Рабочая программа учебного предмета Традиции родного края для обучающихся 5 класса

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Приморского края
МКУ "Управление образования" Октябрьского муниципального округа
МОБУ ЛИПОВЕЦКАЯ СОШ № 1

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом
совете

Заместитель директора
по УВР

Директор МОБУ
________________________

Ларина М.Н.
Раецкая Л.С. Приказ №83-о от «31»
августа 2023 г.
Приказ №83-о от «31»
августа 2023 г.

________________________ ________________________
Приказ №83-о от «05»
сентября 2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по краеведению
«Традиции родного края»
5 класс

Составитель: Зырянова Клавдия Ивановна
учитель биологии

пгт. Липовцы 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТРАДИЦИИ
РОДНОГО КРАЯ»
Место предмета «Традиции родного края» в системе школьного образования
определяется

его

познавательным

и

мировоззренческим

значением,

воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности молодого
человека. Краеведческое образование — непрерывный процесс обучения и
воспитания, направленный на усвоение основ знаний о природе, истории и
культуре родного края, формирование нравственных ценностей, гражданского
поведения и ответственного отношения к социокультурной и природной среде
региона, людям, населяющим его, продуктам их труда.
Учебный предмет «Традиции родного края» как одно из направлений
краеведения – одно из средств осуществления межпредметных связей в
преподавании различных школьных дисциплин. Это самая доступная и очень
обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений.
Изучение родного края происходит путем открытий и сориентировано не на
запоминание школьниками предоставленной информации, а на активное
участие ими в процессе ее приобретения. Использование учителем в ходе
урока краеведческого материала значительно активизирует деятельность
учащихся, создает условия для работ исследовательского характера, что очень
помогает

развитию

творческой

инициативы

и

целенаправленному

использованию энергии школьников.
Наряду с интеллектуальным развитием школьников «Традиции родного края»
помогает видеть красоту окружающего мира, находить прекрасное в народном
творчестве, традиционных семейных ценностях, с чем навсегда свяжутся
незабываемые образы родного края.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТРАДИЦИИ РОДНОГО
КРАЯ»

Целью краеведческого образования является формирование национального
самосознания (национальной и культурной идентичности) и ответственного
гражданского поведения на основе изучения исторического наследия и
современной

жизни

родного

края,

способность

юной

личности

к

самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе
осмысления и освоения исторического опыта своей малой Родины и
Российской Федерации в целом, активно и творчески применяющего знания и
предметные умения в учебной и социальной практике.
Задачи

изучения

Федеральными

предмета

«Традиции

государственными

родного

края»

образовательными

определяются

стандартами

(в

соответствии с ФЗ-273 «Об образовании») и представляют:


формирование знаний об истории, культуре, природных особенностях
своего края в общенациональном, общегосударственном контексте;



формирование представлений о различных сторонах современной
жизни своего края и его населения, об основных проблемах и
перспективах развития региона;



развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России
пробуждение деятельной любви к родному краю;



укрепление семейных связей; а также дружеских, соседских и иных
привязанностей, основанных на общности жизни и чувстве
причастности к судьбе малой родины, для охранения традиционных
форм человеческого взаимодействия, солидарности и взаимопомощи;



развитие исследовательских и творческих способностей, накопление
эмоциональных впечатлений и разнообразного опыта созидательной
деятельности в процессе изучения природы, истории и культуры
родного края.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТРАДИЦИИ РОДНОГО КРАЯ» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебные года

обучения составляет 34 часа. Недельная нагрузка составляет 1 час при 34
учебных неделях.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ВВЕДЕНИЕ. ПОНЯТИЕ КРАЕВЕДЕНИЯ
Что такое краеведение. Сто такое свой край, своя местность, малая Родина.
Наука историография. Как мы узнаём о прошлом. Источники знаний и
информации. Специальные (вспомогательные) исторические дисциплины.
Роль научно-популярной книги в изучении родного края и научноисследовательской работе.
НАЧАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ О ПРИМОРСКОМ КРАЕ
Мы живём в Приморье. Выявление начальных знаний о родном крае.
Знакомство с книжным фондом школьной библиотеки.
Гимн, герб, флаг РФ. Конституция – основной закон страны. Символика
Приморского края. Работа с картой.
С ЧЕГО ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ
Далёкое прошлое Приморья. Наш край в древности. Происхождение,
расселение и эволюция древнейшего человека на территории современного
Приморского края. Условия жизни и занятия первобытных людей. Овладение
огнем.

Появление

человека

разумного.

Охота

и

собирательство.

