Рабочая программа учебного курса Практическая биология для обучающихся 10 класса

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Приморского края
МКУ "Управление образования" Октябрьского муниципального
округа
МОБУ Липовецкая СОШ №1

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом
совете

Заместитель директора
по УВР

Директор МОБУ
________________________

Ларина М.Н.
Раецкая Л.С. Приказ №83-о от «31»
августа 2023 г.
Приказ №83-о от «31»
августа 2023 г.

________________________ ________________________
Приказ №83-о от «05»
сентября 2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса «Решение задач
по биологии повышенного уровня сложности»
для обучающихся 10 класса

п Липовцы 2023 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая
программа
Рабочая программа элективного курса по биологии для 10-11 классов
составлена в соответствии с нормативными и инструктивно- методическими
документами Министерства образования Российской Федерации:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012

№273 – ФЗ.
Федеральный компонент государственного стандарта среднего
(полного) общего образования.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных
(допущенных) к использованию в образовательном процессе в
образовательных учреждениях, реализующих среднего (полного) общего
образования.
Программно-методическое обеспечение
Примерная программа среднего (полного) общего образования по

биологии (профильный уровень);
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню
подготовки выпускников образовательных организаций для проведения
ЕГЭ по биологии;
Спецификация контрольно-измерительных материалов для
проведения в 2023 году единого государственного экзамена по
биологии;
Биология: Общая биология. 10 класс. 11 класс Базовый и
углубленный уровень: учебник / И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов,. - М.:
Дрофа, 2019г.
Цели и задачи учебной дисциплины
Предлагаемый курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии и
направлен на формирование и развитие основных учебных компетенций в
ходе решения биологических задач и заданий.
Цель:

расширение

и

углубление

предметных

и

метапредметных

компетенций учащихся по разделам курса биологии в соответствии с
требованиями подготовки к единому государственному экзамену.
Задачи:
обобщить, систематизировать, расширить и углубить знания
учащихся сформировать/актуализировать навыки решения биологических
задач различных типов.


закрепить материал, который ежегодно вызывает затруднения
при сдаче ЕГЭ (Метод.письмо «Об использовании результатов ЕГЭ в
преподавании биологии в образовательных учреждениях среднего
(полного) общего образования);
 дать ученику возможность реализовать свои интеллектуальные и
творческие способности в других областях деятельности при выполнении
проектной работы.
 развивать у учащихся умения работать с текстом, рисунками,
схемами, извлекать и анализировать информацию из различных
источников; Курс опирается на знания, полученные при изучении курса
биологии 10, 11 класса. Содержание программы включает 5 основных
разделов: решение задач по молекулярной биологии, решение задач по
цитологии, решение задач по генетике, решение заданий по эволюции
органического мира, решение заданий по экологии, данные разделы
делятся на темы, и каждая тема является продолжением курса биологии.
Основной тип занятий - практикум. Для наиболее успешного усвоения
материала планируются различные формы работы с учащимися:
разнообразные формы работы с текстом, тестами, выполнение
творческих заданий. Курс реализует компетентностный, системнодеятельностный и индивидуальный подход к обучению. Системнодеятельностный подход реализуется в процессе проведения
самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу
курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию
учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем.
Место учебной дисциплины в учебном плане


В соответствии с учебным планом программа рассчитана на преподавание
курса в 10 и 11 классах в объеме 2 часа в неделю, 136 часов за 2 года.
Содержание тем учебной дисциплины
Введение – 2 часа
Ресурсы учебного успеха: обученность, мотивация, память, внимание,
модальность, мышление, деятельность. Контроль, самоконтроль.
Решение задач по теме «Основные свойства живого. Системная
организация жизни»Биология - наука о жизни и ее закономерностях. Предмет, задачи, методы и
значение биологии. Основные признаки живого. Определение понятия
«жизнь». Уровни организации живой материи и принципы их выделения.
Раздел 1. Решение задач по теме «Молекулярная биология» - 6 часов

Химический состав клетки. Неорганические вещества. Неорганические
вещества и их роль в жизнедеятельности клетки. Вода в клетке, взаимосвязь ее
строения, химических свойств и биологической роли. Осмотическое давление
и тургор в клетке. Буферные системы клетки.
Химический

состав

клетки.

Углеводы.

Липиды.

