МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОБУ Липовецкая СОШ №1 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО [Укажите должность] [Заместитель директора [Директор] ________________________ по УВР] ________________________ [укажите ФИО] ________________________ [Ларина М.Н.] [Приказ № 83-о] от «[31]» [Раецкая Л.С.] [Приказ № 83-о] от «[31]» [08] [2023] г. [08] [2023] г. [Приказ № 83-о] от «[31]» [08] [2023] г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Изобразительное искусство» для обучающихся 5-7 классов (Вариант 7.2) Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ОВЗ (ЗПР) (вариант 7.2) составлена для обучающихся 5-7 классов. У учащихся с задержкой психического развития, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе, особые образовательные потребности заключаются в: • учете особенностей работоспособности (повышенной истощаемости) школьников с ЗПР при организации всего учебно- воспитательного процесса; учете специфики саморегуляции (недостатков инициативности, самостоятельности и ответственности, трудностей эмоционального контроля) школьников с ЗПР при организации всего учебновоспитательного процесса; • обеспечении специальной помощи подростку в осознании и преодолении трудностей саморегуляции деятельности и поведения, в осознании ценности волевого усилия; • обеспечении постоянного контроля за усвоением учебных знаний для профилактики пробелов в них вместе с щадящей системой оценивания; • организации систематической помощи в усвоении учебных предметов, требующих высокой степени сформированности абстрактнологического мышления. Исходя из вышесказанного рекомендуется при работе с обучающимися с ОВЗ (ЗПР): - увеличивать время, планируемое на повторение и пропедевтическую работу; - проектировать наряду с основными образовательными задачами индивидуальные образовательные задачи для детей с ЗПР; - использовать приемы коррекционной педагогики на уроках: - наглядные опоры в обучении; алгоритмы, схемы, шаблоны; - поэтапное формирование умственных действий; - опережающее консультирование по трудным темам, т.е. пропедевтика; - обеспечение ребенку успеха в доступных ему видах деятельности; - тщательно подбирать наглядный материал для занятий и его размещение таким образом, чтобы лишний материал не отвлекал внимание ребенка; - продумывать возможность смены на занятиях одного вида деятельности другим, включать в план занятий физкультминутки; - организовывать занятия с учетом актуальных возможностей ребенка с ЗПР, на основе охраны и укрепления здоровья, создания благоприятной образовательной среды, обеспечивающей не только усвоение знаний, но и развитие личности ребенка. Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ЗПР: - подбор заданий, пробуждающих активность ребенка, потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности; - приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР; - применение индивидуального подхода; - повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий; - постоянное использование наводящих вопросов, аналогий, дидактического материала различной степени трудности и с различным объемом помощи; - использование многократных указаний, упражнений; - использование поощрений, повышение самооценки ребенка; - поэтапное обобщение проделанной на уроке работы; - использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций; - детализация учебного материала, постепенное усложнение; - помощь в выполнении определенных операций, использование образцов. Планируемые результаты Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигнуть в нём взаимопонимания; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; Личностные результаты – самоопределение, смыслообразование, поиск и установление личностного смысла обучающихся на основе устойчивой морально- этической ориентации, долг перед Родиной. Познавательные – общеобразовательные – умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для ее решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания. Умение анализировать новые знания, доказывать свои суждения. Умение сформулировать проблему и найти способ ее решения. Коммуникативные – умение вступать в диалог и вести его. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Регулятивные – целеполагание, планирование, корректировка плана. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественнотворческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ; развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности; осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. Выпускник научится: -характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов; -раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни; -определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; -создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции; -умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне); -выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов; -владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций; -распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов; -характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций; -различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства; -различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России; -находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов; -различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России; -распознавать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа, натюрморт; -владеть основными средствами художественной выразительности (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива); -владеть знаниями о пропорциях фигуры человека. Выпускник получит возможность научиться: Активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.); -владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства; -различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства; -умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора; -выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора; -различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.); -развивать навыки наблюдателя, способности образного видения окружающей ежедневной жизни; -понимать процесс работы художника над картиной, смысл каждого этапа работы, роль эскизов и этюдов; -называть наиболее значимые произведения на различные темы. Содержание учебного предмета Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» ориентирована на развитие компетенций в области освоения культурного наследия, умения ориентироваться в различных сферах мировой художественной культуры, на формирование у обучающихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях русской художественной культуры. В программе предусмотрена практическая художественно-творческая деятельность, аналитическое восприятие произведений искусства. Программа включает в себя основы разных видов визуальнопространственных искусств – живописи, графики, скульптуры. Отличительной особенностью программы является новый взгляд на предмет «Изобразительное искусство», суть которого заключается в том, что искусство в нем рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный и нравственный мировой опыт. Как целостность, состоящая из народного искусства и профессиональнохудожественного, проявляющихся и живущих по своим законам и находящихся в постоянном взаимодействии. В программу включены следующие основные виды художественнотворческой деятельности: ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность; изобразительная деятельность (основы художественного изображения); декоративно-прикладная деятельность (основы народного и декоративно-прикладного искусства); художественно-конструкторская деятельность (элементы дизайна и архитектуры); художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств. Связующим звеном предмета «Изобразительного искусства» с другими предметами является художественный образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый обучающимися в различных видах художественной деятельности. Изучение предмета «Изобразительное искусство» построено на освоении общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование), освоении практического применения знаний и основано на межпредметных связях с предметами: «История России», «Обществознание», «География», «Математика», «Технология». Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты Солярные знаки (декоративное изображение и их условносимволический характер). Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство конструкции и декора. Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры. Орнамент как основа декоративного украшения. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России. Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка). Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово, роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте). Связь времен в народном искусстве. Виды изобразительного искусства и основы образного языка Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в изобразительном искусстве. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Рисунок – основа изобразительного творчества. Художественный образ. Стилевое единство. Линия, пятно. Ритм. Цвет. Основы цветоведения. Композиция. Натюрморт. Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Пейзаж. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей). Пейзаж в графике. Работа на пленэре. Понимание смысла деятельности художника Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин). Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры человека в истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О. Роден). Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров. Дизайн и архитектура в жизни человека Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции. Прямые линии и организация пространства. Объемно-художественная осмысленность простейших плоскостных композиций Цвет-элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна. Искусство шрифта Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. От плоскостного изображения к объемному макету, взаимосвязь объектов. Здание как сочетание различных объемов. Важнейшие элементы здания. Форма и материал, роль цвета в формо-творчестве. Город сквозь времена и прошлого, образы материальной культуры прошлого. Пути развития современной архитектуры и дизайна, город, микрорайон, улица Интерьер и вещь в доме. Организация архитектурноландшафтного пространства. Мой дом – мой образ жизни. Мода, культура и ты. Искусство грима и прически. Человек как объект дизайна. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. Визуально-пространственные искусства и прослеживание их прочной связи с синтетическими искусствами – театром, кино, телевидением. Возникновение новых визуальнотехнических средств и рождение фотографии, кинематографа, телевидения, расширение изобразительных возможностей художника. Особенно сильно влияют на эти искусства компьютер, Интернет. Единство эстетической природы синтетических искусств и изобразительного искусства в том, что в их основе изображение. Это объясняет рассмотрение синтетических искусств в рамках предмета «Изобразительное искусство». Основы визуально-зрелищной культуры и ее творческой грамотысредства художественного познания и самовыражения человека. Зрительская культура в сфере театра и кино, элементарные азы режиссуры, сценарий и операторской грамоты. Выработки индивидуальной художественной позиции, позволяющей противостоять потоку масс культуры, отделять искусство от его подделки. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС. № п/п Наименование разделов и тем программы Древние корни 1 народного искусства. Связь времен в 2 народном искусстве. Декор – человек, 3 общество, время. Декоративное искусство в 4 современном мире. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Количество часов Всего Контрольные работы Практические работы 8 0 8 7 0 7 10 0 10 9 0 9 34 0 34 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://resh.edu.ru https://resh.edu.ru https://resh.edu.ru https://resh.edu.ru 6 КЛАСС. № п/ п Наименование разделов и тем программы Виды изобразительног 1 о искусства и основы образного языка. Мир наших 2 вещей. Натюрморт. Вглядываясь в 3 человека. Портрет. Человек и 4 пространство. Пейзаж. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Количество часов Контроль Всего ные работы 8 Практически е работы 8 https://resh.edu.ru 0 7 7 0 12 12 0 7 7 0 34 Электронные (цифровые) образовательны е ресурсы 0 34 https://resh.edu.ru https://resh.edu.ru https://resh.edu.ru 7 КЛАСС. № п/ п Наименование разделов и тем программы Количество часов Всего 7 1 Художник – дизайн – архитектура . Искусство композиции – основа дизайна и архитектур ы. 8 2 В мире вещей и знаний. Художественный язык конструктивных искусств. 12 3 Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека. 7 4 Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ человека. Индивидуальное проектирование. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Контрольн ые работы Практически е работы 7 https://resh.edu.ru 0 8 https://resh.edu.ru 0 12 https://resh.edu.ru 0 7 https://resh.edu.ru 0 34 Электронные (цифровые) образовательн ые ресурсы 0 34 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Изобразительное искусство: 5-й класс: учебник, 5 класс/ Горяева Н. А., Островская О. В.; под ред. Неменского Б. М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Изобразительное искусство: 6-й класс: учебник, 6 класс/ Неменская Л. А.; под ред. Неменского Б. М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Изобразительное искусство: 7-й класс: учебник, 7 класс/ Питерских А. С., Гуров Г. Е.; под ред. Неменского Б. М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Б. М. Не- менский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских; под ред. Б. М. Неменского. — М., 2012. Изобразительное искусство 5 -7 классы. Поурочные планы по программе Б.М. Неменского. Волгоград, 2003 год О.В. Изобразительное искусство: поурочные планы по программе Неменского Б.М. – Волгоград : учитель, 2007. Примерные программы по учебным предметам. Искусство 5-9 классы. Изобразительное искусство 5-7 классы. Москва «Просвещение» 2010. A.Ю. Андреева, Г. И. Богомолов. — СПб, 2001. 18.Павлова О.В., Изобразительное искусство: 5- 7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.; Свиридова О.В., Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.; Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ http://www.proshkolu.ru http://www.openclass.ru/wiki-pages/50648 Страничка учителя изобразительного искусства http://www.izorisunok.ru/ Уроки живописи акварелью http://www.artap.ru/galery.htm Женские портреты великих мастеров. http://www.art-paysage.ru/ арт- пейзаж. http://luntiki.ru/blog/risunok/745.html поэтапное рисование для детей http://www.kalyamalya.ru/modules/myarticles/topics.php?op=listarticles&topic_id=4& ob=6&sn=20&st=40 учимся рисовать. http://art-in-school.narod.ru/ Искусство в школе http://www.art-in-school.ru/izo/index.php?page=00 Изобразительное искусство в школе http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4262&tmpl=com Портал "Сеть творческих учителей" http://www.bibliotekar.ru/index.htm https://resh.edu.ru