Адаптированная рабочая программа учебного предмета Биология (в1) для обучающихся 8 класса

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Приморского края МКУ "Управление
образования" Октябрьского муниципального округа
МОБУ Липовецкая СОШ №1

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом
совете

Заместитель директора
по УВР

Директор МОБУ
________________________

Ларина М.Н.
Раецкая Л.С. Приказ №83-о от «31»
августа 2023 г.
Приказ №83-о от «31»
августа 2023 г.

________________________ ________________________
Приказ №83-о от «05»
сентября 2023г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Биология» (вариант 1)
для обучающихся 8 класса

пгт. Липовцы 2023

Пояснительная записка
Обучение по естествознанию составлено в соответствии с АООП образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
учебно - методическим комплектом «Биология 8 класс» учреждений VIII вида
для 5-9 классов (Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений VIII вида.Сб.1. /под ред. Воронковой В.В./М.: «Владос», 2000) и учебником биологии для 8 класса. Никишов А. И.
Животные. 8 класс: учебник для общеобразоват. организаций, реализующих
адапт. общеобразоват. программы/А.И. Никишов, А.В. Теремов- 6- издание,
М.: Просвещение, 2019г.- 231с.
Биология как учебный предмет в коррекционной школе VIII вида включает
разделы: «Неживая природа» (6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7класс),
«Животные» (8класс) и «Человек» (9 класс).
В 8 классе коррекционной школы 8 вида изучается раздел «Животные». При
изучении этого раздела обучающиеся получают элементарные сведения о
животном мире, знакомятся с многообразием животного мира и образом
жизни некоторых животных, получают сведения о внешнем и внутреннем
строении их организма и приспособленности животных к условиям их жизни.
В основе разработки программы лежит нормативно-правовая

база:

Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014
года

№

1599

образовательного

«Об

утверждении

стандарта

федерального

образования

государственного

обучающихся

с умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». Федерального перечня
учебников, рекомендованных (допущенных) МО и РФ к использованию в
образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Программа курса «Естествознание» состоит из восьми разделов.
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее – АООП,
Программа) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями) – это образовательная программа, адаптированная для этой
категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического
развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), образовательные отношения с которыми возникли до
01.09.2016 г. разработана на основе примерной адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и базисного учебного плана
(II вариант), утвержденного приказом Министерства образования РФ №
29/2065-п от 10 апреля 2002 «Об утверждении учебных планов специальных
(коррекционных)

образовательных

учреждений

для

обучающихся,

воспитанников с отклонениями в развитии».
Нормативно-правовую базу разработки АООП для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляют:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (с изменениями);

Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 30 августа 2013г. №1015 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования";

Приказ Министерства образования РФ № 29/2065-п
от 10 апреля 2002 «Об утверждении учебных планов
специальных (коррекционных) образовательных учреждений
для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

Примерная адаптированная основная
общеобразовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря
2015 г. № 4/15);

СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарноэпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях,


осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья",
утвержденных Постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 10.07.2015 №26.
Актуальность программы.
Актуальность и специфика изучения предмета биология в 8 классе
коррекционной школы 8 вида являются формирование представлений
учащихся о животном мире, правилах поведения в природе, о существующих
в ней взаимосвязях изучается раздел «Животные». При изучении этого раздела
обучающиеся получают элементарные сведения о животном мире, знакомятся
с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных,
получают сведения о внешнем и внутреннем строении их организма и
приспособленности животных к условиям их жизни.
Для учащихся с особенностями психофизического развития основной задачей
обучении является: необходимость пробуждения интереса к познанию
природы, опираясь на естественное желание школьника разобраться в
многообразии природных явлений. Знакомство с разнообразием животного
мира способствует развитию чувства любви к природе и ответственность за ее
сохранение. Учащиеся должны понимать, что сохранение красоты природы
тесно связано с деятельностью человека. Изучение живой природы позволяет
решать задачи патриотического, физического, трудового воспитания.
Цель обучения: Формирование представлений учащихся о животном мире,
о правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях.
Задачи:
Образовательные:
Формирование у учащихся знаний об основных
элементах живой природы (о строении и жизни животных);

Формирование правильного понимания таких
природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима,
весна, лето в жизни животных;
Коррекционно - развивающие:


Развитие памяти, внимания, речи, зрительного
восприятия, наблюдения, мышления средствами предмета.