Углеводы

в

жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий. Биополимеры полисахариды, строение и биологическая роль. Жиры и липиды, особенности
их строения, связанные с функциональной активностью клетки. Химический
состав клетки. Белки. Биополимеры – белки. Денатурация и ренатурация –
биологический смысл и значение. Ферменты, их роль в обеспечении процессов
жизнедеятельности.
Химический состав клетки. Нуклеиновые кислоты. Нуклеиновые кислоты, их
роль в клетке. Структурная организация ДНК. Самоудвоение ДНК. РНК, ее
виды, особенности строения и функционирования АТФ – основной
аккумулятор энергии в клетке
Раздел 2. Решение задач по теме «Цитология» - 12 часов
Цитология как наука. История развития цитология. Теоретическое и
практическое

значение

цитологических

исследований

в

медицине,

здравоохранении, сельском хозяйстве, деле охраны природы и других сферах
человеческой деятельности. Клеточная теория. Современная клеточная
теория, ее основные положения и значение для развития биологии.
Строение клетки и её органоиды. Плазматическая мембрана и оболочка
клетки. Виды транспорта веществ через цитоплазматическую мембрану
клеток (пассивный и активный транспорт, экзоцитоз и эндоцитоз). Ядро
интерфазной клетки. Хромосомы, постоянство числа и формы, тонкое
строение. Понятие о кариотипе. Гаплоидный и диплоидный наборы хромосом.
Аппарат Гольджи. Строение и функции лизосом. Особенности строения
агранулярной (гладкой) и гранулярной (шероховатой) ЭПС. Рибосомы,
особенности строения и роль в биосинтезе белка. Полирибосомы. Вакуоли
растительных клеток, их значение, связь с ЭПС. Пластиды: лейкопласты,

хлоропласты, хромопласты. Митохондрии, строение (наружная и внутренняя
мембраны, кристы). Гипотезы о происхождении митохондрий. Значение
возникновения кислородного дыхания в эволюции. Клеточный центр, его
строение и функции.
Фотосинтез. Фотосинтез. Световая и темновая фазы фотосинтеза, основные
процессы, происходящие в эти фазы. Основные итоги световой фазы - синтез
АТФ,

выделение

кислорода,

образование

восстановленного

никотинамидадениндинуклеотидфосфата (НАДФ·Н2).
Фотофосфорилирование. Суммарное уравнение фотосинтеза. Первичные
продукты фотосинтеза. Хемосинтез и его значение в природе.
Энергетический обмен. Этапы энергетического обмена, приуроченность этих
процессов к определенным структурам клетки. Значение митохондрий и АТФ
в энергетическом обмене.
Биосинтез белка. Генетический код и его свойства. Этапы биосинтеза белка.
Реакции матричного синтеза. Регуляция синтеза белков. Ген- регулятор, геноператор, структурные гены, их взаимодействие. Принцип обратной связи в
регуляции функционирования генов. Современные представления о природе
ген
Типы деления клеток. Жизненный цикл клетки и его этапы. Подготовка клетки
к делению – интерфаза, ее периоды (пресинтетический, синтетический,
постсинтетический).

Биологическое

значение

интерфазы.

Апоптоз.

Митотический цикл.
Амитоз и его значение. Митоз - цитологическая основа бесполого
размножения. Фазы митоза, их характеристика. Мейоз - цитологическая
основа полового размножения. Первое деление мейоза, его фазы, их
характеристика. Уменьшение числа хромосом как результат первого деления.
Второе деление мейоза, фазы, их характеристика.
Бесполое и половое размножение. Формы и способы размножения организмов.
Бесполое размножение, его виды и значение. Половое размножение, его виды
и эволюционное значение.

Онтогенез – индивидуальное развитие организмов. Оплодотворение и его
типы. Основные этапы эмбрионального развития животных. Взаимодействие
частей развивающегося зародыша. Биогенетический закон, его современная
интерпретация. Постэмбриональное развитие. Вредное влияние алкоголя,
никотина, наркотиков, загрязнения окружающей среды на развитие зародыша
животных и человека.
Раздел 3. Решение задач по теме «Генетика» - 14 часов.
Независимое наследование признаков
Наследование
рецессивные

при

моногибридном

признаки.

моногибридном

скрещивании.

Цитологические

скрещивании.

