МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Приморского края МКУ "Управление образования" Октябрьского муниципального округа" МОБУ Липовецкая СОШ №1 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на педагогическом совете завуч по УВР директор ________________________ Л.С.Раецкая М.Н.Ларина Приказ № 83-о от «31» Приказ № 83-о от «31» августа 2023 г. августа 2023 г. Приказ № 83-о от «31» августа 2023 г. ________________________ ________________________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АНГЛИЙСКИЙ БЕЗ ГРАНИЦ» для обучающихся 9 – 11 классов пгт. Липовцы 2023 Введение Внеурочная деятельность учащихся является неотъемлемой частью образовательного процесса в условиях осуществления ФГОС Проблема использования свободного времени школьников всегда была насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время. Признавая социализацию в качестве одной из задач российского образования, важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно. Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностноориентированный процесс. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. Цель внеурочной деятельности: Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив. Расширение и углубление знаний, умений и навыков в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью; стимулирование интереса учащихся к изучению предмета; всестороннее развитие личности, включая интеллектуальную, эмоционально-волевую и духовно-нравственную сферы. Задачи внеурочной деятельности: 1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся. 2. Включение учащихся в разностороннюю деятельность. 3. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения. 4. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем. 5. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата. 6. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)- для формирования здорового образа жизни. 7. Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время. 8. Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе. 9. Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время. 10. Организация информационной поддержки учащихся. 11. Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся. Принципы организации внеурочной деятельности: 1. соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности; 2. опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности; 3. опора на ценности воспитательной системы школы; 4. свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка. Виды и направления внеурочной деятельности. Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности: 1) игровая деятельность; 2) познавательная деятельность; 3) проблемно-ценностное общение; 4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); 5) художественное творчество; 6) социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); 7) трудовая (производственная) деятельность; 8) спортивно-оздоровительная деятельность; 9) туристско-краеведческая деятельность. 10) научно- исследовательская деятельность. Планируемые результаты: Результаты и эффекты внеурочной деятельности учащихся. При организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности. Результат — это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрёл некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрёл опыт самостоятельного действия (воспитательный результат). Эффект – это последствие результата. Например, приобретённое знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного приобретения на процесс развития личности ребёнка. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням. Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного повседневного опыта. Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. Традиционно в российских школах внеурочная деятельность организуется главным образом в коллективе: классе, кружке, спортивной секции, детском общественном объединении и т. д. Современный ребёнок развивается как личность в нескольких разных коллективах — разных по характеру деятельности, по способу вхождения в них детей, по характеру реализуемых ими в этих коллективах ролей, по длительности пребывания в них ребят. Роль внеурочной деятельности по иностранным языкам. Расширение внешних связей помогает развивать дружеские отношения между странами в сторону большей открытости. Одним из главных проявлений, которых являются обмены студентами, школьниками, людьми разных профессий. Иностранный язык стал реально востребованным государством, обществом, личностью как средство общения, взаимопонимания и взаимодействия людей, приобщения их к иной национальной культуре и как важное средство для развития интеллектуальных способностей школьников, их общеобразовательного потенциала. Всё это подтверждает значимость иностранного языка в международном сотрудничестве и вызывает интерес к культуре людей, говорящих на этом языке, мотивируя потребность в его изучении. Межпредметные связи становятся весьма актуальными на современном этапе развития школьного образования. Правильный выбор познавательного материала и установление межпредметных связей, умелое их использование важны для формирования гибкости ума учащихся, для активизации процесса обучения и для усиления практической направленности обучения иностранному языку. Правильно организованная система дополнительного образования представляет собой ту благоприятную сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, что позволит в конечном итоге сделать более результативным и эффективным весь процесс дополнительного образования. Одним из главных направлений в этой сфере является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе, формирование сознания в духе терпимости, толерантности, уважение к праву человека быть отличным в политическом, идеологическом, религиозном и этническом плане. Всё вышеизложенное можно эффективно реализовать путём организации внеурочной деятельности. Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но и способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны и сквозь призму этих знаний более активно осваивать культуру своей страны. Современная школа имеет большой опыт проведения просветительновоспитательной работы по иностранному языку, которая составляет часть единого учебно-воспитательного процесса. Внеклассную работу по иностранному языку можно определить как систему неоднородных по смыслу, назначением и методикой проведения просветительно-воспитательных мероприятий, которые выходят за пределы обязательных учебных программ. Пояснительная записка Данная программа представляет собой вариант проекта организации внеурочной деятельности учащихся старших классов. Направленность: интеллектуально-познавательная. Актуальность Проблема преподавания иностранных языков в школе в настоящее время актуальна. Целью обучения иностранным языкам является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию, так как без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. Изучение языка и культуры одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, образовательных и развивающих целей, но и представляет хорошую возможность для поддержания мотивации учащихся. Создание данной программы было обусловлено усилением роли иностранного языка как дисциплины, позволяющей обучаемым успешно включаться в трудовые отношения в будущем. Программа призвана способствовать внедрению и распространению инновационного опыта обучения и воспитания учащихся в области изучения иноязычной культуры и иностранных языков. Занятия будут способствовать осознанию многомерности культуры мира с живой культурной традицией своей страны, будут вести и профориентационную работу. Новизна программы заключается в приобретении навыков работы на компьютере, использовании информационных технологий на занятиях: компьютерное тестирование, создание презентаций, слайд-шоу, организация и проведение внеклассных мероприятий на английском языке, активная работа с аудио и видеоматериалами, работа с интернетом, работа с научными и статистическими материалами. Спецификой данной программы является её ярко выраженный межпредметный характер. Цель и задачи Перспективную цель данной программы можно определить как подготовку учащихся к эффективной творческой самореализации в условиях современного поликультурного пространства – через диалог российской и англоязычной культур, вовлечение детей в исследовательскую деятельность. Также в качестве целей можно выделить: дальнейшее развитие у учащихся иноязычных коммуникативных умений; культуроведческое развитие расширение кругозора учащихся; формирование способности описывать различные явления жизни и давать им собственную оценку; развитие умений самообразования, творческого поиска; развитие умений оценивать отстаивать свою точку зрения подготовка к межкультурному общению, формирование ценностноориентационных представлений о мире. дать учащимся направление при выборе будущей профессии усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных на уроках ИЯ Задачи: Обучающие: знакомство с языковой картой мира и англоязычными странами; изучение нового научного материала; расширение и закрепление накопленного запаса слов; активное использование полученных знаний на практике. Развивающие: совершенствование навыков разговорной речи; формирование потребности самовыражения развитие творческих способностей; развитие социальных и культурных навыков, формирование социокультурной стороны личности в процессе приобщения к духовным ценностям национальной и мировой культуры. помощь ребёнку в формировании мировоззрения развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетичных вкусов Воспитывающие: воспитание общительности, доброжелательности, культуры общения, умения работать в коллективе; способствовать социализации учащихся, формированию открытости, к истории и культуре, речи и традициям других стран. воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны, язык которой изучается Отличительные особенности В преподавании учебного материала в рамках программы используются фронтальные и групповые формы работы, практические занятия. Исследовательские методы, аутентичные материалы. Особо важная роль отводится видеофильмам, которые создают языковую среду на уроках. И являются ценным источником информации, что позволяет развивать коммуникативную компетенцию и использовать инновационные технологии, в частности метод проектов. Возраст учащихся Данная программа предусматривает построение процесса обучения с учащимися, интересующимися языками и научно- исследовательской деятельностью, 16-17лет в группе из 10-15человек. Сроки реализации Данная образовательная программа рассчитана на 1 год и включает в себя все основные факты из истории английского языка, информацию о его диалектах, структуре и роли современном мире. Формы и режим занятий Формы занятий: Материал подается в форме презентаций, видеофильмов, викторин, не утомительной для школьника. Различные творческие задания будут способствовать развитию воображения и помогут лучше