Рабочая программа курса внеурочной деятельности Школа общения

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Липовецкая «Средняя общеобразовательная школа №1»
Октябрьского муниципального округа

СОГЛАСОВАНО:

УТВЕРЖДАЮ
Директор МОБУ «Липовецкая
СОШ №1 Октябрьского муниципального округа»
_________________М.Н. Ларина
«_____»______________2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности
по социальному направлению
«Школа общения»

Срок реализации программы - 5 лет
Количество часов по программе – 170 ч., в неделю – 1ч.
Класс – 5-9
Возраст обучающихся 11-15 лет
Составитель программы:
Сахинова О.Л.

Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа общения» для 5- 9
классов разработана в соответствии:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ
(в действующей редакции);
Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего
образования (утвержден приказом Министерства образования и науки России 17.12.2010 г. №
1897), (в действующей редакции от 29.12.2014 № 2);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об
утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189,
(зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993);
Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки России от
12.05.2011г. №03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального
государственного образовательного стандарта общего образования;
Устав МОБУ Липовецкой СОШ №1;
Основная образовательная программа основного общего образования МОБУ Липовецкая
СОШ №1.».
Учебный план внеурочной деятельности на 2023- 20234учебный год.
Цель курса:
Познание и воспитание собственной личности подростка посредством межличностного
общения. формирование адекватного коммуникативного поведения.
Задачи курса:
- Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного
поведения и поступков окружающих людей.
- Воспитать интерес к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и
сочувствия.
-Развивать навыки общения в различных ситуациях, умение противостоять отрицательным
воздействиям среды.
- Повышать уровень культуры речевого поведения в сферах устной и письменной
коммуникации;
- Формировать умения выбирать нужную формулу с учётом ситуации общения (с кем, когда,
зачем говоришь); освоение речевых норм осуществлять в единстве с изучением общих правил
культурного поведения;
-Обучать умению соединять воедино вежливость и отзывчивость, вежливость и скромность, и
уважительное отношение к другим.
Общая характеристика учебного курса
Общение - основное условие гармоничного развития подростка, важнейший фактор
формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на
познание и оценку самого себя через посредство других людей. Общение со взрослыми и
сверстниками даёт возможность подростку усваивать эталоны социальных норм поведения. В
определённых жизненных ситуациях школьник сталкивается с необходимостью подчинить своё
поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном
развитии подростка становится знание норм общения и понимания их ценности и
необходимости.
Общение выполняет многообразные функции в жизни людей. Основными из них являются:
- организация совместной деятельности людей (согласование и объединение людей, их
2

усилий для достижения общего результата);
- формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью
налаживания отношений);
- познание людьми друг друга.
Под коммуникативной компетентностью понимаем следующее – это умение ставить и решать
определенные типа коммуникативные задачи: определять цели коммуникации, оценивать
ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации собеседника (партнеров), выбирать
адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного
речевого поведения. В качестве первейшего компонента в коммуникативную компетентность
входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми,
удовлетворительное владение определенными нормами общения и поведения, владение
«техникой» общения (правилами вежливости и др.).
В ходе выполнения программы используется вид внеурочной деятельности – проблемноценностное общение, которое формирует и развивает эмоциональный мир школьника, учит
грамотному восприятию жизненных проблем, ценностей и смысла жизни.
Общение играет особую роль в психологическом развитии подростков. Это развитие
осуществляется следующим образом:
- обогащение коммуникативного опыта подростков путем постановки задач, требующих
овладения новыми знаниями, умениями и навыками;
- благодаря возможности для подростка черпать в общении образцы действий и поступков
взрослых;
- вследствие благоприятных условий для раскрытия подростками своего творческого начала
при общении друг с другом на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого.
Основные мотивы общения:
- потребность во впечатлениях (познавательный мотив);
- потребность в активной деятельности;
- потребность в признании и поддержке (личностный мотив).
Общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств (речь, мимика,
интонация, жесты и др.). Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои
внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.
Вскрытие противоречий в развитии общения, предупреждение различных отклонений в
развитии личности ребёнка возможно, если своевременно учесть особенности его
взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Это предусматривает учёт характерных форм
поведения ребёнка в различных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном
общении.
В процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию
личностных качеств подростков, их чувствам, эмоциям, их духовному миру. Содержание курса
опирается на принципы педагогического оптимизма, гуманизма, направленного на воспитание
у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению
собеседника, умения пойти на компромисс в нужной ситуации.
Формы занятий:
- тренинги (коммуникативные, поведенческие),
- этические беседы,
- ролевые игры: сюжетно-ролевые, словесные, музыкальные, подвижные,
- дебаты,
- тематические диспуты,
- проблемно-ценностные дискуссии,
Методы:
- проигрывание и анализ жизненных ситуаций,
- упражнения творческого характера (рисование, импровизации и т.п.).
- поведенческий тренинг,
- лекции с обратной связью,
- психологические игры,
- решение коммуникативных речевых задач,
3

