Рабочая программа учебного предмета «Родной русский язык» для обучающихся 8 класса

МИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования
МКУ "Управление образования по муниципальному округу"
МОБУ Липовецкая СОШ №1

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом
совете

заместитель директора
по УВР

директор
________________________

М.Н.Ларина
Приказ
№
83-о
от
«31»
Л.С.Раецкая
августа 2023 г.
Приказ № 83-о от «31»
августа 2023 г.

________________________ ________________________
Приказ № 83-о от «31»
августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родной русский язык»
для обучающихся 8 классов

пгт.Липовцы 2023 г.

Нормативную правовую основу рабочей программы по
учебному предмету «Родной язык (русский)» составляют следующие документы:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
- Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках
народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа
Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).
Минимальный объем реализации данной рабочей программы (17 часов) на
учебный год.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Родной язык (русский)»:
Личностные результаты:
- представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной
ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;
познавательный интерес и уважительное отношение к русскому языку, а через него
– к родной культуре; ответственное отношение к сохранению и развитию родного
языка;
- осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в
современном мире, осознание роли русского родного языка в жизни человека,
осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития
языка с историей общества, осознание национального своеобразия, богатства,
выразительности русского родного языка;
представление
о
речевом
идеале;
стремление
к
речевому
самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный,
этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
- увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря;
расширение круга используемых языковых и речевых средств родного языка.
Метапредметные результаты:
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи,
обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных
сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к
речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому
самосовершенствованию;
- владение разными способами организации интеллектуальной деятельности и
представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и

систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели
предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить
самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью
предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде
рефератов, проектов; оценивать достигнутые
результаты и адекватно
формулировать их в устной и письменной форме;
- овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях
неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе
индивидуальной, групповой деятельности;
- развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение
практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание
самостоятельности в приобретении знаний.
Предметные результаты:
умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты,
оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере
общения; умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск,
извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- понимание и истолкование значения слов с национально-культурным
компонентом, правильное употребление их в речи; понимание особенностей
употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного
народного творчества и произведениях художественной литературы разных
исторических эпох;
- понимание слов с живой внутренней формой, специфическим оценочнохарактеризующим значением; осознание национального своеобразия общеязыковых
и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих
традиционной метафорической образностью.
- понимание и истолкование значения крылатых выражений; знание
источников крылатых выражений, фразеологических оборотов с национальнокультурным компонентом, пословиц и поговорок комментирование истории
происхождения таких выражений, уместное употребление их в современных
ситуациях речевого общения;
- характеристика лексики с точки зрения происхождения, понимание роли
заимствованной лексики в современном русском языке; распознавание слов,
заимствованных русским языком из языков народов России и мира; общее
представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определение
значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное
употребление иноязычных слов;
- определение различий между литературным языком и диалектами; осознание
диалектов как части народной культуры; понимание национально-культурного
своеобразия диалектизмов;
- осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание
внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление об
активных процессах в современном русском языке;
- овладение основными нормами русского литературного языка
-

(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами
речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой
практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому
самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами
лексики и фразеологии языка;
- соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского
литературного языка и правил речевого этикета;
- использование различных словарей, в том числе мультимедийных;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение
объѐма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения
мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
8 класс (17 ч)
Раздел 1. Язык и культура (3 ч)
Исконно русская лексика. Собственно русские слова как основной источник
развития лексики русского литературного языка.
Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы.
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа на примере
«бытовой» лексики Кемеровской области-Кузбасса.
Развитие языка как объективный процесс. Стремительный рост словарного состава
языка.
Раздел 2. Культура речи (7 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи.
Нарушение орфоэпической нормы как художественный приѐм.
Основные лексические нормы современного русского литературного
языка. Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в научном
стиле речи. Лексическая сочетаемость слова и точность. Речевая избыточность и
точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки, связанные с речевой
избыточностью.
Основные грамматические нормы современного русского литературного
языка. Типичные грамматические ошибки. Нормы построения словосочетаний по
типу согласования.
Типичные грамматические ошибки. Правильное построение словосочетаний. Нормы
употребления причастных и деепричастных оборотов.
Речевой этикет. Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты
приветствия и прощания, возникшие в СМИ. Речевая агрессия. Этика и этикет в
электронной среде общения. Этикет Интернет- переписки, интернет-полемики,
интернет-дискуссии

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (7 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Эффективные приѐмы слушания.
Текст как единица языка и речи. Функциональные разновидности языка. Язык
художественной литературы.
Русский язык в Интернете. Сочинение в жанре письма другу (в том числе
электронного), страницы дневника и т.д.
Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях.
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые
особенности.
Раздел 3. Календарно-тематическое планирование
8 класс
17 часов
№

Тема занятия

1

Исконно русская лексика. Собственно русские слова как
основной источник развития лексики русского
литературного языка. Роль старославянизмов в развитии
русского литературного языка и их приметы.
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории
народа на примере «бытовой» лексики Кемеровской
области-Кузбасса. Составление тематического словарика
Развитие языка как объективный процесс. Стремительный
рост словарного состава языка.
Основные орфоэпические нормы современного русского
литературного языка. Типичные орфоэпические и
акцентологические ошибки в современной речи. Нарушение
орфоэпической нормы как художественный приѐм.
Терминология и точность речи. Нормы употребления
терминов в научном стиле речи. Лексическая сочетаемость
слова и точность. Речевая избыточность и точность.
Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки, связанные с
речевой избыточностью.
Типичные грамматические ошибки. Нормы построения
словосочетаний по типу согласования.
Типичные грамматические ошибки. Правильное построение
словосочетаний. Нормы употребления причастных и
деепричастных оборотов.
Речевой этикет. Активные процессы в речевом этикете.
Новые варианты приветствия и прощания, возникшие в
СМИ.
Этика и этикет в электронной среде общения. Этикет

2

3
4

5

6
7
8

9

10

Количество
часов
1

1

1
1

1

1
1
1

1

1

11
12
13
14
15
16
17

Интернет- переписки, интернет-полемики, интернетдискуссии. Речевая агрессия. Ненормативная лексика –
показатель низкой культуры человека.
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Эффективные
приѐмы слушания.
Текст как единица языка и речи. Функциональные
разновидности языка. Язык художественной литературы.
Сочинение в жанре письма другу (в том числе
электронного), страницы дневника и т.д.
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его
структурные элементы и языковые особенности.
Итоговая контрольная работа (тест)
Итоговое занятие

1
1
1
1

1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».