МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Приморского края
МКУ "Управление образования" Октябрьского муниципального округа"
МОБУ Липовецкая СОШ №1
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
на педагогическом
совете
завуч по УВР
директор
________________________
Л.С.Раецкая
М.Н.Ларина
Приказ № 83-о от «31»
Приказ № 83-о от «31»
августа 2023 г.
августа 2023 г.
Приказ № 83-о от «31»
августа 2023 г.
________________________ ________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«АНГЛИЙСКИЙ БЕЗ ГРАНИЦ»
для обучающихся 9 – 11 классов
пгт. Липовцы 2023
Введение
Внеурочная деятельность учащихся является неотъемлемой частью
образовательного процесса в условиях осуществления ФГОС
Проблема использования свободного времени школьников всегда была
насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их
деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществлять воспитание в
свободное от обучения время.
Признавая социализацию в качестве одной из задач российского образования,
важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде,
духовном и культурном наследии. Решение задач воспитания и социализации
школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их
всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной
деятельности, особенно. Такая возможность общеобразовательным учреждениям
предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом
(ФГОС) нового поколения. Согласно ФГОС организация внеурочной
деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в
школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностноориентированный процесс. Внеурочная деятельность объединяет все виды
деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых
возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации
детей. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию
учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
Цель внеурочной деятельности:
Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в
обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы
ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации
каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды,
обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов
учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с
формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием,
подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально
значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Расширение и углубление знаний, умений и навыков в овладении иноязычной
коммуникативной деятельностью; стимулирование интереса учащихся к
изучению предмета; всестороннее развитие личности, включая
интеллектуальную, эмоционально-волевую и духовно-нравственную сферы.
Задачи внеурочной деятельности:
1.
Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся.
2.
Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
3.
Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
4.
Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с
педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих
проблем.
5.
Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей,
целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
6.
Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям
(человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)- для
формирования здорового образа жизни.
7.
Создание условий для эффективной реализации основных целевых
образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное
время.
8.
Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной
работы в школе.
9.
Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное
от учёбы время.
10. Организация информационной поддержки учащихся.
11. Совершенствование материально-технической базы организации досуга
учащихся.
Принципы организации внеурочной деятельности:
1.
соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность
с технологиями учебной деятельности;
2.
опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной
деятельности;
3.
опора на ценности воспитательной системы школы;
4.
свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Виды и направления внеурочной деятельности. Для реализации в школе доступны
следующие виды внеурочной деятельности:
1) игровая деятельность;
2) познавательная деятельность;
3) проблемно-ценностное общение;
4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
5) художественное творчество;
6) социальное творчество (социально преобразующая добровольческая
деятельность);
7) трудовая (производственная) деятельность;
8) спортивно-оздоровительная деятельность;
9) туристско-краеведческая деятельность.
10) научно- исследовательская деятельность.
Планируемые результаты:
Результаты и эффекты внеурочной деятельности учащихся. При организации
внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между
результатами и эффектами этой деятельности.
Результат — это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в
деятельности. Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только
переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел
сложности пути (фактический результат), но и приобрёл некое знание о себе и
окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрёл опыт
самостоятельного действия (воспитательный результат). Эффект – это
последствие результата. Например, приобретённое знание, пережитые чувства и
отношения, совершенные действия развили человека как личность,
способствовали формированию его компетентности, идентичности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того
или иного приобретения на процесс развития личности ребёнка.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников
распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний
(об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и
неодобряемых фор мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания
социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него
носителями положительного повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья,
Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к
социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного
общественного действия.
Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает
вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей.
Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном
образовательном стандарте образования, где внеурочной деятельности
школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в
образовательном процессе.
Традиционно в российских школах внеурочная деятельность организуется
главным образом в коллективе: классе, кружке, спортивной секции, детском
общественном объединении и т. д. Современный ребёнок развивается как
личность в нескольких разных коллективах — разных по характеру деятельности,
по способу вхождения в них детей, по характеру реализуемых ими в этих
коллективах ролей, по длительности пребывания в них ребят.
Роль внеурочной деятельности по иностранным языкам.
