Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Музыка» для обучающихся 1-4 классов(Вариант 7.2)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство Образования Приморского края
МКУ "Управление образования" Октябрьского муниципального округа
МОБУ Липовецкая СОШ №1

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом
совете

заместитель директора
по УВР

директор

________________________

________________________

83-о от «31» августа 2023 г.

Раецкая Л.С.
83-о от «31» августа 2023 г.

________________________
Ларина М.Н.
83-о от «31» августа 2023 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Музыка»
(для обучающихся с задержкой психического развития, вариант 7.2)

для обучающихся 1-4 классов

пгт. Липовцы 2023

Пояснительная записка
Примерная рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне начального
общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего
образования, а также Примерной программы воспитания и является приложением к
Адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего
образования учащихся с задержкой психического развития (вариант 7.2).
Программа отражает содержание обучения предмету «Музыка» с учетом особых
образовательных потребностей учащихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта
7.2 образовательных потребностей учащихся раскрывается в соответствующих разделах
пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам
обучения и в календарно-тематическом планировании.
Цель реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР - обеспечение
выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий
для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся
с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации адаптированной
программы обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:

•

формирование

социальное,

общей

личностное

и

культуры,

духовно-нравственное,

интеллектуальное

развитие,

развитие

гражданское,
творческих

способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;

•

достижение планируемых результатов освоения адаптированной программы,

целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и
компетентностей,

определяемых

государственными

потребностями

личностными,
и

семейными,

возможностями

общественными,

обучающегося

с

ЗПР,

индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;

•

становление

и

развитие

личности

обучающегося

с

ЗПР

в

её

индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением
преодоления

возможных

трудностей

познавательного,

коммуникативного,

двигательного, личностного развития;

•

создание

благоприятных

условий

образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;

для

удовлетворения

особых

•

обеспечение доступности получения качественного начального общего

образования;

•

обеспечение преемственности начального общего и основного общего

образования;

•

выявление и развитие возможностей и способностей, обучающихся с ЗПР,

через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–
оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с
использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные
формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др.
соревнований;

•

использование в образовательном процессе современных образовательных

технологий деятельностного типа;

•

предоставление

обучающимся

возможности

для

эффективной

самостоятельной работы.
Введение детей в многообразный мир музыки через знакомство с музыкальными
произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих
целей и задач:


формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное
восприятие музыки;



воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного
вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему
народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре
разных народов мира;



развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и
ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха,
певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах
музыкальной деятельности.



совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность
звучания,

кантилена,

унисон,

расширение

объема

дыхания,

дикция,

артикуляция, пение acapella, пение хором, в ансамбле и др.);


расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее
исполнения

с

помощью

музыкально-ритмических

элементарного музицирования на детских инструментах;

движений,

а

также

активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций



(речевых,

вокальных,

ритмических,

инструментальных,

пластических,

художественных);
накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке,



музыкантах, исполнителях и исполнительских коллектива.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
Личностные результаты освоения образовательной программы начального
общего образования должны отражать готовность и способность учащихся к
саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностносмысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные
позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ
гражданской идентичности.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета
«Музыка»:

-

чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России,

осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения
лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов,
музыки русской православной церкви, различных направлений современного
музыкального искусства России;

-

целостный, социально - ориентированный взгляд на мир в его органичном

единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе
сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов,
национальных стилей;

-

умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в

учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться
в культурном многообразии окружающей действительности;

-

уважительное отношение к культуре других народов; сформированность

эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-

развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;

овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

ориентация в культурном многообразии окружающей действительности,

-

участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально –

-

нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие музыкально – эстетического чувства, проявляющего себя в

-

эмоционально – ценностном отношении к
искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты
К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при
изучении

одного,

нескольких

или

всех

предметов

универсальные

способы

деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных
жизненных

ситуациях,

т.е.

