Русский язык

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «русскому языку»
(для слабослышащих детей),
(вариант 2.2)
1 – 4 класс

пгт. Липовцы,2021

Пояснительная записка
Примерная рабочая программа по предмету «Русский язык» на уровне начального общего
образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего
образования, а также Примерной программы воспитания и является приложением к
Адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего
образования для слабослышащих и позднооглохших детей (Вариант 2.2) ФГОС НОО
ОВЗ.
Вариант 2.2 предполагает в большей степени развитие у обучающихся жизненной
компетенции на основе планомерного введения в более сложную социальную среду,
поэтапное формирование разных видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания,
говорения), речевого поведения, расширение жизненного опыта, социальных контактов, в
том числе со слышащими детьми и взрослыми на основе словесной речи.
Вариант 2.2. предполагает, что слабослышащий и позднооглохший обучающийся
получает образование в пролонгированные сроки сопоставимое по итоговым достижениям
к моменту завершения школьного обучения с образованием слышащих сверстников.
Вариант 2.2 предназначен для образования слабослышащих и позднооглохших
обучающихся (со слуховыми аппаратам и (или) имплантами), которые не достигают к
моменту поступления в школу уровня развития (в том числе и речевого), близкого
возрастной норме, не имеют дополнительных ограничений здоровья, препятствующих
получению НОО в условиях, учитывающих их общие и особые образовательные
потребности, связанные, в том числе, с овладением словесной речью (в устной и
письменной формах), жизненными компетенциями. Достижения планируемых результатов
освоения АООП НОО определяются по завершению обучения в начальной школе.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России, в соответствии с
требованиями к результатам освоения АООП НОО ОВЗ для слабослышащих и
позднооглохших обучающихся вариант 2.2, авторской программы Канакиной В.П.,
Горецкого В.Г. «Русский язык», УМК «Школа России» - Москва: «Просвещение» 2020 г.
Целью реализации адаптированной основной общеобразовательной программы

начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся
является создание условий, выполнения требований Стандарта через обеспечение
личностного развития обучающихся, достижения ими планируемых результатов освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы, обеспечение социальной
адаптации и интеграции.
В соответствии с ФГОС НОО слабослышащих и позднооглохших обучающихся начальное
общее образование обучающегося, будучи по итоговым достижениям к моменту завершения
обучения сопоставимым с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по
возможностям здоровья, осуществляется в пролонгированные календарные сроки. Данный
учебный предмет имеет своей целью создание условий для практического овладения
слабослышащими обучающимися языковыми закономерностями и их использование в
связной речи.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
-ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке и формирование на
этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления обучающихся;
-формирование

коммуникативной

компетенции

обучающихся:

развитие

устной

и

письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного,
безошибочного письма.
Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
практическое овладение языком и подготовка к изучению начального и систематического
курса;
-формирование письменной речи как общепринятого средства общения;
-усвоение языка как средства общения, обучения, познания, мышления.
Основные задачи реализации содержания:
-Формирование первоначальных навыков чтения и письма в процессе овладения грамотой.
-Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и
письму.
-Развитие практических речевых навыков построения и грамматического оформления
речевых единиц. Осознанное построение речевого высказывания в соответствии с
задачами коммуникации.
-Развитие способности пользоваться письменной и устной речью для решения задач,
связанных с реализацией социально-бытовых, общих и особых образовательных
потребностей

-Формирование умений понимать содержание художественного произведения, работать с
текстом.

Развитие

способности

к

словесному

самовыражению

на

уровне,

соответствующем возрасту и развитию ребёнка.
-Развитие слухозрительного и слухового восприятия устной речи, ее произносительной
стороны, использование сформированных умений в процессе устной коммуникации.
-Формирование у обучающихся житейских понятий, развитие их мышления, развитие
устной

и

письменной

речи

в

условиях предметно-практической

деятельности,

формирование умение работать в коллективе.
-Создание основы для развития речевой деятельности обучающихся, для дальнейшего
освоения системы основополагающих элементов научного знания и деятельности по
получению, преобразованию и применению новых знаний.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык»
В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Русский язык»
позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по
следующим параметрам:

 расширение сферы жизненной компетенции за счет возможности отвечать на
поставленные вопросы, задавать вопросы, поддерживать диалог, высказываться,
регулировать собственное речевое поведение;

 развитие возможностей знаково-символического опосредствования, повышающих
общий уровень сформированности учебно-познавательной деятельности (в качестве
средств выступают
символические обозначения звуков, слов и т.п.);

 улучшение мелкой моторики, зрительно-моторной координации;
 совершенствование зрительно-пространственных представлений (ориентировка в
тетради, размещение элементов букв выше или ниже опорной строки и т.п.);

 улучшение качества учебного высказывания за счет расширения словарного запаса,
предъявления эталонных речевых образцов;

 развитие действий самоконтроля при оценке полученного результата.

