Адаптированная рабочая программа учебного предмета Природоведение для обучающихся 6 класса (Вариант 1)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Приморского края МКУ "Управление
образования" Октябрьского муниципального округа
МОБУ Липовецкая СОШ №1

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом
совете

Заместитель директора
по УВР

Директор МОБУ
________________________

Ларина М.Н.
Раецкая Л.С. Приказ №83-о от «31»
августа 2023 г.
Приказ №83-о от «31»
августа 2023 г.

________________________ ________________________
Приказ №83-о от «05»
сентября 2023г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Природоведение»
Вариант 1
для обучающихся 6 класса

пгт. Липовцы 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа по природоведению для 6 класса составлена на
основе:

Федерального государственного образовательного стандарта
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

Примерной адаптированной основной общеобразовательной
программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);

Адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) «Липовецкая СОШ1»;

Учебного плана «Липовецкая СОШ1»
Природоведение – интегрированный естественно – научный курс,
который сочетает в себе элементы биологии, географии и других
естественных наук.
Курс «Природоведение» ставит своей целью освоение знаний о
многообразии природных объектов, развитие интереса к изучению природы,
воспитание положительного эмоционально – личностного отношения к
природе и применение практических сведений к повседневной жизни
учащимися с нарушением интеллекта.
Основными задачами курса «Природоведение» являются:

Сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе:

Демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой
природой:

Формирование географических представлений о формах
поверхности, водоемах, населении, городах и др.

Формирование предметных и общеучебных умений и навыков;

Воспитание патриотических чувств, видения красоты природы,
бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными
направлениями природоохранительной работы;

Воспитание социально значимых качеств личности;

Формирование умений применять полученные знания в
повседневной жизни (уход за домашними животными, выращивание
комнатных и культурных растений);

Формирование умений оказывать первую доврачебную помощь,
соблюдать санитарно – гигиенические требования и правила здорового
образа жизни.
В процессе изучения природоведческого материала у учащихся
развиваются и коррегируются наблюдательность, память, воображение, речь,

логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать,
классифицировать, устанавливать причинно - следственные связи и
зависимости).
Программа курса «Природоведение» 6 класс состоит из трех разделов:
«Растительный мир», «Животный мир», «Человек».
При изучении разделов «Растительный мир Земли» и «Животный
мир Земли» у учащихся 6 класса углубляются и систематизируются знания,
приобретенные ранее в младших классах. Приводятся простейшие
классификации растений и животных. Обращается внимание учащихся на
характерные признаки каждой группы растений и животных, показывается
взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и, как следствие этого,
необходимость охраны растительного и животного мира. В содержании
указываются представители флоры и фауны разных климатических поясов,
но значительная часть времени отводится на изучение растений и животных
нашей страны и своего края. При знакомстве с домашними животными,
комнатными и декоративными растениями идет опора на личный опыт
учащихся, воспитание экологической культуры, бережное отношение к
объектам природы, умение видеть её красоту.
Раздел «Человек» включает простейшие сведения об организме, его
строении и функционировании. Основное внимание уделяется пропаганде
здорового образа жизни, предупреждению появления вредных привычек и
формированию необходимых санитарно-гигиенических навыков.
Завершают курс обобщающие уроки, на которых систематизируются
знания о живой и неживой природе, полученные в курсе «Природоведение».
Учебно – методический комплекс
Класс
Название учебника
Авторы
Год
издания
6
Природоведение
Лифанова Т. М.,
Соломина Е. Н..

Распределение учебного времени
Программа предусматривает изучение предмета в объеме 1 часа в
неделю, 34 часов в год.
N
Класс
Наименование курса
Количество Количество
п/п
часов
в часов в год
неделю

1

6 класс

Природоведение.

1 час

34 часов

Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты освоения рабочей программы по
природоведению обучающимися с умственной отсталостью включают
индивидуально-личностные
качества
и
социальные
(жизненные)
компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. К
ним относятся:

Осознание себя как гражданина России; формирование чувства
гордости за свою Родину;

Формирование уважительного отношение к иному мнению,
истории и культуре народов, населяющих территорию нашей страны;

Принятие и освоение социальной роли обучающегося,
формирование и развитие социально значимых мотивов учебной
деятельности. Формирование интереса к предметам и явлениям живой и
неживой природы, к своей страны, ее населению, традициям, обычаям,
культурным и историческим достопримечательностям.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
в разных социальных ситуациях.