- работа в парах,
- метод интервью,
- проблемное обучение.
Программа внеурочной деятельности «Школа общения» направленная на формирование и
развитие коммуникативной компетентности обучающихся 5 - 9 классов, воспитание личности
подростков посредством межличностного общения. Программа «Школа общения» рассчитана
на обучающихся 5 - 9 класса по 1 часа в неделю, 34 занятий в год, программа реализуется за136
часов
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих
результатов образования:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки
выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции,
социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской,
гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия
(познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт
специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его
преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного
знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности «Школа общения» является
формирование следующих умений:
-воспитание и развитие качеств личности подростков, отвечающих требованиям
информационного общества;
-формирование психолого-педагогической среды развития обучающихся для формирования и
развития их коммуникативной компетентности;
-развитие познания подростков и освоения мира личности обучающегося, его готовности к
саморазвитию и деятельности;
-учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей
обучающихся, значения видов деятельности и форм общения при реализации программы
внеурочной (внеучебной) деятельности.
Личностные: ориентация в нравственном содержании и смысле как собственного
поведения,так и поведения окружающих людей;
знание основных норм этикета и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.
Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников
(включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том
числе контролируемом пространстве Интернета;
4

строить сообщения в устной и письменной форме.
Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства
для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание,
владеть диалогической формой коммуникации;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов.
Для достижения результатов первого уровня (приобретения школьниками социальных знаний,
понимания социальной реальности и повседневной жизни) оптимальна форма этической
беседы.
Этическая беседа – это обращенное к слушателям развернутое личное высказывание
выступающего, проникнутое неподдельными эмоциями и переживаниями и обязательно
нацеленное на получение обратной связи от слушателей (в виде вопросов, ответов,
непродолжительных реплик). Предметом общения здесь выступают морально-нравственные
коллизии, представленные в реальных жизненных ситуациях и художественных текстах.
Хорошо организованная беседа – это всегда гибкое сочетание программирования и
импровизации. У педагога должны быть в наличии ясное представление и умение удерживать
основную нить разговора, и одновременно – разные сценарии развития коммуникации.
Дебаты –это образовательная форма, благодаря которой возможно обеспечить достижение
результатов второго уровня – формирование позитивных отношений подростка к базовым
ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.
Образовательная технология «Дебаты» весьма популярна сегодня и многократно
описана в педагогической литературе. В дебатах участвуют две стороны: утверждающая
(команда, защищающая тему общения) и отрицающая (команда, опровергающая тему).
Тема общения формулируется как утверждение. Цель сторон – убедить судей (экспертов) в
том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента.
Дебаты устроены по ролевому принципу: участник может защищать перед судьями ту точку
зрения, которую в реальности не разделяет. Именно здесь и заложен мощный воспитательный
потенциал этой формы: подбирая доказательства в пользу точки зрения, которая тебе
изначально не близка, слушая и анализируя аргументы оппонента, можно придти к такому
серьезному сомнению в собственных установках, что вплотную оказаться перед
необходимостью ценностного самоопределения. В то же время, в игровом характере общения и
главный подвох: перед участниками дебатов не стоит задача перехода к практическому
действию, и определенная несерьезность, неполноценность происходящего ощущается
практически всеми.
Задача перехода к практическому действию изначально стоит перед участниками
проблемно- ценностной дискуссии. Все обсуждение строится таким образом, чтобы
следующим после него шагом было деяние. Именно эта образовательная форма в наибольшей
степени способствует
достижению результатов третьего уровня – получению подростками опыта социального
действия.
Цель проблемно-ценностной дискуссии – запуск социального самоопределения
подростка и подготовка его к переходу в поле самостоятельных социальных действий.
Предметом рассмотрения в такой дискуссии являются фрагменты и ситуации социальной
реальности.
Проблемно-ценностная дискуссия – групповая форма работы. В этой форме выстраивается
работа группы как последовательность ряда этапов.
1. Организация «встречи» подростка с социальной ситуацией как проблемной. Если
социальная ситуация не будет выстроена как проблемная, то она может стать не столько
объектом понимания, сколько объектом познания ребенка, воспринята им как учебная задача.
Тогда не произойдет включения понимания как универсального способа освоения мира
человеком, в котором, наряду с теоретическим знанием, существенную роль играют:
непосредственное переживание («опыт жизни»), различные формы практики («опыт
5

