Рабочая программа элективного курса Индивидуальный проект для обучающихся 10класса

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Приморского края
МКУ "Управление образования" Октябрьского муниципального
округа
МОБУ Липовецкая СОШ №1

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом
совете

Заместитель директора
по УВР

Директор МОБУ
________________________

Ларина М.Н.
Раецкая Л.С. Приказ №83-о от «31»
августа 2023 г.
Приказ №83-о от «31»
августа 2023 г.

________________________ ________________________
Приказ №83-о от «05»
сентября 2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Индивидуальный проект»
для обучающихся 10 класса

п Липовцы 2023 год

Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа курса «Индивидуальный проект» (далее
Программа)

разработана

на

основе

Федерального

государственного

образовательного стандарта среднего общего образования, Примерной
основной образовательной программы среднего общего образования, а также
ряда учебных пособий, перечисленных в данной пояснительной записке.
Значительные изменения, происходящие в последние годы в российском
образовании, проявившиеся, в частности, в утверждении принципов
личностно-ориентированного образования
каждому

ученику,

сделали

индивидуального подхода

популярными

новые

методы

к

обучения.

Одним из них стал метод проектов в целом и метод индивидуальных проектов
в частности.
Таким образом, актуальность данного курса обусловлена потребностью
государства в активном, самостоятельном, мобильном, информационно
грамотном, компетентном гражданине общества, а также необходимостью
формирования учебно-познавательной компетентностиучащихся. Так как она
занимает

особое

место

в

совокупности

компетентностей

личности,

обеспечивает присвоение человеком всего целостного и разнообразного мира
культуры.

Более

того,

познавательная

составляющая

имманентно

присутствует в остальных видах ключевых компетентностей. В тоже время
результаты многочисленных исследований учёных, методистов, педагоговпрактиков свидетельствуют о недостаточном уровне владения учащимися
ключевыми образовательными компетентностями и в том числе важнейшей из
них – учебно-познавательной.
Согласно ФГОС среднего общего образования, индивидуальный проект
представляет собой особую форму деятельности обучающихся (учебное
исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимися самостоятельно
под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или
нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной

области

деятельности

исследовательской,

(познавательной,

социальной,

практической,

художественно-

творческой,

учебноиной).

Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
Цель:
– формирование у обучающихся системных представлений и опыта
применения методов, технологий и форм организации проектной и
учебно-исследовательской деятельности для достижения практикоориентированных результатов образования;
– формирование навыков разработки, реализации и общественной
презентации обучающимися результатов исследования,
индивидуального проекта, направленного на решение научной,
личностно и (или) социальнозначимой проблемы
Задачи:
– сформировать навыки коммуникативной, учебно-исследовательской
деятельности, критического мышления;
– выработать способность к инновационной, аналитической, творческой,
интеллектуальной деятельности;
– продолжить формирование навыков проектной и учебноисследовательской деятельности, а также самостоятельного
применения приобретённых знаний и способов действий при решении
различных задач, используя знания одного или нескольких учебных
предметов или предметных областей;
– развитие навыков постановки цели и формулирования гипотезы
исследования, планирования работы, отбора и интерпретации
необходимой информации, структурирования аргументации
результатов исследования на основе собранных данных, презентации
результатов;
– мониторинг личностного роста участников проектноисследовательской деятельности;
Индивидуальный проект - особая форма организации образовательной
деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно
под руководством учителя (тьютера) в течение учебного времени, отведенного
учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного
исследования или разработанного проекта: информационного, творческого,
социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
На уровне среднего общего образования роль учителя (тьютера)
сводится к минимуму.

Старшеклассники сами определяют личностно-

значимую проблему, формулируют тему, ставят цели и задачи своего
проектирования, выдвигают гипотезу. Ставя практическую задачу, ученики
ищут под эту конкретную задачу свои средства и предлагают варианты
практического использования проектного и исследовательского продукта.
Возможными

направлениями

проектной

и

учебно-

исследовательской деятельности являются:








исследовательское;
инженерное;
прикладное;
бизнес-проектирование;
информационное;
социальное;
игровое;

На уровне среднего общего образования приоритетными направлениями
являются:
 социальное;
 бизнес-проектирование;
 исследовательское;
 инженерное;
 информационное.
Результаты проектной и учебно-исследовательской деятельности
обучающихся
Среди возможных форм представления результатов проектной
деятельности можно выделить следующие:
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–

макеты, модели, рабочие установки, схемы, план - карты;
постеры, презентации;
альбомы, буклеты, брошюры, книги;
реконструкции событий;
эссе, рассказы, стихи, рисунки;
результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и
мемуаров;
документальные фильмы, мультфильмы;
выставки, игры, тематические вечера, концерты;
сценарии мероприятий;
веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие
цифровые носители) и др.