учебные

действия

учащихся,

проявляющиеся

в

познавательной и практической деятельности:

-

овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной

деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной
деятельности;

-

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в

процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

-

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные

действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе
познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные
способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

-

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей;

-

овладение

навыками

смыслового

прочтения

содержания

«текстов»

различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами
деятельности;

-

приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о

содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох,
творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

-

формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные

с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и
письменной форме;

-

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщение,

установления аналогий в процессе интонационно – образного и жанрового, стилевого
анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально – творческой
деятельности;

-

умение осуществлять информационную, познавательную и практическую

деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
(включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы,
цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т.д.).

Предметные результаты
Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения
учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности
по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему
основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной
научной картины мира.

-

формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно

– нравственном развитии;

-

формирование общего представления о музыкальной картине мира;

-

знание основных закономерностей музыкального искусства на примере

изучаемых музыкальных произведений;

-

формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале

музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к
музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

-

формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или

какому- либо виду) музыкально - творческой деятельности;

-

умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным

произведениям;

-

умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных

направлений: фольклору, музыке религиозной, классической и современной; понимать
содержание, интонационно – образный смысл произведений разных жанров и стилей;

умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и

-

музыкально – пластических
композиций, исполнение вокально – хоровых произведений.

Содержание программы
Народное музыкальное искусство. Традиции и обряды
Музыкальный фольклор. Народные игры. Народные инструменты. Годовой круг
календарных праздников Содержание обучения по видам деятельности:
Музыкально-игровая деятельность. Повторение и инсценирование народных
песен, пройденных в первом классе. Разучивание и исполнение закличек, потешек,
игровых и хороводных песен. Приобщение детей к игровой традиционной народной
культуре: народные игры с музыкальным сопровождением. Примеры: «Каравай»,
«Яблонька», «Галка», «Заинька». Игры народного календаря: святочные игры, колядки,
весенние игры (виды весенних хороводов – «змейка», «улитка» и др.).
Игра на народных инструментах. Знакомство с ритмической партитурой.
Исполнение произведений по ритмической партитуре. Свободное дирижирование
ансамблем одноклассников. Исполнение песен с инструментальным сопровождением:
подражание «народному оркестру» (ложки, трещотки, гусли, шаркунки). Народные
инструменты разных регионов.
Слушание

произведений

в

исполнении

фольклорных коллективов.

Прослушивание народных песен в исполнении детских фольклорных ансамблей,
хоровых

коллективов

(пример:

детский

фольклорный

ансамбль

«Зоренька»,

Государственный академический русский народный хор имени М.Е. Пятницкого и др.).
Знакомство с народными танцами в исполнении фольклорных и профессиональных
ансамблей (пример: Государственный ансамбль народного танца имени Игоря
Моисеева; коллективы разных регионов России и др.).
Широка страна моя родная
Государственные символы России (герб, флаг, гимн). Гимн – главная песня
народов нашей страны. Гимн Российской Федерации.
Мелодия. Мелодический рисунок, его выразительные свойства, фразировка.
Многообразие музыкальных интонаций. Великие русские композиторы-мелодисты:
М.И. Глинка, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов.
Содержание обучения по видам деятельности:

Разучивание и исполнение Гимна Российской Федерации. Исполнение
гимна своей республики, города, школы. Применение знаний о способах и приемах
выразительного пения.
Слушание музыки отечественных композиторов. Элементарный анализ
особенностей мелодии.
Прослушивание произведений с яркой выразительной мелодией. Примеры: М.И.
Глинка «Патриотическая песня», П.И. Чайковский Первый концерт для фортепиано с
оркестром (1 часть), С.В. Рахманинов «Вокализ», Второй концерт для фортепиано с
оркестром (начало). Узнавание в прослушанных произведениях различных видов
интонаций (призывная, жалобная, настойчивая и т.д.).
Подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен с несложным
(поступенным) движением. Освоение фактуры «мелодия-аккомпанемент» в
упражнениях и пьесах для оркестра элементарных инструментов.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Развитие
приемов игры на металлофоне и ксилофоне одной и двумя руками: восходящее и
нисходящее движение; подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен;
освоение фактуры «мелодия-аккомпанемент» в упражнениях и пьесах для оркестра
элементарных инструментов. Музыкальное время и его особенности
Метроритм. Длительности и паузы в простых ритмических рисунках.
Ритмоформулы. Такт. Размер.
Содержание обучения по видам деятельности:
Игровые