Личностные результаты освоения программы по учебному предмету
«Русский язык» могут проявляются в:

 принятии и освоении социальной роли обучающегося, формировании и развитии
социально значимых мотивов учебной деятельности;

 формировании эстетических потребностей, ценностей и чувств (на основе овладения
каллиграфией);

 развитии

доброжелательности

и

эмоционально-нравственной

отзывчивости,

понимания и сопереживания чувствам других людей (одноклассников);

 развитии адекватных представлений о собственных возможностях;
 овладении навыками коммуникации (с учителем, одноклассниками).
Метапредметные результаты освоения РП по учебному предмету «Русский
язык» включают осваиваемые учащимися универсальные учебные действия
(познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение
ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться).
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей
учащихся с ОВЗ метапредметные результаты могут быть обозначены следующим
образом.
Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются
возможностью:

 осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее
достижения (ориентировка на заданный образец);

 кодировать и перекодировать информацию (заменять звук буквой, графическим
символом и пр.);

 осуществлять разносторонний анализ объекта (звучащего слова);
 сравнивать звуки и буквы по разным классификационным основаниям (гласныесогласные, глухие-звонкие, твердые-мягкие, заглавныепрописные);

 обобщать (самостоятельно выделять признаки сходства).
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются
возможностью:

 понимать смысл предъявляемых учебных задач (проанализировать, написать и т.п.);
 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее
реализации (например, подбор слов к схеме, предполагающей стечение согласных);

 различать способы и результат действия (записывать слово печатными или
письменными буквами);

 вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера
сделанных ошибок;

 осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов под руководством
учителя и самостоятельно.
Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия
проявляются возможностью:

 адекватно использовать речевые средства при обсуждении результата деятельности;
 использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и
учителем.
Учебный предмет «Русский язык» имеет большое значение для формирования сферы
жизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по
представленным ниже направлениям.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется
в умениях:

–

организовать себя на рабочем месте (правильная посадка при письме,

удержание ручки, расположение тетради и т.п.);

–

задать вопрос учителю при не усвоении материала урока или его

фрагмента;

–

распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем

отрезок времени;

–

словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат.

Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия проявляется в умениях:

–

слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь;

–

отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и

порицание, критику со стороны одноклассников.
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее
пространственно-временной организации проявляется в понимании роли письменной
речи в трансляции культурного наследия.
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляется в
стремлении научиться красиво и правильно писать.
Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они
обозначаются в АООП как:

1)

формирование

первоначальных

представлений

о

единстве

и

многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе
национального самосознания;

2)

формирование интереса к изучению родного (русского) языка;

3)

овладение

первоначальными представлениями о

правилах

речевого этикета;

4)

овладение основами грамотного письма;

5)

овладение

обучающимися

коммуникативно-речевыми

умениями,

необходимыми для совершенствования их речевой практики;

6)

формирование позитивного отношения к правильной устной и

письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

7)

использование знаний в области русского языка и сформированных

грамматико-орфографических умений для решения практических задач.

Содержание учебного предмета
1 класс (170 ч)
Добукварный период
Обучение чтению
Речь (устная и письменная) - общее представление.
Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги

с использованием графических схем.
Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное
и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в
слове.
Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и
согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в
полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных. Выделение в
словах отдельных звуков (гласных и согласных), слого-звуковой анализ слов (установление
количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов,
соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его слогозвуковую структуру. Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение
соответствия между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и
предъявленными слого-звуковыми схемами–моделями. Знакомство с буквамиа, о, и, ы, у,
узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных
позициях), правильное соотнесение звуков и букв.
Обучение письму
Знакомство с правилами гигиены письма. Выработка правильной осанки, наклонного
расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании.
Подготовительное упражнение для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев:
обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание
узоров и бордюров непрерывным движением руки.
Букварный (основной) период
Обучение чтению
Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и
мягкости согласных. Чтение слогов-«слияний» с ориентировкой на гласную букву, чтение
слогов с изученными буквами. Составление из букв и слогов разрезной азбуки слов (после
предварительного слого-звукового анализа, а затем и без него), их чтение. Постепенное
обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов,
коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе
правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом
слове, места ударения в нем. Знакомство с правилами гигиены чтения.
Обучение письму
Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв,

основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами
рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в
словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после
предварительного их слого-звукового разбора с учителем, а затем и самостоятельно.
Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного
текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового
орфографического чтения написанных слов. Письмо под диктовку слов, написание которых
не расходится с произношением, и предложений. Правильное оформление написанных
предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка умения
писать большую букву в именах людей и кличках животных. Привлечение внимания детей
к словам, написание которых расходится с произношением (безударные гласные, сочетания
жи –ши, ча- ща, чу - щу).
Повторение
2 класс (132 ч)
Наша речь
Язык и речь. Виды речи. Русский язык – родной язык русского народа.
Текст, предложение, диалог
Текст (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста.
Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Выделение предложения
из речи. Установление связи слов в предложении. Диалог. Знаки препинания в конце
предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).
Слова, слова, слова…
Слово. Роль слов в речи. Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков
предметов, слова-названия действий предметов. Тематические группы слов. Вежливые
слова. Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова, близкие и
противоположные по значению. Словари учебника: толковый, близких и противоположных
по значению слов.
Слово и слог. Ударение.
Слово и слог. Перенос слов. Ударение (общее представление).
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Ударные и безударные
гласные звуки. Согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Мягкий знак как
показатель мягкости согласного звука. Согласные звонкие и глухие. Шипящие согласные