основы

Статистический

Доминантные
расщепления

характер

и
при

расщепления.

Расщепление при возвратном и анализирующем скрещивании.
Наследование при дигибридном скрещивании. Независимое комбинирование
независимых пар признаков - третий закон Менделя. Цитологические основы
независимого комбинирования пар признаков.
Хромосомная теория наследственности. Явление сцепленного наследования и
ограниченность третьего закона Менделя. Значение работ Т.Г. Моргана и его
школы в изучении явления сцепленного наследования. Кроссинговер, его
биологическое значение. Генетические карты хромосом. Основные положения
хромосомной теории наследственности. Вклад школы Т.Г. Моргана в
разработку хромосомной теории наследственности.
Генетика пола. Первичные и вторичные половые признаки. Хромосомная
теория определения пола. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Наследование
признаков, сцепленных с полом.
Взаимодействие

аллельных

и

неаллельных

генов.

Наследование

при

взаимодействии аллельных генов. Кодомнирование. Сверхдоминирование.
Множественный аллелизм.
Взаимодействие

неаллельных

генов.

Комплиментарность.

Эпистаз.

Полимерия. Множественное действие генов. Генотип как целостная
исторически сложившаяся система.

Закономерности

изменчивости.

Фенотипическая

(модификационная

и

онтогенетическая) изменчивость. Норма реакции и ее зависимость от генотипа.
Статистические

закономерности

модификационной

изменчивости;

вариационный ряд и вариационная кривая.
Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Мутационная
изменчивость, ее виды. Мутации, их причины. Последствия влияния
мутагенов на организм. Меры защиты окружающей среды от загрязнения
мутагенами. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.
Н.И.Вавилова. Экспериментальное получение мутаций.
Генетика

человека.

генеалогический,

Методы

изучения

близнецовый,

наследственности

цитогенетический,

человека:

гибридизация

соматических клеток.
Наследственные болезни, их распространение в популяциях человека. Меры
профилактики наследственных заболеваний человека. Вредное влияние
алкоголя, никотина и наркотических веществ на наследственность человека.
Медико-генетическое консультирование. Изучение родословной.
Обобщение – 2 часа.
Раздел 4. Решение заданий по разделу Вид – 19 часов.
Развитие биологии в додарвиновский период. Работа К. Линнея.
Эволюция

и

эволюционное

учение.

История

эволюционных

идей.

Креационизм и трансформизм. Систематика как наука. Значение работ К.
Линнея по систематике растений и животных. Бинарная номенклатура.
Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Учение о градации живых
организмов и понятие «лестница существ». Теория катастроф Кювье. Законы
Ламарка

(упражнение

и

неупражнение

органов

и

наследование

благоприобретенных признаков). Представления Ламарка об изменчивости.
Значение теории Ламарка. Демонстрация. Жизнь и деятельность Ж. Б.
Ламарка Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Предпосылки
возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных и
социально-экономических наук (космогоническая теория Канта-Лапласа,

достижения в области химии, закон единства организма и среды Рулье —
Сеченова, принцип корреляции Кювье, работы К. Бэра, работы Ч. Лайеля,
работы А. Смита и Т. Мальтуса). Эволюционная теория Ч. Дарвина.
Экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Дарвина об изменчивости.
Учение Дарвина об искусственном отборе. Всеобщая индивидуальная
изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование
и естественный отбор. Виды борьбы за существование. Предпосылки борьбы
за существование и естественного отбора. Значение теории Дарвина. Понятие
о синтетической теории эволюции. Вид: критерии и структура. Вид как
генетически
механизмы.

изолированная
Критерии

система;

вида:

репродуктивная

морфологический,

изоляция

и

ее

физиологический,

биохимический, генетический, экологический, географический. Популяция
как

структурная

единица

вида.

Популяционная

структура

вида;

экологические и генетические характеристики популяций. Демографические
показатели и структура популяции. Популяция как единица эволюции.
Популяция

—

элементарная

эволюционная

единица.

