Адаптированная рабочая программа учебного предмета Изобразительное искусство для обучающихся 5-7 классов (вариант 7.2)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОБУ Липовецкая СОШ №1

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

[Укажите должность]

[Заместитель директора [Директор]
________________________ по УВР]
________________________
[укажите ФИО] ________________________
[Ларина М.Н.]
[Приказ № 83-о] от «[31]»
[Раецкая Л.С.] [Приказ № 83-о] от «[31]»
[08] [2023] г.
[08] [2023] г.
[Приказ № 83-о] от «[31]»
[08] [2023] г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Изобразительное искусство»
для обучающихся 5-7 классов (Вариант 7.2)

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ОВЗ
(ЗПР) (вариант 7.2) составлена для обучающихся 5-7 классов.
У учащихся с задержкой психического развития, обучающихся по
адаптированной основной общеобразовательной программе, особые
образовательные потребности заключаются в:
• учете особенностей работоспособности (повышенной истощаемости)
школьников с ЗПР при организации всего учебно- воспитательного процесса;
учете специфики саморегуляции (недостатков инициативности,
самостоятельности и ответственности, трудностей эмоционального
контроля) школьников с ЗПР при организации всего учебновоспитательного процесса;
• обеспечении специальной помощи подростку в осознании и
преодолении трудностей саморегуляции деятельности и поведения, в
осознании ценности волевого усилия;
• обеспечении постоянного контроля за усвоением учебных знаний для
профилактики пробелов в них вместе с щадящей системой оценивания;
• организации систематической помощи в усвоении учебных предметов,
требующих высокой
степени
сформированности
абстрактнологического мышления.
Исходя из вышесказанного рекомендуется при работе с обучающимися
с ОВЗ (ЗПР):
- увеличивать время, планируемое на повторение и пропедевтическую работу;
- проектировать наряду с основными образовательными задачами
индивидуальные образовательные задачи для детей с ЗПР;
- использовать приемы коррекционной педагогики на уроках:
- наглядные опоры в обучении; алгоритмы, схемы, шаблоны;
- поэтапное формирование умственных действий;
- опережающее консультирование по трудным темам, т.е. пропедевтика;
- обеспечение ребенку успеха в доступных ему видах деятельности;
- тщательно подбирать наглядный материал для занятий и его размещение
таким образом, чтобы лишний материал не отвлекал внимание ребенка;
- продумывать возможность смены на занятиях одного вида
деятельности другим, включать в план занятий физкультминутки;
- организовывать занятия с учетом актуальных возможностей ребенка с
ЗПР, на основе охраны и укрепления здоровья, создания благоприятной
образовательной среды, обеспечивающей не только усвоение знаний, но и
развитие личности ребенка.
Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ЗПР:
- подбор заданий, пробуждающих активность ребенка, потребность в
познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности;
- приспособление темпа изучения учебного материала и методов
обучения к уровню развития детей с ЗПР;
- применение индивидуального подхода;

- повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных
заданий;
- постоянное
использование
наводящих
вопросов,
аналогий,
дидактического материала различной степени трудности и с различным
объемом помощи;
- использование многократных указаний, упражнений;
- использование поощрений, повышение самооценки ребенка;
- поэтапное обобщение проделанной на уроке работы;
- использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций;
- детализация учебного материала, постепенное усложнение;
- помощь в выполнении определенных операций, использование образцов.
Планируемые результаты
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
учебного предмета
«Изобразительное искусство»:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального
народа
России;
осознание
своей
этнической
принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
традиционных ценностей многонационального российского общества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигнуть в нём
взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,
творческой деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей
семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного

наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической творческой деятельности:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Личностные результаты – самоопределение, смыслообразование, поиск и
установление личностного смысла обучающихся на основе устойчивой
морально- этической ориентации, долг перед Родиной.
Познавательные – общеобразовательные – умение поставить учебную
задачу, выбрать способы и найти информацию для ее решения, уметь работать с
информацией, структурировать полученные знания. Умение анализировать
новые знания, доказывать свои суждения.
Умение сформулировать проблему и найти способ ее
решения. Коммуникативные – умение вступать в
диалог и вести его.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Регулятивные
–
целеполагание,
планирование,
корректировка
плана.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественнотворческой
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения
учебного предмета:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части
их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства
организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного
видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к
сопереживанию,
зрительной
памяти,
ассоциативного
мышления,
художественного вкуса и творческого воображения;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и
жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись,
графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в
разных техниках, в специфических формах художественной деятельности, в том
числе базирующихся на ИКТ;
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного
искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации
и оценки произведений искусства;
формирование активного отношения к традициям художественной культуры
как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

осознание значения искусства и творчества в личной и культурной
самоидентификации личности;
развитие
индивидуальных
творческих
способностей
обучающихся,
формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Выпускник научится:
-характеризовать
особенности
уникального
народного
искусства,
семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица,
солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских
образов;
-раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в
народном искусстве и в современной жизни;
-определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
-создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки
с опорой на народные традиции;
-умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами
декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на
доступном для данного возраста уровне);
-выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции
народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца,
Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или
геометрических элементов;
-владеть практическими навыками выразительного использования фактуры,
цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном
материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
-распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных
промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с
созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной
росписью в традиции одного из промыслов;
-характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на
основе народных традиций;
-различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
-различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов
других народов России;
-находить общие черты в единстве материалов, формы и декора,
конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях
народных и современных промыслов;
-различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов
России;
-распознавать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь
представление об основных этапах развития портрета, пейзажа, натюрморт;
-владеть основными средствами художественной выразительности (линия,
пятно, тон, цвет, форма, перспектива);
-владеть знаниями о пропорциях фигуры человека.

Выпускник получит возможность научиться:
Активно использовать язык изобразительного искусства и различные
художественные материалы для освоения содержания различных учебных
предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);
-владеть
диалогической
формой
коммуникации,
уметь
аргументировать
свою
точку
зрения в
процессе
изучения
изобразительного искусства;
-различать и передавать в художественно-творческой деятельности
характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе,
человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные
в главных темах искусства;
-умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства
принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство
формы и декора;
-выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь
конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также
видеть единство материала, формы и декора;
-различать по материалу, технике исполнения современные виды
декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика,
ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);
-развивать навыки наблюдателя, способности образного видения
окружающей ежедневной жизни;
-понимать процесс работы художника над картиной, смысл каждого
этапа работы, роль эскизов и этюдов;
-называть наиболее значимые произведения на различные темы.
Содержание учебного предмета
Программа учебного предмета «Изобразительное искусство»
ориентирована на развитие компетенций в области освоения
культурного наследия, умения ориентироваться в различных сферах
мировой художественной культуры, на формирование у обучающихся
целостных представлений об исторических традициях и ценностях
русской художественной культуры.
В программе предусмотрена практическая художественно-творческая
деятельность, аналитическое восприятие произведений искусства.
Программа включает в себя основы разных видов визуальнопространственных искусств – живописи, графики, скульптуры.
Отличительной особенностью программы является новый
взгляд на предмет «Изобразительное искусство», суть