усвоить пройденный материал на занятии. Учащимся придется собирать материал, работать с электронными источниками информации, словарями, энциклопедиями, создавать проекты и презентации и многое другое. На каждом занятии школьники добавляют к уже усвоенным знаниям дополнительный интересный материал, имея дело преимущественно с иноязычной речью, как устной, так и письменной. Таким образом, данная программа основывается на «коммуникативной методике». При помощи коммуникативного метода у детей развивается умение говорить и воспринимать речь на слух. Программа также предусматривает вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность. Целесообразно использовать следующие формы реализации программы: занятие; занятие-путешествие; дискуссия; тестирование; защита творческих работ и проектов; онлайн-экскурсия; итоговое занятие; самопрезентации. научно-практическая конференция Режим занятий: Обучение будет происходить в течение 1 года – 35 часов в году по 1 часу в неделю; Ожидаемые результаты По окончании реализации программы происходит формирование у учащихся социокультурной адаптации и развитие толерантности, уважения к английскому языку и развивается желание и более глубокая мотивация к изучению данного языка, к использованию этого языка в своей дальнейшей профессиональной деятельности, к занятию научно-исследовательской деятельностью, расширяется кругозор. К концу курса учащиеся будут: знать/понимать: особенности культуры и общественно-экономических отношений стран мира; особенности образа жизни и манеры общения представителей англоговорящих стран. уметь: вести обсуждение, выражать собственное мнение и обосновывать его; читать текстовые материалы, связанные с изучаемой тематикой; научно излагать материал в письменном виде согласно поставленной проблеме; выполнять проектную работу (доклад, реферат, презентацию); самостоятельно подготовить устное сообщение и выступить с ним; сравнивать, оценивать, анализировать полученные факты и делать выводы. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: участвовать в этикетном диалоге и дискуссиях, вести научноисследовательскую работу. Формы подведения итогов Основной формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является организация ученической научнопрактической конференции. В процессе её подготовки учащиеся на основе широкого круга источников, готовят доклады, сообщения, видеофильмы, серии стендов и альбомов по изученным темам. Ученическая конференция даёт возможность учащимся и учителям погрузиться в атмосферу иностранного языка, в научно-исследовательскую деятельность, почувствовать себя в диалоге с иной культурой. Конференция, как никакая другая форма внеклассной учебной работы, формирует личностной аспект восприятия знаний, способствует привитию учащимся умений и навыков, культуры интеллектуального и практического труда, умений самостоятельно добывать и пополнять знания, воспитывает общественную активность школьников. Ученические конференции призваны вырабатывать у учащихся мастерство лектора, что связано не только с интеллектуальным, содержательным обеспечением доклада (сообщения), но и с развитием речи учащихся, ее правильности, выразительности, яркости, естественности, правильной интонации, простоты, научности, доступности, четкости. С полученными знаниями и своими работами дети также могут участвовать в различных конкурсах и мероприятиях, опубликовать свои работы в сборника. В работе занятий предусматривается использования научных и художественных материалов как на русском, так и на английском языках. Материально-техническое обеспечение: компьютерная техника, мультимедийная система, аудиосредства, канцелярские принадлежности, интернет-ресурсы, энциклопедии, словари. № Тема Формы Формируемые работы, умения виды кол-во часов 1 деятельност 1ч вводное Развитие умения Языковая картина занятие вести обсуждение мира компьютерн Умения проверять ое и оценивать свои Вводное занятие. и учащихся тестирование знания создание умение излагать презентации результаты своих знаний в форме презентации 2 Язык — как 1ч обобщение Развитие интереса основное средство информации к изучению языков вербализации оформление окружающего мира постеров работа с электронным и Дата план факт источниками информации 3 Английский язык в 1ч презентация мире. Формирование лингвострановедче ских знаний через поиск нового материала, обобщение и интегрирование знаний 4 Английский язык – 1ч повторение Развитие умения один из языков материала понимать международного создание англоязычные общения. слайд-шоу тексты Английский чтение Развитие умения язык – один из информацио создания слайд- шести нного текста шоу занятие Развитие у детей предпосылки исторически этикетной приобретения й экскурс функции общения официальных языков ООН 5 Исторические 1ч английским на русском и языком статуса английском международного языках, диалогическая речь. 6 Технологические 1ч аудирование Развитие у детей предпосылки подготовка к умений слушать приобретения выступле- иноязычную английским нию во научную речь, языком статуса внеклассном понимать международного. мероприятии основные рамках моменты, декады применять свои обществозна знания. ния 7 Информационные 1ч чтение Развитие предпосылки текста познавательных приобретения ролевая игра потребностей и английским составление способностей языком статуса диалогов учащихся повторение Формирование предпосылки пройденного потенциального приобретения научного научных знаний. английским материала. языком