Формирование умения обращаться за помощью к учителю или
одноклассника в случае возникновения затруднений при выполнении
различных работ. Формирование готовности обращаться к взрослым и
сверстникам в бытовых ситуациях.

Формирование
готовности
к
самостоятельной
жизни.
формирование знаний о правилах поведения в быту и в природе.

Формирование стремления соблюдать и вести здоровый образ
жизни.

Овладение социально – бытовыми умениями, используемыми в
повседневной жизни.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире. Развитие навыков социальной
адаптации через знакомство со своим краем.
Предметные результаты освоения программы по природоведению
обучающимися с умственной отсталостью включают освоенные ими знания,
умения и готовность их применения и представлены двумя уровнями:
минимальным и достаточным.
6 класс
Живая природа
- узнавание и называние изученных - узнавание и называние изученных

объектов
на
иллюстрациях,
фотографиях;
- представления о назначении
изученных объектов, их роли в
окружающем мире;
- отнесение изученных объектов к
определенным группам (осина лиственное дерево леса);
- называние сходных объектов,
отнесенных к одной и той же
изучаемой
группе
(полезные
ископаемые);
- соблюдение режима дня, правил
личной гигиены и здорового образа
жизни, понимание их значение в
жизни человека;
- соблюдение элементарных правил
безопасного поведения в природе и
обществе
(под
контролем
взрослого);
- выполнение несложных заданий
под контролем учителя;
- адекватная оценка своей работы,
проявление к ней ценностного
отношения,
понимание
оценки
педагога

объектов в натуральном виде в
естественных условиях;
знание
способов получения необходимой
информации об изучаемых объектах
по заданию педагога;
- представления о взаимосвязях
между изученными объектами, их
месте в окружающем мире;
- отнесение изученных объектов к
определенным группам с учетом
различных
оснований
для
классификации
(клевер
—
травянистое
дикорастущее
растение; растение луга; кормовое
растение;
медонос;
растение,
цветущее летом);
называние
сходных
по
определенным признакам объектов
из тех, которые были изучены на
уроках,
известны
из
других
источников; объяснение своего
решения;
выделение
существенных
признаков групп объектов; знание и
соблюдение правил безопасного
поведения в природе и обществе,
правил здорового образа жизни;
- участие в беседе; обсуждение
изученного; проявление желания
рассказать о предмете изучения,
наблюдения,
заинтересовавшем
объекте;
- выполнение здания без текущего
контроля учителя (при наличии
предваряющего
и
итогового
контроля), осмысленная оценка
своей
работы
и
работы
одноклассников, проявление к ней
ценностного отношения, понимание
замечаний, адекватное восприятие

похвалы;
совершение
действий
по
соблюдению
санитарногигиенических норм в отношении
изученных объектов и явлений;
- выполнение доступных возрасту
природоохранительных действий;
- осуществление деятельности по
уходу
за
комнатными
и
культурными растениями.
Требования к базовым учебно – познавательным действиям к курсу
«Природоведение»
Учащиеся должны знать
Учащиеся должны уметь
-что изучает природоведение.
-наблюдать
за
сезонными
-предметы и объекты живой и изменениями
в
природе,
неживой природы.
растительном и животном мире
-название нашей планеты и ее своей местности.
форму, значение Солнца для жизни -заполнять дневники н6аблюдений.
на Земле.
Называть
разнообразных
-свойства воды, воздуха, почвы.
представителей
животного
и
-названия полезных ископаемых, их растительного мира.
свойства, использование человеком. -ухаживать
за
домашними
-основные формы поверхности.
животными
и
культурными
-виды водоемов.
растениями.
-простейшую
классификацию -демонстрировать
простейшие
растений (деревья, кустарники, опыты.
травы)
и
животных
(рыбы, -показывать части тела.
насекомые, птицы, звери)
-демонстрировать
образец
-среду обитания и разнообразие правильной осанки.
растительного и животного мира.
-оказывать
простейшую
-название своей страны и ее доврачебную помощь, измерять
столицы, некоторых народов, ее температуру тела.
населяющих.
-соблюдать правила элементарной
-названия
важнейших гигиены.
географических объектов.
-выполнять зарисовки и изготовлять
-названия
представителей простейшие
макеты
форм
растительного и животного мира поверхности.
России и своего края.
Составлять небольшие по объему