которого заключается в том, что искусство в нем рассматривается как
особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный
эстетический, художественный и нравственный мировой опыт. Как
целостность, состоящая из народного
искусства и профессиональнохудожественного, проявляющихся и живущих по своим законам и
находящихся в постоянном взаимодействии.
В программу включены следующие основные виды художественнотворческой деятельности:
 ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность;
 изобразительная деятельность (основы художественного изображения);
 декоративно-прикладная деятельность (основы народного и
декоративно-прикладного искусства);
 художественно-конструкторская деятельность (элементы дизайна
и архитектуры);
 художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств.
Связующим звеном предмета «Изобразительного искусства» с
другими предметами является художественный образ, созданный
средствами разных видов искусства и создаваемый обучающимися в
различных видах художественной деятельности.
Изучение предмета «Изобразительное искусство» построено на
освоении
общенаучных
методов
(наблюдение,
измерение,
моделирование), освоении практического применения знаний и
основано на межпредметных связях с предметами: «История России»,
«Обществознание», «География», «Математика», «Технология».
Народное художественное творчество – неиссякаемый источник
самобытной красоты
Солярные знаки (декоративное изображение и их условносимволический характер). Древние образы в народном творчестве.
Русская изба: единство конструкции и декора. Крестьянский дом как
отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры.
Орнамент как основа декоративного украшения. Праздничный народный
костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия
народного праздника, их символическое значение. Различие
национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других
народов России. Древние образы в народных игрушках (Дымковская
игрушка, Филимоновская игрушка). Композиционное, стилевое и
цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство Гжели,
Городецкая роспись, Хохлома, Жостово, роспись по металлу, щепа,

роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте). Связь времен в
народном искусстве.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в
изобразительном
искусстве.
Выразительные
возможности
изобразительного искусства. Язык и смысл. Рисунок
– основа изобразительного творчества. Художественный образ. Стилевое
единство. Линия, пятно. Ритм. Цвет. Основы цветоведения. Композиция.
Натюрморт. Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр,
конус, призма. Многообразие форм окружающего мира. Изображение
объема на плоскости. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте. Пейзаж. Правила построения перспективы.
Воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Природа и художник.
Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А.
Сислей). Пейзаж в графике. Работа на пленэре.
Понимание смысла деятельности художника
Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции.
Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре.
Графический портретный рисунок. Образные возможности освещения в
портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого (В.А.
Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Портрет в
изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин).
Изображение фигуры человека и образ человека.
Изображение фигуры человека в истории искусства (Леонардо да
Винчи, Микеланджело Буанаротти, О. Роден). Пропорции и строение
фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с
натуры. Основы представлений о выражении в образах искусства
нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров.
Дизайн и архитектура в жизни человека
Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции.
Прямые линии и организация пространства. Объемно-художественная
осмысленность простейших плоскостных композиций Цвет-элемент
композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна.
Искусство шрифта Композиционные основы макетирования в
графическом дизайне. От плоскостного изображения к объемному
макету, взаимосвязь
объектов. Здание как сочетание различных объемов. Важнейшие

элементы здания. Форма и материал, роль цвета в формо-творчестве.
Город сквозь времена и прошлого, образы материальной культуры
прошлого. Пути развития современной архитектуры и дизайна, город,
микрорайон, улица Интерьер и вещь в доме. Организация архитектурноландшафтного пространства. Мой дом – мой образ жизни. Мода,
культура и ты. Искусство грима и прически. Человек как объект дизайна.
Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении.
Визуально-пространственные искусства и прослеживание их прочной
связи с синтетическими
искусствами – театром, кино, телевидением. Возникновение новых
визуальнотехнических
средств
и
рождение
фотографии,
кинематографа,
телевидения,
расширение
изобразительных
возможностей художника. Особенно сильно влияют на эти искусства
компьютер, Интернет.
Единство эстетической природы синтетических искусств и
изобразительного искусства в том, что в их основе изображение. Это
объясняет рассмотрение синтетических искусств в рамках предмета
«Изобразительное искусство».
Основы визуально-зрелищной культуры и ее творческой грамотысредства художественного познания и самовыражения человека.
Зрительская культура в сфере театра и кино, элементарные азы
режиссуры,
сценарий
и
операторской
грамоты.
Выработки
индивидуальной художественной позиции, позволяющей противостоять
потоку масс культуры, отделять искусство от его подделки.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС.
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Древние корни
1
народного
искусства.
Связь времен в
2
народном
искусстве.
Декор – человек,
3
общество, время.
Декоративное
искусство
в
4
современном
мире.
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

