Адаптированная рабочая программа учебного предмета «История» для обучающихся 6-9 классов(Вариант 1)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Приморского края
МКУ "Управление образования" Октябрьского муниципального округа
МОБУ Липовецкая СОШ №1

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом
совете

Заместитель директора
по УВР

Директор

________________________

________________________

________________________

Приказ № 83-о от «31»
августа 2023 г.

Раецкая Л.С
Ларина М.Н.
Приказ №83-о от «31»
Приказ №83-о от «31»
августа 2023 г.
августа 2023 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «История»
для обучающихся 6-9 классов
(Вариант 1)

пгт. Липовцы 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа по истории для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) разработана в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе Федеральной адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
обучающихся
с
умственной
отсталостью(интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа по учебному предмету «Истории» для обучающихся с лёгкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) адаптирована для этой
категории обучающихся с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
В основу изучения предмета «Мир истории» (6 класс) положен принцип
цивилизационного анализа исторических фактов, позволяющий на конкретных примерах
познакомить обучающихся с историей развития человека и человеческой цивилизации. Такой
подход позволяет создать условия для формирования нравственного сознания, усвоения и
накопления обучающимися социального опыта, коррекции и развития высших психических
функций.
Цель изучения предмета «Мир истории» заключается в подготовке обучающихся к
усвоению курса «История Отечества» в VII-IX классах. Предмет «История Отечества» играет
важную роль в процессе развития и воспитания личности обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), формирования гражданской позиции
обучающихся, воспитания их в духе патриотизма и уважения к своей Родине, ее историческому
прошлому.
Основные цели изучения данного предмета «История Отечества»:
- формирование нравственного сознания развивающейся личности обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способных к определению своих
ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны;
-развитие умения применять исторические знания в учебной и социальной деятельности;
развитие нарушенных при умственной отсталости высших психических функций.
Достижение этих целей будет способствовать социализации обучающихся с
интеллектуальным недоразвитием.
Основные задачи изучения предмета:
овладение обучающимися знаниями о выдающихся событиях и деятелях отечественной
истории;
формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, труде людей в разные
исторические эпохи;
формирование представлений о развитии российской культуры, ее выдающихся
достижениях, памятниках;
формирование представлений о постоянном развитии общества, связи прошлого и
настоящего;
усвоение обучающимися терминов и понятий, знание которых необходимо для понимания
хода развития истории;
формирование интереса к истории как части общечеловеческой культуры, средству
познания мира и самопознания;
формирование у обучающихся умений применять исторические знания для осмысления
сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном
поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе;
воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству;
воспитание гражданственности и толерантности;
коррекция и развитие познавательных психических процессов.

Место предмета в учебном плане
Программа предмета курса «История» рассчитана на 4 года (с 6 по 9 класс). В учебном
плане на изучение предмета выделено 272 часа (по 2 часа в неделю, 68 часов в год).
В программу курса «История» входят следующие блоки тем:
6 класс - «Мир истории» (пропедевтика), 2 ч. в неделю;
7 класс - «История Отечества» (Древняя Русь, Российское государство X-XVII в.), 2 ч. в
неделю;
8 класс - «История Отечества» (Российская империя XVII - начало XX в.), 2 ч. в неделю;
9 класс - «История Отечества» (новейшая история России начало XX - начало XXI), 2 ч.
в неделю.
Содержание учебного предмета
«Мир истории»
6 класс
Введение
Представление о себе и окружающем мире
Твое имя, отчество, фамилия. История имени. Возникновение и значение имен. Отчество
в имени человека. Происхождение фамилий. Семья: близкие и дальние родственники.
Поколения, предки, потомки, родословная. Даты жизни. Понятие о биографии. Твоя биография.
Дом, в котором ты живешь. Место нахождения твоего дома (регион, город, поселок, село),
кто и когда его построил. Твои соседи.
Пословицы и поговорки о доме, семье, соседях.
История улицы. Названия улиц, их происхождение. Улица твоего дома, твоей школы.
Местность, где мы живем (город, село). Происхождение названия местности. Край
(область, республика), в котором мы живем; главный город края, национальный состав, основные
занятия жителей края, города.
Россия — страна, в которой мы живем: ее столица, население, национальный состав.
Республики в составе Российской Федерации. Государственные символы РФ. Руководитель
страны (президент РФ).
Большая и малая родина.
Другие страны мира (обзорно, с примерами). Планета, на которой мы живем.
Представления о времени в истории
Представление о времени как о прошлом, настоящем и будущем. Понятия: вчера, сегодня,
завтра. Меры времени. Измерение времени. Календарь (происхождение, виды).
Представление об историческом времени: век, (столетие), тысячелетие, историческая
эпоха (общее представление). «Лента времени».Краткие исторические сведения о названии
месяцев (римский календарь, русский земледельческий календарь). Части века: начало века,
середина века, конец века, граница двух веков (конец одного века и начало другого); текущий
век, тысячелетие. Основные события ХХ века (обзорно, с примерами). Новое тысячелетие (XXI
век).
Начальные представления об истории
История наука о прошлом (о жизни и деятельности людей в прошлом). Значение
исторических знаний для людей. Историческая память России.
Науки, помогающие добывать исторические сведения: археология, этнография,
геральдика, нумизматика (элементарные представления на конкретных примерах).
Источники исторических знаний: вещественные (предметы быта; памятники зодчества,
строительства и архитектуры; живопись и т.д.), устные (фольклор), письменные (летописи,
старинные книги, надписи и рисунки и т.д.). Архивы и музеи (виды музеев). Библиотеки.
Историческое пространство. Историческая карта.
История Древнего мира
Версии о появлении человека на Земле (научные, религиозные). Отличие человека от
животного.