Воспитательные:
Нравственно - экологическое воспитание
обучающихся;

Первоначальное ознакомление с некоторыми
животными;

Привитие навыков, способствующих бережного
отношения к животным.


Общая характеристика учебного предмета
Изучение материала позволяет решать задачи экологического, эстетического,
патриотического воспитания детей и подростков.
Знакомство с разнообразием животного мира должно воспитывать у
обучающихся чувство любви к природе и ответственности за ее сохранность.
Поэтому, основной целью изучения биологии в 8 классе является то, что
учащимся важно понять, что сохранение красоты природы тесно связано с
деятельностью человека и человек — часть природы, его жизнь зависит от нее,
и поэтому все обязаны сохранять природу для себя и последующих поколений.
Рабочая программа учитывает особенности познавательной деятельности
обучающихся, способствует умственному развитию, определяет оптимальный
объем знаний и умений по естествознанию.
Место предмета в учебном плане
В соответствие с недельным учебным планом общего образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
на предмет «Биология» отводится 2 часа в неделю (68 ч/в год). Сроки
реализации программы с сентября по май.
Планируемые результаты освоения учебного плана
Личностные результаты:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его
познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в
рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и
сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность
и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды –
гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и
прежде всего продуктивные задания учебника.
Предметные результаты. Достаточный уровень
Учащиеся должны уметь:
называть конкретные предметы и явления в окружающей
действительности, давать им обобщенные названия; устанавливать
простейшие связи между обитателями природы (растениями и
животными, растениями и человеком, животными и человеком) и
природными явлениями;
- связно пояснить проведенные наблюдения, самостоятельно
делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;
- выполнять рекомендуемые практические работы;
- соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки,
безопасности труда;
- соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не
шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не
губить растения.
Учащиеся должны знать:
-

обобщенные и конкретные названия предметов и явлений
природы, их основные свойства; что общего и в чем различие
неживой и живой природы;
- расположение Российской Федерации на географической
карте (ее столицы); каковы ее особенности; чем занимается
население страны (хозяйство); каковы ее природные богатства (леса,
луга, реки, моря, полезные ископаемые);
- основные правила охраны природы и необходимость
бережного отношения к ней; - основные отделы тела человека,
значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.
Минимальный уровень Учащиеся должны уметь:
-

называть конкретные предметы и явления в окружающей
действительности, давать им обобщенные названия;
- выполнять рекомендуемые практические работы;
-

соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки,
безопасности труда;
- соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях):
не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и
не губить растения.
Учащиеся должны знать:
-

обобщенные и конкретные названия предметов и явлений
природы, их основные свойства; что общего и в чем различие
неживой и живой природы;
- расположение Российской Федерации на географической
карте (ее столицы);
- основные правила охраны природы и необходимость
бережного отношения к ней;
- основные отделы тела человека, значение его наружных и
внутренних органов.
-

Базовые учебные действия (БУД)
Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы
учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение
содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью. БУД
обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной
отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной,
коммуникативной, личностной.
Личностные учебные действия обеспечивают
готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание
им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс
обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
2.
Коммуникативные учебные действия обеспечивают
способность вступать в коммуникацию с взрослыми и
сверстниками в процессе обучения.
3.
Регулятивные учебные действия обеспечивают
успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения.
Благодаря им создаются условия для формирования и реализации
начальных логических операций.
4.
Познавательные учебные действия представлены
комплексом начальных логических операций, которые
необходимы для усвоения и использования знаний и умений в
различных условиях, составляют основу для дальнейшего
формирования логического мышления школьников.
Умение использовать все группы действий в различных образовательных
1.

ситуациях является показателем их сформированности.

