Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для обучающихся 1-4 классов(Вариант 7.2)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство Образования Приморского края
МКУ "Управление образования" Октябрьского муниципального округа
МОБУ Липовецкая СОШ №1

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом
совете

заместитель директора
по УВР

директор

________________________

________________________

________________________

83-о от «31» августа 2023 г.

Раецкая Л.С.
83-о от «31» августа 2023 г.

Ларина М.Н.
83-о от «31» августа 2023 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Окружающий мир»
(для обучающихся с задержкой психического развития, вариант 7.2)

для обучающихся 1-4 классов

пгт. Липовцы 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа по предмету «Окружающему миру» на уровне
начального общего образования составлена на основе Требований к результатам
освоения основной образовательной программы начального общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
начального общего образования, а также Примерной программы воспитания и
является

приложением

к

Адаптированной

основной

общеобразовательной

программе начального общего образования учащихся с задержкой психического
развития (вариант 7.2).
Программа отражает содержание обучения по предмету «Окружающий мир» с
учетом особых образовательных потребностей учащихся с задержкой психического
развития (ЗПР). Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных
потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих
разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по
годам обучения и в календарно-тематическом планировании.
Общая цель учебного предмета «Окружающий мир» в соответствии с АООП
заключается в формировании начальных знаний о природе и обществе – предпосылок
для изучения широкого спектра учебных предметов в основной школе.
В соответствии с АООП определяются общие задачи предмета:
 сформировать уважительное отношение к России, родному краю, своей семье,
истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

 сформировать начальные знания о предметах и явлениях окружающего мира,
заложить основы экологической грамотности, создать условия для усвоения
элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм
здоровье-сберегающего поведения в природной и социальной среде;

 способствовать усвоению простейших взаимосвязей и взаимозависимостей
между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и
происходящими изменениями в окружающей среде;

 развивать умение устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в
окружающем мире, прогнозировать
простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими
людьми.

Планируемые результаты изучения учебного предмета « Окружающий мир»
Учебный предмет «Окружающий мир» по окончании обучения в начальной
школе в соответствии с АООП позволяет получить:
Личностные результаты:

 осознание себя как гражданина России, знающего и любящего ее природу и
культуру;

 целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур;
 представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре
разных народов России и народов мира, выступающей в разнообразных культурных
формах семейных традиций;

 осознание преемственности от старшего поколения к младшему (традиции в семье);
 готовность к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе,
окружающим людям;

 личностная ответственность за сохранность объектов природы, необходимых для
будущего России;

 эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в символических
образах народного творчества;

 установка на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания первой
помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе

 использование лучших семейных традиций здорового образа жизни народов своего
края.
Метапредметные

результаты

складываются

из

познавательных,

регулятивных и коммуникативных универсальных

учебных

действий

(УУД),

предмета

«Окружаю-

которые

в

рамках

изучения

щий мир» конкретизируются следующим образом.
Познавательные УУД позволяют:

 оперировать со знаково-символическими изображениями;
 находить по требованию учителя необходимую дополнительную информацию;
 понимать содержание учебных текстов, фиксировать полученную информацию в
виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;

 анализировать и сравнивать объекты окружающего мира с выделением
отличительных признаков и классифицировать их;
следственные связи между явлениями, объектами.

устанавливать причинно-

Регулятивные УУД позволяют:

 понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную
учителем;

 планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений
для раскрытия темы, приводить примеры);

 планировать свои действия в течение урока;
 фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой
на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно
относиться к своим успехам/неуспехам;

контролировать и корректировать свое

поведение с учетом установленных правил;

 в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Коммуникативные УУД позволяют:

 формулировать ответы на вопросы;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
 высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
 понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при
выполнении заданий;

 строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
 готовить сообщения, проекты с помощью взрослых.
Результаты формирования сферы жизненной компетенции в соответствии с
ФГОС НОО учащихся с ОВЗ и конкретизацией в АООП проявляются в перечисленных
ниже знаниях и умениях.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении проявляется:

–

в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе,
сформулировать запрос о специальной помощи;

– в умении использовать помощь взрослого для разрешения
затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не
понимаю;

– в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно
выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать
возникшую проблему.

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни,
проявляется в расширении представлений об устройстве домашней жизни,
разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в
быту предметов и вещей.
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее
пространственно-временной организации, проявляется:

– в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия учащегося с
бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении
адекватных представлений об опасности и безопасности;

–

в адекватности бытового поведения учащегося с точки зрения опасности

(безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей
предметной и природной среды;

– в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за
пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и
загородных достопримечательностей и других;

– в расширении представлений о целостной и подробной картине мира,
упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;

– в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями
окружающего мира;

– в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и
ходом собственной жизни в семье и в школе;

– в развитии любознательности, наблюдательности, способности
замечать новое, задавать вопросы;

– в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании
собственной результативности;

– в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и
путешествий;

–

в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы
быть понятым другим

человеком.

Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования.
Они обозначаются в АООП как:

1) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей
семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

2) расширение, углубление и систематизация знаний о предметах и явлениях
окружающего мира, осознание целостности окружающего мира, освоение основ
экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в
мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и
социальной среде;

3) усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой
и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими
изменениями в окружающей среде;

4) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в
окружающем мире, умение
прогнозировать простые последствия собственных действий и действий,
совершаемых другими людьми.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Неживая и живая
природа.
Значение воздуха для растений, животных, человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод,
семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода,
тепло, пища). Насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, их
отличия
Человек и общество
Семья — самое близкое окружение человека. Свои фамилия, имя, отчество,
возраст. Имена и фамилии членов семьи. Младший школьник. Правила поведения в
школе, на уроке. Обращение к учителю. Составление режима дня школьника.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно­смысловое
содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика
России: Государственный герб России, Государственный флаг
России,

Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная
площадь, Большой театр и др. Россия — многонациональная страна.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня.
Правила безопасного поведения в природе.
Правило безопасного поведения в общественных местах.
Правила взаимодействия с незнакомыми людьми.
Тематическое планирование курса «Окружающий мир»
Тематическое планирование составлено с учётом рабочей программы воспитания.
Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию
следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся СОО:
1. Формирование чувства гордость за свою Родину, российский народ и историю
России; осознание своей этнической и национальной принадлежности,
формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических, демократических ценностных ориентаций.
2. Инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в
рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских
проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык
самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и
оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим
идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного
выступления перед аудиторией, аргументирование и отстаивания своей точки
зрения.
Тематическое планирование 1 класс
№ Наименование разделовови итем
тем

Количество часов

1.

Что и кто?»

21

2.

Как, откуда и куда?»

12

3.

Где и когда?»

11

4.

Почему и зачем?

22

Итого

66

Тематическое планирование 2 класс
№

Наименование разделов и тем

Количество
часов

1

Где мы живем?

4

2

Природа

20

3

Жизнь города и села

10

4

Здоровье и безопасность

9

5

Общение

7

6

Путешествия

18
Итого

68

Тематическое планирование 3 класс
№

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

Как устроен мир

7

2

Эта удивительная природа

19

3

Мы и наше здоровье

10

4

Наша безопасность

8

5

Чему учит экономика

12

6

Путешествия по городам и странам

12
68

Тематическое планирование 4 класс
№

Наименование разделов и тем

Количество часов

1. Земля и человечество

9

2. Природа России

10

3. Родной край - часть большой страны

15

4. Страницы всемирной истории

5

5. Страницы истории России

20

6. Современная история

9
Итого

68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».