АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «русскому языку» (для слабослышащих детей), (вариант 2.2) 1 – 4 класс пгт. Липовцы,2021 Пояснительная записка Примерная рабочая программа по предмету «Русский язык» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, а также Примерной программы воспитания и является приложением к Адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших детей (Вариант 2.2) ФГОС НОО ОВЗ. Вариант 2.2 предполагает в большей степени развитие у обучающихся жизненной компетенции на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, поэтапное формирование разных видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения), речевого поведения, расширение жизненного опыта, социальных контактов, в том числе со слышащими детьми и взрослыми на основе словесной речи. Вариант 2.2. предполагает, что слабослышащий и позднооглохший обучающийся получает образование в пролонгированные сроки сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием слышащих сверстников. Вариант 2.2 предназначен для образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся (со слуховыми аппаратам и (или) имплантами), которые не достигают к моменту поступления в школу уровня развития (в том числе и речевого), близкого возрастной норме, не имеют дополнительных ограничений здоровья, препятствующих получению НОО в условиях, учитывающих их общие и особые образовательные потребности, связанные, в том числе, с овладением словесной речью (в устной и письменной формах), жизненными компетенциями. Достижения планируемых результатов освоения АООП НОО определяются по завершению обучения в начальной школе. Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России, в соответствии с требованиями к результатам освоения АООП НОО ОВЗ для слабослышащих и позднооглохших обучающихся вариант 2.2, авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г. «Русский язык», УМК «Школа России» - Москва: «Просвещение» 2020 г. Целью реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся является создание условий, выполнения требований Стандарта через обеспечение личностного развития обучающихся, достижения ими планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы, обеспечение социальной адаптации и интеграции. В соответствии с ФГОС НОО слабослышащих и позднооглохших обучающихся начальное общее образование обучающегося, будучи по итоговым достижениям к моменту завершения обучения сопоставимым с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, осуществляется в пролонгированные календарные сроки. Данный учебный предмет имеет своей целью создание условий для практического овладения слабослышащими обучающимися языковыми закономерностями и их использование в связной речи. Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются: -ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления обучающихся; -формирование коммуникативной компетенции обучающихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма. Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей: практическое овладение языком и подготовка к изучению начального и систематического курса; -формирование письменной речи как общепринятого средства общения; -усвоение языка как средства общения, обучения, познания, мышления. Основные задачи реализации содержания: -Формирование первоначальных навыков чтения и письма в процессе овладения грамотой. -Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. -Развитие практических речевых навыков построения и грамматического оформления речевых единиц. Осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации. -Развитие способности пользоваться письменной и устной речью для решения задач, связанных с реализацией социально-бытовых, общих и особых образовательных потребностей -Формирование умений понимать содержание художественного произведения, работать с текстом. Развитие способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребёнка. -Развитие слухозрительного и слухового восприятия устной речи, ее произносительной стороны, использование сформированных умений в процессе устной коммуникации. -Формирование у обучающихся житейских понятий, развитие их мышления, развитие устной и письменной речи в условиях предметно-практической деятельности, формирование умение работать в коллективе. -Создание основы для развития речевой деятельности обучающихся, для дальнейшего освоения системы основополагающих элементов научного знания и деятельности по получению, преобразованию и применению новых знаний. Планируемые результаты освоения учебного предмета. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык» В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Русский язык» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по следующим параметрам: расширение сферы жизненной компетенции за счет возможности отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы, поддерживать диалог, высказываться, регулировать собственное речевое поведение; развитие возможностей знаково-символического опосредствования, повышающих общий уровень сформированности учебно-познавательной деятельности (в качестве средств выступают символические обозначения звуков, слов и т.п.); улучшение мелкой моторики, зрительно-моторной координации; совершенствование зрительно-пространственных представлений (ориентировка в тетради, размещение элементов букв выше или ниже опорной строки и т.п.); улучшение качества учебного высказывания за счет расширения словарного запаса, предъявления эталонных речевых образцов; развитие действий самоконтроля при оценке полученного результата. Личностные результаты освоения программы по учебному предмету «Русский язык» могут проявляются в: принятии и освоении социальной роли обучающегося, формировании и развитии социально значимых мотивов учебной деятельности; формировании эстетических потребностей, ценностей и чувств (на основе овладения каллиграфией); развитии доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей (одноклассников); развитии адекватных представлений о собственных возможностях; овладении навыками коммуникации (с учителем, одноклассниками). Метапредметные результаты освоения РП по учебному предмету «Русский язык» включают осваиваемые учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться). С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей учащихся с ОВЗ метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом. Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью: осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее достижения (ориентировка на заданный образец); кодировать и перекодировать информацию (заменять звук буквой, графическим символом и пр.); осуществлять разносторонний анализ объекта (звучащего слова); сравнивать звуки и буквы по разным классификационным основаниям (гласныесогласные, глухие-звонкие, твердые-мягкие, заглавныепрописные); обобщать (самостоятельно выделять признаки сходства). Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью: понимать смысл предъявляемых учебных задач (проанализировать, написать и т.п.); планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации (например, подбор слов к схеме, предполагающей стечение согласных); различать способы и результат действия (записывать слово печатными или письменными буквами); вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок; осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов под руководством учителя и самостоятельно. Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью: адекватно использовать речевые средства при обсуждении результата деятельности; использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и учителем. Учебный предмет «Русский язык» имеет большое значение для формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по представленным ниже направлениям. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях: – организовать себя на рабочем месте (правильная посадка при письме, удержание ручки, расположение тетради и т.п.); – задать вопрос учителю при не усвоении материала урока или его фрагмента; – распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем отрезок времени; – словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат. Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется в умениях: – слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь; – отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и порицание, критику со стороны одноклассников. Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации проявляется в понимании роли письменной речи в трансляции культурного наследия. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляется в стремлении научиться красиво и правильно писать. Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются в АООП как: 1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; 2) формирование интереса к изучению родного (русского) языка; 3) овладение первоначальными представлениями о правилах речевого этикета; 4) овладение основами грамотного письма; 5) овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики; 6) формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; 7) использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач. Содержание учебного предмета 1 класс (170 ч) Добукварный период Обучение чтению Речь (устная и письменная) - общее представление. Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове. Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных. Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слого-звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его слогозвуковую структуру. Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными слого-звуковыми схемами–моделями. Знакомство с буквамиа, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв. Обучение письму Знакомство с правилами гигиены письма. Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Подготовительное упражнение для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки. Букварный (основной) период Обучение чтению Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных. Чтение слогов-«слияний» с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами. Составление из букв и слогов разрезной азбуки слов (после предварительного слого-звукового анализа, а затем и без него), их чтение. Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем. Знакомство с правилами гигиены чтения. Обучение письму Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после предварительного их слого-звукового разбора с учителем, а затем и самостоятельно. Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов. Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений. Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением (безударные гласные, сочетания жи –ши, ча- ща, чу - щу). Повторение 2 класс (132 ч) Наша речь Язык и речь. Виды речи. Русский язык – родной язык русского народа. Текст, предложение, диалог Текст (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Выделение предложения из речи. Установление связи слов в предложении. Диалог. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). Слова, слова, слова… Слово. Роль слов в речи. Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов. Тематические группы слов. Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению. Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов. Слово и слог. Ударение. Слово и слог. Перенос слов. Ударение (общее представление). Звуки и буквы Звуки и буквы. Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Ударные и безударные гласные звуки. Согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Согласные звонкие и глухие. Шипящие согласные звуки. Заглавная буква в словах. Повторение 3 класс (132 ч) Наша речь Виды речи. Требования к речи. Диалог и монолог. Текст Текст. Признаки текста. Тема и главная мысль текста. Части текста. Построение текста. Воспроизведение текста. Предложение Предложение. Члены предложения. Связь слов в предложении. Слова, слова, слова… Слово и его значение. Синонимы и антонимы. Однокоренные слова. Слог. Ударение. Перенос слова. Ударение словесное и логическое. Перенос слова по слогам. Звуки и буквы Звуки и буквы (повторение, уточнение). Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. Согласные звуки. Согласный звук [й] и буква «и краткое». Слова с удвоенными согласными. Твердый и мягкий согласные звуки и буквы для их обозначения. Мягкий знак (ь). Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Звонкие и глухие согласные звуки. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласным. Разделительный мягкий знак (ь). Части речи Части речи. Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Число имен существительных. Глагол. Глагол как часть речи. Число глагола. Текст-повествование и роль в нем глаголов. Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. Единственное и множественное число имен прилагательных. Текст-описание и роль в нем имен прилагательных. Местоимение. Личное местоимение как часть речи. Текстрассуждение. Предлоги. Повторение 4 класс (132 ч) Язык и речь Наша речь и наш язык. Текст. Предложение. Словосочетание Текст (повторение и углубление представлений). Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге). Виды предложений по цели высказывания и интонации. Предложения с обращением (общее представление). Состав предложения. Простое и сложное предложения. Словосочетания Слово в языке и речи Лексическое значение слова. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Части речи. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении, предлоге) и их признаках. Имя числительное (общее представление). Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений). Состав слова Корень слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Основа слова. Обобщение знаний о составе слова. Правописание частей слова Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ). Части речи Имя существительное Повторение и углубление представлений. Число имен существительных. Падеж имен существительных. Изменение по падежам. Три склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном (множественном) числе. Имя прилагательное Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Текст-описание. Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных. Число имен прилагательных. Падеж имен прилагательных. Изменение по падежам имен прилагательных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных во множественном числе. Местоимение Лицо, число, род личных местоимений. Местоимение. Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений. Глагол Повторение и углубление представлений о глаголе. Формы глагола. Число глаголов. Времена глагола. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы НЕ с глаголами. Неопределенная форма глагола. Спряжение глагола. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. I и II спряжение глаголов. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Правописание возвратных глаголов. Правописание глаголов в прошедшем времени. Повторение Тематическое планирование курса «Русский язык» Тематическое планирование составлено с учётом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся СОО: 1. Формирование чувства гордость за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических, демократических ценностных ориентаций. 2. Инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирование и отстаивания своей точки зрения. класс № Разделы, темы Количество часов Добукварный (подготовительный) период ч Букварный (основной) период ч Послебукварный (основной) период ч Наша речь ч Текст, предложение, диалог ч Слова, слова, слова… ч Слово и слог. Ударение ч Звуки и буквы. ч Итоговое повторение. ч Итого ч 2 класс № Разделы, темы Количество часов Наша речь ч Текст ч Предложение ч Слова, слова, слова… ч Звуки и буквы ч Правописание буквосочетаний с шипящими ч звуками Части речи ч Повторение ч ч Итого 3 класс № Разделы, темы Язык и речь Количество часов 2ч Текст, предложение, словосочетание ч Слово в языке и речи ч Состав слова ч Части речи ч Повторение 6ч ч Итого 4 класс № Разделы, темы Количество часов Повторение изученного в 1-3 классах ч Предложение ч Слово в языке и речи ч Имя существительное ч Имя прилагательное ч Местоимение ч Глагол ч Повторение ч Итого ч Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)