Рабочая программа учебного предмета «Родной русский язык» для обучающихся 9 класса

МИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования
МКУ "Управление образования по муниципальному округу"
МОБУ Липовецкая СОШ №1

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом
совете

заместитель директора
по УВР

директор
________________________

М.Н.Ларина
Приказ
№
83-о
от
«31»
Л.С.Раецкая
августа 2023 г.
Приказ № 83-о от «31»
августа 2023 г.

________________________ ________________________
Приказ № 83-о от «31»
августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родной русский язык»
для обучающихся 9 классов

пгт.Липовцы 2023 г.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по родному русскому языку в 9 классе разработана на основе следующих
нормативных документов:


Федеральный закон от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;



приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования»;



постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об
утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;



приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;



приказ Минпросвещения России от 08.05.2019 № 233 «О внесении изменений в федеральный
перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
28.12.2018 № 345»;



письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20 июня 2018 г. № 05-192
«О вопросах изучения родных языков из числа языков народов РФ»;



письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 20 декабря 2018
года № 03-510 «Рекомендации по применению норм законодательства в части обеспечения
возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской
Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из
числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного»;



Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Матвеево-Курганской
сош № 3 им. Героя Советского Союза А.М. Ерошина;



Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Матвеево-Курганской
средней общеобразовательной школы №3 имени Героя Советского Союза А. М. Ерошина;



учебный план МБОУ Матвеево-Курганской сош № 3 им. Героя Советского Союза А.М. Ерошина;



положение о рабочей программе МБОУ Матвеево-Курганской сош № 3 им. Героя Советского Союза
А.М. Ерошина;



Программа учебного предмета «Русский родной язык» предназначена для изучения в 5-9 классах;



Русский родной язык: 9 класс: методическое пособие / [О. М. Александрова,

О. В. Загоровская, Ю. Н. Гостева и др.; под ред. О. М. Александровой.] — М.:
Учебная литература, 2018. Рабочая программа разработана в соответствии с учебным пособием для
общеобразовательных организаций «Русский родной язык». 3-е издание, Москва, «Просвещение», 2019.

Согласно учебному плану на изучение родного русского языка отводится в 9 классе 17 часов в год (0,5 ч. в
неделю при 34 ученых неделях).

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету

«Русский родной язык»
Предметные результаты


совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения,
говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с
окружающими людьми в ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения;



понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и
творческих способностей личности в процессе образования и
самообразования;



использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;



расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание
взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики,
основных единиц и грамматических категорий родного языка;



формирование навыков проведения различных видов анализа слова
(фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического,
морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения,
а также многоаспектного анализа текста;



обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение
объема используемых в речи грамматических средств для свободного
выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю
общения;



овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными),
нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой
практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к
речевому самосовершенствованию;



формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую
ценность.



Регулятивные
Учащийся научится:


целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование
практической задачи в познавательную;



самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учѐта
выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;



планировать пути достижения целей;



устанавливать целевые приоритеты;



уметь самостоятельно контролировать своѐ время и управлять им;



принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;



осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату
и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного
внимания;



адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и
по ходу его реализации;



основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития
процесса.

Учащийся получит возможность научиться:


самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;



построению жизненных планов во временной перспективе;



при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и
средства их достижения;



прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей;



основам саморегуляции эмоциональных состояний;



адекватно оценивать свои возможности достижения цели определѐнной сложности в различных
сферах самостоятельной деятельности;



адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода
ресурсов на решение задачи;



осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и
познавательных задач;



основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления
своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;



выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.

Коммуникативные
Учащийся научится:


учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;



формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать еѐ с позициями
партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;



устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;



аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для
оппонентов образом;



задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с
партнѐром;



осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;



адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;



адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть
устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;



организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели
и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;



осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнѐра, уметь убеждать;



работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать
продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие со сверстниками и взрослыми;



основам коммуникативной рефлексии;



использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и
потребностей;



отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой
социализированной речи, так и в форме внутренней речи;



учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве.