Время появления первобытных людей, их внешний вид, среда обитания, отличие от
современных людей.
Стадный образ жизни древних людей. Занятия. Древние орудия труда. Каменный века.
Постепенные изменения во внешнем облике. Зарождение речи. Совершенствование
орудий труда и занятий. Защита от опасностей. Образ жизни и виды деятельности. Причины
зарождения религиозных верований. Язычество.
Изменение климата Земли, наступление ледников. Смена образа жизни древних людей
из- за климатических условий: борьба за выживание. Способы охоты на диких животных.
Приручение диких животных. Пища и одежда древнего человека.
Конец ледникового периода и расселение людей по миру. Влияние различных
климатических условий на изменения во внешнем облике людей. Развитие земледелия,
скотоводства. Появление новых орудий труда. Начало бронзового века. Оседлый образ жизни.
Коллективыдревних людей: семья, община, род, племя.
Возникновение имущественного и социального неравенства, выделение знати.
Зарождение обмена, появление денег. Первые города Создание человеком искусственной
среды обитания. Возникновение древнейших цивилизаций.
История вещей и дел человека (от древности до наших дней)
История освоения человеком огня, энергии
Источники огня в природе. Способы добычи огня древним человеком. Очаг. Причины
сохранения огня древним человеком, культ огня. Использование огня для жизни: тепло, пища,
защита от диких животных.
Использование огня в производстве: изготовление посуды, орудий труда, выплавка
металлов, приготовление пищи и др.
Огонь в военном деле. Изобретение пороха. Последствия этого изобретения в истории
войн.
Огонь и энергия. Виды энергии: электрическая, тепловая, атомная (общие
представления). Изобретение электричества как новый этап в жизни людей. Современные
способы получения большого количества энергии. Экологические последствия при получении
тепловой энергии от сжигания полезных ископаемых (угля, торфа, газа), лесов. Роль
энергетических ресурсов Земли для жизни человечества.
История использования человеком воды
Вода в природе. Значение воды в жизни человека. Охрана водных угодий.
Причины поселения древнего человека на берегах рек, озер, морей. Рыболовство.
Передвижение человека по воде. Судоходство, история мореплавания, открытие новых земель
(общие представления).
Вода и земледелие. Поливное земледелие, причины его возникновения. Роль поливного
земледелия, в истории человечества.
Использование человеком воды для получения энергии:
водяное колесо,
гидроэлектростанция. Использование воды при добыче полезных ископаемых.
Профессии людей, связанные с освоением энергии и водных ресурсов.
История жилища человека
Понятие о жилище. История появления жилища человека. Первые жилища: пещеры,
шалаш, земляные укрытия. Сборно-разборные жилища. Материалы, используемые для строительства жилья у разных народов (чумы, яранги, вигвамы, юрты). История совершенствования
жилища. Влияние климата и национальных традиций на строительство жилья и других зданий.
Архитектурные памятники в строительстве, их значение для изучения истории.
История появления мебели
Назначение и виды мебели, материалы для ее изготовления.
История появления первой мебели. Влияние исторических и национальных традиций на
изготовление мебели. Изготовление мебели как искусство. Современная мебель. Профессии
людей, связанные с изготовлением мебели.