Присваивающее хозяйство. Род и родовые отношения.
Приморье в эпоху металла. Археологические памятники на территории края.
Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения.
Появление ремесел. Производящее хозяйство. Развитие обмена и торговли.
Переход от родовой к соседской общине. Появление знати. Представления об
окружающем мире, верования первобытных людей. Искусство первобытных
людей. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая
карта.
Понятие и хронологические рамки истории Древнего мира.

Природные условия Приморья.
Быт, культура и религия народов, населявших территорию Приморского края.
Условия жизни и виды занятий. Возникновение государственной власти.
Развитие земледелия, скотоводства, ремесел.
Отношения с соседними народами.
ОСВОЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ ПРИМОРЬЯ
Средневековые государства на карте Приморского края. Городища. Бохайское
царство. Империя чжурчженей.
Освоение Приморья русскими людьми.
Экспедиции Муравьёва-Амурского, Венюкова, Невельского, Арсеньева В.К. и
др.
Восточный форпост России. Основание Владивостока. Заселение территории
Приморья.
Быт первых русских поселенцев. Экскурсия (виртуальная) в исторический
парк «Изумрудная долина». Знакомые незнакомцы – вещи вокруг нас,
пришедшие из прошлого (самовар, прялка, лапти, русская печь, ткацкий
станок и проч.).
Село Барабаш. История основания. Личность Ф.Я. Барабаша. Быт и виды
деятельности населения. Чем город отличается от села (деревни).
Названия улиц нашего села, районного центра (пгт. Славянка), краевого
центра (г. Владивосток).
НАСЕЛЕНИЕ ПРИМОРЬЯ
Коренные малочисленные народы Приморья сегодня. Законы дружбы – этика
межнационального общения.
Современная самобытность. Люди разных национальностей, культур и
религий, проживающие в Приморском крае.
Я – ученик. Я – школьник. Родная школа. История моей школы. Режим работы
школы. Правила поведения в школе.
Правила поведения в кругу семьи, на улице, в общественных местах.

Я – приморец. Моё имя. Моя семья. Корни соей семьи. Моя родословная.
Традиции моей семьи.
ВОЕННАЯ СЛАВА ПРИМОРЬЯ
Песня как исторический документ. История создания песни «Три танкиста»
как отражение Хасанских событий 1938 года. Доблесть профессии
пограничника.
Владивосток – город воинской славы. Приморье в годы Великой
Отечественной войны. Герои фронта и тыла.
Отчизны верные сыны. Наши земляки – участники Афганской войны,
Чеченских компаний, войны в Сирии. Поиск информации об участниках
военных действий.
ЛЮДИ – БОГАТСТВО ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Что даёт наш край стране. Знакомство с промышленностью, сельским
хозяйством, различными предприятиями.
Труд людей в Приморье. Сообщения о людях трудового подвига. Профессии
в моей семье.
Наш край талантами богат. Достижения приморцев в науке, культуре, спорте,
литературе, искусстве.
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ

И

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ

СПЕЦИФИКА

ПРИМОРЬЯ
Праздники, отмечаемые жителями Приморья. Традиционные (Новый год,
Пасха, Рамадан и др.), праздники особого значения (День военно-морского
флота, День рыбака и др.), специализированные (День города Владивосток,
День тигра, День рождения В.К. Арсеньева).
Природные жемчужины Приморья. Туристические маршруты Хасанского
района и Приморского края.
Наши

соседи.

Знакомство

с

Дальневосточным

регионом.

государства. Способы взаимодействия с другими территориями.

Соседние

ОБОБЩЕНИЕ
Подготовка и защита творческих проектов «Достопримечательности родного
края».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного предмета «Мой Приморский край» в 5 классе направлено
на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной
общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО
(2021) относятся следующие убеждения и качества:
в сфере патриотического воспитания:
- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, района, села,
народов России;
- ценностное отношение к достижениям своей большой и малой Родины —
России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам
и трудовым достижениям народа;
- уважение к символам России и Приморского края, государственным
праздникам и праздникам, наиболее популярным в Приморском крае,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих на территории края;
в сфере гражданского воспитания:
- осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения
Отечеству;
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;
- уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

- активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного
сообщества, родного края, страны;
- неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
- неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;
в духовно-нравственной сфере:
- представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов
России, населяющих территорию Приморского края;
- ориентация на моральные ценности и нормы современного российского
общества в ситуациях нравственного выбора;
- готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом
осознания последствий поступков;
- активное неприятие асоциальных поступков;
в понимании ценности научного познания: осмысление значения изучения
краеведческого материала как знания о развитии человека и общества, о
социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений;
овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций
историзма; формирование и сохранение интереса к своему краю как важной
составляющей современного общественного сознания;
в

