Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика» для обучающихся 1-4 классов(Вариант 7.2)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство Образования Приморского края
МКУ "Управление образования" Октябрьского муниципального округа
МОБУ Липовецкая СОШ №1

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом
совете

заместитель директора
по УВР

директор

________________________

________________________

________________________

83-о от «31» августа 2023 г.

Раецкая Л.С.
83-о от «31» августа 2023 г.

Ларина М.Н.
83-о от «31» августа 2023 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Математика»
(для обучающихся с задержкой психического развития, вариант 7.2)

для обучающихся 1-4 классов

пгт. Липовцы 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа по предмету «Математика» на уровне начального
общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования, представленных в
Федеральном

государственном

образовательном

стандарте

начального

общего

образования, а также Примерной программы воспитания и является приложением к
Адаптированной

основной

общеобразовательной

программе начального общего

образования учащихся с задержкой психического развития (вариант 7.2).
Программа отражает содержание обучения предмету «Математика» с учетом
особых образовательных потребностей учащихся с задержкой психического развития
(ЗПР). Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в
приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах
пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам
обучения и в тематическом планировании.
Учебный предмет «Математика» в начальной школе является ведущим,
обеспечивающим формирование общеучебных умений и познавательной деятельности
учащихся с ЗПР.
Общей целью изучения предмета «Математика» является формирование базовых
математических знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать на
доступном уровне программу основного общего образования, решать адекватные
возрасту практические задачи, требующие действий с величинами, а также коррекция
недостатков отдельных познавательных процессов и познавательной деятельности в
целом.
В соответствии с перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО
учащихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие
задачи учебного предмета:

формировать представления о числах и величинах,

арифметических действиях;
 формировать устойчивые навыки вычислений в определенном программой
объеме;

 уточнять и расширять представления о простейших геометрических фигурах,
пространственных отношениях;

 формировать умения пользоваться измерительными инструментами, а также
оперировать с результатами измерений и использовать их на практике;

 учить решать простые текстовые задачи с помощью сложения и вычитания;
 формировать способность использовать знаково-символические средства путем
усвоения математической символики и обучения составлению различных схем;

 формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения
начальным

курсом

математики

(наблюдения,

анализа,

сравнения,

противопоставления и обобщения математических свойств и отношений);

 развивать связную устную речь через формирование учебного высказывания с
использованием математической терминологии;

 удовлетворять особые образовательные потребности учащихся с ЗПР за счет
упрощения учебно-познавательных задач, решаемых в ходе образования, обучения
переносу

полученных

знаний

в

новые

ситуации

взаимодействия

с

действительностью;

 способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой
коммуникации, обеспечивающих преодоление недостатков сферы жизненной
компетенции, типичных для младших школьников с ЗПР;

 содействовать

достижению

предметных

личностных,

метапредметных

и

результатов образования,

совершенствованию сферы жизненной компетенции.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Математика»
В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Математика»
позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений
по следующим параметрам:
 расширение сферы жизненной компетенции за счет возможности отвечать на
поставленные

вопросы,

задавать

вопросы,

поддерживать

диалог,

высказываться, регулировать собственное речевое поведение;



развитие

повышающих

возможностей

общий

уровень

знаково-символического
сформированности

опосредствования,

учебно-познавательной

деятельности (в качестве средств выступают символические обозначения количества
предметов, условия задачи);



улучшение мелкой моторики, зрительно-моторной координации;



совершенствование

зрительно-пространственных

представлений

(ориентировка в тетради на листе, размещение цифр, геометрических фигур и т.п.);



улучшение качества учебного высказывания за счет расширения словарного

запаса математическими терминами, предъявления «эталонных» речевых образцов;
развитие самоконтроля при оценке полученного результата.
Личностные результаты освоения рабочей программы по учебному предмету
«Математика» проявляются:



в принятии и освоении социальной роли учащегося, формировании и

развитии социально значимых мотивов учебной деятельности;



в формировании навыков сотрудничества со сверстниками (на основе

работы в парах);



в

развитии

отзывчивости,

доброжелательности

понимания

и

и

сопереживания

эмоционально-нравственной
чувствам

других

людей

(одноклассников);



в развитии адекватных представлений о собственных возможностях;



в овладении навыками коммуникации (с учителем, одноклассниками);



в

овладении

социально-бытовыми

умениями,

используемыми

в

повседневной жизни (на основе овладения арифметическим счетом, составления и
решения задач из житейских ситуаций).
Метапредметные результаты освоения рабочей программы по учебному
предмету «Математика» включают осваиваемые учащимися универсальные учебные
действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие
овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться).
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей
учащихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим
образом.
Сформированные познавательные универсальные учебные действия
проявляются возможностью:



осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ

ее достижения (ориентировка на заданный образец);



кодировать и перекодировать информацию (заменять предмет символом,

читать символическое изображения (в виде рисунка и/или схемы условия задач и пр.);



осуществлять разносторонний анализ объекта (геометрическая фигура,

графическое изображение задачи и т.п.);



сравнивать

геометрические

фигуры,

предметы

по

разным

классификационным основаниям (больше – меньше, длиннее – короче и т.п.);



обобщать (самостоятельно выделять признаки сходства).

Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются
возможностью:



понимать смысл предъявляемых учебных задач (проанализировать,

написать и т.п.);



планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и

условием ее реализации (например, рисование рисунка к условию задачи, сравнить
полученный ответ с условием и вопросом);



различать способы и результат действия (складывать или вычитать);



вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета

характера сделанных ошибок;

осуществлять пошаговый и итоговый контроль

результатов под руководством учителя и самостоятельно.
Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия
проявляются возможностью:



адекватно использовать речевые средства при обсуждении результата

деятельности;



использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками

и учителем.
Учебный предмет «Математика» имеет большое значение для формирования
сферы жизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по
нижеперечисленным направлениям.
Развитие

адекватных

проявляется в умениях:

представлений

о

собственных

возможностях

–

организовать себя на рабочем месте (правильная посадка при письме в

тетради, удержание ручки, расположение тетради и т.п.);

–

задать вопрос учителю при не усвоении материала урока или его фрагмента;

–

распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем

отрезок времени;

–

– словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат.

Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия проявляется:

–

в умении слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную

речь;

–

в умении отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его

одобрение и порицание, критику со стороны одноклассников.
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее
пространственно- временной организации проявляется в понимании роли
математических знаний в быту и профессии.
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей
проявляется в стремлении научиться правильно считать, решать задачи.
Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они
обозначаются в АООП как:

1) формирование начальных математических знаний о числах, геометрических фигурах
для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также
оценки их количественных и пространственных отношений;

2) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения
учебно-познавательных и учебно-практических задач;

3) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, решать
текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом;

4) исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры.
Содержание учебного предмета

Числа и величины
Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды.
Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение
и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм,
килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час).
Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и
упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть,
десятая, сотая, тысячная).
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических
действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между
сложением, вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного
компонента арифметического действия. Деление с остатком.
Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых
выражениях со скобками и без скобок.
Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических
действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме,
множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).
Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных
чисел.
Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка
достоверности, прикидки результата, вычисление на калькуляторе).

Работа с

текстовыми задачами
Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения
«больше (меньше) на…», «больше (меньше) в…». Зависимости между величинами,
характеризующими процессы движения, работы, купли-продажи и др. Скорость,
время, путь; объём работы, время, производительность труда; количество товара, его
цена и стоимость и др. Планирование хода решения задачи. Представление текста
задачи (схема, таблица, диаграмма и другие модели).
Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже,
слева— справа, сверху—снизу, ближе—дальше, между и пр.). Распознавание и
изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная,
угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг.
Использование

чертёжных

инструментов

для

выполнения

построений.

Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар,
параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы
длины (мм, см, дм, м, км). Периметр. Вычисление периметра многоугольника.
Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (см2, дм2 , м

2

). Точное и

приближённое измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади
прямоугольника.
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением
величин; фиксирование, анализ полученной информации.
Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов («и»; «не»;
«если… то…»; «верно/неверно, что…»; «каждый»; «все»; «некоторые»); истинность
утверждений.
Составление

конечной

последовательности

(цепочки)

предметов,

чисел,

геометрических фигур и др. по правилу.
Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации.
Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. Чтение столбчатой
диаграммы. Создание простейшей информационной модели (схема, таблица,
цепочка).
Тематическое планирование курса «Математика»
Тематическое планирование составлено с учётом рабочей программы
воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает
реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся СОО:
1. Формирование чувства гордость за свою Родину, российский народ и историю
России; осознание своей этнической и национальной принадлежности,

формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических, демократических ценностных ориентаций.
2. Инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в
рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских
проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык
самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и
оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления
перед аудиторией, аргументирование и отстаивания своей точки зрения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС
№
1

Наименование разделов и тем
Подготовка к изучению чисел. Пространственные и

Количество часов
8

временные представления
2

Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация

28

3

Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание

56

4

Числа от 1 до 20. Нумерация

12

5

Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание

22

6

Итоговое повторение

6
132

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС
№

Наименование разделов и тем

Количество
часов

1

Числа от 1 до 100. Нумерация

18

2

Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание

71

3

Числа от 1 до 100. Умножение и деление

38

4

Итоговое повторение

9
136

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС
№
1

Наименование разделов и тем
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание

Количество часов
9

(продолжение)
2

Табличное умножение и деление

59

3

Внетабличное умножение и деление

27

4

Числа от 1 до 1000. Нумерация

14

5

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание

11

6

Числа от 1 до 1000. Умножение и деление

13

7

Итоговое повторение

4
136

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС

№

Наименование разделов и тем

Количество
часов

1

Числа от 1 до 1000. Повторение

13

Числа, которые больше 1000.
2

Нумерация

11

3

Величины

19

4

Сложение и вычитание

12

5

Умножение и деление

72

6

Итоговое повторение

9
136


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».