-названия некоторых редких и рассказы о своем крае.
занесенных в Красную книгу
растений
и
животных
своей
местности.
-правила поведения в природе.
-названия частей тела и основных
органов, их назначение.
-факторы здорового образа жизни.
-основные
санитарно
–
гигиенические нормы и правила
оказания доврачебной помощи.
Содержание учебного курса «Природоведение»
Рабочая программа по природоведению состоит из шести разделов:
«Растительный мир», «Животный мир», «Человек», «Есть на Земле
страна Россия».
6 класс
Живая природа (34ч)
Введение (1ч)
Растительный мир Земли (11ч)
Разнообразие растительного мира Земли. Среда обитания растений
(растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов). Строение растений.
Деревья, кустарники, травы. Общая характеристика. Дикорастущие и
культурные растения.
Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные). Береза,
клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня.
Деревья хвойные. Ель, сосна, лиственница.
Дикорастущие кустарники.
Культурные кустарники.
Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник, одуванчик,
ромашка, укроп, петрушка.
Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика. Внешний
вид, места произрастания.
Лекарственные растения. Зверобой, крапива, ромашка. Правила сбора.
Использование.
Комнатные растения. Уход за комнатными растениями. Герань,
бегония, фиалки.
Растительный мир разных районов Земли.
Растения нашей страны.

Растения нашей местности.
Красная книга России и своего края.
Животный мир Земли (12ч)
Разнообразие животного мира. Различие по внешнему виду, способам
питания, передвижения.
Среда обитания животных. Суша, воздух, водоемы.
Понятие животные. Основные группы: насекомые, рыбы, земноводные,
пресмыкающиеся, птицы, звери.
Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы, кузнечики, муравьи, пчелы.
Внешний вид. Место и значение в природе.
Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место и значение в природе.
Морские и речные рыбы.
Земноводные. Лягушки и жабы.
Пресмыкающиеся. Змеи, ящерицы, крокодилы.
Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Место и значение
в природе. Ласточки, скворцы, снегири, орлы, лебеди, журавли, чайки.
Охрана птиц. Птицы своего края.
Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни.
Млекопитающие суши. Млекопитающие морей и океанов.
Животные рядом с человеком. Домашние животные в деревне и городе.
Сельскохозяйственные животные: лошади, коровы, козы, свиньи, овцы.
Домашние птицы: куры, утки, индюки.
Уход за животными дома или в живом уголке. Аквариумные рыбки.
Птицы. Морские свинки. Хомяки. Черепахи. Кошки. Собаки. Правила ухода
и содержания.
Животные холодных районов Земли.
Животные умеренного пояса.
Животные жарких районов Земли.
Животный мир нашей страны.
Охрана животных. Заповедники. Красная книга России.
Животные своей местности. Красная книга области.
Человек (9ч)
Как устроен наш организм. Анатомическое строение. Части тела и
внутренние органы.
Как работает наш организм. Взаимодействие органов.
Здоровый образ жизни человека. Правила личной гигиены.
Осанка. Правильная осанка. Причины и профилактика искривлений
позвоночника. Гигиена.
Органы чувств. Значение органов чувств.

Правила гигиены и охрана органов чувств. Профилактика нарушений
слуха и зрения.
Здоровое питание, разнообразие продуктов питания. Витамины.
Режимы гигиены.
Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены.
Оказание первой доврачебной помощи. Помощь при ушибах, порезах,
ссадинах. Профилактика простудных заболеваний. Выполнение советов
врача. Домашняя аптечка. Специализация врачей. Медицинские учреждения
нашего города.

Резерв – 1ч
Учебно – методическое обеспечение программы
1. Учебник. Природоведение. 6 класс: учеб. для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные образовательные программы: Т. М.
Лифанова, Е.Н. Соломина – Москва, «Просвещение», 2019.
2. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы. Природоведение. 6
класс. Т. Л. Лифанова, Е. Н. Соломина. М.: Просвещение, 2017.

Литература
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида 5-9 классов, под редакцией И. М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2018.
2. Специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9
классов, под редакцией В.В. Воронковой – М.: Просвещение, 2013.
3. Экологические сказки: Пособие для учителей 1-6 класс, сост. Г. А. Фадеева. Волгоград: Учитель,2005г.
4. Лифанова Т. Ф., Дидактические игры на уроках естествознания. - Москва, 2001
5. Сухаревская Е. Ю. Занимательное естествознание. - Ростов-на Дону; Изд-во
«Учитель», 2003г.

Интернет-ресурсы
http://school-collection.edu.ru/) «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов»
http://www.fcior.edu.ru/
www.bio.1september.ru – газета «Биология»
www.bio.nature.ru – научные новости биологии
www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
http://video.edu-lib.net – учебные фильмы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».