истории») и формы эстетического постижения («опыт искусства»).
2. Реализуемая педагогом проблематизация должна привести школьников к осознанию
«слабыхмест» своей точки зрения, к привлечению новых средств понимания.
3. В этот момент педагог должен перевести свою деятельность из плана проблематизации в
план организации коммуникации. Коммуникация здесь особая – позиционная.
4. Организация рефлексии подростками итогов дискуссии. Организующая роль
педагога на данном этапе включает в себя предоставление учащимся на выбор той или
иной формы фиксации рефлексивной позиции (ответы на вопросы, продолжение
незаконченных предложений, интервью и т.д.) и ее выражения (устного, письменного,
художественно- образного, символического), а также поддержание динамики рефлексивных
процессов. Этап рефлексии завершает процесс взаимодействия педагога и школьников в
проблемно- ценностной дискуссии. Подросток будет готов к социальному определению, ибо
освоил его важнейшие составляющие - понимание, проблематизацию, коммуникацию,
рефлексию.

Результаты освоения программы
1. Информационный уровень компетентности
Обучающийся умеет извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной
задачей. Умеет использовать речь для регуляции своего поведения. Умеет задавать вопросы.
Умеет оформлять свои мысли в устной им письменной форме с учетом своих учебных и
жизненных речевых ситуаций. Критично относится к своему мнению.
2. Деятельностный уровень компетентности
Обучающийся умеет участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою
точку зрения на события, поступки. Умеет отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила
речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных
сведений. Умеет учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в
сотрудничестве. Умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Умеет контролировать действия
партнера.
3 . Творческий уровень компетентности
Обучающийся умеет адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить сложные монологические высказывания, владеет
диалогической формой коммуникации (дискуссия, дебаты), используя, в том числе средства и
инструменты ИКТ и дистанционного взаимодействия, выполняя различные роли в группе,
умеет сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Умеет осуществлять
эвристические действия; выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные
гипотезы.
Содержание учебного курса
5 класс
Раздел 1. Знакомство (2 ч.)
Что такое этикет. Знакомство. Этикетные выражения при знакомстве. Практическая часть
Коммуникативный тренинг «Я хочу общаться!»
Раздел 2. Правила общения в гостях (6 ч.)
Поведение за столом. У тебя в гостях друг. Поведение в гостях. Чем занять гостя. Прощание с
гостем.
Практическая часть
Поведенческий тренинг «Я в гостях или я гость».
Сюжетно-ролевая игра в ―гости‖.
Раздел 3.Правила приветствия и прощания (2 ч.)
Утреннее приветствие. Прощание перед сном.
Раздел 4. О вежливости (4 ч.)
Об уступчивости. Вежливая просьба, вежливый отказ.
Практическая часть
Словесно-ролевая игра ―Вежливая просьба, вежливый отказ‖.
6