Результаты учебно-исследовательской деятельности могут быть
представлены в виде:
–
–
–

рефератов;
статей, обзоров;
отчетов и заключений по итогам исследований, проводимых в рамках
исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров,
исследований по различным предметным областям;
– моделей, образцов;
Защита индивидуального проекта может проходить в форме:
– конференций,
– семинаров
– круглых столов и т.д.
Функциональные обязанности участников образовательных
отношений
Роль учителя.
Учитель на всех этапах выступает как помощник, обеспечивая
деятельность школьника:
– Консультирует (учитель провоцирует вопросы, размышления,
самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные
ситуации, трансформируя образовательную среду и т. п.)
– Мотивирует (раскрывает перед обучающимися ситуацию проектной
деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.)
– Провоцирует (предлагает вопросы, требующие размышления,
самостоятельной оценки деятельности, моделирует различные
ситуации.)
– Наблюдает (получение информации, которая позволит продуктивно
работать во время консультации и ляжет в основу его действий по
оценке уровня компетентности учащихся). Поэтапно отслеживает
результаты проектной деятельности.
– Координирует работу обучающихся.
Роль ученика
– Выступает активным участником, т.е. становится субъектом
деятельности.
– Имеет определенную свободу в выборе способов и видов
деятельности для достижения поставленной цели.
– Имеет возможность самостоятельно приращивать знания и навыки
по выбранной проблеме (теме).
– Повышается ответственность за выполнение работы и ее
результаты.

– Самостоятельное планирование деятельности и презентация её
результатов.
– Возможность совместной интеллектуальной деятельности малых
групп, консультации учителя.
Формы организации занятий:
–
–
–
–
–

Индивидуальная;
Парная;
Групповая;
Коллективная;
Самостоятельная работа
Формы контроля освоения программы.
Оценка проектной/ исследовательской деятельности обучающихся

проводится по результатам представления продукта/учебного исследования.
Публично

должны

быть

представлены

два

элемента

проектной-

исследовательской работы:
защита темы проекта/исследования (идеи);
защита реализованного проекта/исследования.
Оценивание производится на основе критериальной модели:
– Оценка за выполнение и содержание проекта/исследования;
– Оценка за защиту проекта/исследования;
– Итоговая оценка выставляется по пятибалльной системе, как среднее
арифметическое двух вышеуказанных оценок.
Место индивидуального проекта в учебном плане
Индивидуальный проект обязателен для выполнения обучающимися по
выбранному предмету/ направлению. В соответствии с учебным планом
МОБУ «Липовецкая СОШ №1» на выполнение индивидуального проекта
обучающимися 10 класса отводится 34 часа (1 час неделю).
Информационное обеспечение:
 ИОР
(доступ к Электронным образовательным ресурсам, к которым
обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленных для
использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями
здоровья осуществляется в подразделе «Материально-техническое
обеспечение и оснащенность образовательного процесса»
 Оборудование:
1. Компьютер
2. Проектор

Планируемые

результаты

освоения

учебного

предмета

«Индивидуальный проект»
Предметные результаты:
- развитие личности обучающихся средствами предлагаемого для
изучения учебного предмета, курса: развитие общей культуры обучающихся,
их

мировоззрения,

ценностно-смысловых

установок,

развитие

познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности
и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению;
- овладение систематическими знаниями и приобретение опыта
осуществления целесообразной и результативной деятельности;
- развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению
ключевыми

компетентностями,

составляющими

основу

умения:

самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и
сотрудничеству,
осознанному

эффективному

использованию

решению

(разрешению)

информационных

и

проблем,

коммуникационных

технологий, самоорганизации и саморегуляции;
- обеспечение академической мобильности и (или) возможности
поддерживать избранное направление образования;
- обеспечение профессиональной ориентации обучающихся.
Личностные результаты:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи
между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между
результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она
осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, какое
значение, смысл имеет для меня учение, и уметь находить ответ на него;
-

действие

нравственно–этического

оценивания

усваиваемого

содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе
социальных и личностных ценностей.