Расширение внешних связей помогает развивать дружеские отношения между
странами в сторону большей открытости. Одним из главных проявлений, которых
являются обмены студентами, школьниками, людьми разных профессий.
Иностранный язык стал реально востребованным государством, обществом,
личностью как средство общения, взаимопонимания и взаимодействия людей,
приобщения их к иной национальной культуре и как важное средство для
развития интеллектуальных способностей школьников, их общеобразовательного
потенциала.
Всё это подтверждает значимость иностранного языка в международном
сотрудничестве и вызывает интерес к культуре людей, говорящих на этом языке,
мотивируя потребность в его изучении.
Межпредметные связи становятся весьма актуальными на современном этапе
развития школьного образования. Правильный выбор познавательного материала
и установление межпредметных связей, умелое их использование важны для
формирования гибкости ума учащихся, для активизации процесса обучения и для
усиления практической направленности обучения иностранному языку.
Правильно организованная система дополнительного образования представляет
собой ту благоприятную сферу, в условиях которой можно максимально развить
или сформировать познавательные потребности и способности каждого
учащегося, что позволит в конечном итоге сделать более результативным и
эффективным весь процесс дополнительного образования.
Одним из главных направлений в этой сфере является воспитание
гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе,
формирование сознания в духе терпимости, толерантности, уважение к праву
человека быть отличным в политическом, идеологическом, религиозном и
этническом плане. Всё вышеизложенное можно эффективно реализовать путём
организации внеурочной деятельности.
Внеклассная работа
по иностранному языку имеет большое
общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не
только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но и способствует
также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их
творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов и, как
следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны и
сквозь призму этих знаний более активно осваивать культуру своей страны.
Современная школа имеет большой опыт проведения просветительновоспитательной работы по иностранному языку, которая составляет часть единого
учебно-воспитательного процесса. Внеклассную работу по иностранному языку
можно определить как систему неоднородных по смыслу, назначением и
методикой проведения просветительно-воспитательных мероприятий, которые
выходят за пределы обязательных учебных программ.
Пояснительная записка
Данная программа представляет собой вариант проекта организации внеурочной
деятельности учащихся старших классов.
Направленность: интеллектуально-познавательная.
Актуальность
Проблема преподавания иностранных языков в школе в настоящее время
актуальна. Целью обучения иностранным языкам является формирование
коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и
социокультурную компетенцию, так как без знания социокультурного фона
нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных
пределах. Изучение языка и культуры одновременно обеспечивает не только
эффективное достижение практических, образовательных и развивающих целей,
но и представляет хорошую возможность для поддержания мотивации учащихся.
Создание данной программы было обусловлено усилением роли иностранного
языка как дисциплины, позволяющей обучаемым успешно включаться в трудовые
отношения в будущем. Программа призвана способствовать внедрению и
распространению инновационного опыта обучения и воспитания учащихся в
области изучения иноязычной культуры и иностранных языков. Занятия будут
способствовать осознанию многомерности культуры мира с живой культурной
традицией своей страны, будут вести и профориентационную работу.
Новизна программы заключается в приобретении навыков работы на компьютере,
использовании информационных технологий на занятиях: компьютерное
тестирование, создание презентаций, слайд-шоу, организация и проведение
внеклассных мероприятий на английском языке, активная работа с аудио и
видеоматериалами, работа с интернетом, работа с научными и статистическими
материалами. Спецификой данной программы является её ярко выраженный
межпредметный характер.
Цель и задачи
Перспективную цель данной программы можно определить как подготовку
учащихся к эффективной творческой самореализации в условиях современного
поликультурного пространства – через диалог российской и англоязычной
культур, вовлечение детей в исследовательскую деятельность.
Также в качестве целей можно выделить:
дальнейшее развитие у учащихся иноязычных коммуникативных умений;
культуроведческое развитие
расширение кругозора учащихся;
формирование способности описывать различные явления жизни и давать им
собственную оценку;
развитие умений самообразования, творческого поиска;
развитие умений оценивать отстаивать свою точку зрения
подготовка к межкультурному общению, формирование ценностноориентационных представлений о мире.
дать учащимся направление при выборе будущей профессии
усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных на уроках
ИЯ
Задачи:
Обучающие:
знакомство с языковой картой мира и англоязычными странами;
изучение нового научного материала;
расширение и закрепление накопленного запаса слов;
активное использование полученных знаний на практике.