Раздел 5. Культура общения в общественных местах (5 ч.)
Поведение в общественном транспорте. Поведение в театре, кино, цирке, на концерте.
Поведение в поликлинике, парикмахерской. Поведение в детской библиотеке. Поведение в
магазине. Поведение в общественных местах.
Раздел 6. Этикет (5 ч.)
Этикет. Основные правила знакомства. Этикетные выражения при знакомстве со сверстниками
и взрослыми. Поведение за столом. Сервировка стола к чаю. Нормы поведения дома. Чем
занять гостя. Игры и развлечения.
Практическая часть
Поведенческий тренинг «Поиграйка!»
Словесно-ролевая игра «Мои правила и порядки дома».
Сюжетно-ролевая игра в ―гости‖ в день рождения и в праздник.
Раздел 7. Общение с прекрасным (2 ч.)
Как слушать музыку. Красота – сестра добра и разума. (Живопись и поэзия).
Раздел 8. Правила общения в моей жизни (8 ч.)
Как писать письма, поздравления.
Искусство одеваться. Мода. Одежда в школе и дома. Поведение в общественном месте.
Выработка правил поведения. Культура общения с телом– гигиена. Поведение в лесу. Общение
с природой. Мое поведение. Итоговое занятие.
Практическая часть
Проблемно-ценностная дискуссия «Умение понимать другого».
Подвижные игры.
Коммуникативный тренинг «Культура общении в разных ситуациях».
Проблемно-ценностная дискуссия «Поведение человека и культура общения».
6 класс
Раздел 1. Правила общения (4 ч.)
Этикет. Для чего быть вежливым. Визитная карточка. Правила речевого этикета при встрече,
прощании, за столом, по телефону. Поведение за столом. Сервировка стола к обеду. Правила
общения. Умение слушать. Умение вежливо отказать.
Практическая часть
Коммуникативный тренинг «Смыслы… я понимаю, что ты…».
Раздел 2. Искусство поздравления (3 ч.)
Комплименты. Искусство делать комплименты. Семейное торжество. Язык цветов. Как дарить
и принимать подарки.
Практическая часть
Тренинг «Подари другу комплимент».
Сюжетно-ролевая игра подарок в день рождения и в праздник.
Раздел 3. Культура общения (11 ч.)
Неловкие ситуации. Черты характера. Внешний вид. Искусство одеваться. Мода. Гигиена
одежды. Навещаем больного. Утешение, подбадривание. Как сформировать полезные
привычки.Общение с природой. Экология природы и человека. Что такое дружба,
товарищество. Правила хорошего тона, дурной тон.
Практическая часть
Коммуникативный тренинг «Эти неожиданные ситуации: как себя вести!?».
Диспут «О чем говорит твой портфель».
Словесно-ролевая игра «Какую выбрать одежду: модную или для здоровья?».
Проблемно-ценностная дискуссия «Поведение в общественных местах и на природе».
Раздел 4. Культура гостеприимства (7 ч.)
Для чего быть вежливым. Правила гостеприимства. Приемы. Поведение за столом Как провести
праздник дома. Подарки. Сервировка стола к праздничному обеду. Порядок подачи блюд.
Правила общения. Воспитанность. Красен человек статью. Этикетные выражения поддержки,
сочувствия, радости. Монолог. Диалог. Беседа. Диспут.
Практическая часть
7