дидактические упражнения

с использованием

наглядного

материала. Восьмые, четвертные и половинные длительности, паузы. Составление
ритмических рисунков в объеме фраз и предложений, ритмизация стихов.
Ритмические игры. Ритмические «паззлы», ритмическая эстафета, ритмическое
эхо, простые ритмические каноны.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Чтение
простейших ритмических партитур. Соло-тутти. Исполнение пьес на инструментах
малой ударной группы: маракас, пандейра, коробочка (вуд-блок), блоктроммель,
барабан, треугольник, реко-реко и др.
Разучивание и исполнение хоровых и инструментальных произведений с
разнообразным ритмическим рисунком. Исполнение пройденных песенных и
инструментальных мелодий по нотам.
Музыкальная грамота

Основы музыкальной грамоты. Расположение нот в первой-второй октавах.
Интервалы в пределах октавы, выразительные возможности интервалов.
Содержание обучения по видам деятельности:
Чтение нотной записи. Чтение нот первой-второй октав в записи пройденных
песен. Пение простых выученных попевок и песен в размере 2/4 по нотам с
тактированием.
Игровые

дидактические упражнения

с использованием

наглядного

материала. Игры и тесты на знание элементов музыкальной грамоты: расположение
нот первой-второй октав на нотном стане, обозначения длительностей (восьмые,
четверти, половинные), пауз (четверти и восьмые), размера (2/4, 3/4, 4/4), динамики
(форте, пиано, крещендо, диминуэндо). Простые интервалы: виды, особенности
звучания и выразительные возможности.
Пение мелодических интервалов с использованием ручных знаков.
Прослушивание и узнавание в пройденном вокальном и инструментальном
музыкальном материале интервалов (терция, кварта, квинта, октава). Слушание
двухголосных хоровых произведений
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Простое
остинатное сопровождение к пройденным песням, инструментальным пьесам с
использованием интервалов (терция, кварта, квинта, октава). Ознакомление с
приемами игры на синтезаторе.
«Музыкальный конструктор»
Мир музыкальных форм. Повторность и вариативность в музыке. Простые
песенные формы (двухчастная и трехчастная формы). Вариации. Куплетная форма в
вокальной музыке. Прогулки в прошлое. Классические музыкальные формы (Й. Гайдн,
В.А Моцарт, Л. Бетховен, Р. Шуман, П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев и др.).
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание музыкальных произведений. Восприятие точной и вариативной
повторности в музыке. Прослушивание музыкальных произведений в простой
двухчастной форме (примеры: Л. Бетховен Багатели, Ф. Шуберт Экосезы); в простой
трехчастной форме (примеры: П.И. Чайковский пьесы из «Детского альбома», Р.
Шуман «Детские сцены», «Альбом для юношества», С.С. Прокофьев «Детская
музыка»); в форме вариаций (примеры: инструментальные и оркестровые вариации Й.
Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, М.И. Глинки); куплетная форма (песни и хоровые
произведения).

Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Исполнение
пьес в простой двухчастной, простой трехчастной и куплетной формах в
инструментальном музицировании. Различные типы аккомпанемента как один из
элементов создания контрастных образов.
Сочинение простейших мелодий. Сочинение мелодий по пройденным мелодическим
моделям. Игра на ксилофоне и металлофоне сочиненных вариантов. «Музыкальная
эстафета»: игра на элементарных инструментах сочиненного мелодико-ритмического
рисунка с точным и неточным повтором по эстафете.
Исполнение песен в простой двухчастной и простой трехчастной формах.
Примеры: В.А. Моцарт «Колыбельная»; Л. Бетховен «Сурок»; Й. Гайдн «Мы дружим
с музыкой» и др.
Жанровое разнообразие в музыке
Песенность, танцевальность, маршевость в различных жанрах вокальной и
инструментальной музыки. Песенность как отличительная черта русской музыки.
Средства музыкальной выразительности. Формирование первичных знаний о
музыкально-театральных жанрах: путешествие в мир театра (театральное здание,
театральный зал, сцена, за кулисами театра). Балет, опера.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание классических музыкальных произведений с определением их
жанровой основы. Элементарный анализ средств музыкальной выразительности,
формирующих признаки жанра (характерный размер, ритмический рисунок, мелодикоинтонационная основа). Примеры: пьесы из детских альбомов А.Т. Гречанинова, Г.В.
Свиридова, А.И. Хачатуряна, «Детской музыки» С.С. Прокофьева, фортепианные
прелюдии Д.Д. Шостаковича и др.).
Пластическое интонирование: передача в движении характерных жанровых
признаков различных классических музыкальных произведений; пластическое и
графическое моделирование метроритма («рисуем музыку»).
Создание презентации «Путешествие в мир театра» (общая панорама, балет,
опера). Сравнение на основе презентации жанров балета и оперы. Разработка и
создание элементарных макетов театральных декораций и афиш по сюжетам известных
сказок, мультфильмов и др.
Исполнение песен кантиленного, маршевого и танцевального характера.
Примеры: А. Спадавеккиа «Добрый жук», В. Шаинский «Вместе весело шагать», А.
Островский «Пусть всегда будет солнце», песен современных композиторов.

Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Исполнение пьес
различных жанров. Сочинение простых пьес с различной жанровой основой по
пройденным мелодическим и ритмическим моделям для шумового оркестра, ансамбля
элементарных инструментов.
Я – артист
Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное).
Творческое соревнование.
Разучивание песен к праздникам (Новый год, День Защитника Отечества,
Международный день 8 марта, годовой круг календарных праздников и другие),
подготовка концертных программ.
Содержание обучения по видам деятельности:
Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений в
школьных мероприятиях, посвященных праздникам, торжественным событиям.
Подготовка концертных программ, включающих произведения для хорового
и инструментального (либо совместного) музицирования.
Участие в школьных, региональных и всероссийских музыкальноисполнительских фестивалях, конкурсах и т.д.
Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального
материала; ритмические эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги» с
применением усложненных ритмоформул.
Игра

на

элементарных

музыкальных

инструментах

в

ансамбле.

Совершенствование навыка импровизации. Импровизация на элементарных
музыкальных инструментах, инструментах народного оркестра, синтезаторе с
использованием пройденных мелодических и ритмических формул. Соревнование
солистов – импровизация простых аккомпанементов и мелодико-ритмических
рисунков.
Музыкально-театрализованное представление
Музыкально-театрализованное

представление

как

результат

освоения

программы во втором классе.
Содержание обучения по видам деятельности:
Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и
проведении музыкально-театрализованного представления. Разработка сценариев
музыкально-театральных, музыкально-драматических, концертных композиций с

использованием

пройденного

хорового

и

инструментального

материала.

Театрализованные формы проведения открытых уроков, концертов. Подготовка и
разыгрывание сказок, фольклорных композиций, театрализация хоровых произведений
с включением элементов импровизации. Участие родителей в музыкальнотеатрализованных представлениях (участие в разработке сценариев, подготовке
музыкально-инструментальных номеров, реквизита и декораций, костюмов и т.д.).
Создание музыкально-театрального коллектива: распределение ролей: «режиссеры»,
«артисты», «музыканты», «художники» и т.д.

Тематическое планирование 1 класс
№

Содержание программного материала

Количество
часов

1.

Музыка вокруг нас

16

2.

Музыка и ты

17
Итого

33 часа

Тематическое планирование 2 класс
№

Содержание программного материала

Количество
часов

1

«Россия-Родина моя»

3

2

День, полный событий

6

3

О России петь – что стремиться в храм

4

4

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло»

5

5

«В музыкальном театре»

5

6

«В концертном зале»

5

7

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье».

6
Итого

34

Тематическое планирование 3 класс

№

Содержание программного материала

Количество
часов

1

«Россия-Родина моя»

5

2

День, полный событий

4

3

О России петь – что стремиться в храм

7

4

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло»

3

5

«В музыкальном театре»

5

6

«В концертном зале»

6

7

«Чтоб музыкантом быть, так надобно

4

уменье».
Итого

34

Тематическое планирование 4 класс
№

Содержание программного материала

Количество
часов

1.

Россия – Родина моя

3

2.

День, полный событий

6

3.

«О России петь – что стремиться в храм…»

5

4.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

6

5.

В концертном зале

5

6.

В музыкальном театре

5

7.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло»

4

Итого

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».