История питания человека
Питание как главное условие жизни любого живого организма. Уточнение представлений
о пище человека в разные периоды развития общества.
Добывание пищи древним человеком как борьба за его выживание. Способы добывания:
собирательство, бортничество, рыболовство, охота, земледелие, скотоводство. Приручение
человеком животных. Значение домашних животных в жизни человека.
История хлеба и хлебопечения.
Способы хранения и накопления продуктов питания.
Влияние природных условий на традиции приготовления пищи у разных народов.
Употребление пищи как необходимое условие сохранения здоровья и жизни человека.
История появления посуды
Посуда, ее назначение. Материалы для изготовления посуды. История появления посуды.
Глиняная посуда. Гончарное ремесло, изобретение гончарного круга, его значение для развития
производства глиняной посуды. Народные традиции в изготовлении глиняной посуды.
Деревянная посуда. История появления и использования деревянной посуды, ее виды.
Преимущества деревянной по суды для хранения продуктов, народные традиции ее изготовления.
Посуда из других материалов. Изготовление посуды как искусство.
Профессии людей, связанные с изготовлением посуды.
История появления одежды и обуви
Уточнение представлений об одежде и обуви, их функциях. Материалы для изготовления
одежды и обуви. Различия в мужской и женской одежде.
Одежда как потребность защиты человеческого организма от неблагоприятных условий
среды. Виды одежды древнего человека. Способы изготовления, материалы, инструменты.
Совершенствование видов одежды в ходе развития земледелия и скотоводства,
совершенствование инструментов для изготовления одежды. Влияние природных и
климатических условий на изготовление одежды. Народные традиции изготовления одежды.
Изготовление одежды как искусство. Изменения в одежде и обуви в разные времена у разных
народов. Образцы народной одежды (на примере региона).
История появления обуви. Влияние климатических условий на возникновение разных
видов обуви. Обувь в разные исторические времена: лапти, сапоги, туфли, сандалии и др.
Профессии людей, связанные с изготовлением одежды и обуви.
История человеческого общества
Представления древних людей об окружающем мире. Освоение человеком морей и
океанов, открытие новых земель, изменение представлений о мире.
Истоки возникновения мировых религий: иудаизм, христианство, буддизм, ислам.
Значение религии для духовной жизни человечества.
Зарождение науки, важнейшие человеческие изобретения.
Направления в науке: астрономия, математика, география и др. Изменение среды и
общества в ходе развития науки.
Значение устного творчества для истории: сказания, легенды, песни, пословицы,
поговорки. История возникновения письма. Виды письма: предметное письмо, клинопись,
иероглифическое письмо. Латинский и славянский алфавит. История книги и книгопечатания.
Культура и человек как носитель культуры. Искусство как особая сфера человеческой
деятельности.
Виды и направления искусства.
Условия для возникновения государства. Аппарат власти. Право, суд, армия. Гражданин.
Виды государств: монархия, диктатура, демократическая республика. Политика государства,
гражданские свободы, государственные законы.
Экономика как показатель развития общества и государства. История денег, торговли.
Государства богатые и бедные.
Войны. Причины возникновения войн. Исторические уроки войн.