Поведенческий тренинг «Проводим праздник дома».
Словесно-ролевая игра «Красота внешняя и внутренняя».
Сюжетно-ролевая игра «Почему ты нравишься окружающим или нет».
Тренинг «Выражения поддержки, сочувствия, радости».
Раздел 5. Мы такие разные (4 ч.)
Загляни в себя. О чем говорит внешний вид. Женственность девочек. Мужественность
мальчиков.
Практическая часть
Проблемно-ценностная дискуссия «Кто я? Зачем я живу? Что я могу?».
Дискуссия «Мужественность и женственность».
Раздел 6. Общение в путешествии (5 ч.)
Умение вести себя в путешествии. Использование иностранных этикетных выражений в
разговорной речи. Традиции разных народов. Деловой этикет. Итоговое занятие.
Практическая часть
Подвижные игры.
Проблемно-ценностная дискуссия «Традиции разных народов».
Коммуникативный тренинг «Решение деловых ситуаций».
Проблемно-ценностная дискуссия «Личность как самоценность в процессе общения».
7 класс
Раздел 1. Эмоциональная окраска общения (6 ч.)
Эмоциональность как свойство личности. Понятия «эмоция», «чувство», «эмоциональное
состояние». Эмпатия. Гнев. Агрессия. Культура эмоций и чувств. Пути саморегуляции.
Способы взаимодействия с отрицательными эмоциями. Эмоциональная культура личности.
Практическая часть
Тренинг «Психо-эмоциональная саморегуляция».
Тренинг «Я умею преобразовать негативную эмоцию».
Словесно-ролевая игра «Я чувствую, что ты…».
Раздел 2. Коммуникативная культура личности (10 ч.)
Общение и его функции. Культура общения. Виды общения. Стили общения. Нормы этикета.
Конфликты: их причины и последствия. Средства и способы передачи информации в общении.
Механизмы взаимопонимания. Осознание способов взаимодействия людей друг с другом.
Группа и ее законы. Конфликты в группе и пути их преодоления.
Практическая часть
Коммуникативный тренинг «Я вам хочу сказать!».
Словесно-ролевая игра «Разыгрывание ситуации конфликта».
Диспут «Решаем конфликт».
Раздел 3. Слушать и слышать (8 ч.)
Роль умения слушать в личностном общении. «Эффективные» слушатели. Умение слушать как
метод восприятия информации. Факторы «слушания». Три уровня «слушания». Барьеры между
говорящими и слушателями. Преодоление барьеров в общении. Совершенствование навыков
«слушания».
Практическая часть
Проблемно-ценностная дискуссия «Слушаю и слышу».
Словесно-ролевая игра «Речь говорящего и понимание слушателя».
Сюжетно-ролевая игра «Язык «поддержки» и язык «подавления».
Раздел 4. Совершенствование навыков устной речи (10 ч.).
Совершенствование навыков устной речи. Техника речи. Монолог. Диалог Полилог. Дебаты.
Дискуссия. Проблемно-ценностная дискуссия. Этика речевой коммуникации. Этика и речь.
Формулы речевого этикета. Этика и виды речевой деятельности.
Практическая часть
Проблемно-ценностная дискуссия «Навыки устной речи: техника речи».

8

Дебаты «Культура общения показывает культуру
личности».Проблемно-ценностная дискуссия «Этика и
речь».
8 класс
Раздел 1 Личность и её проявление (7ч.)
Понятие о личности. Личность и общество. Социальные роли. Интересы, склонности,
потребности личности .Достоинство – что это значит? «Цвет моей души». Наш дар бесценный –
речь. В человеке должно быть всё прекрасно.
Раздел 2. Эмоциональный мир личности. (8ч.)
Характер и темперамент личности. Я и другой человек. Что такое нравственность?
Добро.Жизнь. Чувства. Душа. Благодарность. Гордость.
Раздел 3.Психология общения(11ч.)
Зачем нам общение? Из чего состоит общение. Искусство говорить. Общение и отношения
между людьми. Общение без слов. Правила успешного общения . Психология симпатии
Любовьи взаимность. Психология конфликта. Имидж Хорошие манеры «Этикетка». Внешний
вид.
«Факультет забытых истин»
Раздел 4. Психология влияния(8ч.)
Ощущения и восприятие. Восприятие человека человеком. Установка. Способы
манипуляции. Авторитет. Психология группы, толпы Мои качества, Что такое
одиночество? Человек и мода. Хороший вкус.
9 класс
Раздел 1 Какой я человек? (2ч.) Только вместе. Об одном и том же по-разному. Выражение
собственной точки зрения. Самое беспокойное слово на свете. Обманчивое «Потому». Учимся
прощать. Взаимоотношение в семье. Дискуссия «Семь наших «Я». Научись смотреть на себя со
стороны.
Раздел 2. Шкала доверия. (6ч.) Мое личное место. Каким ты выглядишь в глазах других.
Неповторимость в индивидуальности.
Раздел 3. О пользе и вреде эмоций (11ч.) Я умею распознавать эмоции. Способы выражений
эмоций.
Раздел 4. Как помочь человеку справиться с горем. (8ч.) Стресс в жизни человека. Способы
борьбы со стрессом.
Раздел 5. Конфликты и компромиссы. (7ч.) Зачем людям нужны законы. Умение принимать
решение. Умеешь ли ты сказать нет? Крутой или неуверенный в себе? С точки зрения других.