Группы базовых учебных
действий

Личностные учебные
действия

Коммуникативныеучебные
действия

Регулятивные учебные
действия

Познавательные учебные
действия

Перечень учебных действий

осознание себя как ученика, одноклассника,
друга;

понимание личной ответственности за свои
поступки;

гордиться школьными успехами и
достижениями каксобственными, так и своих
товарищей;

уважительно и бережно относиться к людям
труда ирезультатам их деятельности;

активно включаться в общеполезную социальную
деятельность;

бережно относиться к культурно-историческому
наследию родного края и страны.

вступать и поддерживать коммуникацию в разных
ситуациях социального взаимодействия (учебных,
трудовых, бытовых и др.);

самостоятельно организовывать
учебноевзаимодействие в группе (определять общие
цели, распределять роли, договариваться друг с другом
ит.д.).

слушать собеседника, вступать в диалог и
поддерживать его.

соблюдать правила безопасного и бережного
поведенияв природе и обществе, осознанно действовать
на основеразных видов инструкций для решения
практических и учебных задач;

самостоятельно обнаруживать и формулировать
учебную проблему, определять цель учебной
деятельности;

адекватно реагировать на внешний контроль и
оценку, корректировать в соответствии с ней свою
деятельность.

дифференцированно воспринимать окружающий
мир, его временно-пространственную организацию;

анализировать, сравнивать,
классифицировать иобобщать факты и явления;

выявлять причины и следствия простых явлений;

осуществлять сравнение,
классификацию,самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций;

использовать в жизни и деятельности некоторые
межпредметные знания, отражающие несложные,
доступные существенные связи и отношения между
объектами и процессами.

Описание процедуры промежуточной и итоговой аттестации
Промежуточная аттестация проводится в начале и в конце учебного года

на основе использования тем, которые представлены в учебнике или
специально подобранны учителем.
Итоговая аттестация проводится после окончания учебного года на основе
материалов, специально подобранных учителем для подведения итогового
обучения за год.
Для получения более полной информации об усвоении знаний, умений и
навыков природоведения предпочтительной формой для их диагностики будет
индивидуальная форма и контрольно – измерительные материалы. Для этого
подбираются вопросы для тестирования по пройденным темам различного
объѐма. Для учеников,

показавших достаточный уровень

овладения

предметными результатами, тесты разного уровня сложности, используемые в
ходе промежуточной аттестации.
Основным критерием оценки является узнавание и называние изученных
объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов
получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию
педагога.
Имеют представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте
в окружающем мире.
Умеют называть сходство и различие по определенным признакам объектов
из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников,
объять свое решение.
Содержание программы учебного курса
Наименование раздела
1.Введение. Разнообразие животного мира.
2.Беспозвоночные животные
3 .Позвоночные животные
Итого:

Количество часов
1
13
54
68

Содержание и основные разделы программы
Введение
Разнообразие животного мира. Позвоночные и беспозвоночные животные.

Дикие и домашние животные. Места обитания животных и приспособленность
их к условиям жизни (форма тела, покров, способ передвижения, дыхание,
окраска: защитная, предостерегающая). Значение животных и их охрана.
Животные, занесенные в Красную книгу.
Беспозвоночные животные Общее знакомство
Общие признаки беспозвоночных (отсутствие позвоночника и внутреннего
скелета). Многообразие беспозвоночных: черви, медузы, раки, пауки,
насекомые.
Черви
Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, особенности
дыхания, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.
Демонстрация живого объекта или влажного препарата.
Насекомые
Многообразие насекомых (стрекозы, тараканы и др.). Различие по внешнему
виду, местам обитания, питанию.
Бабочки. Отличительные признаки. Размножение и развитие (яйца, гусеница,
куколка). Характеристика на примере одной из бабочек. Павлиний глаз,
траурница, адмирал и др. Их значение. Яблонная плодожорка, бабочкакапустница. Наносимый вред. Меры борьбы.
Тутовый

шелкопряд.

Внешний

вид,

образ

жизни,

питание,

способ

передвижения, польза, разведение.
Жуки. Отличительные признаки. Значение в природе. Размножение и развитие.
Сравнительная характеристика (майский жук, колорадский жук, божья
коровка или другие — по выбору учителя).
Комнатная муха. Характерные особенности. Вред. Меры борьбы. Правила
гигиены. Медоносная пчела. Внешнее строение. Жизнь пчелиной семьи
(состав семьи). Разведение пчел (пчеловодство). Использование продуктов
пчеловодства (целебные свойства меда, пыльцы, прополиса).
Муравьи — санитары леса. Внешний вид. Состав семьи. Особенности жизни.
Польза. Правила поведения в лесу. Охрана муравейников.