Элементарный

эволюционный материал и элементарное эволюционное явление. Факторы
эволюции. Элементарные эволюционные факторы (мутационный процесс,
изоляция, популяционные волны, дрейф генов, естественный отбор). Формы
естественного отбора (стабилизирующий, движущий, дизруптивный). Виды
изменчивости. Резерв изменчивости. Естественный отбор – главная
движущая сила эволюции. Формы естественного отбора (стабилизирующий,
движущий, дизруптивный). Адаптация организма к условиям обитания как
результат действия естественного отбора. Приспособительные особенности
строения, окраски тела и поведения животных. Поведенческие адаптации.
Биохимические адаптации. Физиологические адаптации. Относительная
целесообразность адаптаций. Видообразование как результат эволюции.
Пути (способы) и скорость видообразования; географическое и экологическое
видообразование. Географическая и экологическая изоляция. Сохранение
многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.

Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания
видов.

Биологическое

органического

разнообразие.

мира.

Доказательства

Цитологические

и

эволюции
молекулярно-

биологические

(молекулярно-генетические), сравнительно-

анатомические

(сравнительно-морфологические),

палеонтологические, эмбриологические и биогеографические доказательства
эволюции.
Развитие представлений о происхождении жизни на Земле. Концепции
абиогенеза и биогенеза. Опыты Ф. Реди, Л. Спаланцани и М. М. Тереховского,
опыт Л. Пастера. Гипотезы стационарного состояния и панспермии.
Современные представления о возникновении жизни (2 ч). Органический
мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле.
Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина) и
биологический этапы развития живой материи. Теория биопоэза. Развитие
жизни на Земле. Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры.
Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов
беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.
Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция
сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные
растения.

Возникновение

позвоночных:

рыбы,

земноводные,

пресмыкающиеся. Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую
эры.

Появление

и

распространение

покрытосеменных

растений.

Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.
Появление человека. Гипотезы происхождения человека. Антропогенез и
его движущие силы. Представления о происхождении человека в разные
периоды истории науки. Положение человека в системе животного мира.
Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое
положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства
человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам
царства

животных.

Эволюция человека. Стадии эволюции человека:

приматы — предки человека, австралопитек, человек умелый, древнейший
человек, древний человек, первые современные люди. Человеческие расы.
Популяционная

структура

вида

Homo

sapiens;

человеческие

расы;

расообразование; единство происхождения рас. Приспособительное значение
расовых признаков. Видовое единство человечества.
Раздел 5. Решение заданий по теме Экосистема – 11 часов.
Организм и среда. Экологические факторы. Организм и среда. Факторы
среды обитания. Классификация экологических факторов. Влияние факторов
среды на организм. Пределы выносливости. Зона оптимума, зона угнетения.
Ограничивающий фактор. Закон минимума Либиха. Экологическая ниша.
Абиотические факторы среды. Факторы среды обитания и приспособления
к ним живых организмов. Абиотические факторы среды. Роль температуры,
освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ
и организмов. Биотические факторы среды. Биотические факторы среды.
Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения —
симбиоз:

мутуализм,

отношения:

кооперация,

хищничество,

комменсализм.

паразитизм,

Антибиотические

конкуренция.

Нейтральные

отношения — нейтрализм. Структура экосистем. Естественные сообщества
живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты,
консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность
популяций, биомасса. Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в
экосистемах. Цепи и сети питания. Трофические уровни. Экологические
пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Круговорот веществ и энергии в
экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Изменение
сообществ. Смена экосистем. Динамическое равновесие. Агроценоз. Влияние
человека

на

экосистемы.

Экологические

нарушения.

Биосфера

–

глобальная экосистем. Биосфера — живая оболочка планеты. Структура
биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав,
разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (В.
И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Границы биосферы. Роль

живых организмов в биосфере. Роль живого вещества в биосфере.
Круговорот воды и углерода в биосфере. Биосфера и человек. Прямое и
косвенное влияние человека на биосферу. Природные ресурсы и их
использование. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль
человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека.
Ноосфера.

Основные

экологические

проблемы

современности.

Антропогенное влияние на атмосферу и гидросферу. Эрозия почвы.
Природные ресурсы и их использование. Пути решения экологических
проблем. Проблемы рационального природопользования, охраны природы:
защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы,
обеспечение

природными

ресурсами

населения

планеты.