Развивающие:
совершенствование навыков разговорной речи;
формирование потребности самовыражения
развитие творческих способностей;
развитие социальных и культурных навыков, формирование
социокультурной стороны личности в процессе приобщения к духовным
ценностям национальной и мировой культуры.
помощь ребёнку в формировании мировоззрения
развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетичных вкусов
Воспитывающие:
воспитание общительности, доброжелательности, культуры общения, умения
работать в коллективе;
способствовать социализации учащихся, формированию открытости, к
истории и культуре, речи и традициям других стран.
воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны, язык
которой изучается
Отличительные особенности
В преподавании учебного материала в рамках программы используются
фронтальные и групповые формы работы, практические занятия.
Исследовательские методы, аутентичные материалы. Особо важная роль
отводится видеофильмам, которые создают языковую среду на уроках. И
являются ценным источником информации, что позволяет развивать
коммуникативную компетенцию и использовать инновационные технологии, в
частности метод проектов.
Возраст учащихся
Данная программа предусматривает построение процесса обучения с учащимися,
интересующимися языками и научно- исследовательской деятельностью, 16-17лет
в группе из 10-15человек.
Сроки реализации
Данная образовательная программа рассчитана на 1 год и включает в себя все
основные факты из истории английского языка, информацию о его диалектах,
структуре и роли современном мире.
Формы и режим занятий
Формы занятий:
Материал подается в форме презентаций, видеофильмов, викторин, не
утомительной для школьника. Различные творческие задания будут
способствовать развитию воображения и помогут лучше усвоить пройденный
материал на занятии. Учащимся придется собирать материал, работать с
электронными источниками информации, словарями, энциклопедиями, создавать
проекты и презентации и многое другое. На каждом занятии школьники
добавляют к уже усвоенным знаниям дополнительный интересный материал,
имея дело преимущественно с иноязычной речью, как устной, так и письменной.
Таким образом, данная программа основывается на «коммуникативной
методике». При помощи коммуникативного метода у детей развивается умение
говорить и воспринимать речь на слух. Программа также предусматривает
вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность.
Целесообразно использовать следующие формы реализации программы:
занятие;
занятие-путешествие;
дискуссия;
тестирование;
защита творческих работ и проектов;
онлайн-экскурсия;
итоговое занятие;
самопрезентации.
научно-практическая конференция
Режим занятий:
Обучение будет происходить в течение 1 года – 35 часов в году по 1 часу в
неделю;
Ожидаемые результаты
По окончании реализации программы происходит формирование у учащихся
социокультурной адаптации и развитие толерантности, уважения к английскому
языку и развивается желание и более глубокая мотивация к изучению данного
языка, к использованию этого языка в своей дальнейшей профессиональной
деятельности, к занятию научно-исследовательской деятельностью, расширяется
кругозор.
К концу курса учащиеся будут:
знать/понимать:
особенности культуры и общественно-экономических отношений стран
мира;
особенности образа жизни и манеры общения представителей
англоговорящих стран.
уметь:
вести обсуждение, выражать собственное мнение и обосновывать его;
читать текстовые материалы, связанные с изучаемой тематикой;
научно излагать материал в письменном виде согласно поставленной
проблеме;
выполнять проектную работу (доклад, реферат, презентацию);
самостоятельно подготовить устное сообщение и выступить с ним;
сравнивать, оценивать, анализировать полученные факты и делать выводы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
участвовать в этикетном диалоге и дискуссиях, вести научноисследовательскую работу.
Формы подведения итогов
Основной формой подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы является организация ученической
научнопрактической конференции. В процессе её подготовки учащиеся на основе
широкого круга источников, готовят доклады, сообщения, видеофильмы, серии
стендов и альбомов по изученным темам. Ученическая конференция даёт
возможность учащимся и учителям погрузиться в атмосферу иностранного языка,
в научно-исследовательскую деятельность, почувствовать себя в диалоге с иной
культурой. Конференция, как никакая другая форма внеклассной учебной работы,
формирует личностной аспект восприятия знаний, способствует привитию
учащимся умений и навыков, культуры интеллектуального и практического
труда, умений самостоятельно добывать и пополнять знания, воспитывает
общественную активность школьников. Ученические конференции призваны
вырабатывать у учащихся мастерство лектора, что связано не только с
интеллектуальным, содержательным обеспечением доклада (сообщения), но и с
развитием речи учащихся, ее правильности, выразительности, яркости,
естественности, правильной интонации, простоты, научности, доступности,
четкости.