История Отечества
7-9 класс
Введение в историю
Что такое история. Что изучает история Отечества. Вещественные, устные и письменные
памятники истории. Наша Родина - Россия. Наша страна на карте. Государственные символы
России. Глава нашей страны. История края - часть истории России. Как изучается родословная
людей. Моя родословная. Счет лет в истории. "Лента времени".
История нашей страны древнейшего периода
Древнейшие поселения на территории Восточно-Европейской равнины. Восточные
славяне - предки русских, украинцев и белорусов. Родоплеменные отношения восточных славян.
Славянская семья и славянский поселок. Основные занятия, быт, обычаи и верования восточных
славян. Взаимоотношения с соседними народами и государствами. Объединение восточных
славян под властью Рюрика.
Русь в IX - I половине XII века.
Образование государства восточных славян - Древней Руси. Формирование княжеской
власти. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Крещение Руси при князе
Владимире: причины и значение.
Социально-экономический и политический строй Древней Руси. Земельные отношения.
Жизнь и быт людей. Древнерусские города, развитие ремесел и торговли. Политика Ярослава
Мудрого и Владимира Мономаха.
Древнерусская культура.
Распад Киевской Руси. Борьба с иноземными завоевателями (XII - XIII века).
Причины распада единого государства Древняя Русь. Образование земель самостоятельных государств, особенности их социально-политического и культурного развития.
Киевское княжество. Владимиро-Суздальское княжество. Господин Великий Новгород.
Культура Руси в XII - XIII веках.
Русь между Востоком и Западом. Монгольские кочевые племена. Сражение на Калке.
Нашествие монголов на Русь. Походы войск Чингисхана и хана Батыя. Г ероическая оборона
русских городов. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. Русь и Золотая
Орда. Борьба населения русских земель против ордынского владычества.
Отношения Новгорода с западными соседями. Борьба с рыцарями-крестоносцами. Князь
Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище.
Начало объединения русских земель (14-15 века)
Возвышение Москвы при князе Данииле Александровиче. Московский князь Иван Калита
и его политика. Расширение территории Московского княжества. Превращение Москвы в
духовный центр русской земли. Князь Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. Куликовская
битва, ее значение.
Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Князь Иван III.
Освобождение от иноземного господства. Образование единого Русского государства и его
значение. Становление самодержавия. Система государственного управления. Культура и быт
Руси в XIV - XV вв.
Россия в XVI - XVII веках.
Расширение государства Российского при Василии III. Русская православная церковь в
Российском государстве. Первый русский царь Иван IV Грозный. Система государственного
управления при Иване Грозном. Опричнина: причины, сущность, последствия. Внешняя
политика Московского государства в XVI веке. Присоединение Поволжья, покорение Сибири.
Строительство сибирских городов. Быт простых и знатных людей.
Москва - столица Российского государства. Московский Кремль при Иване Грозном.
Развитие просвещения, книгопечатания, зодчества, живописи. Быт, нравы, обычаи.
Россия на рубеже XVI - XVII веков. Царствование Бориса Годунова. Смутное время.
Самозванцы. Восстание под предводительством И. Болотникова. Освободительная борьба
против интервентов. Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Подвиг И. Сусанина.