Учащийся получит возможность научиться:


учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;



понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;



продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и
оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему
решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;



брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);



оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;



осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и
действий партнѐра;



в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнѐру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;



вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в
дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами
речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;



следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе
уважительного отношения к партнѐрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного
восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и
эмоциональную поддержку партнѐрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;



устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами
группы для принятия эффективных совместных решений;



в совместной деятельности чѐтко формулировать цели группы и позволять еѐ участникам проявлять
собственную энергию для достижения этих целей.

Познавательные
Учащийся научится:


основам реализации проектно-исследовательской деятельности;



проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;



осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;



создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;



осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий;



давать определение понятиям;



устанавливать причинно-следственные связи;



осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;



обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к
родовому понятию, от понятия с меньшим объѐмом к понятию с большим объѐмом;



осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для
указанных логических операций;



строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);



строить логическое рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей;



объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;



основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;



структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста,
выстраивать последовательность описываемых событий;



работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты
речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Учащийся получит возможность научиться:


основам рефлексивного чтения;



ставить проблему, аргументировать еѐ актуальность;



самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;



выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;



организовывать исследование с целью проверки гипотез;



делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Личностные результаты
В рамках когнитивного компонента у выпускника сформируется:


образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России,
знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;



знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры,
знание о народах и этнических группах России;



экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех еѐ проявлениях;



знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и
здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях;



ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание
конвенционального характера морали.

В рамках ценностного и эмоционального компонента



гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;



уважение к истории, культурным и историческим памятникам;



уважение к личности и еѐ достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к
любым видам насилия и готовность противостоять им;



уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других
людей, оптимизм в восприятии мира;



потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;



позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании
моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента


готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей
ученика;



умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение
конструктивно разрешать конфликты;



готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в
школе, дома, во внеучебных видах деятельности;



потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно
полезной деятельности;



устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного
мотива;



готовность к выбору профильного образования.

Учащийся получит возможность для формирования:


выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

готовности к самообразованию и самовоспитанию;


адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;



эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках,
направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Содержание учебного предмета
«Русский родной язык»
Раздел 1. Язык и культура
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов
(концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения
(прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных
текстов и т.п.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых
изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные
примеры).Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов,
изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание
новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в
области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических
словарях.
Нарушение орфоэпической нормы как художественный приѐм.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость
слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с
нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой
избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях.
Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные
грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с
количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш – по
пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу,
обидеться на слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе
словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в
частности родительного и творительного падежа.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и
однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚
введение в сложное предложение лишних указательных местоимений.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках.
Словарные пометы.
Речевой этикет
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернетпереписки. Этические
нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики.
Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст.
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях.
Контактное и дистантное общение.

Текст как единица языка и речи
Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для
представления информации.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст.
Афоризмы. Прецедентные тексты.

Календарно – тематическое планирование
№

Дата

Раздел

Тема урока

Кол.
часов

1

02.09

Язык и культура.

Русский язык как зеркало национальной культуры и
истории народа. Роль родного языка в жизни человека. § 1

1

(5 часов)
2

16.09

Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры,
их национально-историческая значимость. § 2, 3

1

3

30.09

Основные тенденции развития русского литературного
языка. § 4, 5

1

4

14.10

Новые иноязычные заимствования в русском языке.
Словообразовательные неологизмы.§ 6, 7

1

5

11.11

Стилистическая переоценка слов в современном русском
языке. §9

1

6

25.11

Основные орфоэпические нормы современного русского
литературного языка. §10

1

Культура речи.
(6 часов)

7

09.12

Основные лексические нормы современного русского
литературного языка. §11

1

8

23.12

Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм.
Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. §
11

1

9

20.01

Основные грамматические нормы современного русского
литературного языка. § 12

1

10

03.02

Нормы употребления причастных и деепричастных
оборотов. § 12

1

11

17.02

Нормы употребления предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений. §
12

1

12

03.03

Русский язык в Интернете. Этикет интернет – переписки.
§15

1

13

17.03

Текст как единица языка и речи. §16

1

14

07.04

Функциональные разновидности языка. Разговорная речь.

1

Речь. Речевая
деятельность. Текст.
(6 часов)

Анекдот. Шутка.§17
15

21.04

Официально-деловой стиль. Научно-учебный подстиль.
§18, 19

1

16

05.05

Публицистический стиль. Язык художественной
литературы. § 20, 21

1

17

19.05

Представление проектов, результатов исследовательской
работы.

1

Итого

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».