статуса работа с международного новым международного 8 Лингвистические 1ч аудиоматери алом. 9 Основные варианты английского языка 1ч ролевая игра Развитие дискуссия диалогической речи 10 Британский 1ч английский Работа со Формирование стихами, фонетических песнями, навыков рифмовками 11 История 1ч работа с Развитие становления видеоматери мотивации английского языка алом, учащихся к в Великобритании интернетом занятию научной и научными работой материалами 12 Английский в 1ч Шотландии 13 Английский в 1ч Ирландии тестирование Познакомить презентация детей с творческих социокультурным работ и особенностями проект Шотландии онлайн Развитие у детей экскурсия навыков самопрезента составления ции исследовательских просмотр презентаций видеофильма 14 Американский 1ч английский работа со Расширение у статистическ учащихся опыта им самостоятельной материалом работы с готовым материалом. 15 Формирование 1ч Работа с Развитие английского языка текстом, с исторических и в США энциклопеди лингвострановедче ями ских знаний создание проекта 16 Лексические 1ч расхождения американского и британского Работа в Развитие интереса группах к изучению презентация англ.яз. дискуссия вариантов английского языка 17 Канадский вариант 1ч английского языка тестирование Развитие устной онлайн диалогической экскурсия речи и навыков презентация поискового чтения и аудирования 18 Австралийский 1ч фонетически Развитие навыков вариант е поведения в английского языка упражнения коллективе через просмотр проведение видеофильма коллективных викторина дискуссий. 19 Новозеландский 1ч знакомство с Формирование вариант фонетически социокультурной английского языка. ми адаптации, особенностя развитие ми толерантности. творческая работа сбор материала 20 Англоговорящие 1ч страны составление Развитие личности проекта. ребёнка, навыков работы в коллективе. 21 Современное Работа с Развитие навыков состояние накопленны поведения в английского языка м запасом коллективе через как слов проведение полинациональ- групповая групповой работы. ного работа подготовка 1ч практическая учащихся к работа эффективной творческой самореализации 22 Станет ли 1ч изготовление Развитие английский коллажа творческих и глобальным исследовател исследовательских языком?. ьская работа способностей просмотр и детей в ходе обсуждение подготовки видеофильма коллажа 23 Лексико- создание Развитие интереса семантическая учебной к изучению система таблицы англ.яз. через английского языка лексические проведение игр и игры совместных 1ч творческих работ 24 Наиболее создание Расширение распространённый проекта представлений в мире английский презентация детей о сленге, сленг просмотр и разговорном обсуждение английском через 1ч видеофильма ознакомление их с аудио и видеоматериалами 25 Статистика 1ч английского языка викторина Развитие творческая исследовательских работа по способностей оформлению детей в ходе статистическ подготовки их данных, статистического сбор отчёта материала 26 Взаимодействие 1ч работа с Лингвокульрурове русского и электронным дческое развитие английского и языков в источниками современной информации, учащихся России… словарями и энциклопеди ями. 27 28 Влияние работа с Развитие английского языка лексикой воображения и на другие языки. создание логического Заимствования. альбома мышления повторение Знакомство с как инструмент презентация культурой страны вестернизации по теме изучаемого языка. Английский язык 1ч 1ч Сопоставление с культурой России. 29 Профессии, 1ч проект Развитие учащихся связанные с презентация в английским экскурс профориентационн языком 30 Английский язык в ом направлении 1ч сфере бизнеса дискуссия Развитие умения тестирование использовать защита английский язык в творческих сфере бизнеса, работ знаний о его роли в сфере бизнеса 31 Сферы деятельности, где наиболее использованы английские термины 1ч презентация Знакомство с по теме современным миром профессий 32 33 Особенности распространения английского языка в компьютерном мировом пространстве 1ч Вы не поверите 1ч Презентация Развитие по теме компьютерной грамотности защита Развитие личности ( Интересные проектов ребёнка, его факты об экскурс интереса к английском языке) подготовка к иностранному научно- языку, как практическо социокультурному й понятию конференции 34 Роль глобализации 1ч в процессе развития Презентация Знакомство с по теме термином «глобализация» английского языка Подведение итогов 35 Видео 1ч конференция Заключение. Таким образом, внеурочная деятельность в современной является неотъемлемой и важной частью педагогического процесса. Благодаря внеурочной деятельности по иностранному языку углубляются познавательные интересы школьников, развиваются социальные и познавательные мотивы учебной деятельности, стимулируется развитие личности, особенно её творческого потенциала, значительно расширяется кругозор, эрудиция и эмоциональноценностное отношение к миру и к себе. Иначе говоря, внеурочная деятельность по иностранному языку способствует более эффективному усвоению содержания образования. Данная программа внеурочной деятельности ориентировано, прежде всего, на содержание материала, который не входит в общеобразовательные программы, но является логическим продолжением её учебного материала и расширения опыта репродуктивной и продуктивной учебно-познавательной деятельности. При этом важное значение имеет занимательность самого учебного материала. Программа ещё интересна своим метапредметным и интегративным характером.