Демонстрация живых насекомых, коллекций насекомых — вредителей
сельскохозяйственных растений, показ видеофильмов.
Практическая работа
Зарисовка насекомых в тетрадях.
Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.
Позвоночные животные
Общие признаки позвоночных животных
Наличие позвоночника и внутреннего скелета. Классификация животных:
рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
Рыбы
Общие признаки рыб. Среда обитания.
Речные рыбы (пресноводные): окунь, щука, карп.
Морские рыбы: треска, сельдь или другие, обитающие в данной местности.
Внешнее строение, образ жизни, питание (особенности питания хищных рыб),
дыхание, способ передвижения. Размножение рыб. Рыбоводство (разведение
рыбы, ее охрана и рациональное использование). Рыболовство. Рациональное
использование.
Домашний аквариум. Виды аквариумных рыб. Среда обитания (освещение,
температура воды). Особенности размножения (живородящие). Питание.
Кормление (виды корма), уход.
Демонстрация живых рыб и наблюдение за ними.
Экскурсия к водоему для наблюдений за рыбной ловлей (в зависимости от
местных условий).
Земноводные
Общие признаки земноводных.
Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение, способ
передвижения. Питание, дыхание, размножение (цикл развития). Знакомство
с многообразием земноводных (жаба, тритон, саламандра). Особенности
внешнего вида и образа жизни. Значение в природе. Черты сходства и
различия земноводных и рыб. Польза земноводных и их охрана.

Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.
Практические работы
Зарисовка в тетрадях. Черчение таблицы (сходство и различие).
Пресмыкающиеся
Общие признаки пресмыкающихся. Внешнее строение, питание, дыхание.
Размножение пресмыкающихся (цикл развития).
Ящерица прыткая. Места обитания, образ жизни, особенности питания.
Змеи. Отличительные особенности животных. Сравнительная характеристика:
гадюка, уж (места обитания, питание, размножение и развитие, отличительные
признаки).
Использование змеиного яда в медицине. Скорая помощь при укусах змей.
Черепахи, крокодилы. Отличительные признаки, среда обитания, питание,
размножение и развитие.
Сравнительная

характеристика

пресмыкающихся

и

земноводных

(по

внешнему виду, образу жизни, циклу развития).
Демонстрация живой черепахи или влажных препаратов змей. Показ кино- и
видеофильмов.
Практические работы
Зарисовки в тетрадях. Черчение таблицы.
Птицы
Дикие птицы. Общая характеристика птиц: наличие крыльев, пуха и перьев на
теле. Особенности размножения: кладка яиц и выведение птенцов.
Многообразие птиц, среда обитания, образ жизни, питание, приспособление к
среде обитания. Птицы перелетные и неперелетные (зимующие, оседлые).
Птицы леса: большой пестрый дятел, синица.
Хищные птицы: сова, орел.
Птицы, кормящиеся в воздухе: ласточка, стриж.
Водоплавающие птицы: утка-кряква, лебедь, пеликан.
Птицы, обитающие близ жилища человека: голубь, ворона, воробей,
трясогузка или другие местные представители пернатых.

Особенности образа жизни каждой группы птиц. Гнездование и забота о
потомстве. Охрана птиц.
Птицы в живом уголке. Попугаи, канарейки, щеглы. Уход за ними.
Домашние птицы. Курица, гусь, утка, индюшка. Особенности внешнего
строения, питания, размножения и развития. Строение яйца (на примере
куриного). Уход за домашними птицами. Содержание, кормление, разведение.
Значение птицеводства.
Демонстрация скелета курицы, чучел птиц. Прослушивание голосов птиц.
Показ видеофильмов.
Экскурсия для наблюдения за поведением птиц в природе (или экскурсия на
птицеферму).
Практические работы
Подкормка зимующих птиц.
Наблюдение и уход за птицами в живом уголке.
Млекопитающие животные
1.
2.

