слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное
значение слов как основа тропов.
Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения еѐ происхождения: исконно русские и заимствованные
слова. Словари иностранных слов.
Лексика русского языка с точки зрения еѐ активного и пассивного запаса. Архаизмы,
историзмы, неологизмы.
Лексика русского языка с точки зрения сферы еѐ употребления. Общеупотребительные слова.
Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.
Стилистические пласты лексики.
Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы,
крылатые слова. Фразеологические словари.
Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного
языка.
2. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения еѐ активного и
пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической
принадлежности.
Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка
своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Проведение лексического разбора слов.
Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов
(толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов,
фразеологического словаря и др.) и использование еѐ в различных видах деятельности.
Морфология
1. Морфология как раздел грамматики.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском
языке.
Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение,
морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени
прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия,
деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.
Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому
употреблению.
Междометия и звукоподражательные слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Словари грамматических трудностей.
2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим
признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных
частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение
морфологических знаний и умений в практике правописания.
Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.
Синтаксис
1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы
синтаксиса.
Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в
словосочетании.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая
основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды
сказуемого.
Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные,
распространѐнные и нераспространѐнные, предложения осложнѐнной и неосложнѐнной
структуры, полные и неполные.
Виды односоставных предложений.
Предложения осложнѐнной структуры. Однородные члены предложения, обособленные
члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.
Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических
отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные
(сложносочинѐнные, сложноподчинѐнные) и бессоюзные. Сложные предложения с

различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов.
Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи.
Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и
выразительности
употребления
синтаксических
конструкций.
Использование
синонимических конструкций для более точного выражения мысли и усиления
выразительности речи.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация
1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.
Слитные, дефисные и раздельные написания.
Употребление прописной и строчной буквы.
Перенос слов.
Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания.
Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в простом неосложнѐнном предложении.
Знаки препинания в простом осложнѐнном предложении.
Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинѐнном, сложноподчинѐнном,
бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.
Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге.
Сочетание знаков препинания.
2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных
орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический,
морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного
написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки
знаков препинания в предложении.
Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для
решения орфографических и пунктуационных проблем.
Язык и культура
1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения,
объяснение их значений с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических
и др.). Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и
повседневной жизни.
Тематическое планирование.
Русский язык 5 класс.
Тема:

Кол-во ч:

О языке и речи
Фонетика. Графика
Письмо. Орфография
Слово и его строение
Слово как часть речи
Фонетика. Орфоэпия
Лексика. Словообразование. Правописание
Синтаксис и пунктуация
Глагол

2ч+2рр
2ч+3рр
8ч+2рр
1ч+1рр
3ч+2рр
15ч+5рр
23ч+5рр
14ч+5рр
10ч+4рр

Имя существительное
Имя прилагательное
Повторение изученного

12ч+6рр
6ч
3 ч.

Русский язык 6 класс. 136 часов, из них развитие речи 35 часов.
Тема:

Кол-во ч:

Введение
Повторение изученного в 5кл.
Части речи и их грамматические признаки
Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол

1 ч.
8ч+3рр
1ч+1рр
7ч+1рр
8ч+4рр
8ч+5рр

Морфология. Причастие
Деепричастие
Имя числительное
Местоимение
Повторение

18ч+4рр
14ч+4рр
12ч+5рр
14ч+6рр
10ч+2рр

Русский язык 7 класс. 102 часа, из них 25ч развитие речи
Тема:

Кол-во ч:

Повторение изученного в 5-6кл.
Наречие. Категория состояния
Предлог
Союз
Частица
Междометия
Повторение

12ч+5рр
24ч+5рр
12ч+4рр
9ч+3рр
8ч+3рр
3ч+3рр
8ч +2рр

Русский язык 8 класс. 85часов, из них 16 часов развитие речи
Тема:

Кол-во ч:

Введение
Повторение изученного в 5-7классах
Синтаксис и пунктуация
Двусоставное предложение
Односоставные предложения
Неполные предложения
Предложения с однородными членами
Предложения с обращениями, вводными конструкциями
Предложения с обособленными членами
Прямая и косвенная речь
Повторение

1 ч.
7ч+2рр
4 ч.
10ч+2рр
7ч+3рр
2ч
10ч+2рр
7ч+2рр
12ч+4рр
3ч+1рр
5ч

Русский язык 9класс. 85 часов, из них 16часов развитие речи
Тема:

Кол-во ч:

О языке
Повторение изученного в 5-8 классах
Синтаксис сложного предложения. Пунктуация
Сложносочинѐнное предложение
Сложноподчинѐнное предложение
Бессоюзное сложное предложение
Сложное предложение с различными видами связи
Повторение

1ч
11ч+4рр
3ч+1рр
7ч+2рр
26ч+4рр
8ч+2рр
6ч+2рр
7ч+1рр


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».