МИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования МКУ "Управление образования по муниципальному округу" МОБУ Липовецкая СОШ №1 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на педагогическом совете заместитель директора по УВР директор ________________________ М.Н.Ларина Приказ № 83-о от «31» Л.С.Раецкая августа 2023 г. Приказ № 83-о от «31» августа 2023 г. ________________________ ________________________ Приказ № 83-о от «31» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Родной русский язык» для обучающихся 8 классов пгт.Липовцы 2023 г. Нормативную правовую основу рабочей программы по учебному предмету «Родной язык (русский)» составляют следующие документы: - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании); - Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ); - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577). Минимальный объем реализации данной рабочей программы (17 часов) на учебный год. Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной язык (русский)»: Личностные результаты: - представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; познавательный интерес и уважительное отношение к русскому языку, а через него – к родной культуре; ответственное отношение к сохранению и развитию родного языка; - осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, осознание роли русского родного языка в жизни человека, осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества, осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания; - увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств родного языка. Метапредметные результаты: - совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; - владение разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; - овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой деятельности; - развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний. Предметные результаты: умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; - понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, правильное употребление их в речи; понимание особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох; - понимание слов с живой внутренней формой, специфическим оценочнохарактеризующим значением; осознание национального своеобразия общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью. - понимание и истолкование значения крылатых выражений; знание источников крылатых выражений, фразеологических оборотов с национальнокультурным компонентом, пословиц и поговорок комментирование истории происхождения таких выражений, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения; - характеристика лексики с точки зрения происхождения, понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке; распознавание слов, заимствованных русским языком из языков народов России и мира; общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определение значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов; - определение различий между литературным языком и диалектами; осознание диалектов как части народной культуры; понимание национально-культурного своеобразия диалектизмов; - осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление об активных процессах в современном русском языке; - овладение основными нормами русского литературного языка - (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка; - соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета; - использование различных словарей, в том числе мультимедийных; - обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объѐма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения; Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» 8 класс (17 ч) Раздел 1. Язык и культура (3 ч) Исконно русская лексика. Собственно русские слова как основной источник развития лексики русского литературного языка. Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы. Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа на примере «бытовой» лексики Кемеровской области-Кузбасса. Развитие языка как объективный процесс. Стремительный рост словарного состава языка. Раздел 2. Культура речи (7 ч) Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи. Нарушение орфоэпической нормы как художественный приѐм. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в научном стиле речи. Лексическая сочетаемость слова и точность. Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки, связанные с речевой избыточностью. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Нормы построения словосочетаний по типу согласования. Типичные грамматические ошибки. Правильное построение словосочетаний. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов. Речевой этикет. Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты приветствия и прощания, возникшие в СМИ. Речевая агрессия. Этика и этикет в электронной среде общения. Этикет Интернет- переписки, интернет-полемики, интернет-дискуссии Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (7 ч) Язык и речь. Виды речевой деятельности. Эффективные приѐмы слушания. Текст как единица языка и речи. Функциональные разновидности языка. Язык художественной литературы. Русский язык в Интернете. Сочинение в жанре письма другу (в том числе электронного), страницы дневника и т.д. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности. Раздел 3. Календарно-тематическое планирование 8 класс 17 часов № Тема занятия 1 Исконно русская лексика. Собственно русские слова как основной источник развития лексики русского литературного языка. Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы. Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа на примере «бытовой» лексики Кемеровской области-Кузбасса. Составление тематического словарика Развитие языка как объективный процесс. Стремительный рост словарного состава языка. Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи. Нарушение орфоэпической нормы как художественный приѐм. Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в научном стиле речи. Лексическая сочетаемость слова и точность. Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки, связанные с речевой избыточностью. Типичные грамматические ошибки. Нормы построения словосочетаний по типу согласования. Типичные грамматические ошибки. Правильное построение словосочетаний. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов. Речевой этикет. Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты приветствия и прощания, возникшие в СМИ. Этика и этикет в электронной среде общения. Этикет 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 12 13 14 15 16 17 Интернет- переписки, интернет-полемики, интернетдискуссии. Речевая агрессия. Ненормативная лексика – показатель низкой культуры человека. Язык и речь. Виды речевой деятельности. Эффективные приѐмы слушания. Текст как единица языка и речи. Функциональные разновидности языка. Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу (в том числе электронного), страницы дневника и т.д. Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности. Итоговая контрольная работа (тест) Итоговое занятие 1 1 1 1 1 1