С полученными знаниями и своими работами дети также могут участвовать в
различных конкурсах и мероприятиях, опубликовать свои работы в сборника.
В работе занятий предусматривается использования научных и художественных
материалов как на русском, так и на английском языках.
Материально-техническое обеспечение: компьютерная техника, мультимедийная
система, аудиосредства, канцелярские принадлежности, интернет-ресурсы,
энциклопедии, словари.
№ Тема
Формы
Формируемые
работы,
умения
виды
кол-во
часов
1
деятельност
1ч
вводное
Развитие умения
Языковая картина
занятие
вести обсуждение
мира
компьютерн
Умения проверять
ое
и оценивать свои
Вводное занятие.
и учащихся
тестирование знания
создание
умение излагать
презентации
результаты своих
знаний в форме
презентации
2
Язык — как
1ч
обобщение
Развитие интереса
основное средство
информации
к изучению языков
вербализации
оформление
окружающего мира
постеров
работа с
электронным
и
Дата
план
факт
источниками
информации
3
Английский язык в
1ч
презентация
мире.
Формирование
лингвострановедче
ских знаний через
поиск нового
материала,
обобщение и
интегрирование
знаний
4
Английский язык –
1ч
повторение
Развитие умения
один из языков
материала
понимать
международного
создание
англоязычные
общения.
слайд-шоу
тексты
Английский
чтение
Развитие умения
язык – один из
информацио
создания слайд-
шести
нного текста
шоу
занятие
Развитие у детей
предпосылки
исторически
этикетной
приобретения
й экскурс
функции общения
официальных
языков ООН
5
Исторические
1ч
английским
на русском и
языком статуса
английском
международного
языках,
диалогическая
речь.
6
Технологические
1ч
аудирование
Развитие у детей
предпосылки
подготовка к
умений слушать
приобретения
выступле-
иноязычную
английским
нию во
научную речь,
языком статуса
внеклассном
понимать
международного.
мероприятии основные
рамках
моменты,
декады
применять свои
обществозна
знания.
ния
7
Информационные
1ч
чтение
Развитие
предпосылки
текста
познавательных
приобретения
ролевая игра
потребностей и
английским
составление
способностей
языком статуса
диалогов
учащихся
повторение
Формирование
предпосылки
пройденного
потенциального
приобретения
научного
научных знаний.
английским
материала.
языком статуса
работа с
международного
новым
международного
8
Лингвистические
1ч
аудиоматери
алом.
9
Основные
варианты
английского языка
1ч
ролевая игра
Развитие
дискуссия
диалогической
речи
10
Британский
1ч
английский
Работа со
Формирование
стихами,
фонетических
песнями,
навыков
рифмовками
11
История
1ч
работа с
Развитие
становления
видеоматери
мотивации
английского языка
алом,
учащихся к
в Великобритании
интернетом
занятию научной
и научными
работой
материалами
12
Английский в
1ч
Шотландии
13
Английский в
1ч
Ирландии
тестирование Познакомить
презентация
детей с
творческих
социокультурным
работ
и особенностями
проект
Шотландии
онлайн
Развитие у детей
экскурсия
навыков
самопрезента составления
ции
исследовательских
просмотр
презентаций
видеофильма
14
Американский
1ч
английский
работа со
Расширение у
статистическ учащихся опыта
им
самостоятельной
материалом
работы с готовым
материалом.
15
Формирование
1ч
Работа с
Развитие
английского языка
текстом, с
исторических и
в США
энциклопеди
лингвострановедче
ями
ских знаний
создание
проекта
16
Лексические
1ч
расхождения
американского
и
британского
Работа в
Развитие интереса
группах
к изучению
презентация
англ.яз.
дискуссия
вариантов
английского языка
17
Канадский вариант
1ч
английского языка
тестирование Развитие устной
онлайн
диалогической
экскурсия
речи и навыков
презентация
поискового чтения
и аудирования
18
Австралийский
1ч
фонетически
Развитие навыков
вариант
е
поведения в
английского языка
упражнения
коллективе через
просмотр
проведение
видеофильма коллективных
викторина
дискуссий.
