Окружающий мир

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «окружающему миру»
(для слабослышащих детей),
(вариант 2.2)
1 – 4 класс

пгт. Липовцы,2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне
начального общего образования составлена на основе Требований к результатам
освоения основной образовательной программы начального общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального
общего образования, а также Примерной программы воспитания и является приложением
к Адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего
образования для слабослышащих и позднооглохших детей (Вариант 2.2) ФГОС НОО
ОВЗ.
Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного
образовательного

стандарта

начального

общего

образования

обучающихся

с

ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования и науки РФ
от 19 декабря 2014 г. №1598); и с учетом примерной АООП НОО для слабослышащих и
позднооглохших детей, вариант 2.2 .
При составлении рабочей программы по предмету использовались:
 Авторская

программа

«Окружающий

мир».

Автор:

Плешаков

А.А.

Москва

«Просвещение», 2020 год (УМК «Школа России») УМК «Школа России»
1. А.А.Плешаков «Окружающий мир», (1-4), в двух частях, Москва «Просвещение», 2020г.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на
достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе
единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления
ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
-духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в
условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в
котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной
жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира,
своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в

различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения
эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Специфика курса «Окружающий
мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в
равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт
обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый
для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают
основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся
осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на
многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими
возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и
культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений
проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире
природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить
основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей
природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими
предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и
воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего
школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
В основе методики преподавания курса лежит проблемно - поисковый подход,
обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом
используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств,
составляющих единый учебно-методический комплект. Учащиеся ведут наблюдения
явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты.
Планируемые результаты изучения учебного предмета « Окружающий мир»
Учебный предмет «Окружающий мир» по окончании обучения в начальной школе
в соответствии с АООП позволяет получить:
Личностные результаты:

 осознание себя как гражданина России, знающего и любящего ее природу и культуру;
 целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур;

 представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре
разных народов России и народов мира, выступающей в разнообразных культурных
формах семейных традиций;

 осознание преемственности от старшего поколения к младшему (традиции в семье);
 готовность к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе,
окружающим людям;

 личностная ответственность за сохранность объектов природы, необходимых для
будущего России;

 эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в символических
образах народного творчества;

 установка на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания первой
помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе

 использование лучших семейных традиций здорового образа жизни народов своего
края.
Метапредметные результаты складываются из познавательных, регулятивных и
коммуникативных универсальных
в

рамках

изучения

учебных

предмета

действий

«Окружающий

(УУД),

которые

мир» конкретизируются

следующим образом.
Познавательные УУД позволяют:

 оперировать со знаково-символическими изображениями;
 находить по требованию учителя необходимую дополнительную информацию;
 понимать содержание учебных текстов, фиксировать полученную информацию в
виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;

 анализировать

и

сравнивать

объекты

окружающего

отличительных признаков и классифицировать их;

мира

с

выделением

устанавливать причинно-

следственные связи между явлениями, объектами.
Регулятивные УУД позволяют:

 понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную
учителем;

 планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для
раскрытия темы, приводить примеры);

 планировать свои действия в течение урока;
 фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой
на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно
относиться к своим успехам/неуспехам;



контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;

 в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Коммуникативные УУД позволяют:

 формулировать ответы на вопросы;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
 высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
 понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при
выполнении заданий;

 строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
 готовить сообщения, проекты с помощью взрослых.
Результаты формирования сферы жизненной компетенции в соответствии с ФГОС
НОО учащихся с ОВЗ и конкретизацией в АООП проявляются в перечисленных ниже
знаниях и умениях.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении проявляется:

–

в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе,
сформулировать запрос о специальной помощи;

– в

умении

использовать

помощь

взрослого

для

разрешения

затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не
понимаю;

– в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно
выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать
возникшую проблему.
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни,

проявляется в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии
повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов
и вещей.
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственновременной организации, проявляется:

– в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия учащегося с
бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении
адекватных представлений об опасности и безопасности;

–

в адекватности бытового поведения учащегося с точки зрения опасности

(безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей
предметной и природной среды;

– в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за
пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и
загородных достопримечательностей и других;

– в расширении представлений о целостной и подробной картине мира,
упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;

– в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями
окружающего мира;

– в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и
ходом собственной жизни в семье и в школе;

– в развитии

любознательности,

наблюдательности,

способности

замечать новое, задавать вопросы;

– в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной
результативности;

– в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;
–

в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы
быть понятым другим

человеком.
Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования.
Они обозначаются в АООП как:

1) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей

семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

2) расширение, углубление и систематизация знаний о предметах и явлениях
окружающего мира, осознание целостности окружающего мира, освоение основ
экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в
мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и
социальной среде;

3) усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и
неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями
в окружающей среде;

4) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в
окружающем мире, умение
прогнозировать простые последствия собственных действий и действий,
совершаемых другими людьми.
Содержание учебного предмета
1 КЛАСС (66 ч)
Введение
Знакомство с учебником и учебными пособиями.
Что и Кто?
Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Что у
нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Что растет
на подоконнике? Что растет на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто
такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что
окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным?
На что похожа наша планета?
Как, откуда и куда?
Как живет семья? Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в
наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки?
Откуда берутся снег и лед? Как живут растения? Как живут животные? Как зимой
помочь птицам? Откуда берется и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь?
Где и когда
Когда учиться интересно? Когда придет суббота? Когда наступит лето? Где живут

белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда появилась одежда?
Когда изобрели велосипед Когда мы станем взрослыми?
Почему и зачем?
Почему Солнце светит днем, а солнце ночью? Почему Луна бывает разной?
Почему идет дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга
разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Почему мы не будем рвать цветы
и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Зачем мы спим
ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы
и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем
нужны поезда? Зачем строят корабли? Зачем строят самолеты? Почему в
автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Почему на корабле и
в самолете нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают
космос? Почему мы часто слышим слово «экология»?
2 КЛАСС (34 ч)
Где мы живем?
Родна страна. Город и село.Природа и рукотворный мир. Наш адрес в мире.
Природа
Неживая и живая природа. Явления природы. Что такое погода. В гости к осени.
Звездное небо. Заглянем в кладовые земли. Про воздух и про воду. Какие бывают
растения. Какие бывают животные. Невидимые нити. Дикорастущие и культурные
растения. Дикие и домашние животные. Комнатные растения. Животные живого
уголка. Про кошек и собак. Красная книга.
Жизнь города и села
Что такое экономика. Из чего что сделано. Как построить дом. Какой бывает
транспорт. Культура и образование. Все профессии важны. В гости к зиме.
Здоровье и безопасность
Строение тела человека. Если хочешь быть здоров. Берегись автомобиля! Школа
пешехода. Домашние опасности. Пожар. На воде и в лесу. Опасные незнакомцы.
Общение
Наша дружная семья. В школе. Правила вежливости. Ты и твои друзья. Мы –
зрители и пассажиры.
Путешествия
Посмотри вокруг. Ориентирование на местности. Формы земной поверхности.

Водные богатства. В гости к весне. Россия на карте. Путешествие по Москве.
Московский Кремль. Город на Неве. Путешествие по Оке. Путешествие по
планете. Путешествие по материкам. Страны мира. Впереди лето.
3 КЛАСС (34 ч)
Как устроен мир?
Природа. Человек. Общество. Что такое экология. Природа в опасности!
Эта удивительная природа
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Вода.
Превращения и круговороты воды. Берегите воду! Как разрушаются камни. Что
такое почва. Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и
развитие растений. Охрана растений. Разнообразие животных. Кто что есть?
Размножение и развитие животных. Охрана животных. В царстве грибов. Великий
круговорот жизни.
Мы и наше здоровье
Организм человека. Органы чувств. Надежная защита организма. Опора тела и
движение. Наше питание. Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать
болезни. Здоровый образ жизни.
Наша безопасность
Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Опасные места.
Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность.
Чему учит экономика
Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основа
экономики. Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Какая
бывает промышленность. Что такое деньги. Государственный бюджет. Семейный
бюджет. Экономика и экология.
Путешествия по городам и странам
Золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое
Бенилюкс. В центре Европы. По Франции и Великобритании. На юге Европы. По
знаменитым местам мира.
4 КЛАСС (34 ч)
Земля и человечество
Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы. Звездное небо – Великая
книга Природы. Мир глазами географа. Мир глазами историка. Когда и где? Мир

глазами эколога. Сокровища Земли под охраной человечества.
Природа России
Равнины и горы России. Моря, озёра и реки России. Природные зоны России. Зона
арктических пустынь. Тундра. Леса России. Лес и человек. Зона степей. Пустыни.
У Черного моря.
Родной край – часть большой страны
Наш край. Поверхность нашего края. Водные богатства нашего края. Наши
подземные богатства. Земля – кормилица. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь в
пресных водах. Растениеводство в нашем крае. Животноводство в нашем крае.
Страницы всемирной истории
Начало истории человечества. Мир древности: далекий и близкий. Средние века:
время рыцарей и замков. Новое время: встреча Европы и Америки. Новейшее
время: история продолжается сегодня. Жизнь древних славян. Во времена Древней
Руси. Страна городов. Из книжной сокровищницы Древней Руси. Трудные времена
на Русской земле. Русь расправляет крылья. Куликовская битва. Иван Третий.
Мастера печатных дел. Патриоты России. Петр Великий. Михаил Васильевич
Ломоносов. Екатерина Великая. Отечественная война 1812 года. Страницы истории
19 века. Россия вступает в 20 век. Страницы истории 1920 – 1930-х годов. Великая
война и великая Победа. Страна, открывшая путь в космос.
Современная Россия
Основной закон России и права человека. Мы – граждане России. Славные
символы России. Такие разные праздники. Путешествие по России.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по курсу «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Тематическое планирование составлено с учётом рабочей программы воспитания.
Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию
следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся СОО:
1. Формирование чувства гордость за свою Родину, российский народ и
историю

России;

принадлежности,

осознание

своей

формирование

этнической

ценностей

и

национальной

многонационального

российского общества; становление гуманистических, демократических

ценностных ориентаций.
2. Инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся
в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских
проектов,

что

даст

обучающимся

возможность

приобрести

навык

самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования
и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим
идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного
выступления перед аудиторией, аргументирование и отстаивания своей
точки зрения.
1 класс
№

Название разделов и тем

Количество часов

1

Введение

1ч

2

Что и Кто?

21 ч

3

Как, откуда и куда?

12 ч

4

Где и когда?

11 ч

5

Почему и зачем?

22 ч
Итого

66 ч

2 класс
№

Название разделов и тем

Количество часов

1

Где мы живем?

2ч

2

Природа

10 ч

3

Жизнь города и села

5ч

4

Здоровье и безопасность

5ч

5

Общение

3ч

6

Путешествия

9ч
Итого

34 ч

3 класс
№
1

Название разделов и тем
Как устроен мир?

Количество часов
3ч

2

Эта удивительная природа

9ч

3

Мы и наше здоровье

5ч

4

Наша безопасность

4ч

5

Чему учит экономика

6ч

6

Путешествия по городам и странам

7ч

Итого

34 ч

4 класс
№

Название разделов и тем

Количество часов

1

Земля и человечество

5ч

2

Природа России

10 ч

3

Родной край – часть большой страны

10 ч

4

Страницы всемирной истории

5ч

5

Современная Россия

4ч
Итого

34 ч

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».