Общие сведения. Разнообразие млекопитающих животных. Общие признаки
млекопитающих (рождение живых детенышей и вскармливание их молоком).
Классификация млекопитающих животных: дикие (грызуны, зайцеобразные,
хищные, пушные звери, морские, приматы) и сельскохозяйственные.
Грызуны. Общие признаки грызунов: внешний вид, среда обитания, образ
жизни, питание, размножение.
Мышь (полевая и серая полевка), белка, суслик, бобр. Отличительные
особенности

каждого

животного.

Значение

грызунов

в

природе

и

хозяйственной деятельности человека. Польза и вред, приносимые грызунами.
Охрана белок и бобров.
Зайцеобразные. Общие признаки: внешний вид, среда обитания, образ жизни,
питание, значение в природе (заяц-русак, заяц-беляк).
Хищные звери. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид, отличительные
особенности. Особенности некоторых из них. Образ жизни. Добыча пищи.
Черты сходства и различия.
Псовые (собачьи): волк, лисица. Медвежьи: медведи (бурый, белый).

Кошачьи: снежный барс, рысь, лев, тигр. Сравнительные характеристики.
Пушные звери: соболь, куница, норка, песец. Пушные звери в природе.
Разведение на зверофермах.
Копытные (парнокопытные, непарнокопытные) дикие животные: кабан,
лось. Общие признаки, внешний вид и отличительные особенности. Образ
жизни, питание, места обитания. Охрана животных.
Морские животные. Ластоногие: тюлень, морж. Общие признаки, внешний
вид, среда обитания, питание, размножение и развитие. Отличительные
особенности, распространение и значение.
Китообразные: кит, дельфин. Внешний вид, места обитания, питание. Способ
передвижения.

Особенности

вскармливания

детенышей.

Значение

китообразных.
Охрана морских млекопитающих. Морские животные, занесенные в Красную
книгу (нерпа, пятнистый тюлень и др.).
Приматы.

Общая

характеристика.

Знакомство

с

отличительными

особенностями различных групп. Питание. Уход за потомством. Места
обитания.
Демонстрация видеофильмов о жизни млекопитающих животных.
Экскурсия в зоопарк, краеведческий музей (дельфинарий, морской аквариум).
Практические

работы

Зарисовки тетрадях.

Игры (зоологическое лото и др.).
Сельскохозяйственные млекопитающие
Кролик. Внешний вид и характерные особенности кроликов. Питание.
Содержание кроликов. Разведение.
Корова. Отличительные особенности внешнего строения. Особенности
питания. Корма для коров. Молочная продуктивность коров. Вскармливание
телят. Некоторые местные породы. Современные фермы: содержание коров,
телят.
Овца. Характерные особенности внешнего вида. Распространение овец.
Питание. Способность к поеданию низкорослых растений, а также растений,

имеющих горький и соленый вкус. Значение овец в экономике страны.
Некоторые породы овец. Содержание овец в зимний и летний периоды.
Свинья. Внешнее строение. Особенности внешнего вида, кожного покрова
(жировая прослойка). Уход и кормление (откорм). Свиноводческие фермы.
Лошадь. Внешний вид, особенности. Уход и кормление. Значение в народном
хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы, рысаки.
Северный олень. Внешний вид. Особенности питания. Приспособленность к
условиям жизни. Значение. Оленеводство.
Верблюд. Внешний вид. Особенности питания. Приспособленность к
условиям жизни. Значение для человека.
Демонстрация

видеофильмов

(для

городских

школ).

Экскурсии

и

практические работы по уходу за животными
Заочная экскурсия в зоопарк, на звероводческую ферму
Практическая работа на животноводческой ферме: участие в раздаче
кормов, уборке помещения (для сельских школ).
Особенности обучения.
Формы организации образовательного процесса: урок.
Формы обучения: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в
парах и группах, коллективная работа.
Система оценки достижения планируемых результатов
Система оценки личностных результатов.
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения
метода экспертной оценки.
Оценка результатов осуществляется в баллах:
0 баллов ― нет фиксируемой динамики; 1 балл ― минимальная динамика;
2 балла ― удовлетворительная динамика; 3 балла ― значительная динамика.
Система оценки предметных результатов.
Комплексная система оценки предметных результатов осуществляется на