8

0

8

7

0

7

10

0

10

9

0

9

34

0

34

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://resh.edu.ru

https://resh.edu.ru
https://resh.edu.ru

https://resh.edu.ru

6 КЛАСС.
№
п/
п

Наименование
разделов и тем
программы

Виды
изобразительног
1
о искусства и
основы
образного языка.
Мир
наших
2
вещей.
Натюрморт.
Вглядываясь в
3
человека.
Портрет.
Человек
и
4
пространство.
Пейзаж.
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Количество часов
Контроль
Всего
ные
работы
8

Практически
е работы
8

https://resh.edu.ru

0

7

7
0

12

12
0

7

7
0

34

Электронные
(цифровые)
образовательны
е ресурсы

0

34

https://resh.edu.ru

https://resh.edu.ru

https://resh.edu.ru

7 КЛАСС.
№
п/
п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

7

1

Художник –
дизайн
–
архитектура
. Искусство
композиции
–
основа
дизайна и
архитектур
ы.

8

2

В мире вещей и
знаний.
Художественный
язык
конструктивных
искусств.

12

3

Город и человек.
Социальное
значение дизайна
и архитектуры в
жизни человека.

7

4

Человек
в
зеркале дизайна и
архитектуры.
Образ человека.
Индивидуальное
проектирование.
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Контрольн
ые работы

Практически
е работы
7

https://resh.edu.ru

0

8
https://resh.edu.ru

0

12
https://resh.edu.ru

0

7
https://resh.edu.ru

0

34

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

0

34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Изобразительное искусство: 5-й класс: учебник, 5 класс/ Горяева Н. А.,
Островская О. В.; под ред. Неменского Б. М., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
• Изобразительное искусство: 6-й класс: учебник, 6 класс/ Неменская Л. А.;
под ред. Неменского Б. М., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
• Изобразительное искусство: 7-й класс: учебник, 7 класс/ Питерских А. С.,
Гуров Г. Е.; под ред. Неменского Б. М., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников
под редакцией Б. М. Неменского. 5—9 классы: пособие для учителей
общеобразовательных учреждений / Б. М. Не- менский, Л. А. Неменская, Н. А.
Горяева, А. С. Питерских; под ред. Б. М. Неменского. — М., 2012.
Изобразительное искусство 5 -7 классы. Поурочные планы по программе Б.М.
Неменского. Волгоград, 2003 год
О.В. Изобразительное искусство: поурочные планы по программе Неменского
Б.М. – Волгоград : учитель, 2007.
Примерные программы по учебным предметам. Искусство 5-9 классы.
Изобразительное искусство 5-7 классы. Москва «Просвещение» 2010.
A.Ю. Андреева, Г. И. Богомолов. — СПб, 2001. 18.Павлова О.В.,
Изобразительное искусство: 5- 7классы. Терминологические диктанты,
кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;
Свиридова О.В., Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и
контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.; Алехин, А. Д.
Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
http://www.proshkolu.ru
http://www.openclass.ru/wiki-pages/50648 Страничка учителя изобразительного
искусства http://www.izorisunok.ru/ Уроки живописи акварелью
http://www.artap.ru/galery.htm Женские портреты великих мастеров.
http://www.art-paysage.ru/ арт- пейзаж. http://luntiki.ru/blog/risunok/745.html
поэтапное рисование для детей
http://www.kalyamalya.ru/modules/myarticles/topics.php?op=listarticles&topic_id=4&
ob=6&sn=20&st=40 учимся рисовать.
http://art-in-school.narod.ru/ Искусство в школе
http://www.art-in-school.ru/izo/index.php?page=00 Изобразительное искусство в
школе http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4262&tmpl=com Портал "Сеть
творческих учителей"
http://www.bibliotekar.ru/index.htm
https://resh.edu.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».