№
занятия
1
2
3

Календарно-тематическое планирование
5 класс
Тема
Кол-во
Часов
Что такое этикет. Знакомство.
1
Этикетные выражения при знакомстве.
1
Поведение за столом
1
9

Дата

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

У тебя в гостях друг. Поведение в гостях
Чем занять гостя. Прощание с гостем
Ролевая игра в ―гости‖.
Утреннее приветствие.
Прощание перед сном
Об уступчивости
Вежливая просьба. Вежливый отказ.
Ролевая игра ―Вежливая просьба, вежливый
отказ‖.
Поведение в общественном транспорте.
Поведение в театре, кино, цирке, на концерте.
Поведение в поликлинике, парикмахерской
Поведение в детской библиотеке.
Поведение в магазине.
Поведение в общественных местах.
Этикет. Основные правила знакомства.
Этикетные выражения при знакомстве со
сверстниками и взрослыми.
Поведение за столом. Сервировка стола к чаю
Нормы поведения дома.
Чем занять гостя. Игры и развлечения.
Ролевая игра в ―гости‖ в день рождения и в
праздник.
Как слушать музыку.
Красота – сестра добра и разума. (Живопись и
поэзия)
Умение понимать другого.
Как писать письма, поздравления.
Искусство одеваться. Мода. Одежда в школе и
дома.
Поведение в общественном месте. Выработка
правил поведения.
Культура общения с телом – гигиена.
Поведение в лесу. Общение с природой.
Мое поведение.
Культура общения.
Итоговое занятие. Поведение человека и культура
общения.

1
1
1
1
1
1
1
1

Тема

Кол-во
часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

6 класс
№
занятия
1.
2.
3.
4.

Этикет. Для чего быть вежливым. Визитная
карточка.
1
Правила речевого этикета при встрече, прощании,
за столом, по телефону.
1
Поведение за столом. Сервировка стола к обеду.
Правила общения. Умение слушать. Умение
вежливо отказать.
10

1
1

Дата

5.
6.
7.
8.
9.

Комплименты. Искусство делать комплименты.
Ролевая игра в ―гости‖ в день рождения и в
праздник. Семейное торжество.
Язык цветов. Как дарить и принимать подарки.
Неловкие ситуации.

1
1
1
1

Черты характера.

1

10.

Внешний вид. ―О чем говорит твой портфель‖

1

11.

Искусство одеваться. Мода. Гигиена одежды.

1

12.

Навещаем больного. Утешение, подбадривание.

1

13.

Как сформировать полезные привычки.

1

14.

Общение с природой. Экология природы и

1

11

человека.
15.

Что такое дружба, товарищество.

1

16.

Правила хорошего тона, дурной тон.

1

17.

Поведение в общественных местах и на природе.

1

18.

Для чего быть вежливым. Правила
гостеприимства.

1

19.

Приемы. Как провести праздник дома. Подарки.

1

20.

Поведение за столом. Сервировка стола к
праздничному обеду. Порядок подачи блюд.

1

21.

Правила общения. Воспитанность. Красота
внешняя и внутренняя.

1

22.

Красен человек статью.

1

23.

Почему ты нравишься окружающим или нет.

1

24.

Этикетные выражения поддержки, сочувствия,
радости.

1

25.

Монолог. Диалог. Беседа. Диспут.

1

26.

Загляни в себя. Кто я? Зачем я живу? Что я могу?

1

27.

О чем говорит внешний вид.

1

28.

Женственность девочек.

1

29.

Мужественность мальчиков.

1

30.

Умение вести себя в путешествии.

1

31.

Использование иностранных этикетных
выражений в разговорной речи.

1

32.

Традиции разных народов.

1

33.

Деловой этикет.

1

34.

Итоговое занятие. Личность как самоценность в
процессе общения.

1

12

7 класс
Тема

Колво
часов

1.

Эмоциональность как свойство личности.

1

2.

Понятия «эмоция», «чувство», «эмоциональное
состояние».

1

3.

Эмпатия. Гнев. Агрессия. Культура эмоций и
чувств.

1

4.

Пути саморегуляции.

1

5.

Способы взаимодействия с отрицательными
эмоциями.

1

6.

Эмоциональная культура личности.

1

7.

Общение и его функции.

1

8.

Коммуникативная культура личности.

1

9.

Культура общения. Виды общения.

1

10.

Стили общения. Нормы этикета.

1

11.

Конфликты: их причины и последствия.

1

12.

Средства и способы передачи информации в
общении.

1

13.

Механизмы взаимопонимания.

1

14.

Осознание способов взаимодействия людей друг с
другом.

1

15.

Группа и ее законы.