основании применения метода экспертной оценки один раз в конце учебного
года и фиксируется в дневнике наблюдений на каждого обучающегося.
Устный опрос является одним из методов учета знаний, умений и навыков
обучающихся. При оценивании устных ответов по учебным предметам
гуманитарного цикла (география, история, естествознание и др.) принимается
во внимание:
–
Правильность ответа по содержанию,
свидетельствующая об осознанности усвоения изученного
материала;
–
полнота ответа;
–
умение практически применять свои знания;
–
последовательность изложения и речевое
оформление ответа.
Критерии для оценивания устных ответов являются общими для всех
предметов: Отметка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает
понимание материала, может с помощью учителя сформулировать, обосновать
самостоятельно ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные
ошибки, которые сам исправляет.
Отметка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом
соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности и
исправляет их с помощью учителя; допускает аграмматизмы в речи.
Отметка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему,
излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд
ошибок в речи, не способен самостоятельно применять знания, нуждается в
постоянной помощи учителя.
Отметка «2» может выставляться в устной форме, как метод воспитательного
воздействия на обучающегося.
Система оценки сформированности базовых учебных действий
Оценка БУД осуществляется по 5-ти бальной системе:
0
баллов ― действие отсутствует, обучающийся не
понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с
учителем;
1
балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной

ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя,
при необходимости требуется оказание помощи;
2
балла ― преимущественно выполняет действие по
указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его
самостоятельно;
3
балла ― способен самостоятельно выполнять действие в
определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые
исправляет по прямому указанию учителя;
4
балла ― способен самостоятельно применять действие, но
иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5
баллов ― самостоятельно применяет действие в любой
ситуации. Высокий уровень сформированности БУД 80 – 64 баллов
Средний уровень сформированности БУД
63 – 35 баллов Низкий уровень
сформированности БУД 34 – 17 баллов БУД не сформированы 16 - 0 баллов
После подсчета всех баллов определяется уровень сформированности:
Высокий - 80 – 64 баллов
Средний - 63 – 35 баллов
Низкий - 34 – 17 баллов
БУД не сформированы - 16 - 0 баллов
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Технологии обучения
Традиционные технологии обучения в коррекционной работе являются
основными. Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии
учителя и учащихся. Традиционные технологии позволяют обогащать
воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их
жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи учащихся.
Игровые технологии – единство развивающих возможностей игровых
технологий для формирования личности обучающихся осуществляется
средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности,
доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей, путем
осуществления

специальных

игровых

программ,

имеющих

как

общеразвивающий, так и специализированный характер. В отечественной
педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д.

Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин.
Личностно-ориентированные технологии (Якиманская И.С., Амонашвили
Ш.А.) в школе

–

воспитательного

интернате

процесса

с

направлены
учетом

на

организацию

индивидуальных

учебно-

особенностей,

возможностей и способностей учащихся. Применение данной технологии
позволяет

мне

формировать

адаптивные,

социально-активные

черты

учащихся, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе,
ответственности за свой выбор.
Технологии компенсирующего обучения. К компенсирующим элементам
(средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь:
любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка);
понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он
есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие,
необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться,
учись владеть собой). Это имеет еще более важное значение при работе с
детьми- сиротами, часто простое ласковое прикосновение успокаивает
ребенка и активизирует его учебную деятельность.
Методы обучения
Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа.
Рассказ - небольшое по объему и эмоционально насыщенное изложение
учебного материала. Для лучшей доступности рекомендуется применять
прием образности в рассказе. Композиция рассказа состоит из завязки,
нарастания и развязки.
В сюжете рассказа должно быть несложные рассуждения. При рассказе
обязательно применение наглядности. В рассказе иногда можно использовать
небольшой диалог. По длительности рассказ в l-4-x классах не должен
превышать 10 минут. Фабула рассказа должна быть предельно простой с
малыми событиями. Не стоит прерывать рассказ вопросами к ученикам. Они
из-за этого могут потерять нить рассказа.
Перед рассказом и после него ведется объяснительно-подготовительная

