МИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования
МКУ "Управление образования по муниципальному округу"
МОБУ Липовецкая СОШ №1
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
на педагогическом
совете
заместитель директора
по УВР
директор
________________________
М.Н.Ларина
Приказ
№
83-о
от
«31»
Л.С.Раецкая
августа 2023 г.
Приказ № 83-о от «31»
августа 2023 г.
________________________ ________________________
Приказ № 83-о от «31»
августа 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родной русский язык»
для обучающихся 9 классов
пгт.Липовцы 2023 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по родному русскому языку в 9 классе разработана на основе следующих
нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования»;
постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об
утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
приказ Минпросвещения России от 08.05.2019 № 233 «О внесении изменений в федеральный
перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
28.12.2018 № 345»;
письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20 июня 2018 г. № 05-192
«О вопросах изучения родных языков из числа языков народов РФ»;
письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 20 декабря 2018
года № 03-510 «Рекомендации по применению норм законодательства в части обеспечения
возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской
Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из
числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного»;
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Матвеево-Курганской
сош № 3 им. Героя Советского Союза А.М. Ерошина;
Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Матвеево-Курганской
средней общеобразовательной школы №3 имени Героя Советского Союза А. М. Ерошина;
учебный план МБОУ Матвеево-Курганской сош № 3 им. Героя Советского Союза А.М. Ерошина;
положение о рабочей программе МБОУ Матвеево-Курганской сош № 3 им. Героя Советского Союза
А.М. Ерошина;
Программа учебного предмета «Русский родной язык» предназначена для изучения в 5-9 классах;
Русский родной язык: 9 класс: методическое пособие / [О. М. Александрова,
О. В. Загоровская, Ю. Н. Гостева и др.; под ред. О. М. Александровой.] — М.:
Учебная литература, 2018. Рабочая программа разработана в соответствии с учебным пособием для
общеобразовательных организаций «Русский родной язык». 3-е издание, Москва, «Просвещение», 2019.
Согласно учебному плану на изучение родного русского языка отводится в 9 классе 17 часов в год (0,5 ч. в
неделю при 34 ученых неделях).
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету
«Русский родной язык»
Предметные результаты
совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения,
говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с
окружающими людьми в ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения;
понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и
творческих способностей личности в процессе образования и
самообразования;
использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание
взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики,
основных единиц и грамматических категорий родного языка;
формирование навыков проведения различных видов анализа слова
(фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического,
морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения,
а также многоаспектного анализа текста;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение
объема используемых в речи грамматических средств для свободного
выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю
общения;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными),
нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой
практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к
речевому самосовершенствованию;
формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую
ценность.
Регулятивные
Учащийся научится:
целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование
практической задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учѐта
выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
планировать пути достижения целей;
устанавливать целевые приоритеты;
уметь самостоятельно контролировать своѐ время и управлять им;
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату
и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного
внимания;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и
по ходу его реализации;
основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития
процесса.
Учащийся получит возможность научиться:
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
построению жизненных планов во временной перспективе;
при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и
средства их достижения;
прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей;
основам саморегуляции эмоциональных состояний;
адекватно оценивать свои возможности достижения цели определѐнной сложности в различных
сферах самостоятельной деятельности;
адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода
ресурсов на решение задачи;
осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и
познавательных задач;
основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления
своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.
Коммуникативные
Учащийся научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать еѐ с позициями
партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для
оппонентов образом;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с
партнѐром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть
устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели
и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнѐра, уметь убеждать;
работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать
продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
основам коммуникативной рефлексии;
использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и
потребностей;
отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой
социализированной речи, так и в форме внутренней речи;
учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве.
Учащийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и
оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему
решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и
действий партнѐра;
в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнѐру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;
вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в
дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами
речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе
уважительного отношения к партнѐрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного
восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и
эмоциональную поддержку партнѐрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами
группы для принятия эффективных совместных решений;
в совместной деятельности чѐтко формулировать цели группы и позволять еѐ участникам проявлять
собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные
Учащийся научится:
основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий;
давать определение понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи;
осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к
родовому понятию, от понятия с меньшим объѐмом к понятию с большим объѐмом;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для
указанных логических операций;
строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста,
выстраивать последовательность описываемых событий;
работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты
речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Учащийся получит возможность научиться:
основам рефлексивного чтения;
ставить проблему, аргументировать еѐ актуальность;
самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
организовывать исследование с целью проверки гипотез;
делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Личностные результаты
В рамках когнитивного компонента у выпускника сформируется:
образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России,
знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;
знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры,
знание о народах и этнических группах России;
экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех еѐ проявлениях;
знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и
здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях;
ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание
конвенционального характера морали.
В рамках ценностного и эмоционального компонента
гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
уважение к личности и еѐ достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к
любым видам насилия и готовность противостоять им;
уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других
людей, оптимизм в восприятии мира;
потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании
моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента
готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей
ученика;
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение
конструктивно разрешать конфликты;
готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в
школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно
полезной деятельности;
устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного
мотива;
готовность к выбору профильного образования.
Учащийся получит возможность для формирования:
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
готовности к самообразованию и самовоспитанию;
адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках,
направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Содержание учебного предмета
«Русский родной язык»
Раздел 1. Язык и культура
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов
(концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения
(прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных
текстов и т.п.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых
изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные
примеры).Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов,
изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание
новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в
области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических
словарях.
Нарушение орфоэпической нормы как художественный приѐм.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость
слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с
нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой
избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях.
Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные
грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с
количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш – по
пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу,
обидеться на слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе
словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в
частности родительного и творительного падежа.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и
однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚
введение в сложное предложение лишних указательных местоимений.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках.
Словарные пометы.
Речевой этикет
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернетпереписки. Этические
нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики.
Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст.
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях.
Контактное и дистантное общение.
Текст как единица языка и речи
Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для
представления информации.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст.
Афоризмы. Прецедентные тексты.
Календарно – тематическое планирование
№
Дата
Раздел
Тема урока
Кол.
часов
1
02.09
Язык и культура.
Русский язык как зеркало национальной культуры и
истории народа. Роль родного языка в жизни человека. § 1
1
(5 часов)
2
16.09
Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры,
их национально-историческая значимость. § 2, 3
1
3
30.09
Основные тенденции развития русского литературного
языка. § 4, 5
1
4
14.10
Новые иноязычные заимствования в русском языке.
Словообразовательные неологизмы.§ 6, 7
1
5
11.11
Стилистическая переоценка слов в современном русском
языке. §9
1
6
25.11
Основные орфоэпические нормы современного русского
литературного языка. §10
1
Культура речи.
(6 часов)
7
09.12
Основные лексические нормы современного русского
литературного языка. §11
1
8
23.12
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм.
Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. §
11
1
9
20.01
Основные грамматические нормы современного русского
литературного языка. § 12
1
10
03.02
Нормы употребления причастных и деепричастных
оборотов. § 12
1
11
17.02
Нормы употребления предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений. §
12
1
12
03.03
Русский язык в Интернете. Этикет интернет – переписки.
§15
1
13
17.03
Текст как единица языка и речи. §16
1
14
07.04
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь.
1
Речь. Речевая
деятельность. Текст.
(6 часов)
Анекдот. Шутка.§17
15
21.04
Официально-деловой стиль. Научно-учебный подстиль.
§18, 19
1
16
05.05
Публицистический стиль. Язык художественной
литературы. § 20, 21
1
17
19.05
Представление проектов, результатов исследовательской
работы.
1
Итого
17