сфере эстетического

воспитания:

представление

о

культурном

многообразии Приморского края и своей страны; осознание важности
культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации;
понимание ценности отечественного и мирового искусства (влияние культуры
сопредельных с Приморьем государств), роли этнических культурных
традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других
народов;
в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание
ценности жизни и необходимости её сохранения (в том числе — на основе
примеров из общественно-исторически событий Приморского края);

в сфере трудового воспитания: понимание на основе знаний краеведческого
характера значения трудовой деятельности людей как источника развития
человека и общества; представление о разнообразии существовавших
в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам
трудовой деятельности человека; определение сферы профессиональноориентированных

интересов,

построение

индивидуальной

траектории

образования и жизненных планов;
в

сфере экологического

воспитания: осмысление

исторического

опыта

взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера
экологических проблем современного мира и необходимости защиты
окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности в своей родной местности проживания.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты изучения краеведенияи в основной школе
выражаются в следующих качествах и действиях.
В сфере универсальных учебных познавательных действий:
владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать
исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки
исторических и географических явлений; раскрывать причинно-следственные
связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и
различия; формулировать и обосновывать выводы;
владение

базовыми

исследовательскими

действиями: определять

познавательную задачу; намечать путь её решения и осуществлять подбор
исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать
исторические и географические факты, осуществлять реконструкцию
исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся
знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата;
представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение,
эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.);

работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной
исторической информации (учебник, тексты различных источников, научнопопулярная литература, интернет-ресурсы и др.) — извлекать информацию из
источника;

различать

виды

источников

исторической

информации;

высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по
критериям,

предложенным

учителем

или

сформулированным

самостоятельно).
В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
общение: представлять особенности взаимодействия людей, живших на
территории Приморья в прошлом и в современном мире; участвовать
в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и
сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку
зрения в устном высказывании, письменном тексте; публично представлять
результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять
правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
осуществление

совместной

деятельности: осознавать

на

основе

исторических примеров значение совместной работы как эффективного
средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять
совместную

работу,

коллективные

учебные

проекты

краеведческого

характера, в том числе — на материале своего родного села; определять свое
участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами
команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.
В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы
(выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и
определение способа решения);
владение приёмами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии
и самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в
свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей.
В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:

выявлять на примерах исторических и общественных ситуаций роль эмоций в
отношениях между людьми;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в
исторических ситуациях и окружающей действительности);
регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений
других участников общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
объяснять смысл основных хронологических понятий (век, тысячелетие, до
нашей эры, наша эра);
называть даты важнейших событий истории Приморского края;
определять длительность и последовательность событий, периодов истории
Приморья, вести счет лет до нашей эры и нашей эры.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
указывать

(называть)

место,

обстоятельства,

участников,

результаты

важнейших событий истории Приморья в рамках содержания программы
курса;
группировать, систематизировать факты по заданному признаку.
3. Работа с картой:
находить и показывать на карте природные и исторические объекты
Приморского края, соседние государства и территории, используя легенду
карты;
устанавливать на основе картографических сведений связь между условиями
среды обитания людей и их занятиями.
4. Работа с историческими источниками:
называть и различать основные типы исторических источников (письменные,
визуальные, вещественные), приводить примеры источников разных типов;
различать памятники культуры изучаемой эпохи и источники, созданные в
последующие эпохи, приводить примеры;

извлекать из письменного источника исторические факты (имена, названия
событий, даты и др.); находить в визуальных памятниках изучаемой эпохи
ключевые знаки, символы; раскрывать смысл (главную идею) высказывания,
изображения.
5. Историческое описание (реконструкция):
характеризовать условия жизни людей в древности;
рассказывать о значительных событиях древней истории, их участниках;
рассказывать об исторических личностях Приморского края (ключевых
моментах их биографии, роли в исторических событиях);
давать краткое описание памятников культуры Приморья.
6. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего
отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:
излагать оценки наиболее значительных событий и личностей Приморья,
приводимые в учебной литературе;
высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей
прошлого и настоящего, к памятникам культуры.
7. Применение краеведческих знаний:
раскрывать значение памятников истории и культуры Приморского края,
необходимость сохранения их в современном мире;
выполнять учебные проекты по учебному предмету «Мой Приморский край»,
оформлять полученные результаты в форме сообщения, альбома, презентации.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».