МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство Образования Приморского края
МКУ "Управление образования" Октябрьского муниципального округа
МОБУ Липовецкая СОШ №1
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
на педагогическом
совете
заместитель директора
по УВР
директор
________________________
________________________
________________________
83-о от «31» августа 2023 г.
Раецкая Л.С.
83-о от «31» августа 2023 г.
Ларина М.Н.
83-о от «31» августа 2023 г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Технология»
(для обучающихся с задержкой психического развития, вариант 7.2)
для обучающихся 1-4 классов
пгт. Липовцы 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа по предмету «Технология» на уровне
начального общего образования составлена на основе Требований к результатам
освоения основной образовательной программы начального общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
начального общего образования, а также Примерной программы воспитания и
является приложением к Адаптированной основной общеобразовательной программе
начального общего образования учащихся с задержкой психического развития
(вариант 7.2).
Программа отражает содержание обучения предмету «Технология» с учетом
особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР. Сущность специфических для
варианта 7.2 образовательных потребностей учащихся раскрывается в соответствующих
разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по
годам обучения и в календарно-тематическом планировании.
Общая цель изучения предмета «Технология» в соответствии с адаптированной
образовательной программой (АООП) заключается в:
создании условий, обеспечивающих усвоение социального и культурного опыта
учащимися с ЗПР, для успешной социализации в обществе;
приобретении
первоначального
опыта
практической
преобразовательной
деятельности на основе овладения технологическими знаниями, техникотехнологическими умениями и проектной деятельностью;
формировании
позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Овладение учебным предметом «Технология» представляет сложность для детей с
ЗПР. Это связано с недостатками моторики, пространственной ориентировки,
непониманием содержания инструкций, несформированностью основных мыслительных
операций.
В соответствии перечисленными трудностями и обозначенными во АООП НОО
учащихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи
учебного предмета:
получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и
общества, о мире профессий;
усвоение правил техники безопасности;
овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных
сферах,
навыками коммуникации
в
процессе социального и
трудового
взаимодействия;
овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах,
овладение умением адекватно применять доступные технологии и освоенные
трудовые навыки в жизни;
формирование положительного опыта и установки на активное использование
освоенных технологий и навыков
для своего жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Технология»
В ходе реализации учебного предмета «Технология» достигаются личностные,
метапредметные и предметные результаты, подлежащие экспертной оценке в конце
этапа начального образования.
Результатом изучения предмета «Технология» является коррекция недостатков
моторики, регуляции, операционального компонента мышления и деятельности.
Успешность решения поставленных задач оценивается учителем и членами экспертной
группы, а также родителями (законными представителями) учащегося с ЗПР и
обсуждается на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме с целью
разработки и корректировки программы коррекционной работы с учащимися.
В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Технология»
позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по
ниже перечисленным параметрам.
Личностные результаты:
формирование коммуникативной компетенции в её органичном единстве с
трудовой и преобразовательной деятельностью;
формирование уважительного отношения к трудовым достижениям;
овладение начальными навыками преобразования окружающей материальной
действительности;
формирование и развитие мотивов трудовой деятельности;
способность к осмыслению значения труда, осознание его ценности;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам одноклассников при коллективной работе;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
формирование мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
развитие
адекватных представлений
возможностях
в
преобразовании
о
собственных
материальной действительности, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение умениями организации рабочего места и рабочего пространства.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД позволяют:
определять и формулировать цель выполнения заданий под руководством учителя;
понимать смысл инструкции учителя;
определять план выполнения заданий под руководством учителя;
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать свое предположение (версию) о результате действий;
с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения
задания материалов и инструментов;
использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и
т.д.;
учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по
предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, схемы;
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке;
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.
Познавательные УУД позволяют:
ориентироваться в задании и инструкции: определять умения, которые будут
необходимы для выполнения задания;
отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в
информационном пространстве;
сравнивать, группировать предметы, объекты: находить общее и определять
различие;
с помощью учителя различать новое от уже известного;
понимать знаки, символы, модели, схемы, используемые на уроках;
анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
обобщать – выделять класс объектов по заданному признаку.