Основы

рационального природопользования.
Обобщение - 4 часа.
Перечень педагогических технологии преподавания учебной дисциплины
При организации учебного процесса на уроках биологии используются
следующие

педагогические

дифференцированного
здоровьесберегающие,

технологии:

обучения,
проектная

личностно-

ориентированные,

информационно-коммуникационные,
деятельность,

развитие

критического

мышления.
Результаты освоения учебного предмета
ПРЕДМЕТНЫЕ
В результате прохождения курса, учащиеся научатся:


основным понятиям молекулярной биологии, цитологии и

генетики;
алгоритмам решения задач, не входящие в обязательный
минимум образования (базового и повышенного уровня сложности);

решать задачи по цитологии базового уровня и повышенного на
применение знаний в новой ситуации.

решать задачи по генетике базового уровня и повышенного на
применение знаний в новой ситуации.

решать задачи молекулярной биологии базового уровня и
повышенного на применение знаний в новой ситуации.

обобщать и применять знания о клеточно-организменном уровне
организации жизни.


сопоставлять биологические объекты, процессы, явления,
проявляющихся на всех уровнях организации жизни.

устанавливать последовательность биологических объектов,
процессов, явлений.

применять биологические знания в практических ситуациях
(практико-ориентированное задание).

работать с текстом или рисунком.

использовать общие приемы работы с тестовыми заданиями
различной сложности, ориентироваться в программном материале, уметь
четко формулировать свои мысли
Получат возможность научиться:


• организовывать и проводить индивидуальную

исследовательскую деятельность по биологии (или разрабатывать
индивидуальный проект):
• выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и
преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты,
интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных
результатов, представлять продукт своих исследований;
• прогнозировать последствия собственных исследований с учетом
этических норм и экологических требований;
• выделять существенные особенности жизненных циклов
представителей разных отделов растений и типов животных; изображать
циклы развития в виде схем;
• анализировать и использовать в решении учебных и
исследовательских задач информацию о современных исследованиях в
биологии, медицине и экологии;
• аргументировать необходимость синтеза естественно-научного и
социогуманитарного знания в эпоху информационной цивилизации;
• моделировать изменение экосистем под влиянием различных
групп факторов окружающей среды;
• выявлять в процессе исследовательской деятельности
последствия антропогенного воздействия на экосистемы своего региона,
предлагать способы снижения антропогенного воздействия на
экосистемы;
• использовать приобретенные компетенции в практической
деятельности и повседневной жизни для приобретения опыта
деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой
лежит биология как учебный предмет.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
–
Осознавать современное многообразие типов мировоззрения,
общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций,
которые определяют разные объяснения происходящего в мире.
–
Вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные
-

вопросы, которые ставит личный жизненный опыт.
–Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных
ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
-Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным
предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.
-Учиться

Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки,

обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а
так же близких людей и окружающих.
-Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на
поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.
-Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к
природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно
учась и осваивая стратегию рационального природопользования.
-Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией
рационального природопользования.
-Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного
поведения в качестве одной из ценностных установок.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Регулятивные УУД:
-Самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута.
-Оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь
на соображениях этики и морали.
-Ставить

и

формулировать

собственные

задачи

в

образовательной

деятельности и Жизненных ситуациях.
-Оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели.
-Выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты.

-Организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели.
-Сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее
целью.
Познавательные УУД:
-Искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задачи.
Критически оценивать и интерпретировать информацию с разных
позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках.
– Использовать различные модельно-схематические средства для
представления существенных связей и отношений, а также
противоречий, выявленных в информационных источниках.
– Находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого.
– Спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного
развития.
– Выходить за рамки учебного предмета и осуществлять
целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств
и способов действия.
-Выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
–

ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения.
-Менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
-Осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),
подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатии.
-При осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий,
эксперт и т.д.).
Координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия.

-Развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств.
-Распознавать конфликтно-генные ситуации и предотвращать конфликты до
их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию,
избегая личностных оценочных суждений.
Критерии и нормы оценки результатов обучения
В системе зачет/незачет могут оцениваться предметы вариативной части
учебного

плана

(элективные

курсы,

проектно-исследовательская

деятельность).
Отметка «зачет» включает в себя следующие критерии:
посещение не менее 80% занятий по курсу;
выполнение промежуточных контрольных работ по темам;
выполнение итоговой контрольной работы.
Отметка «незачет» выставляется при отсутствии двух-трех критериев и
-

соответствует отметке «неудовлетворительно».
Учебно-тематический план, включающий практическую часть программы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».