Освобождение Москвы. Начало царствования династии Романовых.
Правление первых Романовых. Конец Смутного времени. Открытие новых земель.
Русские первопроходцы. Крепостные крестьяне. Крестьянское восстание под предводительством
С. Разина. Власть и церковь. Церковный раскол. Внешняя политика России в XVII веке. Культура
и быт России в XVII веке.
Россия в XVIII веке.
Начало царствования Петра I. Азовские походы. "Великое посольство" Петра I. Создание
российского флота и борьба за выход к Балтийскому и Черному морям. Начало Северной войны.
Строительство Петербурга. Создание регулярной армии. Полтавская битва: разгром шведов.
Победы русского флота. Окончание Северной войны. Петр I - первый российский император.
Личность Петра I Великого. Реформы государственного управления, губернская реформа.
Оппозиция реформам Петра I, дело царевича Алексея. Экономические преобразования в стране.
Нововведения в культуре. Развитие науки и техники. Итоги и цена петровских преобразований.
Дворцовые перевороты: внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Российская
Академия наук и деятельность М.В. Ломоносова. И.И. Шувалов - покровитель просвещения,
наук и искусства. Основание первого Российского университета и Академии художеств.
Правление Екатерины II - просвещенный абсолютизм. Укрепление императорской власти.
Развитие промышленности, торговли, рост городов. "Золотой век дворянства". Положение
крепостных крестьян, усиление крепостничества. Восстание под предводительством Е. Пугачева
и его значение. Русско-турецкие войны второй половины XVIII века, их итоги. Присоединение
Крыма и освоение Новороссии. А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура и быт России во второй
половине XVIII века. Русские изобретатели и умельцы, развитие исторической науки,
литературы, искусства.
Правление Павла I.
Россия в первой половине XIX века.
Россия в начале XIX века. Приход к власти Александра I. Внутренняя и внешняя политика
России. Отечественная война 1812 г. Основные этапы и сражения войны. Бородинская битва.
Герои войны (М.И. Кутузов, М.Б. Барклай-де-Толли, П.И. Багратион, Н.Н. Раевский, Д.В.
Давыдов). Причины победы России в Отечественной войне. Народная память о войне 1812 г.
Правление Александра I. Движение декабристов: создание тайных обществ в России, их
участники. Вступление на престол Николая I. Восстание декабристов на Сенатской площади в
Санкт-Петербурге. Суд над декабристами. Значение движения декабристов.
Правление Николая I. Преобразование и укрепление государственного аппарата.
Введение военных порядков во все сферы жизни общества. Внешняя политика России. Крымская
война 1853 - 1856 гг. Итоги и последствия войны.
"Золотой век" русской культуры первой половины XIX века. Развитие науки, техники,
живописи, архитектуры, литературы, музыки. Выдающиеся деятели культуры (А.С. Пушкин,
М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, М.И. Глинка, В.А. Тропинин, К.И. Росси).
Россия во второй половине XIX - начале XX века.
Правление Александра II. Отмена крепостного права, его значение. Жизнь крестьян после
отмены крепостного права. Социально-экономическое развитие России. Реформы, связанные с
преобразованием жизни в стране (городская, судебная, военная реформы, открытие начальных
народных училищ). Убийство Александра II.
Приход к власти Александра III. Развитие российской промышленности, формирование
русской буржуазии. Положение и жизнь рабочих. Появление революционных кружков. Жизнь и
быт русских купцов, городского и сельского населения. Наука и культура во второй половине
XIX века. Великие имена: И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, В.И. Суриков, П.И.
Чайковский, А.С. Попов, А.Ф. Можайский.
Начало правления Николая II. Промышленное развитие страны. Положение основных
групп населения. Стачки и забастовки рабочих. Русско-японская война 1904 - 1905 гг.: основные
сражения. Причины поражения России в войне. Воздействие войны на общественную и
политическую жизнь страны.

Первая русская революция 1905 - 1907 гг. Кровавое воскресенье 9 января 1905 г. - начало
революции, основные ее события. "Манифест 17 октября 1905 года". Поражение революции, ее
значение. Реформы П.А. Столыпина и их итоги.
"Серебряный век" русской культуры. Выдающиеся деятели культуры: А.М. Горький, В.А.
Серов, Ф.И. Шаляпин, Анна Павлова. Появление первых кинофильмов в России.
Россия в Первой мировой войне. Героизм и самоотверженность русских солдат. Победы
и поражения русской армии в ходе военных действий. Брусиловский прорыв. Подвиг летчика
П.Н. Нестерова. Экономическое положение в стране. Отношение к войне в обществе.
Россия в 1917-1921 годах
Революционные события 1917 года. Февральская революция и отречение царя от
престола. Временное правительство. А.Ф. Керенский. Создание Петроградского Совета рабочих
депутатов. Двоевластие. Обстановка в стране в период двоевластия. Октябрь 1917 года в
Петрограде. II Всероссийский съезд Советов. Образование Совета Народных Комиссаров (СНК)
во главе с В.И. Лениным. Принятие первых декретов "О мире" и "О земле". Установление
советской власти в стране и образование нового государства - Российской Советской
Федеративной Социалистической Республики (РСФСР). Принятие первой Советской
Конституции - Основного Закона РСФСР. Судьба семьи Николая II.
Гражданская война в России: предпосылки, участники, основные этапы вооруженной
борьбы. Борьба между "красными" и "белыми". Положение населения в годы войны.
Интервенция. Окончание и итоги Гражданской войны. Экономическая политика советской
власти во время Гражданской войны: "военный коммунизм". Экономический и политический
кризис в конце 1920 - начале 1921 г. Массовые выступления против политики власти
(крестьянские восстания, восстание в Кронштадте). Переход к новой экономической политике,
положительные и отрицательные результаты нэпа.
СССР в 20-30 годы 20 века
Образование СССР. Первая Конституция (Основной Закон) СССР 1924 года. Система
государственного управления СССР. Смерть первого главы Советского государства - В. И.
Ленина. Сосредоточение всей полноты партийной и государственной власти в руках И.В.
Сталина. Культ личности Сталина. Массовые репрессии. ГУЛАГ. Последствия репрессий.
Индустриализация страны, первые пятилетние планы. Стройки первых пятилеток
(Днепрогэс, Магнитка, Турксиб, Комсомольск-на-Амуре). Роль рабочего класса в
индустриализации. Стахановское движение. Ударничество.
Коллективизация сельского хозяйства: ее насильственное осуществление, экономические
и социальные последствия. Создание колхозов. Раскулачивание. Гибель крепких крестьянских
хозяйств. Голод на селе.
Новая Конституция СССР 1936 года. Ее значение. Изменения в системе государственного
управления СССР. Образование новых республик и включение их в состав СССР. Политическая
жизнь страны в 30-е годы. Основные направления внешней политики Советского государства в
1920 - 1930-е годы. Укрепление позиций страны на международной арене.
Культура и духовная жизнь в стране в 1920-е - 1930-е гг. "Культурная революция": задачи
и направления. Ликвидация неграмотности, создание системы народного образования. Развитие
советской науки, выдающиеся научные открытия (И.П. Павлов, К.А. Тимирязев, К.Э.
Циолковский) Идеологический контроль над духовной жизнью общества. Русская эмиграция.
Политика власти в отношении религии и церкви. Жизнь и быт советских людей в 20-е - 30-е годы.
СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне 1941-45 годов
СССР накануне Второй мировой войны. Мероприятия по укреплению
обороноспособности страны. Первое военное столкновение между японскими и советскими
войсками в 1938 г. Советско-германский договор о ненападении. Советско-финляндская война
1939 - 1940 годов, ее итоги. Начало Второй мировой войны, нападение Германии на Польшу и
наступление на Запад, подготовка к нападению на СССР.
Нападение Германии на Советский Союз. Начало Великой Отечественной войны.
Героическая оборона Брестской крепости. Первые неудачи Красной армии, героическая защита