1

16.

Конфликты в группе и пути их преодоления.

1

17.

Роль умения слушать в личностном общении.

1

18.

«Эффективные» слушатели.

1

19.

Умение слушать как метод восприятия
информации.

1

20.

Факторы «слушания». Три уровня «слушания».

1

№
занятия

13

Дата

21.
22.

Речь говорящего и понимание слушателя.
Барьеры между говорящими и слушателями.

1
1

23.
24.

Язык «поддержки» и язык «подавления».
Преодоление барьеров в общении.

1
1

25.

Совершенствование навыков «слушания».

1

26.

Совершенствование навыков устной речи. Техника
речи
Монолог. Диалог
Совершенствование навыков устной речи. Полилог
Совершенствование навыков устной речи.
Культура общения показывает культуру личности.

1

Совершенствование навыков устной речи.
Дискуссия
Проблемно-ценностная дискуссия

1

1

33.

Этика речевой коммуникации. Этика и речь.
Формулы речевого этикета
Этика и виды речевой деятельности

34.

Итоговое занятие. Поведение человека и культура
Общения

27.
28.
29.
30.
31.
32.

8 класс
№
занятия
1
2
3

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Тема

1
1
1

1

1
1

Кол-во
Часов

1. Личность и её проявление
Понятие о личности.
Личность и общество. Социальные роли.
Интересы, склонности, потребности
личности.Мастерская «В каждом человеке
солнце»
Достоинство – что это значит?
«Цвет моей души»
Наш дар бесценный - речь
В человеке должно быть всѐ прекрасно
2. Эмоциональный мир личности
Характер и темперамент личности.
Что такое нравственность?
Добро.
Жизнь.
Чувства.
Душа.

14

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
9 класс
№
занятия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Благодарность.
Гордость.
3. Психология общения
Зачем нам общение?Ценность человеческого
общения
Искусство говорить.
Общение без слов. Аудио визуальное общение.
Правила успешного общения.Д.Карнеги и его
советы.
Психология симпатии.
Любовь и взаимность.
Психология конфликта. Ситуация конфликта и
выход из неё.
Психология конфликта.
Имидж.
Хорошие манеры.«Этикетка»
Факультет забытых истин.
4. Психология влияния
Ощущение и восприятие.
Восприятие человека человеком.
Способы манипуляции.
Авторитет.
Психология группы, толпы.
Мои качества.
Что такое одиночество?
Человек и мода. Хороший вкус.

1
1

Тема

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Какой я человек?
Только вместе.
Шкала доверия.
Мое личное место.
Каким ты выглядишь в глазах других.
Неповторимость и индивидуальности.
Неповторимость и индивидуальность
О пользе и вреде эмоций.
Я умею распознавать эмоции.
Способы выражения эмоций.
Способы выражения эмоций.
Как помочь человеку справиться с горем?
Стресс в жизни человека.
Способы борьбы со стрессом.
Конфликты и компромиссы.
Зачем людям нужны законы.
Умение принимать решение.
Умеешь ли ты сказать «нет»?
С точки зрения других.
«Крутой» или неуверенный в себе.
15

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Защита против жестокого обращения.
1
Потерпевшие кораблекрушение.
1
Землетрясение.
1
Переключатели.
Нападающий и защищающийся.
1
Приятный разговор.
1
Принимаю ответственность на себя.
1
Я - центр воли.
1
Осознанные и неосознанные мотивы.
1
Семейные истории.
1
Идеальная семья.
1
Ваше представление о времени.
1
Круг моей жизни.
1
Мой жизненный путь.
1
Учебно-методического и материально-технического обеспечения.

Для реализации программы «Школа общения» необходима материально-техническая база:
Учебные пособия:

1. Н.Н.Лубянова «Мир мужественности, женственности и красоты», Волгоград «Учитель»,
2007
2. Тесты и психологические игры «Ваш психологический портрет», Минск «Харвест»,
2004.

3. Игры: обучение, тренинг, досуг /под ред. В.В. Петрусинского, «Новая школа», М., 2004.
4. Фундаментальное ядро содержания общего образования. / Под ред. И. А. Сафронова.М.: Просвещение, 2011 Серия: Стандарты второго поколения

Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций:
1. компьютер
2. мультимедийный проектор, и др.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».