Коммуникативные УУД позволяют:
отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, участвовать в диалоге на
уроке;
соблюдать нормы речевого этикета в трудовом взаимодействии;
принимать участие в коллективных работах, работе в парах и группах;
контролировать свои действия при совместной работе;
договариваться с партнерами и приходить к общему решению;
осуществлять работу над проектом (думать, рассуждать вслух, спорить, делиться
своим жизненным опытом, разбираться в предлагаемом задании, способах его
выполнения, выстраивать цепочку своих практических действий).
Результатом обучения, в соответствии с АООП НОО с учетом специфики
содержания области «Технология», являются освоенные учащимися знания и умения,
специфичные для данной предметной области, готовность к их применению.
Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования.
Они обозначаются в АООП как:
формирование умений работать с разными видами материалов (бумагой, тканями,
пластилином, природным материалом и т.д.); выбирать способы их обработки в
зависимости от их свойств;
формирование организационных трудовых умений (правильно располагать
материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной
работы и санитарно-гигиенические требования и т.д.);
формирование
навыков
самообслуживания,
овладение
некоторыми
технологическими приемами ручной обработки материалов, усвоение правил
техники безопасности;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач;
приобретение
первоначальных
деятельности,
сотрудничества,
навыков
совместной продуктивной
взаимопомощи, планирования и организации.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы
деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как
результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура,
техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов
России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного
искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные
условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов
рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония
предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику
сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании
предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы,
планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте
материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ
информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в
организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах,
осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и
подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его
детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление
документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация,
оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура
межличностных
отношений
в
совместной
деятельности.
Результат
проектной
деятельности — изделия, которые могут быть использованы для оказания услуг, для
организации праздников, для самообслуживания, для использования в учебной
деятельности и т. п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию,
домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и
сверстникам.
Выполнение элементарных расчетов стоимости изготавливаемого изделия.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных
физических, механических и технологических свойств доступных материалов.
Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка
материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов
по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование
соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий
используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного
использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической документации
(технологическая карта, чертеж и др.) анализ устройства и назначения изделия;
выстраивание последовательности практических действий и технологических операций;
подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью
получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение
необходимых дополнений
и
изменений.
Называние, и выполнение
основных
технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по
шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля),
выделение
деталей
(отрывание,
резание
ножницами,
канцелярским
ножом),
формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое,
ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание,
вышивка, аппликация и др.). Грамотное заполнение технологической карты. Выполнение
отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов
России (растительный, геометрический и другой орнамент).
Проведение измерений
и построений для решения практических задач. Виды условных графических
изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание).
Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая,
разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на
простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или
эскизу, схеме.
Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий
(технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление).
Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки.
Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие
материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу,
рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (техникотехнологическим,
функциональным,
декоративно-художественным
и
пр.).
Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
Практика работы на компьютере
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения,
переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации.
Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура,
общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью,
использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска
информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда
при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с
ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных
носителях (СО).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок):
преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по
интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из
ресурса компьютера, программ Word.
Тематическое планирование курса «Технология»
Тематическое планирование составлено с учётом рабочей программы воспитания.
Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию
следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся СОО:
1. Формирование чувства гордость за свою Родину, российский народ и историю
России; осознание своей этнической и национальной принадлежности,
формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических, демократических ценностных ориентаций.
2. Инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в
рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских
проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык
самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и
оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления
перед аудиторией, аргументирование и отстаивания своей точки зрения.
Тематическое планирование 1 класс
№ Наименование разделов и тем
Кол-во часов
1. Давайте познакомимся
3
2. Человек и земля
20
3. Человек и вода
3
4. Человек и воздух
3
5. Человек и информация
4
Итого
33
Тематическое планирование 2 класс
№ Наименование разделов и тем
Всего часов
1
Давайте познакомимся
1
2
Человек и земля
23
3
Человек и вода
3
4
Человек и воздух
3
5
Человек и информация
4
Итого
34
Тематическое планирование 3 класс
№ Наименование разделов и тем
Количество часов
1
Давайте познакомимся
1
2
Человек и земля
21
3
Человек и вода.
4
4
Человек и воздух.
3
5
Человек и информация.
5
Итого
34
Тематическое планирование 4 класс
№ Наименование разделов и тем
Количество часов
1
Давайте познакомимся
1
2
Человек и земля
21
3
Человек и вода.
3
4
Человек и воздух.
3
5
Человек и информация.
6
Итого
34