городов на пути отступления советских войск. Битва за Москву, ее историческое значение.
Маршал Г.К. Жуков. Герои-панфиловцы.
Героизм тружеников тыла. "Все для фронта! Все для победы!". Создание новых
вооружений советскими военными конструкторами. Блокада Ленинграда и мужество
ленинградцев. Города-герои.
Сталинградская битва. Начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.
Зверства фашистов на оккупированной территории, и в концентрационных лагерях. Подвиг
генерала Д.М. Карбышева. Борьба советских людей на оккупированной территории.
Партизанское движение. Герои-подпольщики и партизаны. Битва на Курской дуге. Мужество и
героизм советских солдат. Отступление немецких войск по всем фронтам. Наука и культура в
годы войны.
Создание антигитлеровской коалиции. Открытие второго фронта в Европе в конце войны.
Изгнание захватчиков с советской земли, освобождение народов Европы. Битва за Берлин.
Капитуляция Германии. Решающий вклад СССР в разгром гитлеровской Г ермании. Завершение
Великой Отечественной войны. День Победы - 9 мая 1945 года.
Вступление СССР в войну с Японией. Военные действия США против Японии в 1945 г.
Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Капитуляция Японии. Окончание Второй
мировой войны. Нюрнбергский процесс. Героические и трагические уроки войны. Причины
победы советского народа. Советские полководцы (Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский, А.М.
Василевский, И.С. Конев), герои войны. Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг. в памяти
народа, произведениях искусства.
Советский Союз в 1945—1991 годах
Возрождение Советской страны после войны. Трудности послевоенной жизни.
Восстановление разрушенных городов. Возрождение и развитие промышленности. Положение в
сельском хозяйстве. Жизнь и быт людей в послевоенное время, судьбы солдат, вернувшихся с
фронта. Новая волна репрессий. Голод 1946 - 1947 гг. Внешняя политика СССР в послевоенные
годы. Укрепление статуса СССР как великой мировой державы. Формирование двух военнополитических блоков. Начало "холодной войны". Политика укрепления социалистического
лагеря.
Смерть И.В. Сталина. Борьба за власть. Приход к власти Н.С. Хрущева. Осуждение культа
личности, начало реабилитации репрессированных. Реформы Н.С. Хрущева. Освоение целины.
Жилищное строительство. Жизнь советских людей в годы правления Н.С. Хрущева. Выработка
новых подходов к внешней политике. Достижения в науке и технике в 50 - 60-е годы.
Исследование атомной энергии. Выдающиеся ученые И.В. Курчатов, М.В. Келдыш, А.Д.
Сахаров. Освоение космоса и полет первого человека. Ю.А. Гагарин. Первая женщина космонавт
В.В. Терешкова. Хрущевская "оттепель". Противоречия внутриполитического курса Н.С.
Хрущева, его отставка.
Экономическая и социальная политика Л.И. Брежнева. Экономический спад. Конституция
СССР 1977 г. Внешняя политика Советского Союза в 70-е годы. Война в Афганистане. XXIIлетние Олимпийские игры в Москве. Ухудшение материального положения населения и
морального климата в стране. Советская культура, жизнь и быт советских людей в 70-е - начале
80-х годов XX века.
Смерть Л.И. Брежнева. Приход к власти М.С. Горбачева. Реформы Горбачева в
политической, социальной и экономической сферах. Вывод войск из Афганистана. Избрание
первого президента СССР - М.С. Горбачева. Нарастание экономического кризиса и обострение
межнациональных отношений в стране. Образование новых политических партий и движений.
Августовские события 1991 г. Распад СССР. Принятие Декларации о государственном
суверенитете РСФСР. Первый президент России Б.Н. Ельцин. Образование Содружества
Независимых Государств (далее - СНГ). Причины и последствия кризиса советской системы и
распада СССР.
Россия (Российская Федерация) в 1991 - 2015 годах.
Вступление России в новый этап истории. Формирование суверенной российской