работа: проводится беседа для связи рассказа с темой, разбираются трудные и
неизвестные слова, а после рассказа желательно провести обобщающую беседу
с выделением главной идеи.
Объяснение - это логическое изложение темы или объяснение сущности
учебного материала на выявление закономерностей фактов в форме рассказа,
доказательств, рассуждений и описаний.
Делается это для понимания умственно отсталыми учащимися содержания
учебного материала. Объяснение в 1 классах краткое, не более 5 минут. При
объяснении необходимо осуществлять акцентирование на главных моментах
содержания материала, применять интонацию, ударения на главном,
существенном в объяснении.
Объяснение необходимо совмещать с показом и демонстрацией.
Беседа - это вопросно-ответный способ изучения учебного материала. Она
побуждает к активной мыслительной деятельности умственно отсталого
учащегося.
Беседа является мощным средством в коррекции умственного развития
ученика. Эффективность беседы зависит от характера вопросов к ученикам.
Они должны быть краткие, предельно

понятные

и

соответствовать

ожидаемому ответу. Вопросы должны будить мысль умственно отсталого
ученика и быть логически взаимосвязаны, один вопрос должен вытекать из
второго, эффективность беседы также зависит от качества речи учителя.
Речь

учителя должна быть выразительной, ясной в произношении,

эмоциональной.
Наглядные методы: показ, иллюстрация, демонстрация, наблюдение.
Наглядные методы - это такие способы обучения, когда прием информации
и осознание учебного материала происходит на чувственных восприятиях
предмета. Эти методы имеют хорошую коррекционную направленность из-за
соответствия их наглядно-образному мышлению умственно отсталых детей.
Показ - это предъявление образа действия разных способов работы. Условие:
обеспечить умственно отсталым детям способность видеть все, что им

показывают. И нужно научить видеть то, что показывают. Для этого нужно
указать, на что именно детям нужно смотреть.
Иллюстрация - это наглядное объяснение путем предъявления предметов, их
изображений,

примеров.

Иллюстрация

обеспечивает

понимание

малодоступных абстракций речи на основе их предметного соотношения
(особенно смену времен года, высотную поясность, тепловые пояса и т.д.).
После показа объект убирается.
Демонстрация - показ предметов в движении.
Наблюдение - процесс целенаправленного восприятия самими умственно
отсталыми детьми по ходу урока.
Психологические функции наглядных средств в обучении состоят из:





сигнально-информативной;
носителя образа;
стимулятора в деятельности всех анализаторов;
иллюстрации и демонстрации.

Практические методы: прием.
Прием – это часть метода. Например, при использовании метода упражнений
применяются следующие приемы: сообщение условий задания, запись
условий, выполнение задания, анализ результатов выполнения задания,
контроль за правильностью выполнения задания.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Формирование доступных представлений о мире и практики взаимодействия
с окружающим миром в рамках содержательной области «Биология»
происходит с использованием традиционных дидактических средств, с
применением видео, проекционного оборудования, Интернет-ресурсов и
печатных

материалов,

муляжей

предметов.

Обогащению

опыта

взаимодействия с окружающим миром способствует непосредственный
контакт обучающихся с умственной

отсталостью (интеллектуальными

нарушениями) с миром живой природы (растительным и животным). В

качестве

средств

обучения

могут

выступать

комнатные

растения,

пришкольный участок.
Технические средства обучения.
Компьютер;
Магнитофон;
Музыкальный центр;
Видеоаппаратура;
Ауди и видео записи;
Компактдиски;
Энциклопедии;
Интернет ресурсы.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Биология»
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

предполагает использование:
мебель: школьная доска, шкафы, стол учителя, стул
учителя, парты, стулья для учащихся;
комплект учебников: «Природоведение».
программно-методическое обеспечение: методические
рекомендации для учителя;
технические средства обучения;
печатное оборудование: карточки, картины, плакаты, карты;
полезные ископаемые;
микроскопы;
гербарий;
оборудование для проведения предметно-практических
упражнений (ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски,
кисточки, пластилин т.п.); - муляжи (фрукты, овощи, дикие и
домашние животные).
-


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».