Метапредметные результаты
Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения
того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных
целей

с

учетом

конечного

результата;

составление

плана

и

последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его
временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с
заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и
способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его
реального продукта;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что
еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
Познавательные:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
-поиск и выделение необходимой информации; применение методов
информационного поиска, в том числе, с помощью компьютерных средств;
- знаково-символические: моделирование - преобразование объекта из
чувственной

формы

в

пространственно-графическую

или

знаково-

символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта,
и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих
данную предметную область;
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в
устной и письменной формах;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости
от конкретных условий;

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности;
-смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в
зависимости от цели;
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов,
относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной
информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного,
научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и
адекватная оценка языка средств массовой информации;
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками –
определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск
и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения
и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка
действий партнера;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в
соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
В процессе обучения, учащиеся приобретают следующие конкретные
умения:
- умение планировать и осуществлять проектную и исследовательскую
деятельность;
- способность презентовать достигнутые результаты, включая умение
определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов;

самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию
своей деятельности на основе предварительного планирования;
- способность использовать доступные ресурсы для достижения целей;
осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
- способность создавать продукты своей деятельности, востребованные
обществом, обладающие выраженными потребительскими свойствами;
- сформированность умений использовать многообразие информации и
полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для
целеполагания, планирования и выполнения индивидуального проекта.
Учащиеся получат возможность научиться:
- совершенствованию духовно-нравственных качеств личности;
- самостоятельно задумывать, планировать и выполнять проект;
- использовать догадку, озарение, интуицию;
- целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные
способности, осваивать новые языковые средства;
- формированию качеств мышления, необходимых для адаптации в
современном информационном обществе;
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и
практических

умений,

умения

управлять

своей

познавательной

деятельностью;
- осознавать свою ответственность за достоверность полученных
знаний, за качество выполненного проекта.
о философских и методологических основаниях научной деятельности и
научных

методах,

применяемых

в

исследовательской

и

проектной

деятельности;
о понятиях: концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент,
надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
об отличительных особенностях исследования в гуманитарных областях
и исследования в естественных науках;
об истории науки;

о новейших разработках в области науки и технологий;
о правилах и законах,

регулирующих отношения

в научной,

изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное
право, защита авторского права и др.);
Обучающиеся смогут:
решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;
использовать основной алгоритм исследования при решении своих
учебно-познавательных задач;
использовать основные принципы проектной деятельности при решении
своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и
социальной жизни;
использовать элементы математического моделирования при решении
исследовательских задач;
использовать элементы математического анализа для интерпретации
результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
Обучающиеся научатся:
формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования
и проектирования,

исходя

из

культурной

нормы и сообразуясь

с

представлениями об общем благе;
восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида
научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в
общем культурном пространстве;
оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время),
необходимые для достижения поставленной цели;
находить различные источники материальных и нематериальных
ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и
реализации проектов в различных областях деятельности человека;
адекватно

оценивать

последствия

реализации

своего

(изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);

проекта

адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или
исследования, видеть возможные варианты применения результатов.
Обучающиеся получат возможность научаться:
отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития
различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при
постановке собственных целей;
вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов,
точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты
исследования,

с

целью обеспечения

продуктивного

взаимовыгодного

сотрудничества;
самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему
параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации
проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении
работы;
адекватно

оценивать

риски

реализации

проекта

и

проведения

исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков.
Содержание учебного предмета «Индивидуальный проект»
Раздел 1. Введение
Понятия

«индивидуальный

проект»,

«проектная

деятельность»,

«проектная культура». Типология проектов. Проекты в современном мире.
Цели, задачи проектирования в современном мире, проблемы. Научные
школы. Методология и технология проектной деятельности.
Раздел 2. Инициализация проекта
Инициализация

проекта,

курсовой

работы,

исследования.

Конструирование темы и проблемы проекта, курсовой работы. Проектный
замысел. Критерии безотметочной самооценки и оценки продуктов проекта.
Критерии оценки курсовой и исследовательской работы. Презентация и
защита замыслов проектов, курсовых и исследовательских работ.
Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых
работ, проектов, исследовательских работ.

Структура проектов, курсовых и исследовательских работ.
Методы

исследования:

методы

эмпирического

исследования

(наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как
на

эмпирическом,

так

и

на

теоретическом

уровне

исследования

(абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и
др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к
конкретному и др.). Рассмотрение текста с точки зрения его структуры.
Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат,
аннотация, рецензия.
Логика действий и последовательность шагов при планировании
индивидуального

проекта.

Картирование

личностно-ресурсной

карты.

Базовые процессы разработки проекта и работы, выполняемые в рамках этих
процессов. Расчет календарного графика проектной деятельности.
Применение информационных технологий в исследовании, проекте,
курсовых работах. Работа в сети Интернет. Научные документы и издания.
Организация работы с научной литературой. Знакомство с каталогами.
Энциклопедии,

специализированные

словари,

справочники,

библиографические издания, периодическая печать и др. Методика работы в
музеях, архивах.
Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка
данных исследования. Библиография, справочная литература, каталоги.
Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок,
списка литературы. Сбор и систематизация материалов
Раздел 3. Оформление промежуточных результатов проектной
деятельности
Эскизы и модели, макеты проектов, оформление курсовых работ.
Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта,
курсовых работ. Главные предпосылки успеха публичного выступления.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».