государственности. Политический кризис осени 1993 г. Принятие Конституции России (1993 г.).
Символы государственной власти Российской Федерации. Экономические реформы 1990-х гг.,
их результаты. Жизнь и быт людей в новых экономических и политических условиях Основные
направления национальной политики: успехи и просчеты. Нарастание противоречий между
центром и регионами. Военно-политический кризис в Чеченской Республике. Внешняя политика
России в 1990-е гг. Отношения со странами СНГ и Балтии. Восточное направление внешней
политики. Русское зарубежье.
Отставка Б.Н. Ельцина, президентские выборы в 2000 году. Второй президент России В.В. Путин. Его деятельность: курс на продолжение реформ, стабилизацию положения в стране,
сохранение целостности России, укрепление государственности, обеспечение согласия и
единства общества. Новые государственные символы России. Развитие экономики и социальной
сферы. Политические лидеры и общественные деятели современной России. Культура и
духовная жизнь общества в начале XXI века. Русская православная церковь в новой России.
Президентские выборы 2008 г. Президент России - Д.А. Медведев. Общественнополитическое и экономическое развитие страны, культурная жизнь на современном этапе.
Разработка новой внешнеполитической стратегии в начале XXI века. Укрепление
международного престижа России.
Президентские выборы 2012 г. Президент России - В.В. Путин. Сегодняшний день России.
Проведение зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 г. Воссоединение Крыма с Россией.
Празднование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Мир истории»
1. Минимальный уровень:
понимание доступных исторических фактов;
использование некоторых усвоенных понятий в активной речи;
последовательные ответы на вопросы, выбор правильного ответа из ряда предложенных
вариантов;
использование помощи педагогического работника при выполнении учебных задач,
самостоятельное исправление ошибок;
усвоение элементов контроля учебной деятельности (с помощью памяток, инструкций,
опорных схем);
адекватное реагирование на оценку учебных действий.
2. Достаточный уровень:
знание изученных понятий и наличие представлений по всем разделам программы;
использование усвоенных исторических понятий в самостоятельных высказываниях;
участие в беседах по основным темам программы;
высказывание собственных суждений и личностное отношение к изученным фактам;
понимание содержания учебных заданий, их выполнение самостоятельно или с помощью
педагогического работника;
владение элементами самоконтроля при выполнении заданий;
владение элементами оценки и самооценки;
проявление интереса к изучению истории.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
"История Отечества".
1. Минимальный уровень:
знание некоторых дат важнейших событий отечественной истории;
знание некоторых основных фактов исторических событий, явлений, процессов;
знание имен некоторых наиболее известных исторических деятелей (князей, царей,
политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры);