звуки. Заглавная буква в словах.
Повторение
3 класс (132 ч)
Наша речь
Виды речи. Требования к речи. Диалог и монолог.
Текст
Текст. Признаки текста. Тема и главная мысль текста. Части текста. Построение текста.
Воспроизведение текста.
Предложение
Предложение. Члены предложения. Связь слов в предложении.
Слова, слова, слова…
Слово и его значение. Синонимы и антонимы. Однокоренные слова. Слог. Ударение.
Перенос слова. Ударение словесное и логическое. Перенос слова по слогам.
Звуки и буквы
Звуки и буквы (повторение, уточнение). Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки.
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. Согласные звуки.
Согласный звук [й] и буква «и краткое». Слова с удвоенными согласными. Твердый и
мягкий согласные звуки и буквы для их обозначения. Мягкий знак (ь). Правописание
буквосочетаний с шипящими звуками. Звонкие и глухие согласные звуки. Правописание
слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласным.
Разделительный мягкий знак (ь).
Части речи
Части

речи.

Имя

существительное.

Одушевленные

и

неодушевленные

имена

существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Число имен
существительных. Глагол. Глагол как часть речи. Число глагола. Текст-повествование и
роль в нем глаголов. Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи.
Единственное и множественное число имен прилагательных. Текст-описание и роль в нем
имен прилагательных. Местоимение. Личное местоимение как часть речи. Текстрассуждение. Предлоги.
Повторение
4 класс (132 ч)
Язык и речь
Наша речь и наш язык.

Текст. Предложение. Словосочетание
Текст (повторение и углубление представлений). Предложение (повторение и углубление
представлений о предложении и диалоге). Виды предложений по цели высказывания и
интонации. Предложения с обращением (общее представление). Состав предложения.
Простое и сложное предложения. Словосочетания
Слово в языке и речи
Лексическое значение слова. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Части
речи. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени
существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении, предлоге) и их признаках.
Имя числительное (общее представление). Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и
буквы (обобщение и углубление представлений).
Состав слова
Корень слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Основа слова. Обобщение
знаний о составе слова.
Правописание частей слова
Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по
глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Правописание
слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание
приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ).
Части речи
Имя существительное
Повторение и углубление представлений. Число имен существительных. Падеж имен
существительных. Изменение по падежам. Три склонения имен существительных.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном
(множественном) числе.
Имя прилагательное
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Текст-описание. Формы
имен прилагательных. Род имен прилагательных. Число имен прилагательных. Падеж имен
прилагательных. Изменение по падежам имен прилагательных. Правописание падежных
окончаний имен прилагательных. Склонение имен прилагательных мужского и среднего
рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных женского рода в единственном
числе. Склонение имен прилагательных во множественном числе.

Местоимение
Лицо, число, род личных местоимений. Местоимение. Изменение по падежам личных
местоимений. Правописание местоимений.
Глагол
Повторение и углубление представлений о глаголе. Формы глагола. Число глаголов.
Времена глагола. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы НЕ с
глаголами. Неопределенная форма глагола. Спряжение глагола. Изменение глаголов в
настоящем и будущем времени по лицам и числам. I и II спряжение глаголов. Правописание
глаголов с безударными личными окончаниями. Правописание возвратных глаголов.
Правописание глаголов в прошедшем времени.
Повторение
Тематическое планирование курса «Русский язык»
Тематическое планирование составлено с учётом рабочей программы воспитания.
Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию
следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся СОО:
1. Формирование чувства гордость за свою Родину, российский народ и историю
России; осознание своей этнической и национальной принадлежности,
формирование ценностей многонационального российского общества; становление
гуманистических, демократических ценностных ориентаций.
2. Инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в
рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов,
что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей,
навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирование и отстаивания своей точки зрения.
класс
№

Разделы, темы

Количество
часов

Добукварный (подготовительный) период

ч

Букварный (основной) период

ч

Послебукварный (основной) период

ч

Наша речь

ч

Текст, предложение, диалог

ч

Слова, слова, слова…

ч

Слово и слог. Ударение

ч

Звуки и буквы.

ч

Итоговое повторение.

ч

Итого

ч

2 класс
№

Разделы, темы

Количество часов

Наша речь

ч

Текст

ч

Предложение

ч

Слова, слова, слова…

ч

Звуки и буквы

ч

Правописание буквосочетаний с шипящими

ч

звуками
Части речи

ч

Повторение

ч
ч

Итого

3 класс
№

Разделы, темы
Язык и речь

Количество часов
2ч

Текст, предложение, словосочетание

ч

Слово в языке и речи

ч

Состав слова

ч

Части речи

ч

Повторение

6ч
ч

Итого
4 класс
№

Разделы, темы

Количество
часов

Повторение изученного в 1-3 классах

ч

Предложение

ч

Слово в языке и речи

ч

Имя существительное

ч

Имя прилагательное

ч

Местоимение

ч

Глагол

ч

Повторение

ч

Итого

ч

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».