19
Новозеландский
1ч
знакомство с
Формирование
вариант
фонетически
социокультурной
английского языка.
ми
адаптации,
особенностя
развитие
ми
толерантности.
творческая
работа
сбор
материала
20
Англоговорящие
1ч
страны
составление
Развитие личности
проекта.
ребёнка, навыков
работы в
коллективе.
21
Современное
Работа с
Развитие навыков
состояние
накопленны
поведения в
английского языка
м запасом
коллективе через
как
слов
проведение
полинациональ-
групповая
групповой работы.
ного
работа
подготовка
1ч
практическая учащихся к
работа
эффективной
творческой
самореализации
22
Станет ли
1ч
изготовление Развитие
английский
коллажа
творческих и
глобальным
исследовател исследовательских
языком?.
ьская работа
способностей
просмотр и
детей в ходе
обсуждение
подготовки
видеофильма коллажа
23
Лексико-
создание
Развитие интереса
семантическая
учебной
к изучению
система
таблицы
англ.яз. через
английского языка
лексические
проведение игр и
игры
совместных
1ч
творческих работ
24
Наиболее
создание
Расширение
распространённый
проекта
представлений
в мире английский
презентация
детей о сленге,
сленг
просмотр и
разговорном
обсуждение
английском через
1ч
видеофильма ознакомление их с
аудио и
видеоматериалами
25
Статистика
1ч
английского языка
викторина
Развитие
творческая
исследовательских
работа по
способностей
оформлению
детей в ходе
статистическ подготовки
их данных,
статистического
сбор
отчёта
материала
26
Взаимодействие
1ч
работа с
Лингвокульрурове
русского и
электронным дческое развитие
английского
и
языков в
источниками
современной
информации,
учащихся
России…
словарями и
энциклопеди
ями.
27
28
Влияние
работа с
Развитие
английского языка
лексикой
воображения и
на другие языки.
создание
логического
Заимствования.
альбома
мышления
повторение
Знакомство с
как инструмент
презентация
культурой страны
вестернизации
по теме
изучаемого языка.
Английский язык
1ч
1ч
Сопоставление с
культурой России.
29
Профессии,
1ч
проект
Развитие учащихся
связанные с
презентация
в
английским
экскурс
профориентационн
языком
30
Английский язык в
ом направлении
1ч
сфере бизнеса
дискуссия
Развитие умения
тестирование использовать
защита
английский язык в
творческих
сфере бизнеса,
работ
знаний о его роли
в сфере бизнеса
31
Сферы
деятельности, где
наиболее
использованы
английские
термины
1ч
презентация
Знакомство с
по теме
современным
миром профессий
32
33
Особенности
распространения
английского языка
в компьютерном
мировом
пространстве
1ч
Вы не поверите
1ч
Презентация
Развитие
по теме
компьютерной
грамотности
защита
Развитие личности
( Интересные
проектов
ребёнка, его
факты об
экскурс
интереса к
английском языке)
подготовка к
иностранному
научно-
языку, как
практическо
социокультурному
й
понятию
конференции
34
Роль глобализации
1ч
в процессе
развития
Презентация
Знакомство с
по теме
термином
«глобализация»
английского языка
Подведение
итогов
35
Видео
1ч
конференция
Заключение.
Таким образом,
внеурочная деятельность в современной является
неотъемлемой и важной частью педагогического процесса. Благодаря внеурочной
деятельности по иностранному языку углубляются познавательные интересы
школьников, развиваются социальные и познавательные мотивы учебной
деятельности, стимулируется развитие личности, особенно её творческого
потенциала, значительно расширяется кругозор, эрудиция и эмоциональноценностное отношение к миру и к себе. Иначе говоря, внеурочная деятельность
по иностранному языку способствует более эффективному усвоению содержания
образования.
Данная программа внеурочной деятельности ориентировано, прежде всего, на
содержание материала, который не входит в общеобразовательные программы, но
является логическим продолжением её учебного материала и расширения опыта
репродуктивной и продуктивной учебно-познавательной деятельности. При этом
важное значение имеет занимательность самого учебного материала. Программа
ещё интересна своим метапредметным и интегративным характером.