понимание значения основных терминов-понятий;
установление по датам последовательности и длительности исторических событий,
пользование "Лентой времени";
описание предметов, событий, исторических героев с опорой на наглядность, составление
рассказов о них по вопросам педагогического работника;
нахождение и показ на исторической карте основных изучаемых объектов и событий;
объяснение значения основных исторических понятий с помощью педагогического
работника.
2. Достаточный уровень:
знание хронологических рамок ключевых процессов, дат важнейших событий
отечественной истории;
знание некоторых основных исторических фактов, событий, явлений, процессов; их
причины, участников, результаты и значение; составление рассказов об исторических событиях,
формулировка выводов об их значении;
знание мест совершения основных исторических событий;
знание имен известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев,
ученых, деятелей культуры) и составление элементарной характеристики исторических героев;
формирование первоначальных представлений о взаимосвязи и последовательности
важнейших исторических событий;
понимание "легенды" исторической карты и "чтение" исторической карты с опорой на ее
"легенду";
знание основных терминов понятий и их определений;
соотнесение года с веком, установление последовательности и длительности
исторических событий;
сравнение, анализ, обобщение исторических фактов;
поиск информации в одном или нескольких источниках;
установление и раскрытие причинно-следственных связей между историческими
событиями и явлениями.
К личностным результатам освоения программы относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными
компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых
мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной
организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве природной и социальной частей;
11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других
людей;
13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям;
14) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Оценка предметных результатов
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием предмета и
характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в
практической деятельности и жизни. Основными критериями оценки планируемых результатов
являются следующие: соответствие/несоответствие науке и практике; прочность усвоения
(полнота и надежность).
Таким образом, усвоенные предметные результаты могут быть оценены с точки зрения
достоверности как «верные» или «неверные». Критерий «верно» / «неверно» свидетельствует о
частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их
предупреждения или преодоления. По критерию прочности могут оцениваться как
удовлетворительные; хорошие и очень хорошие (отличные). Результаты овладения программы
выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного
решения: по способу предъявления (устные, письменные, практические); по характеру
выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
Тематическое планирование
6 класс
Название разделов, тем, уроков
Раздел 1. Введение.
Представление о себе и окружающем мире.
Раздел 2. История древнего мира
Раздел 3. История вещей и дел человека (от древности до наших дней)
Раздел 4. История человеческого общества
Итоговый урок по разделу «История человеческого общества».
Итого по курсу:

Час
31
8
18
11
1
68

7 класс
Название разделов, тем, уроков
Раздел 1. Введение в историю
Раздел 2. История нашей страны древнейшего периода
Раздел3. Киевская Русь
Раздел 4. Распад Киевской Руси
Раздел 5. Борьба с иноземными завоевателями
Раздел 6: Начало объединения русских земель
Итоговое повторение
Итого по курсу:

Час
7
10
14
10
12
14
1
68

8 класс
Название разделов, тем, уроков
Тема 1. Единая Россия (конец XV-XVII век)
Тема 2. Великие преобразования России в XVIII веке
Тема 3. История нашей страны в период XIX века
Итого по курсу

Час
23
21
24
68

9 класс
Название разделов, тем, уроков
Введение
Великая российская революция и гражданская война
Советское государство в 1920-1930 годы
СССР в Великой Отечественной войне
Послевоенное развитие СССР. Российская Федерация в конце 20-начале 21 века
Повторительно - обобщающий урок по теме: «Новая Россия в 1991 - 2015
годах».
Итоговое повторение
Итого по курсу

Час
1
22
9
14
22
1
1
68

Учебно-методический комплект, используемый по предмету «История» в 6-9 классах:
И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. «Мир истории» 6 класс. Учебник для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные
основные
общеобразовательные программ. М., «Просвещение», 2021.
И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. «История Отечества» 7 класс. Учебник для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные
основные
общеобразовательные программ. М., «Просвещение», 2021.
И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. «История Отечества» 8 класс. Учебник для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные
основные
общеобразовательные программ. М., «Просвещение», 2021.
И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. «История Отечества» 9 класс. Учебник для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные
основные
общеобразовательные программ. М., «Просвещение», 2021.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».